Международный банк реконструкции и развития участники. Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - это


Экскурсионный цикл «Русская литература и изобразительное искусство» ориентирован на учащихся 9–11 классов. Он включает следующие экскурсионные темы:

  1. Древнерусская живопись и литература.
  2. Русская литература и изобразительное искусство XVIII века.
  3. Русская литература и изобразительное искусство XIX века.
Читателю предлагается методическая разработка экскурсионного цикла «Литература и живопись Древней Руси» из двух занятий. Она адресована учителям предметов гуманитарного и эстетического циклов, музейным педагогам, экскурсоводам.

Цель цикла:
На примере памятников древнерусской живописи, входящих в экспозицию Русского музея, продемонстрировать тесную взаимосвязь литературы и искусства в культуре Древней Руси.

Задачи экскурсий:

  1. На основе интегративного подхода дополнить и развить представления учащихся о древнерусском периоде отечественной истории, особенно подчеркнув обусловленность всех сторон деятельности человека, в том числе и искусства, христианским мировоззрением.
  2. Отметить высоту эстетических и нравственных идеалов, отразившихся в памятниках древнерусской культуры, и в связи с этим необходимость и важность изучения литературы и искусства русского средневековья.
  3. Наблюдая сходство и расхождения в развитии литературы и искусства на протяжении всего древнерусского периода, выявить закономерности, «параллельность» тех процессов, которые характерны как для одного, так и для другого вида творчества.
  4. Обратить внимание экскурсантов на постепенное нарастание авторского начала в произведениях как литературы, так и живописи к концу этого периода. Проследить процесс зарождения в недрах древнерусского искусства нового отношения к человеку, к изображению реального земного мира.

Зрительный ряд:
  1. Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). XII в.
  2. Борис и Глеб. XIII в.
  3. Богоматерь Белозерская. XIII в.
  4. Чудо Георгия о змие, с житием. I пол. XIV в.
  5. Сошествие во ад. (Новгород). XIV в.
  6. Битва новгородцев с суздальцами. XV в.
  7. Спас Ярое Око. XIV в.
  8. Апостолы Петр и Павел. (Школа А.Рублева). 1408.
  9. Успение. («Облачное Успение». Из Кеми). XVI в.
  10. Дионисий. Сошествие во ад. 1502.
  11. Притча о слепце и хромце. XVI в.
  12. «Отче наш». Кон. XVII.
  13. С. Ушаков. Троица. 1671.

Литературные памятники:
  1. Повесть временных лет. Кон. XI – нач. XII в.
  2. Сказание о Борисе и Глебе. Кон. XI – нач. XII в.
  3. Поучения Владимира Мономаха. Кон. XI – нач. XII в.
  4. Слово о полку Игореве. XII в.
  5. Сказание о граде Китеже. XIII в.
  6. Повесть о разорении Рязани Батыем. XIII в.
  7. Чудо Георгия о змие с житием. XIII в.
  8. Житие Александра Невского. XII в.
  9. Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Кон.XIV – нач. XV в.
  10. Задонщина. Кон. XIV в.
  11. Послание Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.
  12. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского. Сер. XV в.
  13. Переписка Ивана Грозного. XVI в.
  14. Житие протопопа Аввакума. XVI в.
  15. Апокрифы («Сошествие во ад», «Облачное Успение»).
  16. Бытовые повести XVII века: Повесть о Горе Злочастии. Повесть о Фроле Скобееве. Повесть о Савве Грудцыне. XVII в.
Методические рекомендации:
Перед экскурсией необходимо провести с учащимися подготовительную беседу, настраивая их на восприятие сложнейшего материала – древнерусских памятников. Лучше всего, если интегративный метод последовательно применяется на уроках литературы, и учитель работает в тесном контакте с музейным педагогом, заранее согласовав основные акценты в подаче материала на уроках и на экскурсии в Русском музее. В случае, если такая беседа не проведена в школе, музейный педагог может начать занятие, например, в школьном кабинете музея.
На наш взгляд, необходимо остановиться на следующих моментах:
- Обозначить временные рамки древнерусского периода отечественной культуры.
- Принятие христианства в конце Х века – поворотный момент в русской истории.
- Приобщение Руси к высоким достижениям византийской культуры.
- Сложность изучения древнерусских памятников.
- Сходство путей развития литературы и искусства. Подчеркнуть, что в этот период искусство шло за литературой, черпая из нее идеи и образы и выражая их своими специфическими средствами.

1. Средневековое искусство объединяло видимый мир и невидимый, сотворенное человеком – со всем космосом. Искусство – это мирное покорение и церемониальное обряжение окружающего мира. Это столь же характерно для изобразительного искусства и зодчества, как и для литературы.

2. Литература, искусство и русская история тесно связаны. Литература – один из способов освоения окружающего человека мира. И подобно труду земледельца переписка книг была на Руси извечно «святым» делом. (Автор похвалы Ярославу Мудрому и книгам писал в летописи: «Они как реки, напояющие вселенную», а сам Ярослав сранивался с земледельцем, с сеятелем, «насеявшим» землю «книжными словесы»). Книги могли быть только на самые важные темы. Литература не носила развлекательного характера, она была «школой», а ее отдельные произведения в той или иной мере поучениями.Литература говорила только о том, что существует или существовало. Вымышленные герои отсутствовали в древнерусской литературе. Если вводились рассказы о чудесах, то авторы выдавали их за действительность, а читатели обязаны были им верить.

3. Следует обратить внимание слушателей, что, конечно, в памятниках литературы светская стихия была выражена гораздо сильнее и отчетливее, чем в древнерусской живописи. Именно в литературе мы находим описание политических страстей, междоусобиц, проповедь деятельной любви к родине, воспитание гражданственности, стремление к исправлению недостатков общества, рассказы о путешествиях.Однако, как и в Византии, на Руси существовало помимо культового и многожанровое светское искусство. Особенно интересны фрески лестничных башен Софии Киевской, светские и полусветские рельефы на фасадах древнерусских церквей, разножанровые миниатюры рукописей, обрядово-бытовые сцены на предметах прикладного искусства. А. Н. Грабарь отмечает, что «светское средневековое искусство так же, как и религиозное, было предназначено не только для удовлетворения эстетических потребностей. Оно тоже стремилось что-то показать, чему-то обучить, и эти функции, конечно, менялись в зависимости от категории вещей и от места, выбранного для того или иного изображения…».

