Финансовый механизм развития жилищно-коммунального хозяйства россии леванович ирина владимировна. Финансы жилищно-коммунальной сферы


Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо: Ежегодно в бюджете муниципального образования предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ. Проработать систему векселеоборота в Жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства. Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью. Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций. Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций. Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д. Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности. Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства. Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению. Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.

Заключение:

Ключевой вопрос государственной экономической и социальной политики сегодня - реформа жилищно-коммунального хозяйства. Данная работа раскрывает необходимость проведения таких реформ. Результатом работы можно считать:

  • определение условий в которых находится современное жилищно-коммунальное хозяйство России;
  • уточнение реальных и потенциальных мер государственных органов, по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • описание принципов успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Стремительный рост и развитие городов невозможно представить без развития сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являющегося составной частью и, в то же время, самостоятельной отраслью народного хозяйства. Большая Советская энциклопедия, формулирует понятие коммунального хозяйства, следующим образом: «Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства» . Коммунальное хозяйство в городах так же обслуживает промышленные предприятия, поставляя им воду, электроэнергию и газ. Однако в данной отрасли народного хозяйства имеется ряд сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени являются сдерживающим фактором на пути совершенствования качества предоставляемых услуг. Так, первоочередным вопросом является система финансирования и инвестирования в сфере ЖКХ, которая в настоящее время обсуждаются на высших уровнях власти. Финансовые ресурсы, которые могут быть использованы собственниками помещений для целей капитального ремонта или же модернизации это, прежде всего, средства самих собственников помещений, заемные средства, а также бюджетные субсидии и другие средства. Основной проблемой коммунального хозяйства является недостаточное финансирование строительства и эксплуатации жилья. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на протяжении длительного периода времени в капитальный ремонт, а тем более в модернизацию вкладывалось ограниченное количество денежных средств, не отвечающих реальным потребностям в объеме финансирования (содержание жилищного фонда было убыточным, так как квартирные платежи были довольно низкими, что покрывала только малую часть затрат на эти цели, на практике содержание жилищно-коммунального фонда происходила за счет огромных дотаций, выделяемых государством, что является большим обременением бюджета. Итогом данных действий стало то, что проблема достигла такого уровня, при котором возложить ее решение целиком на собственников имущества в настоящее время невозможно, а, соответственно, в настоящее время особое значение приобретают различные целевые программы, в рамках которых предоставляются бюджетные средства. При этом следует заметить, что все большую актуальность приобретает разработка механизмов использования бюджетных средств на эти цели в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Одним из немногих путей решения данной проблемы является инвестирование в данную сферу. Жилищно-коммунальное хозяйство, с точки зрения инвестиционной целесообразности имеет несколько специфических особенностей:

В данной отрасли отсутствует конкуренция, т. е. она имеет монополистический характер;

Ежедневное использование услуг;

Государственной регулирование цен на услуги;

Прогнозируемое снижение потребления ресурсов, в связи экономией потребителей;

Относительно маленькие потребности по проектам реконструкций;

Отсутствие ликвидационной стоимости.

Существуют несколько источников финансирования коммунального хозяйства:

1. Бюджетные средства (средства регионального, муниципального бюджетов в рамках целевых программ или региональных фондов);

2.Внебюджетные привлеченные средства (кредиты российских и международных банков, международные фонды, гранды на энергосберегающие проекты);

3.Собственные средства. Главным источником финансирования является территориальный бюджет. Все средства из данного бюджета распределяются следующим образом: региональный бюджет 28 %, местный бюджет 72 %. На сегодняшний день главной задачей жилищно-коммунального хозяйства является нахождение путей решения сокращения темпов роста расходов и их снижение. Понижение роста расходов на содержание ЖКХ во многом зависит от правильной организации процесса эксплуатации. Наибольшая часть средств, выделяемых на содержание фонда ЖКХ, используется на выполнение текущего ремонта. Для содержания домов в технически исправном состоянии необходимо своевременное и достаточное финансирование текущего ремонта. Источниками доходов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства являются:1-арендная плата; 2-квартирная плата; 3-сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; 4-прочие расходы.

Квартирная и арендная плата составляет 80 % доходов. Нехватка финансовых ресурсов, у органов местного самоуправления субъектов РФ на финансирование жилищного хозяйства, привело к тому, что на данный момент системы жилищно-коммунального хозяйства изношены на 80–90 % и требуют капитального ремонта, местами даже полной замены. Так же одной из причин плачевного состояния данной отрасли является отсутствие жесткой и отлаженной системы контроля за денежными средствами, выделяемыми региональными и муниципальными бюджетами.

Решение задачи создания эффективной системы финансирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с:

Высокой изношенностью и низкой энергоэффективностью жилищного фонда и коммунальных сетей;

Непрозрачностью процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций;

Слабым развитием конкуренции на рынке управляющих организаций, низким качеством услуг, предоставляемых ими населению, наряду с высокой стоимостью этих услуг;

Насаждением одной организационно-правовой формы объединения собственников – товариществ собственников жилья, наряду с неэффективным функционированием ТСЖ.

При этом муниципальные образования не только не имеют реальных финансовых возможностей для решения этих проблем, но и достаточных возможностей по организации надлежащего контроля. В целях выхода из сложившейся ситуации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

а)обеспечение к 2020 году собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;

б)совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда (создание ТСЖ и управляющих организаций);

в)развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-муниципально-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

г)перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);

д)развитие системы ресурсо- и энергосбережения (приборы учета).

Требуются серьезные изменения характера общественных отношений в сфере коммунального хозяйства. Видится целесообразным инициировать целевой государственный заказ на проекты модернизации инфраструктуры, в том числе распространение механизмов государственных гарантий инвестиций в инфраструктуру муниципальных образований и в межмуниципальные инфраструктурные проекты.

Необходимо также отметить, что в настоящее время не определены механизмы дальнейшей, после завершения сроков работы Фонда, государственной поддержки собственников помещений в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и модернизации коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.В этой связи отдельного внимания требуют вопросы межбюджетных отношений. Например, при формировании бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год в расчетах потребности муниципального образования в финансовых средствах, расходы на капитальный ремонт муниципального имущества не принимаются во внимание. Доходы от сдачи такого имущества в аренду учитываются в общей сумме доходов бюджета муниципального образования, которые направляются на финансирование расходов (на содержание учреждений, благоустройство и иные учтенные в расчете мероприятия), утвержденных в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Аналогичное внимание требуется уделить при решении вопроса о ремонте другого муниципального имущества в сфере ЖКХ: теплотрасс, котельных и водопроводов, так как в структуре действующих тарифов соответствующие средства в достаточном объеме не предусматриваются.

Другой проблемой, не способствующей полноценному финансовому обеспечению полномочий муниципалитетов в сфере ЖКХ, является действующая методика анализа финансовых потребностей муниципальных образований в целях выравнивания бюджетной уровня их расчетной обеспеченности. Указанная методика не учитывает фактический рост цен и тарифов на коммунальные услуги, которые занимают в расходах муниципальных учреждений второе место после заработной платы. Рост тарифов на коммунальные услуги по теплу и электрической энергии значительно превышает прогнозируемый рост тарифов, рассчитанных по этой методике. Данная методика содержит понижающие коэффициенты к утвержденным нормативам по ряду расходных полномочий. Например, при применении понижающих коэффициентов по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда нормативные расходы уменьшаются на 55 процентов, а по капитальному текущему ремонту дорог и их содержанию на 95 процентов.

