Сумма страховых взносов в пенсионный фонд. Ежегодные платежи на страховую пенсию в пфр


Предмет, метод, принципы семейного права регулируются соответствующим законодательством. Его положения касаются отношений, которые возникают как непосредственно в процессе супружеской жизни, так и до заключения брака. Далее подробно рассмотрим функции, содержание, объект, цели и принципы семейного права.

Общие сведения

Принципы и источники семейного права выступают как фундамент для образования брака. В соответствии с ними устанавливается порядок и условия заключения союза, разрыв уз и признание их недействительными. Принципы семейного права определяют имущественные и личные отношения между супругами, детьми и родителями (усыновленными и опекунами). На их базе устанавливаются порядок и формы устройства детей, которые остались без родительского попечения. Принципы семейного права имеют свои особенности. Они, в отличие от прочих, более всего соответствуют международным нормам, обеспечивая сохранность и защиту прав человека с самого его рождения.

Функции

Задачи и принципы семейного права направлены на укрепление брачного института. Одной из важнейших их функций считается обеспечение всестороннего содействия в построении супружеских отношений. Вместе с этим они выступают базовыми понятиями, в соответствии с которыми устанавливается возможность судебной защиты и беспрепятственной реализации свобод в рамках созданного супружеского союза.

Используемые понятия

Прежде чем подробно рассмотреть принципы российского семейного права, необходимо раскрыть ряд базовых определений. В первую очередь, следует начать с самого понятия данной отрасли. Семейное право определяется как сфера, в рамках которой осуществляется регулирование имущественных и личных отношений между гражданами, исходящих из брака, принятия на воспитание (усыновление) и рождения детей.

Подобные взаимодействия возникают на базе нескольких фактов. Все они касаются брака: заключения, расторжения, признания недействительным. В законодательстве нет закрепленного понятия семьи. Однако в науке выработаны общетеоретические определения.

Базовыми признаются юридическое и социологическое. В соответствии с последним под семьей понимают объединение лиц, которое основывается на родстве, браке, принятии детей на воспитание. Оно отличается общностью интересов и быта, взаимной заботой и опекой. Согласно юридическому определению, семья представляет собой объединение обычно проживающих совместно граждан, которые связаны взаимными обязанностями и правами. Они исходят из родства, брака, усыновления или другой формы устройства детей. Несомненно, данные определения нельзя считать универсальными. Однако они в достаточной степени раскрывают суть понятий.

Основные принципы семейного права

Они выступают в качестве руководящих положений в сфере рассматриваемых отношений. Основные принципы семейного права определяют суть всей отрасли. Они имеют общеобязательное значение ввиду их юридического закрепления. К принципам семейного права относятся положения, закрепленные в ст. 1 СК. Некоторые из них юридически связаны с другими положениями кодекса. В законодательстве установлены следующие принципы семейного права РФ:


Государственная поддержка

Ее предусматривают статьи 7 и 38 Конституции, а также ст. 1 (п.1) СК. Государственная обязательная поддержка семьи, детства, отцовства и материнства соответствует требованиям международных норм по правам человека. Ст. 4 ФЗ, положения которой устанавливают гарантии прав ребенка в стане, определяет направления правительственной политики в сфере сохранения и защиты интересов детей.

Принципы семейного права выступают в качестве фундамента для построения отношений, связанных с браком. Это значит, что отрасль в целом регулирует не сам союз, а связи и взаимодействия, существующие внутри него. Таким образом, в качестве предмета семейного права выступает сфера отношений между членами этой ячейки общества. Их регулирование осуществляется посредством норм действующего законодательства, приравнивающих брак к родству.

Принципы семейного права формируют объем, предпосылки к возникновению, прекращению и изменению возможностей и обязанностей всех членов ячейки общества. В данной отрасли присутствует собственный объект регулирования. В качестве него выступают неимущественные и личные отношения. Этот предмет имеет существенные отличия от объекта регулирования иных отраслей, например, гражданского права.

В рамках рассматриваемой области существует комплекс собственных приемов, средств, способов. Все они составляют метод регулирования семейных отношений. Его особенностью считается то, что он позволяет наделять участников взаимодействий возможностью самостоятельно определять их содержание. В данном случае речь идет о диспозитивном регулировании. Оно предоставляет участникам большую свободу при определении сути отношений между ними. При этом в сфере регулирования приоритет остается за императивными нормами. Другими словами, содержание обязанностей и возможностей субъектов определяются в соответствии с принципами семейного права, законодательными актами, и не может изменяться по одному только соглашению участников.

Юридическая база

Принципы, на которых основывается семейное право, закреплены в законодательстве. В качестве нормативной базы выступают федеральные законы, положения кодексов, статьи Конституции. Практически полный перечень нормативных актов, закрепляющих принципы семейного права, выглядит таким образом:


Участники

Принципы, на которых строятся семейные отношения, касаются определенного субъектного состава. Это их первая и главная особенность. В качестве субъектов семейных отношений выступают:

  • Попечитель.
  • Родители.
  • Супруги.
  • Дети.
  • Опекун.
  • Усыновитель.
  • Усыновленный и прочие граждане.

