Хрупкое равновесие: что будет с ценами на нефть. Саудовская Аравия: консолидируй это


Государственный строй СССР по Конституции 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы более четко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы, наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями.

Источники права. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж и самого закона. Если раньше даже термин "закон" применялся редко, заменяясь словами "постановление", "декрет", то теперь он прочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый тип правового акта - Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как уже отмечалось, особую правовую природу.

В Конституции об указах говорится односложно, как бы мимоходом. Ни цели их издания, ни назначение не раскрываются. Совершенно ясно только одно: указ не равняется закону, не может его изменять, дополнять или заменять, поскольку издание законов есть прерогатива исключительно Верховного Совета. Однако довольно скоро сложилась практика, в соответствии с которой указы Президиума Верховного Совета СССР все чаще стали по существу равняться законам. И со временем их становилось больше, чем новых законов, притом по весьма важным вопросам.

Повышение роли Коммунистической партии в управлении государством отразилось и на системе источников права. Партийные документы, особенно решения ЦК ВКП(б), имеют на практике силу законов. Особое место они занимают, например, в колхозном праве. Возникает также практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов - постановлений СНК СССР и ЦК ВКП(б), предварительно утверждаемых Политбюро ЦК. И вообще все важнейшие постановления Совнаркома заранее санкционируются Политбюро, хотя председатель СНК и его заместители сами были членами этого партийного органа <*>.

Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся. Этим подчеркивались усилившаяся социальная однородность советского общества, отсутствие эксплуататоров и сближение социальной природы рабочих и крестьян. Прежняя формулировка - Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов - как бы исключала интеллигенцию, хотя на практике основная масса интеллигентов пользовалась избирательными правами. Новая формула, естественно, включала в себя и интеллигенцию.

Конституция 1936 г. существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.

Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру, отражающую многонациональность Советского государства, хотя название одной из палат немного изменилось: вместо Союзного Совета она стала называться Советом Союза. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них - Совет Национальностей - включала в себя фиксированное число депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежде, эти палаты были равноправны, причем их равноправие подчеркивалось теперь примерным равенством числа депутатов в каждой. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. Это же касается и Верховных Советов союзных и автономных республик. С прежней множественностью законодательных органов одного уровня было покончено, что само по себе создавало объективные условия для укрепления законности, для большего уважения к закону.

Верховные Советы должны были избираться на четыре года и работать подобно прежним ЦИК в сессионном порядке. Верховный Совет СССР впервые был избран в декабре 1937 г. VIII съезд Советов, приняв Конституцию, поручил ЦИК разработать и утвердить новое положение о выборах, в котором бы нашли свое отражение принципы избирательной системы, закрепленные Конституцией. В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил Положение и назначил выборы в Верховный Совет Союза на 12 декабря 1937 г. А еще до этого, на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б), был поставлен вопрос о подготовке избирательной кампании. Докладчик А. Жданов высказал определенную озабоченность организацией выборов в новых условиях. Он допускал возможность, что ими воспользуются оппозиционные элементы, среди которых была названа церковь <*>. Правда, на практике эти опасения не оправдались.

Особенности работы Верховного Совета обусловили необходимость создания постоянно действующего органа. Им стал Президиум Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Президиум состоял из председателя, его заместителей по числу союзных республик (следовательно, первоначально из 11), секретаря и 24 членов. Конституция исчерпывающе перечисляла полномочия Президиума Верховного Совета: Президиум созывает сессии Верховного Совета, дает толкование действующих законов, отменяет постановления Совета Народных Комиссаров СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не является законодательным органом. Однако он имеет право издавать указы - своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

Конституция 1936 г. в качестве правительства сохранила Совет Народных Комиссаров СССР. Однако теперь он был лишен законодательных прав: СНК по Конституции имел право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. То есть постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров теперь стали только подзаконными актами. Совет Народных Комиссаров образовывался Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей ведомств Союза, т.е. наркомов и председателей комитетов и комиссий.

Новая Конституция Союза подвела итоги эволюции статуса Верховного Суда, записав: "Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик"

Конституция СССР 1936 - была принята VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года. Основным автором текста конституции был Н. И. Бухарин, в работе участвовал также К. Б. Радек. К моменту принятия конституции Радек уже был арестован, а имя Бухарина скомпрометировано показаниями подсудимых на Первом московском процессе (до ареста ему оставалось два месяца).

