Теоретическое обоснование государственного социализма в ссср. Большая энциклопедия нефти и газа
Социализм в СССР: исторический обзор феномена.
Советский Союз был первым государством, созданным на основе марксистского социализма. До 1989 года Коммунистическая партия прямо контролировала все уровни власти; партийное Политбюро фактически правило страной, и ее генеральный секретарь был самым главным человеком в стране. Советская промышленность была в собственности и под управлением государства, а сельскохозяйственные земли разделялись на совхозы, колхозы, и малые, приусадебные участки. Политически СССР был разделен (с 1940 по 1991 год) на 15 союзных республик-Армению, Азербайджан, Белоруссию, Эстонию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Латвию, Литву, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Украину и Узбекистан. Россия, официально Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), была только одной из республик в составе СССР, но термины "Россия", "СССР" и "Советский Союз" часто использовались как взаимозаменяемые.
Ленинская эпоха
СССР был первым государством-преемником Российской Империи и непродолжительного Временного правительства.Фундаментальная политика Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с самого начала была социализированная. Между 1918 и 1921 гг., в период, называемый "военным коммунизмом", государство взяло под контроль всю экономику, в основном за счет централизации планирования и ликвидации частной собственности. Это привело к неэффективности и разрухе, и в 1921 году произошло частичное возвращение к рыночной экономике, с принятием новой экономической политики (НЭП). НЭП ознаменовал начало периода относительной стабильности и процветания. В 1922 году Германия признала Советский Союз, и большинство других держав, за исключением Соединенных Штатов последовали этому примеру в 1924 году. Также в 1924 году была принята Конституция, основанная на диктатуре пролетариата и экономически опирающаяся на общественную собственность на землю и средства производства (в соответствии с революционной прокламацией 1917 года).
Эпоха Сталина
Догма новой экономической политики, созданной в 1921 году, была заменена полным государственным планированием с принятием первой пятилетки (1928-32). Был перевод на Госплан (государственная плановая комиссия), постановка целей и приоритетов для всей экономики подчеркивала производство капитала, а не товаров народного потребления. Система колхозов и совхозов была резко отвергнута крестьянством. С новой силой вспыхнули изъятие личного имущества жителей сел и деревень, гонения на религиозные конфессии, репрессии в отношении всех слоев населения.Оттепель
Смерть Иосифа Сталина в марте 1953 года положила начало новой эпохе в советской истории. "Коллективное руководство" было свернуто. Советские граждане получили больше личной свободы и гражданских прав. Георгий Маленков сменил Сталина на должности председателя совета министров, в то время как Никита Сергеевич Хрущев на правах первого секретаря Центрального Комитета ВКП (б), начал играть все более важную роль в политике планирования. В 1955 году Маленков был заменен Николаем Булганиным. На 20-м Всесоюзном съезде (янв., 1956) Хрущев жестко осудил диктаторское правление и культ личности Сталина. Никита Сергеевич заменил Н. А. Булганина в 1958 году, таким образом, став лидером и правительства и партии. В целом его правление характеризуется изменением обстановки страны, при этом КПСС продолжает доминировать во всех сферах советской жизни.Застой
Хрущев был тихо и мирно смещен со всех постов в 1964 году. На его место пришел первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев (который в 1960 г. стал председателем Президиума Верховного Совета СССР). Официальными причинами свержения Хрущева были преклонный возраст (70 лет) и его ухудшающееся здоровье. Истиной стало недовольство политикой Никиты Сергеевича и стилем его правления. В частности, он был подвергнут критике за недостаточное функционирование экономики, особенно в сельскохозяйственном секторе (неурожай 1963 года); за обострение положения СССР в Карибском кризисе; ухудшение внешней политики с Китаем; экстравагантный стиль поведения. Несколько политических деятелей потеряли свои посты. Новые лидеры подчеркнули коллективное руководство, но из-за позиции Брежнева тот обладал большим преимуществом и к 1970 году стал самым могущественным человеком в стране. В разгаре была эпоха застоя. Наблюдалась значительная стагнация советской экономики. Усилились преследования противников государственной власти. В конце 1960-х годов была предпринята попытка изменения отношения к Сталину. Внешняя политика опиралась на мирное сосуществование с Западом.Перестройка
Горбачев унаследовал страну с непростой экономической и внешнеполитической ситуацией. В первые девять месяцев его пребывания на этом посту он сменил 40% регионального руководства. Как и его наставник Андропов, он развязал активную кампанию против употребления алкоголя. Как и Хрущев, он одобрил меры, направленные на снятие социальных ограничений. Меры, которые Горбачев назвал «гласность» и «перестройку»), предполагали оздоровление советской экономики за счет увеличения свободного потока товаров и информации. Гласность получила незамедлительный отклик, когда в 1986 г. Произошел взрыв на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС. Бедность советского народа, коррупция, хищения ресурсов страны, ненадобность афганского вторжения впервые получили общее осуждение. Начались стремительные и радикальные изменения. Диссидентов освобождали из-под стражи и разрешали им высказывать свое мнение. СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана.Не существует единой позиции по исторической значимости идеологии в жизни страны. Высокой социальной защищенности населения, развитому военно – промышленному комплексу, достижениям в культуре и спорте сильно противостоят нарушения прав и свобод человека, гонения на церковную жизнь, контроль за всеми сферами жизни.