Особенности

Принципы, имеющие место в данной отрасли, касаются специфических юридических фактов. Из них, собственно, возникают отношения. В качестве таких фактов выступают усыновление, отцовство, брак, родство, материнство и так далее. Принципы в большей степени связаны с юридическими фактами-состояниями, однако имеют место и такие, которые характерны для других отраслей. Например, сделки: соглашение по размерам алиментов, брачный контракт и прочие.

Принципы, составляющие семейное право, тесно связаны с личностью человека. В связи с этим отношения, строящиеся на их базе, носят соответствующий характер (личный). Производными от них выступают имущественные связи. Они считаются вторичными. Большинство имущественных обязанностей и прав неотделимы от управомоченного лица. В связи с этим они не могут быть переданы иным лицам. Это, в частности, касается права получать и обязанность выплачивать алименты.

Формальное и фактическое равноправие

Не всегда данный принцип может быть реализован на практике. В первую очередь это может быть обусловлено нетрудоспособностью/недееспособностью одной из сторон отношений. Такой человек нуждается в повышенной опеке государства. В связи с этим для семейного права (больше, чем для гражданского, например) свойственен принцип императивности норм. Здесь регулирование осуществляется посредством запретов и предписаний.

Сфера влияния

Тезис о том, что принципы, составляющие основу семейного права, носят лично-доверительный характер, встречает критику со стороны некоторых авторов. Это связано с тем, что личные отношения практически не поддаются юридическому регулированию. К примеру, нельзя возложить на супругов обязанность любить. Принципы определяют только внешние пределы личных отношений. При этом они не претендуют на управление подобными связями. Воздействие тех или иных норм и предписаний возникает только в случае злоупотреблений с чьей-либо стороны. В связи с этим семейное право в целом нацелено преимущественно на регулирование имущественных отношений.

В заключение

В юридической науке до настоящего времени ведутся дискуссии по вопросу самостоятельности семейного права как отрасли. Многие эксперты и аналитики сходятся во мнении, что данная сфера в большей степени вступает в качестве подотрасли системы гражданских отношений. Следует отметить, что во многих государствах семейное право не выделяется как самостоятельная отрасль. Брачные отношения при этом регулируются положениями гражданского законодательства. Однако, учитывая специфику самой отрасли, особенности принципов, на которых она базируется, нельзя не отметить определенную обособленность этой системы от прочих.

Семья является важной частью человеческой жизни. Отношения между родственниками во многом определяют личностное развитие, душевное состояние и условия жизни любого человека.

Для урегулирования внутрисемейных споров в России существует Семейный кодекс, в нем сформулированы основные начала семейного права. Основываясь на принципах здоровых семейных отношений, документ регулирует ситуации, связанные с заключением брачного союза, воспитанием детей и правами на имущество.

Понятие семейного законодательства

Семья – маленькая частичка социума, в которой два человека связывают себя узами брака, делят быт, строят общие планы и организовывают свою жизнь. Кроме них, в семье еще есть родные по крови близкие или принятые на воспитание дети, и, согласно установившимся в обществе обычаям, все они заботятся друг о друге. Однако и государство на своем уровне установило правила поведения родственников.

Для цели упрочения и урегулирования отношений внутри каждой семьи в России законодательно утвержден Семейный кодекс. Его положения используются для предупреждения и разрешения внутрисемейных конфликтов, какой бы области жизни они ни касались. Об этом сказано в фундаментальных принципах российского семейного права.

Если в Семейном кодексе нет ответа на появившийся между мужем и женой (или иными представителями семьи) спорный вопрос, то следует руководствоваться гражданским законодательством. Когда ситуация затрагивает права иностранных граждан, используются принципы международного права. Юридические источники и положения семейного права не переходят на не имеющие законного основания отношения между совместно проживающими людьми.

Что такое семейное право?

Термин «семейное право» имеет то же значение, что и «семейное законодательство». Семейное право преследует следующие цели:

Методы и предмет семейного права

Методы семейного права – средства, которые помогают государству регулировать внутрисемейные споры. К ним относятся:

  1. императивные методы, которые граждане не могут игнорировать (например, условие вступления в брак и расторжения его, частичное ограничение или полное лишение родительских прав);
  2. дозволительные методы, которые члены семьи могут использовать по собственному пожеланию (заключение соглашения о добровольной уплате алиментов, брачного договора).

Предметом семейного права являются:

  • процедура и условия оформления официального брака;
  • порядок добровольного развода или принудительного расторжения семейных уз;
  • отношения, основанные на имущественных и личных взаимодействиях внутри семьи;
  • процедура помещения ребенка, оставшегося без родителей, на воспитание в другую семью.

Какие отношения регламентируются семейным законодательством?

