Зеленый фонд городских поселений. О развитии зеленого фонда городских и сельских поселений (городских округов) воронежской области


Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Ю.И. ШУПЛЕЦОВА
Ю.И. Шуплецова, кандидат юридических наук, заместитель ученого секретаря Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Новый Закон "Об охране окружающей среды" при решении вопроса об охране городской растительности применил новый для экологического законодательства термин "зеленый фонд поселений". В данный фонд вошли зеленые зоны в границах городских и сельских поселений. Таким образом, вместо совокупности зеленых насаждений появилась совокупность территорий (или зон).
Из этого можно сделать вывод, что зеленый фонд поселений фактически приближается к понятию территориальной зоны, например рекреационной (ст. 85 Земельного кодекса РФ), и фактически утрачивает свое самостоятельное, в отрыве от земельного участка, значение.
Между тем следует отметить, что, с точки зрения гражданского законодательства, зеленые насаждения являются самостоятельным объектом недвижимости, т.е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению. Гражданский кодекс РФ называет недвижимостью прежде всего многолетние насаждения (ст. 130).
К недвижимым вещам, кроме зеленых насаждений, Кодекс относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все, что прочно связано с землей (леса, здания и сооружения).
Остается, правда, неясным вопрос о том, являются ли все зеленые насаждения объектом недвижимости, а не только многолетние насаждения. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательство не дает разъяснения о том, какие насаждения являются многолетними.
Исходя из лесоустроительных и градостроительных норм, можно сделать вывод о том, что многолетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодного возобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибели или значительного повреждения. Таким образом, многолетними насаждениями являются прежде всего древесно - кустарниковые породы во взрослом состоянии. Взрослыми обычно признаются деревья старше 15 лет или же деревья, не подлежащие пересадке. Что касается кустарников и травянистой растительности, то независимо от возраста они могут быть признаны не подлежащими пересадке.
Вероятно, большинство городских зеленых насаждения можно признать многолетними, а следовательно, отнести их к недвижимому имуществу.
Права на природные ресурсы регистрируются специально уполномоченными органами в особом порядке. Так, например, права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в государственном земельном кадастре.
Вместе с государственной может также производиться и специальная регистрация либо специальный учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК).
Как уже говорилось выше, государственную регистрацию (учет) зеленых насаждений проводят специально уполномоченные экологические и земельные органы в соответствии с их компетенцией.
Земельный участок и находящиеся на нем зеленые насаждения, по нашему мнению, должны быть признаны сложной вещью, т.к. части, ее составляющие, разнородны - земля и растения, а используются они только в комплексе.
Указанное правило распространяется также на традиционное для гражданского права деление вещей на главные и принадлежности. Принадлежность служит главной вещи и имеет общее с ней целевое назначение (ст. 135 ГК РФ).
Принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи. Эту норму подтверждает, например, и ст. 20 Лесного кодекса РФ. В ней указано, что древесно - кустарниковая растительность, находящаяся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности гражданину или юридическому лицу, также принадлежит этому лицу на праве собственности. Однако стороны могут договориться о том, что право собственности переходит только на главную вещь либо только на принадлежность. Кроме того, в отношении древесно - кустарниковой растительности такие ограничения могут быть установлены и федеральным законодательством.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что, несмотря на нормы нового Закона "Об охране окружающей среды", растительность городов и других поселений (зеленые насаждения) является самостоятельным объектом правового регулирования и может иметь собственную ценность.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.01.1997 N 22-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.01.1997)
"ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Экологическое право, N 3, 2002

ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

ПРИКАЗ

О РАЗВИТИИ ЗЕЛЕНОГО ФОНДА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Утратил силу на основании приказа и экологии Воронежской области от 25.10.2017 N 561 , вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru - 01.11.2017).
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , , Положением о департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области , утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 10.05.2012 N 382 , приказываю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию озеленения городских и сельских поселений (городских округов) Воронежской области.

2. Утвердить прилагаемый модельный муниципальный правовой акт "О создании, охране и содержании зеленых насаждений в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области".