Теоретическое обоснование и отражение экономической системы, сложившейся в СССР, а затем и в других странах Европы и Азии, где установился коммунистический режим, официально именовалось марксистско-ленинской концепцией социализма (в СССР и его европейских сателлитах с 30-х по начало 50-х гг. «марксистско-ленинская» заменялась на «ленинско-сталинскую», а в послевоенном Китае - на «маоистскую») За пределами коммунистическою мира эта теория называлась концепцией государственного социализма.
Экономической основой социалистического общества была объявлена государственная собственность. На первых порах когда и странах, где пришли к власти коммунисты, еще существовала многоукладная экономика, а государстве рассматривалось как форма диктатуры пролетариата, государственная собственность истолковывалась как собственность рабочего класса Когда же многоукладность была практически ликвидирована, а государство объявлено выражающим интересы всего народа, государственная собственность была отождествлена с общенародной.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924), заложивший основы экономической теории государственного социализма, отвергал как противоречащую марксизму идею передачи собственности на фабрики и заводы коллективам работников этих предприятий. Неприемлемой была объявлена и «синдикализация» собственности, т е передача ее профсоюзам или любым другим объединениям производителей.
По Ленину, только государство становится верховным субъектом общественной собственности и потому неизбежно принимает на себя функции непосредственного управления экономикой. Будучи единым собственником, государство получает реальную возможность планомерной организации производства и распределения в масштабе страны. Такая планомерная организация означает в принципе устранение диспропорций в хозяйстве и недопущение их возникновения в будущем, максимально эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, возможность сосредоточения сил и средств на наиболее важных и перспективных участках.
Централизованное плановое управление устраняет стихию рынка с его конкуренцией, ликвидирует цикличность развития экономики и кризисы перепроизводства.
Поскольку на смену множеству частных собственников приходит единый собственник, купля-продажа устраняется. Товарно-денежные отношения сменяются плановым распределением благ. В.И.Ленин считал возможным существование товарно-денежных отношений в период перехода к социализму, когда сохраняются еще мелкие собственники - крестьяне и ремесленники, а также утерявшие господствующее положение капиталистические предприятия. При этом даже для этого периода, по мнению Ленина, предпочтительней был бы безденежный товарообмен как переходная форма от капиталистической торговли к социалистическому продуктообмену. Но для отсталой России, особенно в условиях разрухи, безденежный товарообмен он считал нереальным. Что касается отношений между отдельными объектами государственной собственности, то они, не будучи товарными по существу, сохраняют на некоторое время товарно-денежную форму. Деньги служат для учета и контроля движения ресурсов и произведенных продуктов. Некоторые российские экономисты марксистской школы шли дальше и предлагали в начале 20-х гг. отказаться от денежного учета и перейти к прямому учету в трудовых единицах, сокращенно - в «тредах».
В последний период своей жизни В.И.Ленин существенно изменил взгляд на социализм. Это касалось прежде всего отношения к кооперации производителей. Раньше он полностью разделял представления К. Маркса о производственной кооперации как переходной форме от капиталистического способа производства к социалистическому. Теперь Ленин объявляет кооперативную собственность социалистической, но лишь в том случае, если кооперативы существуют на земле, принадлежащей государству, и при господстве государственной собственности на основные средства производства.
Видный теоретик марксизма Николай Иванович Бухарин (1888-1938) также придерживался в 20-е гг. концепции бестоварного социализма, использования прямого продуктообмена. Однако в начале 30-х гг. он эволюционирует в сторону признания торговли при социализме. Поскольку в 1929-1933 гг. в деревне в СССР была осуществлена сплошная коллективизация, в стране сложились две формы собственности, признаваемые социалистическими: в городе преобладала государственная (кооперативная была здесь представлена объединениями ремесленников-кустарей), а на селе - кооперативная в виде колхозов (государственная здесь в форме совхозов играла вторую скрипку). Согласно Бухарину, рынок принципиально изменился. Торговля из инструмента связи между социалистической промышленностью и множеством индивидуальных крестьянских хозяйств превратилась в инструмент связи государственных и кооперативных единиц, направляемых в их развитии единой «организующей централизованной волей». Товарооборот перестал быть синонимом рыночной стихии.
В 30-х, 40-х и в начале 50-х гг. теоретическое обоснование государственного социализма, анализ его экономического механизма и перспектив дальнейшего развития были связаны с именем Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953), хотя в действительности многие сталинские положения были заимствованы им, в том числе и у политических противников, чьи труды были изъяты из обращения.