Таким образом, муниципальное имущество невозможно отремонтировать за счет средств местного бюджета, что входит в противоречие с обязанностью собственника проводить капитальный ремонт муниципального имущества.
Следующей концептуальной проблемой, препятствующей эффективному развитию сферы ЖКХ, является непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, что вызывает необоснованный рост стоимости коммунальных услуг в целом и существенно превышающий темпы роста доходов граждан. Еще одной важной проблемой при реализации полномочий муниципалитетов является отсутствие действенного контроля со стороны муниципальных образований за деятельностью организаций, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание общего имущества в многоквартирном доме, что является следствием отсутствия у муниципалитетов реальных рычагов влияния на эти организации.В то же время, проблемы ЖКХ сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Государственно-муниципально-частное партнерство является важным инструментом развития муниципальной, прежде всего, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Важнейшим условием для развития жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципальных образований является привлечение в неё частных инвестиций. Развитие государственно-муниципально-частного партнерства на территории муниципальных образований требует объединение усилий органов власти всех уровней. На федеральном и региональном уровне должны быть приняты соответствующие законы и подзаконные акты, разработаны и внедрены программы, стимулирующие сотрудничество между муниципальными образованиями и бизнесом.

Существенной составляющей данных программ должно стать обучение выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, информирование органов местного самоуправления о круге потенциальных инвесторов, о технологиях работы с ними, опыте других муниципалитетов по реализации инвестиционных проектов, создание общедоступных баз инвестиционных предложений и проектов, методическая поддержка органов местного самоуправления в данной сфере, как на этапе подготовки инвестиционных предложений, так и на этапе их реализации. Общественные организации и объединения муниципальных образований также могут внести значительный вклад в процесс развития публично-частного партнерства на местном уровне.

Необходимо также внести в жилищное законодательство соответствующие положения, предусматривающие расширение рынка арендного жилья, субсидирование государством ставки ипотечного кредита, расширение возможностей муниципальных образований по строительству муниципального жилья, а также внедрение форм жилищной кооперации как организационно-правовой формы приобретения, владения и распоряжения жилыми помещениями.В целях недопущения выселения детей из жилых помещений «в никуда», необходимо внести соответствующие поправки в нормы проекта федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключающие возможность выселения ребенка при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п.

Мониторинг ситуации и формулирование предложений в данной сфере, а также проведение мероприятий по обучению и обмену опытом для руководителей муниципальных образований и граждан является одним из важных направлений деятельности ВСМС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние жилищно-коммунального комплекса в настоящий период можно охарактеризовать как кризисное. Из перечня проблем ЖКХ невозможно выделить самую главную причину нынешнего нестабильного состояния жилищно-коммунального комплекса. Так как все они носят взаимосвязанный характер и порождают одну другую.

Существуют объективные обстоятельства, накладывающие отпечаток на реформирование ЖКХ, которые можно сгруппировать следующим образом:

Политические, связанные с обстановкой и порядком в стране, с взаимоотношениями между структурами и уровнями власти;

Экономические, определяющие состояние общественного воспроизводства, благосостояния, инфляции, рыночных отношений, устранение монополизации и расширение конкуренции, финансового состояния хозяйствующих субъектов, роста финансового потенциала, в том числе и за счет внешнеэкономических условий.

Информационные проблемы, связанные с обеспечением участников процесса ценообразования полной и достоверной информацией по формированию издержек услуг, финансовому состоянию предприятий-монополистов.

Проблема жилищно-коммунального хозяйства является актуальной на протяжении многих лет, улучшению состояния ЖКХ уделялось и уделяется в наши дни много внимания и прилагаются множество усилий для стабилизации сложившейся ситуации. Проводимые преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства содержат конструктивные меры, позволяющие осуществлять взвешенную политику повышения уровня оплаты ЖКУ с обязательным гарантированным усилением мер по социальной защите населения.

Реальное положение с финансированием предприятий ЖКХ показывает, что модернизация оборудования собственными средствами невозможна, там едва хватает средств на текущее содержание инженерной инфраструктуры городов. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от годовой потребности.

К сожалению, дальнейшее увеличение бюджетных ассигнований на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, нецелесообразно, ибо сохранение перекрестного субсидирования отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и конкурентоспособности отечественных производителей. Таким образом, остается один источник - полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями граждан.

По мере перехода к полной оплате ЖКУ потребителями отрасль становится инвестиционно привлекательной. И чем быстрее мы преодолеем этот рубеж, тем скорее станет понятной и прозрачной экономика предприятий, требующих значительных финансовых ресурсов для модернизации основных фондов.

Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.

При решении указанных проблем особое внимание следует уделить:

Проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

Формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

Введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника - домовладельца, производителя услуг и их потребителя;

Завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником - домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно - коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.

Ввиду многопрофильного характера деятельности городского хозяйства, его эффективное функционирование требует серьезной организации управления, четкого планирования и контроля расходования бюджетных средств. Современное развитие городского хозяйства стало возможно лишь на основе его коренного реформирования путем демонополизации и формирования эффективной системы управления отраслями его составляющими, в частности, жилищно-коммунальной сферой.

Жилищно-коммунальная сфера испытывает сегодня значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной квалификацией персонала, отсутствием продуманной жилищной политики и несовершенством нормативно-правового регулирования деятельности жилищно-коммунальных организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) началась в Российской Федерации с принятия закона «Об основах федеральной жилищной политики» 24 декабря 1992 года. В 1994 году были предприняты первые попытки по сокращению бюджетного дотирования жилищно- коммунальных предприятий и переводу их на самоокупаемость, введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг: социальные нормы площади жилья, стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади, уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилищного фонда, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и услуг в совокупном семейном доходе .

В ходе проводимой реформы менялся механизм финансирования организаций жилищно-коммунальной сферы, в частности, бюджетные источники финансирования отрасли заменялись кредитными ресурсами. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях становления и развития рыночных отношений потребовало кардинальных изменений во всей структуре управления отраслью, создания действенной взаимосвязанной системы территориального и отраслевого управления.

Для развития конкуренции в ЖКХ управление муниципальным жилищным фондом разделилось на три составляющих: функция собственника осталась за органом местного самоуправления; функция управления передана на договорной основе управляющим организациям; функция обслуживания закреплена за подрядными специализированными организациями. Перераспределение ответственности за содержание объектов ЖКХ, вызванное изменением политико-экономической ситуации и трансформацией структуры собственности, обусловило децентрализацию системы управления отраслью.

В статье 161 Жилищного кодекса РФ сказано, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья (ТСЖ); жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией .

Такая альтернатива схем управления ЖКХ была продиктована реальной ситуацией в жилищном фонде.

