Человек в новых социально экономических условиях. В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека




Введение 3

Глава 1. Понятие новой экономики 4

1.1. Информационная экономика 4

1.2. Постиндустриальная экономика 15

Глава 2. Модель человека в экономике 19

2.1. Модель человека в экономической теории 19

2.2. Модель человека в современной экономике 22

Глава 3. Воздействие экономики на человека 28

3.1. Экономическая деятельность людей: потребности, блага и доходы людей 28

3.2. Взаимодействие экономики и экономической деятельности людей 33

Заключение 39

Список использованной литературы 41

Введение

Мы живем в быстроменяющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Сегодня можно достаточно обоснованно говорить о том, что наступает качественно новый этап развития цивилизации, существо которого состоит в освоении и широкомасштабном использовании информации и ее высшей формы – научных знаний – практически во всех сферах социальной активности общества.

Свидетельством этому является бурно развивающийся в последние десятилетия процесс информатизации общества, который охватывает сегодня многие страны мира и все более отчетливо принимает характер глобальной информационной революции. И как следствие происходит процесс перехода от «материального» к информационному обществу - обществу, основанному на производ­стве, распространении и потреблении информации. Это - новая ка­чественная ступень развития человечества. Информационная революция равна по своему значению переходу от эпохи собирания плодов земли и охоты к эпохе производства материальных жизненных благ. На наших глазах материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства, но наряду с технологической и экономической информацией выделяется а духовно-творческая информация.

Цель работы – определить роль человека в новой экономике.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

    Осветить понятие новой информационной экономики;

    Обосновать модель человека в современной экономике;

    Показать воздействие экономики на человека.

Глава 1. Понятие новой экономики

1.1. Информационная экономика

Дать однозначное определение понятия “информация” представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования данная категория приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. Тем не менее можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие “информация”, охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании.

Как известно, термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» , изначально изложение или разъяснение. В качестве примера существует следующее определение. Информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.

В работах Е. С. Шершнева глубоко и основательно анализируется опыт функционирования информационной подсистемы экономики США, что служит весьма полезным сопоставительным материалом, позволяет моделировать с поправкой на российские социально-экономические условия и прогнозировать степень эффективности тех или иных шагов по совершенствованию отношений информационной собственности и др. Концепция «постэкономического общества» В. Л. Иноземцева представляет новый взгляд на такие понятия как «интеллектуальный капитал», «информационный ресурс»,

Вместе с тем, теоретическая разработка вопросов, связанных с выявлением сущности и форм проявления информационного ресурса, его роли и способов использования в экономической системе, далеко не завершена. Остаются и достаточно спорные вопросы. Неоднозначны взгляды ученых на теорию факторов производства в свете современного этапа развития социально-экономических отношений. Меняющиеся условия требуют развития и обновления подходов к данному узкому, но вместе с тем важному кругу научных проблем, что предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цели и задач.

Характерной чертой последних десятилетий XX и начала XXI веков явилось беспрецедентное по темпам, прежде всего в странах-лидерах мирового хозяйства, развитие современных информационных технологий, включающих новые средства связи и обработки информации и коммуникации. На фоне этого в экономических исследованиях все чаще стали применяться такие, прежде не ассоциировавшиеся с экономикой понятия, как информация, информационный ресурс, информационная сфера, информационное общество.

Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, - вот только некоторые из таких способов проявления:

    производство информации как таковой - это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;

    информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;

    информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;

    некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;

    информация - это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновеснго состояний экономической системы;

    информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;

    информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.

Таким образом, по мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два - необходимыми условиями их эффективного использования. Тем самым экономика индустриального общества переходит в свою очередную постиндустриальную фазу - информационная экономика.

Информационная экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для оказания влияния на сопредельные области и отрасли экономического знания. Данные связи показаны на Рисунке 1.

Рис. 1. Связи информационной экономики с сопредельными областями и отраслями научных знаний.

Таким образом, информационная экономика в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль – в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России инфор­мационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.

Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования информационно-электронной сферы.

В классической экономической науке капитал понимался в вещественной форме: как совокупность вещей (земля, здания, машины, сырье), способных, посредством приложения труда, увеличивать богатство (создавать доход). Такое определение капитала является правильным для экономики, в которой уровень развития производства, измеряемый потенциальным выпуском, относительно незначителен и основные события в которой происходят в производственной сфере. Затем, когда деньги стали играть большую роль в экономике, капитал стали понимать в денежной форме: как совокупность денег, за какие можно приобрести орудия труда и нанять услуги труда.

Постепенно, по мере увеличения объема использования новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что защита интеллектуальной собственности безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов является легким делом, а завтра оно станет еще легче.

Действительно, абсолютная защита невозможна. Однако она и не нужна. Должен быть найден оптимум, который, с одной стороны, обеспечивает получение временной сверхприбыли, гарантируя индивидуальную (авторскую) выгодность полезной инновации, а с другой стороны, обеспечивает как можно более широкое ее распространение в целях увеличения совокупного технологического, эконо­мического, социального, политического или культурного потенциала.

Наконец, когда денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.

Услуги труда в такой экономике опираются не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.

Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных услуг труда, пере­стающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свобод­ным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само)образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов.

В результате указанных трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином "человеческом капитале" с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в какой "человеческий капитал" зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики.

Таким образом, информационная экономика, решая свою главную задачу – выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства. Практическое применение знаний информационной экономики, таким образом, всесторонне связано с перспективами развития современного технологического потенциала общества, с авангардными отраслями, обеспечивающими экономический рост и благосостояние населения индустриально развитой страны.

Это для него значит сделаться самим собой. (В.Г. Белинский)

- Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны. (Проперций)

- Человек имеет право на ошибку... Но ошибка в выборе профессии дорого обходится не только самому человеку, но и окружающим его людям. (А.Петровский)

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Выбор профессии является важной, сложной и ответствен­ной задачей. От этого выбора во многом зависит судьба челове­ка, его личная жизнь и его вклад в общенародное дело.

На работе человек проводит около 1/3 своей жизни. Выбрав «не свою» профессию, человек значительную часть своей жизни проживает на «чужой улице». Это приводит к снижению жизненного тонуса, появлению неудовлетворённости своей жизнью и профессиональной деятельностью и даже к заболеваниям и расстройству психики. При этом снижается производительность и качество труда.

Опыт показывает, что люди, которые любят свою профессию, бывают счастливыми в жизни и профессиональной судьбе. Не зря же существует мнение, что счастливым является тот че­ловек, который с радостью идёт на работу и с работы радостным возвращается к себе домой.

Профессия способствует формированию определённого, образа профессиональной деятельности, профессиональных взглядов, специфического типа мышления и профессионального поведения. Профессия красит человека, но и человек красит свою профессию.

Выбор профессии означает возможность свободного и доб­ровольного принятия решения о предпочтении той или иной про­фессии. Но сделать свободный и самостоятельный выбор «своей» профессии очень сложно. Ученые подсчитали, что сейчас насчи­тывается около 40 000 профессий и специальностей, и примерно 40% молодежи неправильно выбирают профессию. Поэтому в выборе профессии необходима педагогическая помощь.