4. Источники возникновения древнерусской литературы и искусства были разными. Если искусство Киевской Руси восприняло церковные и светские формы византийского искусства, то литература в большей степени опиралась на собственные традиции:
1) Восточно-христианская церковь разрешала богослужение на национальном языке – не было ни латинского, ни греческого периода. С самого начала – на своем литературном языке.
2) Богатая болгарская переводная литература перешла на Русь. Древнеболгарский язык лишь немногим отличался от русского. Он дал русской литературе многие слова с отвлеченным значением. Соединение древнеболгарского с обиходным древнерусским обогатило синонимику.
3) При Ярославе Мудром создается собственная переводческая школа: («И собра писце многы и перекладаше от грек на словяньское писмо»).
4) На Руси уже было развито искусство устной речи. В Начальной русской летописи отразились устные предания, топонимические легенды, исторические песни, славы, пословицы.

По-видимому, отдельные системы письменности существовали в Русской земле издавна, но, конечно, только единая система алфавита могла по-настоящему служить общению людей, накоплению культурного опыта, развитию художественного слова. Такая единая система была перенесена на Русь из Болгарии вместе с принятием христианства. Христианство обладало собственным обширным составом письменных произведений, обязательных при отправлении богослужений, предназначенных для монастырских чтений, для пропаганды христианства, для обучения служителей церкви. Здесь были сочинения исторические, церковно-певческие, богословские, проповеднические и т. д. В Х веке на Руси появилось из Болгарии два алфавита: глаголица и кириллица. Впоследствии возобладала и закрепилась кириллица.

5. В течение экскурсии важно постоянно подчеркивать ансамблевый характер литературы и искусства Древней Руси. Привести в качестве примера Софийский собор в Киеве – образец синтеза архитектуры, живописи, прикладного искусства. Напомнить, что в XI веке сложилась та система храмовой живописи, которая была усвоена Киевской Русью и стала традиционной: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь, Евхаристия и святительский чин в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах и т. д.
Каждое новое произведение есть, прежде всего, дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету.

Например, «Сказание о Борисе и Глебе» – это житие, дополняемое «чудесами» святых мучеников, церковными службами им и т. д. – своеобразный литературный ансамбль.

Из сопоставлений литературы с изобразительным искусством и архитектурой отчетливо выступает важная сторона ансамблевого строения литературы: соединение литературных произведений по «анфиладному принципу» (Д. С. Лихачев) происходило не только из-за слабости авторского начала и слабости стремления к сохранению первоначального текста, позволявшей варьировать и комбинировать различные произведения, но, прежде всего, это был важный эстетический принцип средневековья. В нем сказывается стремление к созданию величественных и обширных произведений, к возможно полному охвату всего разнородного материала.

Искусство было в значительной мере рассчитано на официальные церемонии, предназначалось для оформления богослужений, занимало очень большое место в укладе монастырской жизни и т. д. Произведения литературы, живописи, архитектуры торжественно развертывались по «анфиладному принципу», «нанизывались» одно к другому. Само произведение искусства было своего рода «процессией».

Всякая жанровая система динамична, находится в состоянии подвижного равновесия. Поскольку церковная жизнь консервативна, жанры, употребляемые в церковном обиходе, и их сочетания наиболее устойчивы. Жанры же, связанные с государственной жизнью, меняются и развиваются вместе с развитием самой государственной жизни. Новые жанры образуются по большей части на стыке фольклора и литературы. Такие произведения, как «Слово о погибели Русской земли» или «Моление Даниила Заточника», в жанровом отношении – полулитературные-полуфольклорные, «Повесть временных лет» отличается от византийских хроник. Жанровой самобытностью отмечено и «Слово о полку Игореве», в нем соединены два фольклорных жанра: «слава» и «плач» – прославление князей с оплакиванием печальных событий. В «Слове» органически слиты фольклорные элементы с книжными.

Процесс жанрообразования активно развивался на протяжении XI–XIII вв., впоследствии он возобновился в XVI в. и протекал довольно интенсивно в XVII в.

Необходимо отметить различные способы взаимосвязи слова и изображения в древнерусской культуре:

1. Слово и изображение были в Древней Руси связаны теснее, чем в новое время. «Этого требовала сама условность изобразительного искусства: изображение было знаком, близким к тому роду знака, который представляло собой слово, письменная речь. Литература и изобразительное искусство в одинаковой мере пользовались общей системой символов и аллегорий, общими приемами реализации метафор и общими образами. И в литературе, и в живописи многое не изображалось, а только обозначалось, сокращалось до степени геральдического изображения».
2. Изобразительное искусство Древней Руси было подчеркнуто сюжетным. Сюжеты являлись по преимуществу литературными. Персонажи и отдельные сцены из Ветхого и Нового заветов, святые и сцены из их житий, разнообразная христианская символика в той или иной мере основывались на литературе. Сюжеты фресок были сюжетами письменных источников, с письменными источниками было связано содержание икон – особенно икон с клеймами. Миниатюры иллюстрировали жития святых, палею, летописи, хронографы, космографии и шестодневы, исторические повести, сказания и т. д. Даже в основе портретных изображений святых, князей и государей, античных философов или библейских персонажей лежала не только живописная традиция, но и литературная. Словесный портрет был для художника не менее важен, чем изобразительный канон. Слово лежало в основе многих произведений искусства, было его своеобразным «протографом» и «архетипом». Следовательно, показания изобразительного искусства (особенно лицевых списков и житийных клейм) очень важны для установления истории текста произведений, а история текста – для датировки изображений.
3. Реальное жизненное наблюдение часто сказывалось в живописи не непосредственно, а через литературный источник, через сюжет, уже отразившийся в письменности. С развитием письменности, с появлением все большего числа произведений на темы русской истории, русских житий святых, русских бытовых повестей чаще отражалась в живописи русская действительность.
4. Однако нередко наблюдалось и обратное явление: изображение предшествовало слову. Многочисленные сказания об иконах составили отдельный литературный жанр, широко распространены были сказания об основании храмов и монастырей, в которых содержатся описания и оценки произведений архитектуры и живописи. Само творчество художников или их произведения становились нередко объектом литературного рассказа (сказание о фреске Пантократора в куполе Софийского собора, повесть о посаднике Щиле, повесть «О чюдном видении Спасова образа Мануила, царя греческого» и др.). Один из излюбленных мотивов древнерусской литературы – мотив оживающих изображений. Изображение Пантократора в куполе Софийского собора обращалось к писавшим его «писарям»: «Писари, писари, о писари! не пишите мя благословящею рукою, напишите мя сжатою рукою. Аз бо в сей руце моей сей Великий Новъград держу, а когда сия рука моя распространится, тогда граду сему скончание».
5. Велика роль слова (надписей, подписей и сопроводительных текстов) в древнерусских иконах, фресках и миниатюрах. Искусство живописи как бы стремилось «заговорить». Тексты, которыми сопровождаются клейма в житийных иконах, – это не тексты, механически перенесенные из тех или иных житий, они особым образом обработаны. Тексты сокращены, фразы часто не закончены. Важная деталь – прошедшее время в них часто переправляется на настоящее. Надпись поясняет не прошлое, а настоящее – то, что воспроизведено на клейме иконы, а не то, что было когда-то.Изображения святых в средниках икон и на стенах храмов обращаются к молящимся, показывая им раскрытые книги, развернутые свитки. Свитки с текстами держат Кирилл Белозерский, Александр Свирский. Никола держит обычно Евангелие – раскрытое или закрытое. Пророки держат свитки, на которых написаны их главнейшие пророчества о Христе. Христос в композиции Деисус изображается с раскрытым Евангелием с обращением к судьям и судимым: «Не судите на лици сынове человечестии, но праведный суд судите…».Следует отметить, что «слово редко вводится в изображение реалистических школ, но оно очень часто в условной живописи, изображающей не мимолетное мгновение, а “вечное”. Слово в изображении как бы останавливает время. […] Оно помещается на иконах для выражения сущности изображаемого – при этом сущности, не меняющейся». «Изображение» слова возрождается в ХХ веке во всех видах условного искусства.
6. Изучение связей литературы и искусства не ограничивается поисками общих сюжетов, тем, мотивов, философских и богословских понятий. Гораздо важнее проследить, в какой стилевой связи появляется тот или иной сюжет, мотив, тема в литературе и живописи. Например, для определения характера живописи Феофана Грека важно не только то, что в ней отразились некоторые темы исихастов, как то, что они находятся в общей стилистической системе. Важно, что стиль живописи Феофана близок к стилю исихастского богословствования, они подчиняются единым предвозрожденческим формирующим стиль принципам.

При изучении истории литературы показания других искусств помогают отделить значительное от незначительного, закономерное от случайного.

«Показания изобразительных искусств помогают охарактеризовать каждую эпоху в отдельности, вскрывают общие истоки, общую идейную и мировоззренческую основу литературных явлений. Сближения между искусствами и изучение их расхождений между собой позволяют вскрыть такие закономерности и такие факты, которые оставались бы для нас скрытыми, если бы мы изучали каждое искусство (и в том числе литературу) изолированно друг от друга».

В связи с этим необходимо заниматься поиском аналогий в различных сферах культуры, которые могут многое объяснить. Среди таких общих явлений для литературы и живописи Древней Руси на некоторых этапах развития можно назвать подчиненность их своеобразному этикету в выборе тем, сюжетов, средств изображения, в построении образов и в характеристиках; общее по эпохам развития сочетание традиционности и творческого начала; общие областные черты в литературе и других искусствах, общность их судеб и содержания областных, центробежных тенденций, их одновременного преодоления и постепенное сложение единой литературы и изобразительного искусства единого государства. На основе экономического и политического объединения отдельных русских земель происходит унификация всей русской культуры. Сопоставительное изучение литературы в ее отношениях к другим искусствам имеет огромное значение и для характеристики сущности иностранных влияний, их смен, их обусловленности определенными общественными потребностями.

Данные сравнительного исследования литературы и изобразительных искусств позволяют говорить о едином «стиле эпохи».

Понятие художественного стиля в литературе «объединяет в себе общее восприятие действительности, свойственное писателю, и художественный метод писателя, обусловленный задачами, которые он себе ставит». В этом смысле понятие стиля приложимо к различным видам искусства. Одни и те же приемы изображения могут проявиться в литературе и в живописи той или иной эпохи. Эстетические принципы могут распространяться за пределы искусств. Например, черты единого стиля «монументального историзма» отчетливо проявились во всех формах эстетического творчества в X–XIII вв., стиль барокко сказался не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре, литературе и даже в музыке и философии (XVII в.).

Очень важна для понимания процесса сложения стиля в древнерусском искусстве проблема жанров.

Главной задачей русского искусства после принятия христианства было приобщение русских людей к христианской обрядности и догматике, к феодальному этикету, для чего нужны были символико-атрибутивные, «персональные», исторические, символико-догматические и многие другие изображения.

Все вышесказанное говорит в пользу именно сравнительного изучения памятников древнерусской литературы и изобразительного искусства, в частности, станковой живописи, представленной на экспозиции Русского музея.

Рабочие материалы:

  1. Из «Поучения Владимира Мономаха» (XI в.) «[…] Что такое человек, как подумаешь о нем? Велик ты, Господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои… Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Звери различные и птицы, и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица по божьей мудрости […]».

  2. Из «Слова о полку Игореве»» (Конец XII в.) […] Уже ведь, братья, невеселое время настало,
    […] Борьба князей против поганых прекратилась,
    ибо сказал брат брату:
    «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое
    «это великое» говорить
    И сами на себя крамолу ковать.
    А поганые со всех сторон приходили с победами
    на землю Русскую.

