Как влияет климат на жилищно коммунальные хозяйства. Жкх и водоснабжение


Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков

и сел; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения. В законе Российской Федерации (РФ) №4219-1 «Об основах федеральной жилищной политики (с изменениями на 24 декабря 2002 г.) дано определение жилищной сферы как области народного хозяйства, включающей строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в решающей степени формирует среду обитания человека. В современных городах состояние ЖКХ определяет уровень цивилизованной жизни. От того, в каких условиях мы проживаем, зависит наше внутреннее состояние, наличие минимума коммунальных услуг - есть гарантия успеха в производстве, науке, учебе, это залог нашего здоровья и благополучия.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг. Оно включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

Организации жилищно-коммунального хозяйства - это предприятия, учреждения и организации вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно-коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей. Они являются важнейшей частью территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортность жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависят состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

ЖКХ обуславливает своеобразие и специфику его деятельности, которая чрезвычайно многогранна: это эксплуатация жилищ, теплоэнергетика, газовое и гостиничное хозяйство, городское освещение, электрический транспорт, банно-прачечное, гражданское и оздоровительное обслуживание, комплексное благоустройство и санитарная очистка поселений, зеленое строительство, промышленное производство цветов, монтаж, капитальный ремонт и эксплуатация лифтового хозяйства, техническая инвентаризация основных фондов, ремонтно-строительное производство, промышленность, капитальное строительство, проектные, конструкторско-технологические и научно-исследовательские работы, подготовка и переподготовка кадров, производственно-технологическая комплектация, аварийная (инженерного оборудования), справочно-информационная, инспекционная и другие службы.

Как было сказано выше, ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. В работах В. В. Авдеева, А. И. Безлюдова, А. Г. Козлюка и других авторов приводится классификация отраслей ЖКХ. Они включают:

7 Безлюдов А. И. ЖК-хозяйство: проблемы управления.- М. : Стройиздат. - 1990. - С. 14, 280.

Санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

Внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

Коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

Коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

Внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

Подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские). Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и

разветвленной, является ЖКХ. Деятельность по эксплуатации жилищного фонда составляет до 80% общего объема. Это не случайно, так как среди широкого круга экономических и социальных проблем, связанных с повышением народного благосостояния, наиболее важной является жилищная.

Для производственно-хозяйственной деятельности ЖКХ характерен ряд специфических особенностей: организационное построение по территориальному и отраслевому признаку, двойное подчинение, социальный отклик на результаты деятельности, неравномерность спроса и др. Все это определяет жилищно-коммунальное хозяйство как сложную, многоэлементную, динамическую организационно-экономическую систему9. Несмотря на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

8 Авдеев В. В. Почему пробуксовывает реформирование в ЖК-сфере? // ЖКХ. - 1996. -№3.- С. 5.

9 Безлюдов А. И. ЖК-хозяйство: проблемы управления. - М. : Стройиздат. - 1990.

В последние годы стало очевидно, что единственный способ в реализации задач ЖКХ - это системный подход, поскольку торможение реформ не связано с отдельными неудачами руководителей, а стало явлением, охватившим значительное число регионов страны. Существует определенное противоречие в том, что управление процессом реформирования жилищно-коммунальной сферы на федеральном уровне по существу носит отраслевой характер, а на уровне муниципального образования - подлинно комплексный.

Специалисты отмечают слабую связь жилищно-коммунальной реформы с процессом управления городской недвижимостью, реформой бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, с вопросами формирования муниципальной базы социально-технических стандартов и реформой местного самоуправления (МСУ). Преодоление кризиса возможно только через изменение в целом функционирования ЖКХ и управления этой сферой. Системный подход должен учитывать структурную перестройку отрасли, изменение отношений между участниками, взаимодействующими в этой сфере.

При распределении полномочий между различными уровнями важное значение приобретает предотвращение финансовых рисков. По-прежнему актуальным является повышение сбалансированности действующих традиционных денежно-финансовых ресурсов всех уровней бюджетной системы. При этом ориентация на количественное сокращение финансовых источников проведения реформ была бы неверной. Недопустимо также переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень местной власти и муниципальных предприятий ЖКХ.

Рассмотрим специфику формирования рынка коммунальных услуг.

С формальной точки зрения услуги, предоставляемые с помощью инженерных коммуникаций, скорее являются частными товарами, чем общественными, поскольку их можно делить на порции и продавать по порциям. Системы инженерного оборудования домов в принципе позволяют установить контроль за потреблением услуг отдельными жилыми ячейками,

следовательно, существует теоретическая возможность исключить доступ к системе тех, кто уклоняется от уплаты. Причем вещественный характер самих услуг позволяет произвести оплату в соответствии с потребленным количеством услуг. В данном случае признаки делимости характеризуют коммунальные услуги как частные блага, а не как общественные. Все эти свойства коммунальных услуг предполагают возможность развития в данной сфере конкуренции.

В экономической теории доказано, что основными параметрами, которыми характеризуют модель рынка совершенной конкуренции, являются;

1) однородная продукция;

2) свободный вход и выход продавцов с рынка;

3) множество продавцов товара;

4) абсолютная подвижность факторов производства;

5) полная доступность информации субъектам рынка.

Благодаря свойству однородности продукции покупателям абсолютно безразлично, у кого ее покупать. Предпочтение отдается лишь тому, у кого ниже цена. Тот продавец, который предлагает чуть дороже свой товар, лишается покупателей. Также из-за того, что на рынке много продавцов, увеличение предложения товара кем-либо из них не оказывает влияния на изменение цены товара. Поэтому на совершенном конкурентном рынке нет ценового различия. Все продавцы продают свой товар по одной и той же цене. Повышение или падение цены в результате изменения спроса происходит одновременно для всех продавцов. Свободный вход и выход продавцов и абсолютная подвижность факторов производства обеспечивают рынку быстрое достижение равновесия между спросом и предложением.