Законодательство упорядочивает взаимодействие между людьми, которым на основе родства присваивается особый семейно-правовой статус (отец, мать, сын, дочь и др.). Никакой другой гражданин не может занять их место, то есть все лица в семье строго индивидуализированы. Нельзя передать свой семейный статус по наследству или по соглашению сторон.

Отношения, регулируемые СК РФ, изложены в статье 2:

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На первый план внутри семьи выходят личные отношения, затем уже следуют имущественные. Последние всегда вытекают из личных отношений и напрямую зависят от них, поэтому основа их строится на морально-нравственных понятиях. При этом в межличностные отношения государство не вмешивается, оставляя их на совести самих граждан.

Законом предусмотрено регулирование отношений внутри семьи в вопросах, касающихся общества (заключение брака, рождение и воспитание детей, усыновление, развод и пр.) и имущества граждан (наследство, раздел совместно нажитых вещей и недвижимости и др.).

Принципы

Обязательными для исполнения всеми гражданами РФ являются следующие принципы семейного права:

  • защита государством интересов всех членов семьи, особенно детей, инвалидов и пенсионеров;
  • признание брака, только оформленного законным путем;
  • добровольное создание семьи;
  • равенство прав мужа и жены, недопустимость принижения одного из них.

Это начала, регулирующие отношения внутри семьи между всеми ее членами. Основные принципы российского семейного права учитывают интересы всех категорий граждан. Большинство из них описано в статье 1 Семейного кодекса РФ:

СК РФ Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Основные права и обязанности супругов одинаково присущи и мужу, и жене и приобретаются ими с момента вступления в законный брак (подробнее в статье: ). Они кратко представлены в таблице:

Права Обязанности
  • на выбор фамилии;
  • на свободу выбора места жительства;
  • на выбор специальности и места работы;
  • на рождение детей;
  • на равенство в вопросах воспитания;
  • на долевую собственность совместно нажитого имущества (приобретенное до брака, полученное по наследству или по дарению не делится);
  • на добровольное оформление брачного контракта.
  • создавать семью на принципах взаимопонимания и равноправия;
  • заботиться о воспитании и всестороннем развитии своих детей;
  • защищать интересы и права своих малолетних детей;
  • выполнять родительские обязанности по обучению и наделению детей всем необходимым;
  • платить алименты детям или супругу (в случае их назначения).

Защиты государством

Государство защищает на законодательном уровне интересы всех членов семьи. Укрепление семьи происходит на основании отношений, построенных на взаимоуважении, понимании и терпимости.

Нельзя применять насилие, психологическое или физическое по отношению к супругам, детям или другим родственникам. Запрещено злоупотреблять своими родительскими правами, пользоваться беспомощностью несовершеннолетнего или недееспособного гражданина.

Кроме того, недопустимо постороннее вмешательство в семейные дела, если они не несут угрозы и ущемления интересов кого-либо. Нельзя разглашать тайны и подробности личной жизни граждан, которые связаны с отношениями внутри семьи.

Признания брака

Государственному регулированию подлежат официально оформленные отношения. Регистрацией занимаются органы ЗАГС или другие уполномоченные законом учреждения. Любые другие личные взаимодействия между людьми разного пола (проживание на одной территории, венчание в церкви, другие формы брака согласно обычаям) не входят в зону полномочий Семейного кодекса и не приводят к юридическим последствиям.

Государство подтверждает, что брак, заключенный согласно закону, является удовлетворяющим все требования общества. Например, оба супруга на момент регистрации своего союза не должны состоять в другом браке или являться близкими родственниками.

Добровольности бракосочетания

Люди должны создавать семью только на добровольной основе. Принуждения или влияния третьих лиц не должно быть. Именно поэтому перед регистрацией брака сотрудник ЗАГСа спрашивает обоих брачующихся о добровольности их намерения.

Только добровольный осознанный выбор дает возможность построить здоровую и прочную семью. Если кто-то не согласен, отношения зарегистрированы не будут. В отличие от заключения брачных отношений, их расторжение оформляется по намерению одного из супругов.

Равенства мужа и жены

Муж и жена в семье равны во всех областях жизни, в своих правах и обязанностях, выражении собственного мнения. Это главный принцип, который позволяет строить отношения на взаимоуважении, и он имеет практическое значение. Ни в коем случае нельзя основываться только на мнении одного человека, второй также может влиять на ситуацию, участвовать в обсуждении судьбы своей семьи.

Они равны в свободе принятия решения относительно места жительства, профессиональной деятельности, материального обеспечения и пр. Супруги равноправны в вопросах воспитания общих детей, могут вносить свой моральный вклад в развитие маленького человека, свободно общаться с ним, влиять на образование и пр.

Разрешения вопросов по взаимному согласию

Решение спорных вопросов всегда должно происходить только по взаимному согласию всех сторон конфликта. Такого принципа следует придерживаться в каждом случае: при выборе школы, секции или детского сада для ребенка, осуществлении денежных трат, продаже или покупке имущества.

Каждый имеет право высказывать свои предложения, отстаивать и аргументировать их. Это положение тесно связано с понятием равных прав мужа и жены, недопустимости игнорирования одного из них внутри семьи.