    […] То было в те рати и в те походы,
    а такой рати не слыхано!
    С раннего утра до вечера,
    с вечера до света
    летят стрелы каленые гремят сабли о шлемы
    трещат копья булатные
    в поле незнаемом,
    среди земли Половецкой.
    Черная земля под копытами костьми была засеяна
    и кровью полита:
    горем взошли они по Русской земле.

    […] Ярослава все внуки и Всеслава!
    Склоните стяги свои,
    Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
    ибо лишились вы славы дедов.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых
    на землю Русскую
    на богатства Всеслава.
    Из-за усобицы ведь настало насилие
    от земли Половецкой […]


  3. Из «Жития Александра Невского» (XIII в.)
    «[…] О таких сказал Исайя-пророк: “Князь хороший в странах – тих, приветлив, кроток, смирен – и тем подобен Богу”. Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое […]. И умножились дни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

    Было в те времена насилие от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды».


  4. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XII в.)
    «[…] И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани […].

    И в городе многих людей, и жен и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь город пожгли, и всю красоту прославленную и богатство рязанское, и сродников их – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили… И было все то за грехи наши».


  5. Из письма Епифания Премудрого Кириллу Тверскому
    «[…] Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных – более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна. […] Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как [это] делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно [в них] всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту […].

    Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям [“притчам”] и его хитростному строению. Когда я увидел, что он меня любит и что он мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство и попросил его: “Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал мне изображение великой святой Софии Цареградской, которую воздвиг великий Юстиниан, уподобляясь премудрому Соломону; некоторые говорили, что по качеству и величине это – Московский Кремль внутреннего города, такова она в окружности и основание ее, когда обходишь кругом: если странник войдет сюда и пожелает ходить без проводника, то ему не выйти, не заблудившись, как бы он ни казался мудр, [и это] ввиду множества столпов и околостолпий, сходов и восходов, переводов и переходов, и различных палат и церквей, лестниц и хранильниц, гробниц, разного наименования отделений и приделов, окон, проходов и дверей, входов и выходов, а также каменных столпов. Так называемого Юстиниана [ты] напиши мне сидящим на коне и держащим в правой своей руке медное яблоко (говорят, размеры его таковы, что в него можно влить два с половиной ведра воды); и это все вышесказанное изобрази на книжном листе, чтобы я мог положить это в начале книги и, вспоминая твою работу и глядя на такой храм, мог бы представлять себе, что нахожусь в Цареграде” Он же, мудрец, мудро ответил мне: “Невозможно, – молвил он, – ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я частично напишу тебе, и это есть не часть, а сотая доля, от множества малость, но благодаря этому малому написанному нами изображению и остальное ты представишь и уразумеешь”. Сказав это, он смело взял кисть и быстро написал изображение храма, наподобие подлинной церкви в Цареграде, и дал его мне. От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, так как многие перерисовали его себе, соревнуясь друг перед другом и перенимая друг у друга […]».

    Хотя письмо Епифания содержит много риторических прикрас, тем не менее подлинность приведенных в нем фактов не вызывает никаких сомнений. Епифаний хорошо знал Феофана и, по-видимому, получал все сведения о его жизни непосредственно от самого художника.

  6. Из «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (XV в.)
    «[…] Отрок же преславный, преславного отца сын, о котором мы речь ведем, подвижник, о котором всегда помнят, родившийся от родителей благородных и благоверных, вырос как от доброго корня добрая ветвь, воплотив в себе всяческие достоинства доброго корня этого. Ведь с молодых лет он был подобен саду благородному и вырос как богатый плод, был отроком красивым и благонравным […].

    Как я смогу перечислить прочие добродетели его: спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простоту без ухищрений? Он любил одинаково всех людей, никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался, не позволял себе ни слабости ни смеха […]. И слова Псалтыри на устах его всегда были, он воздержанием всегда был украшен, тяготам телесным всегда радовался, бедную одежду прилежно носил. Пива же и меда он никогда не вкушал, никогда к устам их не подносил и даже запаха их не вдыхал. К постнической жизни стремясь он все это не нужным для человеческой природы считал […]».


  7. Из «Калязинской челобитной» (XVII в.)
    Челобитная богомольцев Калязина монастыря архиепископу Симеону на архимарита Гавриила.

    «[…] Да он же, архимарит, приказал старцу Уару в полночь с дубиною по кельям ходить, в двери колотить, нашу братию будить, велит часто к церкви ходить. А мы, богомольцы твои, в то время круг ведра с пивом без порток в кельях сидим, около ведра ходя, правило говорим, не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить, не то, что к церкве часто ходить и в книги говорить […]».

  8. Из «Жития протопопа Аввакума» (XVI в.)
    «[…] Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет да и повалится, – кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нея набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: “Матушка-государыня, прости!” А протопопица кричит: “Что ты, батько, меня задавил?” […]».
Литература:
  1. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. – М.: Искусство, 1993. – 255 с.
  2. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. – М.: Искусство, 1974. – 460 с.
  3. Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и «Слово о полку Игореве» // Тр. отд. древнерусской лит. / Отв. ред. Я.С. Лурье; АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом). – М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – Т. 18. – 607 с.
  4. Лазарев В.Н. Живопись и скульптура Киевской Руси /История русского искусства: т. 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1953.
  5. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М.: Искусство, 1971. – 235 с.
  6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М.: Искусство, 1983. – 311 с.
  7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1971. – 372 с..
  8. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. – Л.: Наука, 1973. – 118 с.
  9. Мнева Н. Искусство Московской Руси. – М.: Искусство, 1965. – 252 с. – (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
  10. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI – нач. XII в. / Сост. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. – М.: Художественная литература, 1979.
  11. Смирнова Э.С. Культура Древней Руси. – Л.: Просвещение, 1967. – 303 с.

Культура древней Руси ХIV - XV веков

Идея единства Русской земли борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызывала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.

Борьба против монголо - татарского нашествия и золотоордынского ига стала главной темой устного народного творчества. Многие устные народнопоэтические произведения на эту тему вошли в переработанном виде в письменную литературу. Среди них сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанским богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве.