Учитывать при реализации своих полномочий концепцию озеленения городских и сельских поселений (городских округов) Воронежской области;

Разработать и принять муниципальный правовой акт на основе прилагаемого к настоящему приказу модельного муниципального правового акта "О создании, охране и содержании зеленого фонда в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области".

4. Признать утратившими силу приказы:

Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 15.12.2011 N 236 "Об утверждении Концепции озеленения муниципальных образований Воронежской области" ;

Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19.12.2014 N 459 "О внесении изменений в приказ управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 15.12.2011 N 236 "Об утверждении Концепции озеленения муниципальных образований Воронежской области" .

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Царева А.Г.

Руководитель департамента
А.Ф.КАРЯКИН

КОНЦЕПЦИЯ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждена
приказом
департамента природных ресурсов
и экологии Воронежской области
от 29.03.2016 N 129

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Концепция озеленения городских и сельских поселений (городских округов) Воронежской области (далее - концепция) разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере охраны зеленых насаждений (зеленого фонда), в том числе свода правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного , региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области , утвержденных , санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и направлена на выработку единых подходов в сфере развития зеленого фонда на территории Воронежской области.

1.2. Зеленый фонд городских и сельских поселений (городских округов) Воронежской области представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих муниципальных образований.

Озелененные территории - территории, занятые зелеными насаждениями.

Зеленые насаждения - древесная, кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения.

1.3. Органам местного самоуправления городских и сельских поселений (городских округов) Воронежской области при реализации своих полномочий, в том числе при утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждении подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, утверждении местных нормативов градостроительного проектирования, резервировании земель и изъятии земельных участков для муниципальных нужд рекомендуется учитывать положения настоящей концепции.

II. ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

2.1. Настоящей концепцией в целях обеспечения устойчивого развития зеленого фонда в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области устанавливается четыре показателя, отражающих проведение работы в данном направлении.

Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области в рамках имеющихся полномочий осуществляет сбор и анализ сведений о реализации установленных показателей в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области.

2.2. Первым показателем реализации концепции является суммарная площадь озелененных территорий общего пользования, организованных в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области. Данный показатель следует принимать согласно таблице 1.

2.2.1. Под озелененными территориями общего пользования понимаются парки, сады, скверы и бульвары (аллеи).

Таблица 1

Муниципальное образование

Размер населенного пункта

Суммарная площадь озелененных территорий общего пользования, м(2)/чел.

Городское поселение (городской округ)

Крупнейший город (население от 1000 тыс. чел.)

Средний город (население от 50 до 100 тыс. чел.)

Малый город (население от 20 до 50 тыс. чел.)

Малый город (население до 20 тыс. чел.), поселок городского типа

Сельское поселение

2.2.2. В средних, малых городах, поселках городского типа и сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах крупных рек и водоемов, площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%.

2.2.3. В крупнейших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным в таблице 1 озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м(2)/чел.

2.3. Вторым показателем реализации концепции является принятие органом местного самоуправления городского или сельского поселения (городского округа) Воронежской области муниципального правового акта "Об утверждении перечня организованных озелененных территорий общего пользования и запрещенных на них видах деятельности" и размещение его на официальном сайте в сети Интернет.

Данный перечень должен содержать информацию о названии, разновидности (парк, сад, сквер и бульвар (аллея)), площади, местоположении (адресе размещения) в отношении каждой озелененной территории общего пользования.

Запрещенные виды деятельности на озелененных территориях общего пользования устанавливаются в соответствии Законом Воронежской области от 11.03.2013 N 01-ОЗ "О зеленом фонде городских и сельских поселений Воронежской области" , иными нормативными правовыми актами.

2.4. Третьим показателем реализации концепции является разработка и принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления городского или сельского поселения (городского округа) Воронежской области на основе модельного муниципального правового акта "О создании, охране и содержании зеленых насаждений в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области" и размещение его на официальном сайте в сети Интернет.