Теория доказывает, что совершенный конкурентный рынок может быть только равновесным.

Регулирование количества товара на рынке происходит за

счет прихода новых продавцов или ухода менее прибыльных. Все торгующие на рынке фирмы одинаковы по объему предложения товара10.

Совершенный конкурентный рынок является идеальной моделью рынка. Перечисленные выше параметры определяют его как наиболее эффективную форму обмена, обеспечивающую свободную конкуренцию между продавцами и свободное проявление действия закона спроса и предложения. В результате достигается полное насыщение рынка соответствующей продукцией при наиболее возможной низкой цене. Этим двум обстоятельствам - свободному ценообразованию и установлению равновесия между спросом и предложением товара - модель конкурентного рынка обязана своей эффективностью как рыночная структура.

Рассмотрим сходство коммунальной деятельности с описанной выше моделью конкуренции. Свойство однородности коммунальных услуг не связано с выбором потребителем поставщика, а также не определяет равнодоступность рынка для производителей услуг. Однородность коммунальных услуг свидетельствует об их уникальности как блага и определяется комплексом параметров, которые делают их пригодными для употребления по назначению. Уникальность и однородность исключают возможность для потребителя проявлять свои предпочтения, искать замену предлагаемой услуге.

В сфере коммунальной деятельности в силу государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) механизм спроса и предложения не действует. Перечислим главные свойства рынка коммунальных услуг, которые представляют сложность для конкуренции в этой сфере.

Во-первых, это насущный и уникальный характер потребления услуг (свойство незаменимости), который не позволяет потребителям отказываться от услуг или сокращать их потребление при повышении цены услуг либо

10 Экономическая теория: учеб. для вузов / Под ред. Г. П. Журавлевой, В М. Юрьева. -Тамбов. : Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000. - С. 268.

увеличивать их потребление, при снижении цены услуг. Потребители скорее пойдут на сокращение своих расходов на пищу, одежду и т. п. для того, чтобы не прекращали подачу воды, тепла, газа, электроэнергии. Колебания потребления коммунальных услуг имеют неценовую природу и поэтому не оказывают влияния на изменение их цены.

Во-вторых, это доступность услуг потребителям в любое время, когда у них возникает потребность в таких услугах (свойство бесперебойности и надежности предоставления услуг). Ограничение доступности при помощи изменения цены не приводит в действие механизм спроса и предложения, а превращает цены в инструмент социальной дискриминации населения.

В-третьих, это возможность удовлетворения потребностей в услугах в полном объеме (свойство насыщения потребностей), которая является одним из важных показателей качества коммунального обслуживания, обеспечивает общую доступность услуг. Системы инженерного оборудования изначально рассчитываются так, чтобы производимый в тот или иной период времени объем услуг в точности соответствовал величине фактических потребностей в них. Поэтому рынок коммунальных услуг всегда является равновесным. Независимо от того, какое количество услуг реализуется в тот или иной момент времени, спрос и предложение услуг должны быть уравновешены.

В-четвертых, это жесткая связь между производством и потреблением услуг, взаимовлияние и взаимозависимость данных процессов между собой, неперемещаемость производственных фондов коммунальных предприятий, что исключает возможность свободы выбора услуг.

В сфере коммунальной деятельности цену задают регулирующие органы, а предложение услуг на уровне насыщения потребностей является одним из технологических параметров системы инженерных коммуникаций, иными словами, является свойством, органически присущим рынку коммунальных услуг.

Другим важным отличием между моделью свободной конкуренции и коммунальным рынком является характер взаимодействия интересов экономических субъектов (население, предприятия ЖКХ, предприятия и организации социально-культурной и промышленной сферы). На конкурентном рынке любое изменение цены происходит в согласии с этими интересами, а не вопреки им. Цена на рынке коммунальных услуг не отражает потребительские вкусы и предпочтения, а экономические интересы приобретают антагонистический характер. Следовательно, отсутствие условий для свободной конкуренции порождает монополию в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Экономическая теория различает разные типы монополий, с двумя из которых - чистой монополией и естественной монополией - часто сравнивают предприятия ЖКХ. При этом не замечают существующих между ними различий, не выясняют, какие же черты коммунальной деятельности роднят ее с данными структурами. Но без понимания этих различий нельзя решить и вопрос о монополизме коммунальных предприятий.

Ученые экономисты выделяют следующие свойства рынка чистой монополии:

Единственный поставщик товара на рынок;

Уникальный продукт (товар, не имеющий близких заменителей);

Наличие ценового диктата продавца;

Барьеры для входа конкурентов в рынок.

С устранением этих барьеров в отрасли возобновляется конкуренция. Освоив новую технологию и организацию производства, найдя близкую замену продукту, конкуренты быстро оккупируют рынок, лишая монополиста его

привилегий. В то же время каждая из новых фирм стремится занять на новом рынке монопольное положение, возводя новые барьеры для других фирм11.

Факторы, лежащие в основе развития чистой монополии, не имеют аналогичного действия в сфере коммунальной деятельности. Барьеры, препятствующие входу в рынок коммунальных услуг, имеют совершенно иное происхождение, чем в случае чистой монополии.

Так, в основе развития чистой монополии лежит эффект масштаба, то есть экономия, обусловленная концентрацией производства. В основе монополизма коммунальных предприятий лежит процесс централизации коммунального обслуживания - территориального объединения потребителей единой системой инженерных коммуникаций. Концентрация здесь выступает как фактор, обеспечивающий развитие централизованных систем коммунального обслуживания.

Монополизм коммунальных предприятий неустраним в принципе, поскольку он основывается на технологическом единстве процессов производства и потребления коммунальных услуг. Сколько бы ни ограничивали масштабы системы коммунального обслуживания, она остается монополистом для своих потребителей на обслуживаемой ею территории, независимо от формы собственности.

