Чем покрывается дефицит бюджета. Причины возникновения и последствия дефицита бюджета


ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. - дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. Онтологический П. утверждает взгляд на мир как на нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующееся многообразие, моделируемое сквозь призму установок синергизма, дополнительности, релятивности, диалогичности, симфонизма. Тенденция к плюрализации онтологической картины бытия отчетливо обнаруживается во всех тех отраслях современного научного знания, в которых имеется интенция на учет взаимодействия многих начал - в физике элементарных частиц, синергетике, глобальном эволюционизме, этнополитологии, социологии, структурной лингвистике, поэтике. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. Позиции П. в гносеологии и философии науки отстаиваются рядом учений или школ современной философии, в том числе некоторыми представителями отечественной философской мысли. Гносеологический П. кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, религия, магия, миф, мистика и т.д.) и воплощающихся во взаимоисключающих («несоизмеримых») картинах мира. Гносеология и методология П., стремящиеся преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, укладывавших все богатство и многообразие познавательного отношения человека в прокрустово ложе жестких, однозначно детерминированных схем описания и объяснения, ориентируют на создание более гибкой теории познания, избегающей абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т.д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ. В ряде отношений философский П. соприкасается с политическим и идеологическим П., являющимся теоретическим фундаментом толерантного мышления. Он ориентирует на отказ от признания какой-либо идеологии или системы взглядов в качестве единственно истинной, утверждает необходимость существования в обществе многообразия мировоззренческих и идеологических предпочтений и ориентации, признания права каждого на собственный взгляд и на возможность его выражения и защиты, уважения к оппоненту. В.В. Ильин, В.И. Кураев

В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма, утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму, от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме" Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Все популярнее сегодня становятся различные иностранные слова, особенно в сфере политики. Многие, вероятно, задают себе вопрос: "Что такое плюрализм?" Термин происходит от латинского pluralius (множественный) и обозначает

множественность начал, мнений, форм знаний, видов существования, взглядов, норм поведения и т.д., неприводимых одно к другому. Они существуют отдельно друг от друга, и борьба между ними не является обязательным условием. Плюрализм отражает разнообразие В любой области, будь то религия, идеология, философия, творчество, присутствуют формы - разнообразие в любом виде, поэтому вполне естественно, что он, плюрализм, присутствует во всех сферах жизни человека и общества в целом.

Чтобы лучше понять, что такое плюрализм, обратимся к конкретному примеру. В политике это явление распространено достаточно широко, особенно в демократическом обществе. На основании принципа множественности строится партийный плюрализм - возможность участия в управлении страной для

множества То есть на политической арене выступает множество партий, борющихся за право представительства в органах государственной власти. Их конкуренция основывается на дискуссиях, легальном столкновении интересов сторонников разных точек зрения. Количество партий может быть не ограничено. Это - общества, хотя, конечно, он имеет некоторые минусы. Так, возможно появление так называемых "марионеточных" партий. Они, по сути, не имеют реальной силы, а создаются только для того, чтобы оттягивать голоса избирателей от конкурентов.

Однако существует ограниченный плюрализм, суть которого состоит в том, что система позволяет совмещать существование нескольких влиятельных политических сил, борющихся за голоса избирателей. В данном случае количество партий варьируется в пределах пяти - семи. Это означает, что позиции хоть и имеют разные точки зрения, но не переходят в радикальные крайности,

существуя в рамках так называемого «центра». Согласитесь, довольно удобно. Такая система распространена в западноевропейских странах и постепенно приходит в Латинскую Америку.

Плюрализм несовместим с авторитарным или что, в общем-то, понятно. Он характеризует демократическое общество, в котором государство должно не служить аппаратом общественного принуждения, а благоприятствовать развитию солидарных личностей. Исходя из сути авторитарного и тоталитарного режимов, партийный плюрализм при них просто невозможен.

Вместо заключения

Выяснив, что такое плюрализм, следует также отметить, что в идеале взаимодействие различных групп основывается на взаимном уважении и толерантности. Их действия по отношению друг к другу должны быть мирными, бесконфликтными и без злоупотребления властью. Прежде всего, должны отсутствовать попытки одной группы ассимилировать в другие. Возможно, плюрализм - одна из самых важных и типичных характеристик современного общества, которая и в будущем будет являться двигателем прогресса и экономики. Надеемся, в статье мы ответили на поставленный вопрос о том, что такое плюрализм.

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ" в других словарях:

    - (лат. pluralis множественный) позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах воздухе … Философская энциклопедия

    - (pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis – множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в… … Политология. Словарь.