2.5. Четвертым показателем реализации концепции является разработка и принятие муниципального правового акта органа местного самоуправления городского или сельского поселения (городского округа) Воронежской области "О порядке оформления разрешений на правомерное уничтожение и повреждение зеленых насаждений" на основе рекомендательного порядка оформления разрешений на правомерное уничтожение и повреждение зеленых насаждений , утвержденного приказом управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 11.05.2012 N 63 , и размещение его на официальном сайте в сети Интернет.

III. ФИНАНСОВО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

3.1. В целях обеспечения реализации полномочий городских и сельских поселений (городских округов) в сфере охраны зеленых насаждений рекомендуется ежегодно предусматривать целевое выделение средств за счет доходов местных бюджетов, в том числе доходов полученных в виде компенсации (возмещении ущерба (вреда)) за повреждение или уничтожение зеленых насаждений, а также за счет иных источников финансирования, предусмотренных действующим законодательством.

3.3. В целях эффективной реализации полномочий в сфере охраны зеленых насаждений органам местного самоуправления городских и сельских поселений (городских округов) Воронежской области рекомендуется проведение организационных мероприятий:

По оформлению озелененных территорий общего пользования в муниципальную собственность;

По недопущению случаев отчуждения озелененных территорий общего пользования.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИТИЮ ЗЕЛЕНОГО ФОНДА ПРИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

4.1. Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения (городского округа) в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

4.2. В городских и сельских поселениях (городских округах) необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений (уровень озеленения территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25%, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала).

Площадь озелененной территории квартала (микрорайона) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений) должна составлять, как правило, не менее 25% площади территории квартала (в площадь отдельных участков озелененной территории включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка).

В то же время площадь озелененной территории квартала (микрорайона) многоквартирной жилой застройки должна быть не менее 6 м(2)/чел (при этом в площадь озелененных территорий включается вся территория квартала, кроме площади застройки жилых домов, озеленения на участках школ, детских дошкольных и других общественных учреждений, а также проездов, стоянок и физкультурных площадок). Минимальная площадь озелененности для микрорайона (квартала) определяется из расчета максимально возможной численности населения (с учетом обеспеченности общей площадью на 1 человека). При этом не допускается суммирование площадей озелененных территорий жилого района и общепоселенческих.

В случае примыкания жилого района к общегородским зеленым массивам возможно сокращение нормы обеспеченности жителей территориями зеленых насаждений жилого района на 25%.

4.3. Расстояние между проектируемой линией жилой застройки и ближним краем лесопаркового массива следует принимать не менее 30 м.

4.4. Территория дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.

Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.

4.5. Территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки, в том числе и по периметру территории. В городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения на 25 - 30% площади территории, свободной от застройки.

При озеленении территории не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений.

4.6. Озелененные территории общего пользования должны быть благоустроены и оборудованы малыми архитектурными формами, в том числе: фонтанами и бассейнами, лестницами, беседками, пандусами, подпорными стенками, светильниками. Число светильников следует определять по нормам освещенности территорий.

В структуре озелененных территорий общего пользования крупные парки и лесопарки шириной 0,5 км и более должны составлять не менее 10%.

При размещении парков и садов следует максимально сохранять участки с существующими насаждениями и водоемами. В общем балансе территории парков и садов площадь озелененных территорий должна соответствовать 70% и более.

Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее, га: городских парков - 15, парков планировочных районов - 10, садов жилых районов - 3, скверов - 0,5; для условий реконструкции площадь скверов может быть меньших размеров.

4.7. Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений.

При односторонней юго-западной и южной ориентации жилых помещений необходимо предусматривать дополнительное озеленение, препятствующее перегреву помещений.

4.8. Вокруг городских и сельских поселений (городских округов), расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание ветрозащитных и берегоукрепительных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов и балок.

Ширину защитных лесных полос следует принимать не менее, м: для крупнейших городов - 500, средних городов - 100, малых городов (поселков городского типа) и сельских поселений - 50.

4.9. В зеленых зонах городов следует предусматривать питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства с учетом обеспечения посадочным материалом группы городских и сельских поселений (городских округов).