По своему содержанию Сталинская Конституция 1936 года была демократической, а на деле происходили репрессии граждан, борьба с инакомыслием и практически права граждан ни в коей мере не реализовывались.

Важнейшим событием послевоенного периода истории как для всей страны, так и для нашей республики стало проведение денежной реформы в декабре 1947 г. Советское руководство планировало провести ее еще в 1946 г., но помешали голод и засуха, охватившие тогда часть территории СССР. Количество бумажных денег, выпущенных в обращение за 1941 — 1945 гг., возросло с 18,4 до 74 млрд рублей. По расчетам Министерства финансов СССР на руках у населения после войны имелось свыше 66 млрд рублей. Советское руководство так сформулировало главную цель проводимой реформы: «Обмен должен быть проведен на таких условиях, чтобы не только было обеспечено изъятие из обращения всех излишков денег, но чтобы в итоге обмена были в основном аннулированы денежные накопления у лиц, нажившихся в период войны на спекуляции и другими незаконными путями».

В данной работе во втором вопросы будут проанализированы цель, ход и результаты денежной реформы 1947 года.

1. Расскажите о конституционных принципах прав граждан и деформациях при их осуществлении в 30-е гг.

Принятие Конституции СССР 1936 г. – это обновление всей конституционной системы Союза, что объясняется вступлением страны в новый этап своего развития. Считалось, что навсегда было покончено с господством частной собственности и с эксплуатацией человека человеком. Главным нововведением было введение в Конституцию 1936 г. X Главы, посвященной правам и свободам человека. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан.

Согласно ст. 118 Конституции 1936 года «граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Согласно ст. 119 Конституции 1936 года граждане СССР имеют право на отдых. Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Согласно ст. 120 Конституции 1936 года граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

Согласно ст. 121 Конституции 1936 года граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

Согласно ст. 122 Конституции 1936 года женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Согласно ст. 123 Конституции 1936 года равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Согласно ст. 124 Конституции 1936 года в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами.

Согласно ст. 125 Конституции 1936 года в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций. Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Согласно ст. 126 Конституции 1936 года в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

Согласно ст. 127 Конституции 1936 года гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Согласно ст. 128 Конституции 1936 года неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Согласно ст. 129 Конституции 1936 года СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Согласно ст. 130 Конституции 1936 года каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Согласно ст. 131 Конституции 1936 года каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

Согласно ст. 136 Конституции 1936 года выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Согласно ст. 137 Конституции 1936 года женщины пользуются правом избирать и бытьизбранными наравне с мужчинами.

е конституции советского периода носили «фиктивный» характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. И Конституция 1936 г. – не исключение. Если статья 125 гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, то она сразу же «предупреждала», что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В остальных случаях никаких прав и свобод гарантироваться не могло. Помимо этого, можно обратить внимание на статьи 127 и 128, которые гарантируют гражданам СССР «неприкосновенность личности», «неприкосновенность жилья граждан и тайну переписки». Но на самом деле, если обратиться к воспоминаниям современников, мы видим совсем иную ситуацию.

В ст. 123 Конституции, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом.

Таким образом, Основным законом гарантировалось:

а) свобода слова;

б) свобода печати;

в) свобода собраний и митингов;

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР была отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами (ст. 124 Конституции).

Опять таки «де юре» гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст. 127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 129 говорила о предоставлении права убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Наряду с правами Конституция содержала и ряд обязанностей: каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст.130):

— каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся;

— воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР.

Глава XI Конституции закрепила избирательную систему СССР. Статья 134 закрепляла: выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

То есть, фактически впервые был утвержден принцип «один человек — один голос». Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Депутатом мог стать гражданин достигший возраста 23 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты давалось общественным организациям. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей (ст. 134-137 Конституции).

Подводя итог, следует еще раз сказать о том, что на практике допускались грубейшие нарушения законности и прав человека, которые гарантировались Конституцией СССР 1936 г. И доказательством этому может служить период массовых репрессий. Всесилие карательных органов и декоративность суда воспринималось советскими людьми как нарушение законов и конституционных прав. В частности, необоснованные аресты и приговоры стали одним из важных сюжетов народного фольклора. «Семь анкет - один ответ», «Пропал - ни пены, не пузырей», «Язык до Остяко-Вогульского округа доведет» - эти пословицы свидетельствуют о достаточно объективной оценке причин репрессий и методов деятельности НКВД.

