Разбор ошибок трейдера на форекс. Типичные ошибки начинающего трейдера


Бизнесмены много слышали о Японии, и многое из того, что они слышали, одновременно завораживало и сбивало с толку. Я хочу откровенно поговорить о Японии, обсудить некоторые мифы, которые вводят в заблуждение западных бизнесменов, и кратко обрисовать, что лежит в основе некоторых стратегических успехов японских компаний на мировой сцене. Не забывайте, что мы будем рассматривать относительно крупные корпорации; небольшие компании редко могут успешно конкурировать на международном рынке.

Между японской и западной системами бизнеса существует четыре кардинальных отличия. Позвольте мне сформулировать их в виде простых утверждений:

  1. Концепция корпорации в Японии принципиально иная.
  2. Для японского бизнесмена компания - это прежде всего люди.
  3. Государство в Японии играет роль помощника, а не диктатора.
  4. Центральная идея японской стратегии бизнеса - поменять поле сражения.

До Второй мировой войны Япония копировала западную корпоративную систему - капиталисты и рабочие, имущие и неимущие. Крупные капиталисты появились в конце XIX в. как прямой результат стремления правительства Мейдзи догнать сильные западные страны.

Большинство из них, включая пять знаменитых дзайбацу - Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Furukawa и Yasuda , тем или иным образом, по очень низкой цене, завладели государственными текстильными фабриками, медными рудниками, судостроительными и металлургическими заводами и т. п. В те времена японские компании работали точно так же, как большинство западных предприятий после промышленной революции; другими словами, богатые становились богаче, а бедные беднее. Рабочие, нещадно эксплуатируемые и лишенные какой-либо гарантии занятости, участвовали в традиционных организационных ритуалах. Коммунисты были очень активными, и компании находились под постоянной угрозой забастовок с требованиями улучшить условия труда.

Большинство западных аналитиков считают существующую в Японии корпоративную систему с ее уникальными особенностями - пожизненное трудоустройство и послушные профсоюзы - результатом древних культурных традиций. На самом деле эта система родилась в период послевоенной разрухи. Работы тогда почти не было. Фабрики и заводы были сожжены дотла. Деньги ничего не стоили, а инфляция превышала 100% в год.

Капиталисты - Большая пятерка, а также множество мелких компаний - были ликвидированы в результате политики дзайбацу кайтай, потому что генерал Макартур был убежден, что именно военно-промышленный комплекс подтолкнул Японию к войне. Не было практически ничего, с чего можно было бы начать дело.

К счастью, в головах инженеров сохранились технологии, которые раньше использовались для строительства танков, самолетов и военных кораблей, и некоторые инженеры объединились с горсткой менеджеров из довоенных дзайба-цу, чтобы открыть маленькие фабрики для производства рисоварок, одежды и других предметов первой необходимости. Эти предприятия приглашали на работу квалифицированных рабочих, но денег на зарплату не было, поэтому большинство работодателей платили едой, которая в те дни была важнее денег. Эти зарождающиеся компании были больше похожи на деревенские общины, чем на корпорации. Люди вместе жили, работали и преодолевали трудности. Если кто-то пытался организовать компанию и управлять ею по-старому, т.е. эксплуатировать голодных рабочих, начинались беспощадные забастовки. Неудивительно, что в то время японцы предпочли - хотя и ненадолго - жить под правлением социалистов. Если честно, люди приветствовали бы любой режим, который пообещал бы им еду. Спустя время некоторые из этих общин достигли определенных успехов в производстве потребительских товаров для населения и скобяных изделий для оккупационных войск. Но их будущее выглядело весьма неопределенным, пока не началась Корейская война

Неожиданно они были вынуждены производить свои товары в огромных количествах. Они получали щедрые прибыли и сразу инвестировали их в расширение производства, платили зарплату жителям общины, которые, соответственно, превратились в наемных работников, получающих ежемесячное жалованье. С этого момента история хорошо известна. Японцы с энтузиазмом несли свои сбережения в банки, которые в свою очередь довольно либерально ссужали деньги компаниям, которые хотели расти и расширяться. Несмотря на резкий рост, большинство компаний сохранило и первых жителей общины как своих отцов-основателей, и ментальность деревенской общины, которая преобладала на заре их деятельности и осталась практически неизменной до наших дней. Задолго до создания политических партий, не говоря о национальных профсоюзах, эти жители общин организовывались в небольшие корпоративные профсоюзы, чтобы обеспечить лучшую коммуникацию с руководством компаний и справедливое участие в прибылях. Даже сегодня избрание лидером такого корпоративного профсоюза считается для молодого честолюбивого рабочего хорошим стартом, способствующим его восхождению по корпоративной лестнице. Все эти обстоятельства оказали сильнейшее влияние на японский корпо- ративный сектор, и современные аналитики часто указывают на них как на главные причины успеха японского бизнеса. Кое-кто даже пытается скопировать особенности нашей системы. Но японская концепция корпорации, основанная на идее деревенской общины, принципиально отличается от западной модели, которая считает акционеров настоящими владельцами компании, а сотрудников лишь наемной силой.

