Пф дополнительные страховые взносы. Тарифы страховых взносов


Страховые пенсионные взносы, на основе которых формируется пенсионный бюджет , уплачиваются работодателями в процентном отношении к заработной плате работника, но при этом не вычитаются из нее, а являются отдельной статьей расходов страховщика.

Обязательный порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд определен требованиями Федерального закона № 212 от 24 июля 2009 года . Контролирующие функции за своевременностью положенных по закону перечислений, в соответствии с условиями, которые изложены в статье 3 данного закона, возлагаются на органы ПФР.

На граждан, ведущих индивидуальную предпринимательскую деятельность, занимающихся различными видами частных практик в медицинской, юридической, консалтинговой или иной сферах или производящих какие-либо выплаты и вознаграждения в соответствии с содержанием заключенных договоров гражданско-правового характера, также возложена, в соответствии со статьей 5 ФЗ № 212, обязанность осуществления страховых отчислений в ПФР.

Тарифы страховых взносов в ПФР

Размер пенсионных отчислений в пользу ПФР, определяется условиями, изложенными в статьях 14–17 Закона № 212 от 24.07.2009 г. и статьях и 31.1 ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» .

Основной тариф пенсионных взносов составляет 22 % . В случае, превышения величины базы для начисления взносов тариф увеличивается еще на 10% . На 2018 год установлена предельная величина базы в размере 1 021 000 рублей .

В случае, если плательщик одновременно является индивидуальным предпринимателем и работодателем, то страховые взносы им выплачиваются отдельно по каждому из оснований .

Отчисления в Пенсионный фонд за работника в 2018 году

В зависимости от плательщиков устанавливаются и различные тарифы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование , представленные в таблице ниже.

Категории плательщиков Тариф в 2018 году
Плательщики, применяющие основной тариф 22% + 10%
Организации и ИП, применяющие УСН (включая благотворительные); осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, научных исследований, образования, культуры и искусства, спорта, здравоохранения, а также имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность 20%
Организации, выплачивающие зарплату экипажам судов, за исключением нефтяных танкеров 0%
Субъекты хозяйственной деятельности, созданные бюджетными и автономными научными организациями 8%
Резиденты ОЭЗ, организации и ИП, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность 8%
Организации, работающие в сфере информационных технологий 8%
Участники проекта «Сколково» 14%
Участники свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя 6%
Имеющие статус резидентов ТОР 6%
Резиденты свободного порта «Владивосток» 6%

Страховые взносы для ИП в 2018 году

Порядок и размер уплаты пенсионных взносов до 2018 года регулировался положениями закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, однако с начала 2017 года управление страховыми платежами перешло Федеральной Налоговой службе, в следствии чего изменился порядок расчета суммы отчислений.

  • До 2018 года индивидуальные предприниматели независимо от наличия наемных работников, должны перечислить взнос, рассчитывающийся исходя из 26% от размера МРОТ, установленного на начало финансового года, по следующей формуле: МРОТ × 0,26 × 12.
  • С 2018 года размер страхового платежа перестал зависеть от МРОТ - его сделали фиксированной величиной, устанавливаемой Налоговым кодексом РФ.

В 2018 году сумма страхового взноса для самозанятых граждан составляет 26545 рублей . На следующие периоды установлен: на 2019 год - 29354 рубля, на 2020 год - 32448 рублей.

Помимо фиксированного платежа, предприниматель обязан до 1 апреля 2019 года произвести перечисление в Пенсионный фонд еще одного взноса в размере 1% с доходов за 2018 год, которые превышают сумму 300 тыс. рублей.

В случае, если статус предпринимателя был получен не в начале, а, например, в середине 2018 года, то в бюджет Фонда необходимо будет перечислить половину установленной суммы.

Особые условия для отдельных категорий плательщиков

Для отдельных категорий плательщиков установлены особые условия уплаты взносов, перечисляемых в ПФР, перечень которых определяется статьей 58 ФЗ №212. Им предоставляется возможность использования пониженных тарифов или полное освобождение от выплат.

Некоторые плательщики могут полностью освобождаться от уплаты взносов при соблюдении определенных условий и наличии подтверждающих документов.