Вероятно, убежденность в чрезвычайно широком использовании следственными органами незаконных методов проникала в сознание людей. Подтверждением этому можно считать уникальный случай, когда молодой рабочий, проживавший в г. Нижнем Тагиле, пытавшийся из-за несчастной любви расстаться с жизнью, после неудачной попытки самоубийства, явился в отделение НКВД, надеясь, что самооговором он добьется высшей меры наказания. Его аргументацией было знание о подобных фактах, имевших место ранее.

Если учесть уровень образования основной части населения страны, то идеи о «вредителях» и «диверсантах» могли оказаться убедительным объяснением происходивших аварий, пожаров и непреодолимых трудностей. Так, например, на УЗТМ в 1933 г., когда в условиях освоения нового оборудования обыденным явлением стали многочисленные поломки, были проведены показательные судебные процессы: за поломку станка токаря осудили на 4 года тюремного заключения; 18-летнюю работницу приговорили к 3 годам лишения свободы, а техник-комсомолец, направленный начальником цеха работать на станок, с которым он не был знаком, и допустивший поломку, был привлечен к суду за «политическую близорукость».

А ведь помимо того, что права прописаны на бумаге, необходимо, чтобы само государство явилось их гарантом и следило за их соблюдением – а в 30-е годы складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны власть дает гарантии по соблюдению прав и свобод, а с другой – не дает ими воспользоваться. Возразить что-то не представлялось возможным, так как в те годы публичные высказывания о каких-либо недостатках Конституции или социализма, были наказуемы. И в действительности, человек был абсолютно бесправен и бессилен перед тотальным террором.

2. Расскажите о денежной реформе 1947 г.

Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941-1945 гг.) резко возросли военные расходы, тогда как производство потребительских товаров сократилось, уменьшился розничный товарооборот. Для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Кроме того, реформа назрела потому, что на временно оккупированной территории гитлеровцы выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличило их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для нейтрализации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранявших их в кубышках.

Был разработан вариант изъятия излишней массы денег из обращения путем денежной реформы, что диктовалось жизнью и являлось объективной необходимостью.

Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946 г. большой засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых. Повышение пайковых цен было компенсировано увеличением мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим заработной платы (хлебной надбавки).

Благоприятное развитие промышленности (достижение к концу 1947 г. довоенного уровня) и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил на 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для верной интервенции в момент проведения денежной реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947 г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы.

В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке, вклады, превышающие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 тыс. руб. - в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года - в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 года переоценке не подлежали.

После отмены карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, и полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР.

Проведение денежной реформы сопровождалось мощной пропагандистской кампанией, организацией митингов на предприятиях <в поддержку реформы>, активной работой агитаторов на рабочих местах. Эта демагогическая завеса должна была скрыть тот факт, что денежная реформа 1947 г. носила конфискационный характер, что новые цены, установленные государством, в большинстве своем были выше коммерческих, утвержденных после войны. Государство в очередной раз решало свои проблемы за счет граждан. Фактически реформа привела к принудительному изъятию денег у тех, кто имел на руках некоторые суммы. Особенно пострадали сельские жители, которые не доверяли свои сбережения государству. Наученные горьким опытом 1920 — 1930-х гг., когда под разными предлогами людям не выдавали деньги из сберкасс, они держали свои кровные дома в матрацах, подушках, кубышках. Реформа 1947 г. больно ударила не столько по «спекулянтам» и «богачам», сколько по самым социально незащищенным слоям населения — колхозникам и другим сельским жителям. Обмен денег 1947 г. стал шоком для миллионов советских людей.

Задача

Решите задачу, основанную на сюжете И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»:

Встреча О. Бендера и И. Воробьянинова на квартире Е.С. Бору.

«После прихода господина Кислярского в комнате собралось человек восемь вместе с «концессионерами».

– Придется послужить отечеству! – сказал Бендер наставительно, – Вы дворяне? Очень хорошо!! Крепитесь, Запад нам поможет!