Потребители продукции чистой монополии проявляют полную свободу в решении вопросов: покупать или отказаться от продукта монополиста; если покупать, то в каком количестве и как часто. Потребители коммунальных услуг лишены такой индивидуальной свободы и не всегда могут отказаться даже от некачественной услуги, должны подчиняться коллективному выбору.

Важной особенностью жилищно-коммунального хозяйства является высокая социальная значимость и жизненно важный характер работы в жилищной сфере города. Если она не будет соответствовать техническим

11 Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. 2002. - М. 1Ре1. -С. 29.

обуславливает еще одну особенность жилищного хозяйства - специфичность критериев оценки эффективности функционирования жилищной системы.

Характерные для сферы производства экономические критерии эффективности зачастую оказываются не определяющими в этих организациях. Поэтому необходимо учитывать не столько экономический эффект, а

социально- экономический и чисто социальный эффект. Главной целью должно быть улучшение качества обслуживания населения, и удовлетворение его потребностей, и уже посредством этого - улучшение финансовых показателей работы предприятий.

Поскольку ЖКХ представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего, комфортности жилища, его инженерное благоустройство, от которых зависит качество жизни, то, на наш взгляд, жилищно-коммунальную систему можно определить как сферу услуг, определяющую уровень жизни населения и обеспечивающую качество воспроизводства функционального потенциала индивидуумов.

Наличие монополизма, высокая социальная значимость и жизненно важный характер работы в жилищной сфере, локальный характер производства и потребления работ и услуг, высокий уровень комплексности данной сферы, что выражается в необходимости одновременной увязке функционирования жилищных организаций в единой технологической цепочке с другими предприятиями коммунального обслуживания - вот далеко не полный перечень специфики и особенности ЖКХ, который необходимо учитывать при формировании эффективного подхода к управлению жилищно-коммунальным хозяйством.

12 Бузырев В. В., Чекалин В. С. Экономика жилищной сферы: учебное пособие. - М., 2001. -


Федеральное агентство образования Российской Федерации

Вологодский государственный технический университет

Экономический факультет

Р е ф е р а т

По экологии на тему:

«Влияние возможных изменений климата на развитие производства»

Выполнила студентка

группы ЭУП-31

Принял: преподаватель

Дороговцева Л.М.

г. Вологда

ВВЕДЕНИЕ

1. ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Топливно-энергетические ресурсы

1.2 Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

1.3 Гидроэнергетика

1.4 Трубопроводный транспорт

1.5 Сохранность и эксплуатация зданий и сооружений

1.6 Комфортность проживания и здоровье населения

2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

3. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ

4. РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО

5. СУДОХОДСТВО ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ, РАБОТЫ НА ШЕЛЬФЕ, ЭКОНОМИКА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕПОВЕЦКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1 «СЕВЕРСТАЛЬ»: меньше пыли в воздух

6.2 «АЗОТ»: очистка стоков

6.3 ФМК: борьба с формальдегидом

6.4 «АММОФОС»: сокращение выбросов серы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных материалов

ВВЕДЕНИЕ

Исследования, проводимые учеными различных стран мира с помощью климатических моделей исследования позволяют строить прогнозы изменений климата на длительный срок (вплоть до конца XXI в.), рассматривая при этом различные сценарии природных и антропогенных воздействий на климатическую систему и оценивая в качестве предполагаемой реакции на эти воздействия изменения в ней. Признавая важность таких исследований, следует, однако, отметить, что остается открытым вопрос о первоочередных мерах реагирования на те изменения климата, которые наблюдаются уже сейчас и ожидаются в ближайшей перспективе.

Проведенные в Росгидромете исследования показывают, что в настоящее время климатические условия на территории России существенно меняются, и тенденции этих изменений в ближайшие 5-10 лет сохранятся. Эти выводы подтверждаются результатами исследований других российских ученых, в частности Российской академии наук, и исследованиями большинства зарубежных специалистов.

Наблюдаемые изменения климата на территории Российской Федерации характеризуются значительным ростом температуры холодных сезонов года, ростом испаряемости при сохранении и даже при снижении количества атмосферных осадков за теплый период года, возрастанием повторяемости засух, изменением годового стока рек и его сезонным перераспределением, изменением условий ледовитости в бассейне Северного Ледовитого океана и в устьях северных рек. Перечисленные тенденции, как и многие другие особенности меняющегося климата различных частей территории России, оказывают существенные воздействия на условия жизни и социально-экономическую деятельность населения.

Последствия быстрой изменчивости климатических условий проявляются в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений (паводки и наводнения, снежные лавины и сели, ураганы и шквалы и другие явления), и в увеличении неблагоприятных резких изменений погоды, которые приводят к огромному социально-экономическому ущербу, непосредственно влияют на эффективность деятельности таких жизненно-важных секторов экономики, как энергетика (в первую очередь гидроэнергетика), сельскохозяйственное производство, водопользование и водопотребление, речное и морское судоходство, жилищно-коммунальное хозяйство.

Доклады Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) неоднократно подчеркивали необходимость детального исследования происходящих и предполагаемых в будущем региональных изменений климата. Для России детализированные по регионам оценки наблюдаемых и предполагаемых изменений климата особо важны, поскольку из-за значительных природно-обусловленных различий климата на территории России изменения климата в ее регионах проявляются крайне неравномерно.

При выработке мер по обеспечению устойчивого развития регионов в условиях меняющегося климата необходим совместный учет региональных особенностей изменений климата и особенностей структуры и направлений развития экономики и социальной сферы в регионах (субъектах Российской Федерации). Применительно к каждой из сфер экономики и социальной жизни конкретных регионов предполагаемые изменения климата могут оказать как позитивное, так и негативное воздействие. Сохранение и даже усиление наблюдаемых тенденций изменения климата в различных регионах Российской Федерации, предполагаемые на ближайший период (по крайней мере, на ближайшие 5-10 лет), необходимо учитывать уже сейчас в экономической деятельности погодозависимых отраслей, в развитии социальной инфраструктуры.

