Классификация угроз экономической безопасности по сферам экономики. Угрозы национальной и экономической безопасности


Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы.

Угроза экономической безопасности страны - возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека .

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. Угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же - обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз - угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие - то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер - в период с 1945 г., момента окончания Второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «околоядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» - слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий... на локальном, региональном и глобальном уровнях». Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 % .

В качестве внутренних (эндогенных) угроз сегодня выступают:

Деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики;

Институциональная незавершенность экономических преобразований;

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов;

Ограниченные возможности по страхованию рисков;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала;

Изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта;

Нарастание безработицы;

Дифференциация в доходах населения.

К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие - рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные - рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных.

Таким образом, угрозы имеют - так же как и экономическая безопасность в целом - комплексный.

экономический безопасность политика

Тема 11. Экономическая безопасность России .

    Экономическая безопасность: сущность, уровни, критерии.

    Система показателей экономической безопасности.

    Стратегические цели обеспечения экономической безопасности.

    Классификация угроз экономической безопасности. Меры по устранению угроз экономической безопасности России.

    1. Экономическая безопасность: сущность, уровни, критерии.

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики, при котором обеспечиваются устойчивый экономический рост, доста­точное удовлетворение общественных потребностей, эффективное управление, защита экономических интересов на национальном и ме­ждународном уровнях.

Уровни экономической безопасности. Экономическую безопас­ность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдель­но взятой хозяйственной структуры, личности.

Подмеждународной экономической безопасностью понимается та­кое состояние мировой экономики, при котором обеспечиваются взаи­мовыгодное сотрудничество стран в решении национальных и интер­национальных (глобальных) проблем хозяйствования, свободный вы­бор и осуществление ими своей стратегии социально-экономического развития и участия в международном разделении труда. Международ­ная экономическая безопасность обеспечивается с помощью созданной мировым сообществом системы международных экономических орга­низаций - МВФ, МБРР, ВТО, ФАО и др.

Под экономической безопасностью предприятия понимается та­кое состояние, при котором обеспечивается эффективное использова­ние имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы. Важными условиями и элементами в обеспечении нормального функционирования предприятия являются оценка и управление эко­номическими рисками, общее состояние экономики.

Под экономической безопасностью личности понимается такое со­стояние жизнедеятельности человека, при котором обеспечиваются правовая и экономическая защита его жизненных интересов, соблюде­ние конституционных прав и обязанностей. Наиболее серьезными ви­дами угроз личности являются нарушение прав потребителя, невыпла­та пенсий и заработной платы, безработица, невосполнимое обесцене­ние сбережений, рэкет, мошенничество и др.

Сущность экономической безопасности. Изучение вопроса о сущности экономической безопасности предполагает рассмотрение следующих ключевых понятий.

Объекты экономической безопасности. Ими выступают как эко­номическая система в целом, так и ее составляющие: природные бо­гатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижи­мость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, от­дельная личность и др.

Субъекты экономической безопасности. Ими выступают: госу­дарство и его институты (министерства, ведомства и др.), законода­тельные структуры, предприятия и фирмы как государственного, так и частного сектора экономики.

2. Система показателей экономической безопасности

Показатели экономической безопасности - наиболее значимые параметры, дающие представление о состоянии экономической систе­мы в целом, ее устойчивости и мобильности. Основными показате­лями безопасности в экономике являются: темпы роста ВВП, уро­вень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, норма безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, откры­тость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Пороговые значения экономической безопасности - предельные величины, несоблюдение которых способствует разрушению экономики, обострению социальной и политической ситуации в стране.

3. Стратегические цели, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности.

Цели обеспечения экономической безопасности. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является обеспечение такого развития экономики, при котором были бы обеспечены прием­лемые условия для жизни и развития личности, социально-экономи­ческой и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внут­ренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности России должна быть ориентирована прежде всего на поддержание достаточного уровня производственного, научно-техниче­ского потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до пороговых, предельных значений, способного вызвать социальную на­пряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна осуществляться прежде всего через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполни­тельной и судебной властей, общественные и иные организации и объединения.

Меры по обеспечению экономической безопасности - это созна­тельная, повседневная деятельность государственных и обществен­ных институтов, направленная на отражение (блокирование) нега­тивных явлений и процессов в сфере экономики.

4. Классификация угроз экономической безопасности. Меры по устранению угроз экономической безопасности России.

Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущем­ляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Можно выделить следующие экономические угрозы:

Усиление структурной деформации экономики;

Снижение инвестиционной и инновационной активности и раз­рушение научно-технического потенциала;

Ослабление топливно-сырьевого потенциала страны;

Усиление импортной зависимости;

Утечка из страны валютных ресурсов;

Усиление имущественного расслоения общества;

Внешняя задолженность;

Чрезмерная открытость экономики;

Криминализация экономических отношений.

Структурная деформация экономики . Суть унас­ледованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой про­мышленности, с одной стороны, и чрезвычайно слабом развитии от­раслей и сфер производства, работающих непосредственно на челове­ка, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др.Меры: направление прямых инвестиций в сельское хозяйство, поддержка легкой и пищевой промышленности с помощью льготного налогообложения, усиление специализации на предприятиях тяжелой промышленности и т.д.

Снижение инвестиционной и инновационной активности . Выхода из инвестиционного и инновационного кризиса, обеспече­ние экономической безопасности можно дос­тичь с помощью активизации инвестиционной деятельности по об­новлению основного капитала; создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансо­во-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и тех­нологическим структурам; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; разработки системы мер по привлечению в страну иностранных инвестиций; создания условий для трансформа­ции накоплений и сбережений населения в инвестиции.

Снижение топливно-сырьевого потенциала . В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из Рос­сии на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В целом на топ­ливо и сырье, и продукты их переработки приходится ныне около 80% экспорта. Фактические данные говорят об исчерпаемости сырьевой базы в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных иско­паемых хватит: нефти на 39 лет, газа - на 77 лет, угля - на 60 - 180 лет, железной руды - на 42 года, меди - на 40 лет, никеля - на 28 лет, свинца - на 15 лет, ко­бальта - на 42 г., титана - на 22 г., сурьмы - на 14 лет. Ставить же за­дачу немедленного и масштабного сокращения вывоза сырья и топли­ва, как это иногда предлагают, Россия не может. Речь идет лишь о рациональном экспорте сырьевой базы.

Зависимость от импорта продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутрен­нему потреблению колеблется в пределах 20-25%. Превы­шение этой черты мо­жет привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка. Если говорить о России, то в 90-е гг. импортная зависимость по продовольствию достига­ла 60%. Особенно высокий удельный вес импорта наблюдался в ле­карственных препаратах (55-60%), телевизорах, обуви и др.Меры: финансовая поддержка со стороны государст­ва отечественных производителей, способных производить те виды продукции, которые в настоящее время закупаются в других странах; применение более гибкой (дифференцированной) системы таможен­ных пошлин, определение отраслей экономики, нуждающихся в та­моженной защите; диверсификация импорта; введение государствен­ной монополии на ввоз лекарственных препаратов, алкоголя и табач­ных изделий, зерна, а также на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов; пересмотр и упорядочение всей законодательной и нормативно-правовой базы внешней торгов­ли, приведение ее в соответствие с мировой практикой, нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

Утечка из страны валютных ресурсов . Одним из проявлений уг­розы безопасности российской экономики является утечка россий­ского капитала за границу, вывоз за пределы страны валютных ре­сурсов. К числу наиболее существенных побудительных мотивов, вызы­вающих «бегство» капитала, относятся высокий уровень инфляции; незащищенность собственности; недостаточная законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции; финансовые ограничения; угроза девальва­ции; невыполнение правительством своих финансовых обязательств; стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли; долларизация экономики (по данным Центрального банка России, на руках у населения нахо­дится 30 млрд. долл.). Меры: борьба со всеми этими негативами.

Имущественное расслоение населения . В России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей - удачливых предпринимателей, обогатив­шихся, как правило, за счет удачного бизнеса с государственным иму­ществом, на аномалии российской экономики, значительная часть на­селения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опы­том доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспе­ченных и 10% наименее обеспеченных групп превышает соотношение 1:10 (в наиболее развитых европейских странах оно колеблется в от­ношении 1:6-8), то общество вступает в зону социальной нестабиль­ности. В России, по официальной статистике, это соотношение со­ставляет 1:12-14. По отдельным городам и регионам оно еще выше.Меры: прежде всего, необходимо ликвидировать базу воспроизводства бедности: преодолеть кризисное состояние экономики. Важно повы­сить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, уве­личив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходи­мо также усилить и ужесточить контроль за правильностью деклари­рования собственности и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.

