Депозитные и электронные деньги. Депозитные деньги


Россия. Согласно Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., Российская Федерация-Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По своему международно-правовому статусу Россия является правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Формирование политической системы в России началось в декабре 1991 г. после распада СССР и переименования РСФСР в Российскую Федерацию. Основными субъектами политической системы России являются органы государственной власти (Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ) и политические партии.

Президент Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является главой государства. Многие полномочия Президента РФ либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. В частности, Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, может давать поручения Правительству, а также осуществлять руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Однако Президент РФ не относится к какой-либо одной ветви государственной власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной Думы и принятия решения об отставке Правительства РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент РФ обладает неприкосновенностью, что означает невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо иных мер принудительного характера (допрос и т.п.). Конституция РФ устанавливает порядок отрешения Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления. Этот порядок предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представитель­ного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). С 2007 г. депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер для политических партий составляет 7 %.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета, а также ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент страны вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Госдума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Другим субъектом политической системы являются политические партии. В России существует многопартийная система. По итогам выборов 2011 г. в Государственную Думу РФ, которые происходили на пропорциональной основе (по партийным спискам), в нее прошли только четыре политические партии, сумевшие преодолеть семипроцентный барьер: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливая Россия».

Турция. ТурецкаяРеспублика была образована в 1923 г. после распада Османской империи. Согласно Конституции 1989 г., Турция являетсяунитарным государством с республиканской формой правления смешанного (президентско-парламентского) типа. Основными субъектами политической системы Турецкой Республики являются органы государственной власти (Президент, Великое национальное собрание и Совет министров Турции) и политические партии.

Президент является главой Турецкой Республики и осуществляет верховную власть. Президент Турции обладает также существенными полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Президент Турции избирается в результате прямых выборов путем тайного голосования всех граждан страны на 5 лет (не более чем на два срока). Кандидатуры на пост главы государства выдвигаются из числа членов Великого национального собрания Турции и других граждан Турецкой Республики. Президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к парламенту, поэтому депутат Великого национального собрания, который хочет быть избранным в президенты, должен предварительно выйти из политической партии. Чтобы получить право быть избранным в президенты, гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: быть старше 40 лет, иметь законченное высшее образование, иметь право быть избранным в парламент. Президенту может быть объявлен импичмент. Импичмент в Турции возможен только в случае государственной измены президента, во всех остальных случаях недопустимо обращение в какую-либо судебную инстанцию по поводу любых действий, предпринятых Президентом Турецкой Республики.

Законодательная власть в Турции принадлежит Великому национальному собранию Турции. В его состав входят 550 депутатов, которые избираются путем прямых, всеобщих, равных выборов сроком на 4 года. По Конституции Турции недопустимо совмещение министерских постов и депутатских мандатов. Возможны как досрочные выборы в Великое национальное собрание Турции, так и их задержка. Досрочные выборы могут проводиться либо если парламент был распущен, поскольку за четыре голосования не смог избрать президента, либо по собственному решению собрания. Отложить выборы возможно лишь в случае войны, когда они переносятся на следующий год, подобных переносов может быть неограниченно много, пока военная опасность не минует. Если в Великом национальном собрании Турции появляются свободные места, то возможны промежуточные выборы

Исполнительная власть в Турции представлена Советом министров, возглавляемым премьер-министром. По итогам выборов в Великое национальное собрание ТурцииПрезидент назначает главу победившей партии на пост премьер-министра, который предлагает кандидатуры министров из числа членов Великого национального собрания Турции, с последующим одобрением этих кандидатур Президентом.

При Президенте образуется Совет государственного контроля с целью содействия эффективному функционированию управления и соблюдению законов. Существует также Совет национальной безопасности, состоящий из премьер-министра, начальника генштаба, министра национальной обороны, министров внутренних и иностранных дел, командующих армией, флотом и воздушными силами, а также главнокомандующего жандармерией.

В Турции существует многопартийная система. В стране зарегистрированы 49 политических партий. Сегодня у власти находится умеренно консервативная Партия справедливости и развития. Помимо нее, в Великом национальном собрании Турции представлены «Народно-республиканская партия Турции» и «Партия национального движения».

В Турции существует смешанная (пропорционально-мажоритар­ная) избирательная система, создающая благоприятные условия для победы на выборах в Великое национальное собрание крупных политических партий и формирования Совета министров. Парламентские выборы проводятся в избирательных округах (соответствующих границам провинций) на основе всеобщего прямого, равного, тайного голосования, являющегося обязательным для всех лиц, обладающих правом голоса. Неявка на избирательные участки карается денежным штрафом. Избирательным правом обладают все турецкие подданные, достигшие 18-летнего возраста, за исключением солдат и унтер-офицеров действительной службы, военных курсантов, а также лиц, находящихся под арестом или отбывающих тюремное заключение.

Выборы осуществляются по партийным спискам, где представлены кандидаты лишь от тех партий, которые имеют представительство, по крайней мере, в половине провинций и одной трети округов внутри каждой провинции, а также представили двух кандидатов на парламентское кресло в половине и более провинций.

Кроме того, установлен двойной заградительный барьер для партий, стремящихся войти в состав Великого национального собрания Турции. «Общий барьер», существующий на национальном уровне, заключается в том, что политическая партия, не набравшая 10 % всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов. Барьер, существующий на местном уровне внутри границ каждого избирательного округа, рассчитывается делением числа всех поданных голосов на число депутатских мандатов, установленное для этого округа.

Существующая избирательная система позволяет одерживать победу лишь крупным партиям, что ведет к формированию правительства однопартийного большинства. Несмотря на то, что по количеству официально зарегистрированных и принимающих участие в выборах партий Турцию можно отнести к типу атомизированных партийных систем. В условиях существующего в стране избирательного законодательства реальное политическое влияние может оказывать лишь та партия, которая выиграла парламентские выборы и сформировала правительство.

Важную роль в политической системе Турции играют силовые структуры. В истории Турецкой Республики известны факты перехода государственной власти в руки армейского руководства. Турция постоянно испытывает скрытое влияние военных, которое в настоящее время ограничивается рекомендациями и наблюдением за деятельностью исполнительной власти прежде всего в такой сфере, как внутренняя безопасность. С 2006 г. ведутся мероприятия по постепенному сокращению численности турецкой армии, на сегодняшний день являющейся второй по величине (после американской) в НАТО. Гражданский контроль над силовыми структурами следует оценивать как минимальный.

Иран. Исламская Республика Иран была провозглашена в 1979 г. в результате исламской революции под руководством аятоллы Хомейни. Исламская Республика Иран – унитарное государство, с республиканской формой правления.

Система правления в Иране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентско-республиканской формы правления. В политической системе Ирана есть разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом верховного лидера и лидеров мусульманской уммы.

Иран – теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти. В основе религиозной власти, обеспечивающей легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является «велаяте факих» («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер – Верховный лидер исламской революции – Рахбар,которыйкурирует работу всех ветвей власти и избирается Советом экспертов, состоящим из 86 шариатских правоведов-факихов и выбираемым путем прямого голосования на 8 лет. При этом допускается передача Рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.

Согласно Конституции Исламской Республики Иран, высшим официальным лицом, после Верховного лидера исламской революции (Рахбара), является Президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию Рахбара). Президент, возглавляющий правительство (совет министров) избирается путем прямых, тайных, всеобщих выборов сроком на 4 года с возможностью переизбрания еще на один срок. Президент ответствен перед народом, Рахбаром и Меджлисом (законодательным органом власти). Президенту может быть объявлен вотум недоверия со стороны Меджлиса (для этого требуется согласие 2 / 3 состава парламента), однако решение об отстранении Президента от должности принимает Рахбар, который также может отправить Президента в отставку в случае признания его верховным судом виновным в нарушении конституционных обязанностей.