В представлении японца компания - это группа людей, где каждый является тяин, или партнером (не наемным работником).

Акционеры - это группа состоятельных и заинтересованных лиц, или кредиторов. Как и банки, они являются всего-навсего еще одним источником капитала, и их цель - заработать деньги на коллективной мудрости и трудолюбии корпорации. Многие руководители японских компаний на вопрос, что они считают своей главной ответственностью, отвечают, что они работают ради благополучия своих людей. В перечне их забот акционеры располагаются немного выше, чем банкиры. Н

На самом деле в Японии большинство генеральных директоров работают почти на таких же условиях найма, как и заводские рабочие. В свое время они проделали стандартный путь по корпоративной лестнице: пришли в компанию, когда им только исполнилось 20, потом вступили в профсоюз, лет в 35 стали катё (начальниками отделов) и т. д. Преимущественно институциональное владение акциями и относительно неразвитый фондовый рынок можно объяснить только с этой исторической точки зрения.

Важно, что знаменитая японская «система» с пожизненным наймом, с повышением по службе на основе стажа и с покладистыми корпоративными профсоюзами - следствие послевоенного общинного развития, а не какой-то заранее задуманной стратегии. И дело здесь не в древнем культурном наследии, а в прагматичности и эффективности институционального устройства. Как долго смогут просуществовать общественные ценности крупной япон- ской компании, зависит от искусства конкретных корпоративных лидеров. Я же считаю, что присущая японцам особая креативность позволит большинству компаний достаточно долго сохранять свои традиции и культуру. Следует заметить, что описанный мною социальный климат характерен для более старых, крупных и престижных компаний; его не встретишь в небольших молодых фирмах. В 1979 г. в Японии обанкротилось более 17 тыс. компаний, и, разумеется, у их сотрудников не было никакой гарантии занятости. Небольшие фирмы, в которых редко имеются профсоюзы, обычно нанимают и увольняют людей в зависимости от своего объема работ. Это дает системе внутренний динамизм, поскольку поощряет рабочую силу переходить в более конкурентоспособные компании. Такой естественный отбор, когда слабым компаниям позволяют умирать, а не посылают туда государственные команды спасения, - еще одно непредумышленное преимущество японского подхода.

Уже давно бытует мнение, что мысль о старте своего бизнеса в Японии нашим соотечественникам сразу же нужно отметать – якобы открыть фирму русскому человеку в этой стране очень сложно. Отчасти это утверждение верно: Япония – страна небольшая, и её рынок уже давно поделен между «своими» (то есть, японцами). Вклиниться туда иностранцу будет сложно еще и по причине того, что японцы крайне настороженно относятся к людям неазиатской внешности.

Однако, несмотря на всё это, существует довольно много примеров из практики бизнеса, когда русские люди начинали вести бизнес в Японии и делали это весьма успешно. Если вы размышляете о том, чтобы открыть свою фирму за рубежом, и Япония является для вас приоритетной в этом вопросе страной, то данная статья для вас.

Малый бизнес в Японии

Малое и среднее предпринимательство в Японии играет важнейшую роль в экономике страны. Государственных предприятий в Японии очень мало, поэтому практически вся экономика держится только благодаря частным предпринимателям.

Япония – это яркий пример того, как можно в одной стране идеально совместить малый и средний бизнес. Например, в Японии силами малого бизнеса решаются вопросы строительства жилых домов, а силами среднего бизнеса – офисных центров, высотных многоэтажек, зданий для крупных промышленных предприятий и т.д. Еще один пример можно привести из транспортной отрасли: малый бизнес работает над грузовыми перевозками, а средний – над таксопарками и автобусными предприятиями.

Как открыть фирму в Японии

В Японии, как и , существует несколько организационно-правовых форм предприятий. Описывать их все мы не будем, приведем лишь самые распространенные и те, которые наиболее подходят для регистрации фирмы иностранцу. Это общество с ограниченной ответственностью (Yugen Kaisha), акционерное общество (Kabushiki Kaisha) и филиал компании, территориально обособленной (может находиться и в другой стране, Branch office). Японское законодательство не предполагает каких-либо ограничений либо специфических условий для предпринимателя, решившего открыть компанию на территории этой страны. Что, естественно, упрощает всю процедуру регистрации бизнеса. Однако, некоторые особенности, о которых необходимо знать заранее, всё же имеются.

