Какие системы налогообложения действуют в рф. Системы налогообложения: как сделать правильный выбор? Какие бывают налоги в РФ


Система налогообложения определяет налоговую нагрузку на организацию, объем отчислений индивидуального предпринимателя или юридического лица в пользу государства. Субъектам хозяйствования необходимо выбрать такой вариант, чтобы свести свои расходы к минимуму. В то же время не должно быть нарушений законодательства, так как при их выявлении виновника могут привлечь к ответственности, а также заставить компенсировать разницу между недоплаченными суммами.

Если вы думаете о том, как выбрать оптимальную систему налогообложения, без грамотного анализа различных показателей не обойтись. Это поможет найти подходящий вариант по параметрам своей организации. Таким образом, появится возможность сэкономить оборотные средства, повысить рентабельность бизнеса и, как следствие, увеличить чистую прибыль.

Основные виды систем налогообложения

1. Общий режим (ОСНО)

Данная система является традиционной и несет наибольшую нагрузку на субъект хозяйствования. Необходимо уплачивать налог с прибыли (20% для юридических лиц и 13% – для предпринимателей), а также налог на добавленную стоимость, на имущество организаций и другие сборы, установленные законодательством.

Плюсы. Универсальность, устоявшиеся правила работы, быстрое оформление.

Минусы. Наибольшая налоговая нагрузка на субъект хозяйствования, сложный расчет НДС, необходимость привлечения стороннего специалиста (бухгалтера).

2. Упрощенный режим, «упрощенка» (УСН)

Данная система является наиболее привлекательной для ИП и ООО, так как нагрузка на субъект хозяйствования значительно ниже. Все налоги заменяются единой ставкой в размере 6% с «доходов», полученных от предпринимательской деятельности (от оборота), либо 15% от чистой прибыли («доходы минус расходы»). Однако «упрощенка» изначально создавалась с целью поддержки развивающегося бизнеса, поэтому соответствовать ее требованиям смогут далеко не все ИП и юридические лица.

Плюсы. Малая нагрузка, гибкая налоговая база, возможность не включать затраты в расчет налога, возможность зачета ранее уплаченных средств при уменьшении прибыли.

Минусы. Жесткие требования к организации по доходам (не более 60 млн рублей в год), уставному капиталу (не должен содержать свыше 25% имущества другой компании), структуре (должны отсутствовать филиалы), роду деятельности (перечень ограничений содержится в п. 2.1 ст. 346.12 Налогового кодекса России).

3. Налог на вмененный доход, «вмененка» (ЕНВД)

Безусловное преимущество данной системы – в выплате одного налога в пользу государства вместо нескольких сборов. Налог на вмененный доход распространяется на относительно небольшой спектр видов деятельности субъектов хозяйствования. Это розничная торговля, услуги по временному проживанию, общественное питание, сервисы, связанные с обслуживанием и хранением автомобилей, а также некоторые другие.

Плюсы. Предсказуемость, уменьшение страховых выплат в фонды на 50% (для юридических лиц), простой расчет нагрузки, возможность работы без помощи бухгалтера, направление отчетности по почте, хороший налоговый период (квартал), отсутствие кассовой техники.

Минусы. Распространение на узкий круг видов деятельности, фиксированный размер, регулируется нормативными актами местных администраций, численность сотрудников не должна превышать 100 человек, уставной фонд на 75% и больше должен быть свободен от средств других компаний.

4. Единый сельхозналог (ЕСХН)

Данная система налогообложения была разработана для тех, кто создает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию и рыбу. В целом ЕСХН напоминает УСН как ставкой (6% от дохода), так и отсутствием дополнительных сборов. Однако воспользоваться данной системой могут лишь сельскохозяйственные организации, и при условии, что прибыль от продажи продукции или рыбы формирует не менее 70% прибыли.

Плюсы. Низкая нагрузка на бизнес (всего 6%), отсутствие НДС и налога на имущество.

Минусы. Узкий круг субъектов, на которых распространяются правила (только организации, занятые в сельском хозяйстве), сложность применения на практике, специализация (в доходе организации с/х продукция должна занимать не менее 70%).

5. Патентный режим (ПСН)

ПСН разработана специально для поддержки индивидуальных предпринимателей и упрощения их деятельности. Данная система налогообложения напоминает ЕНВД, однако распространяется только на ИП, которые нанимают не более 15 человек и зарабатывают не более 60 миллионов рублей в год.