Наиболее перспективной формой управления деятельностью ЖКХ является товарищество собственников жилья – объединение собственников для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения в установленных законодательством пределах общим имуществом – все еще не получившее в настоящее время необходимого распространения по всей территории страны и потому не достаточно эффективное.

В ноябре 2007 г. была создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ, задачами которой были объявлены развитие конкуренции, внедрение зарубежного опыта, продвижение реформы в жилищно-коммунальной сфере. Особенно актуальными явились программы фонда, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда .

В основу реформировании ЖКХ были положены принципы постепенных преобразований, особенно в части оплаты жилищно-коммунальных услуг, и максимального учета региональных особенностей, что привело к значительной дифференциации по темпам и масштабности проводимых преобразований в различных регионах России. Наибольших результатов в реализации заявленных программ достигли Республика Татарстан и Оренбургская область.

Реализация Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010гг. позволила стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальной сфере. Было сокращено число убыточных предприятий, татарстанцы перешли на стопроцентную оплату жилищно- коммунальных услуг. Значительный эффект получен от мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и поквартирных приборов учета.

Министерством регионального развития России была разработана Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на период 2010-2020 годов», которая в отличие от ранее принятых планов развития отрасли, носит комплексный характер и предусматривает возвратность привлекаемых для ее реализации средств.

Согласно указанной Концепции финансирование осуществляется на принципах: возвратности (за счет платежей населения, рассчитанных через оценку их платежеспособности по совокупному платежу граждан за коммунальные услуги); платности; общей доступности Программы для муниципальных образований с разной численностью населения. С 2012 г. к реализации программы привлекаются заинтересованные банки, регионы и муниципальные образования. С 2014 г. будет осуществляется реконструкция жилищного фонда с участием в финансировании собственников жилых помещений. Применение подобного механизма финансирования позволяет привлечь частных инвесторов в отрасль и выработать типовые пакеты документов для банков в целях снижения рисков кредитования долгосрочных проектов в жилищно-коммунальной сфере.

12 января 2015 года правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом № 185, постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2013 года № 147 «О порядке предоставления в 2013-2017 годах субсидий в виде имущественных взносов в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» утверждено увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам РФ за счет средств Фонда в части средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и капитальный ремонт многоквартирных домов в 2015 году .

Согласно Долгосрочной бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года развитие сектора жилищно- коммунального хозяйства предполагает сокращение субсидий населению и увеличение доли рыночных отношений, поэтому расходы бюджетной системы будут постепенно сокращаться.

Однако городское хозяйство, кроме ЖКХ, включает также и иные базовые отрасли. Такие как городской пассажирский транспорт массового пользования, комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы, службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования. Основную часть средств на развитие указанных отраслей составляют бюджетные ассигнования.

Основными направлениями по повышению эффективности государственной бюджетной политики в области городского хозяйства могут быть финансирование системы государственной поддержки инвестиционных проектов в жилищно-коммунальной сфере; финансирование за счет бюджетных средств инвестиционной деятельности, связанной с развитием (модернизацией) систем транспортной инфраструктуры; привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации; развитие механизмов бюджетного софинансирования частных инвестиций; повышение адресности предоставления льгот по оплате жилищного помещения и коммунальных услуг.

Финансовое оздоровление, эффективное функционирование и развитие предприятий городского хозяйства в определенной степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы городского хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов. Жилищно- коммунальное хозяйство - это, пожалуй, единственная отрасль, расходы на поддержку которой учитываются в суммарных бюджетных расходах субъектов Федерации достаточно полно по вполне конкретной методике, основанной на утвержденных стандартах. В условиях бюджетного федерализма федеральные органы не имеют права влиять на органы власти субъектов Федерации в части обеспечения обоснованности и полноты выделения ассигнований из бюджетов регионов на поддержку жилищно-коммунального хозяйства. Этот вопрос полностью находится в ведении региональных органов власти.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации ассигнования на поддержку жилищно- коммунального хозяйства предусматриваются в меньших объемах, чем составляет нормативная потребность, но в ходе исполнения бюджетов и эти заниженные ассигнования выделяются не в полном объеме, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятий отрасли.

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования городского хозяйства эффективное его функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало объемы и уровень предоставляемых услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

Основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства также остается сохраняющее монопольное положение как по управлению жилищным фондом, так и по его обслуживанию организаций, предоставляющих услуги, в то время как рынок этих видов услуг является потенциально конкурентным.

Монополизм, который до сих пор сохраняется, влечет за собой поддержание высокого уровня затрат, а соответственно и тарифов на данные услуги. Это обусловлено тем, что монополистам нет необходимости искать пути снижения себестоимости, которые бы делали предоставляемые ими услуги конкурентоспособными. В результате сегодня и бюджет, и население несут бремя неоправданно больших расходов на покупку этих услуг.

Список литературы

1. Гирей Е.Н. Управление финансовыми ресурсами организаций ЖКХ на основе мониторинга // Экономические науки. 2009. - №8 (57) -0,7п.л.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.08.2015).

3. Официальный сайт Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]

Сухарева Дарья Владимировна

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему от результативности и функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых популярных тем для обсуждения в каждой семье нашей огромной страны. Сколько жалоб и возмущений рождается каждый раз, когда мы открываем бланки счетов, когда видим грязь на улицах, когда снег убирают только на главных улицах, а во дворах невозможно пройти, не упав в гору снега?

Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд м2 общей площади. В среднем, на одного россиянина приходится 18,4 м2 общей площади. Около 20% городского жилищного фонда не благоустроены, а в малых городах каждый второй дом не пригоден для проживания. Из года в год увеличивается число подлежащих сносу домов. Только за последние 5 лет из-за ветхости домов общая площадь, пригодная для проживания, уменьшилась на 40 млн м2. Современная система жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, крайне неэффективна и запрограммирована на затратность, однако дотации в эту сферу не поступают.

В 2014 году федеральный бюджет России выделил на систему ЖКХ 13,2% от общего количества, что составило 81,02 млн рублей. Остальные 86,8% средств поступили из консолидированных бюджетов субъектов РФ, что составило 608,94 млн рублей. Если посмотреть смету расходов бюджета РФ по уровням бюджетных систем, можно увидеть, что меньше средств распределили только на охрану окружающей среды. Из этого можно сделать вывод, что система ЖКХ не является приоритетным вопросом в решении проблем уровня жизни граждан государства.

Прежде всего, нужно отметить значительное ухудшение состояния основных фондов ЖКХ. Уровень и качество обслуживания населения не улучшается, хотя платежи за услуги системы жилищно-коммунального хозяйства увеличились, в среднем, в 25 раз за последние 5-6 лет.

В настоящее время ЖКХ остается самым убыточным сектором российской экономики. Ежегодно на финансирование системы жилищно-коммунального хозяйства выделяется от 40% до 80 % местных бюджетов субъектов РФ. Каждый год в жизнь притворяется план по строительству новых жилых домов, что требует всё больших дотаций в систему ЖКХ. Это является дополнительной нагрузкой на государственный и местные бюджеты, в то время, как капитальные ремонты в старых домах, где проживают люди, практически не проводятся.

