Источники налогового права российской федерации. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов


  • общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);
  • подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

    а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ , постановления Правительства РФ , подзаконные нормативные правовые акты);
    б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

  • акты по вопросам налогообложения судебных органов:

    а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);
    б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

  • Источник налогового права - исходящая от государства форма выражения и закрепления норм налогового права: нормативный правовой акт и договор нормативного содержания.

    В Налоговом кодексе термин "налоговое законодательство" не применяется, но используются термины "законодательство о налогах и сборах" (ст. 1 НК РФ), "законодательство о налогах", "законодательство о сборах" (например, в ст. 5 НК РФ). Тем не менее термин "налоговое законодательство" является общеупотребительным и используется в иных нормативных правовых актах.

    Состав и система налогового законодательства следуют из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и из статей 1, 4, 7 и 12 НК РФ. Нормы НК РФ сформулированы с учетом правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 11 ноября 1997 г. N 16-П: конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти. Только закон в силу его определенности стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности.

    1. Конституция РФ. Нормы, прямо регламентирующие налогообложение, представлены в КРФ достаточно скромно. В качестве примера "налоговой" нормы Конституции РФ можно привести ч. 3 ст. 75: система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

    2. Международные договоры РФ . Обычно в таких договорах согласовываются коллизионные нормы, позволяющие избегать двойного налогообложения и предотвращать уклонение от уплаты налогов. Кроме того, существуют так называемые торговые договоры , предусматривающие режим наибольшего благоприятствования; договоры о дипломатических и консульских сношениях (страшно звучит) , предусматривающие освобождение от налогов дипломатических и консульских работников, и другие договоры. Здесь следует также отметить Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС - приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17);

    3. Федеральные конституционные законы . Нормативные акты данной группы содержат относительно небольшой объем норм налогового права. Так, в соответствии с п. 5 ст. 6 ФКЗ "О референдуме РФ", п. 3 ст. 75 Конституции РФ на федеральный референдум не могут выноситься вопросы о системе налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и об общих принципах налогообложения и сборов в РФ. Другой пример: в ст. 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" предусмотрено, что Правительство РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты.


    4. Федеральные законы . Нормативные правовые акты данной группы содержат наибольший объем норм федерального налогового права. Сюда входят Налоговый и Бюджетный кодексы РФ и иные Федеральные законы, содержащие нормы налогового права ("О налогах на имущество физических лиц", "О соглашениях о разделе продукции", "О налоговых органах РФ", "О несостоятельности (банкротстве)", о федеральном бюджете на очередной финансовый год и др.).

    Следует учесть, что ни один федеральный закон (в том числе НК РФ) не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой (Определение КС РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О). Тем не менее – НК РФ – общий кодифицированный акт.

    5. НПА ФОИВ. Число данных актов предопределяется тем, как часто соответствующие полномочия делегируются данным органам законодателем. Как следует, например, из п. 4 ст. 131 НК РФ, суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета. Соответственно, принято Постановление Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 "О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля".

    В силу п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Соответствующая форма требования об уплате налога утверждена Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@.

    Следует отметить, что акты Президента России в числе источников налогового права в настоящее время отсутствуют, поскольку НК РФ такие акты в данном качестве не рассматривает. Актами органов законодательной (представительной) власти соответствующие полномочия Президенту не делегируются.

    6. Конституции (уставы) субъектов РФ обычно содержат несущественный объем норм налогового права, как правило, дублирующих федеральные нормы. В п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судам разъяснено: разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого НПА, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта;

    7. Законы субъектов РФ , как правило, содержат основной объем норм регионального налогового права.;

    8. НПА акты региональных органов исполнительной власти . Их число относительно невелико, поскольку соответствующие правомочия почти никогда данным органам не делегируются.

    9. уставы муниципальных образований обычно содержат небольшой объем норм налогового права;

    10. НПА представительных органов муниципальных образований , как правило, содержат основной объем норм местного налогового права.

    11. нормативные правовые акты местных органов исполнительной власти.

    Наличие кодифицированного федерального закона - НК РФ - предопределяет необходимость оценки данного явления.

    Судебный прецедент: Все признаки прецедента только в Постановление Конституционного суда.

    Все Пленумы и информационные письма – просто истолкования, нет признаков прецедента, есть норма об общеобязательности.

    4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

    Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т. е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью. В данном случае имеется в виду источник права в формальном (юридическом) смысле слова.

    Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

    Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.