Выбирая между двумя формами – обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом – предприниматели чаще всего отталкиваются от своих финансовых возможностей. Чтобы зарегистрировать акционерное общество, необходимо иметь стартовый капитал в размере, как минимум, 10 миллионов японских йен. А вот для регистрации общества с ограниченной ответственностью хватит и 3 миллионов йен. Если не обращать внимания на финансовый вопрос, то в остальном более выгодно открывать акционерное общество. К акционерным обществам, как закрытого, так и открытого типов, государство Японии относится более лояльно. Оно создало для таких компаний особенно выгодные условия финансирования и ограничило ответственность учредителей только в пределах их личных долей, да и общественность относится к акционерным компаниям с наибольшим доверием. Акционерное общество должно иметь не менее трех директоров.

Для открытия филиала, естественно, нужно уже владеть материнской компанией, дочерняя компания которой и будет открываться. Ограничений в плане минимального стартового капитала при открытии филиала не существует. Еще один плюс в открытии филиала на территории Японии – отсутствует какое-либо налогообложение таких компаний. Чтобы открыть филиал, его нужно обязательно зарегистрировать в бюро по правовым вопросам. Человек, управляющий дочерним филиалом, может и не являться гражданином Японии. К остальным же формам предприятий (в том числе, и к акционерным обществам, и к обществам с ограниченной ответственностью) применяется установленная система налогообложения. Обязательный внутренний аудит присутствует только в акционерных обществах обоих типов.

Чтобы существенно упростить себе весь процесс сбора и оформления необходимых документов для открытия компании, многие предприниматели предпочитают нанимать японских специалистов в этом вопросе, которые сопровождают их на протяжении всей бумажной волокиты. Таким сопроводителем может выступить бухгалтер, юрист или аудитор. Первым шагом будет составление следующих документов: учредительный документ, список учредителей и документ о регистрации. Добавляем к этим документам приложение печати, заверенное нотариально, и подаем весь пакет документов в соответствующий орган, занимающийся регистрацией новых компаний. Заверение печати может быть выдано только гражданину Японии либо иностранному лицу, которое имеет туристическую либо бизнес визу. Если же вы не являетесь ни тем, ни другим, то заверение вам выдадут только после скрепления всех документов вашей подписью и подписью нотариуса в вашей родной стране.

Не стоит переживать по поводу незнания японского языка. Конечно, языковые навыки будут для вас только преимуществом, однако сейчас в Японии многие документы и дела ведутся на английском языке. При выборе юриста, который будет оформлять ваши документы, также отдавайте предпочтение тем, которые хорошо владеют именно английским языком.

Каким бизнесом можно заняться в Японии

Если говорить о малом бизнесе, то наиболее выгодными сферами является и производство одежды (в частности, кимоно). Также хорошую прибыль может принести предприятие по производству и продаже циновок (изделия из соломы, используются для различных целей). Если же вы берете курс на более крупный бизнес, то советуем обратить внимание на транспортную и строительную отрасли.

Розничная торговля как пищевыми продуктами, так и другими различными товарами, востребована в любой стране. И Япония не исключение. Главное тщательно проанализировать рынок того товара, которым вы планируете торговать, и выяснить где и как лучше это делать.

Поддержка малого бизнеса в Японии

Малый бизнес крайне важен для японского государства, поэтому оно всячески старается его поддерживать и развивать. В Японии действует закон, запрещающий какому-либо крупному предприятию становиться монополистом в своей отрасли. Следить за соблюдением этого закона уполномочено антимонопольное ведомство. Если права малого предприятия были каким-либо образом ущемлены, то разбираться с возникшей ситуацией будет управление по делам малого бизнеса.

В вопросах финансирования малого бизнеса чаще всего обращаются к крупным банкам, которые предоставляют различные программы и льготы по финансированию. Получает льготы малый бизнес и в отношении закупки и модернизации оборудования, реставрации производственных помещений или других сооружений.

Почти десять лет назад был принят закон, разрешающий открытие своего дела в Японии без наличия стартового капитала (по документам стартовый капитал будет значиться в размере 1 йен). При этом нужно соблюсти лишь несколько условий. На начальном этапе необходимо заверить учредительные и уставные документы в специальном бюро по экономике, промышленности и торговле. Если разрешение было получено, но такая компания обязуется регулярно публиковать отчеты о своем материальном состоянии и выполнять все условия в отношении размера стартового капитала. Если по истечении пяти лет, компания так и не будет иметь в наличии денежные средства в сумме необходимого стартового капитала, то компания будет либо принудительно закрыта, либо переведена на другую организационно-правовую форму.