От неправильного выбора молодыми людьми профессий велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более 1/3 выпускников школ посту­пают учиться или работать по специальностям, не соответст­вующим их индивидуальным особенностям и потребностям об­щества в кадрах.

Социально-экономические преобразования в нашей стране привели к появлению рынка труда и конкуренции на нём. По­этому молодым людям надо знать состояние этого рынка и учиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.

Таким образом, выбор профессии имеет большое значение и для общества , и для производства, и для самой личности. Этот выбор должен быть свободным, добровольным, самостоятельным, ответственным и осознанным.

Cсоциально-экономические преобразования в России, демократизация и гуманизация усилили интерес общества к проблеме самореализации и самоактуализации личности, где профессиональная деятельность занимает особое место. При переходе к информационному обществу изменяются потребности и структура рынка труда, рынка специалистов, в том числе и квалификационные требования к ним.

В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы.

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии.
7 шагов для определения будущей профессии:


  1. Определи свое «ХОЧУ», для этого напиши:

    • Что тебе нравится делать?

    • Чему ты хотел бы научиться?

    • Какое твое хобби?

  1. Составь список профессий или сфер деятельности соответствующий твоим желаниям.

  1. Определи свое «МОГУ», для этого напиши:

    • Что у тебя получается делать лучше всего?

    • Что тебе легче всего дается?

    • Какие способности у тебя развиты уже сейчас?

    • Какими способностями ты хочешь обладать в идеале?

  2. Исходя из этих сведений, составь список профессий и сфер деятельности, отвечающий твоим возможностям.

  3. Сопоставьте оба списка:

    • Подчеркни совпадения в обоих списках;

    • Пометь похожие профессии или сферы деятельности.
После проведенной работы останови свой выбор на одной профессии.

  1. Пользуясь справочной литературой , подбери несколько учебных заведений, отвечающих вашим требованиям
(училище, техникум, колледж, институт, академия, университет).

Список профессий «ХОЧУ»

Список профессий «МОГУ»

Профессия

Сфера деятельности

Профессия

Сфера деятельности

Для окончательного правильного выбора профессии необходимо учитывать «НАДО» - это востребованность определенной специальности.
Популярность профессий

По данным социологического исследования наиболее популярными среди школьников профессиями являются в первую очередь профессии экономической сферы, такие, как экономика и управление, финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, банковское дело. На втором месте - гуманитарные специальности: юриспруденция, психология, международные отношения. На третьем месте находятся технические специальности. Профессии, популярные среди населения, могут быть не востребованы работодателями.

Основные сферы профессиональной деятельности на современном рынке труда и требования к ним
Административно-управленческая деятельность.

Основные требования к руководителям, управленцам - опыт работы в аналогичной должности или опыт руководящей работы. Средний возраст - 35-40 лет. Нередко руководящие должности занимают люди и более молодого возраста при условии, что работать в данной сфере они начали с самых «низов», приобрели большой опыт и досконально знают своё дело. К административному аппарату относится и так называемый персонал офиса - секретари, офис - менеджеры, работники отдела кадров, операторы ПК. Здесь основное требование - наличие специальных навыков , таких, как знание оргтехники. Знание иностранных языков добавляет очки в пользу человека, ищущего работу. Средний возраст для персонала офиса - 25-30 лет, преимущественно девушки. Для бухгалтера основное требование - наличие опыта работы и знание специализированных программ.
Торговля

В этой сфере деятельности специальное образование не является жёстким требованием. Гораздо важнее наличие опыта работы и определённых личных качеств (коммуникабельность, деликатность, энергичность). Даже при отсутствии опыта работы многие фирмы предоставляют возможность обучения и стажировки.
Производство, строительство, транспорт

Это направление является сейчас одним из самых востребованных, так как связано с обеспечением повседневных нужд общества. Однако на работу традиционно приглашаются в основном мужчины.
Страхование, недвижимость

Требования, предъявляемые работодателями к специалистам в этих сферах, схожи. Привлекает отсутствие жёстких условий: редко устанавливаются ограничения по возрасту, нет претензий к наличию специального образования. Большое значение имеет навыки общения с людьми, энергичность и работоспособность, так как уровень заработка зависит от количества заключённых сделок.
Медицина, фармация

Всё, что связано со здоровьем, всегда востребовано. Однако, чтобы работать в этом направлении, требуется специальное образование. Появление значительного количества коммерческих фирм в области медицины, фармакологии открывает широкие возможности для работы.

Развлекательный и ресторанный бизнес

Для работы в этой сфере часто специального образования не требуется. Зато приветствуется активность, молодость и привлекательная внешность. Это направление предоставляет широкие возможности для молодёжи и студентов, поскольку при достаточно гибком графике и сменном характере деятельности есть возможность совмещать работу с учёбой, неплохо зарабатывать и продвигаться по службе.
Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом.

Если у тебя получается что-то хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше. Ищи!

Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у тебя есть возможность узнать что-то новое, то завтра ты уже будешь чуточку другим.
Домашнее задание
Методика « Профессиональная ориентация» поможет тебе получить представление о своих профессиональных склонностях и способностях, определить свою направленность на определенный класс профессий.

Прочитай внимательно высказывания. Напротив каждого из них поставь цифру, которая больше всего соответствует степени твоего желания заниматься этим видом деятельности.

0 - я не хотел бы этим заниматься

1 - может быть

2 - хотел бы этим заниматься

3 - очень хотел бы
Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю)


1

Обслуживать людей

Человек-

человек


Заниматься лечением

Обучать, воспитывать

Защищать права

Управлять людьми

2

Управлять машинами

Человек-

Техника


Ремонтировать оборудование

Обрабатывать материалы, изготавливать различные вещи

Заниматься строительством

Собирать и налаживать технику

3

Производить расчеты и вычисления

Человек - знаковая Система

Перерабатывать информацию

Обрабатывать тексты и таблицы

Работать с чертежами, картами, схемами

Принимать и передавать сигналы и сообщения

4

Заниматься художественным оформлением

Человек - художественный образ

Рисовать, фотографировать

Создавать произведения искусства

Выступать на сцене

Шить, вязать, вышивать

5

Ухаживать за животными

Человек - природа

Заготавливать продукты

Работать на открытом воздухе

Выращивать овощи и фрукты

Иметь дело с природой

А

Работать руками

исполнительские

Выполнять решения

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать

Получать конкретный практический результат

Воплощать идеи в жизнь

Б

Работать головой

Творческие

Принимать решения

Создавать новые образцы

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, изменять, испытывать, контролировать

Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать

Второй блок высказываний поможет тебе оценить свои способности. Прочитай внимательно высказывания. Напротив каждого из них поставь цифру, соответствующую степени твоей способности заниматься той или иной деятельностью.
Я МОГУ (способен, умею, владею навыками)


1

Знакомиться с нужными людьми

Человек-

человек


Быть чутким и доброжелательным

Выслушивать людей

Разбираться в людях

Хорошо говорить и выступать публично

2

Искать и устранять неисправности

Человек-

Техника


Использовать приборы, машины, механизмы

Разбираться в технических устройствах

Ловко обращаться с инструментами

Хорошо ориентироваться в пространстве

3

Быть сосредоточенным и усидчивым

Человек - знаковая система

Хорошо считать в уме

Кодировать информацию

Оперировать знаками и символами

Искать и исправлять ошибки

4

Разбираться в литературе и искусстве

Человек - художественный

образ


Петь, играть на музыкальных инструментах

Сочинять стихи, писать рассказы

Рисовать

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи

5

Разбираться в животных и растениях

Человек - природа

Бороться с болезнями, вредителями

Ориентироваться в природных явлениях

Разводить животных или растения

Работать на земле

А

Быстро выполнять указания

исполнительские

Точно следовать инструкциям

Работать по заданному алгоритму

Выполнять однообразную работу

Соблюдать правила и нормативы

Б

Создавать новые инструкции и давать указания

творческие

Принимать нестандартные решения

Легко придумывать новые способы деятельности

Брать на себя ответственность

Самостоятельно организовывать свою работу

Обработка результатов ждет тебя на следующем занятии.