Проблемы внешнего долга. В мировой прак­тике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностран­ной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (теку­щие выплаты долга, процентов по нему, неустойки и т. д.). Безопас­ным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валют­ных поступлений страны. Заметим, что в отдельные годы Россия вынуждена была направлять на эти цели чуть ли не 100% валютных поступлений. Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга Рос­сии, то на начало 2001 г. он составлял более 148 млрд. долл. На сегодняшний день внешних долгов у России практически нет.

Криминализация экономики. По имеющимся данным, в начале 21 века в сфере экономики было выявлено более 300 тыс. преступлений (10% от общего числа всех совершенных преступле­ний). Наибольшей криминализации подвержена кредитно-финансовая сфера. Наиболее широкое распространение получили такие противо­правные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денеж­ных знаков и др.Меры: устранить в действующем законодательстве так называемые «правовые дыры».

Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляю­щими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской эконо­мики и демократических преобразований в стране, существуют также иугрозы внешние , которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести:

Возможную технологическую блокаду, опасность которой воз­растает из-за отставания России в научно-технической сфере;

Негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондо­вых и валютных, рынков на еще не окрепший финансовый рынок России;

Возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубе­жье и некоторые другие.

Преодоление этих внешних угроз связано с экономическим раз­витием страны, решением внутриэкономических проблем.

Таковы основные угрозы экономической безопасности России на современном историческом этапе ее развития.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

знать

  • - природу и сущность угроз экономической безопасности;
  • - методы оценки уровня угроз и рисков экономической безопасности;
  • - основные направления предотвращения угроз экономической безопасности страны;

уметь

  • - выявлять и анализировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности;
  • - проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба;
  • - разрабатывать мероприятия по локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности;

владеть

  • - навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности;
  • - пороговыми значениями экономической безопасности;
  • - методами локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Ключевые слова: угрозы экономической безопасности, риски экономической безопасности, методы оценки уровня угроз экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности.

Сущность и классификация угроз безопасности экономики

Угроз экономической безопасности как научной категории не существует обособленно. Проблема определения угроз экономической безопасности напрямую зависит от того, как определяется предмет безопасности и выделяются жизненно важные интересы личности, общества и государства. Только после этого возможно понять, что по существу представляют собой опасность жизнедеятельности вообще и экономической, в частности, и выделить источники рисков, вызовов и угроз.

«Опасность» в широком смысле слова характеризуется наличием и действием деструктивных сил (факторов), обладающих дестабилизирующим по отношению к объекту опасности характером. Под этими факторами подразумеваются такие силы, которые могут причинить конкретной системе заданный ущерб, выведя из строя или уничтожив ее полностью.

В более узком смысле опасности различаются но степени опасности или уровню своего развития. Имеется в виду, насколько, с одной стороны, актуальна опасность, а с другой - величина ее масштаба. Здесь нет четкого и тем более количественно строго выраженного различия, но некоторую качественную разницу в состояниях опасности определить возможно. Так, в самом общем виде можно различать потенциальную и реально проявляющуюся, «нависшую» опасность. Поэтому эксперты-аналитики иногда пишут про назревающую, возрастающую (усиливающуюся) и угрожающую опасность.

В связи с этим в теории экономической безопасности и возникло понятие «угроза» как определенный момент в развитии опасности, ее наивысшая степень. Опасность может иметь различную степень, происходить из большого количества источников, действовать относительно многих объектов. Угроза же направлена в сторону конкретного объекта, получает высокую степень обострения и исходит из вполне определенного источника, обладающего потенциальной возможностью и намерением действовать определенным образом.

Если трактовать опасность как некоторую вероятность получения ущерба, то при приближении этой величины к 100%, опасность соответственно перерастет в угрозу. Это значит, что бывают случаи, когда опасность может существовать, но угрозы пока не будет, но в определенных условиях опасность может достигнуть характера угрозы.

Следовательно, риски, вызовы и угрозы можно рассматривать в качестве различных ступеней опасности. В этом ряду терминов риски представляют собой низший уровень опасности, а угрозы - наивысший.

Важнейший аспект политики экономической безопасности в экономической сфере состоит в успешном применении технологий превращения угроз в вызовы, и, соответственно, вызовов - в риски. Когда же риски трансформируются в вызовы, а последние превращаются в угрозы, это свидетельствует о серьезных проблемах в системе экономической безопасности.