Совет министров Ирана не является партийным или коалиционным правительством. Формированием правительства занимается Президент, кандидатуры министров должны получить вотум доверия в Меджлисе. Особую роль в политической системе Ирана играет также Корпус стражей исламской революции, входящий в структуру органов исполнительной власти, на который возлагаются задачи по защите революции и ее достижений.

Меджлис (Собрание исламского совета), являющийся высшим органом законодательный власти Ирана, формируется в результате прямого голосования сроком на 4 года. Общины зороастрийцев и евреев имеют по одному представителю в Меджлисе, община ассирийцев и христиан совместно избирает одного представителя в законодательный орган. Президент, его заместители, министры и их советники имеют право участвовать в открытых заседаниях Меджлиса и обязаны это делать в случае, если из парламента к ним поступило приглашение.

Меджлис имеет право осуществлять собственное расследование в любых областях жизни в стране. Он также обладает полномочиями объявить Президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам. Деятельность Меджлиса не должна противоречить государственной религии и конституции страны.

Обязанность следить за нарушениями Меджлисом исламских принципов и конституции возлагается на Наблюдательный совет. Также на него возложены функции конституционного контроля, толкования конституции, а также контроля за отбором кандидатов в президенты, выборами членов Совета экспертов, Президента республики, Меджлиса, проведением референдумов и другими формами выражения общественного мнения.

Особое место в политической системе Ирана занимает Высший совет национальной безопасности, функционирующий в соответствии с конституционными поправками 1989 г. и координирующий деятельность всех органов государственной власти (включая разведывательные службы) в области обороны и безопасности. В его состав входят Президент (возглавляет совет), два назначенных Рахбаром представителя, спикер Меджлиса, глава судебной власти, представители вооруженных сил, министры (иностранных дел, внутренних дел, информации), руководитель Корпуса стражей исламской революции. Принимаемые Высшим советом национальной безопасности решения вступают в силу после их одобрения Рахбаром.

Конституция Исламской Республики Иранразрешает создание политических партий и политических объединений. Тем не менее, политические партии – это сравнительно новое явление в политической системе Ирана. До 1987 г. единственной легальной партией являлась «Исламская Республиканская Партия» (ИРП), созданная еще в период эмиграции аятоллы Хомейни. Процесс институционализации партий был связан с курсом на политическую либерализацию при Президенте Хатами.

В настоящее время партийная система Ирана насчитывает около 15 политических партий. Несмотря на то, что в основу их политических программ заложены исламские принципы, внутри- и внешнеполитические курсы этих партий весьма различны: от реформаторских, ставящих прагматические цели сотрудничества с Западом для получения доступа к новейшим достижениям науки и технологиям, до крайне радикальных исламских партий, для которых «экспорт исламской революции» является неизменной и важнейшей задачей.

Большую роль в политической системе Ирана играют политические объединения (партии) духовенства, такие как «Общество борющегося духовенства» и «Ассоциация борющихся мулл». Помимо этих двух организаций исламского духовенства, значительное влияние на политическую жизнь в стране оказывают такие партии, как «Исламский фронт иранского участия», «Организация моджахедов исламской революции», «Партия солидарности исламского Ирана», «Исламская партия труда», «Служители созидания», «Исламское коалиционное общество». Другие политические группы реформистской направленности (например, «Фронт за демократию и права человека», «Фронт партнерства исламского Ирана»)существенного значения в стране не имеют.

Властям Ирана удалось почти полностью подавить деятельность военизированных группировок, таких как «Организация моджахедов иранского народа» (до недавнего времени она числилась в международных списках как террористическая организация), «Народные фидаины», «Демократическая партия Иранского Курдистана».

Грузия. Республика Грузия провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции, принятой в 1995 г. (измененной в 2010 г.), Грузия – независимое, единое и неделимое государство, формой политического устройства которого является демократическая республика.

Главой государства является Президент Грузии, избираемый на
5-летний срок всеобщим, прямым, тайным голосованием. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока подряд. Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в Грузии не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Грузии. Президент является также Верховным главнокомандующим и председательствует на заседаниях Совета национальной безопасности. Он назначает членов Совета национальной безопасности, также назначает на должность и освобождает от должности начальника генерального штаба вооруженных сил Грузии, других военачальников.

Президент Грузии неприкосновенен. В период пребывания в должности не допускается его арест или привлечение к уголовной ответственности. В случае государственной измены, совершения других преступлений или нарушения Президентом Конституции парламент может отрешить от должности Президента Грузии.

Высшим представительным и законодательным органом власти Грузии является Парламент, состоящий из 150 депутатов (75 из которых избираются по пропорциональной и 75 – по мажоритарной системе). Членом парламента может быть избран гражданин Грузии, достигший 25-летнего возраста, имеющий право избирать. В парламенте Грузии действует Группа доверия – это единственная парламентская структура, которой доступна секретная госинформация. Группа имеет право контроля над расходами бюджета силовых ведомств.

Парламент прекращает свою деятельность после вступления в силу указа Президента о роспуске парламента. Основанием для принятия такого решения выступает отказ парламента объявить вотум доверия как всему составу правительства Грузии, так и отдельным его членам – премьер-министру Грузии и отдельным министрам. За президентом сохраняется право роспуска парламента и в случае объявления парламентом Грузии вотума недоверия отдельным правительственным программам, в том числе и законопроекту о государственном бюджете. Существенно, что при возникновении вышеуказанных ситуаций, согласно внесенным поправкам в Конституцию, парламент не имеет права объявить импичмент президенту. Парламент Грузии выражает доверие или недоверие составу правительства и правительственной программе, инициирует процедуру импичмента Президента Грузии.

Исполнительная властьв Грузиипринадлежитправительству. Руководит правительством премьер-министр, который с согласия Президента Грузии назначает на должность других членов правительства, утверждаемых затем высшим законодательным органом страны. Для получения доверия необходима поддержка большинства от полного состава парламента.

Парламент Грузии принял изменения и дополнения в конституцию, согласно которым страна с 2013 г. перейдет на новую модель государственного управления – парламентскую республику. Изменения полностью вступят в силу до конца 2013 г., после очередных парламентских (2012 г.) и президентских (2013 г.) выборов.

Новая модель конституции предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. В соответствии с конституцией в стране будет сильная законодательная и исполнительная власть, а также сильный президент. Кроме того, предусмотрено усиление независимости судебной власти.

Президент ограничивается лишь формальным правом назначения правительства, так как он будет обязан представить те кандидатуры, которые предложит парламент. После избрания на пост президента, ему запрещается занимать высшие должности и тем более лидера какой-либо партии. Президент уже не будет обладать единоличным правом на отправку в отставку правительства, а также на подбор силовых министров и их освобождение с должности, или эксклюзивным правом кураторства над ними. У будущего президента не будет права на приостановление или отмену правовых актов правительства.

Согласно новой модели конституции, правительство становится верховным органом исполнительной власти, которое обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики страны, и подотчетно парламенту. Главой правительства является премьер-министр, который назначает и отправляет в отставку других членов правительства.

Новое правительство будет укомплектовывать партия, которая имеет лучшие результаты по итогам выборов в новоизбранном парламенте. Президент должен будет выдвинуть на пост премьер-министра кандидата, которого ему предложит вышедшая на первое место по итогам парламентских выборов партия. Кандидат в премьеры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представляет кандидатуры на утверждение парламенту. Парламент отвечает за правительство и его роспуск.