Наивысшего подъема достиг героический былинный эпос. Древние былины получали новую жизнь. Слагатели былин о татарском нашествии обращались к образцам киевских богатырей, группировавшихся вокруг старого князя Владимира «Красное Солнышко». В них повествуется о том, как татары подступали к Киеву и как киевские богатыри изгоняли захватчиков. Киев в былинах представляет как воплощение русской государственности, как идеальный эпический центр всей Русской земли. В этот период создание цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром, завершалось. В нем в полной мере проявился характерный для всей русской культуры этого времени интерес к героическому прошлому русского народа.

В XIV в оформился новый жанр устного народного творчества - жанр исторической песни. В отличии от былинного эпоса в исторической песне герои и события изображаются гораздо более приближенными к реальности, время действия не условно эпическое, а конкретно - историческое, хотя сюжет и герои могут быть вымышленными. Это живой, непосредственный отклик на конкретные события. Историческая песня - произведение не о прошлом, а о настоящем, исторической она становится лишь для следующих поколений.

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, и прежде всего песни о девушках - полонянках. В центре их не судьбы государства, а частные человеческие судьбы, через которые раскрывается один из трагических моментов судьбы народной. Образ чистой и стойкой духом девушки, попадающей в плен, воплощает образ страдающей под тяжким игом Русской земли.

Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в XI - XII вв., удалось сохранить.

Подъем культуры со второй половины XIV в. сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице - Сергиева, Кирилло - Белозерского и Соловецкого монастырей.

Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строго «уставного» письма появились так называемые полуустав, а с XV в. и «скоропись», что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса.

Русская книга XIV - XV вв. сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы, прошло и распространении современных ей произведений глубокого идейно - политического звучания.

Русская литература XIV - XV вв. унаследовала от древнерусской литературы ее острую публицистичность, выдвигала важнейшие проблемы политической жизни Руси. Особенно тесно было связано с общественно - политической жизнью летописание. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе.

Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Воинские повести - это светские произведения, близкие к устному народному творчеству, хотя многие из них подвергались переработке в духе церковной идеологии.

Победа над монголо - татарами на Куликовом поле в 1380 г. вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль - о единстве Русской земли как основе победы над врагом.

В XIV - XV вв большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти.

В житийной литературе получил распространение риторическо - панегирический стиль (или экспрессивноэмоциональный стиль). В текст вводили пространные и витиеватые речи - монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально - богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц.

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV в. Здесь в это время окончательно складывается русская национальная школа живописи, наиболее ярким представителем которой был гениальный русский художник Андрей Рублев.

Культурное развитие русских земель в XIV - XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур.

С конца XV в наступает новый этап в развитии русского зодчества. Совершенствование городского ремесла, увеличение финансовых средств государства явились материальные предпосылками расширения масштабов каменного строительства как культовой, так и в гражданской сфере. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Рост производства кирпича и его применения в строительстве открыл новые технические и художественные возможности для зодчих.

"Революция" Караваджо и "Караваджизм" в западноевропейском искусстве XVII века

Научно-критическая традиция от 17 столетия до наших дней, вопреки непрекращающимся попыткам ревизии...

Взаимодействие музыки и живописи, передача музыки через художественное произведение

Жанр бытовой сказки в корейском фольклоре

Любой человек, будь он взрослым или ребенком, в своей жизни не раз встречается с этими волшебными полными ярких красок рассказами, а если и не волшебными, то обязательно поучительными текстами...

Культура Древнего Египта

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона...

Место хореографии в средневековой Европе

Пространственные искусства средневековой Европы были представлены главным образом архитектурой и скульптурой. Часто можно уменьшать, как архитектуру называют ведущим видом средневекового искусства. Это не совсем так. Действительно...

Образ материнства в русской иконописи

Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве - Десятинная...

Развитие русской культуры

К началу XIII в. древнерусская литература предстает перед нами вполне зрелой. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, которые сами могли служить образцами, достойными подражания...

Реформы Петра I в области культуры и быта и их оценка

“ Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков...

Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности

Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества...

Русская культура: история и современность. Массовая культура

Для архитектуры первой четверти XIX в. наиболее характерен стиль ампир (стиль империи). Этот стиль вместил в себя имперскую мощь архитектурных образов эпохи Александра I. Большое значение в развитии русской архитектуры начала XIX в...

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры...

Формы проявления фольклорного сознания

Богатство жанров, тем, образов, устного народного творчества обусловлено: 1. разнообразием его социальных и бытовых функций; 2. способами исполнения (соло, хор, хор и солист); 3. сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение...

Формы проявления фольклорного сознания

Все фольклорные жанры принято группировать, как в литературе, в три группы или три вида: драматические, прозаические и песенные. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки...

Коллективы народного искусства. Народное искусство представляет собой древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях. Во-первых, это собственно народное искусство в его подлинном...

Художественное народное творчество

Понятие "народное творчество" широко, емко и очень неоднородно по своему характеру и уровню. В него входит крестьянское искусство, кустарные художественные промыслы, творчество ремесленников, песенная традиция...

МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) - создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США) и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения. Штаб-квартира - г. Вашингтон (США).

Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.

Функции МБРР: предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся стран или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.

Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.

МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам.

Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Потому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов -- около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами -- около 26 млрд. долл.

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (176,5 млрд. долл. по состоянию на 30 июня 1995г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и не кредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях

Участники МБРР - 181 государство. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда (МВФ).

Уставный капитал Банка - около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 188,220 млрд.долл.США. Он делится на 1581724 акции, предоставляемые только по подписке. Минимальное число акций, на которые подписывается государство-член, определяется Банком. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ.

