Расходы бюджетов рф на национальную экономику. Анализ динамики и структуры расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики


Бюджет России на 2015-2017 годы будет дефицитным. Расходы на оборону и госуправление растут, а на образование, здравоохранение и социальное обеспечение сокращаются, отметили эксперты Центра развития НИУ ВШЭ в очередном бюллетене «Новые Комментарии о государстве и бизнесе», проанализировавшие главный финансовый документ страны

В начале сентября правительство РФ рассмотрело и в целом одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. Бюджет основан на базовом (консервативном) сценарии экономического развития на ближайшие три года. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ считают представленный главный финансовый документ страны «достаточно оптимистичным».

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП

2012 2013 2014 2015 2016 2017
отчет отчет оценка прогноз прогноз прогноз
Доходы 20,7 19,5 19,9 19,4 18,9 18,3
Расходы 20,7 20 19,5 20 19,5 18,9
Дефицит -0,1 -0,5 0,4 -0,6 -0,6 -0,6

Источник: Минфин России

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами.

Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.

Траты на образование подрежут

При подготовке бюджета были приложены титанические усилия по оптимизации структуры расходов и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Некоторые предложения Минфина, например, об отмене выплат фиксированной части пенсии, не были поддержаны правительством.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг. , в % к общему объему расходов

2012 2013 2014 2015
Общегосударственные вопросы 6,25 6,38 7,04 7,18
Национальная оборона 14,06 15,77 17,73 19,37
Национальная безопасность 14,3 15,45 14,85 13,91
Национальная экономика 15,27 13,86 15,71 17,58
ЖКХ 1,77 1,33 0,9 0,82
Образование 4,68 5,04 4,65 3,95
Здравоохранение 4,76 3,76 3,84 2,72
Социальная политика 29,94 28,73 24,99 25,38
Межбюджетные трансферты 4,65 5,01 5,6 4,38
Обслуживание государственного долга 2,48 2,7 3,1 2,95
Прочие разделы 1,83 1,98 1,59 1,76

Источник: Минфин России, газета «Ведомости»

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Доли расходов на социальную политику, включающие в себя трансферт Пенсионному фонду, в 2014-2015 годах ниже соответствующих показателей 2012-2013 года на 3-4 процентных пункта из-за приостановки отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии.

При этом доля расходов на образование сократится в будущем году по сравнению с текущим на 0,7%. Доля расходов на здравоохранение за тот же период должна сократится на 1,1%, несмотря но то, что на финансирование отрасли будут дополнительно направлены трансферты из бюджета ФОМС. Наконец, доля расходов на межбюджетные трансферты сокращается по сравнению с 2014 годом на 1,2%.

Дорогой Крым

Резкое увеличение расходов на национальную экономику в 2015 году требует специального комментария, отметили эксперты.

Таблица 3. Структура расходов на национальную экономику по подразделам, млрд. руб.

2014 г. 2015 г.
Всего 2193 2722
Открытая часть 2161 2529
Общеэкономические вопросы 363 172
Топливно-энергетический комплекс 8 7
Исследование космического пространства 28 37
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 40 40
Сельское хозяйство и рыболовство 159 155
Водное хозяйство 17 16
Лесное хозяйство 7 33
Транспорт 254 333
Дорожное хозяйств 498 635
Связь и информатика 35 31
Прикладные научные исследования в области национальной экономики 206 207
Другие вопросы в области национальной экономики 545 862

Доля государственных расходов, не помогающих экономическому росту России, в следующие три года составит 70%. В первую очередь к ним относятся расходы на национальную оборону и социальную политику, считают эксперты

Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

В ближайшие три года совокупная доля непроизводительных госрасходов превысит 70%, говорится в заключении РЭУ им. Г.В. Плеханова на проект федерального бюджета 2018-2020 годов (есть у РБК). Оценив структуру расходов на предмет «полезности» и вклада в экономический рост в проекте бюджета на трехлетку, эксперты разделили их на условно непроизводительные и условно производительные.