В стране существует многопартийная система, официально зарегистрированы порядка 190 политических партий, однако нельзя точно сказать, сколько партий реально работает в стране. Большинство партийных организаций не обладает реальным политическим весом и группируется вокруг отдельных политических фигур. Численный рост партий стимулируется национальным законодательством, которое не создает значительных препятствий и ограничений для регистрации и деятельности партийных объединений со стороны государства.

В Грузии высокий избирательный барьер, поэтому в парламенте представлено всего несколько партий: партия «Единое национальное движение», «Объединенная оппозиция Грузии», «Лейбористская партия», «Христианско-демократическое движение», «Республиканская партия».

Армения. Республика Армения была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Конституция Армянской Республики, принятая в 1995 г., утверждает ее как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

Главой государства является Президент Республики Армения, который следит за соблюдением конституции, обеспечивает нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей, является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики. По конституции Президенту предоставляются чрезвычайные полномочия в случае возникновения угрозы функционированию институтов публичной власти. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и назначает их высший командный состав.

Президент Армении избирается сроком на 5 лет. Им может стать каждый житель страны 35-летнего возраста, являющийся последние 10 лет гражданином Армении и постоянно проживающий в Армении последние 10 лет, а также обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность президента более двух раз подряд. Выборы президента проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства (для победы необходимо получить 50 % голосов + 1 голос). Кандидатов в президенты могут выдвигать политические партии, а также граждане в порядке гражданской инициативы.

Отставка президента принимается парламентом простым большинством голосов от общего числа депутатов. Политической ответственности президент не несет. Он может быть отрешен от должности лишь за государственную измену или иное тяжкое преступление. Президент может распустить парламент, но только не во время военного и чрезвычайного положения.

Высшим законодательным органом власти в Армении является Национальное собрание, которое состоит из 131 депутата (с 2007 г. 41 депутат избирался по мажоритарным одномандатным избирательным округам, 90 депутатов – по пропорциональной системе). Национальное собрание избирается посредством всенародных выборов на 5-летний срок. Депутатом парламента может быть избрано лицо, не моложе
25-летнего возраста. При этом действует ряд цензов: последние 5 лет необходимо являться гражданином Армении и постоянно в ней проживать, а также обладать активным избирательным правом.

Исполнительную власть осуществляет правительство Республики Армения. Глава правительства – премьер-министр – назначается Президентом после консультаций с Национальным собранием. Президент назначает и освобождает членов правительства по предложению премьер-министра.

В Армении признаются идеологический плюрализм и многопартийность. Наиболее влиятельными из большого числа партий являются «Республиканская партия Армении» (около половины мест в парламенте), «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн». Оппозиция представлена двумя партиями – либеральной «Оринац Еркир» («Страна Законности») и национально-демократической партией «Наследие». В Национальном собрании сохраняется устойчивое пропрезидентское большинство.

Азербайджан. Азербайджанская Республика была провозглашена независимым государством в 1991 г., после распада СССР. Согласно Конституции Азербайджана, принятой в 1996 г., азербайджанское государство является демократической, правовой, светской, унитарной республикой. Государственная власть в Республике организуется на основе принципа разделения власти: законодательную власть осуществляет Милли Меджлис Азербайджанской Республики; исполнительная власть принадлежит Президенту страны; судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики как высший законодательный орган власти состоит из 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы и всеобщих, равных и прямых выборов путем свободного, личного и тайного голосования в первое воскресенье ноября. Срок полномочий депутатов Милли Меджлиса ограничивается сроком полномочий созыва Милли Меджлиса. Каждый гражданин Азербайджана в возрасте не моложе 25 лет может быть избран в установленном законом порядке депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Не могут быть избраны депутатами Милли Меджлиса лица с двойным гражданством, имеющие обязательства перед другими государствами, работающие в системе исполнительной или судебной власти.

Главой азербайджанского государства является Президент Азербайджанской Республики, которому принадлежит исполнительная власть. Президентом Азербайджанской Республики может быть избран гражданин Азербайджана не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Республики свыше 10 лет, обладающий избирательным правом, в том числе не судимый за тяжкое преступление, не имеющий обязательств перед другими государствами, имеющий высшее образование, не имеющий двойного гражданства.

Президент Азербайджанской Республики избирается на 5-летний срок путем всеобщих, прямых и равных выборов при свободном, личном и тайном голосовании более половины участвующих в голосовании. Никто не может быть избран Президентом Азербайджанской Республики повторно свыше двух раз. Президент является главнокомандующим вооруженными силами Азербайджанской Республики.

С целью обеспечения создания условий для осуществления конституционных полномочий Президент организует Исполнительный аппарат и назначает его руководителя. Общее руководство деятельностью Исполнительного аппарата осуществляет лично Президент. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и Администрации занимается Управление делами Президента.

С целью организации осуществления исполнительных полномочий Президент создает Кабинет министров Азербайджанской Республики. Кабинет министров является вышестоящим органом исполнительной власти Президента Азербайджанской Республики, он подчиняется Президенту и ему подотчетен.

В Азербайджанской Республике существует многопартийная система, включающая более 30 политических партий. Ведущей является партия «Новый Азербайджан», которой принадлежит большинство мест в парламенте. Ведущая оппозиционная сила в парламенте – «Народный фронт Азербайджан». Из других оппозиционных партий в парламенте представлены «Мусават» («Равенство») и «Партия национальной независимости». К числу влиятельных политических организаций относятся также «Азербайджанская социал-демократическая партия» и «Азербайджанская народная партия».

Абхазия. Республика Абхазия (Апсны) – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1993 г. в результате грузино-абхазской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно Конституции Республики Абхазия, принятой в 1994 г., главой государства является Президент Республики Абхазия. Выборы Президента осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом. Одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

На время выполнения своих полномочий Президент Республики Абхазия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент не является депутатом парламента и не может занимать никакие другие должности в государственных и общественных органах, а такжепредпринимательских структурах.

Для осуществления общего руководства исполнительной властью на территории Республики Президент руководит Кабинетом министров Республики Абхазия. Кабинет министров формируется Президентом Республики и ему подотчетен. В состав входят Премьер-министр, вице-премьеры, министры, другие должностные лица, предусмотренные законом.

Высшим законодательным органом власти является Народное собрание Республики Абхазия, которое состоит из 35 депутатов. Выборы в Народное собрание осуществляются на мажоритарной основе, путем всеобщего, равного, прямого избирательного права, посредством тайного голосования. Срок полномочий Народного собрания – 5 лет.

В политической системе Республики активную роль играют политические партии: «Единая Абхазия» (проправительственная партия), «Форум народного единства Абхазии» (оппозиционная партия), «Коммунистическая партия Республики Абхазия» и центристская «Партия экономического развития Абхазии».

Южная Осетия. Республика Южная Осетия – демократическая республика, провозгласившая свою независимость от Грузии в 1992 г. в ходе южно-осетинской войны. Международно-правовой статус – частично признанное государство, не являющееся членом ООН (признано 5 государствами, членами ООН, в том числе Российской Федерацией).

Согласно действующей Конституции, принятой в 2001 г. (первая Конституция Республики Южная Осетия была принята в 1993 г.), Республика Южная Осетия – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики.

Главой государства и главой исполнительной власти Республики Южная Осетия является Президент. Президент избирается гражданами Республики сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. На время исполнения своих полномочий Президент Республики Южная Осетия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.