4.10. Минимальную площадь озеленения санитарно-защитных зон объектов и производств следует принимать в зависимости от их ширины: до 300 м - 60%, свыше 300 м до 1000 м - 50%, свыше 1000 м до 3000 м - 40%, свыше 3000 м - 20%.

В санитарно-защитных зонах со стороны жилых и общественно-деловых зон необходимо предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м.

В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1 км, уровень озелененности территории застройки следует увеличивать не менее чем на 15%.

4.11. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330.2011, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.

4.12. Расстояния от зданий и сооружений до зеленых насаждений следует принимать в соответствии с таблицей 2 при условии беспрепятственного подъезда и работы пожарного автотранспорта; от воздушных линий электропередачи - в соответствии с правилами устройства электроустановок.

Таблица 2

Здание, сооружение

Расстояния, м, от здания, сооружения, объекта до оси

ствола дерева

кустарника

Наружная стена здания и сооружения

Край тротуара и садовой дорожки

Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги или бровка канавы

Мачта и опора осветительной сети, мостовая опора и эстакада

Подошва откоса, террасы и др.

Подошва или внутренняя грань подпорной стенки

Подземные сети:

1) газопровод

2) канализация, тепловая сеть (стенка канала, тоннеля или оболочка при бесканальной прокладке), водопровод

3) дренаж силовой кабель

4) кабель связи

Приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром кроны не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

Утвержден
приказом
департамента природных ресурсов
и экологии Воронежской области
от 29.03.2016 N 129

МОДЕЛЬНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ "О СОЗДАНИИ, ОХРАНЕ И СОДЕРЖАНИИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ (ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий модельный муниципальный правовой акт (далее - МПА) направлен на сохранение и развитие зеленых насаждений в городских и сельских поселениях (городских округах) Воронежской области в целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

1.2. МПА регулирует отношения в сфере озеленения территории в части создания, охраны и содержания зеленых насаждений на земельных участках, правообладателем которых является соответствующее городское или сельское поселение (городской округ) (далее - муниципальное образование), а также на земельных участках, правообладателями которых являются иные лица, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при условии согласования проведения работ в указанной сфере, соответственно, с лицами, являющимися правообладателями земельных участков, или уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области либо органом местного самоуправления.

Проведение работ, планируемых к реализации на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти (учреждением).

Проведение работ, планируемых к реализации на особо охраняемых природных территориях областного значения, подлежит согласованию с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области.

1.3. Для целей настоящего МПА используются основные понятия, установленные Лесным кодексом Российской Федерации , Федеральными законами "Об охране окружающей среды" , "Об особо охраняемых природных территориях", а также следующие понятия:

1) зеленый фонд - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий;

2) озелененные территории - территории, занятые зелеными насаждениями;

3) зеленые насаждения - древесная, кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения;

4) озелененные территории общего пользования - озелененные территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, размещаемые, как правило, в зоне рекреационного назначения (парки, сады, скверы и бульвары (аллеи);

5) озелененные территории ограниченного пользования - озелененные территории, рассчитанные на пользование определенными группами населения, размещаемые, как правило, в жилых, общественно-деловых и производственных зонах;

6) озелененные территории специального назначения - озелененные территории, предназначенные для выполнения определенных санитарно-защитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, природоохранных, научных и иных специальных функций, размещаемые, как правило, в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур, зонах сельскохозяйственного использования, особо охраняемых территорий, специального назначения, зонах размещения военных объектов;

7) создание зеленых насаждений - деятельность по посадке (устройству) зеленых насаждений;

9) реконструкция зеленых насаждений - деятельность по изменению структуры зеленых насаждений (качественного и количественного состава деревьев, кустарников, травянистой растительности), ландшафтной перепланировке, направленная на сохранение, восстановление и улучшение их функций;

10) охрана зеленых насаждений - система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агрономических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение их функций, недопущение неправомерного повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений;

11) дендроплан - схема земельного участка с указанием произрастающих зеленых насаждений, инженерных коммуникаций, объектов и сооружений, улично-тропиночной сети, мест перспективной посадки зеленых насаждений и иных сведений (при необходимости). Неотъемлемой частью дендроплана является перечетная ведомость зеленых насаждений, содержащая сведения о произрастающих зеленых насаждениях и планируемых в отношении них санитарных мероприятий, а также сведения о зеленых насаждениях, планируемых к посадке.