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    плюрализм - а, м. pluralisme m. <лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. 2. Антинаучное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат., от pluralis множественный). 1) философское направление, допускающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей материальных (атомизм) или духовных («монады» Лейбница, «реальности» Гербарта и др.). 2) предоставление… … Словарь иностранных слов русского языка

    плюрализм - (социально психологический аспект) (от лат. pluralis множественность) проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского pluralis множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма дуализм… … Современная энциклопедия

    - (от лат. pluralis множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712).2) Характеристика демократической политической… … Большой Энциклопедический словарь

    Плюрализм - (от латинского pluralis множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин “плюрализм” введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма дуализм… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. pluralis множественный) в политико правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов… … Юридический словарь

    Лат. pluralis англ. pluralism множественный А. Принцип устройства общества, согласно которому утверждается необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Б. Множественность, многообразие мнений,… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • , Ревенко Л.С.. В коллективной монографии, подготовленной по итогам дискуссии на Первых Ливенцевских чтениях&171;Международные экономические отношения научная школа МГИМО&187;, дается всесторонний…
  • Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен , Ревенко Л.С.. В коллективной монографии, подготовленной по итогам дискуссии на Первых Ливенцевских чтениях 171;Международные экономические отношения - научная школа МГИМО 187;, дается всесторонний…

Российский государственный социальный университет

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда

Отделение дневное

Реферат

По Дисциплине "Бюджетная Система"

На тему: <<Дефицит бюджета и источники его покрытия>>

Студента: Дагбаева Заято

Группы: ФИН-Д-4

Введение........................................................................................................... 3

1. Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения и последствия. Классификация дефицита бюджета................................................................ 4

1.1. Понятие дефицита бюджета............................................................ 4

1.2. Причины возникновения и последствия дефицита бюджета........ 5

1.3. Классификация дефицита бюджета.............................................. 10

2. Способы финансирования дефицита бюджета и источники финансирования 13

2.1. Способы финансирования дефицита бюджетных расходов....... 13

2.2. Источники финансирования дефицита бюджета......................... 16

Заключение.................................................................................................... 21

Список литературы....................................................................................... 22

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможен только теоретически.

Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности. При превышении расходов над доходами выше определенного предела могут наступить такие негативные явления, как спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. Покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.

Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения и последствия. Классификация дефицита бюджета

Понятие дефицита бюджета

Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государствен­ном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство, и какие потребности общества бу­дут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бы­вает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия профицита и дефицита бюджета.

Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета)1. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга .

В случае превышения расходной части бюджета над его доходами возникает дефицит бюджета (отрицательное сальдо бюджета), требующий привлечения заемных средств для покрытия возникшей разницы.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения.

Причины возникновения и последствия дефицита бюджета

Дефицит возникает он на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Все причины, вызывающие дефицит бюджета , можно разделить на негативные и позитивные.

К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызван­ные большими вложениями в развитие экономики. Данные рас­ходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового внутреннего продукта, что можно признать положительным эффектом.

Негативными при­чинами возникновения бюджетного дефицита являются всевоз­можные непредвиденные расходы, которые не ведут к расшире­нию экономики и увеличению валового внутреннего продукта. Например, различные войны, эпидемии и катастрофы вызывают необходимость государственных расходов, которые не могли быть предвидены заранее и, соответственно, являются дополни­тельными расходами, вызывающими дефицит бюджета. Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государ­ством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным.

Важными факторами появления бюджетного дефицита высту­пают стагнация производства и общий спад экономики . Во время данных процессов наблюдается сокращение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, в результате чего сокращаются и до­ходы бюджетов.

Бюджетный дефицит возникает также из-за нерациональности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направля­ются далеко не на самые важные мероприятия. Система распреде­ления доходов далека от совершенства. Регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами .

Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в ос­новном из малособираемых налогов, что ограничивает финансо­вые возможности данных бюджетов. Во-вторых, множество про­грамм и обязательств, принятых федеральными органами, направ­ляются к выполнению на места без необходимого финансирова­ния, т.е. финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно к дефициту этих бюджетов.

Следующей причиной дефицита государственного бюджета мож­но назвать нестабильность национальной валюты . Слабость денежно­го обращения и неуверенность в национальной валюте приводят к развитию бартерных операций, понижая объем налогов, которые со­бираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов. Излишняя налоговая нагрузка, которая наблюда­ется в нашей стране, также является причиной дефицита бюджетов. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налого­вого бремени. Те предприятия, которые все-таки осуществляют хо­зяйственную деятельность, стремятся скрыть объемы своих доходов и сократить выплаты налогов. Все это приводит к значительному недо­получению финансовых ресурсов государством.

Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последстви­ям . Основное и наиболее часто встречающееся последствие бюд­жетного дефицита - инфляция . Причиной возникновения инфля­ционных процессов вследствие бюджетного дефицита является стремление государства покрыть дефицит финансов. Оно чаще все­го выражается в получении дохода в виде дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита. Большинство развитых государств в настоящее время функцио­нирует в условиях приемлемого уровня присутствующей инфляции.

Существуют и другие негативные последствия дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни , которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличи­вается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается объем ресурсов, идущих на инвестирование эконо­мики. Это приводит к снижению потенциальных возможностей экономики .

Наличие дефицита бюджета в государстве не всегда означает кризисный процесс. В некоторых случаях дефицит бюджета может быть и необходимым явлением, например, в условиях кри­зиса экономики, когда необходимо стимулировать производство, поскольку нехватка средств будет способствовать постоянному изысканию новых источников доходов и сокращению в первую очередь неэффективных расходов, т.е. государство будет более внимательно относиться к системе доходов и расходов, и активизировать в этом направлении финансовую деятельность.

Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государст­ва. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Свидетельство тому - постоянный дефицит бюджета (в размере от 5 до 15 процентов) во многих экономически развитых странах, таких как США, Италия, Германия, Япония и др. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетно­го дефицита неопасным и не стремится изменить ситуацию, т.к. если государство будет ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может тормозить развитие экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов . Однако при превышении расходов над доходами более чем на 20 процентов могут наступить негативные явления - спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. До этого параметра государство может применять различные методы преодоления дефицита. В 1997 г. в Европейском Союзе было принято решение, что дефицит стран-участниц ЕС не должен превышать 3 процентов валового внутреннего продукта1.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации размер дефицита федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (п.1 ст.92).При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в финансовом году валового внутреннего продукта2.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом . Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом , или излишком.

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета .

Первичный дефицит - это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис. 1.

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G - государственные расходы;

Т - налоговые поступления; У - доход.

В точке Е - сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (Т = G).

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Итак, если Y = 0, то Т = 0; при Y = 1000 млрд. долл. налоговые поступления, т. е. Т, составят: Y х 0,2 = 1000 млрд. долл. х 0,2 = 200 млрд. долл. Если доход составляет величину 1500 млрд. долл., то налоговые поступления будут 1500 млрд. долл. х 0,2 = 300 млрд. долл. и т. д.

Допустим, фактический Y = 600 млрд. долл., то Т = 600 млрд. долл. х 0,2 = 120 млрд. долл.; при G = 200 млрд. долл. фактический бюджетный дефицит составит (Т - G) = 120 млрд. долл. - 200 млрд. долл. = -80 млрд. долл.).

Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. долл., т. е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: Т = 1200 х 0,2 = 240 млрд. долл.; G = 200; Т - G = 240 - 200 = 40 млрд. долл. (бюджетный профицит).

Каков же при этом циклический дефицит? Напомним, что он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом. В нашем примере он составит: -80 - (+40) = -120.

Действительно, за счет чего фактический дефицит достигает величины -80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Очевидно, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений.

При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита важно обратить внимание на уже известный из предыдущего анализа подход « утечки - инъекции ».

Ранее мы рассматривали равенство S («утечки») = I («инъекции»). При этом мы абстрагировались от тех «утечек» и «инъекций», которые связаны с фискальной политикой правительства.

Но, принимая во внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, мы можем применить и здесь подход «утечки - инъекции». К уже известным их видам присоединяются и некоторые другие, которые теперь мы будем принимать в расчет.

Итак, сбережения (S) и чистые налоги (T), т. е. налоги за вычетом трансфертов, - это «утечки » в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) - это «инъекции ».

Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:

S + Т = I + G (1)

Тогда S - I = G - Т, то есть положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G - Т).

Если представить это уравнение как

S = I + (G-T), (2)

то, очевидно, увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций.

Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S не равно I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.

Как же финансируется бюджетный дефицит ? Здесь можно провести аналогию с бюджетом отдельной семьи, или домашнего хозяйства. Если за какой-то период времени, например, за год, расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит семейного бюджета. Как его покрыть? Можно продать часть имущества или занять деньги, т. е. прибегнуть к кредиту.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...