Плюсы. Уменьшенная налоговая база, минимальная отчетность, уменьшение страховых выплат, возможность выкупа патента на определенный период времени (1-12 месяцев), отсутствие кассовой техники

Минусы. Действие патента только в регионе выдачи, применение только к специальному субъекту (индивидуальному предпринимателю), жесткие требования по наемным работникам (не более 15 человек), доходам (не более 60 млн рублей за 12 месяцев), виду деятельности (перечислены в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса).

6. Смешанная (комбинированная)

Налоговое законодательство России не запрещает использовать сразу несколько систем налогообложения, что подходит для крупных организаций, которые осуществляют большое количество видов деятельности. Однако сложный расчет выплат в пользу организаций создает риск «перехитрить» самого себя, допустить ошибки, которые впоследствии могут сыграть негативную роль.

Плюсы. Подстройка налогообложения под требования конкретного субъекта хозяйствования, возможность снижения общей налоговой нагрузки, динамичное изменение условий ведения бизнеса.

Минусы. Сложные расчеты, требующие привлечения специалиста, возможность ошибки, необходимость постоянной подготовки отчетности.

Сравнительная таблица систем налогообложения

Вид системы Налоговая база Налогообложение при отсутствии чистой прибыли Периодичность и принципы предоставления отчетности Учеты Требования к субъекту (для юридических лиц) Списание суммы расходов из налоговой базы
ОСНО Уплате подлежит налог на прибыль, НДС, налог на имущество Уплачивается только НДС (за минусом налоговых вычетов) Ежеквартально, отдельная по каждому налогу Отдельный регистр по каждому налогу Без ограничений Списываются любые обоснованные расходы, подтвержденные документально
УСН 6% выручки либо 15% чистой прибыли (доходы минус расходы) 6% выручки (если налоговой базой являются доходы), 1% выручки (если налоговой базой является чистая прибыль) Не более 100 человек в штате, не более 60 млн рублей дохода, не более 100 млн рублей основных средств, не более 25% чужих активов других юрлиц Расходы можно списать только по УСН с уплатой в доход государства 6% выручки и далеко не все (перечень ограничен законодательно)
ЕНВД Размер платежей определяется нормативным актом Выплачивается фиксированный размер, установленный нормативным актом Ежеквартальная, не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца Учет не ведется Занятие определенным видом деятельности (общественное питание, обслуживание машин и т.д.), соответствие законодательным критериям для данного вида деятельности Расходы не списываются
ЕСХН 6% «Доходы минус расходы» При отсутствии прибыли невозможно подтвердить статус и претендовать на ЕСХН Ежегодная, единая, не позднее 31 марта каждого года Книга учета расходов и доходов Деятельность в сфере сельского хозяйства или выращивания рыбы, среднесписочная численность работников не должна быть больше 300 человек за отчетный период, 70% прибыли – от с/х или рыбы, использование для обслуживание рыбного хозяйства собственных или арендованных судов Можно списать в случае, если это не противоречит законодательству
ПСН Размер платежей определяется местным нормативным актом Не предусмотрено Не сдается Патент выдается на 1-12 месяцев в пределах календарного года Только для ИП с годовым доходом не более 12 млн рублей, с численностью наемных работников не более 15 человек Расходы не списываются

сайт знает, как выбрать оптимальную систему налогообложения:

  1. Определитесь с организационно-правовой формой. ОСНО, УСН, ЕНВД и ЕСХН подходят как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам, ПСН – только ИП.
  2. Подсчитайте ожидаемый размер доходов. Выбирая оптимальную систему налогообложения, в первую очередь необходимо ориентироваться на масштабы будущей деятельности. Наиболее простой и предсказуемой формой является УСН, которая подходит большинству предпринимателей и организаций. Переходить к общей системе есть смысл лишь тогда, когда прибыль стабильна и высока.
  3. Сделайте вывод, каким видом деятельности вы планируете заниматься. ЕСХН и ЕНВД подходят лишь для узкого круга организаций и ИП. ОСНО и УСН являются универсальными, однако вторая форма всегда выгоднее из-за более низкой налоговой базы.
  4. Проверьте, подпадает ли ваша организационно-правовая форма под УСН. В этом случае в компании должно трудиться не более 100 человек, а ее прибыль не должна превышать 60 миллионов рублей за год.
  5. Подсчитайте, что выгоднее: УСН или ЕНВД. «Вмененка» по целому ряду направлений деятельности выгоднее (например, в сфере общественного питания), так как чистая прибыль не будет привязана к выручке. Однако в общем случае именно «упрощенка» является оптимальной формой налогообложения.
  6. Определитесь с типом УСН. Если документально подтвердить большую часть расходов будет проблематично, то лучше сделать налоговой базой именно доходы и платить в пользу государства 6 процентов от их суммы. Установить в качестве объекта «доходы» целесообразно в том случае, если рентабельность выше 40%. Размер отчислений в пользу государства будет значительно меньше. В противном случае сделайте выбор в пользу УСН с базой «доходы минус расходы»: это будет выгоднее, если все затраты подтверждаются документально, а рентабельность – ниже 6,7%. При рентабельности в пределах 6,8-40%, необходимо ориентироваться на доходы.
  7. Убедитесь, что компания может позволить себе содержание бухгалтера. Системы налогообложения, которые требуют регулярной отчетности, нуждаются в привлечении стороннего специалиста.