    К источникам налогового права можно отнести:

    1) международные источники:

    а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

    б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);

    в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

    г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

    2) Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании;

    3) специальное налоговое законодательство:

    а) федеральное (НК РФ и ФЗ, принятые на основании и в соответствии с ним);

    б) региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);

    в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

    4) общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ), Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ) и др.);

    5) подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

    а) акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

    6) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ;

    б) акты по вопросам налогообложения судебных органов:

    а) акты органов конституционной юстиции (постановления и определения КС РФ и конституционных судов субъектов РФ);

    б) акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

    Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

    2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    5. Нормативные правовые акты как источники налогового права Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.Отличия нормативных правовых актов от нормативных актов:1) нормативно-правовой

    Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

    Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

    Из книги автора

    2.3. Система налогового права Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых

    Из книги автора

    Лекция 3. Источники налогового права 3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового

    Из книги автора

    3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,

    Из книги автора

    Лекция 6. Нормы налогового права 6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями

    Из книги автора

    6.2. Виды норм налогового права Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования.Их можно классифицировать:1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть

    Из книги автора

    9.4. Банки как субъекты налогового права Согласно ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ.Однако налоговое законодательство не делает различий между понятиями «банк», «кредитная

    Из книги автора

    Из книги автора

    2. Норма налогового права. Действие актов налогового законодательства Норма налогового права – это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера,

    Из книги автора

    3. Источники налогового права Источники налогового права – это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.Конституция РФ закрепляет

    Из книги автора

    2. Источники налогового права Источники налогового права образуют многоуровневую иерархическую систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы

    Из книги автора

    9. Метод налогового права Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулируют налогово-правовые нормы, то

    Из книги автора

    10. Принципы налогового права, его отраслей Принципы налогового права, его отраслей – это основные, основополагающие начала, закрепленные в соответствующих правовых нормах.Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и

    Впервые письменные нормы налогового права появились в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), которые юридически закрепили:

    два вида податей (налогов) - централизованные подати, которые собирались в царскую казну, и местные подати, которые собирались в казну местной знати;

    субъекты податей;

    объекты податей;

    порядок взимания;

    меры ответственности за нарушение норм налогообложения.

    В процессе познания источников налогового права важное

    значение имеют Законы Ману (II в. до н.э.), которые определяли субъекты и объекты налогообложения, виды налогов, формы взимания (денежная и натуральная), органы и лица, уполномоченные собирать налоги. Законы Ману впервые установили налоговые льготы для отдельных категорий лиц.

    Термин «источники права» известен уже более двух тысяч лет. Впервые общие правила поведения были названы источником права Титом Ливием, который в своем труде «Римская история» представил Законы XII таблиц (V в. до н.э.) «источником всего публичного и частного права», поскольку они являли собой основу, на которой развилось и сложилось римское право того времени. Законы XII таблиц - это не только первый документ, который исследователи назвали источником права, но и древнейший памятник налоговой правовой культуры. Характерной особенностью этого древнеримского нормативного правового акта является наличие значительного количества норм, регулирующих объекты налогообложения и устанавливающих виды обязательных платежей: пошлины, налоги провинций, подати, косвенные налоги. В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий.

    Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией РФ: международные договоры Российской Федерации (ст. 15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), Федеративный и иные государственно-правовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправ-ления (ч. 2 ст. 46).

    Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, которые соответственно называются «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» и «Действие меж-дународных договоров по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации \ законы (феде-ральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

    Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Источники налогового права - это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

    Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи:

    они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; в результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;

    они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

    Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют оп-ределенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

    не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

    не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

    С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступления в законную силу. Официальными источниками опубликования нормативных актов о налогах или сборах служат «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» или «Парламентская газета».

    Особые правила вступления в законную силу установлены относительно актов налогового законодательства, вводящих новые налоги или сборы. Кроме названных двух условий акты, предусматривающие новые налоги или сборы, должны соответ-ствовать дополнительному требованию. Подобные нормативные правовые акты вступают в законную силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента их официального опубли-кования.

    Статья 57 Конституции РФ определяет, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах"» от 24 октября 1996 г. № 17-П особо подчеркивается, что положение ст. 57 Конституции РФ, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

    Положение ст. 57 Конституции РФ получило развитие в Налоговом кодексе РФ, согласно п. 2 ст. 5 которого акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, обратной силы не имеют.

    В Постановлении Конституционного «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году"» Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П отмечено, что конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов РФ. В данном Постановлении Конституционный Суд РФ четко обосновал позицию, согласно которой недопустимо не только придание законам о налогах обратной силы путем прямого указания об этом в законе, но и издание законов, по своему смыслу имеющих обратную силу. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.

    Вместе с тем конституционно установленный запрет на придание законам о налогах и сборах обратной силы действует только относительно правовых норм, ухудшающих положение фис-кально обязанных лиц. Подобная позиция четко отражена в По-становлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П: «...Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги» (п. 4).