Некоторые ученые не разграничивают данные категории, обосновывая это их единой целевой установкой. Другие же, напротив, считают, что «угрозу» и «опасность» отождествлять нельзя, несмотря на то что оба понятия относятся к одному явлению или действию. Их главным аргументом выступают различия в качественных и количественных характеристиках того обстоятельства, которое оказывает негативное влияние.

Несмотря на схожее этимологическое значение понятий - возможность причинения того или иного ущерба деятельности субъекта - между ними существуют явные отличия.

Во-первых, степень готовности к причинению ущерба или вреда у «угрозы» выше, чем у «опасности». Если рассмотреть процесс развития противоречия, то стадия его зарождения представляет собой стадию формирования опасности, в которой субъект может, но еще не готов применить силу. В дальнейшем в результате перехода противоречия в стадию крайнего обострения «опасность» перерастает в «угрозу», когда субъект уже намерен приложить силу.

Во-вторых, «угроза» отличается своей конкретностью, что предполагает наличие ее субъекта и объекта, в то время как «опасность» носит потенциальный, гипотетический характер и может распространяться на множество объектов одновременно.

В-третьих, для реализации «опасности» необходимо создание «благоприятных» для насыщения противоречия условий и временной интервал, тогда как для реализации угрозы существует потребность лишь во времени, в течение которого субъектом будет принято решение о применении силы.

Учитывая выявленные отличия, можно сделать вывод о том, что угроза экономической безопасности объекта - это намерение и возможность субъекта причинить ущерб в соответствии с поставленной целью, в то время как опасность представляет собой лишь возможность нанесения ущерба. Если же рассматривать цель деятельности субъекта с позиции защиты от угроз, то объектами экономической безопасности будут выступать экономические интересы, по отношению к которым субъектом будут предприняты меры и действия предохранительного характера.

Указанные рассуждения применимы к любой проблеме безопасности. В разные исторические периоды относительная значимость различных угроз экономической безопасности меняется.

Чтобы глубже понять смысл угроз экономической безопасности необходимо подчеркнуть, что объектом упомянутых угроз являются национальные экономические интересы. Удовлетворение национальных экономических интересов происходит в рамках процессов взаимодействия различных внешних и внутренних социальных сил.

Эти процессы выступают в виде противоборства или сотрудничества, что можно рассматривать как форму борьбы за существование посредством прямого и косвенного соревнования между различными субъектами разного уровня. В сфере экономики такое соревнование выступает в форме конкуренции , а вне этой сферы - в виде противоборства. Форма, направленность и характеристики этого противоборства или сотрудничества определяются содержанием национальных интересов, которые относительно постоянны.

Именно такие столкновения в ходе реализации национальных экономических интересов и порождают феномен угроз экономической безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности определена как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам». Угрозу национальной безопасности можно охарактеризовать как возможность деятельности субъекта угрозы, однозначно требующей защитной реакции, безусловных мероприятий но защите он нее.

Следует отметить, что практика (как отечественная, так и зарубежная) пока еще не сформировала единый, всеми признанный подход к понятию угрозы. В связи с этим близкие по смыслу, но различные по степени понятия «опасность» и «угроза» употребляются часто как синонимы в официальных документах и публицистике. Иногда, даже вопреки очевидному различию уровней смыслов, опасность определяется с помощью понятия угрозы: «Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создавалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайных ситуаций на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации» 1 .

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации определяет угрозу общественной безопасности как «прямую или косвенную возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества».

Угроза экономической безопасности - это опасность деятельности субъекта угрозы, которая препятствует реализации национальных интересов, иными словами, представляет собой посягательство на национальный интерес, как и намерение причинить ему вред. Угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным имеющимся национальным интересом. Вне этой системы интересов угроза представляет собой просто опасность. К тому же угроза обязательно связана с деятельностью определенного конкретного субъекта, реализующего свои интересы. Последние и являются источником угрозы.

Угроза экономической безопасности ставит барьеры свободе выбора для конкретного индивидуума, а для страны - возможностям действий в той или иной сфере экономики. В процессе реализации и достижении национальных целей в связи с угрозой нарушаются выбранные пропорции средств (ресурсов) и методов, осуществляется психологически негативное воздействие на систему управления, т.е. на систему принятия решений. Тем самым увеличиваются риски осуществления национальных целей в сфере экономики.

Современные исследователи и эксперты выделяют различные степени деструктивных воздействий".