Корпоративное налогообложение в Японии

Если хорошо разобраться в системе японского налогообложения, станет ясно, что она довольно прозрачная. Основные налоги следующие: общий подоходный налог филиала или корпорации – 22-30% (зависит от прибыли предприятия), местный подоходный налог – 20,7% в расчете от общего налога, налог на бизнес – 9,6% от прибыли. Обязательная финансовая отчетность и другая отчетность о своей деятельности относится абсолютно ко всем предприятиям в Японии.

во всем мире является сегодня неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, главного работодателя во всех отраслях экономики. И я решил написать серию статей, в которых рассмотрим роль малого бизнеса в экономике некоторых развитых стран. Этими статьями я хочу развеять мнения многих скептиков, считающих, что малый бизнес себя изжил, что он поглощается крупным бизнесом. В статьях приведены только факты, которые говорят сами за себя.

Малый бизнес в США.

К относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек и объем производства или продаж которых не превышает 7000000 долларов. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, среди малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец малого бизнеса обходится без привлечения наемного персонала.

Малый бизнес в США — основной источник рабочих мест.

Малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест. Малые бизнесы экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты. Сегодня в США насчитывается около 10 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек. Большинство из них имеет численность работников менее 20 человек.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. Американское малое предпринимательство развито во всех сферах экономики: малый бизнес действует и в торговле, и в производственной сфере. Он и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Некоторые американские источники утверждают, что до 20% малых фирм США начинают свою деятельность с капитала $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Господдержка малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать малому бизнесу финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

Господдержка малому бизнесу в США.

Малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. АМБ сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг. АМБ сотрудничает и с крупными частными подрядчиками федерального правительства. Особенно при разработке политики, способствующей расширению участия малого бизнеса в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса. Проводит организацию и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций. Производит выпуск информационных материалов и пособий, выделение материальных средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса.

Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе. Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса. Практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. В ее основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.
Поэтому малый бизнес дал возможность всем категориям населения (национальным меньшинствам, женщинам, гражданам с невысоким образовательным уровнем) быть конкурентоспособными на рынке труда, занимать должности, недосягаемые ими в крупных компаниях. Это подтверждается существенным приростом таких предприятий в последние годы. Например, количество фирм, владельцами которых являются испаноязычные граждане, выросло с 5,6 % в 2000 г. до 10,7% в 2012 г.

Как видим, экономика США немыслима без малого бизнеса, и поддержка, оказываемая малому бизнесу, способствует этому.

Малый бизнес в Японии.

К малому бизнесу в Японии относят предприятия с числом работающих менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, определяющий принадлежность к малому бизнесу. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать 100 млн. иен, для оптовой торговли - 50 млн. иен, а в розничной торговле - 10 млн. иен. В сферу мелкого и среднего бизнеса, таким образом, попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм.

Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. В хозяйстве Японии мелкие предприятия играют важнейшую роль: на их долю приходится до 99% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле.

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малому бизнесу вклю­чает следующие направления:

— обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - пря­мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио­нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных кредитов. Благо­даря введению коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес. В 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

— поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

— сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Система финансирования малого бизнеса в Японии.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти. При необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производств малых бизнесов осуще­ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета. Проводится реализациия оборудования в рассрочку или предоставление его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних бизнесов, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров. Компенсация составляет 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.

Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

В 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Это поддерживает , позволяет быстро возобновлять его деятельность, но никак не добавляет радости кредиторам.

Такая поддержка малому бизнесу позволяет ему играть все более растущую роль в экономике Японии. В Японии успешно существуют более 6,5 миллионов малых бизнесов. И не случайно Япония является одним из мировых лидеров по развитию малого бизнеса.

ИРИНА ЦВЕТОВА
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института Дальнего Востока Российской академии наук

Для реализации государственной политики в отношении малых и средних предприятий создана сеть специализированных органов
Используется система разнообразных экономических рычагов с опорой на законодательство

Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно нуждается в государственной поддержке малый бизнес. Об этом говорит и практика Японии, в хозяйстве которой мелкие и средние предприятия (МСП) играют важнейшую роль: на их долю приходится 99,6% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности 1 .

Возникновение широкого слоя МСП в Японии имеет исторические причины. Поскольку малый бизнес - сфера подвижная, способная к мгновенной реакции на изменение внешних условий, не требует крупных капиталовложений и длительных сроков строительства, послевоенное восстановление экономики, где раньше господствовали монополистические объединения (дзайбацу), сопровождалось быстрым ростом небольших фирм, поглощающих к тому же свободную рабочую силу, что смягчало остроту безработицы.

К началу 50-х годов в Японии насчитывалось уже более 3 млн МСП. Сначала они отличались тяжелыми условиями труда и использованием дешевой неквалифицированной рабочей силы (здесь часто работали члены семьи владельца), однако научно-технический прогресс позволил в короткие сроки реконструировать их, резко сократить время освоения новой продукции, повысить ее качество за счет обучения работников.