Приоритета семейного воспитания детей

Правам и интересам малолетних детей органы власти и родители придают первостепенное значение. Каждый ребенок имеет право знать, кто его родители, общаться с ними, жить совместно и получать заботу и ласку.

В тех случаях, когда родные отец и мать лишены родительских прав или умерли, государство стремится направить ребенка в другую семью. Только семейное воспитание может всесторонне развивать человека, его личностные черты, давать правильное воспитание. Каждый ребенок имеет естественное право на обучение, обеспечение всем необходимым для жизни, свободу выражения своего мнения, доброжелательное отношение и защиту.

Обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи

Особенное внимание уделяется охране интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, это самые незащищенные граждане нашей страны. В семье они должны быть обеспечены всем необходимым, что достигается усилиями их трудоспособных близких родственников.

Если взрослые дети не хотят помогать своим престарелым родителям или бывший супруг уклоняется от участия в жизни ребенка, их можно решением суда обязать это делать.

Так, пожилой человек вправе истребовать алименты на свое содержание, а добросовестный родитель – на содержание своего несовершеннолетнего ребенка. В то же время совершеннолетние дети не будут обеспечивать достойную старость родителей, лишенных прав на ребенка из-за ненадлежащего исполнения своих родительских обязанностей.

Кроме материальной составляющей вопроса, есть и нравственные нормы, которые предписывают оказывать психологическую поддержку и надлежащий уход своим родственникам. Следует поддерживать в своем доме доброжелательную и спокойную атмосферу.

Запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак

Конституционные права являются одинаковыми для всех граждан вне зависимости от пола, национальности, исповедуемой религии, соблюдаемых традиций и обычаев, положения в обществе и иных факторов. Этот принцип ложится в основу при оформлении законного брака. Все люди свободны создавать семью с кем они пожелают, кроме случаев законодательного запрета. Родственники или представители национальной диаспоры не имеют никакого права изменять этот выбор, исходя, например, из национальности или вероисповедания.

Применение гражданского законодательства к семейным отношениям

Основной источник норм внутрисемейный отношений – семейное законодательство. К тем сторонам жизни, которые не урегулированы Семейным кодексом, применяются нормы Гражданского кодекса. Эти нормативные принципы из двух источников тесно связаны между собой. Однако то, что семейные отношения строятся в основном на личных привязанностях, они безвозмездны, противоречит сути гражданского регулирования вопросов жизни семьи.

Кроме гражданских норм применимы и другие нормы права, что отражено в главе 1 Семейного кодекса:

Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства

К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

В каких случаях нормы Гражданского кодекса применяются к внутрисемейным отношениям:


При этом при решении семейных споров в первую очередь необходимо опираться на положения Семейного кодекса, а затем уже на Гражданский кодекс. Многие положения и термины в гражданском законодательстве переходят и на семейное право (такие, как исковая давность, правоспособность, дееспособность, моральный вред, ответственность и другие).

признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния3. Данный принцип означает, что юридическую силу имеет только брак, заключение которого прошло государственную регистрацию в органах записи актов гражданского состояния. Браки, заключенные по религиозным обрядам, национальным и местным обычаям либо иным способом, а также фактическое сожительство мужчины и женщины не имеют юридической силы законного брака, а, следовательно, не влекут правовых последствий, установленных семейным законодательством.

Существование этого принципа объясняется несколькими причинами. Во-первых, Россия является светским государством (ст. 14 Конституции РФ), поэтому невозможно закрепление юридической силы за браком, заключенным по религиозным обрядам. Во-вторых, в России обеспечивается государственная поддержка семьи, и семья находится под защитой государства (ч. 2 ст. 7 и ст. 38 Конституции РФ). Для того чтобы осуществлять эти функции государство должно знать о наличии семьи. Поскольку решение вопроса о создании и распаде семьи является исключительно личным делом мужчины и женщины, то государство может узнать о таком решении только от них. Поэтому единственным способом, позволяющим государству узнать о создании и распаде семьи, является их обращение в государственные органы с последующей государственной регистрацией заключения и расторжения брака. Государственная регистрация заключения брака является актом подтверждения создания семьи мужчиной и женщиной, а также признания юридической силы их союза.

Из этого принципа существуют исключения, которые будут рассмотрены в теме 3, § 1.1.2 «Заключение брака».

добровольность брачного союза мужчины и женщины. Данный принцип означает, что браком является только гетеросексуальный союз, возникший и существующий на началах единобрачия (моногамии) и добровольности. Добровольность брачного союза, в свою очередь, проявляется в том, что женщина или мужчина самостоятельно, без постороннего воздействия других лиц выбирает себе будущего супруга (супругу) и решает вопрос о заключении брака. Не допускается принудительное состояние в браке, поэтому оба супруга наделены правом расторгнуть брак в любое время. При этом никакие государственные органы и иные лица не могут юридически обязать гражданина состоять в браке.

