Сущность налогового федерализма и его роль в развитии фискальной децентрализации. Фискальный федерализм: теория и практика


И в федеративных, и в унитарных государствах управление рассредоточено по разным уровням. Центральные, региональные и местные органы власти и управления обладают полномочиями в определенных сферах общественной жизни, несут ответственность за выполнение социальных и экономических программ.

Выполнение этих программ требует определенных расходов. Распределение расходов между уровнями власти вызывает необходимость обеспечения каждого уровня доходами и определяет построение системы межбюджетных отношений.

Попытаемся выяснить, как должны финансироваться бюджетные обязательства каждого уровня власти и как должны взаимодействовать по вопросам доходов органы власти и управления различных уровней.

Существуют общие принципы и условия построения систем доходов каждого уровня власти. Система доходов должна обеспечивать условия, при которых функционирование органов власти всех уровней результативно, действенно. Это возможно, если величина доходов бюджета соответствует их расходным обязательствам и доходы поступают в бюджет регулярно.

Однако этими требованиями ограничиваться нельзя. Доля расходов, которая приходится на местные и региональные бюджеты, не может определять степень экономической и финансовой самостоятельности местных и региональных органов власти и управления. Объем расходов не адекватен степени свободы. Достаточность и стабильность доходов могут достигаться по-разному. Местные бюджеты могут обладать собственными источниками доходов, а могут и получать доходы в виде перечислений из региональных бюджетов или из бюджета центрального правительства. Очевидно, что от избранного метода финансирования зависит степень самостоятельности местных органов. «Независимость местных органов, а следовательно, и уровень децентрализации, в значительно большей мере определяется их компетенцией в сфере финансов, чем компетенцией в решении других вопросов или юридическим статусом».

Выбор метода финансирования (сочетание методов) предопределяется формами и степенью децентрализации государственных функций. Компетенция государственных и административных образований и, как следствие, правовые механизмы финансовой децентрализации и самостоятельности в федеративных и унитарных государствах различны.

Однако вне зависимости от форм государственного устройства должны соблюдаться некоторые общие требования к методам финансирования бюджетов различных уровней. Это объясняется тем, что финансовая автономия местных и региональных органов власти и управления должна быть обеспечена и в федеративных, и в унитарных государствах. Могут различаться только степень и формы такой автономии.

Дело в том, что важнейшее следствие автономии - независимость. В бюджетно-налоговом смысле это означает, что региональные органы власти и управления не должны зависеть от решения центральных органов о передаче части доходов для финансирования расходов, ответственность за которые несет регион. Соответственно местные органы власти и управления не должны зависеть от решений центральных и региональных органов.

Такая независимость - условие существования демократической системы, основанной на выборных органах власти. «Если доходы одного уровня власти зависят от другого, то избирателям трудно определить ответственность избранных ими руководителей за их деятельность».

Принцип финансовой самостоятельности местных органов власти и управления закреплен в международных документах.

Европейская хартия местного самоуправления констатирует, что органы местного самоуправления являются основой любого демократического строя, что через них наиболее непосредственным образом реализуется право граждан на участие в управлении государственными делами. Деятельность органов местного самоуправления эффективна, если они наделены реальными полномочиями. Реализовать эти полномочия можно только при наличии необходимых средств.

Хартия определяет, что финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть, во-первых, достаточными, т.е. соразмерными полномочиями, предоставленным этим органам конституцией и законами. Во-вторых, финансовые системы, на которых основываются ресурсы органов местного самоуправления, должны быть разнообразными и гибкими. Иными словами, доходы органов местного самоуправления должны быть стабильными, несмотря на изменения условий их деятельности. И, наконец, в-третьих, органы местного самоуправления должны обладать собственными доходами. Хартия определяет, что «поменьшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом».

Другую часть финансовых ресурсов составляют трансферты (в форме дотаций, субсидий, субвенций) из бюджетов других уровней управления. Важнейшим является вопрос о соотношении этих частей. Хартия не определяет, какую долю в бюджете местного органа должны составлять собственные доходы. Этот вопрос в каждой стране может решаться по-разному.

Выдвигают следующие аргументы в обоснование того, что в местные и региональные бюджеты большая часть доходов должна поступать в виде собственных (местных, региональных) налогов.

Во-первых, наиболее бережно и рационально расходуются средства, собранные в качестве местных налогов. Налогоплательщики внимательнее относятся к ним, а не к перечислениям из других бюджетов, поскольку непосредственно ощущают связь между уплатой налогов и получением выгод.