Сегодня малый бизнес, действующий в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента и повышении качества товаров и услуг. Изучение спроса и быстрый учет его изменений позволяют небольшим специализированным фирмам держаться на острие коммерческой активности. Связанный с большим риском венчурный бизнес также представлен почти исключительно МСП. В условиях падения спроса на массовую продукцию многие отрасли переходят к мелкосерийному производству, что отвечает интересам небольших, но хорошо оборудованных фирм.

Вместе с тем низкая кредитоспособность, нехватка высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров из-за невозможности обеспечить им заработную плату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, недостаток средств на НИОКР заставляют МСП балансировать на грани банкротства.

Понимая, что малый бизнес - это важнейший фактор жизнеспособности экономики, японское правительство оказывает ему всестороннюю помощь. Создана сеть специализированных органов, реализующих государственную политику в отношении МСП.

Правовое обеспечение

В послевоенные годы в Японии сформировалась развитая правовая система, направленная на поощрение малого предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.

В 1948 г. специальным законом при Министерстве внешней торговли и промышленности учреждено правление по МСП с целью содействия их развитию. В последующие годы при государственном участии сформированы Народная корпорация по финансированию (1949 г.) и Государственная корпорация по финансированию МСП (1953 г.), приняты два закона (1950 и 1953 гг.), которые закрепили юридическую основу деятельности акционерных обществ, создававшихся для инвестирования и развития МСП.

Закон об организации кооперативов МСП (1949 г.) ускорил процесс их кооперирования, а закон о структуре организаций МСП (1957 г.) определил виды объединений (кооперативы деловые, малые деловые, взаимопомощи при стихийный бедствиях, трастовые, промышленные, сотрудничества, торгово-промышленные, федерации торгово-промышленных кооперативов).

Были расширены возможности торгово-промышленных палат по содействию развитию МСП (закон 1953 г.). В целях модернизации и рационализации управления деятельностью МСП с 1948 г. проводятся их систематические обследования, создаются консультационные пункты.

Обобщив первоначальный опыт, правительство добилось принятия Основного закона о МСП (1963 г.), направленного на осуществление комплексной государственной политики по всем касающимся их вопросам. В законе утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МСП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МСП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.

Закон обязывает государство разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих целей:

Модернизации оборудования (правительственными органами прорабатываются конкретные мероприятия для каждой отрасли);

Повышению технического и технологического уровня (помощь в НИОКР, внедрении новой технологии, подготовке инженерно-технического персонала);

Рационализации управления (обучение современным методам);

Оптимизации размеров предприятий (объединение небольших предприятий в кооперативы и другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);

Защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений;

Увеличению экспорта продукции, расширению спроса на другие производимые товары и услуги;

Обеспечению гарантий возможности ведения дел путем регулирования предпринимательской деятельности;

Установлению нормальных трудовых отношений, повышению благосостояния занятых, обеспечению предприятий необходимой рабочей силой.

По этим же направлениям согласно закону должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.

Проведению комплексной политики государственного стимулирования МСП способствует установленный законом порядок ежегодной отчетности правительства перед парламентом о состоянии и тенденциях развития малого бизнеса, а также о проделанной им работе в этой области. С 1964 г. власти регулярно публикуют "Белую книгу по МСП".

В целях ускорения адаптации малого бизнеса к научно-техническому прогрессу в 1963 г. на основе Закона о содействии модернизации МСП правительство разработало для отраслей с преобладанием небольших фирм план модернизации и комплекс мер для улучшения их структур. Предприятиям, которые действовали согласно принятому плану, предоставлялись льготы по финансированию и налогообложению.

К началу 70-х годов 58% МСП обрабатывающей промышленности были связаны разными формами субподряда с крупными компаниями, а в производстве наиболее сложной продукции эта доля достигала 80%. В рамках расширявшихся производственных связей возникали острые проблемы так называемых несправедливых сделок, включая задержки с оплатой выполненных субподрядных работ и поставок, а также необоснованное занижение цен со стороны заказчика. В этой связи в дополнение к мерам, предусмотренным антимонопольным законодательством, в 1956 г. принят закон о предотвращении задержек в оплате субподрядных работ, регулирующий субподрядные отношения.

Даже в тех случаях, когда МСП формально теряют самостоятельность, превращаясь в филиалы крупных фирм, закон защищает право филиалов иметь внешние источники финансирования и формирования производственных программ. Головная компания не может заставить филиал иметь дело только с ней или заниматься деятельностью, не предусмотренной его уставом. Если она не стопроцентный собственник, а лишь совладелец филиала, то может потребовать ревизии его деятельности только по суду. Расчеты по субподрядам ведутся по рыночным ценам.