Сталин целиком разделял ленинскую концепцию государственного социализма. Признавая кооперативную собственность социалистической, он подчеркивал ее «второсортность» ввиду более низкого уровня обобществления средств производства. Последовательно социалистической признавалась только государственная форма собственности. Со второй половины 40-х гг. теоретическое представление о социалистической неполноценности кооперативной собственности начинает на- х одить практическое воплощение: промысловая кооперация в СССР административно-волевым решением ликвидируется, а ее предприятия объявляются государственной собственностью. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1951) Сталин утверждает, что колхозная собственность становится тормозом развития производительных сил и должна быть превращена в общенародную. Если в 30-40-е гг. предполагалось, что слияние двух форм собственности произойдет на высшей фазе развития, когда социализм перерастет в коммунизм, то в начале 50-х гг. провозглашается такое слияние еще при социализме.
Товарно-денежное обращение Сталин связывает с наличием двух форм собственности. Внутри государственного сектора отношения между предприятиями лишь формально носят товарный облик. Эго - форма без содержания. Товарное производство есть производство на свободный рынок. Средства производства, изготовляемые государственными предприятиями, распределяются по плану. Рынок не диктует этим предприятиям ни цен, ни размеров выпуска, ни поставщиков сырья и полуфабрикатов. Поэтому эти средства производства товаром не являются, и закон стоимости здесь по существу не действует. К концу жизни Сталин склонился к выводу, что и в отношениях между государственными и кооперативными предприятиями можно и нужно отказаться от торговли и перейти к прямому продуктообмену. Торговля, по его мнению, препятствует слиянию двух форм собственности при социализме. Таким образом, с одной стороны, необходимость товарно-денежных отношений при социализме выводилась из наличия двух форм собственности, а с другой стороны, ликвидация этих отношений должна была предшествовать устранению дуализма собственности при социализме.
Регулятором производства при государственном социализме является не рынок, а жесткий всеохватывающий народнохозяйственный план. По Сталину, в социалистической экономике действует объективный, от воли и желания людей не зависящий закон планомерного, пропорционального развития хозяйства. Разрабатываемые государственной администрацией планы должны соответствовать требованиям этого закона, т.е. обеспечивать полную сбалансированность отраслей хозяйства, производственных нужд и ресурсов, выпуска продукции и каналов ее распределения, производства и потребления и т. п. Именно в централизованно устанавливаемой планомерности и пропорциональности виделось важнейшее экономическое преимущество государственного социализма.
Элемент стихийности, неподвластности плану допускался только в сфере распределения предметов личного потребления через торговлю.
Сталин внес своеобразный вклад в теорию спроса: закономерностью социализма он объявил постоянное превышение платежеспособного спроса населения над предложением потребительских товаров. Такое соотношение, утверждал он, будет стимулировать расширение производства, причем непосредственно, а не через механизм цен, поскольку цены при социализме устанавливаются в централизованном порядке и стабильны (государство с определенной периодичностью проводит общий пересмотр цен, как правило, в сторону снижения). Иными словами, дефицит потребительских благ провозглашался закономерной и притом положительной чертой социалистического общества.
Поскольку государственная собственность была объявлена собственностью всего рабочего класса, а впоследствии - всего народа, отношения найма рабочей силы отрицались. Из теории исключалась проблема цены труда как фактора производства. Вся выпущенная продукция - достояние государства. Какая часть ее пойдет на расширение производства, образование страховых запасов, содержание армии, народное просвещение и другие социальные нужды, а какая часть поступит в распределение между работниками, определяется только высшими государственными органами. В своих решениях они исходят исключительно из соображений целесообразности. В теорию были введены понятия «продукт для себя» и «продукт для общества», однако в самой концепции государственного социализма исключалась возможность как-то нормировать, объективно обосновать количественное соотношение продуктов для себя и для общества.
В первые годы советской власти одни российские марксисты следовали утверждению Ф. Энгельса, что в социалистическом обществе распределение будет осуществляться только по количеству труда. Другие настаивали на уравнительном распределении как более справедливом. Ими был выдвинут лозунг: «Ударность в труде, уравнительность в потреблении». Но все они делали особый упор на моральные стимулы к труду. Исходя из практики, уже В.И. Ленин пришел к выводу о необходимости оплаты труда не только по его количеству, но и по качеству, т. е. с учетом квалификации работника, его индивидуального мастерства. Однако в концепции государственного социализма остался расчет на энтузиазм, на социалистическое соревнование (оно рассматривалось как эффективная замена конкуренции).