    Как следствие, в Налоговом кодексе РФ нашла развитие и ст. 54 Конституции РФ, согласно ч. 2 которой «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Применительно к налоговому праву данное правило означает, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав субъектов налоговых правоотношений, имеют обратную силу. Также могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов или сборов, устраняющие обязанности субъектов налоговых правоотношений или иным образом улучшающие их положение. Нормативные акты, содержащие названные нормы, приобретают обратную силу только при условии прямого указания на это обстоятельство в самом налоговом законе. Придание закону обратной силы означает его распространение на отношения, возникшие до его вступления в законную силу.

    Интересной спецификой источников налогового права, отличающей налоговое законодательство от иных нормативных правовых актов, является действие в качестве переходного закона. Переходный период налогового закона предполагает, что в случае изменения налоговых норм не в пользу фискально обязанных лиц для отдельных субъектов сохраняется ранее действовавший правовой режим.

    Источники налогового права, как и источники иныгх отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами:

    формальная определенность;

    общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

    законность, заключающаяся в наличии юридической силы, т.е. источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам вышестоящих органов, надлежащим образом опубликован (обнародован).

    Вместе с тем источники налогового права имеют свои характерные черты, отличающие их от совокупностей нормативно- правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

    Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором право-творчества в налоговой сфере.

    Источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» (ныне утратил силу). Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако от-сутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает мало-значительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т.е. посредством представительной демократии.

    3. Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции других ветвей власти - каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполни-тельной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В налоговой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников налогового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

    – принцип определенности налоговых норм – все неустранимые сомне-

    ниятолкуютсявпользуналогоплательщика(п. 6 ип. 7 ст. 3 НКРФ). Общие принципы налогообложения закреплены в ст. 3 НК РФ «Ос-

    новные начала законодательства о налогах и сборах».

    d Система и источники налогового права

    Налоговое право, являясь подотраслью финансового права, представляет собой систему. Система налогового права является составной частью системы финансового права. Первичным элементом всей системы налогового права являетсянорма налогового права, т.е. установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе установления и взимания налогов (сборов), обеспеченное мерами государственного принужденияF 1 F .

    Условно все нормы налогового права можно разделить на две части: Общую и Особенную. В нормах Общей части устанавливаются система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, подлежащих уплате в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц. Нормы Особенной части регулируют исчисление и уплату отдельных видов налогов и конкретизацию прав и обязанностей налогоплательщиков по этим налогам.

    Источниками налогового права являются акты национального и международного права, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере налогообложения.

    Система источников налогового права, иерархически выстроенная по юридической силе актов, условно выглядит следующим образом.

    I. Конституция Российской Федерации.

    II. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    1 См.:Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Центр ЮрИнфоР, 2006. С. 87.

    III. Законодательство о налогах и сборах (специальное налоговое законодательство), которое, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

    1) федеральное законодательство о налогах и сборах (или Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее:

    а) Налоговый кодекс РФ; б) иные федеральные законы о налогах и сборах;

    2) региональное законодательство о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации;

    3) нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах, принятые представительными органами муниципальных образований.

    IV. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (общее налоговое законодательство).

    V. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

    1) акты органов общей компетенции: а) указы президента; б) постановления правительства;

    в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами муниципальных образований;

    2) акты органов специальной компетенции, т.е. ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с на-

    логообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФF 1 F .

    I. Конституция Российской Федерации.

    Положения Конституции РФ как непосредственно содержащие на- логово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие основные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения, являются источниками налогового права. Такие нормы содержатся Конституции РФ в ст. 57–обязанность уплаты налогов; в статьях 74-76, 83, 85, 90, 104, 106, 107 – полномочия Президента РФ,

    1 См.:Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2002. С. 99–100.

    Правительства РФ, в налоговой сфере; в ст. 132 – полномочия органов самоуправления; в статьях 25, 35, 40, 41, 43, 46, 52, 53 – основы налогового статуса граждан.

    II. Нормымеждународногоправаимеждународныедоговоры.

    В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичный принцип приоритета международных норм перед нормами национального законодательства в сфере налогообложения предусмотрен ст. 7 НК РФ.

    Международные договоры, заключенные с области налогообложения можно условно разделить на три группы.

    1. Налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Например, «Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об

    устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал» (Москва, 18 октября 1996 г.)F 1 F , «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правитель-

    ством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (Никосия, 5 декабря 1998 г.)F 2 F , «Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении

    уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (Вашингтон, 17 июня 1992 г.)F 3 F .

    2. Специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения (заключаются в области морского судоходства, в области воздушного транспорта, в области автомобильных перевозок. Например, «Соглашение между Правительством СССР и Правительством Алжирской народной демократической республики об устранении

    двойного налогообложения доходов, полученных от эксплуатации международных воздушных линий» (Алжир, 11 июня 1988)F 4 F .

