Специализация сельскохозяйственного производства великобритании. Хозяйство и промышленность великобритании


Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. импортирует 4Д сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята У5 сельскохозяйственных земель, в горных районах Англии и Уэльса – 1/3, а в Шотландии – часть земель.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем . Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. и растениеводство дают соответственно 65 и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритания. Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец – вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней – теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства – разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона – красные девонские коровы, а севернее – светлые, с большими рогами, в Дорсете – черно-белые. Специально выведены мясные породы – знаменитая герфордширская, шортхорн (короткорогая) и абердин-ангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как , так и получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. настоящего времени - – председатель лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на . В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и ходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи. Поскольку Великобритания – островное, все ее внешние перевозки и связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской , в том числе 1/10- на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – , Саутгемптон, Ливерпуль, и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами . Львиная перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз» – одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также , и – обеспечивают % всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами ( – и Харидж – ), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает и во столько же раз – . В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов британских железных дорог составляла не-сколькоболее 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то время нее еще мало современных автострад, а остаются самыми перегруженными в мире – 39 автомобилей на 1 км дорог.

Хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной , удвоился , с другой – быстро растут иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый ». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. В настоящее время вывозится у3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.Штаты Америки, на которые приходится У7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширяет торговлю с социалистическими странами.

Меняется также состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г. общая импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышает стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Хотя Великобритания все еще остается крупнейшим в мире импортером продовольствия, за 20 последних лет доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составляет теперь 15%. Страна продолжает ввозить (в основном ), натуральный каучук, почти все цветные и редкие , более половины железной руды. Однако в зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива уменьшится в ближайшие годы, по мере увеличения добычи североморской нефти.

Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объёму производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро. Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн га, что составляет около 77 % территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2011 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16 % и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8 % до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17 % до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37 % до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1 % и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4 % до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24 % до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2 % до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3 % до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13 % до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7 % до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1 % до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6 % до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0 % до 357 млн.ф.ст

Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2 % от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 18,3 млн га (76 % всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство, мясное овцеводство и птицеводство.

Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60 % пашни занято многолетними травами, свыше 28 % - под зерновыми культурами (в том числе 15 %- пшеницей, 11 % - ячменем); 12 % - под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы - Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов.

Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

2. Международные экономические отношения

Великобритания сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3 % общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6 %, в их импорте - 5,1% .При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

В 2011 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8 %, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже.

Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями, две пятых - иностранными активами, немногим менее трети валютных операций, осуществляется пятая часть международных заимствований.На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования и одна пятая - морского страхования. Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа.

Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности, НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе.

Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза.Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития,Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений.

Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Несмотря на то, что население Великобритании составляет всего лишь 1% населения земного шара, Соединённое Королевство занимает 4-ое место в мире по торговле. Машиностроение и транспорт, промышленные товары и химикаты являются основными статьями экспорта Великобритании. Начиная с 1970-х годов, добыча нефти не только позволила сократить импорт нефтепродуктов, но и принесла существенную прибыль в торговле. British Petrolium является крупнейшей промышленной корпорацией Великобритании и занимает второе место в Европе.

Британия осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерских, консультативных, а также в области компьютерного программирования.

Великобритания импортирует в 6 раз больше промышленных товаров, чем сырья. Самым значительным экспортёром Великобритании являются США. Семь из десяти ведущих поставщиков товаров в Великобританию - это страны ЕС. Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг (74% ВВП), темпы роста которой в 2006г. (3,6%) превышали темпы роста ВВП в целом (2,8%). Лидирующее положение в ней занимает её финансовая составляющая (27,7% ВВП), определяющая специализацию страны в системе международных экономических отношений. На транспорте (7,8% ВВП) рост составил 2,9%. Вторая по значимости отрасль британского хозяйства - промышленность (18,6% от ВВП, сокращение объёма выпуска продукции в 2006г. на 0,1%) представлена двумя подотраслями: горнодобывающим производством (2,2% ВВП, сокращение на 9,2%) и обрабатывающей промышленностью (14,7% ВВП, прирост на 1,4%). На сельское хозяйство, которое удовлетворяет порядка двух третей внутренних потребностей в продуктах питания, приходится всего лишь 1% ВВП (объём производства сократился на 1,8%), строительство (6,1%, рост на 1,1%).

