Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом. Методологическое руководство и основные функции федерального органа, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом



На протяжении многих веков методология ведения бухгалтерского учета была и есть в своей основе единая, международной. Об этом свидетельствуют такие элементы, приемы, методы бухгалтерского учета, применяемые всеми странами, как счета, двойная запись хозяйственных операций, составление оборотных ведомостей и бухгалтерского баланса, денежная (стоимостная) оценка средств, калькуляция, инвентаризация и т.д.
В мире сформировались две системы регулирования бухгалтерского учета. В первой (англо-американской) системе акцент делается на профессиональное регулирование, во второй (континентально-европейской) - на законодательное.
В англо-американской системе, представителями которой прежде всего являются США и Великобритания, соответствующие регулятивные акты, как правило, раз-рабатываются профессиональными неправительственными организациями. В континентально-европейской системе, которая используется во Франции, Германии и России, такие документы издаются государственными (властными) органами.
Итогом развития института профессионального регулирования бухгалтерского учета в мире является создание комитета по международным стандартам финансовой отчетности. Однако международные стандарты, как и любой иной документ, изданный профессиональной организацией, не являются обязательными к применению на практике ни в одной стране, так как не носят характер нормативного акта. Обязательность ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности устанавливается законодательством, поэтому и международные стандарты способны определить бухгалтерскую практику в конкретной стране лишь в рамках, регламентированных законом. Причем это характерно для стран, применяющих обе системы регулирования бухгалтерского учета.
В рамках англо-американской системы регулирования бухгалтерской практики собственно наличие профессиональных бухгалтерских стандартов юридически обусловлено соответствующим законодательством, регулирующим экономические отношения. Отсюда следует, что в любом случае регулирование бухгалтерской практики прямо (как это имеет место в континентально-европейской системе учета) или косвенно (англо-американская бухгалтерия) получает юридическую обусловленность через бухгалтерское законодательство или легализацию учетных стандартов.
Это положение утверждается и собственно международными стандартами финансовой отчетности. В предисловии к международным стандартам в параграфе 19 «Полномочия, придаваемые стандартам» говорится: отдельно ни Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО), ни бухгалтерская организация не имеют полномочий вводить международное соглашение или требовать соблюдения международных стандартов финансовой отчетности. Успех усилий КМСФО зависит от признания и поддержки его работы со стороны заинтересованных групп, действующих в рамках их собственной юрисдикции.
Таким образом, успех адаптации международных стандартов в конкретной стране зависит от положений ее бухгалтерского законодательства. Следовательно, в современных условиях в Республике Беларусь, когда развитие бухгалтерского учета в основном происходит в рамках реализации правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, как никогда, особую актуальность приобретают вопросы понимания норм бухгалтерского законодательства, его места в общей системе права и соподчиненности с иными его отраслями.
Под бухгалтерским, законодательством следует понимать совокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанавли-вающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязанности и права лиц - субъектов бухгалтерского учета.
Применение международных стандартов бухгалтерского учета в определенной степени создает уверенность у иностранных инвесторов в безопасности вложения своих капиталов в экономику других стран, а также методологическую основу для правильной разработки и усовершенствования национальной системы в Республике Беларусь.
В каждой стране есть свои особенности в документальном оформлении хозяйственных операций, в оценке средств производства и произведенной продукции, в назначении и содержании бухгалтерских счетов и др.
Для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
В Республике Беларусь государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения еди-нообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и другими государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. В создании нормативных документов по учету принимают также участие Белорусская ассоциация бухгалтеров, Аудиторская палата.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные функции руководства учетом возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитет статистики Республики Беларусь и другие отраслевые органы управления.
Непосредственное методологическое руководство в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает:
национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;
положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в учете и отчетности операций, не регламентируемых национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности;
типовые унифицированные формы первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;
другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности и их совершенствование.
Отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь разрабатывают и утверждают для подведомственных организаций нормативные документы по отражению в учете и отчетности отдельных специфических объектов учета и хозяйственных операций, специализированные формы первичных бухгалтерских документов, регистров учета и отчетности. Главные бухгалтера отраслевых министерств и ведомств обеспечивают рассылку и внедрение в практику отраслевых стандартов, всех нормативных документов главным бухгалтерам подведомственных организаций.
В организациях руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер или лицо, его заменяющее. Организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности организации. Учетная политика оформляется приказом руководителя организации, вводится с начала отчетного года и действует до конца года без изменений, кроме случаев:
реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);
изменения законодательства Республики Беларусь;
изменения условий хозяйствования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система регулирования бухгалтерского учета состоит из 4-х уровней.
Таблица 1. 4-х уровневая система регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь Уровень Сущность Документы Органы, принимающие документы 1.Законодательный Определяет сущность бухгалтерского учета, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления отчетности Законы, кодексы, указы, постановления Президент, Национальное собрание, Совет Министров 2. Нормативный Устанавливает базовые правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в отчетности Положения по бухгалтерскому учету Министерство финансов, Министерство экономики, Национальный Банк 3.Методологический Носит рекомендательный характер, посредством документов, в которых изложены разъяснения по вопросам постановки и ведения бухгалтерского учета Инструкции, Методические указания, рекомендации Министерство финансов, Национальный Банк, министерства и ведомства 4.Организационный Регулирует бухгалтерский учет непосредственно в организации посредством документов, определяющих учетную политику организации в методическом, техническом, организационном плане Приказы, распоряжения, планы, графики и т.д. Организации, учреждения и их структурные подразделения Коллизия законов – расхождение содержания (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если имеется расхождение между актами, изданным одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Такое расхождение возможно в силу того, что принятие нового акта не всегда сопровождается одновременной отменой устаревших актов по тому же вопросу. При расхождении между общим и специальным актом преимущество отдается специальному, если он не отменен изданным позднее общим актом. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах принятых разными органами, то применяется норма принятая вышестоящим органом.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета;

Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация:

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Официальным исполнительным органом регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации. На него возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета. Непосредственно разработкой нормативных документов для хозяйствующих субъектов занимается Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета отдельных операций в кредитных организациях возложено на Центральный банк Российской Федерации.

Методология бухгалтерского учета имеет отраслевую специфику, связанную с учетом выручки и затрат, расчетом финансового результата. Регулировать отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета были призваны отраслевые министерства и ведомства по согласованию с Минфином России. В настоящее время эту функцию выполняют очень немногие министерства и ведомства.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В настоящее время систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России составляют документы четырех уровней.

Первый уровень документов включает законы, указы президента, постановления правительства, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К этой группе документов относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный. закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют стандарты (положения) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. В настоящее время утверждены и применяются на практике следующие положения:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Утверждено приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена виностранной валюте» ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н;

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н;

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н;

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н;

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ11/2000. Утверждено приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина России от 27 января 2000г.№11н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ13/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

Положение по бухгалтерскому учету « Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000г.№91н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ15/01. Утверждено приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н;

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66 н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02. Утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002г. № 115н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.

Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и т.п. Основными среди них являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Документами четвертого уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В 1998 г. Правительством Российской Федерации была создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета -и финансовой отчетности. Ее основные задачи - разработка программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и контроль за ходом ее выполнения. Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности, программой предусмотрены создание новой системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и организация системы переподготовки бухгалтерского персонала.



К 2003 г. в рамках программы:

1) создана система национальных стандартов бухгалтерского учета (положения по бухгалтерскому учету);

2) разработана новая методология формирования финансовой отчетности;

3) приняты новые планы счетов бухгалтерского учета коммерческих и бюджетных организаций;

4) созданы профессиональные бухгалтерские объединения.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: (в ред. Федерального закона от 23.07.98 N 123-ФЗ)

а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером - специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером - специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Задача:

Граждане Мухаметзянов, Петровский и Уваров обратились в арбитражный суд РТ с исковым заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации ООО «Колос», учредителями которого они являлись. Иск был предъявлен районной администрации, куда они обратились со всеми необходимыми документами. Они предъявили суду Постановление Главы районной администрации, в котором указывается, что в данном районе имеется организация с подобным наименованием и что одному из учредителей 17 лет.

Перечислите документы необходимые для регистрации ООО. Какое решение должен принять суд?

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г.) общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации предприятий (в том числе и ООО) содержится в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года.

Согласно ст.1 данного Положения для государственной регистрации предприятий необходимо представить следующие документы:

Заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;

Утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;

Решение о создании предприятия или договор учредителей;

Документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;

Свидетельство об уплате государственной пошлины.

В рассматриваемой нами задаче при образовании ООО «Колос» были допущены нарушения ГК РФ: неправомерно использовано чужое фирменное наименование (нарушение требований ст.54), в качестве одного из учредителей выступило недееспособное лицо (нарушение требований ст.21, 26 ГК-вопрос о возможной эмансипации указанного лица мы опускаем, поскольку это не оговорено в условиях задачи). Остается решить вопрос о достаточности данных нарушений для отказа в государственной регистрации ООО «Колос».

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками организации требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности , утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 382-Р в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень -законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемые Правительством России.

В настоящее время издано 14 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень - документы, которые носят обязательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования. Утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики.

Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.

Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером; когда в организации отсутствует бухгалтерская служба, руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или соответствующим органам (специалистам) на договорных началах (это в основном касается малых организаций).

В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:

Осуществление расчетов;

Ведение материального учета;

Осуществление производственно-калькуляционной работы;

Финансовый учет и т.д.

Главный бухгалтер назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета. В организациях, основанных на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности по согласованию с собственником имущества организации либо органом, уполномоченным собственником.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов и выполнением обязательств и отражением на счетах бухгалтерского учета хозяйственной оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации. Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Без подписи главного бухгалтера указанные документы недействительны и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может письменным распоряжением обязать принять указанные документы к исполнению; с этого момента ответственность за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других). Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений (информации) обязательны для всех работников организации.

Главный бухгалтер не может исполнять обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, получать по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для организации.

В малых организациях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и его достоверности с составлением акта, утверждаемого руководителем организации.

Смотрите также:

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях. Статья 7. Главный бухгалтер. Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях. Статья 7. Главный бухгалтер. Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...