Ценность или обесценивание жизни человека в новых социально-экономических условиях общества.


Хусаинова Ю.


Жизнь имеет в точности ту ценность,

которой мы хотим ее наделить.

Бергман И.

Каждую минуту, каждый час, каждый день, мы совершаем различные поступки, спешим по запланированным делам, работаем, учимся, все врёмя от чего-то зависим…. Мы живём для достижения определенной цели, для создания семьи, для самореализации и т.д. НО, довольно часто, мы живём, и совсем не задумываемся о ценности нашей жизни. Проходит время, и каждый из нас задаёт себе вопрос: «Что такое жизнь? И в чём её ценность?».

В своем эссе я хотела бы рассмотреть понятие «жизнь», её ценность и её обесценивание в современных условиях общества.

Итак, что же такое жизнь? Существует много определений понятия «жизнь»:

ЖИЗНЬ – субъективное существование; ощущение существования;

ЖИЗНЬ - это идеальная форма существования материи, способная случайно (по своему желанию) воздействовать на материю и подстраивать для себя причинно-следственные связи (адаптироваться);

ЖИЗНЬ - чудесное свойство человека, организма, независящее от материи, даваемую и отбираемую у материи Богом.

Каждый человек хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование, его деятельность, жизненные позиции, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл. В обыденных ситуациях мы редко осознаем, что нам нужна не только жизнь сама по себе, но и ее осмысленность. Только, когда мы теряем то, ради чего жили, становится сложно, тяжело и больно. И именно тогда, мы начинаем понимать и осознавать всю ценность жизни человека.

Жизнь дана нам как дар свыше, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней уважение. Жизнь - ценность потому, что она является основной базой, способом, процессом, в ходе которого мы можем проявлять себя, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности. На мой взгляд, каждый человек ценит и уважает свою жизнь.

В.А.Сухомлинский призывал дорожить жизнью, относиться к ней как к наивысшей ценности, которую ни с чем нельзя сравнить. «Понимать жизнь, это ценить жизнь, дорожить жизнью, беречь от мерзостей и унижения человеческого достоинства, призирать и ненавидеть эти мерзости»- писал он в своих педагогических трудах.

На сегодняшний день, в новых социально-экономических условиях, общество испытывает кризис в процессе формирования ценностных ориентаций, убеждений, самого понятие «ценности жизни». То есть в современном мире происходит обесценивание самого важного – ЖИЗНИ.

Прежде всего, это проявляется в отсутствии у большинства людей основных ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и мн. др.). Наблюдая сейчас за современным человеком, можно сказать одно: мы не умеем ценить жизнь, любовь - чистую, верную, искреннюю как к своим близким, друзьям, так и к совершенно незнакомым людям. В современном мире ценностями признаются деньги и власть. Сейчас редко увидишь человека, который мог бы радоваться хорошей погоде на улице, красивым цветам, распустившимся на зеленой лужайке. Во-первых, возможно, человеку стало просто не интересно его существование, ему оно надоело одно и тоже, приелось, он хочет перемен. Отсюда появляются бесконечные депрессии, расстройства, мании. А во-вторых, у человека могут возникнуть проблемы, связанные с его смыслом жизни, такие как увольнение, с престижной и любимой работы, проблемы личного характера (развод, неразделенная любовь), остаться без жилья, денег. У каждого человека своя проблема, которая является предпосылкой, причиной обесценивания самого важного – ЖИЗНИ.

Именно когда человек перестает получать удовольствие от жизни, у него появляются психологические расстройства. Начиная от безобидных извращений и заканчивая маниями. Варианта вернутся к нормальному состоянию, то есть получать удовлетворение от повседневной жизни, практически не существует, единственный вариант с помощью силы воли, но он очень сложен в реализации. И тогда люди начинают искать смысл жизни в таких средствах «забытья» как алкоголь, наркотики, таблетки, которые оказывают влияние на психическое состояние человека.

Очень много случаев, когда молодые девушки заканчивают свою жизнь суицидом из-за своего любимого человека, считая его важной ценностью жизни, тем самым, обесценивая свою!!! Также зачастую владельцы крупных фирм из-за разорения, проблем, кризиса своего предприятия начинают употреблять алкоголь, наркотики. Это позволяет уйти от повседневных проблем, реальности, просто-напросто забыться!

Наркомания, бедность, неизлечимая болезнь, предательство, позор, другие психические потрясения окружают бесцельно живущих людей. А, следовательно, единственное средство избавления от боли, пытки, душевной муки или позора – прекращение жизни добровольно, совершение суицида, превращение в людей «ничтожных », лишенных смысла, значения жизни, то есть всё это приводит к обесцениванию жизни.

Каждый человек должен осознанно подходить к правильному выбору жизненного пути, милосердию к своим ближним, верности своему слову, а самое главное, пониманию бесценности и невосполнимости каждой минуты нашей жизни.

Несмотря на то, что в современных социально-экономических условиях общества происходит обесценивание человеческой жизни, но всё равно каждый человек стремится к благу, к счастью, каждый человек хочет полноценной и светлой жизни.

Человек, который не ценит жизнь,

не достоин самой жизни...

(цитата из к/ф «Пила»)

ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

4.1.Основные направления исследования профессионального развития личности

Переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда связан с большими трудностями. Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения иного социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой – происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Важным является и то, что образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с людьми, достигшими больших успехов в профессиональной деятельности, с определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). В последнее время «идеальный образ профессионала» в некоторой степени заменяется на «идеальный образ жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством его достижения, а не его существенной частью.

Изменение ценностных ориентаций, разочарование в экономических и социальных реформах обусловливают отношение общества к образованию. При анализе динамики общественного мнения о роли образования удалось установить закон периодической смены настроений в обществе по отношению к образованию.

Одна из главных целей современного образования, по мнению психологов, состоит в развитии у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъекта, заинтересованного в самосовершенствовании, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию.

Таким образом, профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.