Проблема земельной ренты в теории государственного социализма неоднократно пересматривалась. Во второй половине 20-х гг. некоторые марксисты признавали существование при социализме абсолютной ренты. Они опирались на положение К. Маркса, что присвоение ренты есть форма реализации собственности на землю, причем это необязательно должна быть частная собственность. При государственной собственности на землю абсолютная рента присваивается государством. После выступления Сталина в 1929 г. против признания абсолютной ренты при социализме она была исключена из теории. Что касается дифференциальной ренты, то большинство экономистов в 20-е гг. признавало ее существование при социализме. В 30-е гг. официальной стала обратная точка зрения: поскольку рыночные отношения в сельском хозяйстве и в добывающих отраслях заменяются плановым началом, а ни колхозы, ни совхозы, ни горнодобывающие предприятия не являются собственниками земли, рентные отношения устраняются. Затем наступил новый поворот: отрицание дифференциальной ренты при социализме было признано ошибкой.
После смерти Сталина и критики культа его личности на XX съезде коммунистической партии Советского Союза некоторые элементы модели государственного социализма подверглись пересмотру. Сдвиги произошли главным образом в сторону признания большей роли товарных отношений. В этом отношении теория шла в ногу с экономической политикой: была разрешена продажа орудий производства колхозам, введены элементы оптовой торговли средствами производства. Прибыль признавалась стимулом для государственных предприятий. По существу, была «реабилитирована» норма прибыли (под именем нормы рентабельности) как показатель эффективности производства. Однако основные положения концепции государственного социализма остались неприкосновенными.
Вопросы:
1. Сущность понятия «государственный социализм».
2. Командно-административная экономика.
3. Сталинская модель модернизации СССР.
4. Экономический потенциал СССР накануне и в период второй мировой войны.
Революция в России. Земельная реформа. Продразверстка. Национализация промышленности. Послевоенное восстановление и переход к НЭПу. Коллективизация и индустриализация.
"Великий перелом" конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название "государственного социализма".
Характерные черты экономики “государственного социализма”:
· формальное обобществление труда и производства;
· полное огосударствление производства;
· ликвидация частной собственности;
· тоталитарный характер государства;
· однопартийная система.
Экономика "государственного социализма" со свойственной ей административно-командной системой управления способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство средств производства, в свою очередь, было направлено прежде всего на развитие военного потенциала, необходимого для "выживания" нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада. Такая ориентация вполне соответствовала традиционному для страны мобилизационному типу экономического роста со всеми присущими ему признаками, а именно – преобладанием политических факторов над экономическими, увеличением бюрократического аппарата, усилением эксплуатации собственного народа, существованием системы компенсаций.
В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий.
Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции.
Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.
Источники финансирования индустриализации СССР:
1. Традиционные:
· доходы от лёгкой промышленности;
· экспорт сырья и продовольствия;
· доходы от сельского хозяйства.
2. Нетрадиционные:
· энтузиазм трудящихся (стахановское движение);
· конфискационное налогообложение частных предпринимателей;
· ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);
· труд заключённых (система ГУЛАГа).
Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932 г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929 г. вводилась так называемая "непрерывка" – четыре дня рабочих, а пятый – выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940 г. Практически все население было вовлечено в идеологизированную систему, находящуюся под контролем партийно-государственной номенклатуры.
Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. – прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом ("Второе Баку"), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные в том числе с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.
Контрольные вопросы:
1. С каких объектов началась национализация в советской России?
2. Что такое продразверстка?
3. Какие факторы обусловили переход к политике военного коммунизма?
Становление государственного социализма в СССР
5 октября (7 ноября) 1917 г. к власти пришла одна из радикальных партий России - РСДРП. Основные положения экономической стратегии большевиков были разработаны В.И. Лениным весной - летом 1917 г. В основе программы лежали теоретические положения о модели социализма, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом. Новое общество должно было иметь бестоварный (безденежный) механизм. Но на первой стадии строительства нового общества предполагалось функционирование товарно-денежных отношений. Для понимания дальнейших событий следует иметь в виду, что длительность переходного периода не определялась, да и не могла быть определена. Конкретные исторические условия 1917-1918 гг. в сочетании с революционным нетерпением масс рабочих и неприятием буржуазией новой власти «подстегнули» вызревание идей о возможности немедленного осуществления коммунистических принципов, создали иллюзию завершения перехода к социализму и коммунизму. И для того чтобы преодолеть тяжелейший кризис и одновременно использовать капитал в интересах трудящихся, предлагалась централизация хозяйственной жизни и всеобъемлющий характер государственного аппарата на основе вовлечения в управление всех граждан.
Экономическую политику октября 1917-лета 1918 г. В.И. Ленин определил как «красногвардейскую атаку на капитал». Основными ее методами стали принуждение и насилие.
В число основных мероприятий данного периода входили: организация рабочего контроля, национализация банков, проведение в жизнь «Декрета о земле», национализация промышленности и организация государственной системы управления, введение монополии внешней торговли. Национализации банков, как и национализации промышленных предприятий, предшествовало установление рабочего контроля. Государственный банк был занят Красной гвардией в первый же день Октябрьской революции. Овладение Государственным банком создало более благоприятные условия для проведения рабочего контроля за финансами предприятий.