К первым относятся расходы на управленческо-силовой блок (национальная оборона и безопасность), социальную политику и обслуживание госдолга. Их доля в совокупных расходах будет составлять примерно 71% в течение указанного периода, говорится в заключении. Вторая категория расходов связана с инвестициями в жилищное строительство, национальную экономику, а также в человеческий капитал (по разделам «образование», «наука» и «здравоохранение»). В общей структуре расходов с 2018 по 2020 год они занимают примерно 22%.

При этом в относительном выражении к ВВП объем условно непроизводительных расходов снижается с 11,9% в 2018 году до 10,7% в 2020 году за счет сокращения расходов на национальную оборону и социальную политику. Объем условно производительных расходов за этот же период снизится на 0,4 п.п. ВВП — с 3,8% в 2018 году до 3,4% в 2020 году.

Поправки в пользу военных

На прошлой неделе правительство в Госдуму поправки в бюджет, в которых предлагается увеличить общие расходы на оборону в 2017 году на 179,6 млрд руб., до 3,05 трлн руб. (3,3% ВВП). Запланированное увеличение целиком приходится на закрытую часть (в открытой части расходы на оборону сокращаются на 2,2 млрд руб.). При этом расходы на все остальные направления, включая социальную политику, образование и здравоохранение, предлагается сократить в сумме на 54 млрд руб. Общие расходы федерального бюджета в 2017 году, по оценке правительства, составят 17,007 трлн руб., а дефицит бюджета — 2,5% ВВП.

Человеческий капитал закатали в банки

Общий объем расходов федерального бюджета по итогам следующих трех лет сократится в реальном выражении более чем на 9% к уровню 2017 года (при условии целевой инфляции 4% в год), отмечают авторы документа. Лидерами по реальному сокращению будут расходы на национальную экономику (-16,1%), общегосударственные вопросы (-15,3%), социальную политику (-15%) и национальную оборону (-13,7%). Расходы на образование и здравоохранение по итогам трехлетки окажутся ниже их уровня в 2017 году на 5,5% и 3,6% соответственно.


Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

«Безусловно, это внесет отрицательный вклад в политику стимулирования конечного спроса в экономике и роста инвестиционной активности», — говорится в заключении. Усиливает эту негативную тенденцию, по мнению экономистов, сокращение как в абсолютном, так и в относительном выражении расходов федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения. По данным РЭУ, их удельный вес в ВВП снизится с 0,37% в 2018 году до 0,31% в 2020 году. В свою очередь расходы на фундаментальные исследования сократятся по отношению к ВВП с 0,16% в 2018 году до 0,14% в 2020-м. Отмечается, что именно это направление расходов должно стать определяющим, так как обеспечит в перспективе сокращение зависимости экономического развития России от колебания конъюнктурных факторов и повысит ее роль в глобальной экономике.

Расходы, направленные на развитие человеческого капитала, нуждаются в большем стимулировании, заключают эксперты РЭУ. Сейчас же напрашивается вывод скорее о консервации существующих подходов при формировании структуры расходов федерального бюджета, пишут они.

Бюджетный маневр

Схожую точку зрения о пользе производительных расходов на экономический рост высказывали глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин и директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель в опубликованной в начале октября статье в журнале «Вопросы экономики» . Непроизводительные расходы, по их мнению, могут ускорить экономику лишь в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной будут мешать росту ВВП.

Распределение бюджетных расходов с 2011 по 2017 год мешало экономике расти на дополнительные 0,3 п.п. в год, считают авторы статьи. Согласно их подсчетам, в этот период расходы на образование упали с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт — с 3,5 до 3,3%, на безопасность и правоохранительную деятельность — с 2,5 до 2,3%. Расходы на оборону при этом выросли с 2,5 до 3,1% ВВП. Перераспределение ресурсов от непроизводительных расходов к производительным могло бы повысить темпы экономического роста в долгосрочной перспективе примерно на 0,8 п.п. в год, считают экономисты. Эти меры Кудрин уже в предыдущем номере журнала «Вопросы экономики», назвав это стимулирующим «бюджетным маневром».