Термин «форма налогообложения» - обозначает определенную систему передачи налоговых платежей в государственную казну. Выбор режима налогообложения определяет будущую доходность бизнеса. Это означает, что данный этап является одним из важных моментов реализации бизнес-проекта. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, какие бывают системы налогообложения и рассмотреть их особенности.

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству

Современное налогообложение в России

Сегодня, в Российской Федерации функционирует четыре специализированных режима и одна общая система налогового обложения, доступные для частных предпринимателей и других субъектов коммерческой деятельности. ОСНО – общая система налогового обложения является режимом, который применяется «по умолчанию» к тем компаниям, что не выбрали одну из специальных форм для оплаты налогов. По мнению экспертов, данная система обладает самым высоким показателем финансовой нагрузки. Предприниматели, работающие по данной системе, должны подготавливать большой объем отчетности, который передается контролирующим органам.

Специальные системы налогообложения в России направлены на снижение налоговой нагрузки.

Выбор подобных режимов позволяет начинающим предпринимателям снизить статью расходов путем отказа от оплаты определенных видов налогов. Следует сказать о том, что для перевода на специальную систему уплаты налогов, компания должна соответствовать ряду жестких параметров.

На сегодняшний день частным предпринимателям и другим субъектам коммерческой деятельности доступны следующие формы оплаты налогов:

  1. единый налог на вмененный доход;
  2. упрощенный режим;
  3. патентная система;
  4. единый сельскохозяйственный налог.

Использование вышеперечисленных систем позволяет на законных основаниях перестать оплачивать имущественные налоги и налог на перевозку грузов, а также НДС. Данные выплаты заменяются специальным налогом, величина которого взаимосвязана с выбранной системой. Следует сделать акцент на том, что независимо от выбора, лицам, имеющим статус работодателя, следует оплачивать налог на доход физических лиц и перечислять взносы на счет страховых служб. Эти выплаты рассчитываются на основе заработной платы сотрудников компаний. Для субъектов малого предпринимательства предустановлены обязательные перечисления в счет страховых фондов.

Формы налогообложения

Как показывает практика, при выборе специальной системы уплаты налогов, предпринимателю следует учитывать ряд параметров. Помимо правового статуса, нужно взять во внимание такие критерии, как стабильность дохода и выбранную область коммерческой деятельности. При любых обстоятельствах следует учитывать возможность взаимодействия с крупными бизнес-партнерами. Некоторые из нижеперечисленных систем ограничивают функционирование ИП в сотрудничестве с крупными контрагентами.

От выбора режима уплаты налогов зависят сроки подачи отчетности, размер налоговой базы и способы вычислений размеров платежей.


Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты

Как правило, выбор режима осуществляется на момент регистрации бизнеса. Каждому субъекту предпринимательской деятельности предоставляется возможность перевода на новый режим. Сменить систему налогообложения можно только один раз в течение года . Для этой цели, руководителю компании необходимо обратиться в местное отделение налоговой инспекции с соответствующим заявлением.

Заявка для перехода на новый режим уплаты налогов, составляется согласно унифицированной форме. Заполненный бланк должен быть заверен фирменным клише организации и подписью собственника компании. Данный документ составляется в количестве двух копий, одна из которых остается у заявителя, а вторая передается представителям ФНС.

Общая (ОСНО)

Общая система часто именуется основным налоговым режимом, поскольку присваивается автоматически всем субъектам предпринимательской деятельности . Также данный режим присваивается тем компаниям, что перестают соответствовать требованиям специальных систем. По мнению специалистов, ОСНО обладает самой высокой финансовой нагрузкой. Рассматриваемая система включает в себя налог на доход, добавленную стоимость, имущество и прибыль.