Полная тайна вкладов, то есть организации!

– Тайный союз меча и орала! – зловеще прошептал Остап.

– Впрочем, вы, можете уйти, но у нас, предупреждаю, длинные руки!».

Дайте правовую оценку вышеописанному событию с точки зрения Уголовного кодекса РСФСР 1926 г.

Решение

Данное деяние подпадает под статью 169 УК РСФСР 1926 г., то есть мошенничество: «Злоупотребление доверием или обман в целях получения имущества или права на имущество или иных личных выгод (мошенничество), -лишение свободы на срок до двух лет.»

Заключение

1. Конституция 1936 г., по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел., было внесено 2,5 млн. предложений, дополнений, поправок. Получила название «Конституции победившего социализма», «сталинской конституции». Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что установлена диктатура пролетариата, уничтожена частная собственность и эксплуататорские классы, победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах - государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 г. всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки. На практике часть этих прав и свобод выполнялась лишь для людей, согласных с курсом Партии и грубо нарушалась в ходе жестокой внутрипартийной борьбы.

Отскок нефти за $40 за баррель обосновывается ожиданиями договоренностей между крупнейшими мировыми нефтедобывающими странами мира. Договоренностей, которые должны «визировать» США, без которых попытки регулирования цен обесцениваются, не говоря уже о судьбе ценовых «войн со сланцем». Американцы же неоднократно подчеркивали свою приверженность «рыночным принципам ценообразования» (то есть договариваться отказывались).

«Что происходит с нефтью?»

Сейчас общеизвестно, что экономика России критически зависит от нефтегазового экспорта. Но в этом дуэте нефти и газа определяющую роль играет именно нефть.

Так, по итогам 2015 года экспорт нефти из России в физическом выражении составил 244,5 млн. тонн нефти (рост на 9% по сравнению с 2014 годом), в стоимостном выражении $89,6 млрд (снижение на 41,8%). Экспорт нефтепродуктов в физическом выражении составил 171,5 млн тонн нефтепродуктов (рост на 4%), в стоимостном выражении $67,4 млрд (снижение на 41,7 %). Экспорт газа в 2015 году в физическом выражении составил 185,5 млрд. куб.м. (рост на 7,5%), в стоимостном выражении $41,8 млрд (снижение на23%).

Таким образом, нефтегазовый экспорт из России в 2015 году составил $198,8 млрд, из которых 73,4% приходится на экспорт нефти и нефтепродукты (в сумме $157 млрд) и 26,6% - на экспорт газа ($41,8 млрд). Кроме того, ценообразование в долгосрочных контрактах на поставку газа (по которым работает Россия) привязано к ценам на нефть и реагирует на них с отставанием примерно в 6–9 месяцев. То есть наш газовый экспорт сегодня ориентируется на нефтяные цены 6–9-месячной давности (тогда нефть марки Brent торговалась в районе $55 за баррель).

Стоимость совокупного экспорта из России в 2015 году составила $340,3 млрд. (снижение на 31,6%). Таким образом, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте из России составляет 46,1%, доля газа - 12,3%, доля нефтегазового экспорта в целом - 58,4%. То есть экспорт продукции нефтяной отрасли приносит почти вчетверо большую экспортную выручку, чем экспорт газовой отрасли, и это без малого половина от всей экспортной выручки страны. И потому на сегодня именно фактор цен на нефть является определяющим для устойчивости российской экономики.

А ведь с нефтью явно происходит что-то неладное.

То, что резкое падение цен на нефть привело не к снижению добычи, а, наоборот, к ее увеличению и даже дополнительному демпингу производителей, по-своему нормально. Нефтяные компании и те страны, для чьей экономики экспорт нефти имеет критическое значение, пытаются возместить убытки от падения цен путем увеличения объема продаж, что и приводит к росту добычи и демпинговой войне. Падение же инвестиций в освоение новых месторождений пока не сказалось на нефтяном рынке.

Рынок пока не реагирует на новости о недофинансированности будущей добычи нефти на сотни и сотни миллиардов долларов (я уверен, что не за горами тот день, когда в оценках зазвучит слово «триллион») и, как следствие, о рекордном падении числа действующих буровых установок. Например, 19 февраля 2016 года Financial Times сообщила, что число работающих буровых установок в США снизилось до минимального уровня с 2009 года. В этот же день цена на нефть марки Brent снизилась на 0,42% до $33,12 за баррель. А ведь нынешний мировой рынок живет ожиданиями, отыгрывая в ценах будущие события задолго до того, как они должны произойти.