Промышленность Великобритании

Промышленность играет ведущую роль в экономике страны (почти треть ВВП). Она создает 26,5% ВВП и 84% экспорта страны. В ней занято около 18% экономически активного населения. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (доля в общем объеме промышленного производства - 25%), химическая и фармацевтическая (10%), горнодобывающая (10%), пищевая и табачная (10%), металлургическая (9%).

Объемы годового производства важнейших видов продукции: нефти - 138,2 млн.т, природного газа – 108,5 млн.т (в нефтяном эквиваленте), угля – 21,9 млн.т (в нефтяном эквиваленте), электроэнергии - 345,3 млрд.квт/час, автомобилей – 1,79 млн.шт.(1,14 млн.шт. экспортировано), аэрокосмической продукции – 37,4 млрд.долл. (16,5 млрд.долл. экспортировано), продукции электронной промышленности – 133,8 млрд.долл. (67,1 млрд.долл. экспортировано).

В течение последнего десятилетия в промышленности произошла существенная структурная перестройка. Основными секторами промышленности стали химическая, аэрокосмическая, электронная, электротехническая, автомобильная, швейная, обувная и пищевая А в таких отраслях, как химия и нефтехимия, приборостроение, транспорт (железнодорожный, авиа-, трубопроводный), нефте- и газодобыча, лёгкая промышленность, Великобритания занимает передовые позиции в мире. Относительно высокими темпами росли объемы производства в обрабатывающей промышленности за счет опережающего развития химической и нефтеперерабатывающей промышленности и машиностроения. Так, темпы роста объемов производства в химической промышленности составили 104,6%, в машиностроении – 104,1%.

Статистические показатели Великобритании
(по состоянию на 2012 год)

В условиях замедления общемировой экономической активности физический объем промышленного производства в первом полугодии 2001 г. (по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.) снизился на 0,5% (в 2000 г. на фоне благоприятной мировой общехозяйственной конъюнктуры темпы прироста составили 1,6%). Объемы производства сократились в текстильной, швейной и кожевенной промышленности (на 10,5%), а также в добывающей промышленности (на 6,5%), что произошло, в первую очередь, за счет резкого сокращения объемов нефте- и газодобычи (на 7,1%).

Снижение объемов производства в обрабатывающей промышленности составило 0,1%. При этом возросли объемы производства в химической промышленности и общем машиностроении, а снизились в транспортном и электротехническом машиностроении, металлургии.

С 2000 г. наметилась тенденция снижения рентабельности в обрабатывающей промышленности. В условиях жесткой ценовой конкуренции и при росте затрат на сырье и энергоресурсы британские товаропроизводители вынуждены сдерживать рост цен на готовую продукцию. Так, в первом полугодии 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года затраты на топливо и сырье увеличились на 4,7%, а прирост цен на готовую продукцию составил 1%.

Энергетический сектор экономики страны даёт 5% ВВП. Для электроэнергетики Великобритании в последнее десятилетие характерен переход от использования традиционных энергоносителей (уголь, нефть) к природному газу, применяемому в газотурбинных установках комбинированного цикла. В настоящее время в стране эксплуатируется около 20 таких электростанций, на них вырабатывается 28% всей электроэнергии. Эффективность станций такого типа равняется 70% и превышает аналогичный показатель для традиционных электростанций почти в 2 раза. Значительной остаётся и доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС – 27,3%. В планах правительства Великобритании предусматривается постепенное снижение доли АЭС в производстве электроэнергии к 2005 г. до 18,5% и к 2010 г. - до 13,1%.