Доля России в капитале МБРР - 44795 акций (около 5,403 млрд.долл.США - оплачено акций на сумму около 333,9 млн.долл.США) или 2,7 % от общего количества голосов при принятии решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

3. Деятельность МБРР

4. Группа Всемирного банка

Заключение

Введение

В связи со сложностью характеристики, в научной литературе до настоящего времени не сформулировано общепринятое понятие мировой экономики. Наиболее распространено определение мировой экономики как совокупности национальных экономик, связанных между собой системой хозяйственных отношений. Недостатком такого подхода является доминирование национальных особенностей, недооценка интернациональных факторов и интеграционных процессов, а также отсутствие целостности мировой экономики.

Мировая экономика (мировое хозяйство) - это целостная система, основанная на международном разделении труда, включающая национальные экономики и экономические связи между ними: интеграционные, производственные, научно-технические, торговые, валютно-финансовые, инвестиционные, кредитные, обмен трудовыми ресурсами. Основными субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные экономические организации, а также все хозяйствующие элементы национальных экономик (предприятия, компании, фирмы, банки и др,), занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.

Мировая экономика - историческая категория, каждому периоду соответствовал определенный уровень развития производительных сил и производственных отношений. Экономические связи между странами возникли еще в древнем мире, но только в XVI в. в результате Великих географических открытий стал формироваться мировой рынок, ставший базой мирового хозяйства. Основы современной мировой экономики сложились на рубеже XIX - XX вв.

Мировая экономика - целостная многоуровневая система, отдельные ее элементы, являясь относительно автономными, выполняют определенные функции во всей системе, активно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. В мировой экономике выделяют четыре уровня:

1) микроуровень (предприятия, компании, фирмы, банки, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью);

2) макроуровень (деятельность государственных учреждений и организаций);

3) международный региональный уровень (деятельность региональных союзов и объединений);

4) глобальный уровень (охватывающий все субъекты мирового хозяйства через их участие во всеобщих международных соглашениях, организациях и деятельности на мировых рынках).

Как система, мировая экономика имеет определенный механизм регулирования, основанный на нормах и принципах международного права. Международные договоры, соглашения, конвенции устанавливают общие правила деятельности в той или иной сфере и являются обязательными для всех участников. Контроль за коллективными договоренностями осуществляют международные экономические организации, которые могут эти правила изменять и дополнять в зависимости от ситуации в мировой экономике.

Мировая экономика имеет определенную цель: удовлетворение потребностей, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Чем выше уровень экономического развития, тем полнее удовлетворяются материальные и духовные запросы людей. При этом следует учитывать, что рост потребностей безграничен, а, следовательно, и бесконечно развитие мировой экономики.

1. Международный банк реконструкции и развития: цели, функции, задачи

МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) - создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г.Бреттон-Вудс (США) и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения. Штаб-квартира - г. Вашингтон (США).

Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.

Функции МБРР: предоставление кредитов правительствам главным образом развивающихся стран или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является международным кредитно-финансовым институтом, который в начальный период своей деятельности был призван уделять основное внимание восстановлению экономики западно-европейских стран, а с 60-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. Радикальные изменения в мировом хозяйстве в конце 80-х - первой половине 90-х годов сделали объектом деятельности банка бывшие социалистические страны.

Всемирный банк как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

Членами МБРР могут стать только государства, являющиеся членами МВФ.

Капитал МБРР образован путем подписки в соответствии с квотой, определенной для каждого государства в соответствии с его относительным экономическим потенциалом. Наибольшей квотой (около 17,5 %) и числом голосов (примерно 17 %) обладают США.

МБРР предоставляет кредиты только платежеспособным заемщикам.

Особенностью банка является то, что он не переносит сроки платежей по предоставленным кредитам. Потому МБРР никогда не имел убытков. Банк накопил значительный опыт в проектном финансировании (кредитовании на основе тщательного изучения экономической и финансовой целесообразности отдельных проектов). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов -- около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами -- около 26 млрд. долл.

Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала (176,5 млрд. долл. по состоянию на 30 июня 1995г.), получаемой прибыли от операций, а также из средне- и долгосрочных займов на международных рынках капиталов. Часть заемных средств банк получает от центральных банков отдельных стран.

МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и не кредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях

Участники МБРР - 181 государство. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда (МВФ).

Уставный капитал Банка - около 191 млрд.долл.США. Подписной капитал составил 188,220 млрд.долл.США. Он делится на 1581724 акции, предоставляемые только по подписке. Минимальное число акций, на которые подписывается государство-член, определяется Банком. Квота в МБРР примерно соответствует имеющейся квоте в МВФ.

Доля России в капитале МБРР - 44795 акций (около 5,403 млрд.долл.США - оплачено акций на сумму около 333,9 млн.долл.США) или 2,7 % от общего количества голосов при принятии решений.

2. Структура органов управления МБРР

Структура:

1. Совет управляющих.

2. Совет директоров-исполнителей (исполнительный совет), комитеты.

3. Комитет по развитию.

4. Президент Банка.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих, высший орган МБРР. Каждое государство представлено в Совете одним управляющим (плюс 1 заместитель управляющего), назначаемым каждой страной-членом на 5 лет (возможно повторное назначение). Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра (министр финансов или председатель центрального банка). Раз в год Советы управляющих, как МВФ, так и МБРР, проводят раздельные и совместные сессии в рамках Ежегодного совещания. За исключением определенных полномочий, специально сохраненных за ними в соответствии со Статусом соглашения (прием новых стран, увеличение или сокращение Уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства и др.), управляющие делегируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей. Решения принимаются большинством поданных голосов, если специально не предусмотрены иные правила процедуры (по важным вопросам необходимо собрать 85 %). Вес голоса каждого государства находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка (у США более 17 % голосов, т.е. столько же, сколько у 140 развивающихся государств, а квота России - 1,8 %, а Украины - 0,8 %).

Совет директоров-исполнителей (избирается на 2 года) отвечает за осуществление основной текущей (оперативной) деятельности (политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка). Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами - крупнейшими держателями акций Банка (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. Количество стран, которые представляет каждый из этих 19 директоров-исполнителей, значительно колеблется. То, как будут сгруппированы государства, решают они сами - зачастую в соответствии с географическим положением, а также с учетом политических и культурных факторов. В своей работе Совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский и временные комитеты, комитеты по вопросам кадровой политики, по выработке регламента, по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, по административным вопросам.