Для того, чтобы гражданин был уверен в том, что его пенсионные права, при выходе на пенсию будут соблюдены в полном объеме , работодатель должен вовремя и полностью перечислять установленные законом взносы, а лицам, застрахованным в системе ОПС , необходимо осуществлять контроль над своевременностью и размером поступлений на свой

Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 24.09.2014

Независимо от применяемой системы налогообложения организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Анализ существующей практики позволяет выделить вопросы, связанные с начислением взносов по дополнительному тарифу. Данные вопросы мы рассмотрим в настоящей публикации.

"Вредник" без права на льготную пенсию

Как указывалось выше, организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет, профессия сотрудника не поименована в списках N N 1 и 2 (в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ). Типичный пример - монтажник-верхолаз (промышленный альпинист), который занимается герметизацией межпанельных швов в сфере ЖКХ. Указанная работа осуществляется на высоте, является тяжелой, опасной, но в списках, дающих право на получение льготной пенсии, данной профессии нет.
Важно понимать то, что необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:
- либо на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10);
- либо на работах, которые перечислены в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10).
Если же профессия, должность или вид работ, на которых занят сотрудник, не поименованы ни в одном из этих списков, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т.п.).
Это следует из положений ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Увольнение/прием после аттестации (спецоценки)

Как известно, результаты аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) влияют на размер дополнительного тарифа взносов в ПФР. По общему правилу применяются размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные п. п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Если сотрудники заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, тариф страхового взноса в 2014 г. составляет 6%, со следующего года он будет равен 9% (п. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). В остальных случаях тариф, согласно п. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, равен 4% на 2014 г. и 6% - на последующие годы.
Если рабочие места сотрудников по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 01.01.2014, или по результатам специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными, размер страхового взноса может оказаться другим. Это связано с тем, что в указанной ситуации подлежат применению ставки, предусмотренные п. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 1). При этом результаты аттестации можно применять до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

Таблица 1

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Комментарий

Это максимальный тариф взносов

В случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, - 7,0 процента (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579)

Допустимый

Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, которым (при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда) по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579), а не допустимый или оптимальный

Оптимальный

Очень характерное заблуждение практикующих специалистов состоит в том, что после увольнения сотрудника с аттестованного рабочего места (рабочего места, в отношении которого проведена специальная оценка условий труда) и приема на это же рабочее место нового сотрудника возможности применять дифференцированный тариф взносов не будет. Это не так. Важно понимать, что факт увольнения (приема) новых людей значения не имеет, поскольку взносы по дополнительному тарифу уплачиваются по рабочим местам без привязки к личности конкретного сотрудника.

Спецоценка проведена в середине года

До 2014 г. все работодатели (в том числе те, которые привлекают сотрудников к работе только на "офисных" рабочих местах) должны были провести аттестацию рабочих мест. С начала 2014 г. у работодателей возникла обязанность провести специальную оценку условий труда. Конкретный порядок проведения спецоценки с начала года утвержден не был. Дело в том, что в 2014 г. все еще продолжали действовать результаты аттестации, поэтому у работодателей, выполнивших обязанность по проведению аттестации, вопрос о спецоценке не возник.
Однако не все работодатели выполнили указанную обязанность в срок, поэтому им пришлось провести специальную оценку в середине 2014 г.
Для таких работодателей актуальным является вопрос: в каком порядке следует рассчитать пенсионные взносы по дополнительным тарифам за месяц, в котором утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда?
Дело в том, что взносы на обязательное пенсионное страхование рассчитываются по итогам месяца с учетом начислений, произведенных до даты последнего числа месяца включительно. По итогам специальной оценки условий труда проводившая ее организация составляет отчет, который подписывают все члены комиссии, принявшие участие в проведении спецоценки, и утверждает председатель комиссии (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Отчет этот может быть утвержден и в середине месяца.
Официальная позиция, выраженная Минтрудом России, заключается в том, что за месяц, в котором был утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда, работодатель должен применять дополнительные тарифы пенсионных взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, только к выплатам, начисленным за период с даты утверждения такого отчета до конца месяца. Об этом сказано в п. 6 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113.
К сожалению, в Письме не дается ответ на вопрос, по какой именно формуле производить распределение базы для начисления взносов в ПФР. А именно: следует ли производить расчет исходя из количества рабочих дней в соответствующем месяце по производственному календарю или исходя из количества календарных дней месяца.
Такие выплаты, как зарплата, производственные премии, начисляются за рабочие дни месяца. Однако есть начисления, которые входят в расчетную базу по взносам в ПФР и начисляются за календарные дни месяца (например, отпускные). На наш взгляд, более обоснованной представляется точка зрения, предполагающая проведение расчета исходя из количества рабочих дней месяца. Объясним почему.
В базу для исчисления взносов в ПФР те или иные выплаты попадают по дате начисления. Период, к которому они относятся, значения не имеет. Так, например, в случае ежегодного отпуска, переходящего с месяца на месяц, взносы с отпускных начисляются в том месяце, в котором были начислены отпускные. Оплата отпуска по законодательству должна быть произведена не позднее чем за три дня до его начала. При этом оплата производится единовременно, поэтому и начислены отпускные будут единовременно. В базу по расчету взносов войдет вся сумма отпускных, в том числе относящаяся к следующему месяцу.

