Какой регион входит в состав северо кавказского. Северо-Кавказский федеральный округ


Процесс становления рыночной экономики болезненно сказался на социально-экономическом положении сельского населения. Аграрный сектор, в силу свойственной ему специфики, труднее и медленнее приспосабливается к изменившимся условиям хозяйствования. В новых условиях проявилась низкая конкурентоспособность большинства коллективных сельскохозяйственных предприятий. Они были вынуждены сокращать производство продукции, в результате чего численность занятых на них работников уменьшалась. Росла безработица, в том числе скрытая. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве резко упал. Расширялась практика натуральной оплаты труда. К тому же большая часть сельскохозяйственных предприятий имеет задолженности по заработной плате.

Разорение коллективных сельскохозяйственных предприятий вызвало отток работников в личные подсобные хозяйства и рост самостоятельной занятости среди сельского населения. С учетом личного подсобного населения число занятых в сельском хозяйстве в начале экономической реформы незначительно увеличилось (табл. 1). Однако товарность ЛПХ невысока, в основном их деятельность направлена на обеспечение минимального уровня дохода и потребления семьи. Уровень механизации труда в ЛПХ низкий, преобладает ручной труд, отсутствует налаженная система сбыта продукции, ограничены возможности получения мелких и средних краткосрочных кредитов.

Таблица 1. Численность занятых в отраслях экономики России, млн. человек.

Сельское хозяйство

Лесное хозяйство

Промышленность

Строительство

Транспорт и связь

Торговля и общепит

Другие отрасли

В условиях отсутствия роста экономики другие ее отрасли не предъявляли какого-либо серьезного спроса на сельский труд. Переток рабочей силы в расширяющиеся отрасли происходил из промышленности и строительства.

С 1996 года появились признаки прекращения экономического спада и начала роста. И численность занятых в сельском хозяйстве стало сокращаться. Однако кризис 1998 года прервал этот тренд. Одновременно произошло увеличение занятости в сельском хозяйстве. Экономический рост 1999-2001 гг. сопровождается снижением занятости в сельской хозяйстве.

Одновременно проявилась тенденция сокращения доли занятых в сельском хозяйстве (табл.2)

Таблица 2 Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям (в процентах к итогу)

Рис. 1

К середине 2001 г. уровень занятости сельского населения в возрасте 15 - 72 года с оставил 54 %. При этом уровень занятости городского населения был выше на 6 %. По сравнению с октябрем 1992 г., уровень занятости сельских жителей сократился на 10%.

Около половины занятого сельского населения имеет общее (полное или неполное) образование, то есть закончили школу (см. рис. 2). Профессиональную подготовку получили 27% работников и еще 9 % имеют начальное профессиональное образование. Высшее образование есть у 11 % работников.

Взаимосвязь уровня образования и безработицы такова, что чем выше уровень образования, тем ниже вероятность потерять работу и тем выше вероятность найти новую работу за более короткий период времени. То же самое касается и квалификационного уровня работника: высокий уровень квалификации работника обеспечивает его уверенное положение на рынке труда. С учетом уровня образования у сельского населения угроза безработицы существенно выше.


Рис. 2.

В 2000 г. впервые за период реформ отмечалось снижение численности безработных. По официальным данным, в целом по стране численность безработных составила около 7 млн. человек или 10% экономически активного населения. Это на 2 млн. человек (на 23%) меньше, чем в 1999 г. Более половины общего снижения численности безработных за этот год приходится на женщин.

Представления о том, что среди безработных больше женщин, чем мужчин, складываются исходя из того, что в зарегистрированной безработице доля женщин составляет порядка 60-70%. Но структура зарегистрированной безработицы не дает верного представления о тенденциях общей безработицы. Данная ситуация отражает лишь большую активность женщин при обращении в органы государственной службы занятости, их большую заинтересованность в получении пособий и прочих форм поддержки безработных.

Одной из особенностей безработицы в России является тот факт, что уровень безработицы среди мужчин и женщин различается незначительно. Считается, что женщины на рынке труда подвержены дискриминации со стороны работодателей, и в большинстве стран мира уровень женской безработицы превышает уровень безработицы среди мужчин. Более того, общая безработица среди мужчин выше, чем среди женщин, в том числе в сельском населении. Так же уровень экономической активности в большей степени снизился у мужчин, чем у женщин.

Возможно, это связано с традиционно высокой степенью вовлечения женщин в трудовую деятельность, свойственной плановой экономике дореформенного периода, и более высоким уровнем образования женщин, что ориентировало их на продолжение работы после рождения детей или потери рабочего места.

Безработные в России имеют более молодой возрастной состав по сравнению с занятым населением. Модальное (наиболее часто встречающееся) значение возраста среди безработных составляет 22 года. Самая большая группа в составе безработных - это лица в возрасте 20-24 года, на их долю приходится более 17% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится около 38% безработных. Высокий уровень безработицы среди молодежи характерен не только для России, но и для большинства стран мира.

Несмотря на тяжелое положение дел в сельском хозяйстве, уровень безработицы в этой отрасли экономики ниже, нежели в таких более динамично развивающихся отраслях, как промышленность, строительство и торговля. Для экономик многих стран характерна прямая зависимость между уровнем безработицы и текучестью кадров: чем интенсивнее оборот рабочей силы, тем выше уровень безработицы в данной отрасли экономики. Такие отличия связаны с особенностями регистрации, указанными ниже.

В 2007 г. в сельской местности численность безработных составляла 1,7 млн. человек, что на 350 тыс. человек меньше, чем в предыдущем году (рис.3).


Рис.3.

