Новый законопроект минфина по ипк даст россиянам право выбора формы их будущей пенсии. Индивидуальный пенсионный капитал станет "налогом на финансовую неграмотность"


Два главных риска, который тормозят внедрение в России программы индивидуального пенсионного капитала, эксперты связывают с вопросами авторегистрации в системе ИПК и пенсионным администратором.

Сроки внедрения системы ИПК

Центробанк не исключает, что введение новой пенсионной системы в России будет отложено. Ранее предполагалось, что концепцию об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК) заработает в России уже с января 2019 года, а возможно даже с конца 2018 года, но сейчас эти сроки находятся под угрозой. Как отмечает зампред ЦБ Владимир Чистюхин , система еще не принята правительством и не внесена в Госдуму, в то время как для выдержки заявленных сроков это должно пройти в осеннюю сессию.

«ЦБ по сути хочет перейти от обязательной системы индивидуального страхования, в которой сейчас работодатель отчисляет 6% единого социального налога, на систему, где плательщиком станет работник. При этом регулятор прекрасно понимает текущее состояние рынка труда и зарплат, которое, скорее всего, не позволит большинству граждан участвовать в системе ИПК, так как они не готовы уменьшать свои текущие доходы.

Еще один момент связан с высокой волалильностью рынка. Она мешает показать финансовый результат вложений в накопление пенсий не только на горизонте 30-40 лет, на даже через 10 лет. Все это снижает мотивацию граждан участвовать в программе ИПК. Оценивая и понимая эти риски, в ЦБ и Минфине осознают сложность привлечения граждан в такую систему, поэтому предлагают введение автоподписки, когда работодатель решает за вас платить отчисления с зарплаты в ИПК от 1% до 6% по нарастающим периодам или нет. Такой подход является нарушением базовых принципов гражданского права», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Против инициативы Минфина и Центробанка по автоподписки выступает также Минтруд. Как считает глава ведомства Максим Топилин , участие в системе ИПК должно быть либо осознанным решением каждого работника, либо предметом добровольного соглашения работника и работодателя. Среди рассматривается сценарий с положительными стимулами для работодателей в виде налоговых послаблений, и с отрицательными в виде штрафов за непредставление информации.

Риски внедрения ИПК

«Возникает резонный вопрос – на каком основании за вас будут принимать решение и подвергать ваши деньги финансовому риску. Профсоюзные организации не раз заявляли о недопустимости такого подхода, идея автоподписки не находит поддержки. Кроме того, и работодателям не очень хочется брать на себя дополнительные функции.

Еще один серьезный вопрос по системе ИПК связан с созданием единого оператора. В ЦБ хотят создать корпорацию, которая будет заниматься распределением денег, накапливаемых на счетах каждого гражданина. Сейчас эту функцию выполняет пенсионный фонд, поэтому непонятно, зачем тратить деньги людей, решивших участвовать в ИПК, на эту задачу. А деньги тратить придется, так как бесплатно существовать единый оператор явно не будет. Ответов на эти вопросы пока нет», - продолжает эксперт.

Но в то же время отсрочка принятия закона о внедрении ИПК не несет никаких рисков для общей государственной пенсионной системы. Как резюмирует Сафонов, более всего ситуация волнует НПФ, которые должны начать с 2024 года массовые выплаты по предыдущим взносам, в том числе им надо будет платить инвестиционный доход в виде пенсий. А поток доходов в связи с мораторием в пенсионной системе прервался, поэтому и возникает вопрос, из каких денег платить. Основные риски лежат именно в этой плоскости.

В распоряжении РБК оказалась последняя версия концепции индивидуального пенсионного капитала. Ряд вопросов, возникавших к предложенной властями с 2019 года пенсионной реформе, в ней урегулирован. Однако у рынка возникло немало новых претензий. Главная - законопроект не должен работать задним числом

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Крупные участники пенсионного рынка на днях получили последнюю рабочую версию проекта закона об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), подготовленную Минфином и Центробанком (есть у РБК). По мнению участников рынка, показателен сам факт появления последней версии проекта закона. «Это свидетельствует, что правительство от реформы отказываться не будет», — считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Минфин направил концепцию проекта федерального закона об ИПК в правительство РФ на прошлой неделе, уточнил РБК представитель пресс-службы Министерства финансов.

Документ — проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части формирования пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала — ИПК — в системе негосударственного пенсионного обеспечения) — вызвал целый ряд вопросов у участников пенсионного рынка.

До 2015 года у россиян было две части пенсии: страховая — 16% и накопительная — 6%. С 2015 года население разделилось на два типа: «молчунов», оставивших свои средства в ПФР, у которых начала формироваться только страховая часть в размере 22%, и на принявших решение о будущем своей пенсии. У них 16% отчислений работодателя отчисляются в страховую часть, а 6% — в накопительную, которая инвестируется ВЭБом или НПФ.

Индивидуальный пенсионный капитал — это новая часть пенсии россиян, которая будет введена, по плану Минфина и ЦБ, вместо страховой части. Потребность в реформировании возникла из-за продолжающейся уже не первый год заморозки накоплений. Значительных поступлений новых денег в систему нет, а массовые выплаты начнутся с 2022 года. Так, по оценке Минтруда, за период с 1 января 2022 года по 1 января 2031 года единовременную выплату средств пенсионных накоплений получат 8,83 млн человек.