Высшим представительным законодательным органом власти Республики Южная Осетия является парламент, который избирается сроком на 5 лет в составе 34 депутатов (19 депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе, а 15 депутатов – по пропорциональной системе). Депутатом парламента может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории Республики Южная Осетия. Президент Республики Южная Осетия вправе распустить парламент Республики в случае пересмотра им основ конституционного строя Республики при наличии соответствующего заключения Конституционного суда Республики Южная Осетия.

Высшим коллегиальным государственным органом единой системы исполнительной власти в Южной Осетии является правительство Республики Южная Осетия. В соответствии с Конституцией, Президент Республики как глава исполнительной власти определяет основные направления деятельности правительства Республики и организует его работу. Президент Республики из состава правительства Республики образует президиум правительства Республики Южная Осетия для оперативного решения задач, стоящих перед правительством и возглавляет его.

Политическая система Республики Южная Осетия представлена политическими партиями «Единство» и «Коммунистическая партия Республики Южная Осетия».

Задания для самостоятельной работы

Проектное задание:

1. Геополитическая ситуация в Черноморско-Каспийском регионе: состояние и сценарии развития.

Составить таблицы:

1. Геополитические стратегии Турции, Ирана, Армении, Азербайджана, Грузии и России в Черноморско-Каспийском регионе.

2. Политические системы в Турции, Иране, Армения, Азербайджане, Грузия и России.

Составить структурно-логические схемы:

1. Геополитическая парадигма евразийских исследований.

2. Западные евразийские геополитические концепции.

3. Российские евразийские геополитические концепции

4. Основные вызовы национальной безопасности России в Черноморско-Каспийском регионе.

В современном обороте находятся депозитные деньги. Депозитные деньги - это выпускаемые банками кредитные знаки стоимости, которые обладают всеобщей обращаемостью.

Депозитные деньги, являясь подобно бумажным видом неразменных денег, не обладают собственной внутренней стоимостью, их покупательная способность, как и бумажных, определяется их представительной стоимостью.

Депозитные деньги отличаются от бумажных по эмитенту. Эмитентом бумажных денег было казначейство (Минфин), а депозитные деньги выпускаются банками, обеспечены активами банков-эмитентов. Характер обеспечения зависит от банковской операции, на основе которой выпущены депозитные деньги. Деньги, выпущенные в процессе кредитования хозяйства, обеспечены ссудами предприятиям населению; в процессе кредитования государства - государственным долгом, государственными ценными бумагами; на основе покупки иностранной валюты - этой валютой. Классические депозитные деньги (банкноты) были обеспечены золотом, т.е. свободно обменивались на золото.

Наконец, неодинаковы закономерности обращения бумажных и депозитных денег. Если бумажные деньги не устойчивы по своей природе, то депозитные деньги могут быть устойчивы, а могут и обесцениваться. Если депозитные деньги выпускаются в порядке кредитования хозяйства, то их эмиссия увязывается с потребностью товарооборота в деньгах, и, значит, они могут быть устойчивы. Если депозитные деньги выпускаются в порядке кредитования государства или покупки иностранной валюты, то их выпуск осуществляется без учета потребностей товарооборота, а значит, они могут обесцениваться . Выпуск депозитных денег осуществляется по следующим каналам: кредитование хозяйства, кредитование государства, покупка ценных бумаг, покупка иностранной валюты.

Депозитные деньги возникают из функции денег как средства платежа, развитие которого происходит на основе капиталистического кредита.

Депозитные деньги выступают как в виде соответствующим образом оформленных бумаг (банкнот, чеков, векселей), так и в виде соответствующих записей на счетах.

Депозитные деньги, будучи чисто символическими деньгами, требуют для своего эффективного функционирования государственной гарантии. Такая гарантия обеспечивается благодаря наличию государственных законов, регламентирующих правила выпуска и обращения векселей и банкнот, а также правил и процедур совершения депозитных операций, предусматривающих, в частности, и ответственность за нарушение этих законов, правил и процедур. В период становления депозитных денег одной государственной гарантии для их прочности и устойчивости было еще недостаточно. В течение длительного времени депозитные деньги существовали на базе золотых денег и рядом с ними, принимая на себя обеспечение все большей части оборота товаров и капитала.

Денежные системы в течение длительного времени сочетали функционирование металлической системы, состоящей из золота в виде слитков и монет, и системы депозитных денег, состоящей из векселей, чеков, банкнот, депозитных счетов в банках и т.д. Золото играло роль опоры, гаранта сохранения ценности, а механизм связи и взаимодействия двух систем -- металлической и кредитной -- обеспечивался путем размена банкнот и вкладов на золото. Поскольку кредитная система часто не справлялась со своими задачами, особенно в периоды кризисов, на передний план выступало золото как надежный гарант ценностей .

В XX в. роль золота в качестве денег постепенно исчерпывается, и оно вытесняется из денежного мира депозитными деньгами. Вначале золото вытесняется из внутреннего экономического оборота, а затем и из международных расчетов. Можно сказать, что XX век стал веком эпохи утверждения депозитных денег, соответствующих потребностям современной развитой экономики.

Исторически первым видом депозитных денег являлся вексель как первое долговое обязательство, дающее право владельцу право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы. Вексель также мог передаваться другому лицу, таким образом, он принимает некоторые черты денег, не выполняя роль всеобщего эквивалента. Вексель как орудие международных расчетов появился уже в XII веке в Италии. Первоначально он был связан с переводом денег из одной страны в другую. Прообразом векселя было сопроводительное письмо банкира-менялы, выдаваемое купцу взамен полученных от него денег с поручением другому банкиру-меняле выплатить подателю письма деньги в местной валюте.

Благодаря средневековым торговым ярмаркам вексель постепенно становится средством обращения и орудием кредита. На ярмарке купец, покупая товары в долг, расплачивался векселем на своего банкира; затем полученные векселя обменивались в банке на наличные деньги. Постепенно вексель стал использоваться не только в международной, но и во внутренней торговле .

Вексель - письменное безусловное обязательство заемщика уплатить определенную сумму кредитору в заранее оговоренный срок в установленном месте.

Характерные черты вексельного обязательства: абстрактность (в векселе отсутствуют указания на основания его появления); бесспорность (лицо, выдавшее вексель, не имеет права отказать в платеже, обязательная оплата долга); срочность (оплата по векселю происходит в определенный срок, указанный в векселе); только в денежной форме.

Вексель - краткосрочное обязательство, обычно сроком до 3-х месяцев.

Замещение металлических денег в обращении векселями происходит двумя путями:

1. До наступления срока платежа векселя могут обращаться как платежные и покупательные средства.

2. Часть векселей взаимно погашается, исключая таким образом, необходимость в деньгах.

Он обслуживает только оптовую торговлю, сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами, в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг лиц. Он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора, будучи представлен в товарной форме, он не может, например, использоваться для выплаты зарплаты, и не может быть представлен лишь предприятиями, производящими средства производства, тем предприятиям, которые их потребляют и наоборот. Это ограничение преодолевается путем развития банковского кредита.

Разновидность кредитных денег появилась в конце XVII века.

Вексельное законодательство по форме различает простой (соло-вексель) и переводной (тратта) векселя.

Простой вексель - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму векселедержателю или его приказу в указанный срок.

Переводной вексель - это ценная бумага, содержащая безусловный письменный приказ векселедателя (трассанта), адресованный плательщику (трассату) уплатить определенную сумму третьему лицу (первому векселедержателю, ремитенту) или его приказу в указанный срок.

В зависимости от сферы применения и характера сделок, лежащих в основе выпуска векселей, различают коммерческие и финансовые векселя.