Подобную реакцию можно было бы объяснить ожиданием падения мирового спроса на нефть. Но Международное энергетическое агентство, как и другие ведущие экспертные центры, прогнозирует рост спроса на нефть как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

То есть нефтяной рынок получает новости о том, что добыча нефти всё больше и больше недофинансируется, что спрос на нефть будет расти и… держит устойчивый падающий тренд цен на нефть.

Может быть, дело в том, что игроки на нефтяном рынке рассчитывают на новые объемы предложения, связывая особые надежды с Ираном?

Снятие «ядерных» санкций с Ирана частично открывает ряд рынков для иранской нефти. Но именно частично, так как долларовые сделки с Ираном всё еще представляют проблему из-за других, оставшихся в силе, санкционных ограничений со стороны США. Но главное - это объемы.

До снятия санкций Иран экспортировал 1 млн баррелей в сутки (около 49 млн тонн в год). После снятия санкций Иран заявил о намерении в течение 2016 года удвоить свой экспорт, доведя его до 2 млн тонн. 14 февраля 2016 года заместитель министра нефти Ирана Рокнеддин Джавади заявил, что Иран уже увеличил свой экспорт на 400 тыс. баррелей. Напомню, что в 162 номере газеты «Суть времени» Ю. В. Бялый приводил оценку «серого» (обходящего санкции) экспорта нефти из Ирана в 300–400 тыс. баррелей. То есть в данном случае речь может идти о легализации тех объемов нефти из Ирана, которые и ранее были на рынке, формально имея другие страны происхождения.

Что же касается оставшихся 600 тыс. баррелей, на которые Иран собирается увеличить свой экспорт в 2016 году, то они составляют 0,6% от мировой добычи нефти (96,3 млн. баррелей нефти в сутки в 2015 году). Для сравнения, Ливия в 2011 году экспортировала 1,6 млн.баррелей в сутки. В результате гражданской войны и иностранной военной интервенции экспорт из Ливии обрушился. Но это не привело к потрясениям на рынке нефти. На уровень добычи, достигнутый при Каддафи, Ливия не вернулась по сей день. Выйдя на 800 тыс. баррелей в сентябре 2014 года, добыча нефти в Ливии вновь обрушилась до 180 тыс. баррелей в начале 2015 года, а затем частично восстановилась до 400 тыс. баррелей в сутки. Более того, в результате перманентной войны, идущей на территории Ливии, систематически возникает угроза полного прекращения экспорта нефти из этой страны. Однако потеря экспорта из Ливии не мешала нефтяным ценам пикировать вниз на протяжении 2014 и 2015 годов. Но сейчас цены особенно сильно падают на каждой новости из Ирана, вроде «в Европу прибыл первый танкер с иранской нефтью».

Новости из Ирана и в целом новости, напрямую касающиеся нефтяного рынка, сами по себе являются отдельным сюжетом. Например, цены на нефть отыграли новость о предстоящем снятии санкций с Ирана летом 2015 года, отреагировав на нее падением. А затем, когда в январе 2016 г. санкции были сняты уже формально, цены еще раз упали так, как будто эта новость ещё не отыгрывалась ранее.

Даже отмена действовавшего с 1973 года эмбарго на экспорт нефти из США, которая действительно является психологически мощной новостью, не может задавать тренд на мировом рынке физической нефти, так как США остаются крупными нетто-импортерами нефти (импортируют нефти гораздо больше, чем экспортируют). В сообщениях о демпинговой торговле нефтью ИГ приводятся оценки от 34 тыс. до 200 тыс. баррелей нефти в сутки, что в любом случае представляет для мирового рынка величину на уровне статистической погрешности. И так далее. То же самое касается и сообщений о том, что запасы в таком-то нефтехранилище выросли на столько-то баррелей.