В чем же заключается основная проблема финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства? В первую очередь, это трата бюджетных средств не по назначению. Далеко не все выделенные средства доходят до потребителя. Эта проблема присутствует, безусловно, не только в отрасли ЖКХ, но и во всех остальных, однако ЖКХ, несомненно, наиболее приближено к жизни людей. Во-вторых, нельзя не отметить заинтересованность государства к этой сфере. Я хочу сказать, что на оборону страны выделяется в 3 раза больше средств, чем на образование. О каком хозяйстве может идти речь? Нет средств на специализированную технику, моющие средства, спецодежду. Заработная плата в системе ЖКХ составляет 4-6 тысяч рублей, в результате чего приходиться нанимать сотрудников, не обладающих должной квалификацией. Следовательно, уровень выполнения работ остается низким, недовольство растет, а государство по прежнему не обращает на это внимания.

15 декабря 2014 года на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Правительство России сообщило, что в 2015 году планирует урезать государственные расходы на ЖКХ и транспорт на 10%. Информация не утверждена, но известно, что из государственного бюджета в 2015 году на систему жилищно-коммунального хозяйства выделят 4,1% от общего бюджета.

По условиям реформы ЖКХ главным поставщиком средств в систему являются плательщики, однако около 40% из них являются должниками. Остальная масса средств поступает из местных бюджетов. Реформа ЖКХ предполагает переход к самофинансированию отраслевых организаций и увеличения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения, что становится проблемным, учитывая процент людей, уклоняющихся от платежей.

Необходимо также обратить внимание на качество услуг системы ЖКХ. Руководящим документом федерального уровня, регламентирующим организацию технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, являются «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (1998 г.). Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются «Правила предоставления коммунальных услуг». Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации. Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам. Контроль над соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляется: Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (его территориальными органами), Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами), органами санитарно-эпидемиологического надзора и государственной жилищной инспекции.

Следует отметить, что действующие Правила не в полной мере решают поставленную задачу и требуют доработки. Главная проблема заключается в неработоспособности механизмов контроля качества коммунальных услуг и снижения населению платежей, выплаты компенсаций при нарушении качества и режима предоставления коммунальных услуг. Требуется также пересмотреть подход к факту оказания услуги: признать, что услуга не оказана, если хоть один из ее частных показателей выходит за границы утвержденных интервалов качества.

Для решения основных проблем финансирования системы жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять следующие меры:

Во-первых, создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли. Во-вторых, усовершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей. Также, повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ. Сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели. Повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи.

Учитывая сложившуюся на сегодняшний день экономическую и политическую ситуацию в стране не стоит ожидать кардинальных изменений в системе ЖКХ в ближайшее время. Но необходимость ее совершенствования чрезвычайно высока. Жилищное и коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевое хозяйство, в котором переплетаются все социально-экономические отношения по жизнеобеспечению населения и удовлетворению потребностей производственных отраслей и сферы услуг.

Для решения существующих проблем необходимо обхватить все стороны, требующие немедленной реформации, грамотно выделять средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и обратить внимание на качество специального оборудования и качество оказанных услуг.

  • Балашов Е.В., Мардаганиева И.Н. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИОВАНИЕ УЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИИ ОПЛАТЫ ТРУДА // Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 6-8.
  • Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  • Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.
  • Ураев Р.Р., Панина О.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 926-929.
  • 10. Хорошилова А.П., Валиева А.Р. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.


    Доктор экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректор Института экономики и антикризисного управления. Автор учебников, учебных пособий, монографий в зарубежных и российских изданиях. Член подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ, член научно-консультационного совета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, член подкомитета по формированию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью ТПП РФ. Заслуженный экономист Российской Федерации. Академик Российской инженерной Академии. Член-корреспондент Академии ЖКХ им. К. Д. Памфилова. Вице-президент Национального научно-экспертного совета по саморегулированию и регулированию.

    Абстракт: Дальнейшее развитие ЖКХ должно основываться на использовании экономических рычагов и стимулов при максимально полном учете интересов потребителей, особенностей данной сферы деятельности. Эти подходы должны обеспечивать модернизацию данной сферы деятельности, повышать надежность и качество предоставляемых услуг. Механизм управления жилищной сферой должен носить не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер. В статье обоснованы приоритеты совершенствования данного механизма управления.

    Ключевые слова: Жилищно-коммунальная деятельность, общеполезный характер систем коммунального обслуживания, индивидуализация потребления коммунальных услуг, жилищно-коммунальный комплекс как система, формы потребления жилищно-коммунальных услуг, типология коммунальной деятельности, механизма управления жилищным хозяйством, принципы совершенствования управления ЖКХ

    Под жилищно-коммунальной деятельностью понимается производство и представление совокупности услуг, направленных на обеспечение потребностей города в ресурсах жизнеобеспечения. Эти услуги разнообразны и многогранны, но каждая из них имеет свои особенности и является уникальной. Вместе с тем, все они имеют одно общее назначение – обеспечить городу нормальное функционирование и развитие.

    В современных условиях жилищно-коммунальная деятельность является организующим началом в жизни города, основой, на которой держится и развивается город как среда обитания человека. Общеполезный характер систем коммунального обслуживания подтверждается их статусом постоянно действующих установок, готовых к удовлетворению потребностей населения и города в соответствующих услугах.

    Общедоступность услуг – характерная особенность ЖКХ. Насущный и незаменимый характер потребления коммунальных услуг требует, чтобы они были равнодоступны всем, кто в них нуждается, и всегда, когда в них возникает потребность, независимо от платежеспособности потребителей. Чем надежнее и эффективнее функционирование инженерных систем города, тем более удобной, комфортной и благоприятной воспринимается городская среда для проживания населения и функционирования различных организаций. Полная или общая доступность услуг – показатель комфортности и качества современного жилья .

    Необходимо отметить, что услуги, обладающие свойством общедоступности, представляют собой общественное благо. Следовательно, можно классифицировать жилищные и коммунальные услуги как общественные блага.

    Классификация ЖКХ на группы или типы коммунальных услуг также является характерной чертой данной сферы деятельности.

    Одно из свойств или особенностей жилищно-коммунальных услуг состоит в том, что их действие направлено не только на население или организации, испытывающие в них потребность, но и на конкретные объекты в городе, функционирование и сохранение которых - необходимое условие для жизни и деятельности населения или организаций. Это свойство жилищных и коммунальных услуг позволяет различить услуги по видам и соответственно их группировать. По назначению жилищно-коммунальные услуги делятся на три типа: общегородские услуги; жилищные услуги; инженерные или коммунальные услуги.

    Такая группировка жилищно-коммунальных услуг целесообразна при решении проблем, связанных с их оплатой. Существующее деление жилищно-коммунальных услуг отражает их сущность.

    Услуги общегородского назначения характеризуются тем, что их потребление населением и организациями города происходит обезличенно . Указанными услугами пользуются одновременно все, независимо от того, являются они жителями данного города или временно пребывают в нем. Основной (возможно, единственной) формой оплаты таких услуг, удовлетворяющей потребности муниципального сообщества, представляется их финансирование из местного бюджета за счет налогов и сборов с потенциальных потребителей.