Коммерческие векселя возникают на основании сделки по купле-продаже товаров. Покупатель, не имея в момент сделки необходимой суммы денег, предлагает продавцу вместо них другое платежное средство - вексель, свой собственный или чужой, но индоссированный (имеющий передаточную надпись). Ссудные сделки в денежной форме оформляются финансовыми векселями, к которым относятся банковские векселя, казначейские векселя, векселя местных органов власти, предприятий, частных лиц и др.

Вексель - один из самых старых и важнейших финансовых инструментов активной реализации товарно-денежных отношений и коммерческого кредита. В середине 1990-х гг. за рубежом векселя обеспечивали до 30% денежного оборота .

Также различают:

Вексель домицилированный/DOMICILED - вексель, на котором обозначено место платежа иное, чем местожительство векселедателя.

Вексель казначейский/TREASURY BILL - краткосрочный вексель, выпускаемый государством для покрытия своих расходов.

Вексель коммерческий/COMMERCIAL BILL - вексель, выдаваемый заемщиком кредитору под залог товара.

Вексель краткосрочный/SHORT-TERM BILL - вексель, подлежащий оплате по требованию или в течение самого непродолжительного времени.

Однако сфера использования векселей ограничена: векселя не обладают всеобщей обращаемостью и высочайшей ликвидностью.

В современной хозяйственной практике сфера использования переводных векселей в качестве платежного средства значительно сузилась в сравнении с началом XX в. Его главное применение в настоящий период - внешняя торговля .

Границы вексельного обращения позволили преодолеть появление банкнот (примерно в XVII в.).

Банкнота - это вексель эмиссионного банка, выпускается и гарантируется центральным банком страны при осуществлении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными хозяйственными процессами.

Банкнота отличается от векселя, поскольку не выпускаются только для какой-то конкретной сделки. Предоставляя ссуду, банк может выделить заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности.

Банкнота как вид кредитных денег прошла несколько этапов в своём развитии.

Первоначально банкнота имела металлическую основу, т.е. существовал свободный обмен банкноты на золото или серебро. В этих условиях обеспечивалась стабильная покупательная способность бумажных денег.

Но была и негативная сторона тесной связи кредитных денег с их металлической основой - периодически (особенно в условиях экономического кризиса) возникал дефицит платёжных средств. В период экономического кризиса в стране, с одной стороны, резко возрастала потребность в платёжных средствах, с другой стороны, наблюдался отток золота и других драгоценных металлов за рубеж, свёртывание кредита, а, следовательно, сокращение учёта векселей и как результат - нарастал дефицит платёжных средств, углублялись кризисные явления.

В связи с этим размен кредитных денег на металл стал прекращаться в период войн и других нарушений стабильной экономической жизни.

Первые банкноты представляли собой векселя, выписываемые коммерческими банками взамен коммерческих векселей. При этом в отличие от обычного векселя банкнота была бессрочным обязательством, подлежавшим погашению в золоте в любой момент. С самого начала банкнота более охотно принимались участниками хозяйственного оборота, чем векселя торговцев или промышленников, поскольку она обеспечивалась активами банка-эмитента, который при эмиссии брал на себя обязательство обмена ее на золото по первому предъявлению.

Постепенно банкнотная эмиссия централизовалась в руках наиболее надежных коммерческих банков, которые стали называться эмиссионными. По мере роста доверия к банкам-эмитентам, поддерживаемом также лицензированием банковской деятельности, банкноты приобретают свойство всеобщей обращаемости, все шире используются во внутреннем обращении как наличные деньги, вытесняя полноценные деньги. В конце XIX - XX в. в большинстве стран эмиссия банкнот сосредотачивается в одном банке - центральном эмиссионном, а затем просто центральном банке.

Эмиссия современных банкнот не связана с золотом, но существуют определённые инструменты, сдерживающие эту эмиссию - прежде всего политика центрального банка .

В процессе эволюции произошел переход от разменной на золото банкноты к неразменной. Есть две особенности банкноты, разменной на золото (классической банкноты).

Первая особенность состояла в том, что банкнота имела двойное обеспечение: кредитное и золотое. Кредитным обеспечением банкноты служил чаще всего коммерческий вексель, т.е. она выпускалась банком взамен коммерческого векселя. Благодаря обеспечению коммерческим векселем выпуск банкнот в основном соответствовал потребности товарооборота в деньгах (коммерческие векселя выпускались на основе реализации товаров в кредит, поэтому выпуск векселей и, значит, банкнот соответствовал потребностям товарного обращения в деньгах).

Золотым обеспечением банкноты служил золотой запас банка-эмитента. Банкнота свободно обменивалась на золото. Благодаря золотому обеспечению в случае выпуска банкнот сверх потребностей товарооборота банкноты не застревали в каналах обращения. Они уходили в банк-эмитент через размен на золото, которое, в свою очередь, уходило в сокровище. Таким образом, количество разменных на золото банкнот в обращении всегда соответствовало потребности товарооборота в деньгах.

Вторая особенность заключалась в том, что разменная на золото банкнота не обесценивалась, была устойчива .

Современные банкноты существенно отличаются от банкнот, разменных на золото. Во-первых, изменился характер кредитного обеспечения банкнот. Значительная часть банкнот стала выпускаться на основе кредитования государства, покупки иностранной валюты. Кредитным обеспечением банкнот, таким образом, стали служить не столько коммерческие векселя, сколько государственные ценные бумаги или иностранная валюта. В результате выпуск банкнот превышает потребность товарооборота в деньгах.

Во-вторых, банкноты утратили золотое обеспечение, перестали размениваться на золото. Это привело к тому, что перестал действовать автоматический механизм изъятия излишка банкнот из обращения.

В-третьих, современные банкноты могут обесцениваться, так как они выпускаются сверх потребностей товарооборота, и не действует механизм и изъятия банкнот из обращения.

В-четвертых, современные банкноты имеют двойственный характер. С одной стороны, это депозитные деньги, так как выпускаются банком на основе банковских операций, с другой - по характеру обращения банкноты приближаются к бумажным деньгам, т.е. могут обесцениваться, как и бумажные деньги. Подобно бумажным деньгам, выпуск банкнот может быть связан с покрытием бюджетного дефицита, банкноты не размениваются на золото и могут обесцениваться.

Современные банкноты выпускаются по следующим каналам: в порядке кредитования коммерческих банков, кредитования государства, покупки ценных бумаг и иностранной валюты.

С прекращением размена банкнот на золото механизм банковской эмиссии претерпевает значительные изменения, вместе с этим меняется и природа банкнот. Наряду с коммерческими векселями в качестве законного обеспечения банкнот используются облигации госзаймов и казначейские векселя. Реальное вексельное обеспечение уступило место фиктивному. Неразменные на золото банкноты полностью подчиняются закону обращения бумажных денег, и для них характерно инфляционное обесценение .

Разновидностью переводного векселя является чек.

Чек - денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодержателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нём суммы.

Используется как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В отличие от векселя, он является бессрочным обязательством.

Для того, чтобы чек имел силу законного долгового обязательства, он должен иметь:

1. указание на того, кто имеет право получить эти деньги;

2. сумму платежа цифрами и прописью;

3. название и местонахождение банка;

4. подпись чекодателя.

В зависимости от того, в чью пользу выписан чек, различают чеки:

Именные, выписанные на определенное лицо без права передачи другому лицу;

Ордерные, составленные на определенное лицо с правом передачи другому лицу по индоссаменту;

Предъявительские - без указания получателя, обозначенная сумма должна быть уплачена предъявителю чека.

Чеки выполняют следующие основные функции:

1) выступают средством получения денег с текущего счета в банке;

2) являются средством обращения и платежа (при приобретении товаров, погашении долгов);

3) служат инструментом безналичных расчетов.