Анализ основных подходов к изучению человека, существующих сегодня в психологической науке (системно-структурного, процессуально-динамического и деятельностного), показал, что они значительно различаются между собой и в то же время взаимодополняют друг друга. Они могут быть объединены в рамках личностно-развивающего подхода, позволяющего понять объект и условия, механизм и движущие силы, генезис и динамику профессионального развития личности.


В личностно-развивающем подходе можно выделить три основных направления исследования профессионального развития личности:

Динамическоевсе временное поле профессионального развития личности с момента поступления ребенка в школу через стадию самостоятельного и осознанного выбора профессии к творческой самореализации личности;

Институциональноеинститут профессионального развития личности, включая тип социума, в котором функционирует «рынок профессий»; образовательные системы и конкретные социальные группы, в которых реализуется процесс профессионального развития.

По мнению С.Л. Рубинштейна, проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Условно можно выделить два способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он связан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

Положение С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности.

При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления и подчинения среды исходным интересам специалиста. В деятельности специалист, следующий этой модели, как правило, руководствуется принципом экономии сил и пользуется главным образом наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

В модели профессионального развития (вторая модель) человек способен выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования, что дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.

Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Это осознание дает человеку чувство свободы и одновременно ответственности за свои поступки, действия и жизнь свою и других людей в целом.

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что профессиональное функционирование специалиста в русле первой модели детерминируется главным образом противоречием между требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, и возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности и общения, опытом работы – с другой.

4.2.Динамика профессионального функционирования специалиста

Динамика профессионального функционирования специалиста проходит три стадии: адаптации, становления и стагнации.

На стадии профессиональной адаптации молодой человек перенимает, впитывает, аксимилирует чужой ответ. На этом этапе превалирует стремление удовлетворить требования значимой среды.

На стадии профессионального становления необходимость приспособления к требованиям руководства и профессионального сообщества вступает в противоречие с выработанным к тому времени специалистом индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками».

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существуетза счет достижений прошлого (эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта), возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому, использования своего положения для подавления окружающих. Эта стадия характеризуется резким снижением показателей здоровья (невротизация, возникновение психосоматических заболеваний и др.).

У разных профессиональных групп стадия стагнации наступает в разное время. Так, по данным исследований психологов, у учителей и врачей эта стадия начинается через 10-15 лет работы. По данным зарубежных исследователей, у менеджеров стадия стагнации наступает гораздо раньше – через 5-7 лет работы.

Профессиональное развитие человека (вторая модель) детерминируется противоречиями разного рода, в том числе выделенными в модели адаптивного поведения. Но основной движущей силой развития профессионала является внутриличностное противоречие между «Я – действующим» и «Я – отраженным». Вектором профессионального развития выступает творческое «Я» личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, психологи выделяют в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию.

На стадии самоопределениясоотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления «Я» и «Другого». На этом этапе важно, ориентируясь на обратную связь от других, анализируя и осознавая свои возможности и способности, стремиться максимально приблизить «Я – действующее» к «Я - отраженному».

На стадии самовыражениясоотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «Я». На этом этапе человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует.

На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я – высшее (творческое) Я». На этом этапе формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Тем самым субъект не только достигает профессионального мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь.

Очевидно, что модель профессионального развития личности включает различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения.

Перспективы благоприятного личностного и профессионального развития неизбежно зависят от индивидуально-типических характеристик и психологического и духовного багажа, с которыми человек вступает в следующую стадию своего развития.

По мнению психологов, сложный и многогранный процесс профессионального развития нельзя рассматривать как линейный, однонаправленный переход от одной стадии профессионального функционирования у другой. Психологи считают, что процесс профессионального развития идет по спирали, где каждый виток обозначает смену профессиональной жизнедеятельности.

Таким образом, модель профессионального развития характеризует конструктивный путь личности в профессии, т.е. путь успешной, конкурентноспособной личности, тогда как модель адаптивного поведения определяет деструктивный путь в профессии, путь стагнации и невротизации специалиста.

Контрольные вопросы

1.Почему образ профессии является когнитивным и эмоциональным образованием?

2.Назовите основные направления исследования профессионального развития личности.

3.Справедлива ли точка зрения, согласно которой человек выбирает не столько профессию, сколько образ жизни? Почему?

Экономический рост и человеческое развитие: диалектика взаимосвязи

Проблема гуманизации в современной экономической теории во многом связывается с проблемами экономического роста, который рассматривается ею длительное время как приоритетная экономическая цель. При этом под экономическим ростом, содержание которого составляет расширенное воспроизводство, понимается изменение результатов функционирования народного хозяйства. С ним связывается возрастание материального изобилия, способности экономики более эффективно удовлетворять существующие и новые потребности, решать другие социально-экономические проблемы.

Однако с конца 70-х годов прошлого века понимание экономического роста, связанное только с увеличением материального богатства, с получением прибыли, с ростом ВНП, стало подвергаться сомнениям. Поводом для них стало обострение экологической и других глобальных проблем, резкая дифференциация стран на богатые и бедные и др. И, конечно, такие сомнения послужили поводом для переосмысления теории экономического роста с позиций его гуманизации.

Экономическая наука стала искать пути согласования в определении взаимосвязей между экономическим ростом и человеческим развитием. В связи с этим, прежде всего, необходимо обратить внимание на тот факт, что в экономической теории (преимущественно западной) в течение длительного времени экономическое развитие и экономический рост отождествлялись, причём последний трактовался как рост ВНП или увеличение подушевого дохода. В частности, это нашло отражение в появлении в 1930-е годы модели роста Харрода-Домара, в которой главный акцент был сделан на темпы роста национальных сбережений. Однако позже, в 1950-годы, выяснилось, что модель Харрода-Домара даёт возможность описать экономический рост лишь в краткосрочном периоде, так как в долговременной перспективе увеличение ВНП ограничивается темпами роста населения.

Более широкий взгляд на эту проблему проявился в модели Солоу (1957 г.), в которой был заложен новый фактор экономического роста - технический прогресс, рассматриваемый вначале как экзогенная величина, а позже связанный с инвестициями в НИОКР и человеческий капитал. И, наконец, неудачный опыт развития бывших колониальных стран, в которых в 1950-60 гг. при высоких темпах роста ВНП не удалось повысить жизненный уровень населения, привел в экономической теории к сомнениям по поводу правомерности отождествления экономического роста и экономического развития. Представления об экономическом развитии расширились, и под ним стало подразумеваться не просто увеличение ВНП, но и осуществление структурных преобразований национальной экономики, урбанизация, изменение структуры потребления населения и др.

В середине 70-х гг. Международной организацией труда в связи с этим была выдвинута концепция «базовых потребностей», в которой акцентируется внимание на удовлетворении большинства потребностей большинства населения. При этом в оценке экономического развития, главными стали социальные показатели, а не критерии экономической эффективности. Впоследствии были предприняты попытки многомерного измерения развития с учётом взаимодействия социальных, экономических, политических, экологических, демографических и других факторов. Результатом этих попыток стало появление различных индексов, оценивающих социально-экономическое развитие, одним из которых является рассмотренный выше индекс человеческого развития (ИЧР).