Комитет по развитию, совместный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам, состоит из 24 человек (министры финансов или должностные лица сопоставимого уровня) был создан в 1974 г. Он дает консультации и подготавливает доклады для Советов управляющих Банка и Фонда. Комитет рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности и передача ресурсов. Рекомендации комитета направляются Советам управляющих МБРР и МВФ. Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором-исполнителем, представляющим США и избирается директорами-исполнителями на 5 лет. Он не может быть ни управляющим, ни директором, ни их представителем. Он отвечает за управление повседневной деятельностью Банка, организацию которой, назначение и увольнение штатных сотрудников он осуществляет под общим контролем директоров-исполнителей. Его помощники - 3 директора-распорядителя. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей, которые избирают его на этот пост и снимают с него. Он руководит штатом оперативных служащих и управляет, согласно указаниям директоров-исполнителей, текущими делами Банка.

3.Деятельность МБРР

Группа Всемирного банка осуществляет банковское кредитование в основном двух типов:

· представление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

· кредиты предназначены только для беднейших стран, которые обычно некредитоспособны на международных финансовых ранках и не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным. Предоставление займов таким странам осуществляет Международная ассоциация развития (МАР).

Приоритетные для МБРР - такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы систем образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов:

· целевые кредиты предназначены для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций;

· программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей.

На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 760 долл.США в год. В настоящее время МБРР концентрирует внимание, главным образом, на развивающихся странах, а также на государствах Центральной и Восточной Европы. Основные направления его деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, включая их подготовку, техническое и финансово-экономическое обоснование.

Процентная ставка по займам МБРР развивающимся странам пересматривается каждые шесть месяцев. В настоящее время она составляет около 6% годовых. Займы предоставляются под гарантии правительства государства-члена. Выплаты по обслуживанию займов, как правило, начинаются через пять лет после их предоставления, а весь срок погашения не превышает 15-20 лет. Часть средств, которые МБРР дает взаймы развивающимся странам, Банк получает в качестве взносов от стран - членов, однако большую часть этих средств Банк получает за счет продажи своих облигаций на мировых финансовых рынках.

Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные. Стабилизационные займы предназначаются для покрытия временного дефицита платежного баланса и дефицита государственного бюджета, возникающих при проведении странами-заемщицами политики макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Инвестиционные - предоставляются на осуществление проектов рационального и эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов стран-заемщиц.

Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров для каждого из них Страновой стратегии помощи, готовящейся на основе анализа экономического и социального положения страны, ее потребностей в заемных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством и согласуемых с Банком приоритетов развития.

В настоящий момент Банк осуществляет стратегическую реформу, основные цели которой: увеличение эффективности ссудных и других операций, повышение качества и расширение круга предоставляемых услуг, сокращение расходов, децентрализация деятельности и пр.

В рамках инициативы МБРР/МВФ по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран с чрезмерным бременем внешнего долга изучаются возможности оказания экстренной помощи таким государствам, которая может включать поэтапное сокращение значительной части (от 67% до 90%) их задолженности. МБРР взял на себя твердые обязательства по финансированию своего участия в Инициативе. Банк активно занимается проблемами охраны окружающей среды, участвовал в финансировании национальных планов природоохранных мероприятий.

Важный элемент деятельности Банка - инвестиции в трудовые ресурсы, здравоохранение, образование.

В связи с изменившейся экономической и политической ситуацией в мире с 1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества портфеля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должнику. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осуществляемые надолго уехавшими из страны липами- сократились займы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не оспариваются, МБРР находится в затруднительном положении, поскольку эти функции относятся к Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий

4. Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка -- это специализированные финансовые учреждения ООН. В неё входят: Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций:

· Международная ассоциация развития (MAP),

· Международная финансовая корпорация (МФК),

· Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ),

· Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

МБРР - головная организация в составе этой группы. Учреждения являются независимыми институтами, каждое выполняет свои функции, но их деятельность подчинена общей стратегии.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. с целью оказания финансовой помощи самым отсталым в экономическом отношении государствам, которые не могли получить кредиты в МБРР. Ресурсы MAP формируются из взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР. Многие проекты кредитуются совместно этими организациями. Членами MAP являются 160 государств, входящих в МБРР, но представители многих стран участия в работе ассоциации не принимают. Право получения кредита имеют страны с годовым доходом на душу населения менее 1000 долл., таких в мире не более 80. MAP представляет долгосрочные кредиты сроком от 35 до 40 лет с 10 --летним льготным периодом. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных расходов. Структура кредитов имеет в основном социальную направленность: строительство школ, больниц, создание учреждений социального обеспечения, развитие сельского хозяйства.

Международная финансовая корпорация была организована и 1956 г. для стимулирования притока частных иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран и поддержки и них частного сектора. Членам МФК являются 174 государства. Корпорация не требует правительственных гарантий и все риски берёт на себя, поэтому её кредиты не превышают 25% стоимости проекта. МФК не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции национальных компаний. При этом корпорация не стремится стать собственником, её задача - привлечь частных инвесторов из - за рубежа. С этой целью МФК систематизирует информацию о состояний фондовых рынков развивающихся стран и публикует её. Одно из основных направлений деятельности -- кредитование базовых отраслей промышленности. Кредиты МФК предоставляет в среднем на срок 7-8 лет, максимальный период -- 15 лет.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций Образовано в 1988 г. с целью стимулирования прямых Иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относят: политические кризисы, военные действия, национализацию имущества инвестора, изменение валютного законодательства и отмену конвертируемости валюты. Гарантии агентства покрывают до 90% объёма инвестиций, максимальный срок страхования не может превышать 20 лет. Кроме предоставления гарантий, МАГИ проводит консультации правительственных органов развивающихся стран по вопросам инвестирования, организует переговоры государственных чиновников с потенциальными инвесторами, информирует деловые круги Запада о программах приватизации.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров не является финансовым учреждением, но входит в Группу Всемирного банка. Он основан в 1966г. и предоставляет услуги по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между иностранными инвесторами и правительствами развивающихся стран. Центр располагает обширной информацией об инвестиционном законодательстве многих государств, его сотрудники проводят научные исследования в этой области.