Давление заказчика на исполнителя (требование необоснованных скидок с договорной цены, навязывание сопутствующих условий и т.д.) пресекается государственной защитой интересов субподрядчика. Этим занимаются Управление МСП и Комиссия по справедливым сделкам - правительственные органы, имеющие право проводить расследования и возбуждать судебные дела.

В случае необходимости правительство на законодательной основе принимает чрезвычайные меры по поддержке небольших предприятий.

Такие меры, например, были разработаны в 1966 г. с целью преодоления кризиса в текстильной промышленности, где преобладали малые и средние фирмы, испытывавшие значительные трудности и не выдерживавшие конкуренции на внешних рынках. Широкое содействие оказывалось также целевому развитию малого бизнеса в отдельных районах в соответствии с законами о подъеме традиционной промышленности (1974 г.) и о временных мерах по поддержке МПС в кризисных районах (1978 г.).

Для предупреждения банкротств правительство с 1977 г. поощряло создание МСП фондов взаимопомощи, члены которых в случае значительных финансовых затруднений могут получить кредит в размере десятикратного баланса их взносов. Государство предоставляет также определенные финансовые и налоговые льготы малому бизнесу в целях преодоления трудностей, связанных с ростом цен на энергоресурсы.

В последующие годы наряду с продолжением политики модернизации МСП усиливается внимание правительства к повышению квалификационного уровня их работников, внедрению компьютерной техники. Это нашло отражение в Законе о временных мерах по техническому совершенствованию МСП (1985 г.) и ряде других правительственных постановлений.

Начиная с 1986 г., когда иена стала резко дорожать, возникла необходимость поощрения фирм, работающих на внутреннее потребление. Производственная переориентация ряда МСП, в том числе в определенных районах, была закреплена законами о соответствующих временных мерах.

О внимании правительства к проблемам малого бизнеса свидетельствуют и другие законы: о временных мерах по содействию развитию новых сфер предпринимательства путем объединения усилий МСП разных отраслей (1988 г.); о мерах по улучшению контроля над занятостью в небольших компаниях (1991 г.); о временных мерах по наращиванию накоплений малых компаний (1992 г.); о содействии повышению эффективности денежного оборота МСП (1992 г.).

Формы государственной поддержки

Государственное стимулирование МСП проводится на всех этапах - регистрации, становления, роста. С этой целью используется система разнообразных экономических рычагов : льготные займы и кредиты (общие и целевые), налоговые льготы, техническая и консультативная помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовка кадров и т.д. Такая помощь, опираясь на законодательство, реализуется через систему государственных, смешанных и частных коммерческих и некоммерческих организаций, включая специальные центры по "выращиванию" новых компаний.

n Наиболее важный вопрос для малого бизнеса - источники финансирования . Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, так и частными.

Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности является правительственным органом, однако более 90% его ссудного капитала обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Функция банка состоит в том, чтобы ссужать кооперативам, их членам, а также созданным кооперативами организациям средства, необходимые для таких коллективных действий, как закупки, сбыт, складирование, осуществление мер по повышению благосостояния.

Государственная корпорация по финансированию МСП предназначена для предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала тем предприятиям, которые действуют в особо рискованных, но приоритетных отраслях, и, не обладая достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, нуждаются в дополнительном источнике займов.

Народная корпорация по финансированию с помощью государственных капиталовложений решает проблему предоставления кредитов мельчайшим предприятиям. Эти кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Частные финансовые органы обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров и высокого риска.

Функционируют и специальные структуры по гарантированию займов для малого бизнеса и их страхованию - ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур. Они предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых органов, на случай невозможности их уплаты малым бизнесом. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов и финансирования малого бизнеса (со 100%-ным государственным уставным капиталом), которая покрывает часть их возможного ущерба.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработка совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Займы на льготных условиях (на уровне учетной ставки процента и ниже) выделяются на осуществление таких проектов, как разработка новой технологии и новых видов продукции (местные органы власти), разработка новых видов производства и техники, возрождение МСП в общем контексте развития экономики отдельных регионов, содействие технической и производственной кооперации малого бизнеса (правительство).

Доля таких расходов на поддержку МСП в общем счете государственного бюджета, составлявшая в начале 80-х годов 0,5%, к 1995 г. снизилась до 0,26% (около 185,7 млрд иен). Эти относительно небольшие бюджетные ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу проекты, что обеспечивало их эффективность.