Пример 1. В ООО "Ремонт" работает маляр, имеющий право на льготную пенсию. Специальная оценка условий труда в организации была проведена в июне 2014 г. Отчет по результатам специальной оценки был утвержден 10 июня 2014 г. По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
За июнь сотруднику начислена зарплата в сумме 20 000 руб. По производственному календарю в июне 2014 г. 19 рабочих дней. Должность маляра приведена в списке N 2. Поэтому до утверждения отчета по результатам специальной оценки применяется тариф 4%.
20 000 руб. : 19 дн. x 6 дн. x 4% = 253 руб.
После утверждения отчета применяется тариф 2%.
20 000 руб. : 19 дн. x 13 дн. x 2% = 274 руб.
Общая сумма взносов в ПФР, исчисляемых по дополнительному тарифу, составит:
253 руб. + 274 руб. = 527 руб.

Перевод на легкий труд

Согласно ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Пока сотруднице не предоставят новое место, она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: если "вредник" переведен на легкий труд в связи с беременностью, облагаются ли выплаты, начисленные после перевода, взносами в ПФР по дополнительному тарифу.
В данном случае необходимо учитывать следующее. Если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в списках N N 1 и 2, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины, в соответствии с медицинским заключением, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Такие разъяснения, в частности, дает Управление пенсионного фонда N 13 по г. г. Москве и Московской области. Их можно найти на сайте Администрации Ногинского района (http://www.noginsk-raion.ru/socialnaya_sfera/upravlenie_pensionnogo_fonda_13_po_g_moskve_i_moskovskoj_oblasti/).
Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. В Письме ПФР России от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 приведен пример исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу в такой ситуации: водитель троллейбуса (вид работ поименован в пп. 10 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу (диспетчером).
В примере производится распределение базы для начисления взносов, и дополнительный тариф начисляется только на ту часть базы, которая соответствует периоду работы в качестве водителя. Это аналогичная ситуация, но полностью случаю перевода беременной женщины на легкий труд она не соответствует. Поэтому практикующих специалистов не должен смущать разный порядок регулирования в данном случае.

Совмещение профессий (должностей)

Обзор результатов проверок, проведенных специалистами ПФР, позволяет говорить о том, что довольно распространенной является следующая ситуация.
В штате организации состоит "вредник", например: электрогазосварщик. Согласно данным аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 г. (или специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г.), данная специальность отнесена к льготному списку по досрочному уходу на пенсию за работу во вредных условиях труда. Работник кроме заработка во вредных условиях труда получает доплату за совмещение профессий (слесарь) в размере 25%. В установленном действующим законодательством РФ порядке организация дополнительно перечисляет страховые взносы по дополнительному тарифу.
При проверке от специалистов ПФР поступила просьба снизить процент доплаты до 20%, представить за предыдущие периоды корректирующие отчеты по персонифицированному учету с целью исключения льготного стажа из общего стажа.
В данном случае бухгалтеру и кадровику организации стоит быть готовыми отстоять правомерность того порядка, который применяется страхователем.
Установление совмещения указанному сотруднику произведено абсолютно правомерно. Запрет установлен только в отношении совместительства (в некоторых случаях). Так, в соответствии с ч. 5 ст. 282 ТК РФ не могут приниматься на работу по совместительству граждане, которые принимаются на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями.
Предельного размера доплаты за совмещение законодательство не предусматривает. Из ст. 151 ТК РФ следует, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) может быть любым.
На практике ПФР занимает следующую позицию: размер доплаты приравнивается ко времени работы в соответствующих условиях. То есть, скажем, если процент доплаты за совмещение составляет 25% - сотрудник работает по совмещаемой должности 25% рабочего времени. Таким образом минимизируются затраты по пенсиям, но законодательству такой подход не соответствует. Имеется довольно много судебных решений в пользу получателей пенсии. В качестве примера можно привести Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04.05.2012 N 2-60/12. Согласно материалам дела в приказе о совмещении профессий был указан размер доплаты - 25% от оклада. Суд однозначно указал, что этот размер нельзя расценивать как время работы, затрачиваемое на совмещение.
То есть в рассматриваемой ситуации требования фонда связаны в большей степени с отношениями между ПФР и будущими пенсионерами. Однако заставить организацию уменьшить размер доплаты у ПФР полномочий нет. Поэтому речь идет не о требовании ПФР, а о просьбе. В сложившейся ситуации специалистам организации нужно самостоятельно принять решение, согласны ли они с позицией ПФР по этому вопросу.

Часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях

В случае, когда часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях, при начислении взносов в ПФР по дополнительному тарифу необходимо проанализировать, по какой причине это произошло и входит ли период, в течение которого сотрудник не был занят во вредных условиях, в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Если входит - обязанность начислить взносы по дополнительному тарифу сохраняется (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сотрудник не работал во вредных условиях: типичные ситуации

Ситуация

Дополнительный комментарий

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца болел

Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни временной нетрудоспособности, приходящиеся по графику на рабочие дни, считаются днями, отработанными во вредных условиях труда

Сумма пособия по временной нетрудоспособности в базу для исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу не входит. От зарплатных взносов больничные освобождены

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца был в отпуске

Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни отпуска приравниваются к дням, отработанным во вредных условиях

Сумму отпускных необходимо включить в базу для расчета взносов в ПФР по дополнительному тарифу

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца работал в обычных условиях

В подобных ситуациях страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты в пользу данного работника (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.), но только пропорционально количеству фактически отработанных дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда

Об этом сказано в Письме Минтруда России от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309

Работник, который согласно трудовому договору должен быть занят во вредных условиях, в течение всего месяца был занят в обычных условиях. В данном месяце ему начислена премия за период, когда он работал во вредных условиях (например, за прошлый месяц)

Премия, начисленная в месяце, когда работник не занят на работах с вредными условиями труда, не облагается дополнительными взносами в ПФР, даже если она относится к периоду, когда сотрудник работал в таких условиях

Такой вывод следует из Письма Минтруда России от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415

Сотрудник-пенсионер

Нередко работники, выработавшие льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающие пенсию, продолжают трудиться на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Важно понимать, что основания для неначисления взносов по дополнительному тарифу в отношении доходов таких сотрудников нет. Дело в том, что условием для начисления взносов по доптарифу является занятость на соответствующих видах работ (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Перечень выплат, освобожденных от взносов по доптарифу, содержится в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и является закрытым. Выплаты в пользу сотрудников (получателей пенсии) в нем не поименованы (Письмо ПФР от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649).

Выплаты уволенному работнику

Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: каков порядок начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, начисленных работнику после его увольнения? В данном случае необходимо применять такие общие правила.
В случае полной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (например, премии за прошлые периоды и др.).
В случае частичной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в месяце увольнения.
Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ПФР (см., например, http://www.pfrf.ru/ot_tula/asv_count/27206.html).

Пример 2. Работник ООО "Производство" - маляр - уволен 14 марта 2014 г. (последний день работы 14 марта 2014 г.). По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте этого работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
В месяце увольнения сотрудник отработал 10 дней, в том числе 6 дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и 4 дня на работах, не поименованных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
После увольнения - 31 марта - работнику начислено годовое вознаграждение за 2013 г. в размере 40 000 руб. Общая сумма выплат, начисленных работнику при увольнении и после увольнения, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 60 000 руб. (включая годовое вознаграждение за 2013 г.).
Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день данного месяца, составит:
60 000 руб. : 10 дн. = 6000 руб.
При этом сумма страховых взносов по дополнительным тарифам составляет:
6000 руб. x 6 дн. x 2% = 720 руб.

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации ( , ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " "; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам ( Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " " (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от ( , ):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение . При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам () не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах ( , ). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в , используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в . Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Дополнительные страховые взносы закреплены в статье 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которым регулируется порядок исчисления . .