Современное экономическое развитие характеризуется экономической наукой переходом к новому качеству экономического роста, которое связывается с повышением эффективности производства на основе достижений НТП, применением ресурсосберегающих, экологически чистых и информационных технологий. Особенность описанной эволюции научных представлений о соотношении экономического роста и экономического развития состоит в том, что она базируется на методологии западной экономической науки, которая не проводит различия между материально-вещественным содержанием и социально-экономической формой экономических процессов. Это связано с тем, что эти представления основываются на внедиалектическом, внесистемном понимании самого развития, и поэтому из поля зрения ускользает главный фактор экономического развития - его системное качество. Этот фактор синтезирует в себе всё многообразие остальных, делает их генетически совместимыми и определяет границы, пределы развития самой системы.

В связи с этим авторы исходят из того, что в строго научном смысле экономический рост является интегральной характеристикой экономического развития, которое всегда системно. Поэтому экономический рост неизбежно несет на себе печать системного качества. С точки зрения системного подхода экономический рост выражает собой реализацию цели экономической системы, следовательно, в нем синтезируются все ее качественные и количественные изменения, отражается эволюция ее социально-экономической природы, т.е. сам способ экономического развития. А это требует комплексного анализа изменений в социально-экономической системе с учётом человеческой ориентации экономического роста. Поэтому нас интересует вопрос о взаимосвязи экономического роста и человеческого развития с позиции формирования социально-экономической системы в её развитой гуманистической определённости.

Экономический рост, интегральной характеристикой которого является изменение ВНП, отражает стоимостную природу экономического развития, которая в своей всеобщей форме характеризует движение капитала, историческую тенденцию его накопления. Поэтому в пределах такого экономического роста, во-первых, создаются экономические предпосылки гуманизации экономического развития, а, во-вторых, обнажаются его стоимостные границы. Содержательная сторона сложного процесса гуманизации экономического развития состоит в полном и свободном развитии человека, т.е. в преодолении в нем внутреннего антагонизма материального и духовного начал, в создании социально-экономических условий для физического и духовного совершенствования всех членов общества. А это предполагает «очеловечивание» всего комплекса жизненных условий людей.

Это означает, что гуманизация экономического развития - это не просто процесс, направленный на решение определенных социальных проблем, а процесс преобразования всей экономической системы на основе «человеческих отношений», охватывающий все фазы общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление. Изменения же в сфере общественного производства неизбежно ведут к преобразованиям и в социальной сфере.

Объективной предпосылкой гуманизации экономического развития как его нового системного качества является изменение места и роли человека в системе общественного производства, в системе производительных сил общества, в трудовых отношениях в отношениях собственности под воздействием современной НТР. В наше время технико-технологический базис производства приближается к такому рубежу, когда, по словам К.Маркса, «прекратиться такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека».

Начавшаяся в середине ХХ века автоматизация производства существенно модифицирует функциональную природу труда. Во-первых, рабочие операции переходят к сложным технологическим системам, исключающим непосредственную связь работника с предметами и средствами труда. Содержание трудового процесса составляет умственная деятельность, связанная с управлением сложными технологическими процессами, с обеспечением непрерывности функционирования автоматизированных агрегатов. Во-вторых, связь между интенсивностью и производительностью труда практически исчезает. В этом проявляется один из законов технического прогресса - «закон последовательной передачи производительных функций от человека техническим средствам». С применением автоматизированных систем производство материальных благ приобретает относительную автономность от непосредственного живого труда, исчезает неразрывная связь человека с орудиями труда. Вследствие усложнения производственных процессов, требующих быстрой переработки информации, выбор оптимального режима работы в ряде отраслей для человека становится трудновыполнимой задачей. Поэтому функции контроля, наблюдения и управления переходят к автоматам.

В связи с этим во многих развитых странах мира налаживается производство промышленных роботов, манипуляторов, компьютеров и т.д. Создание ЭВМ решает принципиально новую задачу перестройки всей автоматизированной системы без участия человека. Создание полностью автоматизированного производства средств к жизни означает, что в качестве главной основы такого производства уже «выступает не непосредственный труд, выполняемый самим человеком, и не время, в течение которого он работает, а присвоение его собственной всеобщей производительной силы, его понимания природы и господства на ней в результате его бытия в качестве общественного организма…». Бурное развитие современной научно-технической революции как раз и закладывает основу такого производства, базирующегося на био-, кибер-, нанотехнологиях и т.п.

В качестве всеобщей производительной силы этого производства выступает знание, которое является непосредственно-общественным продуктом в отличие от традиционных ресурсов (техника, оборудование, природные ресурсы). «Сегодня знания воздействуют на все сферы жизни общества и все стадии экономического процесса, и их уже нельзя отделить от продукта или услуги». В отличие от традиционных ресурсов, которые носят преимущественно ограниченный характер, знания, воспроизводимые и приумножаемые людьми не ограничены. Подробно описывая основные свойства в культурных благах, включая знания, А.И. Колганов и А.В. Бузгалин отмечают, что «ресурсы мира культуры не потребляемы, они подлежат лишь распредмечиванию» что они «отрицают основные характеристики ресурсов и потребностей мира материального» являясь по своей природе общедоступными. Переход к экономике, основанной на знаниях, является выражением необходимости и возможности преодоления господства над людьми собственно материального производства. Необходимость эта состоит в том, что технический базис машинной индустрии, основанный на применении живого труда, вступает в глубокое противоречие с колоссальным ростом человеческих потребностей, вызванным чрезмерным потреблением материальных благ в странах т.н. «золотого миллиарда», с одной стороны, и неконтролируемым ростом населения в развивающихся странах - с другой.

В этой ситуации удовлетворение огромных материальных потребностей человечества становится всё более затруднительным путём простого механического использования рабочей силы человека. Возникает необходимость технологического выключения человека из непосредственного процесса производства, необходимость создания автоматизированного производства средств к жизни. В этом смысле экономика, основанная на знаниях, создаёт предпосылки снятия проблемы ограниченности материальных ресурсов и, значит, материальный интерес в этом случае перестаёт быть господствующим в поведении людей.

С другой стороны, материальное производство достигло таких масштабов, когда оно вступает в резкое противоречие с ограниченными возможностями природы. Своё общее выражение это находит сегодня в возникновении таких глобальных мировых проблем как экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая. По оценкам многих учёных человечество в настоящее время достигло пределов в масштабах производственной деятельности, в результате чего биосфера планеты превратилась в зону экологического бедствия. Прошедшая в 2004 году 9-я Оксфордская конференция, обсудившая тему «Будущее человечества», пришла к выводу, что бурное развитие современных технологий создаёт риск «50 на 50», в том смысле, что ХХI век может стать последним веком существования человечества.

Переход к экономике знаний обнаруживает пределы экономического роста, основанного на возрастании капитала и в другом плане. Как уже отмечалось, само по себе знание законов природы ещё не указывает на то, в каких целях его можно применять. Воплощение знаний в современных вооружениях привело к тому, что были созданы такие виды оружия массового поражения (ядерное, биологическое и др.), применение которых грозит человечеству самоубийственной перспективой. Мировые войны прошлого столетия стали опаснейшим генетическим проявлением отчуждённого хода истории и обнажили крайний предел социально-экономической системы, основанной на капитале. Поэтому мир, мирное сосуществование различных стран составляет сегодня главное условие решения глобальных проблем, гуманизации экономического развития.