Численность зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, на конец 2000 г. составила 325,3 тыс. человек или 31,4% от общей численности зарегистрированных безработных в России. С 1996 г. наблюдается тенденция снижения численности зарегистрированных безработных в сельской местности. Доля зарегистрированных безработных в общей численности сельских безработных составляет 18%. К ноябрю 2000 г. уровень зарегистрированной безработицы на селе выше, чем в городских поселениях и по стране в целом. Видимо, это связано с тем, что в городской местности отмечается заметный рост занятости, имеется больше возможностей для самостоятельного поиска работы, выше требования к уровню оплаты труда и характеристикам предлагаемой работы.

Статус безработного дает право на получение пособия по безработице, право на помощь в поиске подходящей работы, право на зачет периода безработицы в общий трудовой стаж. Для безработного открываются возможности бесплатного переобучения, профориентации, профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Сельские жители, оставшиеся без работы и желающие получить официальный статус безработного, сталкиваются со значительными трудностями.

Так, в некоторых районных службах занятости вводятся ограничения при постановке безработного на учет, не всегда выполняются положения Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации". Из-за нехватки средств на выплату пособий, оказание других видов помощи и создание новых рабочих мест, в обход закона безработному отказывают в постановке на учет при наличии у него земельной доли, приусадебного участка, доходов от сдачи земли или имущества в аренду.

Кроме того, для большинства сельских жителей существует проблема удаленности органов службы занятости, недостаточной информированности о ее деятельности и незнание гражданами своих прав.

Безработные, имеющие официальный статус, сталкиваются с такими трудностями, как бесперспективность получения нового места работы, низкий уровень пособий и задержки с их выплатой, отдаленность районных служб занятости, где необходимо регулярно перерегистрироваться.

Но по некоторым оценкам, Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. "Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам" в кн. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. М.2003 несмотря на все сложности, вероятность обладания официальным статусом безработного для сельского населения оставалась на протяжении 90-х гг. выше, чем в среднем для всей совокупности безработных. Видимо, натуральный характер сельской экономики заставлял безработных прикладывать и максимум усилий для получения официального статуса, дающего право на денежное пособие и прочие социальные права.


Рис.4.

Отсутствие существенных различий в уровне городской и сельской безработицы, можно объяснить, обозначив факторы, сдерживающие рост сельской безработицы.

Во-первых, сельскохозяйственные предприятия были склонны сохранять избыточную рабочую силу и не прибегали к массовым увольнениям работников. Низкая цена труда в сельском хозяйстве, минимальная заработная плата, которая к тому же не выплачивалась, стабилизировали ситуацию со спросом на труд. Резко сократившаяся относительная стоимость и цена рабочей силы на селе стимулировали эту тенденцию.

Во-вторых, в связи с относительной стоимостью рабочей силы проявилась тенденция перехода к трудоемким технологиям в сельскохозяйственном производстве, что частично оправдывало содержание избыточной рабочей силы на балансе предприятий.

В-третьих, сами работники не увольнялись, поскольку в большинстве сельских поселений нет альтернативных возможностей приложения труда, с лучшими условиями и более высокой заработной платой.

В-четвертых, потеря формальной занятости для подавляющего большинства сельских жителей означает переход к самозанятости в личном подсобном хозяйстве.

В-пятых, миграция в город с целью обрести работу и более высокий уровень дохода там - один из возможных факторов выравнивания уровней городской и сельской безработицы. Однако с учетом различий в образовании и другими причинами это не оказало большого влияния.

Наконец, для жителей села в большей степени, чем для горожан был характерен отток в категорию экономически неактивного населения, т.е. в группу лиц, не являющихся ни занятыми, ни безработными. Сельское население трудоспособного возраста выбывало в экономическую неактивность с рынка труда в 2 раза интенсивнее, чем городское население.

Дифференциация безработицы по социально-демографическим группам населения носит устойчивый характер. Риск остаться без работы особенно велик у таких дискриминируемых на рынке труда групп населения, как молодежь, лица предпенсионного и пенсионного возраста, женщины, работники с недостаточно высоким уровнем образования и низкой квалификацией, лица с ограниченными возможностями и плохим состоянием здоровья, национальные меньшинства.

Сельское население в целом оказывается в менее благоприятном положении перед лицом конкуренции на рынке труда. Во-первых, сельское население по сравнению с городским менее мобильно, имеет худшие стартовые условия и узкий спектр возможностей для улучшения качества жизни и условий занятости. Во-вторых, перечисленные "группы риска" в сельском населении представлены с избытком: доля молодежи и женщин в сельском населении выше, чем в городском; сельское население имеет более "старую" возрастную структуру и более низкий уровень образования. Концентрация факторов, негативно влияющих на ситуацию с занятостью населения, и более высокий уровень безработицы в сельской местности по сравнению с городами ведет к усилению неравенства по доходам среди населения и сосредоточению бедности в определенных социально-демографических группах.

Такая ситуация указывает на то, что безработица носит структурный характер и связана с несоответствием качественных характеристик рабочей силы, квалификации и профессии работника, требованиям производства. То есть перераспределение трудовых ресурсов из стагнирующих секторов экономики в развивающиеся идет недостаточно быстро потому, что качество рабочей силы недостаточно высокое или мобильность работников ограничена финансовыми, информационными или социальными барьерами. Таким образом, одни сектора экономики сталкиваются с проблемой избыточной рабочей силы и растущей безработицы, а другие испытывают недостаток в работниках и вынуждены повышать им заработную плату.


Рис. 5

Основная доля безработных в сельских поселениях - это люди в возрасте от 20 до 40 лет, т.е. самая работоспособная часть населения. Как видно из рис. 5, среди сельских безработных особенно велика доля тех, кому 20-25 лет. Это свидетельствует о том, что сельская молодежь не находит своего места на рынке труда.