Более сложным делом было овладение частными банками. 27 декабря 1917 г. вышел декрет ВЦИК о национализации банков, однако фактическая ликвидация частных банков и слияние их с Государственным банком продолжались до 1920 г.
Весной-летом 1918 г. в ведение государства переходили уже целые отрасли производства. В начале мая была национализирована сахарная промышленность, в июне - нефтяная, завершалась национализация металлургической и машиностроительной промышленности. В условиях Гражданской войны в январе 1919 г. началась национализация всех промышленных предприятий.
Национализация и раздел земли проводились на основе закона о социализации земли, принятого 27 января 1918 г. В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совет народных комиссаров (Совнарком), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 г. как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» трансформировался в центр управления промышленностью. При этом доминировал отраслевой подход к управлению.
С началом Гражданской войны летом 1918 г. и иностранной интервенции страна была объявлена единым военным лагерем, и устанавливался военный режим, целью которого было сосредоточение в руках государства всех имевшихся ресурсов и спасение остатков хозяйственных связей.
Эта политика, полупившая позднее название политика «военного коммунизма», приобрела завершенные очертания к весне 1919 г. и представляла собой проведение трех основных групп мероприятий.
1) Для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме.
2) Национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия (оформилась так называемая система главкизма).
3) Вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от нее предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря. Новая экономическая политика. С окончанием Гражданской войны на первый план вышла задача восстановления народного хозяйства при помощи новой экономической политики. Политика «военного коммунизма» не в состоянии была решить основную хозяйственную задачу - вывести страну из разрухи и тем более не могла быть использована для решения новой стратегической задачи - построения «материального фундамента социализма». Стало очевидным также, что «коммунизм» как идеальная модель и его реальное воплощение - разные вещи. Поэтому возникла необходимость изменения политики государственного хозяйствования. В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) было принято решение об отмене продразверстки и введении фиксированного продналога. Он определялся в виде процентного или долевого отчисления продуктов с учетом числа едоков, наличия скота и объема полученного урожая. Размер налога устанавливался до сева и носил строго дифференцированный характер: для малоимущих крестьян он занижался, а в особых случаях отменялся вообще. Одновременно предполагалось, что излишки продукции будут реализовываться в рамках прямого обмена на промышленные товары. Однако обмен практически сразу перерос в торговлю, что вызвало необходимость признания товарно-денежных отношений и торговли как формы их реализации.
Возрождение товарно-денежных отношений привело к необходимости восстановления денежной системы. В 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа - поэтапно вводилась твердая конвертируемая денежная единица (червонец). Одновременно была проведена налоговая реформа и возрождена кредитно-банковская система.
Основные мероприятия новой экономической политики:
. построение отношений между городом и деревней на экономической основе;
. развитие промышленности на новых организационных принципах и на базе электрификации;
. кооперирование населения;
. внедрение хозрасчетных отношений, допуск частного капитала в экономику;
. налаживание государственного регулирования, планирования и управления экономикой;
. повышение образовательного и культурного уровней населения позволили к 1925 г. достичь основных довоенных показателей экономического развития.
Успешное восстановление народного хозяйства в значительной степени было обусловлено объединением 30 декабря 1922 г. самостоятельных Советских республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в единое государство - Союз Советских Социалистических республик.
На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы - добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период были введены в эксплуатацию Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново- Вознесенской электростанций. Началась прокладка новой железной дороги - Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество отдавалось окраинным районам страны.
Развертывание индустриализации сопровождалось свертыванием рыночных принципов, наступлением на частный капитал, а также усилением административных тенденций в управлении.
Для регулирования снабжения был создан Комитет государственных заказов - одно из первых звеньев будущей административной системы. В 1930 г. было ликвидировано большинство концессий, упразднены товарные биржи и ярмарки. Прекращалась деятельность частных и смешанных акционерных обществ, обществ взаимного кредита и т. д. К осени 1931 г. ликвидировалась и частная промышленность. Завершение восстановления и расширение государственного (социалистического) сектора создали условия и вызвали необходимость перехода к перспективному планированию. Разработка первого пятилетнего плана велась, начиная с 1925 г., а в мае 1929 г. он был утвержден. Первый пятилетний план охватывал 1928-1932 гг. Целевой установкой плана была необходимость «стремиться к достижению наиболее благоприятного сочетания следующих элементов: расширенного потребления рабочих и крестьянских масс; расширенного воспроизводства (накопления) в государственной индустрии на основе расширенного воспроизводства в народном хозяйстве вообще; более быстрого, чем в капиталистических странах, темпа народно-хозяйственного развитая и непременного систематического повышения удельного веса социалистического хозяйственного сектора, что является решающим и главным моментом во всей хозяйственной политике пролетариата». Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов, и создание экономической базы для построения социалистического общества.