    Жилищные услуги - это услуги, потребление которых имеет коллективный характер . Жилищные услуги индивидуализированы по отношению к жилому комплексу – дому или к его отдельному элементу и оказываются для удовлетворения потребности каждого жильца. Уборка и содержание в порядке территории, прилегающей к дому, вывоз мусора, мытье лестничных клеток, обслуживание лифта, работы по уходу за общими элементами здания и т. д. – все это создает нормальные условия для проживания людей в доме, являющемся их общим жилищем. Но, в отличие от объектов общегородского назначения, жилищные услуги локализованы на определенной территории, имеют конкретный адрес. Необходимо подчеркнуть, что жилищные услуги обращены не к конкретному проживающему в доме потребителю, а к дому как объекту обслуживания, следовательно, они обращены одновременно ко всем жителям дома, Другими словами, потребление жилищных услуг происходит совместно, поскольку услуги неделимы. Обезличенный и(или) коллективный характер потребления жилищных услуг как блага вследствие их неделимости свидетельствует об их общественном характере.

    Территория современных городов застроена в основном многоэтажными, многоквартирными домами. Неделимость жилищных услуг создает в этом случае трудности для выбора формы оплаты услуг жильцами, живущими в отдельных квартирах.

    Инженерные услуги - это услуги, потребление которых имеет индивидуальный характер . Таковыми являются услуги систем инженерного оборудования, или инженерные услуги, – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепловая энергия, электрическая энергия, природный газ, подаваемые непосредственно в жилые помещения и являющиеся элементами благоустройства современных домов и жилых квартир. При этом наличие материального носителя позволяет делить услуги на порции, измерять их количество, предъявлять оплату конкретному потребителю. Вследствие этого появляется возможность поставить оплату услуг конкретным потребителем в зависимость от их потребленного количества, исключить их потребление теми, кто уклоняется от оплаты. По такому принципу функционирует рынок частных товаров, регулируемый законом спроса и предложения. Однако особенность технологической организации производства и предоставления инженерных услуг городским потребителям исключает возможность формирования конкурентных отношений. Тем не менее потребление услуг жизнеобеспечения полностью индивидуализировано, что не может не привести к определенным противоречиям в экономических отношениях данной сферы .

    Утилитарный общеполезный характер инженерных услуг подсказывает, что в условиях города удовлетворение потребностей в них рациональнее организовать путем объединения потребителей и создания общей системы, благодаря чему услуги станут общедоступными, будут обеспечены надежность и бесперебойность снабжения ими населения. Важное значение для такой формы организации коммунального обслуживания имеют следующие свойства потребления инженерных услуг: а) потребность в услугах возникает спонтанно, их нельзя откладывать «на потом»; б) нельзя услугами запасаться впрок, так как во многих случаях это просто невозможно, и к тому же городской тип жилья исключает эту возможность; в) следствием названных особенностей является неравномерный характер производства и потребления услуг.

    По указанным причинам все системы инженерного обеспечения имеют:

    – сетевую структуру, в которой производство и потребление услуг жестко взаимосвязаны, выступают элементами единой технологической системы;

    – располагают необходимыми сооружениями и мощностями для образования, хранения и регулирования запасов ресурсов, наличие которых – необходимое условие для обеспечения
    безотказного и надежного функционирования системы коммунального обслуживания;

    – проявляют свойства непрерывного замкнутого производства (монополии).

    Все это позволяет утверждать, что инженерные услуги, несмотря на формальное сходство с частными товарами, по своей сущности представляют собой также общественные блага.

    Собственность и форма оплаты услуг имеют также свои особенности в ЖКХ.

    Индивидуализация потребления коммунальных услуг видоизменяет и расширяет способы возмещения затрат на их предоставление, тем самым способствует появлению разных форм организации коммунальной деятельности. Именно это обстоятельство заставляет искать возможности полной индивидуализации потребления услуг. Вместе с тем, индивидуализация потребления услуги не уничтожает ее общественный характер. В результате складывается ситуация, при которой, с одной стороны, становится возможным вычленение конкретного потребителя услуги и использование формы индивидуальной оплаты, но, с другой стороны, обнаруживаются различного рода противоречия, которые приводят к искажениям содержания экономических отношений.

    Поскольку жилищно-коммунальные услуги обращены непосредственно к объектам и имуществу, которыми в той или иной форме пользуются люди, то можно сказать, что индивидуализация потребления жилищно-коммунальных услуг как общественных благ возможна в той степени, в какой становится возможным их использование. Учитывая это обстоятельство, можно утверждать, что естественной границей индивидуализации жилищно-коммунальных услуг является способ их потребления. Индивидуализация потребления позволяет также индивидуализировать оплату соответствующей услуги. Здесь важное значение имеет совпадение между собой формы оплаты и формы потребления. Лишь при совпадении этих форм обеспечивается непротиворечивое развитие экономических отношений в соответствующей сфере.

    Однако реальность показывает, что оплата общественных благ имеет более широкие границы индивидуализации (речь в данном случае идет прежде всего о жилищно-коммунальных услугах). Это становится возможным благодаря форме собственности на объекты и имущество, с которыми связано производство и оказание соответствующей услуги. Так, для услуг общегородского благоустройства, как было установлено выше, потребление может быть только в обезличенной форме, а потому индивидуализация потребления этих услуг невозможна. Обезличенной форме потребления этих услуг соответствует форма муниципальной собственности, при которой право пользования ими получает каждый член муниципального сообщества. Но возмещение их стоимости осуществляется из городского бюджета. При этом отдельные виды услуг общегородского назначения могут быть предоставлены потребителям на условиях частного предпринимательства. Такая возможность появляется тогда, когда данными услугами регулярно пользуется определенная категория жителей. Придумав способ ограничения доступа к этим услугам, можно их продать: например, посещение городских парков, проезд через городской мост или магистраль и т. д. Очевидно, введение платы уменьшит количество людей, пользующихся этими объектами. Для частного предпринимателя такие объекты станут интересными с того момента, когда доходы от их посещения начнут превышать расходы на содержание и эксплуатацию. Вместе с тем остается спорной эффективность такой формы организации коммунального обслуживания, поскольку она ведет к уменьшению общеполезной сущности общественного блага.

    Более сложной является проблема оплаты жилищных услуг. Весь комплекс жилищных услуг непосредственно связан с обслуживанием конкретного жилого дома и с этой точки зрения представляет собой индивидуальную услугу. Поэтому в случае, например, частного домовладения не возникает проблемы относительно того, кто должен заказывать и оплачивать эти услуги. Владелец – собственник дома выступает в одном лице, и как заказчик, и как плательщик. И даже тогда, когда дом является доходным, то есть жилые помещения в доме сдаются в аренду. В последнем случае вопрос о том, как возместить затраты владельца на содержание дома, – это предмет его собственных отношений с арендаторами помещений (квартир). Как содержать дом – решается домовладельцем самостоятельно. Он может нанять отдельных работников для выполнения той или иной услуги, создавать собственную службу эксплуатации (очевидно, это более целесообразно, когда в его владении находится группа домов), пригласить для работы фирму или фирмы, специализирующиеся на выполнении отдельных видов жилищных услуг. Аналогичные двусторонние отношения домовладелец будет формировать и с предприятиями инженерной инфраструктуры.