II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ, ОХРАНЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания, охраны и содержания зеленых насаждений относятся:

1) создание, охрана и содержание зеленых насаждений;

2) организация озелененных территорий общего пользования;

3) разработка программ (планов) в сфере развития зеленого фонда;

4) организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (городского округа);

5) оценка состояния озелененных территорий и ведение реестра зеленых насаждений;

6) организация специализированных структурных подразделений, направленных на обеспечение реализации полномочий в сфере зеленого фонда;

7) проведение мероприятий, направленных на пропаганду бережного отношения к зеленому фонду;

8) организация и осуществление муниципального контроля в сфере зеленого фонда;

9) составление актов проверок (обследования), протоколов об административных правонарушениях и направление материалов в органы государственной власти, административные комиссии для рассмотрения и привлечения виновных лиц к ответственности;

10) выдача разрешений на правомерное повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений, расчет ущерба (вреда) в случае неправомерного повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений;

11) право требовать и получать у физических и юридических лиц для ознакомления разрешительную документацию на проведение хозяйственной и иной деятельности, наносящей ущерб зеленому фонду, в том числе разрешение на правомерное повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений;

12) право выступать заказчиком работ по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений;

13) право привлекать специалистов для наблюдения за состоянием зеленых насаждений.

III. СОЗДАНИЕ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

3.1. Создание зеленых насаждений осуществляется на основе рекомендаций, приведенных в разделе 2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных , в соответствии со сводом правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820 , региональными нормативами градостроительного проектирования Воронежской области , утвержденными приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014 N 61-02-03/374 , и иными правовыми актами.

При создании зеленых насаждений не должны нарушаться права и охраняемые законом интересы других лиц.

3.2. Производство работ по созданию зеленых насаждений на земельных участках, правообладателем которых является муниципальное образование, осуществляется при наличии соответствующего проекта и дендроплана, согласованных с уполномоченным органом местного самоуправления (его структурным подразделением).

3.3. Саженцы деревьев и кустарников должны иметь симметричную крону, очищенную от сухих и поврежденных ветвей, прямой штамб, здоровую, нормально развитую корневую систему с хорошо выраженной скелетной частью; на саженцах не должно быть механических повреждений, а также признаков поражения болезнями и заселения вредителями.

3.4. Приемка работ по озеленению, в том числе при восстановлении нарушенного благоустройства после проведения земляных работ, осуществляется на основе рекомендаций, приведенных в разделе 4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153 .

IV. ОХРАНА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

4.1. Охрана зеленых насаждений осуществляется в соответствии с Законом Воронежской области от 11.03.2013 N 01-ОЗ "О зеленом фонде городских и сельских поселений Воронежской области" и иными правовыми актами.

4.2. Охрана зеленого фонда предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

4.3. Осуществление градостроительной деятельности в Воронежской области ведется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области по охране зеленых насаждений.

4.4. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране зеленых насаждений и их восстановлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области.

4.5. Информация о количестве, видовом составе и компенсационной стоимости зеленых насаждений, подлежащих вырубке или пересадке в связи со строительством, а также о земельных участках, подлежащих компенсационному озеленению в связи со строительством, включается в перечень мероприятий по охране окружающей среды проекта строительства объекта (объектов).

4.6. Предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений.

4.7. В пределах территорий зеленого фонда запрещается:

1) осуществлять противоправное повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений, а также рубку зеленых насаждений без оформления установленного законодательством разрешения либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава деревьев и (или) кустарников;

2) разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;

3) осуществлять проезд и стоянку транспортных средств и иной техники, кроме техники, используемой для эксплуатации данных территорий и ухода за зелеными насаждениями;

4) размещать различные грузы, в том числе строительные материалы;

5) осуществлять ремонт, мойку транспортных средств, слив отходов;

6) захламлять и загрязнять территории зеленого фонда, в том числе путем создания несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

4.8. За нарушение пункта 3.7 настоящего МПА наступает административная ответственность в соответствии с Законом Воронежской области "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" .