Одновременно приобрела определенность новая система управления, полупившая впоследствии название «командно-административной». В 1932 г. ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линииразукрупнения наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 гг. К марту 1939 г. их насчитывалось уже 34. Были восстановлены коллегии наркоматов. Резко возрастала численность чиновников. Например, за первую пятилетку аппарат вырос как минимум в 16 раз.
Коллективизация началась в 1928 г. В качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей - постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, снижения удельного веса частного сектора при возможном его абсолютном росте.
Повышению эффективности общественного производства должна была способствовать кредитная реформа. В январе 1930 г. была отменена существовавшая система отпуска товаров и оказания услуг в кредит. Все краткосрочное кредитование сосредоточивалось в Государственном банке. Был введен такой порядок кредитования, при котором предприятия получали средства от банков по планам, составленным трестами, в которые они входили. Предполагалось, что открытие предприятиям собственных счетов в банке повысит их оперативную самостоятельность. Однако практическое осуществление указанных мероприятий привело к обратному результату. Кредитование стало осуществляться «под план», что подрывало основы хозрасчета. Госбанк за счет покупателя оплачивал по установленной цене все счета поставщиков независимо от качества и ассортимента продукции, а также возмещал все расходы, понесенные поставщиками.
Не стимулировала развитие инициативы предприятий и налоговая реформа, хотя вместо множественности налогов и налоговых изъятий в бюджет устанавливались налог с оборота и отчисления от прибыли. Второй пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на 1933-1937 гг. В качестве основной политической задачи пятилетки выдвигались окончательная ликвидация капиталистических элементов, полное уничтожение причин, порождающих деление общества на классы и эксплуатацию человека человеком.
В сельском хозяйстве главным становилось завершение коллективизации и организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Предполагалось увеличить производство сельскохозяйственной продукции в два раза.
Ставилась также задача повысить уровень потребления в 2-3 раза на базе значительного роста доходов и снижения розничных цен на 35%. В качестве решающих условий выполнения плана выдвигались:
. развитие социалистического соревнования, прежде всегостахановского движения;
. рост производительности труда (на 63% за пятилетку);
. обеспеченность квалифицированными кадрами (намечалось
подготовить 5 млн работников массовых профессий, 850 тыс. специалистов средней и 340 тыс. специалистов высшей квалификации).Основные задачи второй пятилетки (в отличие от первой) были выполнены. Произошел рост доходов граждан: они повысились вдвое за счет увеличения заработной платы, отмены карточной системы, снижения цен на товары массового потребления.
В результате выполнения второй пятилетки СССР в 1936 г. вышел на первое место в Европе и второе в мире по объему промышленной продукции, хотя по душевому производству все еще значительно отставал от развитых стран. Важнейшим итогом двух пятилеток считалось приобретение технико-экономической независимости Советского Союза, который стал производить практически все виды промышленного оборудования.
Во второй пятилетке была завершена коллективизация сельского хозяйства: в колхозах было объединено 93% всех крестьянских хозяйств. Колхозы охватывали более 99% всех посевных площадей. Наращивание темпов сельскохозяйственного производства происходило во многом за счет повышения интенсивности труда, функционирования машинно-тракторных станций, количество которых в 1937 г. достигло 5518. Они обслуживали 91,5% колхозов, являясь основой последующей индустриализации сельского хозяйства.
Третья пятилетка должна была стать важным этапом в решении провозглашенной основной экономической задачи — догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Выполнение намеченной программы предполагало поддержание высоких темпов развития всех отраслей советской экономики. Вместе с тем необходимо было учитывать резкое изменение международной обстановки, нарастание военной угрозы.
В целом выполнение заданий пятилетки проходило успешно. К середине 1941 г. промышленность довела выпуск продукции до 86% плана, грузооборот железных дорог составил 90%, товарооборот достиг 92%. Но нельзя не учитывать, что развитие экономики проходило в условиях усиления административного нажима на производителей. Полностью оформившись, система охватила своей деятельностью все стороны жизни общества и одновременно становилась тормозом развития экономики. Вторая половина 1930-х гг. отмечена заметным нарастанием проблем в хозяйственной жизни. В феврале 1941 г. была предпринята попытка определить методы их преодоления. Вновь намечалось повсеместное внедрение хозрасчетных отношений и ряд других мер, но начать их реализацию не удалось
Введение
Заключение
государственный социализм идеология командная
Введение
В результате Второй мировой войны в целой плеяде стран Восточной Европы (таких как Югославия. Польша, Албания, Болгария, Румыния, Чехословакия, ГДР, Венгрия) были сформированы совершенно новые политические режимы, в которых был провозглашен единый социалистический курс. Выбор социалистической политической системы определил направленность и характер кардинальных экономических преобразований. Странам было навязано использование опыта строительства социалистической системы в СССР.