С одной стороны, молодые работниками не обладают достаточными профессиональными навыками и опытом работы, поэтому работодатели предпочитают более квалифицированные кадры. С другой стороны, моноотраслевая структура сельской экономики, уровень оплаты труда и качество рабочих мест в сельской местности не удовлетворяют запросам молодых людей. Более 10 % молодых безработных имеют среднее профессиональное и высшее образование. Они оказываются невостребованными на рынке труда, и это свидетельствует о том, что получаемые ими знания и навыки неадекватны потребностям экономики. Либо информационные и финансовые барьеры поиска работы настолько велики, что выпускники учебных заведений не способны их преодолеть.

Сельская безработица приобретает застойный характер, о чем свидетельствуют данные, касающиеся продолжительности поиска работы (рис. 6).


Рис. 6.

Около половины сельских безработных находят работ только спустя год и более. Для 13 % безработных подходящая работа появляется через 9-12 месяцев, для 10 % - в первый же месяц после обращения в службу занятости.

Другая особенность состоит в том, что сельская безработица в большей мере, чем в городских поселениях, носит скрытый характер. Темпы падения производства заметно отстают от темпов сокращения численности работников сельскохозяйственных предприятий, происходит снижение фонда отработанного рабочего времени в среднем на работника. Для аграрного сектора характерно сохранение на предприятиях избыточной рабочей силы. Именно этим объясняется тенденция роста, а не сокращения среднегодовой численности занятых в сельском хозяйстве в 1992-1995 гг. Несмотря на переход от капиталоемкой к трудоемкой технологии, рабочая сила в сельском хозяйстве недоиспользуется, производительность труда в сельском хозяйстве крайне низка.

Негативным следствием скрытой безработицы в аграрном производстве является рост затрат труда на производство единицы продукции, который приводит к ее удорожанию и снижению конкурентоспособности отечественного сырья и продовольствия. Необходимость материального обеспечения избыточной рабочей силы в сельскохозяйственном производстве приводит к снижению уровня оплаты труда и подрыву мотивации к труду.

Но так или иначе скрытая безработица в АПК позволила сохранить трудовой потенциал отрасли и хотя бы на минимальном уровне поддержать доходы и потребление сельских домохозяйств, избежать социального взрыва, пережить период адаптации к новым условиям хозяйствования.

Сельская занятость – одна из главных проблем сегодняшнего рынка труда. В общем количестве зарегистрированных безработных области около 60% это сельские жители.

Предлагаемые пути решения этой проблемы комментируют заместитель руководителя Управления ФГСЗН по Омской области Владимир Евгеньевич Калугин и главный специалист отдела трудоустройства и специальных программ Валерий Петрович Вихляе в.

БУДЕМ ОПИТМИСТАМИ

ВЫХОД ПЕРВЫЙ: «НАДЕЖДА» ДАЕТ НАДЕЖДУ

В. Е. Калугин:

- В каждом районе свои традиции, взгляд на действительность, проблемы, перспективы развития, которые безусловно учитываются нами при решении проблем занятости населения. Допустим, где-то есть перспектива развития производства и создания постоянных рабочих мест, а кто-то решает вопросы занятости своих жителей через систему временных рабочих мест, тем более, что за последние пять лет их создание осуществляется весомой поддержке областного и муниципальных бюджетов.

В.П. Вихляев:

- Хорошим подспорьем в 2005 году стало дополнительное финансирование из федерального бюджета в рамках ведомственной целевой программы службы занятости «Занятость сельских граждан в Омской области “Надежда” на 2005 год», которую Управление занятости разработало и защитило на конкурсе ведомственных целевых программ в Федеральной службе по труду и занятости России. Реализация программы расширило возможность временной занятости селян, в том числе на личных подворьях.

На реализацию программы «Надежда» Федеральной службой по труду и занятости России Омской области было выделено 1 929 000 рублей дополнительных средств. Программа предусматривала участие безработных граждан во временных работах по производству и реализации сельхозпродукции, ремонте жилья, объектов социальной сферы, благоустройстве территорий, оказания услуг населению. 26 из 32 сельских центров занятости Омской области приняли в ней участие. Дополнительные средства на реализацию программы «Надежда» были выделены областным и муниципальными бюджетами, а также самими работодателями. В результате общие затраты составили 6 659 000 рублей. Из них 3 080 000 областного бюджета, 943 000 - муниципального, 706 000 средств работодателей.

В Крутинке, Саргатке, Любино, Таре центры занятости по договорам с работодателями привлекали незанятых граждан для выращивания картофеля и овощей учреждениям социальной сферы (садикам, больницам). В Шербакуле селяне выращивали овощи по договору с частным работодателем, которые были реализованы через муниципальные ярмарки и торговую сеть.

В. Е. Калугин:

- Служба занятости финансирует часть доходов, которую получает человек за свою работу. Заработная плата выплачивается работодателем и компенсируется из средств областного и муниципальных бюджетов. Дополнительно к заработной плате граждане получают материальную помощь, которая носит название поддержки доходов. А в совокупности доход участника временных работ примерно равен заработной плате, которую он получил бы, будучи постоянным работником в этой же организации. Понятно, что работодателю выгодно экономить на этой статье своих расходов, поэтому сотрудничество со службой занятости ему это тоже интересно.

В.П. Вихляев:

- Всего по программе «Надежда» было дополнительно трудоустроено более 2000 человек. Мы надеемся, что реализация этой программы будет и в дальнейшем содействовать занятости сельского населения, и вносить свою долю в поддержку и развитие агропромышленного комплекса области.

ВЫХОД ВТОРОЙ: ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

В.П. Вихляев:

- Большинство жителей села имеют личное подсобное хозяйство. Это основной источник доходов для незанятых сельчан. На сегодняшний день 80% имеющих подсобное хозяйство работают на себя, 20% - получают от этого доход, т.к. производят продукцию для реализации. Эти люди – потенциальные клиенты службы занятости, т.к. работа в личном подсобном хозяйстве не является предпринимательской деятельностью и в большинстве случаев не закреплена договорными отношениями в сельхозработодателями или подребкооперацией. С одной стороны это, возможно, и правильно. А с другой – есть владельцы больших успешных хозяйств, которые ради социальных и жилищных льгот вынуждены быть зарегистрированы в качестве безработных в службе занятости. Таких людей немного, но они есть.