    В случае многоквартирных домов (далее – МКД) ситуация существенно изменяется. Для МКД жилищные услуги уже не могут рассматриваться как индивидуальные. Вопрос о том, как индивидуализировать оплату услуг по отношению к конкретному потребителю, становится проблемой, поскольку исчезает всякая связь и зависимость между услугами, предоставляемыми потребителям, и тем, что последние оплачивают. Еще вопрос, как формируется и от чего зависит цена отдельной услуги (или совокупности жилищных услуг) и что при этом представляет собой единица услуги, предъявляемая к оплате потребителю? Отсутствие прямой связи между названными показателями делает произвольным и выбор единицы оплаты жилищных услуг потребителями. В качестве такой единицы могут быть использованы один житель, жилое помещение, площадь жилья (общая, жилая, приведенная площадь) и другие показатели, в той или иной степени характеризующие жилой дом. Все возможные решения будут иметь формальное значение, поскольку не принесут пользы от данной услуги ее плательщику. Они могут отличаться друг от друга только тем, насколько удобно и проще исчисление и применение того или другого метода разнесения затрат на практике .

    Влияние формы собственности на оплату инженерных услуг пока не учитывается в полной мере. При этом учитывается наличие того жилища, оплата инженерных услуг по которому производится в увеличенном размере. При этом потребление инженерных услуг может быть доведено до полной индивидуализации отдельным потребителем.

    Соответственно оплата инженерных услуг будет обезличенной, если потребление принимает общественную форму (например, поливка улиц, расход воды на пожаротушение, оплачиваемые из городского бюджета), либо принимает форму коллективной оплаты (например, оплата услуг, потребляемых общественными учреждениями), либо будет индивидуальной, как в случае потребления услуг в жилых помещениях, частных домовладениях. Следует отметить, что возможность полной индивидуализации потребления инженерных услуг делает их формально похожими на частные товары, но таковыми они не являются. Выше мы приводили доводы относительно этого утверждения. Но есть еще одна особенность, которая не оставляет сомнений в общественном характере инженерных услуг.

    Дело в том, что производство и потребление продукции (услуг) в системах инженерного оборудования представляют собой начальную и конечную стадии единого технологического процесса, они неразрывны, взаимозависимы и взаимообусловлены заданным технологическим режимом. Технологическое единство, неразрывность производства и потребления продукции делают необходимым наличие сетей как связующего звена между источником и потребительскими установками. Сети здесь играют роль системообразующих элементов, при помощи которых происходит территориальное объединение потребителей в единый технологический комплекс (систему), развитие их по принципам централизации и концентрации. Сетевая структура организации инженерных систем наделяет производственную деятельность в этой сфере особенностями, которые исключают возможность формирования конкурентных отношений, что подтверждают результаты реформирования РАО ЕЭС. Главное свойство, которое отличает коммунальную деятельность (производство) от рынка конкурентных товаров, состоит в том, что на рынке коммунальных услуг не действует основной закон рынка – закон спроса и предложения. Основным показателем или критерием эффективности и надежности функционирования систем инженерного обеспечения становится полная доступность услуги потребителю. Благодаря этой доступности потребление услуги одним потребителем не уменьшает ее количества для других потребителей системы. Потребности получают полное удовлетворение у всех, поэтому не возникает необходимости ценового воздействия на производство услуг .

    Изложенный выше теоретический анализ особенностей потребления коммунальных услуг и коммунальной деятельности однозначно свидетельствует о том, что на рынке коммунальных услуг нарушена связь между ценой и спросом – цена не реагирует на изменение спроса, как не реагирует спрос на изменение цены услуг. Вследствие этого цена услуг перестает испытывать влияние потребительского выбора и становится затратной, то есть производители вынуждены ориентироваться при определении цены своих услуг на издержки. В результате формирование цены услуг на затратной основе и затратная ориентированность коммунального производства превращаются в объективное свойство коммунального производства как общественно полезной деятельности .

    Жилищно-коммунальное хозяйство, являющееся составной частью городского хозяйства, включает в себя:

    – жилищное хозяйство (жилищный и нежилой фонд, управляющие и подрядные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации);

    – бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание);

    – инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение;

    – санитарно-технические предприятия (водопровод и канализация, службы по уборке городских территорий и санитарной очистке домовладений, сбор, транспортировка и утилизация бытовых отходов);

    – энергетические предприятия (электросети, газовое хозяйство, тепловые сети, городской пассажирский транспорт);

    – инфраструктуру внешнего благоустройства города (зеленые насаждения, мосты, дороги и тротуары, уличное освещение, водоемы, малые архитектурные формы, пешеходные переходы и эстакады).

    ЖКХ включает в себя широкий круг секторов городской экономики. В то же время проявляются специфические особенности каждой под-отрасли ЖКХ, характеризующиеся состоянием и функциональной направленностью основных фондов, разнообразием хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности и т. д., что позволяет сделать вывод о жилищно-коммунальном комплексе как системе, состоящей из самостоятельных отраслей.

    В первую очередь следует выделить жилищный комплекс, задача которого состоит в организации предоставления услуг ЖКХ, обеспечении нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (жилых и нежилых зданий) и качественного жилищно-коммунального обслуживания.

    В задачи коммунального комплекса входят производство и поставка необходимых ресурсов (воды, тепловой энергии, газа, электроэнергии) для обеспечения комфортной среды обитания потребителей.

    Комплекс благоустройства обеспечивает должный уровень удобств, связанных со строительством городских дорог, с зелеными насаждениями, зонами рекреации, с механизированной уборкой городских территорий, с санитарной очисткой домовладений и т. д.

    Деятельность в ЖКХ многогранна и разнообразна, каждая его составляющая имеет особенности и специфику, учет которых является важным условием для совершенствования механизма финансирования ЖКХ, для построения новых экономических отношений, для успешной адаптации этой важной социальной сферы к функционированию в условиях рыночной экономики.

    В зависимости от формы потребления жилищно-коммунальных услуг, характера связи с потребителями и источников финансирования затрат на их производство деятельность ЖКХ можно разделить на три типа:

    1) услуги, адресованные всем жителям города, но не отдельному человеку конкретно. Эти услуги вызваны общей потребностью системы организации города и имеют общественный, или обезличенный, характер. Примером таких услуг являются: содержание и эксплуатация общественных дорог, улиц, площадей, мостов, магистралей и других инженерных сооружений, уличное освещение, озеленение, благоустройство и т. д.;

    2) услуги, имеющие коллективную направленность. Это деятельность по техническому обслуживанию жилых зданий и прилегающих к ним территорий. Внутри здания – это работы по обслуживанию так называемых мест общего пользования (лестничные клетки, лифты, мусоропроводы, общие телеантенны, чердаки и подвалы), а вне зданий – уборка территории, наружное освещение, уход за зелеными насаждениями, детскими площадками. Названные виды услуг соответствуют общему желанию жителей создать внутри домов и вокруг них экологически и санитарно чистую среду, обеспечить сохранность здания и отдельных его элементов. Следовательно, они представляют собой групповую, или коллективную, потребность людей, живущих в отдельном подъезде, доме, микрорайоне;

    3) услуги, предназначенные для удовлетворения индивидуальных потребностей. Это услуги, предоставляемые непосредственно в отдельные жилые ячейки (квартиры) и потребляемые их жителями в соответствии со своими личными желаниями: подача в квартиры холодной и горячей воды, водоотведение, отопление, подача газа, электрической энергии, услуги телефона, радиотрансляция. Несмотря на индивидуальную форму потребления услуг этого типа, им также присущи свойства общественных благ.