В то же время быстрый рост численности населения планеты стал мощным фактором, препятствующим экономическому развитию цивилизации . Динамика численности населения за последние 50 лет выглядит следующим образом: в 1950году - 2501 млн. чел., в 1970году - 3610 млн. чел., в 1980 году - 4415 млн. чел., в 2005 году - 6500 млн. чел. При этом следует иметь в виду, что большая часть населения и его прирост приходятся на развивающиеся страны, где низкий уровень социально-экономического развития. Это ведёт к росту социально-экономического неравенства между странами. «Так пропасть в доходах между 20% населения мира живущего в высокоразвитых странах и 20% живущих в самых беднейших странах составляла в 1997 году 97/1. Этот показатель в 1990 году равнялся 60/1, а в 1960 году 30/1. На высокоразвитые страны ОЭСР, имеющие 19% мирового населения приходится 80% мирового объёма продаж товаров и услуг, 68% всех прямых иностранных инвестиций, 93% пользователей интернетом». Понятно, что без ограничения роста населения, без создания нового механизма его воспроизводства, оптимизирующего его численность, с одной стороны, и без устранения социально-экономического неравенства в распределении экономических ресурсов планеты между различными странами - с другой, гуманизация экономического развития даже в странах «золотого миллиарда» будет весьма проблематичной.

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что экономический рост в его стоимостной форме, с одной стороны, создаёт необходимые материальные предпосылки для человеческого развития, а с другой - обнаруживает свои пределы, создающие угрозы самой природе и обществу в целом. Переход к экономике, основанной на знаниях вызывает острую необходимость в новом знании о новом системном качестве экономического развития, которое связано с его гуманизацией, с ориентацией экономического роста на человеческое развитие. Гуманизация экономического развития предполагает не только формирование необходимых материальных предпосылок преодоления господства над людьми производства средств к жизни, но и создание возможностей устранения вышеобозначенных угроз человечеству.

Проблема становления и развития социально-экономической системы нового типа в качестве самостоятельной в экономической теории рассматривается давно и основательно. Причём, новая система в различных экономических школах исследуется по-разному. В западной экономической науке новый тип общества обозначается понятиями «постиндустриальное общество», «информационное общество», «посткапиталистическое общество», «новая экономика». Наконец, появился и новый термин: «постэкономическое общество». Причём, в качестве признаков «новой экономики» рассматривают новые постиндустриальные, информационные технологии, безциклическое и бескризисное развитие, всеобщее процветание, появление «электронных денег», безинфляционный рост и др. В связи с этим отметим, что системное качество общества нового типа, а, следовательно, и его название определяется объективно выраженной целью развития, в которой в интегральной форме проявляется его социально-экономическая природа.

А поскольку основным вектором общественного развития является его гуманизация, то общество нового типа следует назвать гуманистическим, то есть обществом, развитая гуманистическая определённость которого и составляет его высшее системное качество. Это название не отрицает выше приведённые, а впитывает их в себя.

Концепция гуманистического общества - не абстрактная теоретическая модель, а «обобщённая парадигма», выстраданная ХХ веком, всё более явственно обнажающая смысловое содержание человеческой истории, дающее понимание общей логики развития цивилизации в направлении целостности. Гуманистическое общество - это общество, где устраняется социальное неравенство, где индивидуальная жизнь человека становится тождественной его родовой, т.е. гуманистической сущности.

Становление нового системного качества экономического развития связано, прежде всего, с возникновением нового способа взаимосвязи между вещественным и личным факторами производства на основе воссоединения труда и собственности. Конечно, развитой материальной предпосылкой этого способа является та, при которой непосредственный труд как прямое воздействие человека на предмет труда перестаёт быть определяющим принципом производства. Однако, возникновение такой предпосылки, во-первых, не единовременный акт, а длительный исторический процесс, выражающий переходный характер развития современных производительных сил, во-вторых, становление этой предпосылки, как положительный процесс, содержит в себе внутреннюю отрицательность, которая проявляется в виде острых противоречий, множества глобальных угроз, придающих развитию человечества альтернативный характер в крайнем варианте: «быть или не быть». Именно эти два момента определяют достаточную возможность с точки зрения переходного характера производительных сил и острую необходимость появления нового социально-экономического способа взаимосвязи между вещественными и личными факторами производства на основе соединения труда и собственности. Его появление связанно исторически первоначально с решением проблем «догоняющего развития» и выполнением функции социальной силы, нейтрализующей возникшие угрозы человеческому сообществу. Это есть сила непосредственно-общественной власти как коллективная сила совместного общественного существования людей, основанная, прежде всего на знании, понимании общих проблем и необходимости их коллективного решения. Отражая определённую систему ценностей, это знание, овладевая массами, формирует у людей соответствующую способность проявлять солидарную активность на основе внутреннего самоограничения, самоконтроля. То есть оно становится мобилизирующей материальной силой.

Таким образом, новый способ соединения средств производства с работниками предъявляет качественно новые требования и к самим работникам. С одной стороны, современная НТР требует не только совершенных машин и технологий, но и совершенных людей. С другой стороны, само общество, в целях самосохранения предъявляет более высокие требования к их социальным качествам, позволяющим коллективно обеспечивать общую безопасность во всех её аспектах. Поэтому воссоединение труда и собственности на средства производства есть переход к экономике, основанной на знаниях, когда наука в широком её понимании становится непосредственной производительной силой. Это означает, что такой силой становятся образованные и культурные люди, которые ставят под собственный контроль условия своего существования. То есть главным условием дальнейшего прогресса общества становится массовое развитие людей, совершенствование способностей и потребностей каждого человека.

Здесь истоки снятия стоимостной парадигмы экономического роста, его ориентации на человеческое развитие, поскольку воссоединение труда и собственности - это коренное изменение мотивационного механизма человеческой деятельности, связанное с ограничением материального интереса и превращением труда в первую жизненную потребность, в творчество. Изменение же мотивационного механизма трудовой деятельности предполагает трансформацию отношений собственности, изменение способа присвоения результатов производства, их распределения и перераспределения. В связи с этим важное значение имеют такие экономические формы реализации собственности на рабочую силу и средства производства как заработная плата и прибыль, имеющие общую стоимостную субстанцию, и между которыми существует реальное противоречие. Гуманизация механизма их распределения предполагает тесное сотрудничество между наёмными работниками и собственниками средств производства на основе развития различных форм хозяйственной демократии (участие в управлении, кружки качества, передача акций в собственность работников).

Авторы фундаментального труда «Собственность в экономической системе России» выделяют пять главных предпосылок, наличие которых может обеспечить процесс такого сотрудничества. Во-первых, прибыль и её максимизация не должна рассматриваться как самоцель, как самодостаточный эффект, а лишь как конечный результат удовлетворения потребностей общества, деловых партнеров, человека - работника - потребителя. Во-вторых, должно быть минимизировано использование фактора власти как решающего условия экономического присвоения собственности (что характерно для американских корпораций). В-третьих, на уровне микросистемы должны использоваться демократичные и открытые механизмы распределения прибыли. В-четвёртых, участие в распределении прибыли и в самой прибыли должно быть обеспечено всем работникам (при добросовестном отношении к работе). В-пятых, отношения эксплуатации, обусловленные безраздельным присвоением прибыли собственниками или администрацией, должны смениться отношениями сотрудничества в распределении общих результатов производства во имя достижения будущих успехов.