Другими словами, чек - это письменный приказ владельца текущего счёта банку оплатить наличными или переведение на текущий счёт другого лица определённой суммы денег. Чек появился в XIV веке в виде квитанции кассиров, взимавших проценты с вкладчика за хранение денег.

Таким образом, чек служит средством получения наличных денег с текущего счёта банка, средством обращения и платежа за купленные товары, погашения долга, безналичных расчётов. Погашение долга чеком означает превращение задолженности частного лица в долг банковской системы.

По своему юридическому характеру, чек близок к переводному векселю и переводу, но он имеет некоторые существенные от них отличия. Вексель служит, прежде всего, интересам кредита и обращения, чек же лишь к облегчению платежей и потому выдается на короткий срок. Перевод (ассигнация) представляет собой единичное обязательство, состоящее в двойном поручении от лица, выдающего перевод: с одной стороны и плательщику, а с другой к получателю перевода. Его цель -- облегчить уплату денег из одного места в другое путем устранения пересылки денег. Обязанности же со стороны плательщика по отношению к чекодателю по оплате чека имеют обыкновенно длящийся характер и вытекают из специальных отношений между этими лицами, состоящих в том, что чекодатель вносит в кассу плательщика или получает от последнего в кредит те или другие суммы денег, составляющие его текущий счет, взамен чего плательщик обязывается покрывать из этого счета платежи чекодателя, обозначенные в чеке и написанные на бланке, выданном плательщиком. По самому свойству этих отношений они могут устанавливаться только или по преимуществу между лицами, занимающимися хранением и помещением чужих денег, т. е. банкирами и банками с одной стороны, и частными лицами с другой, отношения по векселям и переводам могут быть установлены между частными лицами, не имеющими никакой связи с банками. Обычай заменять платежи деньгами выдачей чека на имя лиц и учреждений, хранящих или распоряжающихся деньгами чекодателя, очень раннего происхождения, но в средние века ими пользовались только короли, государственные и городские учреждения .

С XV в. в Италии, несколько позднее в Нидерландах, а затем в особенности в Англии чек получает все большее и большее развитие, распространяясь по всей Европе и Америке. В настоящее время в культурных государствах, при широко распространенном обычае держать деньги на текущем счету в банках и у банкиров, платежи чеком получили всеобщее распространение и в значительной мере вытеснили денежные. Экономические выгоды чека состоят во всех тех удобствах, которые доставляются частным лицам безденежным платежом. Сберегая время, труд и расходы, связанные с домашним хранением денег, чек также оберегает от краж, потерь и прочетов. Будучи связан с взаимным зачетом, чековой оборот избавляет от необходимости и сами банки держать в кассах большие и непроизводительные запасы наличных денег. При чековой системе все излишнее количество денег уходит в торговлю и промышленность, оживляя эти отрасли и вызывая к жизни новые предприятия, вместе с чем исчезает потребность в излишнем выпуске бумажных денег и следующую опасность денежного кризиса. Злоупотребления, связываемые с чековым обращением, представляются, тем не менее, очень значительными. Поскольку оплата чеков обеспечивается не денежной наличностью чекодателя, а кредитом его в банке, или поскольку банк обращает эту наличность на кредит другим лицам, благодаря чему в кассе банка вместо денег имеются лишь долговые претензии, -- опасности денежного кризиса представляются очень большими, хотя и не столь значительными как при выпуске бумажных денег со стороны государства, ничем не обеспеченных. Сравнительно легко совершаемая подделка чека, наносит большие убытки банкам или чекодателям, смотря по тому, на чей счет ставит закон и обычай потери, связываемые с уплатой по подложным чекам . Юридические отношения, вытекающие из чека между чекодателем, плательщиком и владельцем чека, определяются разно в разных законодательствах, но существо их однородно.

Чек должен быть написан на бланке плательщика и содержат в себе: число, месяц и год выдачи; место выдачи; обозначение суммы; фамилию и фирму плательщика и подпись чекодателя. Чеки оплачиваются по предъявлении, без отсрочки, за исключением чека свыше известной суммы, каковые, по соглашению при открытии текущего счета, могут быть оплачиваемы на следующий день. Чек может быть как именной, так и на предъявителя; первый передается по бланковой надписи. Так как юридическая связь из текущего счета возникает лишь между чекодателем и банкиром, а не последним и чекодержателем, то и право требовать уплаты от банка, в случае отказа в ней им, принадлежит чекодателю, отвечающему перед чекодержателем лишь уплатой убытков за несвоевременное получение должной ему суммы. При неуплате чека банком чекодержателю принадлежит, потому, право обратного требования к чекодателю, а не иск к банку. Со своей стороны просрочка или неполучение по иной вине чекодержателя из банка следуемой ему суммы дает право чекодателю вычесть при уплате суммы, обозначенной в чеке, убытки, связанные для него с несвоевременным получением денег из банка. До уплаты банком по чеку чекодатель может отменить свое распоряжение об уплате, но обязательство для банка уплатить по чеку наступает с момента выдачи чека, посему смерть чекодателя и объявление его неправоспособным не дают права банку отказать в уплате по чеку, выданному до этих событий. Согласно цели, чек служит платежным средством, а не орудием кредита, он признается действительным лишь в течение пяти дней или десяти, если уплата не на месте выдачи. Собственником выданных денег является банк, и убытки, причиненные случаем, подлежат возмещению на его счет с правом обратного требования с чекодержателя, если они произошли отчасти по его вине.

Развитие обращения чеков вызвало ряд проблем, связанных с их оплатой и множеством подписей на чековых книжках. Поэтому возникла тенденция к замене чеков другими средствами использования текущих счетов, в частности кредитными карточками. В настоящее время в экономически развитых странах чеки играют значительную роль, особенно в США, Канаде, Великобритании, Франции. В 2000 г. В США было выписано 70 млрд чеков, из них более половины являлись персональными, основная цель которых состояла в оплате товаров в розничных магазинах и оплате счетов (за электроэнергию, газ, квартиру, страховку и т.п.). В Европе широкое распространение получили еврочеки, которые оплачиваются в любой стране - участнице соглашения «Еврочек» (с 1968 г.). Особую разновидность представляют дорожные чеки - стандартизированные денежные документы, используемые при поездках за рубеж для получения наличных денег и оплаты товаров и услуг. Основными эмитентами дорожных чеков являются такие как международные кредитные организации, как «American Express», «Visa», «Thomas Gook» и др. Опыт показал, что бумажные платежные инструменты (чеки, векселя и др.) остаются привлекательными для пользователей в силу простоты использования и выгодности как средства получения кредита, поскольку возникает отсрочка платежа по чеку в связи с обработкой его в банке, пересылкой в другой город и т.д.

Одной из форм безналичных расчетов на Западе является система «жиро», которая может основываться на бумажных носителях и электронных средствах передачи информации.

Эта система получила широкое развитие в Германии, во Франции, в Австрии, Бельгии, Голландии и других странах. Суть ее состоит в том, что плательщик выписывает приказ о снятии денег с его счета и переводе их на счет получателя. Кроме банковских систем «жиро» в Европе существуют почтовые системы жирорасчетов, которые используют для переводов сеть почтовых отделений.

В Великобритании система «жиро» в банковской системе была создана в 1968 г. по решению парламента. Средства на банковских счетах до востребования - это выпускаемые банками депозитные деньги в безналичной форме. Подобно банкнотам, они являются обязательствами банков. Можно выделить два основных способа создания депозитных денег на банковских счетах до востребования (рис. 1).