    Особым видом деятельности ЖКХ являются услуги городского общественного транспорта, удовлетворяющие потребность населения в передвижении по территории города.

    По характеру потребления транспортные услуги могут быть отнесены к третьему типу коммунальной деятельности, но целесообразнее выделить их в отдельную группу, так как в рамках данной статьи не ставится задача изучения специфики этого вида деятельности.

    Взаимосвязь формы потребления услуг, видов деятельности – характера связи с потребителями и источников финансирования представлена в таблице .

    Предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием, можно дифференцировать на две основные группы: предприятия, производящие материальную продукцию, и предприятия, оказывающие услуги.

    Типология коммунальной деятельности


    Характеристика I тип II тип III тип
    1. Форма потребления Обезличенная Групповая Индивидуальная
    2. Виды жилищно-коммунальной деятельности Благоустройство территории, населенных пунктов, вывоз твердых бытовых отходов, уличное освещение, озеленение, содержание мостов, дорог, улиц, магистралей, инженерных сооружений и др. Содержание общего имущества многоквартирных жилых домов, уборка территорий домовладения, вывоз мусора, освещение общественных мест и дворов; телеантенна Водоснабжение холодной и горячей водой, водоотведение, подача газа, электро- и теплоэнергии; телефон, радиоточка
    3. Характер связи с потребителями услуг Обезличенный Опосредованный Непосредственный
    4. Источники финансирования затрат на производство жилищно-коммунальных услуг Средства местных бюджетов, в том числе налоговые поступления, частные инвестиции, иные источники Коммунальные платежи собственников жилья, бюджетные субсидии малоимущим и др. Индивидуальная оплата потребителем услуг, бюджетные ассигнования малоимущим, льготным категориям населения, бюджетным организациям и др.

    Первая группа включает ресурсоснабжающие предприятия и организации, производящие материальную продукцию (услуги) (воду, тепло, электроэнергию), производство и потребление которых либо совпадают во времени (электроэнергия), либо осуществляются последовательно (водопровод), в связи с чем предприятия не могут накапливать продукцию и должны производить ее в объемах, требуемых в каждый конкретный период времени.

    Ко второй группе относятся предприятия и организации, оказывающие услуги, т. е управляющие жилищные организации, подрядные ремонтно-эксплуатационные предприятия и компании; городской пассажирский транспорт; предприятия бытового обслуживания; а также внешнее благоустройство.

    Услуги ресурсоснабжающих предприятий и организаций имеют вещественный характер, благодаря чему возможно количественное измерение, индивидуальный учет и контроль за их потреблением. Услуги ресурсосберегающих предприятий имеют следующие особенности:

    1. Потребление коммунальных услуг носит насущный характер, т. е. является жизненной необходимостью.

    2. Потребности в коммунальных услугах имеют общий характер. В них нуждаются все объекты жилого и нежилого секторов, связанные как с кратковременным, так и с длительным пребыванием в них людей.

    3. Потребление коммунальных услуг носит неотложный характер, т. е. услуги должны быть предоставлены в тот момент, когда в них возникает потребность.

    4. Потребности в коммунальных услугах имеют обязательный характер, т. е. необходимость в услугах возникает постоянно, независимо от времени дня и ночи.

    5. Коммунальные услуги невзаимозаменяемы, то есть каждый вид услуг предназначен для удовлетворения определенных потребностей человека. Каждая услуга уникальна.

    6. Потребление услуг имеет индивидуальный характер, то есть:

    – предназначено для удовлетворения сугубо личных потребностей человека;

    – зависит от вида и характера процедур, на которые они потребляются;

    – зависит от свойств личности, привычек, профессии и образа жизни, жизненного опыта, пола, возраста, семейного положения, состава и структуры семьи и т. д.;

    – зависит от времени принятия процедур (утро, день, вечер, ночь, лето, осень, зима).

    7. Фактор индивидуальности в формировании потребностей в коммунальных услугах проявляется также в форме побудительного мотива, определяющего момент возникновения потребностей, интенсивность, продолжительность процесса потребления, регулярность.

    8. Индивидуальность придает потреблению коммунальных услуг вероятностный характер (за исключением некоторых видов услуг, например отопление, освещение, хотя и этим видам услуг тоже присущ, в определенной степени, вероятностный момент).

    9. Потребление коммунальных услуг зависит от регулярности и периодичности, уклада жизни людей, суточного и недельного ритма жизни, регламента трудовой деятельности. Соответственно, многие бытовые процессы приурочены к определенному времени суток и дням недели. Поэтому потребление услуг происходит более интенсивно и продолжительно в одно время, менее интенсивно в другое.

    Свойства коммунальных услуг (СКУ) заключаются в неразрывности процессов производства и потребления во времени, взаимозависимости и взаимообусловленности с требованиями потребителей (см. рисунок) .

    Все это осложняет организацию работы коммунальных предприятий, что вызывает необходимость расчета мощностей по наибольшей потребности при низком среднем уровне и неравномерности их использования по времени; высокая стоимость фондов коммунальных предприятий за счет формирования резервных мощностей снижает эффективность инвестиций в коммунальное хозяйство.

    Производственная программа ресурсоснабжающими предприятиями по подаче воды, электро- и теплоэнергии связана с правильным учетом и точностью расчетов, с бесперебойной и безаварийной работой коммунальных предприятий, которая должна достигаться путем систематического контроля за оборудованием, своевременным проведением требуемых ремонтов.

    Несколько иные особенности имеют жилищные услуги, оказываемые предприятиями и организациями второй группы, которые также достаточно разнообразны и относительно локализованы. Это обстоятельство позволяет оплату жилищных услуг вменять в обязанность известного числа людей, пользующихся этими услугами и проживающих на данной территории по конкретным адресам, то есть индивидуализировать оплату услуг. Однако индивидуальная оплата жилищных услуг не должна заслонять коллективный характер их потребления. Потребление услуг остается совместным, неделимым, когда речь идет о работах, выполняемых жилищными организациями, на территории домовладения. Каждый из жителей, несомненно, испытывает неудобства от антисанитарного состояния прилегающих к домам территорий и желает видеть свой двор чистым и ухоженным, более того, он даже готов возместить расходы по поддержанию этой территории в надлежащем санитарно-техническом состоянии (в настоящее время эта обязанность закреплена законодательно). Однако вряд ли найдется хоть один человек, который возьмется оплатить эти расходы полностью, так как в этом случае все остальные жители получили бы возможность пользоваться указанными услугами бесплатно. Полное возмещение расходов на жилищные услуги одним потребителем является оправданным только в частных владениях .