Принцип нашел свое отражение в конкретных нормах СК РФ: ст. ст. 12, 14, 27, а также ст. ст. 16,19, 21-23.

равенство прав супругов в семье. Он основан на положении ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, согласно которому мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Он проявляется и в конкретных нормах СК РФ: ст. ст. 31, 32, посвященных личным неимущественным правам супругов; в ст. ст. 34, 35, 39, регулирующим имущественные права супругов; в ст. 61, относящийся к родительским правам.



разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Наличие данного принципа обусловлено существованием вышеприведенного принципа, поскольку только при наличии равенства прав возникает необходимость во взаимном согласии.

Однако сам принцип имеет более широкое значение. Он означает, что при решении любого вопроса жизни семьи необходимо учитывать мнение либо получить согласие тех ее членов и иных относящихся к семье лиц, прав и интересов которых данный вопрос касается.

По своей правовой природе учет мнения является менее строгим требованием, чем необходимость получения согласия. Отсутствие согласия лица, которое обязательно по закону для решения конкретного вопроса, влечет признание данного вопроса нерешенным и передачу его на рассмотрение, как правило, органу опеки и попечительства или суду. Например, согласно ст. 58 СК РФ имя и фамилия ребенку дается по соглашению родителей. Однако при отсутствии соглашения между родителями по данному вопросу возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Иначе дело обстоит с учетом мнения. Окончательное решение может полностью или частично не совпадать с мнением лица, учет которого обязателен. При его наличии разрешаемый вопрос не будет считаться нерешенным. Например, если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос с учетом мнения другого родителя (п. 2 ст. 59 СК РФ). При этом законом не установлены негативные правовые последствия, если окончательное решение не будет совпадать с мнением данного родителя.

В большинстве случаев требуется учет мнения несовершеннолетних детей. Общее правило закреплено в ст. 57 СК РФ: ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Этой норме корреспондирует п. 2 ст. 65 СК РФ: все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Данные положения воспроизводятся применительно к решению конкретных вопросов. Например, родители, опекун (попечитель) с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63, п. 1 ст. 150), при отсутствии соглашения родителей о месте жительства детей спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (п. 3 ст. 65), передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения (п. 3 ст. 154).

Наличие согласия обязательно во взаимоотношениях супругов (ст. ст. 31, 35, 38, глава 8, ст. 133 СК РФ) и родителей (ст. ст. 48, 51, 58, 59, 65, 66, 80, глава 16, ст. ст. 129, 134 СК РФ). В случаях, прямо предусмотренных СК РФ, также необходимо согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет (ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154 СК РФ). В частности, при изменении имени и (или) фамилии ребенка, восстановлении в родительских правах, его усыновлении (удочерении), передачи ребенка в приемную семью.

Поскольку в семейных правоотношениях носителями прав и обязанностей являются не только члены семьи, но и иные лица, то необходимо получение их согласия в случаях, прямо предусмотренных законом, когда решение вопроса затрагивает их права и интересы. Например, в силу ст. 131 СК РФ для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей) и приемных родителей соответственно.

приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии. Данный принцип состоит из двух частей.

Конкретное выражение принцип семейного воспитания детей находит в ст. 54 СК РФ: каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При утрате родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ. В статье 123 СК РФ перечислены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых можно выделить три формы передачи детей на воспитание в семью: усыновление (удочерение), опека (попечительство) и приемная семья, а также иные формы их устройства (передача в учреждения для детей-сирот, в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие). При этом законодательно закреплено, что усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства таких детей (п. 1 ст. 124 СК РФ). Этот факт объясняется тем, что ребенок и усыновители приравниваются к родственникам по происхождению, в силу чего ребенок получает статус члена семьи усыновителя. Иначе дело обстоит при опеке (попечительстве) и приемной семье, где ребенок является лишь воспитанником в семье, но не ее членом.

Вторая часть принципа – забота о благосостоянии и развитии детей - основана на положении ч. 2 ст. 38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». Проявляется она в целом комплексе взаимосвязанных прав несовершеннолетних детей и обязанностей родителей, которые закреплены в главах 11-13 СК РФ. При ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей и наличии обстоятельств, в силу которых оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для него, допускает лишение и ограничении родительских прав, отобрание ребенка у родителей (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ).

обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Данный принцип основан на положении п. 1 ст. 7 Конституции РФ, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Несовершеннолетние и нетрудоспособные лица тоже обладают правом на достойную жизнь и свободное развитие, но в силу объективных причин (малолетства, инвалидности, достижения пенсионного возраста) не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми средствами к существованию. Поэтому государство, осуществляя свою социальную функцию, предусмотрело в СК РФ данный принцип, который находит свою реализацию в конкретных нормах: ст. ст. 80, 85-89, 93-98 СК РФ5. Так, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и участвовать в несении дополнительных расходов, связанных с исключительными обстоятельствами. Трудоспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и участвовать в несении дополнительных расходов, связанных с исключительными обстоятельствами.

Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов указанных членов семьи не означает, что государство не осуществляет защиту прав и интересов лиц, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Например, в силу п. 2 ст. 81 размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, может быть уменьшен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Согласно ст. 87 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 ,). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 6 1,5 0,1

* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Буква закона гласит, что наниматели обязаны ежемесячно перечислять определенные денежные суммы за своих наемных сотрудников, а также за себя, если ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, для пополнения пенсионного бюджета. Для чего, куда, в каком размере и когда именно это следует осуществлять, а также каким образом происходит дальнейшее перераспределение взносов, и кто осуществляет контроль поступлений? Ответы на эти и другие актуальные вопросы – далее.

Для чего нужно платить взносы в пенсионный фонд

Имеющаяся на сегодняшний день система обеспечения пенсионеров – солидарная. Это означает, что поступившие от официально трудоустроенных россиян средства направляются на формирование пенсионных выплат гражданам, уже находящимся на пенсии.

Помимо этого, пенсионное обеспечение гарантируется тем лицам, за которых наниматели исправно уплачивали взносы. То есть, они являются своего рода гарантией предоставления лицу права на пенсию.

Помимо взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС), отчисления уплачиваются в органы ФСС. Подобное разделение произошло в 2010 году. До этого же уплачивался единый соцналог.

Регламентируются отчисления на ОПС:

  • ФЗ № 167 от 15.12.2001 г. (далее – ФЗ № 167);
  • гл. 34 НК РФ.

Данная глава заменила ФЗ № 212 от 24.07.2009 г. Кроме того, в 2018 г. платежи на ОПС (с 01.01.2018 г. называемые иначе – Единый социальный страховой сбор, или ЕССС) перечисляются не в Пенсионный фонд, а в Федеральную налоговую службу (далее – ФНС), поскольку с прошлого года ей делегировано их администрирование, что в одиннадцатом разделе НК РФ.

Перечень плательщиком взносов в ПФР

Страховые взносы на ОПС (теперь – ЕССС), оплачиваемые ранее в Пенсионный фонд, а с конца 2017 г. – в ФНС, уплачиваются следующими категориями лиц:

  • юридическими, выплачивающими наемным сотрудникам трудовое вознаграждение согласно заключенным с ними трудовым договорам и возмездным договорам ГПХ;
  • ИП, как за себя, так и за сотрудников, которым они оплачивают работу по любого рода договорам;
  • физлицами, не являющимися ИП и осуществившими выплаты на договорной основе;
  • самозанятыми гражданами, членами КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств).

Лицо, относящееся сразу к нескольким вышеприведенным категориям, оплачивает требующиеся средства отдельно по каждой.

База расчета взносов

В отличие от налога на доходы лиц, рассчитываемого из сумм окладов, премий, районных надбавок, пенсионные взносы составляют определенный процент от трудового вознаграждения занятого субъекта, но не вычитаются из него, а идут отдельной расходной статьей нанимателя.

Размеры взносов в ПФР в 2018

На объем взносов, формирующих пенсионный бюджет, влияют такие факторы, как категория плательщика, его род занятий и объем полученной прибыли. Так, для некоторых лиц предусмотрены пониженные тарифы. Другие и вовсе освобождаются от обязанности их перечислять.

Если говорить про общий режим налогообложения, то, согласно ст. 331 ФЗ № 127, применяемый тариф составляет 22 %, при условии, что общий годовой размер доходов, то есть налогооблагаемый базис, не превышает установленных на федеральном уровне граничных пределов. Он рассчитывается индивидуально для каждого наемного сотрудника нарастающим итогом с момента начала уплаты взносов за него.

Максимальная величина облагаемой базы ежегодно пересматривается российским Правительством и фиксируется в соответствующем Постановлении. На 2018 г. она составляет 1.021.000 руб. (документ от 15.11.2017 № 1378). В 2017 г. сумма была меньше на 145.000 руб. Ее рассчитывают по формуле, указанной в ст. 421 НК РФ:

Усредненный трудовой заработок по стране (в 2018 г. — 42.522 руб.)* 12 месяцев * 2

После достижения лимита отдельно по каждому подчиненному, ставка взносов составит 10 %.

Согласно ФЗ № 361от 27.11.2017 г., ставки страховых взносов на уровне 22 % и 10 % актуальны на 2017 – 2020 годы (ранее период ограничивался 2019 г.).

Пониженные размеры взносов на ОПС

Кроме вышеприведенных стандартных процентных ставок, выделяют также пониженные, введенные с целью уменьшить налоговую нагрузку на работодателей.

Так, юрлица и ИП, переведенные на упрощенную систему налогообложения, уплачивают 20 % за каждого наемного сотрудника. К таковым относятся:

  • 14 % уплачивают участники проекта «Сколково».

Уплачивают взносы по ставке 8%:

  • хозсубъекты, созданные бюджетными и автономными научными организациями;
  • резиденты ОЭЗ, организации и ИП, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность;
  • аккредитованные государством компании, работающие в IT-сфере, 90 % своего дохода получающие от обычной деятельности и имеющие в своем штате более 7 сотрудников.