Реализация этих предпосылок предполагает, с одной стороны, трансформацию собственности во всех фазах воспроизводственного процесса на основе таких принципов как развитие, самообновление, экологизация, демократизация, безопасность, а с другой - формирование нового типа работника с такими развитыми социальным качествами как ответственность, инициативность, высокая трудовая мораль, снимающими «налёт» отчуждённости с их труда.

Все отмеченные предпосылки в разной степени реализуются в развитых странах на основе многообразия форм собственности на средства производства: государственной, корпоративной, кооперативной, коллективной и др. Между этими формами собственности сложился подвижный баланс сил, и каждая из них занимает в экономической системе сегодня ту нишу, где приносит наибольшую пользу с точки зрения соотношения экономической эффективности и социальной справедливости.

Между тем, с переходом к экономике, основанной на знаниях, возрастает значение интеллектуальной собственности в широком смысле (знания, информация, культурные ценности и т.д.), с которой связано воспроизводство человека не в качестве товара «рабочая сила», а как нового типа работника. Формирование такого работника как носителя «рационализации» и «гуманизации» предполагает комплексное преобразование всех сфер общественной жизни, тесную интеграцию, целостную взаимосвязь производственной и социальной сферы. Более высокая экономическая эффективность производства и результативность труда создают предпосылки для повышения уровня и качества жизни самого человека. В свою очередь более богатая по своему содержанию непроизводственная досуговая деятельность человека оказывает влияние на содержание, эффективность и качество труда.

При этом возрастает приоритетное значение развития социальной сферы: науки, образования, просвещения, культуры, здравоохранения, услуг, отдыха, физкультуры и спорта, сферы свободного самовыражения человека. Это является важным моментом становления нового системного качества социально-экономического развития. Причём, речь идёт не только об увеличении удельного веса этой сферы в отраслевой структуре общественного производства, который в развитых странах сегодня достигает 70%, но об усилении её развивающей функции по сравнению с восстановительной. В связи с этим особое значение приобретает фактор свободного времени, проблема повышения культуры его использования, уровень которой является важным показателем развития человека, гуманизации общественного развития. Комплексное преобразование всех сфер общественной жизни, их интеграция, обеспечивающая воспроизводство целостного человека, вызывает необходимость возникновения нового социально-экономического механизма - механизма использования современных производительных сил как общественного достояния, поскольку в них воплощён огромный потенциал знаний, являющихся непосредственно-общественным продуктом различных поколений.

С учётом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с переходом к экономике, основанной на знаниях, приоритетная роль, как в формировании нового типа работника, так и в устранении угроз общественному развитию (экологических, военных и т.д.) в перспективе принадлежит общественной собственности на средства производства, поскольку именно она в наибольшей мере обеспечивает интеграцию всех сторон общественной жизни, присвоение человеком социально-экономических благ, трансформирующееся в целостную систему его личностных качеств. Обеспечивая ориентацию экономики на человеческое развитие, она трансформирует, очеловечивает весь хозяйственный механизм: он превращается из стихийно действующего механизма в механизм регулируемого общественного развития.

Гуманизация экономического развития означает возрастание сознательного начала в регулировании социально-экономических процессов на основе опережающего отражения действительности в форме социального планирования, программирования, прогнозирования и т.п. При этом существенное значение приобретают ценностные аспекты человеческого бытия. «В системе гуманистического развития формируются объективные основы общечеловеческих ценностей: осуждение агрессии, насилия, эксплуатации, любых действий, направленных против жизни и свободы личности и ее человеческого достоинства. Вместе с тем самосознание этих принципов является необходимой предпосылкой перехода к гуманистическому типу развития». Такой тип развития предполагает не только целостное развитие человека, но и целостное развитие общества, основанного на интеграции всех общественных отношений.

Завершением этой целостности, как уже отмечалось, является надстроечная сфера, как область средоточия непосредственно-общественной власти, обеспечивающая внутреннюю согласованность функционирования всего общественного организма. Поэтому трансформационные процессы экономической системы в направлении гуманизации неизбежно связаны с формированием нового системного качества политической системы. Если же говорить о родовом признаке нового качества политической системы, то им, безусловно, является новый идеал общественного устройства - гуманистический идеал, который исключает монополию на власть олигархических и бюрократических групп, выражает общенародные интересы и реализует их на основе развитых механизмов демократии и гражданского общества, обеспечивая благосостояние и свободное и массовое развитие всех его членов.

Подводя некоторый итог рассмотрению данного вопроса, следует подчеркнуть, что в работе не ставится задача исследовать новую экономическую систему в конкретных деталях. Главное для авторов - осмыслить общую логику процесса гуманизации экономического развития и на этой основе обрисовать общие контуры его нового системного качества. Как уже отмечалось, теоретическое осмысление новой экономической системы по-разному рассматривается различными экономическими школами. «Наиболее длительно, - замечает Р.Т. Зяблюк,- она наблюдалась советскими экономистами. Обобщение, которое было выполнено советской школой…, позволило понять многое из коренных признаков плановой системы социализма». А.И. Московский утверждает, что «история «советского социализма» содержит в себе, несомненно, ценные качества нового социально-экономического устройства в виде первого и неизбежного несовершенного опыта». Ещё более определённо на этот счёт мнение К.А. Хубиева, который считает, что при всех недостатках бывшей социалистической системы всё же «содержание основного закона социализма выше, гуманней и перспективней, чем методологический индивидуализм. Многовековым развитием общественной мысли не найдена формула лучше той, которой К. Маркс сформулировал для социалистического общества: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Теперь уже с высоты времени рыночной трансформации в России авторы монографии «Гуманистические ориентиры России» формулируют следующие важнейшие принципы гуманистического развития:

- «снятие» проблемы обеспечения населения жизненно необходимыми материальными благами (пища, одежда, жилище и т.п.);

Создание благоприятной для физического здоровья среды жизнедеятельности;

Обеспечение свободного доступа, в соответствии со склонностями и способностями, к образованию, культуре, средствам коммуникации;

Обеспечение возможностей для участия всех граждан в общественной жизни;

Право каждого участвовать в принятии решений;

Создание условий для самовыражения личности;

Сведение к минимуму конфликтов внутри общества;

Международный мир и сотрудничество[ 35,с.28-29].

К этим принципам следует обязательно добавить главные:

Обеспечение всем членам общества права на труд;

Преодоление отчуждения человека и устранение эксплуатации человека человеком;

Устранение существующих угроз человечеству;

Оптимизация роста населения.