Великобритания обладает развитым нефтегазовым комплексом, который создан, главным образом, благодаря освоению крупных месторождений нефти и газа на британской части шельфа Северного моря. Согласно последним данным, Великобритания располагает разведанными запасами нефти в объёме 1,39 млрд.т и газа - от 0,76 до 1,4 трлн.куб.м. С начала 90-х гг. она входит в первую десятку крупнейших нефте- и газодобывающих стран мира и полностью удовлетворяет свои потребности в энергоносителях за счёт собственной добычи.

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м? и извлекаемыми – 0,8 трлн. м?. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос до 103 млрд м?. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м?. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Электроэнергетика Великобритании

Серьёзным достижением британской экономики является то, что весь производственный и потребительский сектор полностью обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) находятся на реке Трент и около Лондона. Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье.

Транспорт Великобритании

Территория Великобритании покрыта густой сетью железных и автомобильных дорог. Несмотря на сокращение за последнее десятилетие тоннажа британского торгового флота (почти на 33%), на морской транспорт ныне приходится около 95% (по весу) и 75% (по стоимости) перевозок внешнеторговых грузов Великобритании. Железнодорожный транспорт - один из старейших видов транспорта имеет среднегодовой объём транспортных перевозок свыше 650 тыс.тонно-километров.

Страна является крупным авиаперевозчиком (140 аэропортов). Авиационные перевозки, в первую очередь пассажирские, являются важным направлением в транспортной политике правительства страны. В июне 1998 г. принято решение об открытии практически всех британских гражданских аэропортов для иностранных авиакомпаний, страны которых заключили соответствующие двусторонние соглашения. Крупнейшим авиаперевозчиком страны является компания “Бритиш Эрвейз”, в которой занято около 60 тыс. служащих.

Автомобильный транспорт в Великобритании играет основную роль во внутренних перевозках. Ежегодный объём грузооборота превышает 650 тыс.тонно-километров.

Сельское хозяйство Великобритании

Великобритания занимает шестое место среди стран-членов ЕС по объему производства сельхозпродукции. В среднем на одного работника с полной занятостью здесь производится продукции на 25,7 тыс. евро (в валовом исчислении). Сельскохозяйственные земли в Великобритании насчитывают 18,5 млн. га, что составляет около 77% территории страны. Общая динамика развития сельского хозяйства Великобритании в 2006 году по стоимости производства основных видов сельхозпродукции в рыночных ценах имела следующие показатели: производство пшеницы увеличилось на 16% и составило 1,2 млрд.ф.ст.; ячменя - на 9,8% до 412 млн.ф.ст.; рапса для производства растительного масла - на 17% до 307 млн.ф.ст.; сахарной свеклы снизилось на 37% до 168 млн.ф.ст.; свежих овощей увеличилось на 9,1% и достигло 986 млн.ф.ст.; растений и цветов снизилось на 4,4% до 744 млн.ф.ст.; картофеля увеличилось на 24% до 625 млн.ф.ст.; свежих фруктов снизилось на 1,2% до 377 млн.ф.ст.; свинины увеличилось на 1,3% до 687 млн.ф.ст.; говядины - на 13% до 1,6 млрд.ф.ст.; баранины - на 2,7% до 702 млн.ф.ст.; мяса птицы - на 1% до 1,3 млн.ф.ст.; молока снизилось на 3,6% до 2,5 млн.ф.ст.; яиц увеличилось на 2,0% до 357 млн.ф.ст.

Сельское хозяйство Великобритании в настоящее время - одно из самых продуктивных и механизированных в мире. Доля занятости в отрасли составляет 2% от общей занятости в стране. Общая площадь сельскохозяйственных угодий - 58,3 млн. га (76% всех земель страны). В структуре сельскохозяйственного производства преобладает - животноводство. Молочное и мясомолочное скотоводство, развито также свиноводство (беконный откорм), мясное овцеводство и птицеводство. Англия является одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Традиционно животноводство концентрируется в бассейнах рек. В растениеводстве почти 60% пашни занято многолетними травами, свыше 28% – под зерновыми культурами (в том числе 15%– пшеницей, 11% – ячменем); 12% – под техническими (рапсом, сахарной свеклой, льном) и кормовыми культурами (включая картофель), а также огородами и ягодниками. Основные земледельческие районы – Восточная Англия и Юго-Восток. В стране много фруктовых садов. Сельское хозяйство пользуется большой поддержкой государства и получает дотации из бюджета ЕС. По таким продуктам, как пшеница, ячмень, овёс и свинина, объёмы производства превышают объём потребления; по таким, как картофель, говядина, баранина, шерсть, сахар и яйцо, объём производства ниже объёма потребления.