В данном реферате рассматриваются тенденции изменения климата в различных регионах Российской Федерации, приводятся рекомендации по тем мерам, которые представляются первоочередными для реагирования на эти изменения в экономической и социальной сферах на региональном уровне. Не претендуя на полноту изложения проблемы, реферат содержит только очевидные результаты по нескольким секторам экономической деятельности, для которых, во-первых, влияние климатических изменений на региональном уровне наиболее критично, и, во-вторых, выводы о самих изменениях имеют приемлемую обоснованность.

Наиболее показательным примером воздействия на окружающую среду по Вологодской области, является производственная деятельность промышленных предприятий города Череповца. Одна из глав данного реферата рассматривает меры природоохранного характера предпринятые экологическими службами этих предприятий в 2008 году.

    ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Топливно-энергетические ресурсы

Предполагаемые к 2015 г. изменения климата окажут как позитивное, так и негативное воздействие на различные сектора энергетической отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и на здоровье населения Российской Федерации.

К положительным последствиям ожидаемых к 2015 г. изменений климата, в первую очередь, можно отнести сокращение отопительного периода и значительную, вследствие этого, экономию топливно-энергетических ресурсов.

К 2015 г. продолжительность отопительного периода сократится в среднем по России на 3-4 дня, что может дать ощутимую экономию средств. Наибольшее сокращение отопительного периода (до 5 дней) ожидается на юге Приморского края. Сахалинской и Камчатской областей. Практически не изменится продолжительность отопительного периода в Таймырском АО.

Потепление климата приведет к улучшению теплового режима зданий при неизменном расходе топлива. Теплосопротивление стен зданий в городах всех субъектов Европейской территории Российской Федерации и в прибрежных районах Приморского края, зависящее от температуры наиболее холодных суток и пятидневки, увеличится на 20%, что приведет к поддержанию заданной температуры внутри зданий при меньшем расходе топлива.

Несмотря на сокращение средней продолжительности отопительного периода, при выработке стратегических решений необходимо принимать во внимание естественную изменчивость, проявляющуюся в том, что в отдельные годы в период до 2010-2015 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации реальная продолжительность отопительного периода может превысить установленные в настоящее время региональные средние значения продолжительности отопительного периода. Здесь может сказаться и тенденция к росту вариабельности климата, которая проявится в отклонениях реальных потребностей в отоплении от средних значений продолжительности отопительного периода.

1.2 Ветровые нагрузки и ветроэнергетический потенциал

В большинстве районов европейской части России, в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, в Алтайском крае, в западных районах Приморского и Хабаровского краев положительные последствия ожидаемых изменений климата приведут к уменьшению (по сравнению с отмечаемыми в настоящее время) ветровых нагрузок на ЛЭП и высотные здания. При этом, например, на территории азиатской части России повторяемость «запроектных» значений нагрузок на здания и сооружения (энергетические, промышленные, коммунальные и транспортные), приводящих к авариям на сооружениях, которая определяется Научно-техническим центром по сейсмостойкому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, к 2015 г. уменьшится в 1,1 раза. Сократится число дней с критическими скоростями ветра при низких температурах воздуха, требующих дополнительной оплаты труда или прекращения работ. Это приведет к экономии расходов на строительные, ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

В то же время, в указанных выше регионах уже сейчас отмечается тренд в сторону уменьшения ветроэнергетического потенциала, который к 2015 г. уменьшится практически в два раза. Это наложит серьезные ограничения на эксплуатацию существующих ветроэнергетических установок и на дальнейшее их развитие в указанных регионах.

В ряде регионов, где к 2010-2015 гг. ожидается увеличение ветровых нагрузок по сравнению с наблюдаемыми сегодня в 1,2 раза (Северный Кавказ (Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край), Мурманская, Архангельская и Ленинградская области, северо-запад Республики Саха (Якутия), Магаданская и Иркутская области, прибрежные районы Ханты-Мансийского и Эвенкийского АО), число аварий на ЛЭП может увеличиться. Это скажется также на удорожании строительно-монтажных и других работ на открытом воздухе. В то же время, в этих регионах создаются определенные условия для развития ветроэнергетики там, где это экономически и технологически оправдано.

Направленность и темпы дальнейших преобразований в Российской Федерации, политическая стабильность в обществе в определяющей степени зависят от достижения стратегической цели государства – повышения уровня и качества жизни населения. Важнейшим направлением социально-экономических преобразований является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущей отраслью в составе данной сферы выступает жилищно-коммунальное хозяйство, которое обеспечивает содержание жилищного фонда и доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это многоотраслевой комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры зданий различного назначения и создающий удобства и комфортность проживания или нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг, в числе которых: холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; тепло-, электро– и газоснабжение; сбор, вывоз и утилизация мусора; текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем; капитальный ремонт; текущая уборка мест общего пользования; содержание и благоустройство придомовых территорий. Следовательно, жилищно-коммунальное хозяйство – это та сфера, без которой невозможна жизнедеятельность человека и территории в целом, а качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг напрямую определяет благосостояние населения.

В Большом экономическом словаре благосостояние толкуется как «обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности» . Таким образом, благосостояние характеризует степень удовлетворения и развития потребностей отдельного человека, семьи, нации в целом.

Потребность людей в улучшении жилищных условий, повышении комфортабельности жилья является элементарной, так же как и потребность в пище, сне, одежде, обуви, предметах первой необходимости. Степень удовлетворения этих нужд выступает фактором, детерминирующим восстановление и сохранение жизнедеятельности индивидуума. Именно поэтому физиологические (органические) потребности в иерархической структуре (пирамиде) потребностей А. Маслоу находятся на базовом уровне (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия потребностей (пирамида А. Маслоу)

Очевидно, что потребности более высокого порядка (в безопасности, уважении, самоактуализации) могут быть реализованы только при условии удовлетворения потребностей, положенных в основание пирамиды. Следовательно, проблема улучшения жилищных условий, расширения спектра и повышения качества жилищно-коммунальных услуг по-прежнему остается актуальной в контексте решения задач повышения уровня и качества жизни, благосостояния россиян.