Более крупные суммы государство вкладывает в упомянутые выше финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. В 1993 г. на эти цели было выделено 5,3 трлн иен, в 1994 г. (поддержка структурной перестройки малого бизнеса) - 5,8 трлн иен (12% всех выделенных на кредитование денежных средств). Большие суммы адресовались лишь на жилищное строительство.

n Финансовая поддержка осуществляется и путем налоговых льгот , позволяющих МСП резервировать часть прибыли. Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28% по сравнению с 37,5% для крупных фирм.

Особые финансовые и налоговые льготы предоставляются предприятиям, работающим в сферах, влияющих на стабилизацию жизни и благосостояние населения. В декабре 1991 г. правительством определены 52 отрасли, где проведение модернизации объявлено наиболее желательным, причем в 43 из них требуется срочное совершенствование структуры.

n Государство оказывает содействие МСП в подготовке кадров , отвечающих современным требованиям. Отставание от ведущих компаний по обеспеченности квалифицированными работниками тормозило развитие малого бизнеса, вело к сокращению заказов на его продукцию со стороны крупных предприятий, которые все активнее переходили на более дешевые поставки необходимых им деталей из зарубежных стран.

С учетом этого при финансовой поддержке государства создаются условия для подготовки персонала МСП. В шести государственных региональных институтах малого предпринимательства при Государственной корпорации по развитию МСП готовятся менеджеры и инструкторы для организации обучения непосредственно на фирмах, осуществляется переподготовка специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за консультационную и методическую работу на небольших фирмах. Институтами организуются заочные курсы для тех, кто не имеет возможности проходить обучение с отрывом от производства.

n Значительна роль государства в создании информационных сетей , предназначенных для обслуживания малого и среднего бизнеса. Учрежден Центр региональной информатизации МСП с отделениями во всех префектурах, который содействует внедрению информационного сетевого оборудования, разработке коммуникационных технологий, организует консультации и методическую помощь, частично финансируя такую работу. Здесь же занимаются разработкой единых норм и стандартов программного обеспечения, внедрением достижений в этой области.

В информационном центре, действующем при Государственной корпорации по развитию МСП, накапливается и обрабатывается база данных. Через префектурные информационные центры ею могут пользоваться местные торгово-промышленные палаты и различные ассоциации малых и средних фирм. Созданный при этой же корпорации Центр по автоматизации управленческой деятельности проводит консультации и руководит внедрением компьютерной техники.

n Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения , организованные в более 3300 городах и поселках на общественных началах . Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. В 1990 г. было зарегистрировано 5,7 млн консультаций (650 консультаций на одного специалиста в год), касающихся в основном финансов, налоговых платежей и ведения бухгалтерии, а также организации труда и торговых операций. В торгово-промышленных палатах работают инструкторы-бухгалтеры, которые обучают ведению текущих счетов и составлению балансов с использованием компьютерной техники.

n В центрах комплексного руководства МСП при исполнительных органах местной власти в столице, префектурах и крупнейших городах работают специалисты по обследованию состояния небольших предприятий. Анализируя их деятельность, они разрабатывают конкретные рекомендации по улучшению хозяйствования. Эти мероприятия частично финансируются из госбюджета.

Таким образом, успешное развитие в Японии наиболее уязвимой формы бизнеса - малого предпринимательства - во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной не на сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Представляется, что критическое изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. На наш взгляд, необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить нормальное функционирование рынка многих товаров и услуг.

1 К разряду мелких и средних предприятий в промышленности, на транспорте и в строительстве японская статистика относит фирмы с числом занятых до 300 человек и уставным капиталом 100 млн иен, в оптовой торговле - соответственно до 100 человек и 30 млн иен, розничной торговле и сфере услуг - до 50 человек и 10 млн иен. В категорию мельчайших официальная классификация включает промышленные предприятия с числом занятых не более 20 человек и предприятия сферы торговли и услуг с численностью персонала не более 5 человек. Таким образом, в сферу малого и среднего бизнеса попадает огромный слой предприятий, начиная от примитивных надомных хозяйств семейного типа и кончая оснащенными современной техникой фирмами.

Основные ошибки начинающих трейдеров и к чему они приводят. Все трейдеры, начинающие свою самостоятельную деятельность на рынке Форекс проходят один и тот же путь проб и ошибок.

Вооружившись информацией, почерпнутой из интернета, изучив труды теоретиков и практиков, имея огромное желание и оптимизм, потренировавшись на демо-счете, трейдер начинает совершать свои первые торговые операции.

Первые шаги всегда самые трудные. Избежать ошибок не удается никому, несмотря на огромное количество методик и советов опытных и преуспевающих трейдеров. Выражение: «На ошибках учатся» - точно описывает процесс обучения торговли на Форексе.

Только нужно помнить, что здесь любая ошибка стоит денег. Ошибки, из-за которых большинство начинающих трейдеров, терпят убытки - типичны. Все «наступают на одни и те же грабли» - и теряют свои деньги.