Помимо этого, существует шестипроцентная (для резидентов ТОР и свободного порта «Владивосток») и нулевая ставка (актуальна для юрлиц, выплачивающих трудовое вознаграждение экипажам судов, за исключением нефтяных танкеров).

Размер взносов ИП за себя в 2018 г.

По сравнению с прошлым годом, в 2018 г. механизм уплаты взносов ИП (в том числе не осуществляющих реальную деятельность или не получающих от нее дохода) за себя изменился.

Так, ранее взносы составляли 26 % от годового МРОТ, то есть показателя минимального размера трудового вознаграждения, установленного на начало отчетного периода и умноженного на 12 мес.

В 2017 году ежемесячный МРОТ равнялся 7.500 руб., следовательно, его годовое значение составляло 90.000 руб., а размер взноса ИП за себя, независимо от наличия у него наемных работников, соответственно, 23.400 руб. (90.000 * 0,26).

Теперь же расчетная формула МРОТ не учитывает. Это обусловлено тем, что показатель не только демонстрировал быстрый рост (на 1985 руб. к началу этого года по сравнению с концом предыдущего), но и был приравнен к прожиточному минимуму, который на 2018 г. составляет 11.163 руб. Привязка к нему взносов на ОПС грозила бы ИП существенными дополнительными расходами. С целью предупреждения подобного, российским Правительством установлен фиксированный размер взносов ИП за себя на ОПС, составляющий 26.545 руб. и регулируемый положениями НК РФ.

На следующий год планируется его увеличение на 2.809 руб., в 2020 году он составит 32.448 руб.

Это актуально, если годовая заработная плата ИП не превышает трехсот тысяч рублей. В противном случае, он обязан доплатить в ПФР через налоговую средства, рассчитанные следующим образом:

(Годовой доход, превышающий лимит – Лимит в 300.000 руб.) *1%

Это правило осталось неизменным с 2017 г. Кроме того, не подверглись корректировке и границы взносов ИП на своё пенсионное страхование. Максимальное значение составляет 212.360 руб.

Пример расчета страховых взносов ИП за себя в 2018 г.

Годовой доход ИП Иванова И.И. составляет 1.300.000 руб.

Фиксированный взнос на ОПС составит 26.545 руб.

Дополнительный взнос рассчитывается следующим образом: (1 300 000 – 300 000) * 0,01= 10.000 руб.

Следовательно, получив такой доход, Иванов должен уплатить взносы на свое пенсионное страхование в размере 36.545 руб.

В случае, если предпринимательский статус получен не с начала текущего года, взносы к уплате корректируются.

Дополнительные взносы в ПФР на ОПС

С 2013 г. для некоторых категорий нанимателей введены доптарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, которые они ежемесячно перечисляют за каждого своего работника вместе с обязательными суммами. Это касается тех управленцев, чьи сотрудники трудятся во вредных и опасных условиях и имею право получать льготное пенсионное обеспечение.

Размер доптарифа обусловлен результатами проводимой не реже раза в 60 мес. комиссией из представителей организации-работодателя , в частности, присвоенным классом . В зависимости от него, ставка тарифа составляет:

  • 0 % — если работникам обеспечиваются оптимальные (1 класс) или допустимые (2 класс) условия труда;
  • 2-7 % — трудовые условия признаны вредными для здоровья штатной единицы и класс опасности – третий (процент варьируется, исходя из подкласса);
  • 8 % — если подчиненный трудится в опасных условиях.

То есть, при первых двух классах опасности допвзносы не уплачиваются. На доптарифы, начисляемые при 3 и 4 классах, предельная величина налогооблагаемой базы не влияет и никаких ограничений подобного рода государством не определено.

Если спецоценка работодателем не проводится, допвзносы на ОПС за каждого работника, трудящегося в опасных условиях, составляют 6 (для Списка № 2) или 9 % (для профессий из Списка № 1).

Средства, на которые взносы не рассчитываются

На федеральном уровне установлен перечень выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами. Таковыми являются:

  • (как внутренние, так и заграничные), то есть суточные, компенсация проезда в оба направления, связи, аренды помещения для ночлега и т.д.;
  • госпособия (например, по );
  • выплаты, компенсирующие причиненный вред, расторжение трудового договора (за исключением незатребованного отпуска), оплату жилья, питания т.д.

Сроки уплаты вносов на ОПС

Взносы, пополняющие пенсионный бюджет, уплачиваются ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

То есть, взносы за июль 2018 г. уплачивают до 15.08.2018 г. включительно.

Если это число – праздничный или выходной день, взносы разрешено перечислить в следующий за ним рабочий день.

Что касается уплаты взносов ИП, в 2018 г. сроки частично изменились. Так, фиксированную часть (26.545 руб.) следует перечислить, как и ранее, не позднее 31.12.2018 г., а один процент, взимаемый в случае превышения лимита годового заработка в 300.00 руб., можно уплатить до 01.07.2019 г., а не до 01.04.

Подача отчётности по взносам на ОПС

Несмотря на нововведения, принятые в прошлом году и подразумевающие передачу права контролировать ЕССС ФНС, в 2018 г. плательщик все еще формирует отчетность в ПФР. Сюда он ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным, сдает привычный . Не позднее 01.08.2019 г. ему также полагается сдать недавно введенный отчет за 2018 г.

В ФНС не позднее 30-го числа следующего за отчётным месяца (п. 7 ст. 431 НК РФ) им отправляется единый расчет – форма, включающая сведения из упрощенных отчетов РСВ и 4-ФСС

Порядок перечисления ЕССС в ФНС

Механизм оплаты, в целом, не изменился. Как и раньше, для перечисления средств следует обратиться в банковскую организацию, где составляются соответствующие расчетные документы. На них указываются требуемые казначейские счета и КБК.

Также плательщики-физлица могут оплачивать взносы в кассе местной администрации или через почтовое отделение.

Распределение поступивших в ФНС средств

При солидарной системе пенсионного обеспечения, имеющейся в России на сегодняшний день, поступившие взносы делятся на солидарный и индивидуальный тариф в соотношении 6:16. Так, 6 % страховых взносов идут на формирование пенсий и другие госнужды, определенные пенсионным законодательством, а 16 – на будущую пенсию работника.

Причем, в связи с прошедшей пенсионной реформой, 16 % также распределяются:

  • 10 % идет на финансирование страховой пенсии;
  • 6 % направляется на формирование накопительной.

Это актуально, если гражданин был рожден в 1967 году и в дальнейшем не отказался от накопительной пенсии. Если же нет, все 16 % идут на страховую часть.

С 2016 г. 16: направляются на страховую часть, независимо от выбора трудящегося, в связи с временной приостановкой этого положения.

Проверка размера взносов

Поскольку для работника вопрос своевременности и полноты уплаты за него взносов на пенсионное страхование его работодателем весьма существенен, он может ознакомиться с данными своего персонального лицевого счета, на котором отражаются все отчисления по ставке 16 % (ст. 14 ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.). Сделать это можно посредством:

С информацией о состоянии накопительной части пенсии, формировавшей до 2016 г., он также может ознакомиться по СНИЛС.

Если гражданином выявлено, что его работодатель не уплачивал за него полагающиеся средства, следует подать жалобу (в электронном или неэлектронном виде) в трудовую инспекцию, либо в налоговую службу, обслуживающую хозсубъект.

Ответственность за неуплату взносов

Неперечисленные в ФНС средства признаются недоимкой и взыскиваются с нерадивого плательщика через судебные органы. Помимо этого, ему насчитывается пеня – 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день незаконной отсрочки платежа.

До принятия соответствующим контролирующим органом решения о взыскании, им направляется требование неплательщику уплатить недоимку и рассчитанные сверх нее средства в виде пени. После окончания указанного в нем срока погашения, но не позднее 2 мес., принимается решение о взыскании, доводимое в течение 6 дней до нарушителя закона. После этого в банковскую организацию, где открыты его счета (как в национальной, так и в иностранной валютах), направляется поручение на перечисление денежной суммы.

Следует учесть, что средства не взыскиваются с депозитных счетов до момента истечения срока действия депозитного договора. По истечении срока банку поручается перевести с него средства на текущий счет плательщика.

В случае недостатка или отсутствия денег на счетах, поручение исполняется банком по мере их поступления.

Кроме того, недоимка может быть взыскана за счет иных активов нерадивого плательщика. Контролирующий орган может добиться этого, направив решение о взыскании судебным приставам, которыми оно принимается в течение 12 мес. (для юрлиц, и полугода – для физлиц) после истечения срока исполнения требования о погашении задолженности.

Возврат чрезмерно уплаченных взносов

Ситуация с излишним перечислением взносов – не редкость. В течение 10 дней с момента выявления данного факта контролирующий орган оповещает плательщика о переплате. В этом случае он вправе рассчитывать на:

  1. совместную сверку расчетов с территориальным контролирующим органом, по результатам которой составляется акт;
  2. возврат излишне перечисленных средств.

Излишне уплаченные средства могут быть возвращены путем:

  • перечисления их на текущий счет плательщика;
  • зачета в счет будущих платежей или в счет погашения задолженности за нарушения норм пенсионного законодательства (по заявлению плательщика, поданному в письменном или электронном виде в контролирующий орган).

Решение о выборе метода возвращения средств принимается контролирующим органом в течение 10 суток со дня:

  • обнаружения переплаты;
  • получения заявления от плательщика;
  • визирования акта сверки;
  • вступления в силу судебного решения.

Если решение направляется плательщику заказным письмом, оно считается полученным им по истечении 6 дней с даты отправки такого письма.

Подытоживая вышенаписанное, можно сказать, что в этом году наблюдается множество существенных изменений, касающихся механизма уплаты взносов на пенсионное обеспечение.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...