Складывается впечатление, что рынку для дальнейшего падения вниз нужны только формальные поводы, «легитимизирующие» понижающий тренд. Многие эксперты объясняют наличие этого тренда желанием Саудовской Аравии (шире - стран Залива в целом) покончить с развернувшейся в США «сланцевой революцией». Добыча сланцевых нефти и газа действительно нерентабельна при текущих ценах на нефть, и в сланцевой отрасли в США нарастает волна банкротств. Но банкротство - это юридический вопрос, а не уничтожение имеющихся технологий, оборудования и месторождений.

Непонятна логика ценовой войны со «сланцем». Если план в том, чтобы обанкротить отрасль, а потом вернуть цены наверх, то что помешает сланцевой отрасли в США восстановиться под флагами новых компаний? Ведь месторождения никуда не денутся, и технологии никуда не денутся, и даже оборудование останется. Кадры частично будут потеряны, но их восстановят, вопрос только в сроках.

Так в чем здесь логика? Всё время держать цены на запредельно низком для сланца уровне? Никто, кстати, не думал о том, что будет, если сланцевая отрасль адаптируется к этим ценам? Или план состоит в «качелях»: сбили цены - сланцевая отрасль лежит на боку, подняли цены - сланцевая отрасль расцвела?

Сланцевые нефть и газ - это суперфактор. Если США даже не сегодня, а в обозримой перспективе смогут «прокормить» (пусть и с переплатой) сами себя с опорой на сланцевые нефть и газ, то это развязывает им руки для принципиально новой политики в отношении Большого Ближнего Востока, а значит, и всего мира в целом.

А чем, если не принципиально новым отношением к нефти (а значит, и к ключевому нефтегазовому региону - Большому Ближнему Востоку), можно объяснить то спокойствие, с которым мир, включая США, взирает на войну в Йемене, в которой увязла Саудовская Аравия и которая периодически «заходит» на сопредельные с Йеменом территории самой Саудовской Аравии? А почему на цены не влияет развернувшаяся «холодная война» между Саудовской Аравией и Ираном, сопровождающаяся ростом напряженности в населенных преимущественно шиитами Бахрейне (который де-факто оккупирован Саудовской Аравией) и ключевом нефтяном регионе Саудовской Аравии - Восточной провинции?

Раньше любого из этих процессов было бы достаточно для резкого скачка цен на нефть вверх. Но сегодня для мирового рынка почему-то оказываются важнее новости типа «первый нефтяной танкер из США прибыл во Францию».

Если американская политика способствует поджиганию нефтяной «священной коровы» в виде региона Персидского залива - значит, эта «корова» больше не священна, и ее начинают резать.

Как заявил РИА Новости бывший генеральный секретарь ОПЕК Рене Ортис, тенденция роста цен на нефть до значений, которые не наблюдались с 2015 года, сохранится, так как спрос и предложение сырой нефти восстановили свой баланс. Особенно явной эта тенденция становится на фоне экономического подъема Евросоюза и Азии, который будет только усиливаться.

В этой ситуации, уверен Рене Ортис, новой договоренности о сокращении добычи нефти странами ОПЕК+ может и не понадобиться. По его словам, к причинам увеличения цен можно отнести состояние скважин, которые функционируют с гидроразрывом, постоянное выполнение обязательств странами ОПЕК, а также то, что спрос на сырую нефть «тоже функционирует хорошо». Раньше ожидалось «около 120 тысяч баррелей в день дополнительного спроса…, а сейчас ожидается спрос на 200 тысяч в день», отмечает экс-генсек ОПЕК.

Ранее сообщалось, что стоимость нефти марки Brent превысила 64 доллара за баррель, что связывают с задержанием членов королевской семьи, министров и бизнесменов в Саудовской Аравии, а также с гибелью высокопоставленных чиновников в авиакатастрофе на границе с Йеменом. Несмотря на такие объяснения, нельзя не отметить, что нефть стабильно растет в течение длительного времени. ОПЕК+ и ряд других обстоятельств работает на этот рост, хотя с результативности соглашения ОПЕК с не входящими в него странами, на всем протяжении его действия, преобладает скептическое отношение. Прогнозы не предвещали нефти мало хорошено, но пока что она их «не слушает».

70 долларов - предел или нет?