Сам план строительства социалистических основ подразумевал реализацию следующих ключевых пунктов:
осуществление пролетарской революции, а также установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах существования;
сосредоточение в руках государственной власти основных позиций в экономической системе;
всеохватывающая индустриализация;
Трансформация мелкой крестьянской собственности в кооперативную (другими словами - создание крупного обобществленного производства);
культурная революция.
Система государственного социализма в качестве системы управления экономикой основана на:
) мощном и всеобъемлющем централизованном регулировании, которые повсеместно пронизывает практически все сферы общественной жизни;
) общественной собственности на производственные средства.
Опора на коммунистическую идеологию в СССР и странах Восточной Европы выступала особенностью социализма. Основная идея декларировалась, по сути, как «прогресс благосостояния человека».
Становление государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы
На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. Сталином было дано такое определение статуса госплана: планы-директивы являются обязательными для руководящих органов. Именно государственный план становится, по сути, законом, который определял направления и планируемые показатели экономического развития в будущем, в масштабе всей огромной страны.
Революции в странах Юго-Восточной и Центральной Европы и возникли как продолжение и развитие исторического революционного поворота характеризуют основные черты, которые характерны процессу социалистического строительства и социалистической революции в СССР.
Исторический опыт свидетельствует, что основным вопросом революции выступает вопрос о власти.
Именно благодаря союзу рабочего класса со всем трудовым народом при доминировании пролетариата в странах Центральной и Юго-Восточной Европы была обеспечена победа над буржуазией, а также утверждение народной власти.
Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы аналогичным. Основные отличия заключались в том, что Восточную Европу заняла Советская Армия, как следствие - там намного значительнее была роль компартий.
Советские войска, которые опирались на все ещё оставшиеся в большинстве стран Юго-Восточной и Центральной Европы органы безопасности. Компартии, подчинив себе социал-демократические движения, смогли нанести удары по политическим позициям всех некоммунистических партий, которые вынуждены были перейти в оппозицию.
Таким образом в 1947-1948 гг., коммунисты, опираясь на уже завоеванные позиции, прямое давление и поддержку из Москвы, удалив своих политических оппонентов, укрепили собственные позиции в руководстве государством и экономической жизнью, а также установили свою монопольную власть.
Таким образом, придя к власти, компартии приступили к незамедлительному строительству социализма.
Особенности развития социалистической системы в различных странах Восточной Европы
В некоторых коммунистических партиях робко выдвигались идеи привнесения в строительство социализма некоторых, так сказать, «национальных особенностей». Эти все идеи были в подавляющем большинстве отвергнуты в пользу копирования опыта СССР. Во всех странах Юго-Восточной и Центральной Европы была преобразована политическая система, а многопартийность либо ликвидировалась (как, к примеру, в Венгрии, Румынии, Югославии, Албании), либо же партии теряли свою политическую самостоятельность, становясь элементом руководимых коммунистами «фронтов», коалиций (как это было в ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии).
Сконцентрировалась же вся полнота власти в руках исполнительного аппарата, практически полностью слившегося с аппаратом безраздельной правящей коммунистической партии. Представительная и судебная ветви власти фактически теряли самостоятельность, а вообще, по сути дела, с принципом разделения властей и вовсе было покончено.
Все гражданские права и свободы фактически были отменены, хотя формально остались декларативного характера: конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились, так называемые выборы.
Страны с «молодым и неокрепшим» государственным социализмом в свое время красиво назывались странами народной демократии, однако, по сути дела там с демократией было окончательно покончено.
Благосклонно воспринятая руководством стран Восточной Европы сталинская теория обострения классовой борьбы по мере движения к социализму, привела не только лишь к сильному обострению отношений с цивилизованными западными странами, но также и к всестороннему развитию внутренней репрессивной системы.
В экономической сфере строительство социализма подразумевало, по сути, завершение национализации финансов и производственных фондов, проведение индустриализации, а также кооперирования агропромышленного комплекса.
Таким образом, «благодаря» строителям социализма, рыночная экономика полностью сдала позиции место плановой или, как ещё её называют, административно-командной. Произошла широкомасштабная ломка социально-экономических структур, исчезло свободное предпринимательство. Более того, практически все взрослое население оказалась занято в государственном секторе экономики.
Начало строительства социализма в странах Юго-Восточной и Центральной Европы привело к бурному экономическому росту, продолжавшемуся, однако, до середины 60 гг. Основной движущей силой экономического развития и роста выступила тотальная индустриализация, которая, по образу и подобию СССР, приняла форму преимущественного развития тяжелой промышленности. Средства на её осуществление были получены именно благодаря национализации.
СССР в вопросе способствования экономическому развитию своих «стран сателлитов» взял на себя поставки станков и оборудования, подготовку кадров для производства, оставаясь при этом, также основным поставщиком энергоресурсов и минерального сырья.
Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования
Стремление создания в странах Юго-Восточной и Центральной Европы многоотраслевой тяжелой промышленности, по образу и подобию СССР, очень часто в значительной мере превышало учет реальных возможностей, что неизбежно приводило к диспропорциям в развитии всей экономической системы.