Жилищные условия населения, доступность и качество жилищно-коммунальных услуг, наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной инфраструктуры, являются основными составляющими понятия «условия жизни», оказывающими непосредственное влияние на такую интегральную характеристику, как «качество жизни» (рис. 2).

Рис. 2. Блок-схема состава и взаимосвязи качества жизни населения

В прямой зависимости от бесперебойного и качественного предоставления услуг по водо-, газо-, тепло– и энергоснабжению; от доли жилого фонда, подключенного к данным объектам инженерной инфраструктуры; от величины площади квартиры, приходящейся на одного члена семьи; от уровня комфортности проживания находятся состояние здоровья людей, их работоспособность.

Стремление людей повысить комфортность проживания вполне естественно и в последние годы все более возрастает. Речь идет не просто об обеспечении населения жильем, но и, что особенно актуально, о доступности и качестве жилищно-коммунальных услуг.

Развитые страны мира разрабатывают жилищную концепцию, которая в понятие качества включает качество и непосредственного окружения (жилую среду всего дома, в том числе его расположение) и услуг, начиная с текущего ремонта и содержания коммунального домового хозяйства и заканчивая обеспечением иных, не связанных с содержанием дома услуг различным группам населения (люди с ограниченными возможностями и пр.).

Кроме того, комфортное жилье и устойчиво функционирующая сфера жилищно-коммунального хозяйства являются одной из важнейших составляющих благоприятного имиджа территории. Состояние жилищного фонда, качество жилищно-коммунальных услуг и развитость рынка жилья оказывают существенное влияние на инвестиционный климат. Повышение степени обеспеченности жильем и улучшение его качества способствует росту потребления других товаров длительного пользования, создает условия для привлечения трудовых ресурсов. Это, в свою очередь, служит стимулом для экономического развития территории.

Таким образом, роль жилищно-коммунального хозяйства многогранна.

Этот вывод основывается на следующих аспектах деятельности отрасли. Во-первых, ЖКХ является важным сектором экономики, в котором сосредоточены огромные человеческие и материальные ресурсы и от эффективности функционирования которого зависит устойчивость социально-экономического развития территории и государства в целом.

Во-вторых, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами выступает одним из факторов роста благосостояния населения.

В-третьих, эта отрасль влияет на конкурентоспособность территории, способствуя привлечению ресурсов и тем самым ускоряя рост экономики, создает базу для повышения благосостояния населения.

Эти аспекты деятельности ЖКХ в условиях возрастающей конкуренции за ограниченные ресурсы приобретают особую значимость как для отдельных территорий, так и Российской Федерации в целом.

Высокая значимость ЖКХ для социально-экономического развития страны определила принятие решения о реформировании отрасли, предусматривающего ее переход в начале 1990-х годов на принцип самофинансирования, и об утверждении нового курса государственной жилищной политики .

Почти за два десятилетия было принято огромное количество законов и программ как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях. Вместе с тем существенных подвижек по улучшению ситуации не произошло. Данная сфера, по-прежнему выполняющая в первую очередь социальную функцию, при завышенных и не обеспеченных социальных обязательствах со стороны государства, неэффективном контроле участников рынка, отсутствии реальных экономических отношений и современных методов управления, характеризуется низким качеством предоставляемых услуг .

Основные цели современного этапа реформирования ЖКХ состоят в следующем :

– повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

– привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;

– улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;

– адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Вместе с тем одним из следствий проводимых в отрасли преобразований стал опережающий рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с темпами инфляции и темпами роста доходов граждан. В результате этого усугубилась проблема бедности населения. Поэтому сложившийся в стране подход к реформированию ЖКХ требует внесения коррективов.

Проблемы функционирования жилищно-коммунальной сферы, в отличие от многих других, затрагивают интересы различных субъектов гражданского общества: населения, представителей бизнеса и органов власти. В связи с этим определение приоритетов и формирование механизмов реформирования ЖКХ возможны только на основе партнерства всех сторон.

Рассмотрим целевую первую группу – население. Интересы граждан состоят в том, чтобы, с одной стороны, получать качественные жилищные и коммунальные услуги, с другой – чтобы платить за эти услуги в разумных пределах, не превышающих определенной доли семейного бюджета и не снижающих уровень потребления других жизненно важных благ.

Большинство граждан относятся к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Как показали исследования, причинами этого стало следующее. Во-первых, процесс принятия решений собственниками жилья достаточно сложный. А информированность населения о возможностях, которые предоставляются им в ходе реформирования, и инструментах, с помощью которых они могли бы воспользоваться своими правами, остается низкой. Во-вторых, собственники жилья, не обладая профессиональными навыками и знаниями, не могут четко выразить свои пожелания в отношении управления домом и зачастую сталкиваются с трудностями при реализации своих же поспешно принятых, необдуманных решений. И наконец, в-третьих, до последнего времени у населения не было реальной возможности влиять на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Вторую целевую группу представляет бизнес, главная цель которого – получение максимальной прибыли в результате коммерческой деятельности. Сфера ЖКХ привлекательна для частного капитала. Однако его притоку мешают административные барьеры. В то же время в погоне за прибылью предприниматели стремятся в первую очередь к минимизации издержек в ущерб качеству выполненных работ и оказанных услуг. Это особенно заметно в сферах, где контроль со стороны органов власти ослаблен, а конкуренция низкая.

Третья целевая группа – представители органов власти, для которых одной из главных проблем является чрезмерная нагрузка расходов ЖКХ на бюджет. Для устойчивого и надежного функционирования жилищно-коммунального сектора важно сочетать административные и рыночные механизмы управления, найти компромисс между социальной необходимостью и экономической целесообразностью, создать понятные правила игры на рынке жилищно-коммунальных услуг. При этом функция контроля должна остаться за органами власти.