Ущерб (вред), причиненный неправомерным повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в установленном порядке.

5.1. Содержание зеленых насаждений осуществляется на основе рекомендаций, приведенных в разделе 3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153

5.3. Борьба с вредителями и болезнями зеленых насаждений обеспечивается путем использования высококачественного посадочного материала, наблюдения за состоянием зеленых насаждений, своевременного выявления очагов вредителей и болезней, а также мерами по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации.

5.4. Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями зеленых насаждений осуществляются в соответствии с санитарными правилами.

5.5. Решение о необходимости проведения работ по реконструкции зеленых насаждений на озелененных территориях общего пользования, конкретизации их объемов, видов и сроков проведения принимается на основании оценки состояния зеленых насаждений, проведение которой обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления.

VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Система оценки состояния озелененных территорий осуществляется на основе рекомендаций, приведенных в разделе 5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153 , в соответствии с иными правовыми актами.

Ведение реестра зеленых насаждений осуществляется по результатам оценки состояния озелененных территорий.

Реестр зеленых насаждений содержит основные сведения о зеленых насаждениях на территории муниципального образования:

Суммарная площадь озелененных территорий, отдельно для деревьев, кустарников, газонов и цветников из многолетних растений (га);

Площадь территорий для перспективного создания зеленых насаждений (га);

Качественное состояние деревьев, кустарников, газонов и цветников из многолетних растений (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное);

Запланированные на следующий календарный год работы по созданию зеленых насаждений, санитарно-уходные работы;

Породный состав древесных и кустарниковых зеленых насаждений на территории муниципального образования (%).

Реестр зеленых насаждений актуализируется ежегодно по результатам завершения ежегодных (плановых) оценок состояния озелененных территорий, мероприятий по организации озелененных территорий общего пользования.

(Шуплецова Ю. И.)

(«Экологическое право», N 3, 2002)

ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Ю. И. ШУПЛЕЦОВА

Ю. И. Шуплецова, кандидат юридических наук, заместитель ученого секретаря Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Новый Закон «Об охране окружающей среды» при решении вопроса об охране городской растительности применил новый для экологического законодательства термин «зеленый фонд поселений». В данный фонд вошли зеленые зоны в границах городских и сельских поселений. Таким образом, вместо совокупности зеленых насаждений появилась совокупность территорий (или зон).

Из этого можно сделать вывод, что зеленый фонд поселений фактически приближается к понятию территориальной зоны, например рекреационной (ст. 85 Земельного кодекса РФ), и фактически утрачивает свое самостоятельное, в отрыве от земельного участка, значение.

Между тем следует отметить, что, с точки зрения гражданского законодательства, зеленые насаждения являются самостоятельным объектом недвижимости, т. е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению. Гражданский кодекс РФ называет недвижимостью прежде всего многолетние насаждения (ст. 130).

К недвижимым вещам, кроме зеленых насаждений, Кодекс относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все, что прочно связано с землей (леса, здания и сооружения).

Остается, правда, неясным вопрос о том, являются ли все зеленые насаждения объектом недвижимости, а не только многолетние насаждения. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательство не дает разъяснения о том, какие насаждения являются многолетними.

Исходя из лесоустроительных и градостроительных норм, можно сделать вывод о том, что многолетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодного возобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибели или значительного повреждения. Таким образом, многолетними насаждениями являются прежде всего древесно — кустарниковые породы во взрослом состоянии. Взрослыми обычно признаются деревья старше 15 лет или же деревья, не подлежащие пересадке. Что касается кустарников и травянистой растительности, то независимо от возраста они могут быть признаны не подлежащими пересадке.

Вероятно, большинство городских зеленых насаждения можно признать многолетними, а следовательно, отнести их к недвижимому имуществу.

Права на природные ресурсы регистрируются специально уполномоченными органами в особом порядке. Так, например, права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в государственном земельном кадастре.

Вместе с государственной может также производиться и специальная регистрация либо специальный учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК).