Заключение

Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует развернутую информацию об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию.

Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989--1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран- заемщиц, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников.

Основная задача МБРР -- кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных -- транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.

Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

· среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

· подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

· финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.

Список использованной литературы

1. Всероссийский портал http://www.localhost.ru

2. Всероссийский портал http://www.aup.ru

3. Всероссийский портал http://www.worldgrup.ru

4. Лекции по мировой экономике.

Подобные документы

    Международный кредит. Группа Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международная ассоциация развития (МАР). Международная финансовая корпорация (МФК). Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).

    курсовая работа , добавлен 14.08.2004

    Международный Банк Реконструкции и Развития: история учреждения, эволюция. Первые заемщики Всемирного банка. Его задачи деятельности на современном этапе развития мирового сообщества. Функции Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям.

    презентация , добавлен 15.06.2014

    Возникновение и структура Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), страны и организации-участники проекта, формы финансирования. Инвестиционные операции и принципы международной деятельности банка. Взаимодействие Республики Беларусь с ЕБРР.

    реферат , добавлен 16.05.2010

    Особенности развития Европейского банка реконструкции и развития, основной задачей которого является финансирование проектов, способствующих развитию экономики. Кредитная поддержка стран Восточной и Центральной Европы при переходе к рыночной экономике.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Анализ закупок по правилам и процедурам Азиатского Банка Развития и Международного Банка Реконструкции и Развития. Сферы применения международных торгов. Степень открытости торгов для иностранных участников. Привилегии для отечественных подрядчиков.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Понятие и объект микрокредитования, основы его технологии по программе Европейского банка реконструкции и развития. Рынок микрокредитования в Республике Беларусь в рамках конкуренции банков-партнеров Европейского банка на примере исследуемого банка.

    дипломная работа , добавлен 18.05.2015

    Общие принципы кредитования и способы оценки кредитоспособности клиента. Методика отображения операций по кредитным договорам в бухгалтерском учете кредитора и заемщика. Кредитная политика Томского филиала АКБ "Московский Банк Реконструкции и Развития".

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Рейтинг "Крупнейшие игроки рынка кредитования предприятий малого и среднего бизнеса по размеру портфелей". Финансовое состояние банка при текущих показателях в г. Новокузнецк. Оценка финансового состояния ОАО "Уральский банк реконструкции и развития".

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Анализ работы "Юниаструм Банк" – универсального кредитного учреждения. Специализация банка: услуги, направленные на удовлетворение потребностей частных лиц, представителей малого и среднего бизнеса. Структура банка, страктегия и направления развития.

    реферат , добавлен 25.04.2008

    Правовая деятельность Банка развития Казахстана. Кредитование инвестиционных проектов и экспортных операций Банка развития. Анализ финансовых показателей Банка развития, долгосрочная стратегия развития и ключевые показатели деятельности на 2010–2020 гг.

Статьи Соглашения Международного банка реконструкции и развития были подписаны в Вашингтоне 21 декабря 1945 г. МБРР начал работу в 1946 г.

Членами МБРР могут быть только члены МВФ. На сегодняшний день в МБРР около 180 государств, в том числе Российская Федерация. В 1996 г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и МБРР о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации, которое вступило в силу в 2005 г.

Целями МБРР являются: оказание помощи государствам-членам в развитии производственных предприятий и ресурсов путем содействия осуществлению капиталовложений в производственную сферу; содействие сбалансированному росту мировой торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем стимулирования международных инвестиций.

Задачей МБРР является предоставление кредитов правительствам, главным образом, развивающихся государств или частным организациям под контролем правительства. Получатели кредитов обязаны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку соответствующую информацию.

Органами МБРР являются: Совет управляющих; Директорат; Президент МБРР.

Все полномочия Банка передаются Совету управляющих, в котором представлено по одному управляющему и одному заместителю, назначаемым каждым членом согласно их собственной процедуре. Каждый управляющий и его заместитель находятся на своих постах в течение пяти лет и могут быть назначены на повторный срок. Заместители принимают участие в голосовании лишь в отсутствие основного управляющего. Совет избирает одного из управляющих своим председателем.

Совет управляющих может делегировать исполнительным директорам право осуществлять любые полномочия Совета за исключением права: принимать новых членов и определять условия их приема; увеличивать или уменьшать акционерный капитал; приостанавливать членство; договариваться о сотрудничестве с другими международными организациями; решать вопросы распределения чистых доходов Банка.

Совет управляющих и исполнительные директора в рамках своих полномочий могут устанавливать такие правила и положения, которые необходимы или отвечают целям деятельности Банка.

Каждый член имеет 250 голосов, а также получает по одному дополнительному голосу за каждую имеющуюся у него акцию. За исключением особо оговоренных случаем, решения по всем рассматриваемым Банком вопросам принимаются большинством поданных голосов.

Исполнительные директора несут ответственность за проведение общих операций Банка. Имеется 12 исполнительных директоров, которые не обязаны являться управляющими и из числа которых: пять назначаются - по одному от каждого из пяти членов, располагающих наибольшим числом акций; семь избираются в соответствии со Шкалой В всеми управляющими. Исполнительные директора назначаются на два года. Каждый исполнительный директор назначает себе заместителя, уполномоченного действовать в его отсутствие от его имени.

Исполнительные директора назначают Президента, который не является управляющим, исполнительным директором или их заместителем. Президент председательствует на заседаниях исполнительных директоров, но не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в тех случаях, когда голоса разделяются поровну. Он может принимать участие в заседаниях Совета управляющих, но права голоса на них не имеет. Президент является главой оперативного персонала Банка и проводит под руководством исполнительных директоров обычную деятельность Банка. Под общим контролем исполнительных директоров он отвечает за организацию, назначение и увольнение должностных лиц и персонала.

МБРР имеет также Консультативный совет, в составе которого не менее семи членов, избираемых Советом управляющих сроком на два года.

Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...