Задача службы занятости оказать содействие незанятым сельским гражданам, владельцам ЛПХ, в заключении трудовых договоров с предприятиями переработки сельхозпродукции или ведущим ее закуп, производить продукцию на личном подворье, получать за это заработанную плату, и при этом быть еще и социально защищенными. Опыт оказания такой помощи, пусть еще незначительные, у нас есть.

Так, безработные сельские граждане, владельцы личных подсобных хозяйств Муромцевского, Тевризского, Тарского, Крутинского, Саргатского районов в 2005-м году работали сдатчиками молока. На основании трудового договора с предприятиями переработки или с организациями, осуществляющими закуп молока, они получали зарплату и доплату в виде поддержки доходов из федерального бюджета. Только в одном Муромцевском районе таким образом было трудоустроено более 100 человек, а в целом по области для производства и реализации сельскохозяйственной продукцией было привлечено около 500 незанятых сельчан, а это 25% участников программы «Надежда».

Проводимая работа, явилась следствием пристального внимания к проблемам занятости сельских жителей Правительства Омской области, глав муниципальных образований и сельских поселений, принятие Закона «Об областной целевой программе «Поддержка личных подсобных хозяйств в Омской области на 2005-2010 годы».

В. Е. Калугин:

В текущем году мы рекомендуем центрам занятости не менее половины средств, которые выделены Рострудом на программу общественных работ, направлять на решение проблем сельской безработицы и поддержку национального проекта «Развитие АПК». Конечно, благоустройство территории – дело нужное и составлять этот вид работ без внимания служба занятости не намерена. Но поддержка личных подсобных хозяйств через систему общественных работ создает реальные предпосылки для постоянной, в т.ч. самостоятельной занятости и развитие индивидуального предпринимательства.

ВЫХОД ТРЕТИЙ: УНИТАРНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.П. Вихляев:

- Сейчас районные центры занятости завершили работу над своими мероприятиями по содействию занятости сельского населения на 2006 год. Этому предшествовала и работа областного Управления ФГСЗН: в ноябре-декабре было проведено пять зональных совещаний в сельских районах. В них приняли участие депутаты законодательного собрания, представители Министерства сельского хозяйства, Министерства экономики, Министерства труда и социального развития Омской области, заместители глав муниципальных районов, главы сельских поселений. На каждом совещании было около 70 приглашенных. Тема – «Организация взаимодействия службы занятости населения и органов местного самоуправления муниципальных образований». Целью проведения зональных совещаний являлось, прежде всего, обменятся уже имеющимся опытом работы, обсудить возникающие проблемы, определить и наметить пути их решения.

Главе сельского поселения, всенародно избранного 2 октября прошлого года, законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена ответственность как за социально – экономическое развитие территории, так и за обеспечение занятости сельских жителей. Понятно, что глава поселения не может принять на работу в свою администрацию больше людей, чем нужно. Но тот же закон, определяет, что администрация сельских поселений вправе создавать унитарные муниципальные предприятия, которые будут сами зарабатывать себе деньги. Образование муниципальных унитарных предприятий, позволят частично решать вопросы занятости, создавать рабочие места, оказывать услуги сельским жителям . Кому-то нужно заготовить корма, дрова или вспахать огород… Понятно, что эти услуги будут платными. Для оказания таких услуг нужны люди, а значит и временные рабочие места. Прецедентов создания МУПов пока нет, но главы сельских поселений заинтересованы в этом.

Итогом зональных совещаний стали выработанные рекомендации, которые были отправлены в районы.

ВЫХОД ЧЕТВЕРТЫЙ: ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ

В. Е. Калугин:

- В ходе наших совещаний мы договорились о том, что необходимо больше взаимодействовать с еще существующими на селе работодателями, поддерживать их. Например, директор Тюкалинского маслосыркомбината готов брать на постоянную работу безработных граждан, которые станут сдатчиками молока. А вокруг сельского поселения можно создать целую инфраструктуру, которая на первых порах будет содержаться за счет создания временных рабочих мест, организации общественных работ.

ВЫХОД ПЯТЫЙ: ОБЪЕДИНЯЕМ УСИЛИЯ

В.П. Вихляев:

В текущем году ряд сельскохозяйственных предприятий Омской области в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» заявили о своем участии в строительстве, реконструкции и модернизации собственных животноводческих комплексов и ферм. На эти цели выделено более 5 миллиардов рублей, львиная доля их них – кредитные ресурсы. В районах области предполагается создать и организовать работу 58 кооперативов, в их числе 22 снабженческо-сбытовых, 9 перерабатывающих и 27 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива. На все это потребуются не только финансовые ресурсы, но и трудовые. Поэтому центры занятости уже вносят свои предложения руководителям сельскохозяйственных предприятий по содействию в организации как временных, так и постоянных рабочих мест.

В. Е. Калугин:

- В Кормиловском районе опробуется вариант создания системы потребительских кооперативов, создающихся на базе сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий переработки, крестьянско-фермерских хозяйств. Сейчас приступили к практической реализации этого проекта. Главный смысл сельской кредитной кооперации – расширение сельскохозяйственного производства, увеличение выпуска продукции, а это значит создание новых рабочих мест, создание условий для занятости сельских жителей.

ВЫХОД ШЕСТОЙ: ЕСЛИ ГОРА НЕ ИДЕТ К МАГОМЕТУ…

В.П. Вихляев:

Важной составной частью деятельности центров занятости была и остается работа со всеми заинтересованными сторонами по снижению оттока рабочей силы за пределы региона.

В 2005 году отмечалось снижение численности работающих в сельском хозяйстве на 12,5%, текстильном и швейном производстве на 15%, производстве пищевых продуктов – 3,8%, транспорте – 1,6%.