  • - возникновение зоны риска - вероятность создания обстановки, способной генерировать опасность;
  • - вызов - действия провокационного характера или давления;
  • - опасность (в узком смысле слова) - действительная возможность причинения зла и нанесения ущерба;
  • - угроза - явно выраженное намерение нанести ущерб.

Характер и объем содержания угрозы обусловливаются:

  • - затрагиваемыми интересами страны, что отражает значимость этой угрозы;
  • - имеющимися обстоятельствами собственной уязвимости или защищенности, что определяет возможный потенциальный ущерб в случае реализации угрозы;
  • - временем и местом возникновения негативных условий и факторов;
  • - намерениями, возможностями и волей со стороны субъекта угрозы -

существующего конкурента (противника).

Последние два обстоятельства определяют реализационную вероятность угрозы.

На практике для адекватного обеспечения экономической безопасности важную роль играет типология угроз безопасности , т.е. построенное по определенным критериям разделение на отдельные типы (виды). Это помогает совершенствованию организации противодействия существующим угрозам с учетом их специфических особенностей.

Типология угроз безопасности отражена на рис. 4.1.

В зависимости от места нахождения своего источника угрозы бывают внутренние и внешние. Если угроза причинения вреда или ущерба возникает со стороны нашего государства или сограждан, то она выступает как внутренняя угроза. Если же угроза исходит со стороны другого государства, как и его граждан, в каком бы месте те ни находились, такая угроза считается внешней. Разделение угроз на эти виды имеет практическое значение, несмотря на то что в последнее время характер многих угроз становится интегрированным и трансграничным.

В зависимости от степени сформированности различают потенциальные и реальные угрозы. Потенциальная угроза является зарождением опасности, формированием некоторых предпосылок (возможностей) причинения вреда. Реальная угроза - это уже сформировавшееся явление, когда для причинения вреда не хватает всего одного или немногих факторов и условий.

В зависимости от субъективного восприятия угрозы могут быть мнимые, завышенные, заниженные, и, наконец, адекватные. Мнимая - это ложная, надуманная или сформированная искусственно угроза, без реальных предпосылок для существования в реальной действительности.

Под завышенной угрозой понимают такую, параметры которой ниже воспринимаемых человеческим сознанием, соответственно у заниженной - действительная угроза выше сознаваемой человеческим восприятием. В случае адекватной угрозы реальные величины ее параметров в точности соответствуют их субъективному восприятию.

В зависимости от характера своего проявления угрозы бывают природные (естественные) и антропогенные:

  • - природные угрозы представляют собой совокупность естественных явлений, возникающих в природе и несущих опасности, независимо от деятельности человека;
  • - антропогенные угрозы формируются в процессе определенного воздействия на окружающую среду человека.

Угрозы классифицируются также и в зависимости от масштаба , поскольку могут проявляться на различных уровнях (масштабах): глобальном, национальном, региональном и локальном (или местном).

Для Российской Федерации, имеющей большую территорию и сложную вертикаль управления, целесообразно классифицировать их по масштабности и глубине потенциального воздействия. В связи с этим их подразделяют на федеральные , возникающие и проявляющие себя в масштабах всей страны, региональные , действующие в масштабах регионов, экономических районов, федеральных округов, субъектов Федерации, и местные , актуализируемые лишь в пределах муниципального образования.

Рис. 4.1.

Поскольку угрозы имеют разнообразный характер и могут вызывать неоднозначные (неодинаковые по значимости, а также продолжительности и объему) последствия, они могут появляться и пропадать, возрастать и уменьшаться, и при этом их значимость с точки зрения экономической безопасности будет изменяться, то в связи с этим для оптимального распределения имеющихся ресурсов при обеспечении безопасности необходимо правильное определение и прогнозирование приоритетности угроз.

Как правило, характер, масштабы и степень выраженности угроз определяются конкретной ситуацией. В современных условиях, несмотря на выраженное противостояние держав, в нашей стране в основном сформированы предпосылки надежного предотвращения как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности, динамичного развития экономики с целью превращения Российской Федерации в одну из высокоразвитых держав по уровню технического прогресса и по качественным показателям уровня жизни ее населения.

  • Надежность технических систем и техногенный риск. URL: http://www.obzh.ru/nad/predislovie.html (дата обращения: 31.10.2016).
  • Утверждена Указом Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.