Ссуда + 1000

Касса + 500

Депозит + 1000

Депозит + 500

Рисунок 1 - Схема отражения в балансе банка создания депозитных

Первый способ - предоставление банками ссуды в безналичной форме, т.е. зачисление суммы на счет заемщика. При этом количество денег в обороте увеличивается. Второй способ - прием банками наличных денег во вклады. При этом количество денег в обороте не меняется: вкладчик «обменивает» банкноты на депозит (количество банкнот в обороте уменьшается, а депозитных денег - увеличивается). Безналичный оборот преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными карточками, жироприказами, платежными поручениями, электронными средствами платежа и иными расчетными документами (казначейскими векселями, сертификатами и др.)

Между налично-денежным и безналичным оборотами имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость, поскольку деньги постоянно переходят с одной сферы обращения в другую. При этом форма наличных денежных знаков меняется на депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке является необходимым условием для выдачи денег. В связи с этим налично-денежный и безналичный обороты и образуют единый денежный оборот страны .

Депозитные деньги, являясь подобно бумажным видом неразменных денег, не обладают собственной внутренней стоимостью, их покупательная способность, как и бумажных, определяется их представительной стоимостью.

Депозитные деньги отличаются от бумажных по эмитенту. Эмитентом бумажных денег было казначейство (Минфин), а депозитные деньги выпускаются банками, обеспечены активами банков-эмитентов. Характер обеспечения зависит от банковской операции, на основе которой выпущены депозитные деньги. Деньги, выпущенные в процессе кредитования хозяйства, обеспечены ссудами предприятиям населению; в процессе кредитования государства – государственным долгом, государственными ценными бумагами; на основе покупки иностранной валюты – этой валютой. Классические депозитные деньги (банкноты) были обеспечены золотом, т.е. свободно обменивались на золото.

Наконец, неодинаковы закономерности обращения бумажных и депозитных денег. Если бумажные деньги не устойчивы по своей природе, то депозитные деньги могут быть устойчивы, а могут и обесцениваться. Если депозитные деньги выпускаются в порядке кредитования хозяйства, то их эмиссия увязывается с потребностью товарооборота в деньгах, и, значит, они могут быть устойчивы. Если депозитные деньги выпускаются в порядке кредитования государства или покупки иностранной валюты, то их выпуск осуществляется без учета потребностей товарооборота, а значит, они могут обесцениваться . Выпуск депозитных денег осуществляется по следующим каналам: кредитование хозяйства, кредитование государства, покупка ценных бумаг, покупка иностранной валюты.

Депозитные деньги возникают из функции денег как средства платежа, развитие которого происходит на основе капиталистического кредита.

Депозитные деньги выступают как в виде соответствующим образом оформленных бумаг (банкнот, чеков, векселей), так и в виде соответствующих записей на счетах.

Депозитные деньги, будучи чисто символическими деньгами, требуют для своего эффективного функционирования государственной гарантии. Такая гарантия обеспечивается благодаря наличию государственных законов, регламентирующих правила выпуска и обращения векселей и банкнот, а также правил и процедур совершения депозитных операций, предусматривающих, в частности, и ответственность за нарушение этих законов, правил и процедур. В период становления депозитных денег одной государственной гарантии для их прочности и устойчивости было еще недостаточно. В течение длительного времени депозитные деньги существовали на базе золотых денег и рядом с ними, принимая на себя обеспечение все большей части оборота товаров и капитала.

Денежные системы в течение длительного времени сочетали функционирование металлической системы, состоящей из золота в виде слитков и монет, и системы депозитных денег, состоящей из векселей, чеков, банкнот, депозитных счетов в банках и т.д. Золото играло роль опоры, гаранта сохранения ценности, а механизм связи и взаимодействия двух систем - металлической и кредитной - обеспечивался путем размена банкнот и вкладов на золото. Поскольку кредитная система часто не справлялась со своими задачами, особенно в периоды кризисов, на передний план выступало золото как надежный гарант ценностей .

В XX в. роль золота в качестве денег постепенно исчерпывается, и оно вытесняется из денежного мира депозитными деньгами. Вначале золото вытесняется из внутреннего экономического оборота, а затем и из международных расчетов. Можно сказать, что XX век стал веком эпохи утверждения депозитных денег, соответствующих потребностям современной развитой экономики.

Исторически первым видом депозитных денег являлся вексель как первое долговое обязательство, дающее право владельцу право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы. Вексель также мог передаваться другому лицу, таким образом, он принимает некоторые черты денег, не выполняя роль всеобщего эквивалента. Вексель как орудие международных расчетов появился уже в XII веке в Италии. Первоначально он был связан с переводом денег из одной страны в другую. Прообразом векселя было сопроводительное письмо банкира-менялы, выдаваемое купцу взамен полученных от него денег с поручением другому банкиру-меняле выплатить подателю письма деньги в местной валюте.

Благодаря средневековым торговым ярмаркам вексель постепенно становится средством обращения и орудием кредита. На ярмарке купец, покупая товары в долг, расплачивался векселем на своего банкира; затем полученные векселя обменивались в банке на наличные деньги. Постепенно вексель стал использоваться не только в международной, но и во внутренней торговле .

Вексель - письменное безусловное обязательство заемщика уплатить определенную сумму кредитору в заранее оговоренный срок в установленном месте.

Характерные черты вексельного обязательства: абстрактность (в векселе отсутствуют указания на основания его появления); бесспорность (лицо, выдавшее вексель, не имеет права отказать в платеже, обязательная оплата долга); срочность (оплата по векселю происходит в определенный срок, указанный в векселе); только в денежной форме.

Вексель - краткосрочное обязательство, обычно сроком до 3-х месяцев.

Замещение металлических денег в обращении векселями происходит двумя путями:

1. До наступления срока платежа векселя могут обращаться как платежные и покупательные средства.

2. Часть векселей взаимно погашается, исключая таким образом, необходимость в деньгах.

Он обслуживает только оптовую торговлю, сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами, в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг лиц. Он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора, будучи представлен в товарной форме, он не может, например, использоваться для выплаты зарплаты, и не может быть представлен лишь предприятиями, производящими средства производства, тем предприятиям, которые их потребляют и наоборот. Это ограничение преодолевается путем развития банковского кредита.

Разновидность кредитных денег появилась в конце XVII века.

Вексельное законодательство по форме различает простой (соло-вексель) и переводной (тратта) векселя.

Простой вексель – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму векселедержателю или его приказу в указанный срок.

Переводной вексель – это ценная бумага, содержащая безусловный письменный приказ векселедателя (трассанта), адресованный плательщику (трассату) уплатить определенную сумму третьему лицу (первому векселедержателю, ремитенту) или его приказу в указанный срок.

В зависимости от сферы применения и характера сделок, лежащих в основе выпуска векселей, различают коммерческие и финансовые векселя.

Коммерческие векселя возникают на основании сделки по купле-продаже товаров. Покупатель, не имея в момент сделки необходимой суммы денег, предлагает продавцу вместо них другое платежное средство – вексель, свой собственный или чужой, но индоссированный (имеющий передаточную надпись). Ссудные сделки в денежной форме оформляются финансовыми векселями, к которым относятся банковские векселя, казначейские векселя, векселя местных органов власти, предприятий, частных лиц и др.