Достижение стратегической для государства цели – роста благосостояния населения – требует решения таких задач, как повышение доступности жилья; модернизация жилищно-коммунальной сферы; обеспечение приемлемого для всего населения уровня платы за эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг; совершенствование тарифной политики. На это нацеливают стратегические документы, принятые на федеральном уровне и на местах.

Так, постановлением Правительства Вологодской области от 3 октября 2011 года № 1264 утверждена Стратегия реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области до 2020 года . Целями Стратегии является обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми видами коммунальных услуг нормативного качества и их доступной стоимости при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Стратегии предполагается решение следующих задач: достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченность всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов; обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также за счет реализации долгосрочной целевой программы «Вода Вологодчины» на 2011–2020 годы; обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Хозяйства Республики Беларусь по выполнению прогнозных

Показателей

Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. Рассмотрим классификацию отраслей ЖКХ:

* санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);

* внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);

* коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);

* коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

* внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

* подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Жилищно-коммунальные услуги по своему составу и структуре можно разделить на две группы:

1) Жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья (техническое обслуживание), включающие:

Сбор и вывоз мусора, бытовых и пищевых отходов;

Уборка мест общего пользования;

Уборка придомовой территории;

Капитальный ремонт жилых помещений;

Найм жилых помещений;

2) Коммунальные услуги, включающие:

Водоснабжение и водоотведение;

Горячее водоснабжение;

Отопление;

Электроснабжение;

Газоснабжение.

Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы формирования и развития рыночных отношений в сфере ЖКХ, реализуемых в целях:

Повышение уровня обеспеченности потребителя жилищно-коммунальными услугами;

Рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания жилищно-коммунальных услуг различных социально-демографических групп населения;

Создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.

Результаты опроса показали, что три четверти респондентов не удовлетворены уровнем жилищно-коммунального обслуживания, что существенно влияет на социальную напряженность в обществе, оценку качества жизни и результатов реформ.

Серьезную тревогу вызывает состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы Белоруссии:

Водоснабжение. Главными источниками питьевого водоснабжения в Белоруссии являются поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных стоков – хозяйственно-бытовых и промышленных.

При наличии ныне действующих сооружений и уровне эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, к 2013 г. Степень очистки сточных вод снизится до 40%. Из-за дефицита химических реагентов и дезинфекторов, применяемых при очистке питьевой воды, в ряде регионов страны питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей.

В среднем за сутки потребителям отпускается 40 млн. кубометров воды, в том числе населению на коммунально-бытовые нужды 15 млн. кубометров. В развитых странах нормой суточного потребления воды на человека считается 150-200 литров.

Электро-, теплоснабжение. ЖКХ является значительным потребителем тепловой и электрической энергии. Только на отопление жилья расходуется почти пятая часть всех энергоресурсов страны. При этом в общем объеме отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, тогда как тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных отопительных котельных идет медленно.

Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов.

Рассмотрим структуру жалоб населения на нарушения жилищно-коммунального обслуживания в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Структура жалоб населения на нарушения жилищно-коммунального

обслуживания, %

Виды нарушений

Часто

Иногда

Редко

1. Работа систем водоснабжения - 76% жалоб

Перерыв в водоснабжении

Вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус

Перерыв в горячем водоснабжении

Температура горячей воды ниже 50-60 градусов более 2-х часов в сутки

2. Несоблюдение сроков ремонта жилья - 56, 8% жалоб

3. Жалобы на работу системы теплоснабжения - 55% жалоб

Температура в жилом помещении ниже 18 градусов

Затягиваются сроки включения отопления

Несоблюдение порядка и сроков ремонта систем отопления

Как видно из табл.1.1 жалобы на работу систем водоснабжения составила 76% из них: жалобы на перерыв в водоснабжении составляют часто 44,5%, редко 27,3%; вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус часто – 42,1%, редко 29,1%; перерыв в горячем водоснабжении часто – 36,3%, редко 19,0%; температура горячей воды ниже нормы часто – 30,9%, редко – 22,1%. Отсюда следует, что необходимо улучшить качество работы систем водоснабжения, так как именно в этой сфере наблюдается наиболее большое количество жалоб от населения. Несоблюдение сроков ремонта жилья также составляет немалый процент жалоб – 56,8%. Эта может быть вызвано нехваткой рабочей силы, работников, также несвоевременная доставка материалов. Жалобы на работу системы теплоснабжения составили 55% из них: 32,3% жалоб (температура в жилом помещении ниже 18 градусов). Работа систем отвода жидких и твердых бытовых отходов – 43,2% жалоб из них 27,2% жалобы за несвоевременный вывоз мусора – часто, 46,2% - редко.

Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

Обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

Увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

Расширение прав органов исполнительной власти субъектов Республики и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

Итоги работы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по обеспечению выполнения показателей прогноза социально-экономического развития за 2013 год представим в виде таблицы 1.2.

Таблица 1.2-Изменение основных прогнозных показателей на 2013 год

Наименование показателя

Задание на 1-ое полугодие, %

Факт на 1-ое полугодие, %

Темп роста,%

Задание на 2-ое полугодие, %

Факт на 2-ое полугодие, %

Темп роста,%

Энергосбережение

Платные жилищно-коммунальные услуги

Рентабельность

Экономия ресурсов

Не более 0,99

Не более 0,99

Инвестиции в основной капитал

Энергоресурсы

Электрическая энергия

Отметим, что в 2013 году работа организаций системы министерства была направлена на реализацию Программы развития жилищно-коммунального хозяйства, выполнение показателей социально-экономического развития и обеспечение населения и других потребителей основными видами услуг в необходимом объеме и соответствующего качества.