Ускоренная индустриализация, при незначительных вложениях в сельское хозяйство, а также производство потребительских товаров первой необходимости послужили причиной ограничения потребления, а также падения жизненного уровня. Эти факторы и послужили причиной всеобщего недовольства сопровождающегося кризисами в 50е годы XX в.
Сначала в этих странах практически исчез слой крупных землевладельцев, а после и предпринимателей вообще. После проведения кооперирования практически везде, кроме Польши, исчезло самостоятельное крестьянство. В результате социальная структура упростилась.
В экономической системе преобладали две социальные группы: наемные работники государственного сектора и кооперированные крестьяне.
В течение 1947-1948 гг. в восточноевропейских странах утвердился тоталитарный социализм по образу и подобию СССР с тем лишь различием, что не сопровождался гражданской войной.
Смерть Сталина в 1953 году повлекла за собой глубокие перемены в СССР и, соответственно, в странах Восточной Европы. Освобождение от всеобщего страха перед вождем обнажило весьма глубокие противоречия тоталитарного социализма, породив как массовое недовольство, так и сопротивление. В ГДР, а после и в Польше, а также Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых было бы, наверное, невозможным без применения силы. Возникла объективная необходимость модернизации политического курса коммунистических партий с тем, дабы снять социальное напряжение и основные причины недовольства. В странах Восточной Европы были наконец прекращены массовые репрессии и даже проведена частичная реабилитация их жертв.
В 60е годы в подавляющем большинстве стран Восточной Европы источники быстрого роста за счет строительства все новых производственных мощностей, а также увеличения числа рабочих (экстенсивные источники роста) иссякли, что послужило причинной застоя. Экономическое развитие с тех пор можно было обеспечить только за счет роста производительности труда и интенсификации производства.
Таким образом, старые, привычные для тогдашней номенклатурной управленческой элиты методы управления экономической системой уже не подходили. В 60е годы почти во всех странах проводились существенные экономические реформы. Одной из первых осуществила их в 1963 году ГДР. Цель реформ заключалась в создании экономического механизма, который стимулировал бы рост производительности труда. Для осуществления этой достаточно сложной задачи была реализована децентрализация управления, введен хозрасчёт на предприятиях, расширялась сфера товарно-денежных отношений.
Таким образом, возникший в середине 40х годов социалистический строй так и не сумел покорить умы и сердца «пролетариев всех стран». Иллюзии и надежды на то, что социализм с его доминированием общественной, а вернее государственной собственности на средства производства станет островком социальной справедливости, приведет к всеобщему благосостоянию и уничтожению эксплуатации человека человеком, так и не оправдались.
На практике ликвидация частной собственности при абсолютном господстве государства в экономике привело к тому, что у людей исчезла заинтересованность в результатах своего труда. Государственная собственность принадлежала по сути бюрократическим структурам, которые присваивали результаты общественного труда. В результате возникла экономика, которая оказалась неспособной обеспечить в полной мере даже основные потребности населения. Монопольный характер власти компартий породил недемократические политической системы, которые лишили народные массы права свободно высказывать свое мнение, избирая по своей собственной воле руководство страной.
При таком положении вещей система именуемая социалистическим лагерем не могла никак существовать вечно или весьма длительное время. Падение ее было лишь вопросом времени, необходимого для созревания внутренних сил, которые могли бы положить начало кардинальным изменениям.
Заключение
В начале ХХ века во многих странах мира распространение социалистических идей сопровождалось большим энтузиазмом. Попытки практического воплощения социализма породили огромные ожидания среди миллионов людей. К концу ХХ века глобальный провал социалистического экономического эксперимента стал неоспоримым.
В течение долгого времени коммунистическая пропаганда старательно поддерживала миф об экономических преимуществах социализма, а официальная статистика социалистических стран сознательно фальсифицировала результаты их социально-экономического развития.
Сегодня появилась возможность объективно оценить результаты экономического развития бывших и нынешних социалистических стран по сравнению со странами с рыночной экономикой.
К примеру, экономическая катастрофа, принесенная социализмом, отбросила Кубу, входившую в 50-х годах в четверку наиболее богатых латиноамериканских государств, в число самых бедных стран Западного полушария.
Справедливости ради надо признать, что сам по себе переход от социализма к рыночной экономике еще не гарантирует автоматического процветания. Успех или неудача в рыночных условиях в решающей степени зависит от проводимой экономической политики.
Список использованных источников
Миллер А. Об истории концепции "Центральная Европа" // Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.
Орлик И. Центрально-Восточная Европа между Россией и Западом // Вестник научной информации (ИМЭПИ РАН). 1997. N 5.
Государство в условиях формирования смешанной экономики / Под ред. А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславской. - М.: Инфра-М, 2010
Гусейнов Р.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2006
История экономики: Учебник / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2009
История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Л. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации