Модель миллера орра используется для. Управление остатками денежных средств на основе модели миллера-орра


Понятие и система принципов административного процессуального права

Принципы административного процессуального права - это основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание. Можно дать и более конкретизированное определение принципов административного процессуального права как основополагающих положений, с помощью которых определяются особенности, специфика, назначение административно - процессуальной деятельности, урегулированной нормами административного процессуального права.

Полную классификацию принципов административного процессуального права подали AA Мельников, H.H. Полянский, В.М. Савицкий и Н.С. Строгович. Они выделяют:

Принципы судебного права;

Принципы правосудия, которые в зависимости от оснований классификации делятся на организационные и функциональные (их можно считать и принципами административного процесса по сфере их деятельности).

По нормативным актам, в которых они закреплены, можно выделить:

Конституционные принципы;

Принципы, закрепленные в отраслевом законодательстве.

Важно отметить универсальный характер многих правовых принципов. Независимо от различных классификаций большинство общеправовых принципов конституционными и получают свое отражение как в административном, так и в административном процессуальном праве, например:

Законности;

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия и правовой защиты;

Принцип единства системы государственной власти, разграничения компетенции между центральными и местными органами государственной власти;

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

Принцип обеспечения права граждан на участие в государственном управлении;

Принцип эффективного управления;

Принцип равенства граждан перед законом;

Принцип гуманизма.

Эта система конституционных принципов развитая в специальных актах, регулирующих административный процесс, например, в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Они получили развитие и в Кодексе административного судопроизводства Украины. Например, в ст. 7 КАСУ указано: "Принципами осуществления правосудия в административных судах являются:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство всех участников административного процесса перед законом и судом;

4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу;

5) гласность и открытость административного процесса

6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом;

7) обязательность судебных решений".

Кроме того, некоторые конституционные принципы не являются четко сформулированными в нормах административного процессуального права, но их влияние на отрасль прослеживается довольно легко, поскольку многие отраслевых институтов сформированы на основе и во исполнение таких принципов. Например, принцип гуманизма реализуется в: - предоставлении значительных прав гражданину, обратившемуся с жалобой, - предоставлении адвоката в случае неспособности гражданина самому оплачивать услуги и т.д..

Заложенные в АПК принципы административного судопроизводства направлены на решение следующих важных задач:

Во-первых, они устанавливают права и обязанности участников административно - судебного производства, что позволяет заинтересованным лицам наиболее полно и точно соответствовать своему назначению в процессе рассмотрения дела;

Во-вторых, они устанавливают компетенцию субъекта административно - судебной юрисдикции, необходимую для выполнения основного функционального долга - объективного, основанного на точном соответствии закону рассмотрения дела и вынесения обоснованного решения по нему.

Успешное решение этих задач создаст объективные предпосылки для эффективной реализации возможностей судебной защиты прав и свобод граждан в государственном управлении.

Принципы организации правосудия

- Принцип осуществления правосудия только судом , закрепленный в ст. 124 Конституции Украины, которая определяет, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Статья 1 КАСУ определяет юрисдикцию, полномочия административных судов по рассмотрению административных дел, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства;

- Сочетание единоличного и коллегиального принципов рассмотрения в решении административных дел . Так, в соответствии со ст. 129 КУ, судопроизводство осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных. В ст. 23 КАСУ "Осуществление административного судопроизводства судьей единолично" указано, что все административные дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются и решаются судьей единолично.

В ст. 24 КАСУ "Осуществление административного судопроизводства коллегией судей" указано, что административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии (комиссии по референдуму), члена этой комиссии, рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей. Административные дела рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей также по ходатайству одной из сторон о коллегиальном рассмотрении дела или по инициативе судьи в случае их особой сложности. Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела подается в письменной форме через канцелярию суда до начала судебного рассмотрения административного дела. Ходатайство о коллегиальном рассмотрении дела, поданное после начала судебного разбирательства, возвращается судом без рассмотрения.

- Принцип независимости судей и подчинения их только закону, закрепленный в ст. 129 Конституции Украины;

- Принцип осуществления правосудия на принципах равенства всех граждан перед законом и судом, закрепленный в ст. 24 Конституции Украины и ст. 10 КАСУ, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений прав участников административного процесса по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам;

- Принцип гласности судебного разбирательства , закрепленный в ст. 12 КАСУ, согласно которой лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях, не могут быть ограничены в праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информации о результатах рассмотрения дела. Никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о дате, времени и месте рассмотрения своего дела и принятые в ней судебные решения. Каждый имеет право знакомиться в установленном законодательством порядке с судебными решениями в любой рассматриваемой в открытом судебном заседании делу, вступившие в законную силу. Рассмотрение дел в административных судах проводится открыто. Во время судебного разбирательства дела в судебном заседании обеспечивается полное фиксирование судебного заседания с помощью звукозаписывающего технического средства. Судебное решение, принятое в открытом судебном заседании, провозглашается публично.

Другой блок принципов административного процессуального права, связан с самим процессом осуществления правосудия, можно назвать "принципы, определяющие процессуальную деятельность ". К ним относятся:

1) принцип законности - межотраслевой принцип . Суть этого принципа заключается в требовании не только строгого и надлежащего исполнения нормативно - правовой базы, соблюдение запретов, содержащихся в ней, но и надлежащего ее применения в случаях, определенных законодательством Украины, в частности, административными судами (судьями);

2) принцип сочетания диспозитивности и публичности . Специфика административного процесса заключается в том, что этому виду юридического процесса свойственно сочетание принципа диспозитивности и принципа публичности. Истец (заявитель) в административном процессе, по общему правилу, имеет право отказаться от исковых требований во всех случаях, кроме дел о признании нормативных актов такими, что не соответствуют закону, то есть производства по всем делам, кроме указанной категории, должна основываться на принципе диспозитивности. Обладатель нарушенного права самостоятельно решает, обращаться ему в суд, определяет предмет и основания иска, поддерживает или отказывается от своих исковых требований или заключает мировое соглашение. Ответчик в процессе может признавать или не признавать исковые требования.

Однако в исках о признании нормативно - правовых актов ограничивающими права, свободы и законные интересы, принцип диспозитивности уступает место принципу публичности. То есть суд в каждом случае обнаружения в ходе судебного разбирательства несоответствия правового акта закону, который может ограничить или нарушить права, свободы или законные интересы субъектов, обязан, независимо от того, поддерживает заявитель свои требования или отказывается от них, с целью защиты общих публичных прав вынести решение о признании такого акта недействительным.

3) принципы состязательности и равноправия сторон . Принцип состязательности является необходимым условием для выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и вынесения обоснованного решения. Лица, участвующие в деле, имеют право и обязанность собрать фактический материал и предъявить доказательства, подтверждающие или опровергающие определенные факты, тогда как обязанностью суда является беспристрастное оценивания предоставленного сторонами материала.

В соответствии с принципом равноправия, стороны пользуются равными процессуальными правами, и административно - процессуальный закон должен предоставлять им равные процессуальные возможности для защиты своих прав, свобод и охраняемых законом. Стороны, независимо от их административно - правового неравенства (субъекты, обладающие и не имеют властных полномочий), должны быть наделены равными процессуальными правами. Любые преимущества одной стороны перед другой в административном процессе должны быть исключены. Между тем, принцип равноправия сторон в административном процессе имеет специфический смысл: обязанность доказывания законности обжалованных действий и решений полностью лежит на ответчики.;

4) принцип объективной истины приобретает реализации в совокупности статей действующего законодательства. Например, в гл. 6 КАСУ определено, что доказательствами в административном судопроизводстве являются любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются судом на основании объяснений сторон, третьих лиц и их представителей, свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов. Важно то, что специфика судебного познания обстоятельств административных дел заключается в том, что оно осуществляется специальным органом - административным судом. Субъектом познавательной деятельности здесь может быть не одно лицо, а коллегия, состоящая из трех судей. С одной стороны, субъективная оценка и восприятие затрудняют процесс познания, но с другой - дают дополнительные гарантии достоверности выводов судов.;

5) принцип непосредственности и устности судебного разбирательства в административном процессуальном праве заключается в том, что, во-первых, суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу. В ст. 86 КАСУ определено, что суд оценивает доказательства, имеющиеся в деле, по своему внутреннему убеждению, которое основывается на их непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает принадлежность, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Во-вторых, рассмотрение дела происходит устно и, в чем находит выражение и проявление принцип непосредственности, при неизменном составе судей. Принцип устности может рассматриваться как одна из гарантий принципа гласности административного судопроизводства;

6) общепроцесуальный принцип непрерывности также характерен для административного процессуального права. Так, судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха. В установленных законом случаях при невозможности продолжения рассмотрения административного дела суд выносит определение о перерыве в рассмотрении дела. Однако после устранения обстоятельств, повлекших перерыв, суд возвращается к рассмотрению дела.

Статья 6. Принципы административного судопроизводства

Принципами административного судопроизводства являются:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В общепринятой классификации принципов права выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы: справедливость; формально-юридическое равенство граждан; гуманизм; демократизм; единство прав и обязанностей; сочетание убеждения и принуждения. Межотраслевые принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и гласности судопроизводства. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми.

Особенности действия принципов состязательности и процессуального равноправия сторон в административном судопроизводстве

Статья 14. Состязательность и равноправие сторон

1. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.



Принципы равенства всех перед законом и судом, законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел

Статья 8. Равенство всех перед законом и судом

1. Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом : граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций - независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

2. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Недавно перечитал книгу Ричарда Брейли и Стюарта Майерса , в которой, в частности описываются модели управления денежными средствами. Модель Бомола является простейшей (см. главу 31 упомянутой ссылки). Однако она основана на ряде искусственных допущений. Серьезным развитием в этой области явилась модель Миллера-Орра. Настоящая заметка – это фрагмент книги Брейли и Майерса.

Рис. 1. В модели Миллера и Орра кривая остатка денежных средств свободно изгибается, пока не достигнет верхнего или нижнего предела. В этой точке фирма покупает или продает ценные бумаги, чтобы восстановить остаток до точки возврата, которая соответствует сумме нижнего предела и одной трети расстояния между верхним и нижним пределами.

Скачать заметку в формате или

Модель Бомола хорошо работает до тех пор, пока фирма постоянно использует свои запасы денежных средств. Однако обычно этого не происходит. В одни недели фирма может получать деньги по некоторым крупным неоплаченным счетам и, следовательно, иметь чистый приток денежных средств. В другие недели она может платить своим поставщикам и, следовательно, иметь чистый отток денежных средств.

Экономисты и ученые, занимающиеся проблемами управления, разработали более сложные и реалистичные модели, которые учитывают возможность как притока, так и оттока денежных средств. Давайте рассмотрим модель, разработанную Миллером и Орром. Она представляет собой хороший компромисс между простотой и реализмом.

Миллер и Орр рассчитали, как фирма должна управлять своими остатками денежных средств, если она не может прогнозировать их ежедневные притоки и оттоки (рис. 1). Вы можете видеть, что кривая остатка денежных средств изгибается непредсказуемо, пока не достигнет верхнего предела. В этой точке фирма покупает достаточное количество ценных бумаг, чтобы вернуть остаток денежных средств к нормальному уровню. И снова кривая остатка денежных средств может изгибаться, пока на этот раз не достигнет нижнего предела. Когда это происходит, фирма продает достаточное количество ценных бумаг, чтобы восстановить остаток до нормального уровня. Таким образом, правило заключается в том, чтобы позволить величине денежных средств «свободно гулять», пока она не достигнет верхнего или нижнего предела. Когда это происходит, фирма покупает или продает ценные бумаги, чтобы достичь желаемой величины остатка.

Насколько свободно фирма может позволить «гулять» своему остатку денежных средств? Миллер и Орр показывают, что ответ зависит от трех факторов. Если ежедневные колебания денежных потоков велики или если фиксированные затраты на куплю-продажу ценных бумаг высоки, тогда фирма должна расположить контрольные пределы далеко друг от друга. И наоборот, если высока ставка процента, контрольные пределы надо расположить ближе друг к другу. Формула расчета расстояния между пределами следующая:

Заметили ли вы одну странную вещь на рис. 1? Фирма возвращается не к точке, находящейся посередине между нижним и верхним пределом. Фирма всегда возвращается к точке, находящейся на одной трети расстояния от нижней до верхней точки. Другими словами, точка возврата равна:

Точка возврата = нижний предел + разрыв/3

Это означает, что, начиная всегда с точки возврата, фирма чаще достигает нижнего предела, чем верхнего. Это не минимизирует количество операций - для этого необходимо всегда начинать точно с середины расстояния. Однако если всегда начинать с середины, то это будет означать бо льшую среднюю величину остатка денежных средств и большие расходы на выплату процентов. Точка возврата Миллера и Орра минимизирует сумму операционных издержек и расходов на выплату процентов.

Модель Миллера-Орра легко использовать. Первый шаг – установить нижний предел остатка денежных средств. Это может быть ноль, некоторая минимально безопасная предельная величина больше нуля или остаток, который необходим, чтобы банк был удовлетворен. Второй шаг – оценка дисперсии денежных потоков. Например, вы можете записывать чистые притоки и оттоки денежных средств за каждый из последних 100 дней, а затем рассчитать дисперсию на основе этой выборки из 100 наблюдений. Более сложные методы измерения можно было бы использовать, если бы, скажем, существовали сезонные колебания в изменениях денежных потоков. Третьим шагом является рассмотрение ставки процента и операционных издержек по каждой покупке или продаже ценных бумаг. И заключительный шаг – расчет верхнего предела и точки возврата, передача этой информации клерку с инструкциями следовать стратегии «контрольных пределов», основанной на модели Миллера-Орра. Числовой пример представлен на рис. 2.

Рис. 2. Числовой пример использования модели Миллера-Орра

Практическая полезность этой модели ограничена допущениями, на которых она построена. Например, лишь немногие менеджеры согласятся, что притоки и оттоки денежных средств полностью непредсказуемы, как предполагает модель Миллера и Орра. Менеджер магазина игрушек знает, что перед Рождеством будет значительный приток денежных средств. Финансовые менеджеры знают, когда будут выплачиваться дивиденды и когда наступает срок уплаты налога на прибыль. Фирмы стремятся прогнозировать притоки и оттоки денежных средств, и их краткосрочные инвестиции и решения по финансированию поддерживают величину денежных средств, когда это необходимо, или ведут к вложению денег для получения процентов, когда в денежных средствах нет необходимости.

Такой вид краткосрочного финансового плана обычно разрабатывается, чтобы получить устойчивый нижний предел остатка денежных средств. Но всегда существуют колебания, особенно ежедневные, которые финансовые менеджеры не могут спланировать. Вы можете считать результаты исследований Миллера-Орра ответом на проблему денежных притоков и оттоков, которые нельзя или не стоит прогнозировать. Попытка спрогнозировать все денежные потоки «съела» бы огромное количество времени менеджеров.

Модель Миллера-Орра была проверена на данных о ежедневных денежных потоках нескольких фирм. Результаты получены аналогичные или лучше тех, которые достигались интуитивными действиями менеджеров. Однако модель не обеспечивает безусловный успех; в частности, простые эмпирические правила работают также хорошо. Модель Миллера-Орра может помочь нашему пониманию проблемы управления денежными средствами, но она не имеет больших преимуществ по сравнению с методами, основанными на суждениях менеджеров, при условии, конечно, что менеджеры понимают обсуждаемые проблемы.

Формула основана на допущении, что ожидаемое ежедневное изменение остатка денежных средств равняется нулю. Таким образом, предполагается отсутствие систематических понижательных или повышательных тенденций в остатках денежных средств. Если формула Миллера-Орра применима, вам необходимо знать лишь дисперсию ежедневных денежных потоков, т.е. дисперсию ежедневных изменений остатков денежных средств.

Которая базируется на предположении о равномерности расходования денежных средств, модель Миллера-Орра базируется на предположении о неопределенности входящих и исходящих денежных потоков . Она может быть применена на практике при соблюдении следующих исходных положений.

Исходные положения модели Миллера-Орра

1. Существует неопределенность осуществления выплат и поступлений денежных средств.

2. Сальдо ежедневного денежного потока подчиняется закону нормального распределения, то есть изменяется случайным образом, а не подчиняется какой-либо тенденции.

3. При необходимости излишек денежных средств может быть вложен в ликвидные ценные бумаги.

4. При осуществлении купли-продажи ценных бумаг возникают определенные транзакционные издержки.

5. Предполагается возможность поддержания определенного страхового остатка денежных средств.

Расчет оптимального остатка денежных средств

Согласно модели Миллера-Орра оптимальный остаток денежных средств рассчитывается по следующей формуле:

где F –транзакционные издержки пополнения остатка денежных средств;

σ – среднеквадратическое отклонение сальдо дневного денежного потока;

k - альтернативные издержки поддержания остатка денежных средств (процентная ставка по ликвидным ценным бумагам);

CB min – минимально допустимый остаток денежных средств.

Максимально допустимый остаток денежных средств (CB max ) рассчитывается по следующей формуле:

Величина минимально допустимого остатка денежных средств определяется индивидуально исходя из текущего финансового положения и потребностей бизнеса. При наличии существенных вложений в ликвидные ценные бумаги или возможности взять краткосрочный кредит в любой момент, он может быть установлен на нулевом уровне. Однако при других обстоятельствах бизнес может поддерживать определенный страховой остаток денежных средств на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, что не противоречит исходным положениям модели Миллера-Орра.

Пример

Предположим, что среднеквадратическое отклонение сальдо ежедневного денежного потока составляет 5000 у.е., процентная ставка по ликвидным ценных бумагам 12% годовых, а транзакционные издержки при купле-продаже ценных бумаг 75 у.е. При этом руководство компании приняло решение поддерживать страховой остаток денежных средств на уровне 10000 у.е.

Приведем процентную ставку по ликвидным ценным бумагам к дневному выражению, для чего необходимо решить следующее уравнение:

(1+k) 365 - 1 = 0,12

(1+k) 365 = 1,12

Оптимальный остаток денежных средств составит 26536,14 у.е., а максимальный 59608,41 у.е.

Интерпретация модели Миллера-Орра

Обоснование минимального и максимального остатка денежных средств задает допустимый диапазон колебаний. При этом оптимальный остаток денежных средств является ориентиром, которого следует придерживаться в следующих ситуациях.

1. При снижении фактического остатка денежных средств до минимально допустимого уровня (точка А на рисунке) его следует пополнить до оптимального уровня за счет продажи купленных ранее ликвидных ценных бумаг.

2. При увеличении фактического остатка денежных средств до максимально допустимого уровня (точка Б на рисунке) необходимо купить ликвидных ценных бумаг на сумму равную (CB max - OCB ), тем самым снизив остаток до оптимального уровня.


При использовании модели Миллера-Орра на практике также необходимо учитывать следующие моменты.

1. С ростом транзакционных издержек (F ) при пополнении денежных средств оптимальный остаток будет увеличиваться.

2. Рост среднеквадратического отклонения сальдо ежедневного денежного потока также приводит к увеличению оптимального остатка денежных средств, а также увеличивает вероятность достижения минимального и максимального предела.

3. С увеличением альтернативных издержек (k ) оптимальный остаток денежных средств будет снижаться, поскольку вкладывать деньги в ликвидные ценные бумаги станет более выгодно.

Модель Миллера - Орра - это модель управления наличностью, которая ориентирована на денежные притоки и оттоки, которые меняются случайным образом день ото дня. С помощью этой модели мы еще раз обратимся к сальдо денежных средств, но, в противоположность модели ВАТ, допустим, что это сальдо случайным образом отклоняется вверх и вниз, и что среднее изменение равно нулю.

Когда денежное сальдо достигает верхнего предела (T ), как в точке X , предприятие производит изъятие со счета в легко реализуемые ценные бумаги. Это действие снижает денежное сальдо до C* . Подобным образом, если денежное сальдо падает до нижнего предела (D ), как в точке Y , предприятие продает ценные бумаги на сумму и депонирует эти средства на счет. Это действие увеличит денежное сальдо до C* .

Сначала устанавливается нижний предел (D ). Этот предел является, в основном, надежным запасом, следовательно, его значение зависит от того, какую степень риска нехватки денег предприятие считает допустимой. В противном случае, минимум мог бы равняться требуемому компенсационному сальдо.

Как и в модели ВАТ, оптимальное денежное сальдо зависит от комиссионных расходов и издержек неиспользованных возможностей. Повторим, что издержки при покупке и продаже легко реализуемых ценных бумаг (F ) фиксированы по нашему допущению. Также издержки неиспользованных возможностей - это R , т.е. процентная ставка за рассматриваемый период по легко реализуемым ценным бумагам.

Нужна только одна добавочная информация - дисперсия чистого денежного потока за период. Для наших целей период может быть любым, например, день или неделя, таким, чтобы процентная ставка и отклонение относились к одному и тому же отрезку времени.

При заданном D , которое установлено предприятием, модель Миллера - Орра показывает, что плановое денежное сальдо (C* ) и верхний предел (T ), который минимизирует общие издержки держания денег, равны:

где С* (cash)



D (down)

F (fixed) - фиксированные издержки от продажи ликвидных ценных бумаг (получения кредита);

σ 2 - дисперсия сальдо денежного потока за рассматриваемый период;

R (rate) - относительная величина альтернативного дохода, принимается в размере процентной ставки по ликвидным ценным бумагам.

T = 3 · C* - 2 · D ,

где T (top) - верхний предел остатка денежных средств;

D (down) - нижний предел остатка денежных средств;

С* (cash) - плановый остаток денежных средств;

Также среднее сальдо денежных средств в модели Миллера - Орра равно:

где С* (cash) - плановый остаток денежных средств;

D (down) - нижний предел остатка денежных средств.

Пример 4.2.

Предприятие за одну операцию с ценными бумаги платит 300 руб. Процентная ставка по краткосрочным ценным бумагам равна 10%, а стандартное отклонение месячных чистых денежных потоков составляет 6 тыс. руб. Дисперсия чистых денежных потоков в месяц составляет:

σ 2 = 6000 2 = 36 млн. руб.

Допустим, что минимальное денежное сальдо D - 3 тыс. руб. Мы можем подсчитать плановое денежное сальдо C*:

C* = 3000 + (3/4 ∙ 300 ∙ 36000000 / 0,01) 1/3 = 12,33 тыс. руб.

Верхний предел (T), таким образом, составит:

T = 3 · 12330 - 2 · 3000 = 30,99 тыс. руб.

Наконец, среднее денежное сальдо будет равно:

Среднее сальдо денежных средств = (4 · 12330 - 3000) / 3 = 15,45 тыс. руб.

При использовании модели Миллера - Орра следует обратить внимание на следующие моменты .

1. Плановый остаток средств на счете не является средней величиной между верхним и нижним пределами, поскольку его величина чаще приближается к своему нижнему пределу, чем к верхнему. Если установить целевой остаток равным средней величине между пределами, это минимизирует комиссионные издержки, но если он будет установлен ниже среднего уровня, результатом явится снижение величины потерь от упущенной выгоды (вложения в ликвидные ценные бумаги).

2. Модель показывает, что чем больше неопределенность (чем выше), тем больше разность между плановым сальдо и минимальным сальдо. Подобным образом, чем больше неопределенность, тем выше верхний предел и среднее денежное сальдо. Все они несут интуитивный смысл. Например, чем больше вариативность, тем больше вероятность того, что сальдо упадет ниже минимума. Таким образом, мы сохраняем большее сальдо, чтобы предотвратить эту возможность.

3. Величина планового остатка сокращается с увеличением R ; так, если ставка процента по ликвидным ценным бумагам увеличивается, то растет величина альтернативных затрат и фирма стремится вложить средства, а не хранить их на счете.

4. Если предприятие не поддерживает страховой запас денежных средств, то нижний предел необязательно может быть равен нулю.

5. Опыт применения описанной модели показал ее преимущества перед чисто интуитивным управлением денежными средствами; однако если фирма имеет несколько альтернативных вариантов вложения временно свободных денежных средств, а не единственный в виде покупки, например, государственных ценных бумаг, то модель перестает действовать.

Рассмотренные выше методы хотя и помогают сократить размер необходимых средств на счетах до минимума, но их применение требует определенных затрат. Поэтому встает вопрос: насколько далеко должно заходить предприятие в проведении таких мероприятий? Основное правило : расходы можно увеличивать до тех пор, пока они ниже дополнительно полученных доходов от проведения этих мероприятий.

Так, допустим, если в результате создания системы управления денежными средствами удалось сократить потребность в денежных активах на 100 тыс. руб. в год, то благодаря этому предприятие уменьшило величину заемных средств на эквивалентную величину и сэкономило 10 тыс. долларов на процентах (условно кредит выдавался под 10 % годовых). Таким образом, если затраты по организации и обслуживанию этой системы стоят меньше 10 тыс. долларов, то ее следует внедрять, если больше, то от нее следует отказаться.

Ясно, что более крупные предприятия с большими остатками денежных средств на счетах могут позволить себе более высокие расходы на проведение жесткого контроля, тогда как более мелкие не уделяют столь пристального внимания оптимизации остатков на счетах, а заботятся лишь об обеспечении достаточного уровня платежеспособности.

Таким образом, система управления денежными потоками, во-первых , зависит от масштабов деятельности предприятия, во-вторых , от цены источников этих средств, которая, в свою очередь, определяется текущей ставкой ссудного процента (процента по краткосрочным ценным бумагам).

Вопросы для самопроверки

1. Какова основная цель управления денежными активами?

2. Перечислите этапы политики управления денежными потоками.

3. Приведите классификацию денежных потоков организации.

4. Как определить период финансового цикла?

5. В чем основное различие между прямым и косвенным методами оценки денежных потоков?

6. Что позволяет синхронизация денежных потоков?

7. Какие ограничения существуют у моделей управления денежной наличностью?

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...