А поскольку человек и общество - это неразрывные понятия, то гуманизация экономического развития представляет собой развернутый процесс становления его нового системного качества. Таким образом, гуманизация экономического развития - это системно развернутый процесс развития его истинного родового начала - самого человека, его сущностных сил. В связи с этим возникает вопрос: можно ли комплексно одним понятием выразить гуманизацию социально-экономического развития? Ответ на поставленный вопрос равнозначен определению сущности человека и форм ее проявления. Если рассматривать сущность человека как его сознание в единстве ценностного и рационального моментов, то формой его проявления, а, следовательно, и обобщенным понятием, выражающим гуманизацию социально-экономического развития, следует признать культуру.

Наиболее точно и полно, на наш взгляд, эта мысль выражена в следующем высказывании В.Т. Пуляева: «Обоснование и утверждение культуры в качестве приоритетной стороны развития общества позволяет понять, что именно она … объединяет людей, открывает достойные способы их общественной жизни и интимного поведения одного по отношению к другому. Культура, собственно, и есть основное условие самоорганизации общества в его цивилизованных формах. Именно культура, с одной стороны, изменяет природу человека, с другой - создает объективные условия для того, чтобы эта природа раскрывалась более полно и адекватно».

Можно ли измерить в связи с этим гуманизацию экономического развития каким-либо единым показателем? Авторы уже упоминавшейся монографии «Гуманистические ориентиры России» считают, что «невозможно с достаточной точностью выразить такое широкое понятие, как гуманизация, в едином интегральном показателе. Этот показатель не может отразить всю специфику условий развития человека в разных странах и регионах мира, тем более, что само понимание гуманизации экономики здесь сильно отличается. Необходима целая система индикаторов».

Конечно, человеческое развитие может быть измерено множеством показателей, отражающих уровень знаний, трудовых навыков, профессиональный опыт, интеллект, физическое, духовное, нравственное состояние, уровень удовлетворения потребностей, качество жизни и др. Все эти показатели разработаны и качественно и количественно. И все же, правильно отмечает В.Т. Пуляев, задача состоит в том, чтобы синтезировать все эти показатели в единую интегральную динамическую систему, на входе и выходе которой должен быть человек.

Интересную попытку решения этой проблемы предпринял М.М. Критский в своей работе «Человеческий капитал». Он исходит из того, что «если богатство общества есть богатство его жизнедеятельности, то элементарная форма этого богатства - жизнедеятельность индивида. При таком подходе последний выступает как персонификация всего времени своей жизнедеятельности (С) - рабочего и свободного времени, времени труда (Т) и времени потребления (Р), или С = Т+Р».

Думается, что автор этой цитаты близко подошел к обозначенной проблеме. Не анализируя ее специально, отметим, что при ответе на поставленный вопрос теоретически нужно исходить из условий, характеризующих совпадение, тождество развития человека и общества. С учетом этого для ответа на поставленный вопрос обратимся за помощью к Марксу. Он писал, что общество в его развитой гуманистической определенности есть «действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом». Здесь с созданием полностью автоматизированного производства, основанного на познании всех форм движения материи и обеспечивающего изобилие средств к жизни, его высшим результатом становится такая природная предметность, которая «может быть лишь предметностью, неотделимой от личности, лишь такой предметностью, которая совпадает с непосредственной телесностью личности… Другими словами: она не является такой предметностью, которая существовала бы вне непосредственного существования самого индивида, которая не совпадала бы с ним». Это и означает, что действительным богатством общества становятся его люди.

Следовательно, с теоретической точки зрения речь идет об измерении субстанциональной основы социально-экономического развития - действительной жизни. Конечно, человеческое развитие можно измерить множеством способов, отражающих уровень знаний, трудовых навыков, профессиональный опыт, интеллект, физическое, нравственное состояние и др. Все эти характеристики разработаны и качественно, и количественно, но задача состоит в том, чтобы синтезировать все эти показатели в единую интегральную динамическую систему.

Всякое развитие характеризуется целевой функцией и определёнными ограничениями. Поскольку в данном случае речь идёт об измерении действительной жизни, то её характеризует продолжительность и численность населения. Ясно, что все внутренние свойства человека, характеризующие его развитие, его культуру могут проявляться в его жизнедеятельности, в нём самом, в уровне и качестве его жизни, которые интегрально можно измерить… только самой жизнью - её продолжительностью. Именно она выступает целевой функцией гуманизации социально-экономического развития, жизнедеятельности каждого человека. И с точки зрения каждого нормального человека это является аксиомой. Речь идёт о продолжительности жизни как всеобщем явлении в условиях совпадения развития человека и общества.

Вывод о продолжительности жизни как основном критерии гуманизации социально-экономического развития вытекает из логики исследования человека, связанного с необходимостью измерения смой его сущности социальным временем. Увеличение продолжительности жизни выступает как способ разрешения фундаментального противоречия человеческой жизни - противоречия между накопленным социальным опытом отдельного человека и ограниченностью его жизни. Как и всякая целевая функция она предполагает наличие матрицы соответствующих ограничений, характеризующих развитие общества во всей полноте его системных проявлений и оптимизирующих рост населения.

Как уже отмечалось, население - первая предпосылка существования общества и главный результат его жизнедеятельности. Поэтому его численность оказывает существенное влияние на ход социально-экономического развития, является важным фактором его прогресса или ограничивает его. От количества населения и от его качественного состава зависит, в конечном счёте, функционирование и развитие общества. В свою очередь множество природных, технологических, социально-экономических и других факторов влияет на движение населения. В своей функциональной совокупности все эти факторы и образуют матричную систему, ограничением в которой выступает само население в его различных параметрах, характеризующее генетическое многообразие общества. Эта матричная система и выражает математически совокупность условий реализации целевой функции человеческого развития - продолжительности жизни, в которой в высшей мере проявляется совпадение развития человеческого рода с развитием отдельного индивида.

То есть это положение полностью имеет смысл в обществе в его развитой гуманистической форме. В наше же переходное время, как уже отмечалось, социально-экономическое развитие осуществляется на двойственной генетической основе, противоречивость которой и отражает выше рассмотренный индекс человеческого развития. Несмотря на имеющиеся у него недостатки, он сегодня наиболее удачно отражает противоречивый процесс гуманизации экономического развития.

Поскольку в настоящее время экономическое развитие все более обретает глобальные контуры, то и противоречивый процесс его гуманизации имеет глобальный характер. Это значит, что различные моменты этого процесса распределяются на глобальном уровне между различными странами, социально-экономическими системами, цивилизациями, каждая из которых с учетом своей специфики вносит свой уникальный вклад в его осуществление. При этом противоречивость гуманизации экономического развития определяется борьбой его двух генетических начал: товарной и непосредственно-человеческой, которая проявилась в ХХ веке на глобальном уровне во взаимодействии противоположных социально-экономических систем, определившем ход современной истории.

генетический гуманизация экономический

Список литературных источников

1. Балдоржиев Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. - Смоленск, 2012. - 396 с.

2. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт - Издат, 2009. - 316 с.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. - 432с.

4. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 456 с.

5. Экономика: Учебник / Под ред. Р.П. Колосовой. - М.: Норма, 2011. - 345 с.

6. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009. - 896 с.

7. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА - М, 2011. - 662 с.

8. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 714 с.

9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 512 с.

10. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 448 с.

11. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 557с.

12. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 714 с.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...