    Услуг по обслуживанию мест общего пользования в подъездах и в доме (общее имущество многоквартирного дома) значительно меньше, но и они также остаются неделимыми. Их потребление носит совместный (коллективный) характер. Если услуги неделимы, то это означает, что их потребление нельзя ограничить отдельными индивидуумами, за исключением тех услуг, которые предоставляются потребителям в пределах их собственных квартир (эти услуги связаны, главным образом, с обслуживанием и поддержанием в работоспособном состоянии внутриквартирных устройств инженерного оборудования и должны быть отнесены к затратам на инженерные услуги). Все эти жилищные услуги оказываются общедоступными, независимо от того, вносит ли потребитель за них плату или нет.

    В рыночных условиях основная проблема реформирования системы финансового обеспечения ЖКХ заключается в том, что, с одной стороны, при осуществлении реформы необходимо использовать только социально приемлемые подходы, с другой – эти подходы должны обеспечивать модернизацию данной сферы деятельности, последовательно и неуклонно повышать надежность и качество предоставляемых услуг. Решение указанной проблемы осложняется необходимостью учета многочисленных особенностей рассматриваемой сферы хозяйствования.

    Немаловажное значение при этом имеет платежеспособность населения, которая определяет уровень требований к условиям проживания и качеству услуг, возможности финансирования процессов модернизации ЖКХ. В свою очередь, платежеспособность населения определяется динамикой его доходов и, соответственно, динамикой развития экономики государства в целом. Следовательно, динамика доходов населения на современном этапе развития ЖКХ выступает одним из ключевых моментов, определяющих тарифную политику, финансовую устойчивость и возможность развития системы ЖКХ, создание предпосылок для привлечения частных инвестиций и, в конечном итоге, является важнейшей составляющей системы финансирования ЖКХ.

    Развитие жилищной сферы в современный период возможно лишь на основе формирования нового хозяйственного механизма, ориентированного на использование экономических рычагов и стимулов при максимально полном учете интересов потребителей. В этой связи целесообразно рассмотреть характерные черты хозяйственного механизма, стратегические направления и пути развития жилищной сферы. Важнейшей целью нового механизма управления жилищным хозяйством является максимально полное удовлетворение потребностей населения в жилье, улучшение содержания жилищного фонда и качественное жилищно-коммунальное обслуживание. Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:

    – первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития жилищной сферы;

    – разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственного процесса на экономико-правовой основе;

    – активное включение противозатратных рычагов хозяйствования, внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг;

    – гарантирование надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем жилищной сферы (водо-, тепло-, электро- и газоснабжение);

    – устойчивое ресурсное обеспечение жилищной сферы за счет привлечения централизованных и децентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы городского хозяйства и улучшения системы подготовки кадров.

    Механизм управления жилищной сферой должен носить не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, т. е. он должен создавать основу для улучшения жилищных условий, повышения уровня содержания жилищного фонда и качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Основные рычаги - экономические (прямые и косвенные) и правовые.

    В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий; хозяйственные договоры; местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и др. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий. Они необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведения налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.

    Важнейшими функциями управления жилищной сферой служат прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль.

    Механизм управления жилищной сферой, по нашему мнению, должен базироваться на следующих положениях:

    – приоритете социально-экономической составляющей;

    – ориентации на различные формы собственности в жилищном секторе, включая муниципальную, коллективную и частную;

    – постепенной децентрализации управления и передаче ряда управленческих функций в области жилищной сферы на местный уровень (местным органам власти на уровне муниципальных образований, органам территориального общественного самоуправления и т. п.); антимонопольной политике в жилищной сфере;

    – разделении функций заказчика и подрядчика и привлечении в строительство и эксплуатацию жилья подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе;

    – нормативном принципе ресурсообеспечения и выделении различных уровней обслуживания населения;

    – ориентации на различные источники финансирования: централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы;

    – привлечении населения к управлению жильем.

    В соответствии с указанными принципами в процессе управления в жилищной сфере необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая пользователей, собственников, заказчиков и подрядчиков, но интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований.

    Существующий уровень централизации в жилищной сфере, особенно в крупных городах, слишком высок, что влечет за собой укрупнение ряда управленческих функций, особенно в сфере жилищного хозяйства и благоустройства территории. Это особенно важно в условиях перехода к местному самоуправлению и выделению самоуправляемых муниципальных образований. Но процесс децентрализации не должен происходить единовременно без соответствующих обоснований. Разукрупнение системы управления должно быть основано на продуманной концепции с использованием специально разработанных программ. И здесь очень важно соблюдать принцип «не навреди», поэтапность, рациональную децентрализацию.

    Основной критерий распределения управленческих функций по уровням должен быть следующим: управление процессом надо организовывать на вышестоящем уровне управления только в том случае, если оно не может быть эффективно решено на нижестоящем уровне. Так, вопросы эксплуатации отдельных зданий вполне могут быть решены на нижнем управленческом уровне, а проблема водоснабжения должна решаться на уровне городов.

    Важнейшим аспектом деятельности в данной сфере является антимонопольная политика. Это обусловлено наличием монополизма, который препятствует развитию конкуренции (в тех сферах деятельности, где она возможна), тормозит развитие, снижает качество работы, способствует повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и т. п. Поэтому борьба с монополизмом является приоритетным направлением деятельности на всех уровнях управления жильем.

    Переплетение функций заказчика и подрядчика, ведомственность при наличии единой формы собственности были характерными особенностями жилищной сферы в течение длительного времени. Данный подход не стимулировал развитие жилищно-коммунального комплекса, препятствовал ориентации работников на повышение качества и культуры обслуживания населения. Четкое разделение функций заказчика и подрядчика, активное привлечение к проведению работ предприятий и организаций различных форм собственности будут способствовать созданию конкурентной среды в эксплуатации жилищного фонда, ограничению роста цен (тарифов), ориентации предприятий на экономические стимулы деятельности и повышению качества работы в жилищном строительстве и хозяйстве.

    Список литературы:

    1. Ряховская А. Н. Антикризисное управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований (вопросы теории, методологии и практики). - М.: ИПК госслужбы, 2003.

    2. Ряховская А. Н., Таги-заде Ф. Г. Коммунальная деятельность - сфера общественных благ и естественной монополии. - М.: ИЭАУ, 2010.

    3. Ряховская А. Н. Рост тарифов в ЖКХ: целесообразность и обоснованность. Журнал «ЖКХ», № 4, 2010.

    4. Ряховская А. Н. Тарифная политика в жилищной сфере. Журнал «ЖКХ», № 2, 2009.

    5. Финансирование жилищно-коммунального комплекса: современные тенденции и перспективы. Монография / Ряховская А. Н., Арсенова Е. В., Кириллова А. Н., Кован С. Е., Крюкова О. Г. и др. М.: Магистр, 2008.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...