Базой для начисления выступают доходы (зарплата и иные выплаты), полученные такими лицами, которые заняты на работах, приравненных к тяжелым и вредным.

Облагаемые выплаты

Рассматриваемые взносы введены с , в соответствии с которым страхователи (работодатели) обязаны перечислять помимо общеустановленных страховых взносов в ПФР еще и дополнительные взносы по отдельным страховым тарифам.

Данные тарифы распространяются на выплаты работникам, которые имеют право на досрочную пенсию. Полный перечень «льготных» работ, позволяющих досрочно выйти на пенсию, закреплен в пункте 1 статьи 27 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (см. Таблицу 1).

Однако не ко всем перечисленным работам имеют отношение дополнительные страховые взносы. Обратите внимание, дополнительными страховыми взносами облагаются только выплаты за выполненные работы, которые указаны в подпунктах с 1 по 18 .


Таблица 1

Номер подпункта п. 1 ст. 27 закона 173-ФЗ Засчитываемые в «горячий» стаж периоды работы Лица, пенсионный возраст «Горячий» стаж Общий страховой стаж
1 подземные работы, работа с вредными условиями труда и в горячих цехах мужчины 50 лет 10 лет* 20 лет
женщины 45 лет 7 лет 6 месяцев* 15 лет
2 работа с тяжелыми условиями труда мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев* 25 лет
женщины 50 лет 10 лет* 20 лет
3 работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин женщины 50 лет 15 лет 20 лет
4 работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью женщины 50 лет 20 лет -
5 работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы мужчины 55 лет

12 лет 6 месяцев

25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
6 работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
7 работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
8 работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
женщины 50 лет 15 лет 20 лет
9 работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
10 работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах мужчины 55 лет 20 лет 25 лет
женщины 50 лет 15 лет 20 лет
11
при непосредственном занятии полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников 25 лет -
горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин 20 лет -
12 работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности 25 лет -
20 лет -
13 работа в летном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 25 лет -
женщины независимо от возраста 20 лет -
при оставлении летной работы по состоянию здоровья работа в указанном составе гражданской авиации мужчины независимо от возраста 20 лет -
женщины независимо от возраста 15 лет -
14 работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 12 лет 6 месяцев 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
15
работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации мужчины 55 лет 20 лет 25 лет**
женщины 50 лет 15 лет 20 лет**
16 работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций) любые лица по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста 15 лет -
17 работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы мужчины 55 лет 15 лет 25 лет женщины 50 лет 10 лет 20 лет мужчины 55 лет 15 лет 25 лет
женщины 50 лет 10 лет 20 лет
18
работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мужчины 50 лет 25 лет -
женщины 50 лет 25 лет -
19 педагогическая деятельность в учреждениях для детей любые лица независимо от возраста 25 лет -
20 лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа любые лица независимо от возраста 25 лет -
21
лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах любые лица независимо от возраста 30 лет -
творческая деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях любые лица 50 - 55 лет либо независимо от возраста 15-30 лет в зависимости от характера деятельности -
* на определенных условиях "горячий" стаж засчитывается при отработке более половины требуемого периода
** страховой стаж в гражданской авиации

Итак, основным критерием, по которому определяется, надо или нет начислять допвзносы на выплаты своим работникам, является отнесение профессиональной деятельности, при выполнении которой получен данных доход, к перечню «вредных» работ в указанном списке. Более конкретные списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждены Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781). Также действуют Списки 1 и 2 , которые утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Дополнительные страховые взносы начисляются на те же суммы выплат, которые выступают базой для начисления обычных страховых взносов. В статье 7 Федерального закона № 212-ФЗ закреплены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам. Ими признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц. Правда, в данном случае речь идет только о выплатах в рамках трудовых отношений.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ регламентируются необлагаемые выплаты.

Отдельных положений для применения дополнительных страховых взносов в ПФР в законе не предусмотрено. Исключение составляет указание на применение ограничения по максимуму облагаемой суммы выплат. Таких ограничений нет, и значит дополнительные взносы надо перечислять, даже если выплаты в пользу работника превысят предельную сумму для исчисления страховых взносов, установленную частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

Напомним, что на текущий год эта сумма составляет 624 000 рублей ().