Как правило, данная система используется компаниями, имеющими высокий финансовый оборот, либо теми лицами, что занимаются экспортом товарной продукции. Помимо всего вышеперечисленного, общая система используется теми фирмами, что сотрудничают с контрагентами, которые оплачивают НДС.

Упрощенная (УСН)

Данная форма оплаты налогов в счет государственного бюджета, является самой популярной, благодаря легкости составления финансовых отчетов . В сравнении с прочими формами оплаты налогов, УСН обобщает собой значительно больше различных типов коммерческой деятельности.

Существуют следующие виды упрощенной системы налогообложения:

  1. «Доход» - этот режим подразумевает налогооблагаемую базу в виде шести процентов от количества полученной прибыли за отчетный период;
  2. «Доход минус расход» - размер налогооблагаемой базы при этой форме упрощенной системы составляет пятнадцать процентов от выручки за минусом производственных издержек.

Для перевода на этот режим, компания должна соответствовать ряду строгих требований. В первую очередь, штат компании обязан содержать не более ста работников. Также следует выделить, что размер прибыли, полученной за девять месяцев, не должен превышать сорок пять миллионов рублей. Все требования к компаниям, желающим работать по данной системе, изложены в триста сорок шестой статье Налогового Кодекса. Среди преимуществ этой системы следует выделить понижение финансовой нагрузки и упрощение процесса составления бухгалтерской отчетности.


Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Перейти на рассматриваемую систему могут лишь те компании, что занимаются теми видами работ, что перечислены в специальном перечне. Согласно статистическим данным, система вмененного налогообложения применяется организациями, занимающимися розничной торговлей. В случае с данным режимом, объем выручки предпринимателя не оказывает влияния на размер налогооблагаемой базы, поскольку государством устанавливается единая ставка для каждой сферы предпринимательской деятельности.

Согласно установленным правилам, перевод на данный режим освобождает предпринимателя от уплаты налога на добавочную стоимость, имущество и получаемую прибыль . Однако, рассматриваемая фирма должна соответствовать ряду строгих стандартов. К числу таких стандартов можно отнести лимиты, ограничивающие площадь помещения. Также следует сказать о том, что ведение коммерческой деятельности разрешается только в том регионе, где зарегистрирована компания.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХВ)

Данный режим доступен только для лиц, занимающихся выпуском сельскохозяйственной товарной продукции. Единственным исключением из этого правила, являются частные предприниматели и другие субъекты коммерческой деятельности, которые получают более семидесяти процентов дохода от работы в этом направлении. Сельскохозяйственный налог заменяет собой такие виды налогового обложения, как НДФЛ, НДС и имущественные платежи.

Размер налогооблагаемой базы составляет шесть процентов. Важно обратить внимание на то, что при переходе на данную систему, предприниматель получает возможность совмещать несколько специальных режимов по различным видам деятельности. Как правило, ЕСХВ используется теми организациями, что имеют невысокую статью расходов. Среди недостатков системы следует выделить возможные трудности во взаимодействии с предприятиями, работающими по ОСНО. Также следует отметить, что в случае убыточности бизнеса, налогоплательщик должен продолжать оплачивать налоговые счета.

Патентная система

Данная налоговая система доступна только для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в статусе ИП. Применять патентную систему, дозволено только тем частным предпринимателям, что имеют штат персонала, состоящий из пятнадцати человек . Как правило, подобные компании занимаются розничной торговлей или работают в сфере услуг. Для того чтобы работать в выбранной сфере деятельности, предпринимателю необходимо приобрести патент. Достоинством ПСН является отсутствие влияния объема выручки на стоимость патента. При выборе этой системы, размер налоговой базы рассчитывается на основе среднего дохода, по каждой отрасли.

Нужно отметить, что контролирующие органы предъявляют строгие требования не только к количеству наемного персонала, но и к размеру годовой прибыли. В данном случае, размер дохода, полученного за отчетный год, не должен превышать шестьдесят миллионов рублей. Среди преимуществ этой системы следует выделить возможность отказаться от использования кассовых аппаратов и подачи налоговой декларации. Главным недостатком этой системы является отсутствие возможности снизить размер налогов на оплату страховых взносов.


Чтобы избежать досадных финансовых потерь, при любой системе налогообложения нужно в первую очередь грамотно организовать ведение бухгалтерского учета

Совмещение систем

Существуют режимы, которые могут быть совмещены между собой. В частности, предприниматели, ведущие сельскохозяйственный бизнес, могут использовать ЕСХН наряду с ЕНДВ. Однако подавляющее большинство предпринимателей предпочитают использовать лишь одну из вышеперечисленных систем налогового обложения.