Бюджетная система Российской Федерации Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 7 Расходы на национальную экономику

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9 % ВВП. По сравнению с 2007 г. имеет место опережающий рост в 2008–2009 гг. (23,4 %; 14,6 %) и существенное снижение в 2010 г. – на 18,7 % (по сравнению с 2009 г.). В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально-сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно-сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.

Отраслевая структура финансирования национальной экономики в 2007–2010 гг. представлена в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Структура бюджетных ассигнований из федерального бюджета в разделе «Национальная экономика» в 2007–2010 гг., в процентах к общему объему ассигнований

Значительная часть этих ресурсов направляется в инвестиционную сферу, вызывая необходимость создания новых финансовых инструментов.

Из книги Кредиты и займы [Правка] автора Шляпников А В

Судебные расходы Судебные расходы – это затраты, связанные с рассмотрением и разрешением дел в порядке гражданского судопроизводства, возлагаемые на стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, с целью их возмещения государству, побуждения

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 254. Материальные расходы 1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

Вопрос 6 Расходы на национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Размер средств, которые направляются на эти цели, зависит от экономических

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Вопрос 9 Расходы бюджета на образование Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования, принципы государственной политики в области образования, расходные обязательства определены Законами РФ «Об

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги. Мир без политики, нищеты и войн автора Фреско Жак

Вопрос 10 Расходы бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены: содержание федеральных государственных учреждений и проведение

Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

Вопрос 11 Расходы бюджета на здравоохранение Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Вопрос 12 Расходы бюджета на спорт и физическую культуру Среди особенностей, влияющих на характер финансово-экономических отношений в области спорта и физической культуры, выделяются следующие: многообразие форм деятельности, структур управления, схем подчиненности и

Из книги автора

Из книги автора

Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и

Из книги автора

§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII–III вв. до н. э. в жизни человечества произошел переход от

Из книги автора

Из книги автора

Тайна Майера Амшеля Ротшильда, или как всей семьей, дружно и организованно, достичь огромного влияния на мировую экономику и политику Мир поражался тому, как они добивались успеха, конкуренты их ненавидели, но все нуждались в их деньгах и покровительстве.История одного

Современное государство кроме выполнения своих древних функций (оборонная, управленческая, сохранение внутренней безопасности) выполняет и экономические функции. Современное государство осуществляет государственное регулирование экономики. Вмешательство государства в экономику необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики, так как чисто рыночное распределение доходов не эффективно и по этой причине непроизводственная сфера будет финансироваться по остаточному принципу.

Государство обязано обеспечить здоровую конкуренцию, необходимость развития общественных благ, сдерживать инфляционные процессы, регулировать занятость населения. Не только современный рынок требует вмешательство в экономику, но и решение такой важнейшей проблемы как поддержание социальной сферы, необходимость преодоления социальной несправедливости и неравенства. В любом обществе есть пожилые и престарелые граждане, больные и инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, безработные, и именно демократическое государство берет на себя заботу о таких гражданах и несет значительные постоянно возрастающие социальные расходы. Вмешательство государства в экономику обеспечивается такой универсальной формой как бюджет.

Регулирование экономики происходит при формировании доходов бюджетов и при осуществлении расходов.

В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов.

Чаще всего инвестиционные проекты в промышленности и строительстве финансируются через федеральные адресные программы . Таким способом финансируется строительство конкретных объектов необходимых для реализации федеральных целевых программ. Через эти же целевые программы выделяются средства для реализации отраслевых программ. Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот.



Государственное регулирование аграрного сектора экономики на практике реализуется в рамках национальной аграрной политики. Проведение аграрной реформы ознаменовалось резким спадом производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время основными причинами медленного развития сельского хозяйства являются:

а) Низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли;

б) Неблагоприятные рыночные условия функционирования сельского хозяйства. (Неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры и недостаточный доступ сельскохозяйственных производителей к финансовым рынкам, к рынкам готовой продукции);

в) Финансовая неустойчивость самой отрасли сельского хозяйства, обусловленная недостаточным притоком частного капитала в сельское хозяйство, слабым развитием страхования в этой отрасли;