Кроме того, в Омске много вакансий, которые плохо закрываются из-за невысокой заработной платы. Это проблема не только нашей области, но и российская. Поэтому еще в прошлом году принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости». Если житель, к примеру, Больших Уков решил переехать в Омск, а его будущий работодатель согласен его принять, то переезд ему компенсируется из федерального бюджета. Служба занятости выступает в роли «моста» между работодателем и безработным.

В районных центрах занятости ежемесячно составляется 2 банка вакансий. Первый – ближайшие вакансии: кто требуется в районе. Второй – для желающих переехать на работу в другую местность.

Мы начинаем получать приглашения на работу и из других областей. Например, недавно Тула прислала свои вакансии. Но Тула пусть подождет: приоритетом для нас остается работодатель Омской области.

ВЫХОД СЕДЬМОЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В. Е. Калугин:

- Управлением занятости в начале года разработана и направлена в Федеральную службу по труду и занятости России для участия в конкурсе целевых ведомственных программ программу Омской области «Отраслевая программа содействия занятости сельскому населению на территории Омской области». В программе нам удалось обозначить место службы занятости в реализации всех четырех национальных проектов. Определено место, роль, все необходимые ресурсы, технологии службы занятости. Будем надеяться, что таким образом мы защитим дополнительные средства, в том числе и на реализацию программ, связанных с сельской занятостью.

Мы не сидим сложа руки. За пятнадцать лет служба занятости научилась работать в любой социально - экономической ситуации. Поэтому, находясь в постоянном поиске форм и методов работы, благодаря поддержке законодательной и исполнительной власти области, проблемы сельской занятости на наш взгляд будут решаться. Будем оптимистами!

Лилия Андреева

Предпринимательство, рынок труда, занятость сельского населения

Аннотация: Занятость сельского населения одна из актуальных проблем современного периода развития экономики страны. В сложившихся условиях на занятость населения в сельской местности влияет ряд сложных и неоднозначных факторов – общая численность экономически активного населения, обеспеченность предприятий, базирующихся в селах, землей, сырьем и материально-техническими ресурсами, предпринимательская активность сельских жителей и степень развития предпринимательской среды, развитость производственной и социальной инфраструктуры и ряд других факторов.

Annotation: Agricultural population employment one of actual problems of the modern period of development of national economy. At this conjuncture population employment in countryside is influenced by a number of difficult and ambiguous factors - an aggregate number of economically active population, security of the enterprises which are based in villages, the earth, raw materials and material resources, enterprise activity of countrymen and degree of development of the enterprise environment, development of an industrial and social infrastructure and a number of other factors.

Ключевые слова: предпринимательство, качество жизни, занятость сельского населения, безработица в сельской местности.

Key words : business, quality of life, agricultural population employment, unemployment in countryside.

Пономаренко Марина Владимировна

Кораблин Николай Владимирович
кандидат экономических наук, доцент
Ставропольский государственный аграрный университет

Экономические реформы в России привели за 15 последних лет к существенным изменениям в сельской жизни страны. Изменилась аграрная структура, появились новые формы ведения сельского хозяйства – частные фермерские хозяйства, крупнейшие агрохолдинги, сильно эмансипировало личное подсобное хозяйство. Были приватизированы основные средства аграрного производства – земли, сельхозтехника и оборудование, скот. Кончилась эпоха гарантированного сбыта по устойчивым ценам при практически неограниченной емкости внутреннего спроса на агропродовольственную продукцию, началась конкуренция на рынках. Все это привело, с одной стороны, к поляризации сельскохозяйственных производителей, вычленению небольшого числа выскопродуктивных, конкурентоспособных производителей и маргинализации значительной части других производителей, и, с другой стороны, к возникновению существенной скрытой и открытой безработицы в сельской местности, снижению относительного уровня жизни в селе в среднем.

В сложившихся условиях российское село переживает системный кризис, который проявляется:

Во-первых, в ухудшении демографической ситуации в сельской местности. Сокращение численности сельского населения наблюдается в 75 регионах Российской Федерации, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов, к 2004 г. сменился оттоком. При этом ин­тенсивность миграции молодежи из села в возрасте до 30 лет почти в 2 раза выше среднего уровня.

Во вторых в росте сельской бедности и повышении уровня безработицы сельского населения. Несмотря на наметившийся в последние 3 года рост занятости и доходов сельских жите­лей, их уровень продолжается оставаться низким. Общая безработица на селе составила в 2008 г. 13,1%, регистрируемая 2,6 процента. Большинство сельских безработных (74,8%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 48% регионов, в 10 регионах уровень общей безработицы выше 20%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн. сельчан (75,6%), по располагаемым ресурсам - 23,8 млн. (61,1%). Располагаемые ресурсы 8,7 млн. сельских жителей (22,4%) в 2 и более раз ниже прожиточного минимума. Доля бедного населения на селе в 1,3 раза больше, чем в городе. Заработная плата в сельском хозяйстве составила в январе 2004 г. 2614 руб. или 35% к общероссийскому уровню.

В третьих в снижении качества жизни в сельской местности. Сокращаются объекты сети учреждений социальной инфраструктуры, сужается доступ селян к основным социальным услугам. За период с 1996 по 2008 год число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось (на 30,2%), общеобразовательных школ - (5,1%), учреждений культурно-досугового типа (8,7%), общедоступных библиотек - (3,0%), киноустановок - (51,3%), за последнее десятилетие сеть участковых больниц по России сократилось на на (32%), на 10 тыс. человек в сельской местности приходится только 60,1 врачебной больничной койки (в городе – 134,5), обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2, 2 раза меньше, чем в городе. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда остается низким: только 39% жилой площади оборудованы водопро­водом, 30% - канализацией, 37% - центральным отоплением, 74% - газом, 17% - горячим водоснабжением.