Сводная таблица

Название налогового режима УСН ЕНДВ ЕСХН ПСН
Налоги, подлежащие оплате Единый налог Налог на вмененный доход Сельскохозяйственный налог Траты на приобретение патента
Налогооблагаемая база Доход Доход за минусом расходов Вмененный доход Доход за минусом расходов Размер потенциальной годовой выручки
Величина ставки Шесть процентов Пятнадцать процентов Пятнадцать процентов Шесть процентов Шесть процентов
Возможность снижения величины базы налогообложения Отсутствует Без персонала на сто процентов. При наличии тружеников на сумму не более пятидесяти процентов от размера фиксированных платежей Отсутствует Отсутствует
Длительность отчетного периода Один квартал, полугодие и девять месяцев Отсутствует Полугодие Отсутствует
Необходимость внесения предоплаты Ежеквартально Отсутствует По окончании отчетного периода Отсутствует
Срок внесения предоплаты Отсутствует До двадцать пятого числа месяца, следующего после отчетного Отсутствует
Длительность налогового периода Один год Один квартал Один год Зависит от самого патента
Правила отправки декларации Подается за отчетный год. Срок подачи — 31 марта (для ООО) и 30 апреля (для ИП). По окончании отчетного квартала По окончании отчетного года. Срок подачи – 31 марта Не подается
Дата оплаты налогов Двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом 31 марта года, следующего за отчетным Зависит от времени действия патента
Книга учета доходов и расходов Следует учитывать финансовые показатели Наличие в обязательном порядке для индивидуальных предпринимателей Наличие в обязательном порядке
Контрольно-кассовые приборы Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке
Наличие ограничений Штат сотрудников менее ста человек Более семидесяти процентов дохода должно быть получено путем ведения сельскохозяйственной деятельности Штат сотрудников менее пятнадцати человек
Остаточная стоимость менее 150 миллионов рублей Размер дохода не более 150 миллионов рублей
Доля участия юридических лиц менее двадцати пяти процентов
Возможность совмещения с другими системами Для юридических лиц: ЕНВД.

Для ИП: ПСН, ЕНВД.

Для юридических лиц: ЕСХН, УСН, ОСН.

Для ИП: ПСН, ЕСХН, УСН, ОСН.

Для юридических лиц: ЕНВД.

Для ИП: ПСН, ЕНВД.

ЕНВД, ЕСХН, УСН, ОСН.
Возможность добровольного перехода С началом нового отчетного года С начала нового отчетного года С начала нового отчетного года
Перевод на стандартный метод оплаты налогов согласно установленному регламенту В начале квартала после утраты права на использование специального режима Со следующего квартала после утраты права на использование специального режима С начала налогового периода, после утраты права на использование специального режима В течение пяти дней
Порядок возраста Через 12 месяцев после потери права использования специального режима С начала нового календарного года
Виды ответственности Все виды штрафных санкций перечислены в сто девятнадцатой, сто двадцать второй, сто двадцать третьей и сто двадцать шестой статье Налогового Кодекса
Бухгалтерская отчетность Ведется только субъектами, зарегистрированными в статусе юридических лиц

Как подобрать системы налогообложения для ИП

Все вышеперечисленные виды систем налогообложения имеют ряд специфических тонкостей, что нужно учитывать при выборе конкретного режима. Новичкам в сфере предпринимательской деятельности рекомендуется изучить лимиты, установленные в выбранном режиме. Этот шаг позволит определить уровень риска, связанный с нарушением установленных рамок. Помимо этого, следует учитывать размер налогооблагаемой базы и льготы, представляющиеся государством.

Учет всех вышеперечисленных аспектов позволит правильно выбрать более подходящий налоговый режим. Перед переходом на новую, систему следует составить предварительные расчеты размера предполагаемой прибыли. Финансовая аналитика позволяет получить информацию о целесообразности использования выбранного режима, с целью снижения финансовой нагрузки на предприятие.


Если при регистрации бизнеса вы не подали заявление на другую систему налогообложения, вас поставят на общую систему

Выводы (+ видео)

Согласно действующему законодательству, каждый субъект коммерческой деятельности обязан платить налоги в соответствии с выбранной формой налогообложения. Грамотный подход к выбору метода оплаты налогов позволяет снизить статью расходов и уменьшить финансовую нагрузку на предприятие. На сегодняшний день самым популярным режимом является упрощенная система налогообложения. Несмотря на наличие жестких рамок, эта система позволяет существенно снизить размер затрат, связанных с уплатой налогов.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налоговая система - совокупность налогов, действующих в пределах данного государства.