Как уже говорилось выше, государственную регистрацию (учет) зеленых насаждений проводят специально уполномоченные экологические и земельные органы в соответствии с их компетенцией.

Земельный участок и находящиеся на нем зеленые насаждения, по нашему мнению, должны быть признаны сложной вещью, т. к. части, ее составляющие, разнородны — земля и растения, а используются они только в комплексе.

Указанное правило распространяется также на традиционное для гражданского права деление вещей на главные и принадлежности. Принадлежность служит главной вещи и имеет общее с ней целевое назначение (ст. 135 ГК РФ).

Принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи. Эту норму подтверждает, например, и ст. 20 Лесного кодекса РФ. В ней указано, что древесно — кустарниковая растительность, находящаяся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности гражданину или юридическому лицу, также принадлежит этому лицу на праве собственности. Однако стороны могут договориться о том, что право собственности переходит только на главную вещь либо только на принадлежность. Кроме того, в отношении древесно — кустарниковой растительности такие ограничения могут быть установлены и федеральным законодательством.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что, несмотря на нормы нового Закона «Об охране окружающей среды», растительность городов и других поселений (зеленые насаждения) является самостоятельным объектом правового регулирования и может иметь собственную ценность.

——————————————————————

1. Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Озелененная площадь уменьшиться в два раза в результате застройки

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СНиП 2.07.01-89*

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И САДОВО-ПАРКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

4.1. В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона).

В средних, малых городах и сельских поселениях,

расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах

крупных рек и водоемов площадь озелененных территорий общего

пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%., те. В два раза - это превышает установленный предел.

Тема 12 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

Задача 1

Законодательным органом одной из республик в составе Российской Федерации был принят закон об особо охраняемых природных территориях республиканского значения. Указанным законодательным актом установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в соответствии с которым решение о создании принимается Правительством республики по представлению специально уполномоченного республиканского органа в области охраны окружающей среды с учетом мнения населения в лице органов местного самоуправления. Законом также предусматривалось создание такого вида особо охраняемой природной территории как национальный природный парк, определены порядок его создания и особенности правового положения, сочетающего признаки национального и природного парка.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству названных положений. Представитель законодательного органа возражал против удовлетворения заявленных требований и указал, в частности, что законодательный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».



Какие категории особо охраняемых природных территорий предусмотрены законодательством? Соответствуют ли федеральному законодательству положения республиканского закона? Сравните правовой статус национальных парков и природных парков. Решите дело.

1) « Указанным законодательным актом установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в соответствии с которым решение о создании принимается Правительством республики по представлению специально уполномоченного республиканского органа в области охраны окружающей среды с учетом мнения населения в лице органов местного самоуправления.»

Требования закона: Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Вопрос возникает: должны ли на уровне субъекта принимать решение именно органы специальной компетенции, поскольку ФЗ говорит о «соответствующих органах исполнительной власти». Представляется, что поскольку в ФЗ нет четких требований, то это решение может принять и орган общей компетенции – Правительство субъекта. Да и кроме того, на федеральном уровне, например, решение о создании особо охраняемой природной территории федерального значения принимается органом общей компетенции - Правительством РФ. Устав (конституция) субъекта тоже относятся к числу актов, которыми следует руководствоваться при принятии решения.



Насчет учета мнения населениия в лице органов мсу – согласно Конституции и ФЗ № 131,

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопрос же о создании особо охраняемой природной территории регионального значения – это не вопрос местного значения. Поэтому в этой части процедуру принятия решения надо изменить, исключив выяснение мнения органов мсу.

2) Законом также предусматривалось создание такого вида особо охраняемой природной территории как национальный природный парк, определены порядок его создания и особенности правового положения, сочетающего признаки национального и природного парка.»

Статья 2 предусматривает создание иных категории особо охраняемых природных территории.

А в приведенном примере правовое положение национального природного парка сочетает в себе признаки национального и природного парка. Создание особо охраняемой природной территории в такой форме противоречит законодательству.