Представим выполнение показателей в виде диаграммы (см. рис.1.4)

Обоснуем более подробно выполнение основных прогнозных показателей:

Выполнение основного прогнозного показателя социально-экономического развития по энергосбережению составило (-10,5%) при установленном задании на год (-10,0%). По областным управлениям ЖКХ выполнение показателя составило (-13,3%), по организациям г.Минска (-9,0%), организациям ремонтно-строительного производства (-10,7%).

Рисунок 1.2. Диаграмма изменения основных прогнозных показателей за 2013 г.

Также в целом по республике объемы платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составили 128,2 млрд.руб. или 98,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года.

Прогнозируются темпы роста платных жилищно-коммунальных услуг населению в размере – 101,5%, при установленном задании 104,5%. Выполнили установленное задание в целом только организации г.Минска (105,0%).

По итогам работы за 2013 год дополнительные платные услуги населению оказаны на сумму 242,3 млрд.руб., что составляет 88,1% от годового задания.

По организациям жилищно-коммунального хозяйства за 2013 год, по сравнению с прошлым годом, количество убыточных организаций сократилось с 24 до 23 и составило 4,1% от их общего количества.

За 2013 год введено в эксплуатацию 861,7 тыс.кв.м общей площади жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации, что составляет 75% от годового задания (1184,4 тыс.кв.м) и 111% к прошлому году. Во всех областях и в г.Минске объемы ввода жилья после капитального ремонта составили 60% и выше.

Дебиторская задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги в целом за 2013 год по сравнению с прошлым, сократилась на 70,6 млрд.руб. (14,6%) и составила 414,3 млрд.руб.

Следует отметить рост просроченной дебиторской задолженности за оказанные коммунальные услуги по юридическим лицам.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составила по итогам работы за 2009 год – 27,5 млрд.руб., рентабельность – 17,3%, при установленном задании – 14,5%.

По государственной организации, подчиненным министерству и юридическим лицам негосударственной формы собственности, принадлежащие Республике Беларусь акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление министерства выполнение установленного задания по росту заработной платы составило 95,3%. Превысили установленное задание РУП «ГЗ Коммунальник» - 101,4%, РУП «Энергия» - 110,8%.

По итогам работы за 2013 год не обеспечено выполнение установленных бизнес-планами развития основных показателей:

По выручке от реализации продукции (работ, услуг): РУП «Белкоммунпроект» г.Минск план 11500 млн.руб., факт 9749 млн.руб. (84,4%). РУП «Институт «Белжилпроект» г.Минск план 8220 млн.руб., факт 7800 млн.руб. (94,9%) и др.

Объемы подрядных работ, выполненных ремонтно-строительными организациями системы министерства составили 292,7 млрд.руб. в фактических ценах, темпы роста в сопоставимых ценах – 120%. Ниже среднереспубликанского уровня темпы роста сложились в КПУП Специализированное РСУ г.Витебска – 117%, УП «Витебскоблремстрой» - 113%, ОАО «Гомельстрой» - 111%, УГП «Трестгроднострой» - 102%, ОАО «Минскремстрой» - 114%, ГКУПП «Могилевремстроймонтаж» - 98%, ОКУП «Могилевоблпроектремстрой» - 119%. Крайне низким остается удельный вес капитального ремонта жилых зданий в общем объеме подрядных работ.

Также важно отметить, что в организациях жилищно-коммунального хозяйства проводится работа по взысканию платежей с населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Значительное влияние оказало увеличение суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги в связи с ростом тарифов с начала года.

В целом по республике просроченная задолженность населения увеличилась на 0,7 млрд.руб., или на 2,1% и составила 34,9 млрд.руб. или 25,5% от общей задолженности населения (см.табл.1.3).

Таблица 1.3- Рост просроченной задолженности за 2013 год

На основании таблицы 1.3 построим диаграмму процента роста просроченной дебиторской задолженности на рис.1.5.

При этом Могилевская и Витебская области по прежнему сохраняют наибольший уровень просроченной задолженности по республике.

Рисунок 1.3 - Диаграмма процента роста просроченной дебиторской задолженности за 2013 год

Из этого можно сделать следующие выводы:

1) В пункте 1.1. мы рассмотрели значение, задачи и структуру транспортного хозяйства на предприятии и выяснили, что работа любого современного промышленного предприятия связана с необходимостью транспортных средств и оборудования. Транспортное хозяйство включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки. Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Транспортное хозяйство предприятия включает:

Общезаводское транспортное хозяйство;

Транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).

Внутрицеховой транспорт обычно находится в ведении того цеха, где он применяется.

Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:

1. Ха­рактер выпускаемой продукции (габаритные размеры, мас­са);

2. Состав цехов предприятия;

3. Тип и масштаб производства.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

2) В пункте 1.2. мы определили грузооборот и грузопоток предприятия, описали схемы маршрутов транспортировки. Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Также описали транспортировку грузов, может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым.

3) В пункте 1.3. описали технико-экономические показатели работы транспортного хозяйства предприятия: к-т использования парка транспортных средств по времени, к-т использования пробега, себестоимость 1 маш/часа работы транспортных средств, себестоимость перевозки 1т груза, себестоимость 1 рейса. Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг. Также рассмотрели планирование и организацию транспортного хозяйства на предприятии.Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства. Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств. Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба.

4) В пункте 1.4 рассмотрено регулирование цен в ЖКХ. И было выяснено, что совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, сопровождается адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения носят упреждающий характер

5) В пункте 1.5. было рассмотрено жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг, основные проблемы. Из этого следует, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах. Основными проблемами являются постоянные жалобы от населения особенно по водоснабжению, теплоснабжению, несвоевременность выполнения каких-либо услуг, качество выполняемых услуг и т.д. Также рассмотрели выполнение основных прогнозных показателей работы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и выяснили, что работа организации системы министерства была направлена на реализацию Программы развития жилищно-коммунального хозяйства, выполнение показателей социально-экономического развития и обеспечение населения и других потребителей основными видами услуг в необходимом объеме и соответствующего качества. На основании этого можно сказать, что практически все показатели за 2013 год были выполнены, кроме платных жилищно-коммунальных услуг и инвестиций в основной капитал. Также обозначился рост дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги в 2009 году. Значительное влияние оказало увеличение суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги в связи с ростом тарифов. В целом по Республике Беларусь просроченная задолженность населения увеличилась на 0,7 млрд. рублей и составила 34,9 млрд. рублей или 25,5% от общей задолженности населения.