Степень занятости экономически активного сельского населения является индикатором благополучия (или неблагополучия) социального развития села.
В сельской местности занятость населения имеет специфические особенности, связанные с экономическими условиями приложения труда:

  • эффективность труда зависит от природно-климатических условий и качества земельных ресурсов;
  • на использование труда оказывает влияние сезонный характер;
  • труд в сельском хозяйстве связан с использованием живых организмов (животных, растений);
  • отсутствует узкая специализация труда;
  • сравнительно низкий уровень механизации трудовых процессов;
  • труд используется как в общественном производстве, так и в личных подсобных хозяйствах;
  • в несельскохозяйственных отраслях эффективность труда ограничивается наличием сырья, например, для вязания шерстяных изделий – шерсти, пуха и т.д.;
  • в процессе производства высокий удельный вес труда женщин, подростков и пенсионеров.

На занятость населения в сельской местности влияет ряд сложных и неоднозначных факторов – общая численность экономически активного населения, обеспеченность предприятий, базирующихся в селах, землей, сырьем и материально-техническими ресурсами, предпринимательская активность сельских жителей и степень развития предпринимательской среды, развитость производственной и социальной инфраструктуры и ряд других факторов. Проникновения кризисных процессов, в аграрное производство, негативно отразилось на социально-экономическое положение тружеников села. Из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию снижается численность занятых в главной отрасли села - сельском хозяйстве, обостряются проблемы с занятостью.

Проблемы занятости сельского населения непосредственно связаны с демографической ситуацией, численностью, структурой проживающих в сельской местности, их миграцией и изменениями этих показателей в различных районах края в динамике. Именно демографическое состояние села во многом предопределяет развитие предпринимательства, занятость сельского населения. Процессы урбанизации в Ставропольском крае начались значительно позже, чем в других регионах, поэтому (56%) намного ниже, чем в среднем по России. Численность постоянного населения Ставропольского края на 01.01.2010 составила2711 тыс. человек, в том числе, городских жителей – 1544 тыс., сельского населения – 1167 тыс. человек. По сравнению с переписью 1989 г. численность населения возросла на 307,5 тыс. человек, в том числе, проживающих в городских поселениях – на 227,9 тыс. человек, в сельской местности – на 79,6 тыс. человек.

Исторически Ставрополье стало пограничной зоной славянского заселения Кавказа, это район многолетнего миграционного притока. Благодаря миграциям до сих пор сохраняется устойчивый рост численности жителей края. Растет численность сельского населения, небольших городов и поселков, несмотря на депрессивное состояние их экономики. Этот рост держится только на ресурсах внешней миграции, которая пока перекрывает естественную убыль населения и миграционный отток местной молодежи. Благодаря поздней урбанизации и «омолаживающему» эффекту миграционного притока Ставропольский край только в последнее десятилетие переживает схожие в целом с Россией демографические проблемы.

Начиная с 1993 г. в крае отмечается естественная убыль населения, но пока ее глубина меньше не только по сравнению с регионами Центральной России, но также и с соседними регионами равнинного Предкавказья, где эта проблема проявилась раньше и выражена глубже. Однако с каждым годом масштабы депопуляции в Ставропольском крае все менее существенно уступают соседним регионам: в 2005 г. коэффициент естественной убыли в крае составлял –5,1 промилле, в соседнем Краснодарском крае –5,8 промилле, в среднем по стране – 6,5 промилле. В среднем в городах и районах края смертность превышает рождаемость в 1,5 раза. Положительный естественный прирост сохранился только в двух районах на границе с Чечней и Дагестаном (Курском и Нефтекумском), так как в них высока доля выходцев из республик Северного Кавказа.

Благодаря миграционному притоку проблема постарения сельского населения до последнего времени ощущалась слабее, так как в нем высока доля трудоспособного населения (45%). Сельская местность получила до 60% миграционного прироста, большинство мигрантов оседали там более прочно, поскольку многие из них были сельскими жителями и до переселения из республик Северного Кавказа. Анализ распределения населения по возрастным группам позволил установить, что численность населения в трудоспособном возрасте по краю составляет 60,0%, что незначительно ниже, чем по Российской Федерации, – 61,3% и больше, чем по ЮФО, – 59,4%. В сельской местности этот показатель составляет 56,9%, что ниже чем в городской местности (62,3%). Все это свидетельствует о том, что существует неплохая демографическая ситуация для развития предпринимательской среды, тем более что удельный вес моложе трудоспособного возраста в крае выше, чем в целом по России, и составляет в городской местности 17,0%, а в сельской местности этот показатель равен 21,7%. Это дает основания прогнозировать в дальнейшем улучшение условий предпринимательской активности не только в городской, но и в сельской местности.

В настоящее время экономически активное население сел Ставропольского края можно классифицировать по следующим группам:

  • владельцы частных магазинов, предприятий, фермеры, т. е. люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью,43,5%;
  • граждане,работающие по найму, самостоятельно обеспечивающие себя работой (самозанятые), – 14,3%;
  • занятые подсобным хозяйством и реализующие продукцию на рынках и по договорам с крупными перерабатывающими предприятиями – 35,8%;
  • выполняющие работу по гражданско-правовым договорам – 2,0 %;
  • лица, временно не работающие по объективным причинам, учащиеся, совмещающие работу с учебой в режиме неполного рабочего дня,– 6,4%.

Данные свидетельствуют о том, что предпринимательские отношения носят повсеместный характер распространения. Для России становление и развитие предпринимательских отношений имеют, по мнению многих специалистов, гораздо большее значение, чем для других стран. Именно предпринимательство в различных формах способствует решению проблем придания реформационным процессам социальной направленности, сравнительно быстрому формированию нового поколения предпринимателей по всей территории России, прежде всего в малых городах и сельских населенных пунктах. Это должно повысить там уровень занятости населения, привлечь его сбережения и, как итог, способствовать повышению благосостояния, качества жизни россиян.
Необходимо отметить, что громадное социально-экономическое значение малого и среднего предпринимательства заключается в том, что оно может влиять на развитие регионов страны и решение социально-экономических проблем на местах. Наиболее наглядно и очевидно это проявляется в решении проблемы занятости населения. Это особенно важно в сегодняшней ситуации, сложившейся в постсоветском обществе.