г) Дефицит квалифицированных кадров, который вызван низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Кроме того, сельскохозяйственное производство имеет свои специфические особенности, которые выражаются в сезонном характере сельскохозяйственного производства, в особенностях использования природных ресурсов, а также оно находится в зависимости от природно-климатических условий. В силу этой специфики и в силу реализации продовольственных программ сельское хозяйство нуждается в государственной поддержке. В целях реализации ФЗ «О развитии сельского хозяйства» была утверждена федеральная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции осуществляется по следующим направлениям:

1. Обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях или в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Возмещение осуществляется в размере 2/3 или полной ставки рефинансирования ЦБ РФ действующей на дату заключения кредитного договора.

2. Развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное страхование осуществляется с государственной поддержкой. Такой поддержке подлежат следующие риски:

Утрата (гибель) или частичная утрата сельскохозяйственной продукции;

Утрата урожая сельскохозяйственных культур;

Утрата многолетних насаждений;

Утрата урожая в результате воздействия природных явлений (засуха, заморозки);

Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50% от уплаченных страховых взносов по договору страхования.

3. Развитие элитного семеноводства. Бюджетные средства выделяются на содержание площадей засеваемых элитными семенами и обеспечение доступности приобретения элитных семян.

4. Развитие племенного животноводства. Государство осуществляет стимулирование селекционной работы и обеспечение приобретения высококачественной племенной продукции.

5. Обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними. Государственная поддержка необходима для развития виноградарства и садоводства. По данному направлению решается следующая задача: увеличение закладки площадей плодовых насаждений (питомники, сады, ягодно - кустарниковые насаждения).

6. Обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей – техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники, субсидирование приобретения сельскохозяйственных машин. В целях осуществления государственной поддержки предоставляются субсидии бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, взятым на приобретение сельскохозяйственной техники.

7. Обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв – систематическое воспроизводство плодородного слоя, защита земель от затопления и эрозии, внесение минеральных удобрений и др. Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов.»

8. Обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственных территорий. В рамках этого направления государством решаются задачи:

Обеспечение благоустройства сельскохозяйственных поселений, в том числе строительство автомобильных дорог;

Реализация проектов комплексной застройки сельскохозяйственных поселений, в том числе объектов социальной инфраструктуры;

9. Предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Финансирование подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства.

10. Информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики. В систему информационного обеспечения включается следующая информация:

О реализации федеральных и отраслевых целевых программ;

О состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;

О количестве и состоянии сельскохозяйственной техники;

О финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций;

Об энергопотреблении в сельском хозяйстве и др.

Все государственные программы, направленные на развитие сельского хозяйства были разработаны в соответствии с ФЗ «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ. Так был разработан национальный проект «Развитие АПК», который включил в себя следующие подпроекты:

Ускоренное развитие животноводства;

Стимулирование развития малых форм хозяйствования;

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

Позже в национальный проект были включены новые направления предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку племенного животноводства, на возмещение части затрат по кредитам полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Транспорт, дорожное хозяйство и связь обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации. Недостаточное развитие транспортной и информационной инфраструктуры может тормозить эффективное развитие других отраслей и привести к снижению темпов экономического и социального развития.

В соответствии с законодательством РФ к методам государственного регулирования естественных монополий относятся:

1. Регулирование тарифных ставок.

2. Определение круга потребителей подлежащих обязательному обслуживанию.

3. Определение перечня льгот для потребителей и источников их бюджетного финансирования.

Тарифная политика является наиболее важной для государственного регулирования отраслей естественных монополий. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет правовое регулирование по установлению тарифов, а также осуществляет контроль по вопросам, связанным с применением этих тарифов. На федеральном уровне реализуются тарифы:

На грузовые и дальние перевозки;

На услуги почтовой связи;

На междугородние телефонные разговоры;

На предоставление телефонных и телеграфных каналов связи для бюджетных организаций;

На предоставление государственных программ телевидения и радиовещания.

Субъектами РФ регулируются тарифы:

На перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении;

Регулируется абонентская плата за пользование телефоном.