Достигнутый баланс спроса и предложения в случае отказа от пролонгации соглашений о сокращении добычи может быстро нарушиться, уверен глава департамента Private Solutions Сastle Family Office в России и СНГ Андрей Дьяченко. Рост цен приводит к увеличению числа активных буровых установок со стороны игроков, не участвующих в этих соглашениях. Изменения цен отражаются в статистике буровых установок с лагом в полгода. За такой промежуток времени, если тренд роста цен продолжится, число буровых может возрасти еще на 20-25%, что неминуемо создаст угрозу текущему балансу.

Прогнозы роста спроса выглядят оптимистично, если не агрессивно, конатстирует эксперт. Но даже если спрос действительно так силен (хотя Международное энергетическое агентство сохраняет свой прогноз на текущий и на следующий год неизменным - +1,6% и + 1,4%, соответственно), возможности по наращиванию предложения достаточные, чтобы полностью его компенсировать. Уже сейчас страны, не входящие в ОПЕК и не участвующие в соглашении о замораживании объемов добычи, обеспечивают прирост предложения на порядка 0,7 млн баррелей в день (мбд), а в следующем году ожидается, что эти игроки добавят еще 1,5 мбд.

Запасы коммерческой нефти продолжают находиться выше своих средних пятилетних значений, показывая снижение во второй половине 2017. Это является косвенным подтверждением возросшего спроса. Но пока что снижение не столь значительное, чтобы пересматривать прогнозы.

Текущий рост котировок больше связан с активностью спекулянтов, чем с реальными изменениями на рынке, уверен Андрей Дьяченко. Следует ожидать обратного движения после достижения некоторой точки перегретости (возможно, рынок покажет уровень 70 долларов за баррель уже в этом году) – возврат к уровням порядка 50-55 долларов будет закономерным, когда статистика начнет показывать превышение роста предложения над ростом спроса. В 2018 году, по прогнозам аналитика, если существующие факторы сохранятся, котировки нефти будут колебаться в диапазоне 55-70 долларов с плавной тенденцией к повышению среднего значения к концу года.

Сила слова

Сырьевой сектор в этом году, действительно, на подъеме, признает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Россия очень эффективно пользуется условиями соглашения ОПЕК+ по добыче черного золота и получает профит от роста цен на нефть в мире. Если предположить, что баррель Brent продержится выше 60 долларов в среднем год, получается, что российская экономика сможет заработать на этом 1 трлн рублей.

Избытком сырьевых доходов РФ пользуется в прежних целях: перекрывает дефицит бюджета и покупает валюту с целью пополнения ЗВР. До остальных сегментов экономики эти финансы не доходят, полагает аналитик, что и объясняет провал и в сельском хозяйстве, и в других направлениях. И на подобном фоне выходит, что рубль не укрепляется так, как мог бы при текущих ценах на сырье. Доллар, по прогнозам эксперта, в ближайшее время имеет неплохие шансы стабилизироваться в области 58,50-60,0 руб.

Но вообще, предупреждает аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, необходимо понимать, что слова представителей ОПЕК являются ничем иным как вербальными интервенциями: в то время, когда не происходит особых фундаментальных изменений, они будут предпринимать любые попытки для того, чтобы вселить оптимизм инвесторам.

Честно говоря, говорит эксперт, особо радоваться в данный момент нечему: нефть достаточно давно превратилась в спекулятивный актив, оторванный от «реального мира». Основными причинами, почему спекулянты предпочитают сейчас играть на повышение котировок, являются как красивая ситуация, наблюдаемая на графике, так и рост неопределенности в Саудовской Аравии на фоне антикоррупционных мер наследного принца и снижения активности сланцевых компаний - количество буровых установок в США сократилось на 8 до 729 единиц. Будут ли подобные новости иметь какой-либо длительный эффект, - большой вопрос, скорее всего, уже совсем скоро инвесторы вспомнят о том, что соглашение по сокращению объемов добычи в должной мере выполняют лишь саудиты, а высокая рыночная стоимость нефти всегда мотивировала американцев увеличивать свою активность.

До конца года в отсутствие новых драйверов, прогнозирует Михаил Мащенко, вероятнее всего, мы увидим котировки вблизи 63 долларов за баррель или ниже. Предсказать возможные цены в новом году будет гораздо сложнее, так как все будет зависеть не от фундаментальных факторов, а от настроения спекулянтов, но если текущий позитивный сантимент будет продолжаться, то при большой удаче график сможет заглянуть за уровень в 70 долларов за баррель.

Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

Страну разверстали по-новому

Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...