Крупные предприятия в подавляющем большинстве находятся в состоянии кризиса и даже упадка, поэтому на них за редким исключением не только не создаются новые рабочие места, но и численность ранее имевшихся сокращается, из-за чего растет безработица. Изменение этой ситуации возможно лишь при проведении глубокой реструктуризации всего общественного производства и крупном притоке инвестиций, на что потребуется немало лет. Малое и среднее предпринимательство может бурно развиваться и при самой минимальной поддержке, несравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства. Первым же социальным результатом его развития является то, что сотни тысяч человек– а если соответствующий процесс примет должный размах, то и миллионы – оказываются занятыми в качестве владельцев предприятий и еще больше получают рабочие места, как их наемные работники или члены кооперативов. Это в конечном итоге способствует повышению уровня и качества жизни населения.

Что касается численности занятых работников агробизнеса, то можно отметить, что с 1999 г. по 2007 г. происходило увеличение этого показателя. В настоящее время в данном секторе экономики занято 579,9 тысяч человек. За анализируемый период этот показатель увеличился в 1,5 раза. Существенный рост численности работников агробизнеса отмечается в 2006 году за счет реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Численность занятых ЛПХ увеличилась в 1,5 раза, численность работников КФХ 1,4 раза. Все это свидетельствует о перспективах наращивания предпринимательского потенциала в данной отрасли.

Рассматривая структура незанятого населения ставропольского края, то можно выделить следующие группы:

  • добровольно незанятые лица, уволенные с предприятия или никогда не работающие на них и не желающие работать, не имеющие законных источников средств существования;
  • добровольно незанятые члены семьи, живущие на средства одного из супругов или родителей, т.е. иждивенцы;
  • вынужденно незанятые сельские жители, уволенные по разным причинам с производства, перемещающиеся с одного места работы на другое, но не зарегистрированные на бирже труда по каким-либо причинам (по существу это фрикционная безработица);
  • вынужденно незанятые – безработные, то есть люди, которые хотят работать и иметь заработок, зарегистрированные в службе занятости.

Очевидно, что первые две группы населения добровольно определили свою позицию и решать в отношении их проблемы занятости не представляется необходимым, ибо они удовлетворены своими доходами и социальным статусом. В отношении двух последних групп, т.е. вынужденно не занятых, проблемы занятости очевидны, ибо они не заняты вынужденно.

Положение на рынке труда Ставропольского края очень сложное, неоднозначное и в отдельных районах близкое к критическому. Труд экономически активных граждан в личных подсобных хозяйствах, выполняющий роль своеобразного буфера между открытой безработицей и занятостью в реальном секторе, способен лишь отчасти закамуфлировать усиливающееся обнищание и депрофессионализацию работников, а потенциал получения доходов от занятости в теневом секторе в городе практически исчерпан. Ситуация на рынке труда в селах края остается напряженной. Так, за последние годы число безработных возросло с 9300 чел. в 2004 году до 12752 чел. в 2008 году. Это связано с банкротством предприятий, непривлекательностью труда в аграрном секторе экономике и тем, что происходит дальнейший распад существующего раннее строя, прежние колхозы и совхозы уничтожены, а на их месте не везде образованы новые хозяйства, население приобретает навыки к предпринимательской деятельности. Еще более сократилось число безработных, которым назначено пособие по безработице (из 12752 чел. его получают 11650 чел.) Большая амплитуда колебаний этого показателя наблюдается по районам края. В таблице 1 представлена численность безработных сельских жителей Ставропольского края.

В частности, в Благодарненском районе число безработных, которым назначено пособие, – 135 чел., Апанасенковском районе – 60 чел., Новоселицком районе – 45 чел., Георгиевском районе –1335 чел., Минераловодском – 700 чел.

Таблица 1 – Число безработных в сельской местности Ставропольского края, зарегистрированных в органах федеральной службы занятости (чел.)


Районы края

Состояло безработных на учете

Число безработных, которым назначено пособие по безработице

Общая численность зарегистрированных безработных по краю

Александровский

Андроповский

Апанасенковский

Арзгирский

Благодарненский

Буденновский

Георгиевский

Грачевский

Изобильненский

Ипатовский

Кировский

Кочубеевский

Красногвардейский

Левокумский

Минераловодский

Нефтекумский

Новоалександровский

Новоселицкий

Петровский

Предгорный

Советский

Степновский

Труновский

Туркменский

Шпаковский

– образован 19 января 2010 г. в соответствии с Указом Президента России Д. А. Медведева № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" путем выделения из Южного федерального округа. Центром Северо-Кавказского федерального округа является город Пятигорск.
С 13 мая по 21 июня 2000 года название Северо-Кавказский федеральный округ носил Южный федеральный округ.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) – включает 7 субъектов РФ, он расположен в южной части европейской части России, в нижнем течении реки Волги, в центральной и восточной части Северного Кавказа, с востока территория СКФО омывается Каспийским морем. На западе и севере Северо-Кавказский федеральный округ граничит с Южным федеральным округом, на востоке - с Казахстаном, на юге - с Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией. Регионы Северо-Кавказского федерального округа входят в Северо-Кавказский экономический район.
На территории Северо-Кавказского федерального округа на шельфе Каспийского моря сосредоточены значительные запасы нефти. Основные отрасли экономики СКФО: добыча и переработка термальных и менеральных вод, туризм, сельское хозяйство, производство строительных материалов.
Северный Кавказ остается наиболее конфликтным регионом в России.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ федеральный округ . Площадь 172,360 кв.км.
Административный центр Северо-Кавказскного федерального округа - г. Пятигорск

Административный центр г. Махачкала
- Административный центр г. Магас
- Административный центр г. Владикавказ
- Административный центр г. Нальчик
- Административный центр г. Черкесск
- Административный центр г. Грозный
- Административный центр г. Ставрополь

Города Северо-Кавказскного федерального округа.