Различают внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. К внутренним угрозам (как выше было сказано самым опасным) относятся следующие.
1. Усиление структурной деформации экономики, т.е. воспроизводство сложившихся в народном хозяйстве диспропорций и связанных с ними аномалий, например, чрезвычайное развитие военно-производственного комплекса, тяжёлой промышленности и чрезвычайно отсталое развитие отраслей, непосредственно работающих на человека (пищевая, лёгкая сфера услуг и быта…).
- Сегодня рост производства невозможен при сохранении прежней структуры, поэтому привязка структуры производства к структуре рыночного спроса - ключевая проблема российской экономики. Изменение структуры экономики включает два этапа: пассивный и активный. На первом этапе происходит сокращение объёмов продукции, невостребованной рынком. На втором этапе происходит увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и создание мощностей для производства новых видов продукции.
2. Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушения научно-технического потенциала.
Кризисное состояние - это снижение инвестиций, инновационной активности. Без крупных капиталовложений не возможен выход экономики из кризиса.
К основным угрозам экономической безопасности в инвестиционном комплексе можно отнести:
- снижение объемов ресурсов капитального строительства;
- разрушение экономических связей между сырьевой базой, техническим и технологическим обеспечением, научной и кадровой базой;
- преобладание тактической направленности в инвестиционном процессе (элитное жилищное строительство, поддержание отраслей специализирующихся на экспорт сырья);
- искусственное сжатие денежной массы;
- высокая скорость обращения денежной массы (до 8-8.5 раз в год), поскольку денежная масса сосредоточена не в реальном секторе экономики, а в посреднической и валютно-финансовой сфере;
- снижение инвестиционного потенциала сбережений населения в банках;
3. Угроза превращения России топливно-сырьевую периферию развитых стран.
В 90-х годах ХХ в. экспорт состоял на 80-90% из сырья и топливно-сырьевых ресурсов. Сохранение этой тенденции и сегодня чревато чрезмерной зависимостью страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых сырьевых ресурсов;
4. Усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам.
Чрезмерное обилие импортных товаров создаёт опасность завоевания внутреннего рынка иностранными фирмами. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только поддержкой со стороны государства отечественного производителя, применению гибкой системы пошлин, государственной монополии на ввоз импортных лекарств, алкоголя, табака, зерна, а также вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов и т.д.;
5. Утечка российского капитала за границу, вывоз за пределы валютных ресурсов.
Частный капитал всегда чутко реагирует на угрозы политической и экономической нестабильности. Поэтому в случае утечки капиталов перед страной возникает три проблемы: изучение мотивов утечки капиталов; разработка мер по возвращению «беглого» капитала; выработка мер по предотвращению в дальнейшем утечки капитала.
6. Углубление имущественного расслоения общества на богатых и бедных.
Имущественное расслоение характерно для всех стран, но если амплитуда колебаний доходов чрезмерна, то общество вступает в зону социальной нестабильности, то есть соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных превышает отношение 1:10 (в России это 1:14);
7. Размер внешнего долга.
Государство отвлекает на погашение внешнего долга значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии решений.
В экономике долг одного государства другому - это нормальное экономическое явление. Вся проблема заключается в величине долга. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, %, неустойки и т.д.). Безопасным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений.
8. Чрезмерная открытость экономики.
Разумная открытость экономики повышает её эффективность, конкурентоспособность и т.д. Но, открывая границы, необходимо учитывать состояние защищённости отечественного производства, финансов, банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей;
9. Угроза криминализации экономики.
Это специфический способ хозяйствования, при котором относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве.
К внешним угрозам относятся: 1) технологическая блокада из-за отставания страны в научно- технической сфере; 2) продовольственная уязвимость из-за зависимости страны от импорта продуктов питания; 3) негативное влияние мировых, финансовых, валютных рынков на ещё не окрепший внутренний рынок; 4) потеря рынков сбыта.
Сопоставление внутренних и внешних угроз показало, что наибольшую опасность для России имеют внутренние угрозы: сырьевая ориентация на экспорт (80 - 90% экспорт продукции топливно-энергетического комплекса); снижение на 50 % внешнего торгового оборота со странами ближнего зарубежья; низкая конкурентно способность продукции; внешняя задолженность; распад единого экономического пространства; развал социальной сферы и научно-технического потенциала страны, который определяет состояние экономики и возможность её развития в будущем, а также поддержания обороноспособности страны на должном уровне.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Классификация угроз экономической безопасности:

  1. 48. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
  2. 5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...