В мировой экономике существует 4 типа НС:

  • 1. англо-саксонская;
  • 2. евроконтинентальная;
  • 3. латиноамериканская;
  • 4. смешанная.
  • 1. Англо-саксонская налоговая система характерна для таких стран, как США, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия, Япония.

Характерно значительное преобладание прямых налогов над косвенными (среди прямых доминирует подоходный налог с физических лиц).

2. Евроконтинетальная налоговая система характерна для Франции, Германии, Италии, Скандинавских стран.

Относительно высокая доля косвенных налогов (среди них главный налог - НДС).

Среди прямых налогов значительное место занимают выплаты на социальное страхование (отчисляются из фонда заработной платы).

  • 3. Для латиноамериканской налоговой системы характерно преобладание косвенных налогов над прямыми. Косвенные налоги обеспечивают стабильные доходы бюджета во время кризиса.
  • 4. Смешанная налоговая система характерна для стран, которые стремятся диверсифицировать свой налоговый портфель, снизить зависимость бюджета от конкретных видов налогов, поэтому сегодня различные налоги должны иметь приблизительно одинаковую нагрузку.

Функции налоговых систем:

  • 1. фискальная;
  • 2. распределительная;
  • 3. стимулирующая.

Требования к построению НС:

  • 1. Принцип внутренней замкнутости. Это означает, что НС должна быть построена так, чтобы все виды экономической деятельности (за исключением особо указанных) подвергались налогообложению, и, с другой стороны, чтобы одна и также экономическая деятельность не подвергалась двойному налогообложению.
  • 2. Принцип дешевизны налогообложения. Это означает, что затраты государства не реализацию налогообложения должны быть лимитированы путем:
    • · снижения издержек налогового администрирования на документооборот;
    • · эффективности сбора - минимизация уклонения от налогов.
  • 3. Принцип равномерности. Это означает, что должно быть единство правил по отношению ко всем налогоплательщикам, т.е. должна быть едина мерка.
  • 4. Принцип адекватности налогообложения реальному финансовому состоянию субъекта.
  • 5. Принцип сглаживания налогообложения во времени. Это означает, что должна быть связь между налогообложением и изменением доходов бюджета в связи с экономическим циклом.

налог рынок ставка лаффер

Возникает соблазн изменять налоговые ставки, иначе происходит рост доходов на стадии подъема и спад на стадии спада (извините за каламбурчик). Экономические агенты предпочитают стабильный уровень потребления и среду для инвестиций, следовательно изменение налоговых ставок искажает их деловую активность, следовательно, изменять их в связи с экономическим циклом не рекомендуется. Выход в том, что необходимо накапливать бюджетные излишки на стадии подъема, заимствовать их на стадии спада.

6. Налоговая система должна быть эластичной. Это означает, что она должна выполнять миссию контрциулического бюджетного стабилизатора. Необходимо обеспечить приток денежных средств в экономике, а для этого снижать налоговые ставки и увеличивать расходы бюджета. В свою очередь неконтролируемый рост цен и доходов снижает совокупный спрос, увеличивает налоговые ставки и снижает бюджетные расходы.

Понятие, виды и функции налогов

Бюджетно-налоговая политика

1. Понятие, виды и функции налогов

2. Налоговая система: понятие и основные элементы (субъект и объект налогообложения, налоговые ставки, налогооблагаемая база). Принципы налогообложения

3. Понятие и уровни государственного бюджета РФ

4. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Способы преодоления бюджетного дефицита

5. Понятие и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

6. Виды бюджетно-налоговой политики.

Налог обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины , то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

1. По методу взимания налоги делятся на прямые икосвенные .

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

· подоходный налог (13 %),

· налог на прибыль организаций (20 %),

· налог на добычу полезных ископаемых,

· транспортный налог,

· налог на имущество организаций и физических лиц.

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

Косвенные налоги:

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

· налог на добавленную стоимость (НДС)

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.



2. По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

1. налог на добавленную стоимость

3. налог на доходы физических лиц

4. налог на прибыль организаций

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

6. водный налог

7. налог на добычу полезных ископаемых

8. государственная пошлина

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

· налог на имущество организаций

· транспортный налог.

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

1. земельный налог

2. налог на имущество физических лиц.

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

Функции налогов:

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...