Города в Республике Дагестан: Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск. Административный центр федерального округа - город Махачкала .

Города в Республике Ингушетия: Карабулак, Малгобек, Назрань. Административный центр федерального округа - город Магас .

Города в Республике Северная Осетия - Алания: Алагир, Ардон, Беслан, Дигора, Моздок. Административный центр федерального округа - город Владикавказ .

Города в Кабардино-Балкарской республике: Баксан, Майский, Нарткала, Прохладный, Терек, Тырныауз, Чегем. Административный центр федерального округа - город Нальчик .

Города в Карачаево-Черкесской республике: Карачаевск, Теберда, Усть-Джегута. Административный центр федерального округа - город Черкесск .

Города в Чеченской республике: Аргун, Гудермес, Урус-Мартан, Шали. Административный центр федерального округа - город Грозный .

Города в Ставропольском крае: Благодарный, Будённовск, Георгиевск, Ессентуки, Железноводск, Зеленокумск, Изобильный, Ипатово, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Михайловск, Невинномысск, Нефтекумск, Новоалександровск, Новопавловск, Пятигорск, Светлоград. Административный центр федерального округа - город Ставрополь .


В состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) входят семь субъектов Российской Федерации, в том числе: шесть республик (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северная Осетия - Алания) и Ставропольский край. Центром округа является город Пятигорск. Это один из самых южных федеральных округов Российской Федерации. Юг России богат не только природными ресурсами и перспективен экономически, здесь собрано огромное культурное и духовное наследие многих народов и поколений. И весь этот потенциал сегодня умело используется для обеспечения прогрессивного развития СКФО.
Население инациональныйсостав. На территории округа проживает, по данным 2009 г., около 8 215 263 чел. - представителей около 100 наций, народностей и этнических групп. Это 5,8% всех россиян. Северо-Кавказский округ - самый многонациональный регион России. Только в Дагестане проживает 30 народностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и многие другие.
Национальный состав: русские - 2 743 000 чел. (30,1%); чеченцы - 1 485 215 чел. (16,3%)4; аварцы - 785 314 чел. (8,6%); кабардинцы - 516 632 чел. (5,6%); даргинцы - 498 655 чел. (5,4%)4 ингуши - 483 152 чел. (5,3%); осетины - 476 458 чел. (5,2%); кумыки - 401 007 чел. (4,3%); лезгины - 359 547 чел. (3,9%); армяне - 260 055 чел. (2,8%); карачаевцы - 187 588 чел. (2,0%); лакцы - 147 964 чел. (1,6%); табасараны - 117 732 чел. (1,2%); балкарцы - 106 777 чел. (1,1%); азербайджанцы - 105 480 чел. (1,1%).
Географическое положение и природные ресурсы. Значение округа во многом определяется его географическим положением. Ресурсно-сырьевая база СКФО - одна из самых богатых в стране. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом, каменным углем. По мнению международных экспертов, по запасам углеводородного сырья район Каспийского бассейна в скором времени может выйти на третье место в мире по добыче энергоресурсов после Ближнего Востока и Сибири. Важную роль играют такие месторождения, как Северо-Ставропольское, Дагестанские Огни. Запасы нефти сосредоточены в Республике Ингушетия и Чеченской Республике.
Месторождения цветных, редких металлов, вольфрамомолибденовых руд сосредоточены в Кабардино-Балкарии (Тырны- аузское месторождение), Карачаево-Черкесии (Ктитебердин- ское месторождение), свинцово-цинковых руд - в Северной Осетии (Садонское месторождение), меди - в Карачаево-Черкесии и Дагестане (месторождение Кизил-Дере), ртути - в Северной Осетии. Нерудные полезные ископаемые региона - барит, сера и каменная соль, залегающая в крупнейшем в России месторождении в озерах Эльтон и Баскунчак.
Экономика. Основу экономики округа составляют базовые отрасли промышленности, которые основываются на использовании местных сырьевых и энергетических ресурсов. Важнейшей отраслью является продуктивное сельское хозяйство, которое специализируется на культивировании зерновых и технических культур, овцеводстве и мясо-молочном животноводстве.
Ведущее место в комплексе по производству непродовольственных товаров народного потребления занимают отрасли, ориентированные на переработку животноводческого сырья: кожевенно-обувная промышленность (Нальчик, Владикавказ), производство мытой шерсти и шерстяных тканей, ковроделие (Махачкала).
Одно из направлений внешнеторговой деятельности - развитие туризма и санаторно-курортной базы на юге России с его уникальными целебными источниками Кавминвод, первозданной красотой гор Кавказа (Домбай, Теберда). Из 150 курортов климатического, бальнеологического, бальнеогрязевого профиля страны большинство расположено в СКФО. Обилие целебных минеральных источников, грязей (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск) и теплых морских вод обеспечивает прекрасные условия для укрепления здоровья и отдыха. Горный ландшафт округа привлекает российских и зарубежных путешественников и спортсменов. Курортно-туристический бизнес в СКФО - одно из самых эффективных направлений экономики региона, развитию которого будут способствовать благоустройство существующих центров общероссийского значения, перераспределение потоков отдыхающих по территории, создание новых условий для зимних видов отдыха, строительство современных курортных комплексов, обеспечение высокого сервиса туристам.
Основные социально-экономические показатели Южного и Северо-Кавказского федеральных округов представлены в табл. 8.8.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...