Наиболее распространенными криогенными процессами на трассах газопроводов являются термоэрозия, термокарст, образование оврагов и заболачивание. Обводнение трассы может быть причиной деформации газопроводов в виде изгибов, различных выпучин, приводит к обнажению и всплытию труб .

В Западной Сибири ежегодно происходит около 35 тыс. отказов и аварий нефте- и газопроводов. Около 21 % аварий связаны с механическими воздействиями, в том числе с потерей устойчивости фундаментов и деформацией опор. Имеются многочисленные примеры нарушения целостности и разрушения жилых и производственных зданий, разрывов трубопроводов, связанных с деградацией вечной мерзлоты. Ожидается, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2 °С несущая способность свайных фундаментов сократится на 50 %. Угрозе разрушения может подвергнуться более четверти стандартных жилых домов, построенных в 1950-1970 гг. в таких городах как Якутск, Воркута и Тикси .

Общей проблемой для всего арктического региона является загрязнение окружающей среды стойкими органическими соединениями и другими веществами, которые годами накапливались на этих территориях. С ростом температуры эти вещества могут попасть из снега, льда, вечной мерзлоты в среду обитания человека. При потеплении климата и деградации мерзлоты возрастает опасность поступления токсичных веществ из мест захоронения химических и радиоактивных отходов. Это относится к местам расположения хранилищ радиоактивных отходов на Новой Земле [Россия и сопредельные страны…, 2008], к накопителям отходов Норильского комбината, содержащих сульфаты, хлориды, меди, никеля и другие токсичные вещества [Гребенец, 2006]. Размывание берегов Арктических территорий представляет угрозу для портов, танкерных терминалов и других промышленных объектов. В России существует реальная угроза нефтехранилищам Варандея, расположенным на берегу Печорского моря .

Могут появиться «климатические беженцы» из-за невозможности проживания в разрушающемся жилье .

Оттаивание мерзлых пород приведет к росту числа техногенных чрезвычайных ситуаций из-за обрушений зданий и сооружений, повреждений коммуникаций. Ожидается, что при увеличении среднегодовой температуры воздуха на 2 градуса несущая способность свайных фундаментов сократится на 50%.

Значительные изменения прочности зданий уже произошли в Якутске, а к 2030 году масштабы разрушений могут стать катастрофическими, если не принять срочных защитных мер. Угрозе разрушения могут подвергнуться более четверти стандартных жилых домов, построенных в 1950-1970 гг., в таких городах, как Якутск, Воркута и Тикси.

В Западной Сибири ежегодно уже происходит около 35 тыс. отказов и аварий нефте- и газопроводов. Около 21% аварий связаны с механическими воздействиями, в том числе с потерей устойчивости фундаментов и деформацией опор.

Очевидно, станут непригодными для использования действующие сегодня вертолетные площадки и полевые аэродромы, которые необходимы для доставки в северные районы продуктов питания, почты, ГСМ, других товаров, оказания медицинской помощи и спасения людей.

Значительными неприятностями грозит разрушение стенок подземных хранилищ. Десятки лет на северных территориях шла добыча полезных ископаемых - нефти, газа, металлов. Огромные количества сырой нефти “потерялись” при авариях и протечках на нефтепроводах, но не распределились в почве, а остались в земле, скованные вечной мерзлотой. При таянии мерзлоты новые биоценозы могут быть отравлены нефтью. Такие ситуации принято называть “химическими временными бомбами”, имея в виду отсроченный характер вредного воздействия. Эти “бомбы” могут иметь и “металлическую” природу: в отходах и отвалах горнодобывающих производств на вечной мерзлоте содержатся огромные количества вредных для всего живого тяжелых металлов. На Севере уже пришлось столкнуться с проблемой, когда в поверхностные воды стали попадать размываемые в оттепель сельскохозяйственные удобрения и ядохимикаты.

Особую опасность представляет ослабление вечной мерзлоты на Новой Земле в зонах расположения хранилищ радиоактивных отходов и на полуострове Ямал в районе перспективной нефтедобычи.

Следует отметить еще одну опасность - из тающей вечной мерзлоты резко усиливается выделение метана, а ведь в ней накоплено около 70 млрд. тонн метана, что составляет две трети от всех запасов природного газа .

В Норильске глубина сезонного протаивания увеличилась к 2001 – 2005 гг. по сравнению с периодом 1977 – 1981 гг. примерно на 1 м, что способствует увеличению числа случаев просадок фундаментов.

В Жиганске глубина сезонного протаивания также увеличилась примерно на 1 м, и в настоящее время достигает оснований фундаментов тех зданий и сооружений, которые были построены в конце 60х и начале 70х годов .

Таким образом, прочность, заложенная в основания сооружений, построенных 30 - 40 лет назад, по СНиП того периода времени (СНиП II-Б. 6 -66 и позже СНиП II-18-76), не соответствует современному состоянию климата и современным глубинам сезонного протаивания в зоне многолетней мерзлоты. Необходимая теперь глубина фундаментов зданий и сооружений существенно увеличилась, в связи с увеличением сезонного протаивания.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что последствиями современных изменений климата является общая тенденция увеличения глубины сезонного протаивания почвогрунтов на огромной территории в четырех крупных районах России. Климатообусловленное увеличение глубины протаивания многолетнемерзлых почвогрунтов создало несоответствие глубины заложенных ранее фундаментов в основаниях зданий и сооружений, построенных по СНиП и климату прошлых лет .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...