Национальный парк относится к ведению РФ, а природный парк - к ведению субъекта РФ:

СМ. СТАТЬЮ 2 Фз «об особо охраняемых природных территориях»

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Соответсвенно, правовое регулированиеОсобо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется только на федеральном уровне. Это же касается и гос управления и гос контроля:

Статья 3. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Поэтому, представляется, нельзя соединять в один вид особо охраняемой природной территории признаки, свойственные видам, принадлежащим к различным группам. Субъект РФ должен действовать в рамках все-же остаточной компетенции, а соответственно осуществлять правовое регулирование в тех сферах, которые на федеральному уровне не урегулированы. На практике создаются субъектами особо охраняемые природные территории, вид которых не предусмотрен федеральным законом:

Из комментария Боголюбова к Закону:

Впервые в законодательном акте Российской Федерации предусматривается право Правительства России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, помимо перечисленных в действующих законодательных актах.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.

Закон Красноярского края “Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае” наряду с категориями особо охраняемых природных территорий, перечисленных в Федеральном законе, устанавливает и такие категории, как государственные природные микрозаповедники и микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары), охраняемые водные объекты, городские леса и городские парки. Закон Свердловской области “Об особо охраняемых природных территориях Свердловской области” дополняет федеральный перечень категорий особо охраняемых природных территорий такими нововведениями, как ландшафтные парки, этно-природные зоны, генетические резерваты. Закон Пермской области “Об историко-культурно-природном наследии Пермской области” вводит, в частности, понятия природной заповедной территории областного значения, а также природного резервата областного и местного значения.

Закон Республики Тыва “Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва” предусматривает, в частности, организацию таких особо охраняемых природных территорий, как этноприродные парки, государственные природные микрозаповедники и охраняемые водно-болотные угодья; Закон Республики Хакасия “Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Хакасия” - эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреационные зоны; Закон Республики Саха (Якутия) “Об особо охраняемых природных территориях” - национальные природные резерваты, национальные ресурсные резерваты и охраняемые ландшафты.

Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

Комментарий к статье 61

1. Комментируемый Закон при решении вопроса об охране городской растительности применил новый для экологического законодательства термин «зеленый фонд поселений». В данный фонд вошли зеленые зоны в границах городских и сельских поселений.
В соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений. Дополнительно проектная документация должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
2. В случаях, если снос зеленых насаждений обусловлен отведением территории под строительство, необходимо соблюдать требования п. 2 комментируемого Закона, согласно которому на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения — порубочного билета. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.
В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.
Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению. Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Граждане, должностные лица, виновные в нарушении иных требований по защите зеленых насаждений, установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ, несут административную ответственность.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством. Однако необходимо заметить, что на сегодняшний день в большинстве регионов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, нет единого нормативного документа, касающегося городских зеленых насаждений. Тем не менее действуют Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные Госстроем России № 153 от 15 декабря 1999 г., которые, например, запрещают складирование на газоны грязного снега или сваливание песчано-соляной смеси около деревьев, обязывают убирать мусор на газонах; даже наличие сорняков на газоне считается нарушением. Правилами устанавливается обязанность по осуществлению ухода за деревьями, в частности удаление сухих ветвей, лечение дупел и механических повреждений. При производстве строительных работ установлена обязанность огораживать стволы деревьев, находящихся на территории строительной площадки. При мощении тротуаров и дворов закреплена обязанность оставлять вокруг стволов свободные пространства не менее 2 м. При составлении планов застройки, прокладки дорог должна производиться точная съемка деревьев и кустарников с указанием пород и диаметров стволов.
В целях охраны зеленого фонда поселений действует Закон г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений» (с изм. и доп. от 21 февраля, 19 декабря 2001 г., 25 июня 2003 г., 17 марта 2004 г.), который определяет возможные случаи вырубки деревьев и кустарников при выполнении требований названного Закона, порядок осуществления компенсационного озеленения; права и обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении требований по защите зеленых насаждений; порядок осуществления защиты зеленых насаждений при осуществлении градостроительной и предпринимательской деятельности; экономический механизм защиты зеленых насаждений; а также ответственность за нарушение требований по защите зеленых насаждений.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...