Порядок проведения выездной налоговой проверки по енвд. Как производится налоговая проверка ИП на енвд? Необходимость проверок возникает


400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8)

    Салмин Юрий

    Юрист, г. Нижний Новгород

    • 1982 ответа

      893 отзыва

    Доброе утро!

    Возможно, что имеет место проверка в отношении Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью, а не в отношении Вас, как индивидуального предпринимателя. При этом возможно используется такой метод финансового контроля, как встречная проверка , то есть сопоставление экземпляров документов, находящихся в разных юридических лицах или у индивидуального предпринимателя.
    При этом, налоговые органы руководствуются ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».
    Список документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, законодательно не определён.
    Налоговыми органами направляется письменное поручение с указанием причины запроса в инспекцию по месту учета организации (лица), у которого требуется получить документы. В течение пяти рабочих дней после поступления поручения, налоговая инспекция направляет требование о представлении документов.
    После получения требования о представлении документов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны в течение пяти рабочих дней представить заверенные копии запрошенных документов. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В случае невозможности предоставить документы, должен быть дан письменный ответ об этом.
    Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
    Отказать в соответствии с законом налоговым органам в предоставлении документов (информации) можно лишь в том случае, если ими были не соблюдены основания и порядок запроса документов.
    Таким образом, Вам необходимо уточнить следующую информацию:
    1. Проводится ли налоговыми органами проверка в отношении Вас или Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью?
    2. Соответствуют ли реквизиты запроса требованиям, предъявляемым к таким документам ст. 93.1 НК РФ?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, доброе утро.

      В данном случае, налоговая проверяет скорее всего не Вас, а Вашего контрагента. Налоговое законодательство не регламентирует состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

      Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

      1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
      Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового
      органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
      2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых
      органов возникает обоснованная необходимость получения документов
      (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового
      органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой
      сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой
      сделке.
      3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение
      об истребовании документов (информации), касающихся деятельности
      проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в
      налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы
      указанные документы (информация).
      При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519

      Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246

      В соответствии с п.1 ст.93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребованиедокументов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.Статья 93.1 Кодекса
      не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами
      документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
      Какие документы всё-таки придется предоставить налоговикам, а в каких документах аргументировано можно отказать?
      руслан

      Единственное, Вы можете не предоставлять документы, которые не имеют отношения к Вашим с ООО сделкам, либо являются документами только Вашей хозяйственной деятельности.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-1965/11

      Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, праве истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, - вне рамок проведения налоговых проверок в случае обоснованной необходимости.

      Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ни из поручения, на основании которого банку направлено требование, ни из
      требования не усматривается, относительно какой деятельности, либо какой
      конкретной сделки истребуются документы, а также не установили взаимосвязи с проверяемым лицом, как участником налоговых правоотношений.

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДВО от 28.03.2011 №№ А37-1474/2010, Ф03-930/2011

      Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО «Эллис» на основании статьи 93.1 НК РФ направлено требование от 28.01.2010№
      13-10/01-6440э о предоставлении в связи с проведением камеральной
      налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на
      добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 года ООО «Витязь» в течение 5
      дней со дня получения настоящего требования ряда документов,
      относящихся к деятельности последнего.Общество сопроводительным письмом от 15.02.2010 № 10 направило в адрес налогового органа копии истребуемых документов, касающихся финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «Элис» с ООО «Витязь» за проверяемый налоговый период, кроме документов, поименованных в пункте 5 указанного выше требования, указав при этом, что данная информация не относится к деятельности ООО «Витязь», а относится к деятельности ООО «Элис», в связи с чем действия налогового органа по истребованию данных
      документов (информации) выходят за рамки статьи 93.1 НК РФ.Указанные
      обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта от
      29.03.2010 № 1770 и вынесения решения от 06.05.2010 № 3265 о привлечении
      ООО «Элис» к ответственности за совершение налогового правонарушения,
      предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (инспекцией ошибочно указано статьи 129 НК РФ), за отказ от представления запрашиваемых документов.Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах, общество оспорило его в судебном порядке.Проверяя на соответствие закону оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, суд, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.При этом суды, правомерно руководствуясь пунктом 1 статьи 129.1, а также пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, положения которого предоставляют право налоговому органу, проводящему налоговую проверку истребовать у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, исходили из того, что запрашиваемые документы, указанные в пункте 5 требования от 28.01.2010 N13-10/01-6440э, а именно: первичные документы, на основании которых был оприходован товар, реализуемый далее ООО «Витязь» (счета-фактуры, договоры поставки, сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение ТМЦ и пр.) не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО «Витязь», а относятся к деятельности ООО «Элис». В этой связи является обоснованным вывод судов о незаконности возложения инспекцией на ООО «Эллис» обязанности по представлению документов, указанных в пункте 5 требования от 28.01.2010 № 13-10/01-6440э, а его неисполнение последним не может считаться нарушением пункта 5 статьи 93.1 НК РФ.С учетом изложенного признание судом недействительным оспариваемого
      решения инспекции от 06.05.2010 № 3265 в связи с отсутствием в действиях
      общества состава налогового правонарушения, ответственность за
      совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является правильным.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте Руслан!

      Вполне возможно, что налоговым органом предпринята проверка (запрос документов) в целях выявления оснований применения налогообложения единым налогом на вмененный доход.

      Согласно статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании . В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

      Пунктом 1 статьи 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
      В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
      Если налоговым органом будет выявлено, что предметом договора является аренда имущества (автомобиля), а не оказание автотранспортных услуг, то соответственно деятельность по передаче ИП в аренду автомобиля будет признана не подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в рамках общего режима налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и других налогов, предусмотренных Налоговым Кодексом.

      С уважением, В.З. Арабидзе

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо всем ответившим. Но вопрос немного в другом: являются ли все выше перечисленные документы - документами налогового учета для ИП на ЕНВД?

      Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, дело в том, что все эти документы у Вас есть, и должны быть, ФНС Вас про бух. учет не спрашивала, а только про отношения с контрагентом, мой совет, если для Вас это не сильно критично, лучше предоставьте. Ведь нет четкого списка документов, которые обязаны предоставлять налоговой, а какие нет.

      Учитывая изложенное для целей, не связанных с налогообложением,
      индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого
      налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения
      полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте
      получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые
      ордера и т.п.).

      Также для указанных целей индивидуальные предприниматели -
      налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет
      доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных
      документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и
      произведенные расходы.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Я Вас понял. Действительно все документы есть, оплата проходила по банку и предоставить их нет пролем. Проблема в том, что ТТН не оформлялись а услуга оказывалась практически каждый день в течении всего периода(три года). Что делать?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Все документы запрошенные объективно фиксируют экономическую деятельность - первичные учетные документы (между ИП и ООО), содержание данных документов может быть использована как для проверки деятельности ООО так и для правомерности применения ЕНВД ИП.

      П. 5.1. Письма Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013
      г. N АС-4-2/13622@, указывает:

      «В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

      учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
      имеющиеся в наличии лицензии;
      приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
      налоговые декларации (расчеты);
      регистры налогового учета;
      счета-фактуры;
      книги покупок;
      книги продаж;
      журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
      книги учета доходов и расходов;
      книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
      иные документы, относящиеся к налоговому учету;
      бухгалтерская отчетность организации;
      регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
      договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
      банковские и кассовые документы;
      накладные;
      путевые листы;
      перевозочные документы;
      акты приема-передачи;
      акты выполненных работ;
      другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

Налоговая проверка ИП основывается на тех же самых правилах НК РФ, что и проверка юрлиц. Вместе с тем некоторые особенности у налоговой проверки ИП все же есть. Рассмотрим их.

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиком таких обязанностей, как:

  • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
  • правильность расчета налогов;
  • обоснованность применения льгот;
  • своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики .

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • логичность обязанности представления такой отчетности;
  • правильность применения ставок;
  • обоснованность льгот;
  • правильность арифметических расчетов;
  • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
  • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
  • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
  • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика - своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

Как сэкономить на копировании документов по запросам налоговиков, узнайте .

Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки - 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Что налоговики анализируют в уточненной декларации, узнайте из .

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1-4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3-5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов - 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6-8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях - до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2018» .

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по .

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам - камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены - они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД проводится отслеживание деятельности предприятия и на совершение им всех необходимых операций. Это важный момент, без которого невозможно проконтролировать выполнение обязанностей налогоплательщиками. ЕНВД представляет собой единый налог на вмененный доход. Этот показатель прекрасно сочетается с общей и упрощенной системой налогообложения.

Что собой представляет налоговая проверка

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД специальная служба проводит контроль над выполнением задач, которые поставлены перед налогоплательщиками. В эти обязанности входит:

  • начисление налогов, относительно обязанностей налогоплательщика;
  • правильный расчет;
  • обоснованность, касательно используемых льгот;
  • своевременная оплата всех налогов.

Главным инструментом контроля в этом вопросе выступает Налоговая проверка. Подразделяется она на 2 основных типа: камеральную и выездную. Первый тип проверки представляет собой всестороннее ознакомление со всеми видами отчетности. Выездная процедура проводится исключительно на территории предпринимателя. В результате визита просматривается информация касательно оригиналов первички, согласно которой и проводится расчет налога.

Существуют определенные правила, выполняемые во время процедуры. Так, камеральная проверка подразумевает обязательное предоставление налоговой отчетности. При этом специалисты обращают внимание на обоснованность предоставляемых льгот, правильный расчет суммы, сочетание с другими данными и логичность вносимых изменений.

При возникновении спорных ситуаций служба может запросить первичную документацию. Во избежание серьезных штрафов предпринимателю рекомендуется своевременно отреагировать.

Вернуться к оглавлению

Камеральная проверка

В Налоговую инспекцию предприниматель подает декларацию, в которой указана вся информация о перечисляемых суммах.

Камеральная проверка осуществляет отслеживание за правильностью заполнения данного документа, достоверностью представленной информации и полнотой сведений. Инспекция учитывает факт своевременной подачи декларации, наличие ошибок и неточностей в документе.

Если в ходе этого действия были замечены погрешности, инспектор налоговой службы отправит предпринимателю уведомление. В нем будет указана вся информация касательно выявленных ошибок и сроков, которые даются на их устранение. Человеку желательно своевременно отреагировать на представленные претензии. В противном случае могут возникнуть проблемы, в том числе и с дальнейшим функционированием предприятия.

Проверяющий инспектор нередко запрашивает первичную документацию и все данные касательно деятельности предпринимателя. В некоторых случаях это позволяет на месте решить конфликтную ситуацию.

Если в ходе проверки были выявлены мелкие ошибки, их необходимо исправить в срок. Камеральная инспекция не представляет опасности для предпринимателя, но только в случае правомерных действий.

Вернуться к оглавлению

Выездная проверка

Что проверить у ИП на ЕНВД могут в ходе выездной инспекции? Первым делом, необходимо отметить, что данный тип проверки уместен только в случае нарушений правил со стороны предпринимателя. Это могут быть ошибки при заполнении декларации, несвоевременная ее подача, скрытый доход или отсутствие какого-либо обязательного элемента. В этом случае инспекция наносит выездной визит.

Инспектор приезжает на территорию к ИП, где и проводит проверку. В этом действии могут участвовать сразу несколько человек. Ревизия предприятия способна длиться порядка 60 суток, и это вполне нормально. Поэтому предпринимателям рекомендуется своевременно устранять ошибки и не совершать неправомерных действий.

В ходе ревизии ИП должен обеспечить комиссию рабочими местами. Иногда длительность этого процесса составляет порядка полугода. Это возможно в случае обнаружения правонарушений, проблем с документами и непредвиденных ситуациях.

Если ИП не имеет торговых площадей или помещений, ревизия проводится на территории Налогового органа. В ходе ревизии ИП должен представить все документы. Если деятельность предпринимателя закрывается, инспекция еще раз совершает выездную проверку. При обнаружении нарушений человек может быть привлечен к ответственности.

Избежать оплаты единого налога невозможно. Это может привести к развитию серьезных проблем с Налоговой инспекцией, вплоть до закрытия предприятия.

В целях контроля за соблюдением организациями и предпринимателями налогового законодательства налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.

Из данной статьи вы узнаете:
. чем камеральная проверка отличается от выездной
. сроки налоговых проверок
. права налоговиков при проведении проверок

Камеральная налоговая проверка

Проведение налоговых проверок регламентируется главой 14 НК РФ. Согласно НК РФ камеральная проверка начинается после того, как плательщик ЕНВД представил в ИФНС налоговую декларацию или расчет. Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам). Причем если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается новая камеральная проверка «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем налоговики не вправе дважды проверять одну и ту же декларацию (расчет) за один и тот же период (постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 № А12-10597/2009).

Приведем основные положения Налогового кодекса РФ, касающиеся камеральных проверок:

Выездная налоговая проверка

Порядку проведения налоговыми органами выездных проверок посвящена НК РФ. Так, в отличие от камеральной проверки, которая проводится в налоговом органе, выездная проверка осуществляется на территории (в помещении) налогоплательщика. И только если у налогоплательщика нет возможности предоставить налоговикам помещение для выездной проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового орган

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Она может осуществляться по одному или нескольким налогам и охватывать три года, предшествующих году вынесения решения о проверке (если иное не предусмотрено НК РФ). Причем проведение более одной выездной проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период допускается, только если:

Осуществляется реорганизация или ликвидация организации (в отношении прекращения деятельности ИП это правило не действует);

Проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, проводившего первую проверку;

Проверка осуществляется ИФНС, проводившей первую проверку, если организация (предприниматель) представил уточненную налоговую декларацию, предусматривающую меньшую заявленной ранее суммы налога.

Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Основаниями для продления срока проведения выездной

1) получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

2) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопления, наводнения, пожара и т.п.) на территории, где проводится проверка;

3) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

4) непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Обратите внимание: срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

Истребование документов;

Допрос свидетелей;

Назначение экспертизы;

Выемка документов и предметов;

Инвентаризация имущества;

Привлечение специалиста, переводчика.

Обратите внимание: истребование документов (информации) у «вмененщика» возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц.

Что касается оформления результатов проверки, то в последний день проверки налоговики обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее «вмененщику» или его представителю. В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Если налогоплательщик (или его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется в адрес плательщика заказным письмом по почте.

Факт составления справки свидетельствует о том, что проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика. Далее налоговики не вправе требовать от проверяемого лица представления документов или проводить другие мероприятия налогового контроля в рамках решения о проведении этой выездной проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностные лица налогового органа оформляют в установленной форме акт налоговой проверки. В нем отражаются результаты проверки, в том числе и выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.

Если плательщик ЕНВД не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения.

Акт и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные «вмененщиком» возражения рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для подачи письменных возражений налогоплательщика.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...