Обратите внимание

Обратите внимание, дополнительные тарифы страховых взносов идут на финансирование страховой части трудовой пенсии, а именно ее солидарной доли.

Тарифы страховых взносов

Законодательством предусмотрены разные тарифы дополнительных взносов, и они зависят в первую очередь от видов работ. При этом введены отдельные тарифы для обложения выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ и более низкие тарифы для выплат по работам, указанным в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 этого закона.

Для первого подпункта (подземные работы, работы с вредными условиями труда, работы в горячих цехах) на 2014 год установлена ставка допвзносов в размере 6,0 процентов (в 2013 году действовала ставка 4,0 процента, на 2015 года ставка повысится до 9,0 процентов).

Для всех остальных работ, перечисленных в подпунктах со 2 по 18 тариф допвзносов составляет в текущем году 4,0 процента (в 2013 - 2,0 процента, в 2015 - 6,0 процентов).

С 2014 года тариф для начисления дополнительных страховых взносов в ПФР стал зависеть от результатов специальной оценки условий труда, которая по сути заменяет прежнюю . Такая оценка отныне проводится в соответствии с .

В соответствии с данным документом рабочему месту присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда, согласно которому выплаты, произведенные сотруднику, работающему на данном рабочем месте, будут облагаться по той или иной ставке (см. таблицу 2).


Таблица 2

Однако о всеобщем переходе на «новые» тарифы говорить рано. На переходный период предусмотрено, что если рабочее место аттестовано по ранее действующему порядку, а именно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, то оценка сохранятся, и ее разрешено применять в целях определения страхового тарифа до окончания срока ее действия.

В общем случае, если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда по новому закону может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Рассмотрим вопрос, нужно ли начислять допвзносы на выплаты при работе сотрудника в нормальных условиях, если этот период работы включается или не включается в стаж для назначения досрочной пенсии .

Период занятости работника в течение месяца на прочих работах, согласно законодательству о трудовых пенсиях и утвержденных Правил от 11 июля 2002 г. № 516, может включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Например, при переводе работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца или в связи с беременностью женщины. В этих случаях начисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце выплат независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на вредных работах. Принцип пропорциональности при этом не применяется.

Если же работник с частичной занятостью на работах с «вредными» условиями труда имел оплачиваемый или неоплачиваемый период освобождения, который не включается в стаж для досрочной пенсии (учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, на похороны и др.), то на эти суммы выплат допвзносы не начисляются. Т.е. принцип пропорциональности соблюдается.

И еще один вопрос, который интересует работодателей - начислять или нет страховые взносы по дополнительным тарифам работающим пенсионерам . Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но продолжающих работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке. Выработка льготного стажа не является основанием для отмены начисления допвзносов, подчеркивают в ПФР ().

Ответственность за неуплату дополнительных взносов

ПФР предупреждает, что уплата дополнительных страховых взносов является одним из обязательных требований для зачета периодов в «горячий» стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Как подчеркивают в Пенсионном фонде, требования законодательства, гарантирующие включение отработанного периода на вредных, тяжелых и опасных работах в льготный стаж гражданина, обязывают начислять и перечислять страхователем-работодателем за отработанные периоды как обычные страховые взносы в ПФР, так и дополнительные.

Кроме того, специалисты ПФР обращают внимание, что периоды «горячего» стажа должны подтверждаться на основании сведений .


Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР ().

Постановлением Правления ПФ РФ от 16 января 2014 г. № 2п утверждена новая форма Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР.

Обновленный расчет РСВ-1 теперь будет содержать персонифицированные сведения о каждом работнике, которые должны вноситься в новый раздел 6. Так что, с отчетности за 1 квартал 2014 года отчет по взносам в ПФР и индивидуальные сведения о поименных выплатах в пользу работников совмещен. Что, кстати, облегчит специалистам ПФР проверку исполнения обязанностей работодателей по исчислению и уплате дополнительных страховых взносов, о чем они предупреждают ().

Напомним, что непосредственно работодателю в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов грозит штрафная санкция в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Либо 40 процентов, если такие действия совершенные умышленно. Это правило распространяется и на страховые взносы по дополнительным тарифам.

И. М. Акиньшина, консультант по налогам, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Зарплатные налоги

В этой электронной книге вы узнаете о том как уменьшить налогооблагаемую базу, как использовать вычеты и льготы, как заполнить и сдать отчетность и многое другое.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...