Стоимость разговоров по телефонам-автоматам устанавливается местными органами власти.

Система бюджетного финансирования этих отраслей организована в соответствии с БК РФ:

1. За счет средств федерального бюджета осуществляется государственная поддержка железнодорожного, воздушного, морского транспорта и отдельных видов электросвязи.

2. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивается государственная поддержка автомобильного и речного транспорта, отрасли связи, дорожного хозяйства и метрополитена.

3. Исключительно из местных бюджетов финансируется муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

Транспортная система РФ.

В целях ускоренного развития транспортной системы была разработана транспортная стратегия РФ и в рамках данной стратегии были приняты федеральные целевые программы «Модернизация транспортной системы России»; «РЖД»; «Развитие транспортной системы».

Важнейшим направлением, где необходим прирост инвестиций, является дорожное хозяйство. Это позволит решить проблему постоянного увеличения количества объектов незавершенного дорожного строительства. Также сохраняется необходимость учитывать значимость финансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Из всей сети автомобильных дорог России только 5% приходятся на федеральные автомобильные дороги. На региональные дороги приходится почти половина всего груза оборота и пассажирооборота. В связи с этим выделяются субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования. Была принята федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы», а в ней подпрограмма «Автомобильные дороги». Позже была принята ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» и в ней предусмотрены мероприятия, как в сфере перевозок пассажиров, так и в сфере дорожного хозяйства.

Таким образом, финансирование федеральных автомобильных дорог осуществляется за счет средств федерального бюджета, а финансирование автомобильных дорог регионального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и за счет субсидий из федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ к юрисдикции РФ относится федеральная связь, в которую как в единую систему РФ входят все сети связи России. Крупнейшими компаниями в области электронной связи являются «Ростелеком» и «Связьинвест». Почтовая связь находится в федеральной собственности и приватизации не подлежит. На развитие отрасли связи в структуре федерального бюджета предусмотрены расходы на:

Возмещение части затрат по кредитам привлекаемым предприятиями связи;

Предоставление субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков отделений почтовой связи расположенных в отдельных районах;

Обеспечение системы контроля радиочастот;

Формирование резерва универсального обслуживания направленное на обеспечение равного доступа к услугам связи;

Финансирование федеральных государственных унитарных предприятий, на которые возлагаются обязанности по комплектованию, регистрации и хранению обязательного федерального экземпляра электронных изданий в части мирового культурного и научного наследия («Информрегистр»; «Интеграл»).

В рамках развития информационной отрасли и отрасли связи была разработана ФЦП «Электронная Россия», итогом которой были мероприятия направленные на информатизацию России:

Развитие высокотехнологичных отраслей экономики;

Внедрение новейших технологий в государственном органе и в частном секторе;

Создание образовательных программ и др.

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9 % ВВП. По сравнению с 2007 г. имеет место опережающий рост в 2008–2009 гг. (23,4 %; 14,6 %) и существенное снижение в 2010 г. – на 18,7 % (по сравнению с 2009 г.). В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. В частности, энергетика, транспорт, связь и информатика присутствуют при решении вопросов инфраструктурного развития экономики. Воспроизводство минерально‑сырьевой базы обеспечивает в долгосрочной перспективе развитие сырьевых отраслей, создает уверенность в реальном поступлении значительных доходов от топливно‑сырьевого комплекса. Сельское хозяйство и рыболовство решают задачи продовольственной базы. Расходы на космические исследования, прикладные научные исследования и области национальной экономики создают научный задел для будущих поколений.

Отраслевая структура финансирования национальной экономики в 2007–2010 гг. представлена в табл. 5.8.

Таблица 5.8 Структура бюджетных ассигнований из федерального бюджета в разделе «Национальная экономика» в 2007–2010 гг., в процентах к общему объему ассигнований

Значительная часть этих ресурсов направляется в инвестиционную сферу, вызывая необходимость создания новых финансовых инструментов.