    3. Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о

    1 См.: СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1243.

    2 См.: СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4447.

    3 См.: СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1938.

    4 См.: Сборник международныхдоговоровСССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 156–158.

    сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства» (Москва, 21 января 2002)F 1 F .

    III. Законодательство о налогах и сборах(специальное налоговое законодательство) .

    1. Федеральное законодательство о налогах и сборах в соответствии со ст. 1 НК РФ состоит из:

    а) Налогового кодекса РФ; б) принятых в соответствии с НК РФ федеральных законов о нало-

    гах и сборах.

    Часть 1. НК РФ принята в 1998 г., состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей, где устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения, определяет виды налогов, устанавливает основания возникновения, изменения и прекращения налоговых обязанностей, определяет основные начала установления налогов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений (свидетелей, экспертов, понятых), определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства, а также порядок обжалования действий должностных лиц и налоговых органов. Вторая часть НК РФ посвящена порядку исчисления и взимания конкретных налогов и сборов. В настоящее время введены следующие главы части второй НК РФ: глава 21 «НДС»; глава 22 «Акцизы»; глава 23 «Налог на доходы физических лиц»; глава 25 «Налог на прибыль»; глава 25.1 «Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных природных ресурсов»; глава 25.2 «Водный налог»; глава 25.3 «Государственная пошлина»; глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»; глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (Единый сельскохозяйственный налог)»; глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»; глава 28 «Транспортный налог»; глава 29 «Налог на игорный бизнес»; глава 30 «Налог на имущество организаций»; глава 31 «Земельный налог».

    К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ и составляющим с Налоговым кодексом РФ федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся: федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налогово-

    1 См.: Бюллетень международных договоров. 2002. № 6. С. 69–72.

    му кодексу РФ. Например, Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»F 1 F .

    2. Региональное законодательство о налогах представляет собой законодательство субъектов Российской Федерации о налогах. Оно со-

    стоит из принятых в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской ФедерацииF 2 F .

    3. Нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах, принятые представительными органами муниципальных образований. Например, к ним относятся нормативные правовые акты муниципальных образований о земельном налоге.

    IV. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (общее налоговое законодательство).

    Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах», но содержащие нормы налогового права. Рассматриваемую группу источников налогового права составляют федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Федеральный конституци-

    онный закон от 10.10.1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»F 3 F (в ст. 3 которого предусматривается, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы введения, изменения и

    отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты), Бюджетный кодекс РФF 4 F , Таможенный кодекс РФF 5 F , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхF 6 F , Уголовный кодекс РФF 7 F (ст. 198, 199, 199.1, 199.2), Федеральный закон от 24.11.2008

    № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»F 8 F , Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об

    общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»F 9 F (Статьи 57–59 о доходах бюджетов от местных, региональных и федеральных налогов и сборов) и многие другие законы.

    1 См.: Ведомости СНД и СМ РСФСР. 1992. № 8. Ст. 362.

    2 См., например: Закон г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33.

    3 См.: СЗ РФ, 1995. № 42. Ст. 3921.

    4 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 38.

    5 См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

    6 См.: СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

    7 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

    8 См.: СЗ РФ. 2008. № 48.

    9 См.: СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

    Отметим, что рост межотраслевого законодательства, интенсивное формирование комплексных правовых институтов составляют одну из основных тенденций развития современной системы российского права. Признав в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П не противоречащими Конституции РФ положения Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» об установлении сбора за пограничное оформление, Конституционный Суд РФ фактически подтвердил законность включения налоговых норм в акты неналогового законодательстваF 1 F .

    V. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

    1. К актам органов общей компетенции относятся:

    а) Указы Президента РФ. Президент РФ, в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, не является субъектом нормотворчества в сфере налогов и сборов. В исключительных случаях он вправе восполнять пробелы в налогово-правовом регулировании при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. При этом Президент РФ в любом случае не вправе регулировать вопросы, относящиеся к установлению системы налогов и сборов, а также к общим принципам налогообложения и сборовF 2 F .

    б) Постановления Правительства РФ. (Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»F 3 F , Постановление Правительства РФ от 30.092004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»F 4 F .

    Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации или «Российской газете» в течение 10 дней после их подписания и вступают в силу после истечения 7 дней после опубликованияF 5 F .

    1 См.: Демин А.В. Принцип законности налогообложения: содержание, проблемы, тенденции // Консультант Плюс.

    2 См.: Демин А.В. Подзаконные нормативные акты в сфере налогов и сборов // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

    3 См.: СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1827.

    4 См.: СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

    5 См.: Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...