Во-вторых, наличие собственных источников доходов исключает ссылки на недостаточность финансирования как на оправдание бездеятельности местной администрации.

В-третьих, усилия органов власти и управления направлены на реализацию местных программ и не затрачиваются на лоббирование в центральных органах получения необходимых средств.

В-четвертых, контроль за использованием перечислений из других бюджетов ведется на стандартной основе. Это лишает возможности гибко и оперативно учитывать местные особенности.

В-пятых, если доля поступлений из других бюджетов велика и ее размер строго фиксирован, то возможность местных органов реагировать на изменения потребностей минимальна. Например, если трансферты составляют 70% доходов бюджета, то увеличение расходов на 15% потребуют 50%-ного увеличения собственных доходов. Такое резкое увеличение местных налогов в большинстве случаев невозможно.

Но есть условия, которые диктуют ограничение доли собственных налогов в доходах региональных и местных бюджетов.

Экономический потенциал регионов существенно различается. В результате различаются и базы налогообложения, и суммы налогов, собираемых в регионах. Если все бюджеты будут формироваться исключительно за счет собственных налогов, то возникает неравенство в бюджетной обеспеченности населения.

Эту проблему наглядно демонстрирует пример России. Три региона (Москва, Санкт-Петербург и Самарская область) с населением 16,6 млн. человек вносят в консолидированный бюджет около 30% всех налоговых платежей. В то же время 12 наиболее депрессивных регионов с той же численностью населения вносят порядка 5,6 налоговых платежей.

В расчете на одного человека бюджетные поступления существенно различаются. Было бы несправедливым учитывать эти пропорции при формировании местных бюджетов, поскольку они обусловлены не реальным вкладом в экономику населения преуспевающих регионов, а особенностями экономики страны в целом.

Проблему уменьшения неравенства бюджетной обеспеченности населения из-за неравномерного размещения источников поступлений называют проблемой горизонтального выравнивания.

Технически невозможно изъять у благополучного региона «излишки» доходов. Изымается источник дохода в целом. Некоторые из собираемых в регионе налогов объявляются доходами федерального бюджета. Посредством различных механизмов часть собранных сумм может возвращаться в бюджет региона-донора; другая часть передается регионам-реципиентам.

Рассматривая проблему перераспределения средств между субъектами Федерации, Конституционный Суд РФ отметил, что при этом должен соблюдаться принцип равноправия. Он не означает фактического равенства объемов и нормативов отчисления собранных налогов. Суд РФ отметил, что «в силу конституционного принципа равноправия субъектов РФ в основу такого перераспределения должны быть положены единые критерии».

Таким образом, если у депрессивных регионов доля собственных налогов незначительна из-за недостаточности сумм налогов, то у других регионов - из-за их «взноса» в систему перераспределения.

С проблемой горизонтального выравнивания не следует путать проблему распределения прав на получение доходов. Эта проблема особенно актуальна для федеративного государства с богатыми и неравномерно распределенными по территории природными ресурсами.

Эксплуатация природных ресурсов приносит экономическую ренту - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов. «Налоги на экономическую ренту в регионах, богатых природными ресурсами, дают возможность органам власти этих регионов снижать налоги, осуществлять денежные выплаты населению, обеспечивать исключительно высокий уровень общественных услуг и субсидировать деловую активность на подведомственной территории. Эти действия с тоски зрения других регионов представляются неоправданными, так как разрушают единое поле конкурентной среды, усугубляют территориальное различие в исходных условиях развития регионов и т.п.

Местные органы должны получать компенсацию финансовых, общественных, экологических и других издержек и потерь, вызванных эксплуатацией природных ресурсов. Большая же часть ренты должна поступать в федеральный бюджет для перераспределения в интересах страны в целом.

Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Смысл этой нормы состоит в том, что при использовании природных ресурсов населения соответствующей территории имеет право на часть полученных доходов, в том числе и в виде отчислений от налогов на природопользование, но не все суммы налогов, поскольку это таит угрозу существованию Федерации, нарушает принцип единства экономического пространства. Необходимо также учитывать, что первична гражданская принадлежность к России, а не к субъекту Федерации.

Ограничение доли собственных доходов местных и региональных бюджетов продиктовано и необходимостью проведения единой государственной политики. Финансовое воздействие эффективнее прямого административного воздействия. Предоставляя ресурсы и контролируя их целевое использование, федеральное правительство быстрее и точнее достигает поставленных елей. Влияние на деятельность местных и региональных властей тем больше, чем большую долю их расходов контролирует федеральное правительство.

В соответствии со ст.114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Предоставление субсидий и субвенций регионам для пополнения их собственных ресурсов способствует проведению единой политики.

Таким образом, главная трудность заключается в поиске разумного компромисса между стремлением органов местного самоуправления и органов власти и управления регионов добиться финансовой самостоятельности и задачей предотвращения финансового сепаратизма, губительного для государства в целом.

Принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.


Смотреть значение Фискальный Федерализм в других словарях

Федерализм — федерализма, мн. нет, м. 1. Федеративная система государственного строя (полит.). || Организационная структура чего-н., основанная на принципе федерации (полит.). 2. Политическое........
Толковый словарь Ушакова

Фискальный — фискальная, фискальное (офиц., фин.). Служащий интересам фиска, казны. Фискальные доходы. Фискальные интересы.
Толковый словарь Ушакова

Федерализм М. — 1. Принцип государственного устройства, основанный на началах федерации (1).
Толковый словарь Ефремовой

Фискальный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: фискал (2), связанный с ним. 2. Свойственный фискалу (2), характерный для него.
Толковый словарь Ефремовой

Федерализм — - (от лат. foederatio - союз, объединение) - система правления, в которой власть осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами правления.........
Политический словарь

Федерализм, Федерация — (от лат. foedus -союз, объединение) - 1) теория и практика сложного по структуре политико-территориального устройства государства, состоящего из двух или более частей -........
Политический словарь

Агент Фискальный — англ.fiskal agent А Налоговый агент. Б. Агент правительства или государственного органа, отвечающий за выпуск и погашение облигаций, ведение счетов, оплату чеков и т.д. В роли........
Экономический словарь

Агент, Фискальный — - 1. налоговый
агент; 2. агент правительства или государственного учреждения, организующий
выпуск и
погашение облигаций, ведущий
счета, оплачивающий чеки,........
Экономический словарь

Бюджетный Федерализм (межбюджетные Отношения) — - отношения между бюджетами разных уровней
Экономический словарь

Год, Фискальный — - двенадцатимесячный учетный
период, используемый компанией; обычно совпадает с календарным годом.
Экономический словарь

Доход Фискальный — доход, полученный казной государства.
Экономический словарь

Налоговое Убежище (фискальный Оазис) — Страна с умеренным уровнем налогообложения и/или существенными налоговыми льготами, применяемыми к определенным видам предпринимательской деятельности, например........
Экономический словарь

Федерализм — (фр. federalisme) -1) одна из двух форм территориальной
организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см.
ФЕДЕРАЦИЯ); 2) одна из основ конституционного........
Экономический словарь

Федерализм (бюджетный) — - законодательно принимаемая
норма равноправных (партнерских) отношений между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней........
Экономический словарь

Фискальный — - финансовый, налоговый; имеющий
отношение к аккумулированию государственных доходов (казны); например
фискальный
агент, фискальная
политика и т.п.
Экономический словарь

Фискальный Агент — (1) Обычно банк или трастовая компания, действующая в качестве агента корпорации в соответствии с соглашением о корпоративном трасте. выполняет такие функции, как выдача........
Экономический словарь

Фискальный Год бюджетный год; учетный
период, который обычно совпадает с календарным годом.
Экономический словарь

Фискальный Федерализм — принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.
Экономический словарь

Fiscal Agent (фискальный; Финансовый Агент) — 1. Третья сторона, которая выступает от имени эмитента облигаций при оплате их подписчиками и в целом помогает эмитенту. 2. Представитель одного из национальных финансовых........
Экономический словарь

Федерализм — -а; м. [франц. fédéralisme]
1. Принцип государственного устройства на началах федерации (1 зн.).
2. Политическое течение в ряде стран, добивающееся установления федеративного........
Толковый словарь Кузнецова

Фискальный — -ая, -ое. Юрид. Служащий интересам фиска, казны. Сбор налогов - задача ф-ая.
Толковый словарь Кузнецова

Федерализм — федерали́змтерриториальная стратегия социального контроля для обеспечения сосуществования различных этносов и/или территорий. Гл. принципы федерализма: двухзвенная........
Географическая энциклопедия

ФЕДЕРАЛИЗМ — ФЕДЕРАЛИЗМ, -а, л. 1. Принцип государственного устройства, основанного на федерации. 2. Политическое течение, стремящееся к установлению такого строя. || прил. федералистский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т.д.  

Исторически сложилось так, что сбор налогов в штатах и на местном уровне всегда значительно отставал от расходов этих властей. Нехватка поступлений покрывается в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20% всех своих доходов. Федеральные субсидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собственными субсидиями местным органам управления . Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом. Из-за постоянного и крупного дефицита федерального бюджета субсидии со стороны федерального правительства в последнее время  

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использования. В результате такого перераспределения укрепляется доходная база бюджетов сокращаются или полностью покрываются дефициты бюджетов сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства.  

В основе бюджетного (фискального) федерализма лежат следую-  

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы , связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством . В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств , которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так, за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов содержание учреждений социальной сферы , развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.д.  

С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строго целевого назначения . Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение . Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.  

ФЕДЕРАЛИЗМ ФИСКАЛЬНЫЙ - см. ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ  

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере , основанный на приоритете федерации.  

финансовой сфере , основанный на главенстве федерации. Усиление федерального правительства , предоставление ему больших полномочий и прав (по сравнению со штатами) были основаны на объективной тенденции к экономической и политической централизации. Самостоятельность (автономия) штатов в финансовой сфере основывается на возможности штатов вводить отдельные виды налогов и сборов, устанавливать лимит государственного долга для штата, маневрировать финансовыми ресурсами . За федеральным правительством закреплено право осуществления контроля за расходованием средств , направляемых в бюджеты низших звеньев государственной власти и бюджеты органов местного самоуправления.  

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере , основанный на главенстве федерации.  

В обзоре ИЭПП Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы был проведен анализ влияния новой системы выборов глав субъектов РФ на организацию межбюджетных отношений и фискального федерализма в целом. 2005 г. позволяет подвести некоторые промежуточные итоги введения новой модели федерализма в России. Подтвердился прогноз, сделанный нами о том, что решение о фактической отмене выборности глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет оказывать влияние на состояние межбюджетных отношений и субнациональных финансов в среднесрочной перспективе.  

Существование региональных диспаритетов в Канаде - результат различий в межрегиональном развитии и национальной модели фискального федерализма. Начиная с 1961 г. миграция между провинциями привела к значительному перераспределению населения, что было вызвано относительным падением производительности труда в обрабатывающем секторе и ее ростом в аграрном секторе.  

Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов . Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды , государственный кредит , фонды страхования и фондовый рынок . Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы . Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий . Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.  

Однако фискальный федерализм имеет и негативную сторону, осложняющую налоговые отношения и их координацию. Децентрализация снижает возможности федерального центра в маневрировании по обеспечению макроэкономической стабильности и перераспределению доходов.  

Такая система межправительственного перераспределения средств называется фискальным федерализмом. Вследствие крупного и устойчивого дефицита федерального бюджета и резкого сокращения федеральных субсидий, правительства штатов и органы местной власти вынуждены увеличивать налоговые ставки , вводить новые налоги и сдерживать расходы.  

Ходорович М. Проблемы фискального федерализма в Российской Федерации // Финансы, 1992. № 12.  

Рефьюз Роберт У. Финансирование правительственных расходов . Сравнительный анализ систем фискального федерализма в различных странахЛ В кн. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. Материалы российско-американских семинаров.- М. Агентство США по международному развитию, 1996.-С. 14.  

Фискальный федерализм (fis al federalism) - система трансфертов (дотаций), на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти.  

Наиболее распространенным в настоящее время принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма. Он используется и в Российской Федерации . Согласно данному принципу четко разграничиваются функции между отдельными звеньями финансовой системы. Так, федеральное правительство полностью независим в национальных расходах на оборону, космос, осуществление внешнеэкономических связей . Местные органы власти осуществляют финансирование жизне-  

Определить, что перевешивает - недостатки или преимущества участия в валютной зоне , - можно с помощью критериев оптимальности (см. таблицу). Между критериями существует взаимозависимость, например рост внешней открытости экономики приводит к большей гибкости внутренних цен по отношению к валютному курсу высокая степень мобильности факторов производства и финансовой интеграции между членами зоны делает необязательным условие гибкости цен наличие фискального федерализма позволяет не беспокоиться о последствиях шоков и т.д. Это свидетельствует об эндогенной связи между критериями оптимальности , и одни критерии оптимальности могут выступать заменителями других. Даже если по предварительной оценке кандидаты на участие в валютной зоне не удовлетворяют критериям оптимальности , вхождение в зону приведет к преобразованию экономической системы , и она станет соответствовать необходимым критериям. Благодаря эндогенной природе изменений многие страны будут удовлетворять критериям присоединения к валютному союзу ex post, а не ex ante.  

Фискальный федерализм П. Кенен, 1969 Издержки растущей безработицы в случае макроэкономического дисбаланса могут быть покрыты за счет бюджетных трансфертов от других членов валютной зоны  

После завершения работы группы по совершенствованию межбюджетных отношений в конце декабря 1998 г., основные аспекты развития фискального федерализма в 1999 г. были согласованы между

Введение

Децентрализация

Основные теоремы и гипотезы теории бюджетного федерализма

Теорема о децентрализации

Гипотеза Тибу

Масштабы производства общественных благ

Функции и доходы территориальных бюджетов

Ситуация в России и концепция повышения эффективности фискального федерализма

Необходимость переосмысления положений фискальнеого федерализма в России

Отношения между федеральным центром и регионами

Основные цели новой концепции фискального федерализма

Основные задачи

Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ

Увеличение поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ

Улучшение качества управления государственными и муниципальными финансами

Реализации реформы местного самоуправления

Помощь субъектам РФ в повышении эффективности управления региональными и муниципальными финансами

Повышение прозрачности региональных финансов

Заключение

Литература

Введение

В последние годы экономисты усиленно подчеркивали, что наличие надлежащих экономических институтов, в том числе и в государственном секторе, является необходимым условием экономического роста. Один из наиболее важных институтов такого рода в государстве федеративного типа - многоуровневая организация бюджетной системы, обычно называемая фискальным федерализмом. Неэффективные отношения между различными уровнями государственной власти в стране могут оказаться одной из тех причин, которые определяют отставание России в сфере экономического роста по сравнению с другими государствами с переходной экономикой.

Фискальный федерализм должен обеспечивать политическую стабильность, экономический рост и справедливость в отношениях между различными территориями страны. Эти цели часто противоречат друг другу, но задача властных структур и заключается в том, чтобы достигать, по меньшей мере, взаимовыгодного компромисса. Исследования российской системы взаимоотношений различных уровней государственной власти показывают, что она все еще весьма далека от реализации этих целей. С экономической точки зрения наиболее важным критерием организации взаимоотношений между различными уровнями государственной власти является создание стимулов для экономического развития и инвестиций в инфраструктуру.

Основные принципы федерализма, ориентированного на создание и поддержание рыночной экономики, таковы:

1. Равенство всех регионов в их бюджетных отношениях с федеральным центром и всех местностей в их отношениях с соответствующими региональными центрами. Нельзя допускать никакой дискриминации отдельных регионов и местностей.

2. Независимость бюджетов различных уровней, что подразумевает: наличие собственных, определенных законом источников доходов для каждого уровня; право принимать решения относительно структуры расходов; невозможность налогообложения дополнительных доходов со стороны более высокого уровня власти; право на возмещение дополнительных обязательных расходов, возникших вследствие принятия высшим органов власти законодательных поправок; право устанавливать любые снижения налоговых ставок, которые отражаются только на собственных источниках доходов.

3. Установленное согласно закону (зафиксированное и прозрачное) распределение источников доходов и ответственности по расходам между различными уровнями государственной власти. Как будет показано ниже, принципы разделения доходов могут оказаться ключевым фактором формирования стимулов экономического роста.

4. Соответствие на каждом уровне власти ответственности за определенные расходы доходам на этом уровне.

5. Любое перераспределение финансовых ресурсов между субъектами Федерации или местностями региона либо финансовая помощь одного уровня власти другому должны осуществляться по объективным критериям, открыто и на долгосрочной правовой основе, иными словами, должны быть исключены возможности каких-либо сделок.

Ресурсы общественного сектора принадлежат не только центральным (федеральным), но и территориальным администрациям (региональным, городским, муниципальным). Территориальные единицы наделены правом самостоятельно формировать бюджет, не противореча федеральному законодательству, а также и осуществлять аллокацию расходов.

Но большая часть средств все же находится в распоряжении федеральных властей. Федеральные власти принимают законы, влияющие на деятельность регионов и их бюджетную политику, т.к. основная часть федеральных доходов формируется из доходов территориальных.

Систему взаимоотношений федеральной и территориальных администраций, федерацией и ее субъектами изучает теория бюджетного федерализма. Теория призвана выявить наиболее эффективные и рациональные механизмы этих взаимоотношений, меру территориального самоуправления, механизмы наполнения и расходования бюджетов. Важен вопрос о мере распределения обязанностей по производству общественных благ.

Децентрализация

Мера децентрализации в общественном секторе определяется степенью эффективности выполнения возложенных функций, т.е. в удовлетворении потребности общества в благах и перераспределению благ. Следует определить правила выявления меры децентрализации:

· Если полезность единицы общественного блага доставляется всему обществу, то децентрализация неэффективна. Примером может служить оборона, создание вооружений.

· Если выгоды имеют локальный характер, т.е. в общественном благе нуждаются граждане определенных населений больше, чем в других территориальных единицах, то решение о его производстве принимается на местном уровне. Правда, локализация потребления может происходить не только на географическом уровне, а на уровне, разграниченном, к примеру, языковыми барьерами. Так, финансирование телепередач на определенном языке не позволит потреблять это благо носителям других языков.

Фискальный федерализм наделяет территориальные единицы правом определять потребность в общественных благах, изыскивать средства для их финансирования, т.е. принимать независимые бюджетные решения, не противоречащие федеральному законодательству.

Можно выделить условия эффективности федерализма:

· Децентрализация уместна, если решения по производству общественных благ принимаются на местном уровне и потребляются, главным образом, на местном уровне.

· Потребление и производство общественного блага осуществляется на местном уровне. Жители берут на себя все финансирование блага.

· Население определенной территории более однородно, нежели население всей страны. Следовательно, территориальные функции предпочтения общественных благ различны.

Основные теоремы и гипотезы теории бюджетного федерализма

Теорема о децентрализации

Рассмотрим 2 региона, в каждом из которых есть функции спроса на общественные блага D1 и D2. Пусть предельные издержки равны P*. Блага буду поставляться регионам на уровне Q1 и Q2, если они будут производиться или финансироваться децентрализовано. Но если решение об их производстве на уровне Q = (Q1+Q2)/2 будет приниматься централизовано, то потеря полезностей будет геометрически выражаться площадью заштрихованных треугольников (рис. 1).

Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

В США - система трансфертов, на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

система финансовых отношений субъектов иерархической структуры административно-территориальных образований, в которой каждый субъект является членом более чем одного образования. Это понятие, с одной стороны, выходит за чисто бюджетные рамки, с др., – не замыкается на отношениях между центром и регионами, включая и финансы муниципальных образований. Неразделимость осн. функций разных уровней власти (образование, здравоохранение, соц. обеспечение, правопорядок одинаково важны и для местного самоуправления, и для региона, и для федерации в целом) не позволяет говорить о какой-то единой модели Ф.ф. В высокой степени здесь отражаются историч. особенности формирования государственности и нац. традиции. Для России с ее характерно высокой централизацией внедрение либеральных идей в 90-х гг. проходило особенно остро (провозглашение «районных суверенитетов», образование муниципальной милиции, желание иметь местную налоговую службу, отказ федерального бюджета от подоходного налога, местное налоготворчество). Региональные и местные налоги всегда в той или иной форме находятся под общегос. контролем, чтобы гос-во могло проводить единую налоговую политику, обеспечивать системность налогов, управлять их общей тяжестью, не допускать ущемления доходной базы одних бюджетов за счет др., регулировать механизм перераспределения части средств между бюджетами, предотвращать возможные случаи ошибочных решений на местах. В мире используется две модели Ф.ф.: соответственно с высокой и низкой долей подоходного налога в бюджетах низших уровней. При этом во всех странах действуют системы межбюджетного регулирования, обусловленные неравномерностью социально-экономич. развития территорий, концентрацией доходов и децентрализацией расходов. Огромное значение для России с т.з. бюджетного регулирования имеет усиление роли центра в перераспределении ресурсов и повышение его доли в консолидированном бюджете. Из всех федераций Россия относится к числу стран с самой низкой долей центрального бюджета. Решение главных проблем Ф.ф. связано с ростом экономики и увеличением бюджетных доходов. Поэтому налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и инициировать запуск инвестиционного процесса. Отсюда следует неизбежность усиления роли налогов в выходе России из финансово-экономич. кризиса. Важным шагом в этом направлении стало принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...