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно‑коммунального хозяйства

Итоги решения жилищной проблемы в стране за последние десятилетия оказались неутешительными: 3/4 существующего жилищного фонда городов России составляют самые энергозатратные в мире дома. Аналогичная ситуация с городским горячим и холодным водоснабжением, где фактическое водопотребление в 2–3 раза превышает нормативы самых благополучных стран мира.

Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 г. № 4218‑1 были определены первые шаги реформирования жилищно‑коммунальной отрасли, а именно:

Демонополизация ЖКХ и создание условий для конкуренции, перехода на договорные отношения между заказчиками жилищно‑коммунальных услуг и исполнителями;

Постепенный (поэтапный, до 1998 г.) переход к оплате жилья в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги, а также порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Несмотря на принимаемые меры, должное финансирование не обеспечивалось, качество работы отрасли оставалось низким. Договоры на обслуживание заключались формально и не обеспечивали минимальных стандартов качества обслуживания. Реальный механизм стимулирования ресурсоснабжения создан не был. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжал нарастать износ основных фондов, снижалась надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения.


Концепцией реформы жилищно‑коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425, было провозглашено, что кардинальным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т. е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно‑коммунальных услуг потребителями – при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. При этом тарифы на услуги устанавливаются исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат производителей услуг, а к производителям услуг впервые предъявляются требования к снижению их издержек при обеспечении условий проживания, отвечающих стандартам качества.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно‑коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли. Все это свидетельствует как о наличии системного кризиса в отрасли, так и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно‑коммунального комплекса были приняты целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., Жилищный кодекс, введенный в действие в 2005 г.

В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два основных направления. Согласно первому, приоритет отдается экономии бюджетных средств и перекладыванию высоких издержек ЖКХ на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно‑коммунальные услуги. В результате реализации такого подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение результативности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут достаточно велики: отрицательная реакция населения на ухудшение качества жилищно‑коммунальных услуг и низкая эффективность деятельности организаций ЖКХ. Ввиду серьезных отрицательных последствий такой подход является нецелесообразным. При втором подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики при этом являются важной составной частью реформ, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико‑организационными и рыночными преобразованиями.

Расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно‑коммунальной отрасли отражаются по разделу 0500 «Жилищно‑коммунальное хозяйство» бюджетной классификации РФ. Порядок формирования расходов бюджета субъекта РФ по расходам на ЖКХ аналогичен общеустановленному порядку формирования бюджета по другим отраслям. На примере Санкт‑Петербурга рассмотрим структуру оказываемых населению жилищно‑коммунальных услуг и источники покрытия расходов по их оплате. По итогам 2006 г. объем жилищно‑коммунальных услуг гражданам составил 30,3 млрд руб., в том числе жилищные услуги – 8,3 млрд руб. (27,4 %), коммунальные услуги – 22,0 млрд руб. (72,6 %).

Главным источником финансирования затрат является плата граждан за предоставленные услуги, которая составляет 26,0 млрд руб. и состоит из: собственно вносимой гражданами платы – 19,3 млрд руб.; причитающихся им льгот в части полномочий бюджета Санкт‑Петербурга (так называемые региональные льготники) и федерального бюджета (так называемые федеральные льготники) – 4,7 млрд руб.; субсидий малообеспеченным гражданам – 2,0 млрд руб. Таким образом, граждане Санкт‑Петербурга из «собственного кармана» оплачивают 63,8 % стоимости жилищно‑коммунальных услуг (в том числе с 1 августа 2006 г. – 100 % жилищных услуг). Остальные средства предоставляются гражданам из бюджетов регионов ежемесячно как субсидии в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за жилье и коммунальные услуги для дальнейших расчетов с поставщиками жилищно‑коммунальных услуг. Предоставляемый гражданам объем услуг не полностью обеспечивается средствами населения и бюджета региона РФ в связи с тем, что компенсация затрат жилищно‑коммунальных услуг региона из федерального бюджета осуществляется по федеральным стандартам стоимости, в которых не учитываются экономически обоснованные расходы, сложившиеся в данном субъекте РФ.

Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется прежде всего из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно‑коммунальных услуг гражданами в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...