депозитные деньги) III. СОВРЕМЕННЫЙ ка ПИТАЛИЗМ (ХХ в. и далее) Потребительские товары Капитал Земля Труд Источники дохода (Бизнес) Деньги (денежный капитал) Кредитные деньги (Коммерческие векселя, банкноты, депозитные деньги) Финансовые деньги (облигации, акции и др. ценные бумаги) Данная схема не предназначена для отражения всех сложных социальных процессов, относящихся к эволюции
  • 3.1 Кредитные деньги
    депозитные деньги. Развитие и совершенствование расчетов на основе депозитных денег привело к появлению и распространению производных форм депозитных денег: чеков, кредитных карточек и инструментов электронных расчетов. Развитие и совершенствование кредитных денег происходит как составная часть развития и совершенствования банковской системы и движения денежного капитала. Депозитные деньги как
  • 3.3 Мировые деньги
    депозитные деньги. Она существует только в виде записей на счетах центральных банков стран ЕС. Но она уже получила широкое распространение в качестве меры ценности и за пределами ЕС. ЭКЮ употребляется в качестве валюты цены во многих торговых контрактах, а также при установлении величины неторговых платежей, взносов в европейские организации и т.п. В России таможенные тарифы на многие товары
  • 10.1. виды, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
    депозитные и электронные деньги - долговым обязательством эмитента. Современные наличные деньги особые, они неразменны на денежный металл. В составе наличных денег преобладают бумажные купюры (95Ч97%), оставшаяся часть приходится на монеты После появления банков в X в. для упрощения расчетов для монет из драгоценных металлов появляется новый ввд заменителей - бумажные деньги Бумажные денежные
  • 4.5. Сущность и типы денежных систем. Система обращения металлических денег. Система обращения бумажно-кредитных денег. Депозитные деньги. Кредитные карточки. Электронные деньги
    Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения, закрепляемая национальным законодательством. Важнейшим элементом денежной системы является денежное обращение. Под денежным обращением понимается непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения и средства платежа, которое совершается в рамках денежной системы
  • 5.3 Финансовое предпринимательство
    депозитных (привлеченных) и ссудных средств. Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассив ные (привлечение средств); активные (размещение средств) и ко миссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Особенность деятельности коммерческих банков в России со стоит в том, что они привлекают средства предприятий на значи тельные
  • 22,1. Международный финансовый бизнес: понятие, эволюция и участники
    депозитно-кредитными. Это меж-банковские операции по взаимному кредитованию, по размещению при влеченных или собственных средств, предоставление, оформление и мони торинг кредитов; банковское обслуживание внешнеторговых расчетов в формах, принятых в международной практике; операции, связанные с обслуживанием владельцев кредитных (дебетовых) карточек. По существу, все эти операции осуществляются
  • 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнеса
    депозитных инструментов: сроч ные депозиты и евродепозитные сертификаты. Основным инструментом евровалютного рынка является непередаваемый срочный депозит. При использовании срочного депозита депонент вкладывает средства на опре деленный период времени под определенный процент. Депонент не может получить средства с вклада до оговоренного срока. По истечении этого срока депонент получает основную
  • 3.2 Финансовые деньги
    депозитных денег, не могли обеспечить достаточно широких возможностей в накоплении капитала. Кредитные деньги и кредитная система постоянно сталкивались с противоречием между мобильностью денежного капитала и необходимостью связывания денежных ресурсов в виде долгосрочных депозитов для финансирования инвестиций на длительные сроки. При этом банки предоставляли вкладчикам довольно узкие границы
  • Кредитная система
    депозитно- ссудные операции, а их главной отличительной особенностью является прием средств на текущие счета (вклады до востребования), иными словами, ведение кассы предпринимателя, частного лица. Название - лкоммерческие (от англ. commerce - торговля) - банки получили в период своего становления, когда в основном занимались кредитованием и обслуживанием купцов, торговых операций и компаний.
  • В современном обороте находятся депозитные деньги. Депозитные деньги – это выпускаемые банками кредитные знаки стоимости, которые обладают всеобщей обращаемостью.

    Депозитные деньги, являясь подобно бумажным видом неразменных денег, не обладают собственной внутренней стоимостью, их покупательная способность, как и бумажных, определяется их представительной стоимостью. Виагра софт 50 мг купить виагру софт.

    Депозитные деньги отличаются от бумажных по эмитенту. Эмитентом бумажных денег было казначейство (Минфин), а депозитные деньги выпускаются банками, обеспечены активами банков-эмитентов. Характер обеспечения зависит от банковской операции, на основе которой выпущены депозитные деньги. Деньги, выпущенные в процессе кредитования хозяйства, обеспечены ссудами предприятиям населению; в процессе кредитования государства – государственным долгом, государственными ценными бумагами; на основе покупки иностранной валюты – этой валютой. Классические депозитные деньги (банкноты) были обеспечены золотом, т.е. свободно обменивались на золото.

    Наконец, неодинаковы закономерности обращения бумажных и депозитных денег. Если бумажные деньги не устойчивы по своей природе, то депозитные деньги могут быть устойчивы, а могут и обесцениваться. Если депозитные деньги выпускаются в порядке кредитования хозяйства, то их эмиссия увязывается с потребностью товарооборота в деньгах, и, значит, они могут быть устойчивы. Если депозитные деньги выпускаются в порядке кредитования государства или покупки иностранной валюты, то их выпуск осуществляется без учета потребностей товарооборота, а значит, они могут обесцениваться . Выпуск депозитных денег осуществляется по следующим каналам: кредитование хозяйства, кредитование государства, покупка ценных бумаг, покупка иностранной валюты.

    Депозитные деньги возникают из функции денег как средства платежа, развитие которого происходит на основе капиталистического кредита.

    Депозитные деньги выступают как в виде соответствующим образом оформленных бумаг (банкнот, чеков, векселей), так и в виде соответствующих записей на счетах.

    Депозитные деньги, будучи чисто символическими деньгами, требуют для своего эффективного функционирования государственной гарантии. Такая гарантия обеспечивается благодаря наличию государственных законов, регламентирующих правила выпуска и обращения векселей и банкнот, а также правил и процедур совершения депозитных операций, предусматривающих, в частности, и ответственность за нарушение этих законов, правил и процедур. В период становления депозитных денег одной государственной гарантии для их прочности и устойчивости было еще недостаточно. В течение длительного времени депозитные деньги существовали на базе золотых денег и рядом с ними, принимая на себя обеспечение все большей части оборота товаров и капитала.

    Денежные системы в течение длительного времени сочетали функционирование металлической системы, состоящей из золота в виде слитков и монет, и системы депозитных денег, состоящей из векселей, чеков, банкнот, депозитных счетов в банках и т.д. Золото играло роль опоры, гаранта сохранения ценности, а механизм связи и взаимодействия двух систем - металлической и кредитной - обеспечивался путем размена банкнот и вкладов на золото. Поскольку кредитная система часто не справлялась со своими задачами, особенно в периоды кризисов, на передний план выступало золото как надежный гарант ценностей .

    В XX в. роль золота в качестве денег постепенно исчерпывается, и оно вытесняется из денежного мира депозитными деньгами. Вначале золото вытесняется из внутреннего экономического оборота, а затем и из международных расчетов. Можно сказать, что XX век стал веком эпохи утверждения депозитных денег, соответствующих потребностям современной развитой экономики.

    Исторически первым видом депозитных денег являлся вексель как первое долговое обязательство, дающее право владельцу право по истечении срока требовать от должника уплаты указанной денежной суммы. Вексель также мог передаваться другому лицу, таким образом, он принимает некоторые черты денег, не выполняя роль всеобщего эквивалента. Вексель как орудие международных расчетов появился уже в XII веке в Италии. Первоначально он был связан с переводом денег из одной страны в другую. Прообразом векселя было сопроводительное письмо банкира-менялы, выдаваемое купцу взамен полученных от него денег с поручением другому банкиру-меняле выплатить подателю письма деньги в местной валюте.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...