Недостаточность знаний и самонадеянность.

Первая типичная ошибка трейдера - недостаточность знаний и самонадеянность. Как правило, прочитав какое-то количество литературы, новичку кажется, что азы он уже постиг и можно пробовать свои силы на практике.

Операции на демо-счете дают неплохой результат - можно и с реальными деньгами. И тут начинаются первые разочарования. Психология торговли на демо-счете отличается от торговли на реальном счете.

Только, в случае, когда результаты торговли на демо-счете дают стойкий осознанный результат, когда есть своя наработанная стратегия торговли и понимание рынка, можно на реальные деньги.

Но процесс обучения и познания займет многие годы. Это занятие не подходит для тех, кто надеется быстро разбогатеть - много терпения и труда нужно затратить, чтобы научиться понимать рынок. Только тогда можно рассчитывать на результат.

Бессистемность.

Бессистемность - одна из распространенных ошибок трейдера-новичка. Анализировать свои действия и ошибки - важная составляющая работы трейдера. Для этого рекомендуется вести тщательные записи всех операций, описывая инструмент, открытие позиции (цена, основание), закрытие, результат, анализ результата.

Ведение таких записей помогает систематизировать объем накопленной информации, дает возможность увидеть причины неудачных сделок и оценить шаги, которые привели к выигрышу.

Трейдер должен входить на рынок и выходить с рынка осознанно и аргументировано. Только систематизация полученных знаний и информации может приблизить трейдера к успешной торговле.

Жадность.

Обычная человеческая жадность - увы, одна из распространенных ошибок трейдеров. Трудно отделаться от желания заработать «еще больше», если рынок благосклонен к вам. Трейдеры стремятся поймать «удачу за хвост» и не фиксируют полученную прибыль.

А это приводит к тому, что, зачастую, прибыльная сделка становится убыточной. Успешные, опытные трейдеры утверждают, что, если сразу не взять предлагаемую рынком прибыль, то рынок сам заберет ее.

Так же элементарная жадность не дает трейдеру выйти вовремя из убыточной позиции. Убыток растет, а трейдер все еще питается иллюзией, что вдруг цена развернется в нужном направлении. Ошибки нужно исправлять немедленно!

Неоправданный риск и стремление «отыграться».

Нельзя допускать, чтобы риск выходил за пределы разумного. Многие трейдеры считают допустимым рисковать 1% средств, другие 2%, но не более. Тогда неудачная сделка не приведет к катастрофическим последствиям.

Часто после неудачных сделок трейдеры пытаются «отыграться», «отторговать у рынка потерянные средства». Для этого они увеличивают объем сделок. Но это губительный путь, так как при неудаче потери возрастают.

Желание быстро разбогатеть.

Миф о том, что можно быстро разбогатеть на Форексе, толкает трейдеров к завышенным ожиданиям и необдуманному риску. Весьма распространенной ошибкой трейдеров является погоня за прибылью. Более правильной стратегией является - минимизация убытков.

Главный результат, к которому нужно стремиться начинающему трейдеру - уменьшить количество проигрышных сделок. Самая главная задача - сделать торговлю безубыточной. Тогда прибыли покажутся более весомыми и общий результат принесет больше радости, чем огорчения.

Торговля против тренда.

Все знают, что торговля против тренда чрезвычайно рискованна и, тем не менее, попадаются на этой распространенной ошибке трейдеров.

Конечно, рано или поздно, любой тренд может развернуться и пойти в противоположном направлении, но нужны очень веские сигналы и опыт, чтобы понять, что последует разворот, а не коррекция. Вероятность совершения ошибки при торговле против тренда увеличивается в геометрической прогрессии.

Правильнее прислушиваться к рынку и следовать за ним, а не думать, что рынок будет следовать вашим представлениям о том, куда может пойти рынок.

Эмоции не уместны!

Человек не может избежать эмоций. Радость от выигрыша или огорчение от проигрыша могут оказать самое негативное влияние на торговлю.

Эмоции для трейдера губительны! Лучше выйти на какое-то время с рынка и не торговать. Решение, принятое «сгоряча» может обернуться катастрофой.

Специфика обучения торговли на Форексе такова, что невозможно избежать ошибок, основываясь на чужом опыте.

К этому начинающий трейдер должен быть готов. Не избежать ошибок, а увидеть и понять их причину - путь к овладению мастерством торговли на Форексе.

Смотреть видео "Ошибки трейдера" онлайн

Если новичок-трейдер готов к факту, что вначале будет больше убытков, чем прибыльных сделок, то есть надежда, что через год кропотливого труда, обучения на собственных ошибках, он научится зарабатывать.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...