Таким образом, многие необходимые продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. Они импортирует 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Великобритания в системе международных экономических отношений

Великобритания (население – менее 1% от мира в целом) сохраняет важную роль в мировой экономике. Страна входит в пятёрку наиболее развитых стран мира и производит порядка 3% (2000г. – 3,2%) общемирового ВВП (по паритету покупательной способности национальной валюты). В экспорте товаров и услуг её доля равна 4,6% (2000г. – 5,2%), в их импорте - 5,1% (5,6%). При этом имеет место сокращение удельного веса страны в мировой торговле. Макроэкономическая ситуация в Великобритании в последнее десятилетие оставалась стабильной. Рост реального ВВП на душу населения в среднем был выше, чем в других странах «семёрки», безработица и инфляция - ниже.

В 2006 году прирост ВВП Великобритании повысился до 2,8%, что соответствует уровню экономического роста в странах «семёрки». При этом уровень инфляции в Великобритании был ниже (2,3% против 2,5%). С 2001/2002 финансового года в Великобритании ухудшалась ситуация с размером дефицита государственного бюджета, и в 2004/2005 финансовом году его величина достигла 3,3% ВВП. Однако в 2006/2007 финансовом году этот показатель снизился до 2,8% ВВП. Страна продолжает сохранять доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг. В Великобритании сосредоточено три пятых мировой торговли международными облигациями (1-ое место в мире, первичный рынок), две пятых - иностранными активами (1-ое место) и деривативами (1-ое место, т.н. «торговля через прилавок»), немногим менее трети валютных операций (2-ое место после США), осуществляется пятая часть международных заимствований (1-ое место).На Великобританию приходится две пятых мирового рынка авиастрахования (1-ое место) и одна пятая - морского страхования (2-ое место). Лондон также лидирует в области управления активами состоятельных людей мира.

В Великобритании расположены важнейшие товарные и фондовые биржи мира: Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля морскими судами).

Великобритания - член ООН, постоянный член её Совета безопасности (общие выплаты страны по линии ООН равны 0,4 млрд. долл.), НАТО, «восьмёрки», Британского Содружества (добровольная ассоциация Великобритании и 53 других государств, которые в прошлом находились под управлением Великобритании), Организации за безопасность и сотрудничество в Европе. Великобритания - один из ведущих членов Европейского союза (вступила в 1973г.). Великобритания является членом Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также ряда региональных банков реконструкции и развития (африканского, европейского, стран Карибского бассейна, латиноамериканского, азиатского), Европейского инвестиционного банка, Парижского и Лондонского клубов-кредиторов. Она играет ключевую роль в принятии различных коллективных решений в рамках этих международных экономических и финансовых организаций и соглашений. Великобритания активно участвует в деятельности Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - “FATF”), “G20” или “Egmont Group of Financial Intelligence Units”, насчитывающей 58 государств-участниц.

Придавая важное значение борьбе с изменениями климата, британское правительство выработало меры по охране окружающей среды, которые предполагают: - поддержку разработки альтернативных источников энергии, а также реализацию мер по утилизации вредных выбросов; - развитие энергосберегающих технологий, в т.ч. путём внедрения схемы «Green Landlord Scheme» и создание фонда «Carbon Trust» с целью предоставления беспроцентных кредитов национальным компаниям для внедрения указанных технологий; - предоставление льгот предприятиям, внедряющим технологии, основанные на «чистом» топливе.

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале столетия превысил 25 тыс. долларов США в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн долларов.

Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения - Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бритиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бритиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

Крайний север Англии относительно более отсталый район страны. Главный город - Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого машиностроения, родина первого английского паровоза.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...