Согласно идее Минфина и ЦБ, работник будет копить на пенсию из своей зарплаты. Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в п​ервый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, если не будет введен налоговый маневр.

Предполагается, что новая система начнет работать с 2019 года.

Спорные моменты

Прежде всего, в концепции уточняется, что состояние пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) для целей запуска системы ИПК фиксируется по результатам переходной кампании 2016 года. То есть деньги пересчитываются в баллы «задним числом», ведь закон еще не действует. У рынка положения, регулирующие ситуацию до вступления закона в силу, вызвали вопросы. «Закон не может регулировать ретроспективные действия, он должен быть направлен только на перспективу», — считает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев.

Появились в концепции и несколько важных деталей, которые ранее не были конкретизированы и вызывали вопросы у участников рынка.

Одна такая деталь — льгота для работодателя. В концепции появился пункт о стимулировании участия в ИПК не только граждан, но и компаний. «Налоговая льгота» для работодателей будет выглядеть так: взносы работников до 6%, которые работодатель будет отчислять в ИПК, при определении базы по налогу на прибыль организаций будут приниматься к вычету в составе расходов на оплату труда с повышающим коэффициентом. В первые шесть лет отчислений на работника такой коэффициент составит 1,03, а в последующие периоды — 1,06.

Сама по себе идея налоговой льготы для работодателей позитивна для рынка. Впрочем, формат предложенного налогового стимулирования вряд ли заинтересует работодателей участвовать в ИПК, считает генеральный директор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. По его подсчетам, для предприятия, у которого ежегодно на фонд оплаты труда уходит в районе 1 млрд руб., налоговая льгота составит всего 180 тыс. руб. Такой учет только усложнит отчетность и расчеты для работодателя, а реальным стимулом, который будет заставлять работодателей уговаривать вступить работников в ИПК, не выступит, считает и менеджер отдела услуг в области управления персоналом PwC в России Юлия Титова.

Что касается налогового стимулирования граждан участвовать в ИПК, Минфин и ЦБ остановились на налоговом вычете до 6% от заработной платы в год. Глава НАПФ Константин Угрюмов считает, что граждане с низкими доходами могут не ощутить такой налоговой льготы. «Поэтому мы считаем, что должен быть включен механизм софинансирования со стороны государства», — говорит Угрюмов.

Новые вопросы

Породила концепция и новые вопросы у участников рынка. В частности, один из них связан с возможностью перевода негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в ИПК, говорит Николай Сидоров из НПФ «Будущее». В концепции говорится также, что гражданин может направить в ИПК пенсионные резервы, сформированные в его пользу по другим пенсионным схемам НПО.

«К личным средствам такой шаг применим, а вот к средствам компаний нет. Поскольку обычно компании используют программу софинансирования, такие шаги противоречат экономической природе отношений компаний и пенсионных фондов», — говорит Николай Сидоров. «Пенсионные резервы — это взносы работодателя и физлиц, у которых с Пенсионным фондом заключен договор. Инициатива является вмешательством в эти взаимоотношения», — соглашается с ним Евгений Якушев.


Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Среди прочих неясных моментов глава НАПФ Константин Угрюмов называет, в частности, вопрос о том, как будет решена проблема охвата фрилансеров, как в деталях будет работать схема вступления граждан в систему через трудовой договор. Представители крупных фондов рассказали, что они сейчас готовят вопросы к проекту, чтобы детально обсудить их с Минфином.

Противоречивые прогнозы

Прогнозы по популярности ИПК в том формате, в каком эта система описана в концепции, у рынка и регуляторов разошлись.

Если концепция реализуется в обсуждаемом формате, количество граждан, вовлеченных в систему ИПК, сократится, по оценке Дениса Рудоманенко, в 15-20 раз.

Однако, как говорит заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «у нас сейчас в системе ОПС участвуют около 55% из тех, кто имеет на это право. Причем последние годы фонды активно привлекают клиентов. Поэтому я ожидаю, что число участников в ИПК будет около 50% от экономически активного населения». Ежегодно, по нашим подсчетам, поступления составят от 0,5 трлн до 1 трлн руб. ежегодно, когда реформа будет работать в полную силу, сообщил он РБК. По его словам, согласно международному опыту в зависимости от активности маркетинговых компаний к аналогичным пенсионным системам подключаются от 30 до 60% граждан.

Новую накопительную пенсионную систему, основанную на индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), можно запустить с 2020 года, сообщил 7 сентября во время пленарной сессии на Московском финансовой форуме первый вице-премьер, министр финансов Антон .

«Нам еще нужно будет обсудить детали этой системы в правительстве. Полагаю, что где-то с 2020 года мы сможем запустить действие этого индивидуального пенсионного капитала»,

— сказал Силуанов.

По мнению министра финансов, система «будет работать как на гражданина, так и на экономику». Предложения, которые готовятся, дадут возможность людям, которые еще не вышли на пенсию, «накапливать свой индивидуальный пенсионный капитал», рассчитывает он.

«Пенсии государственные будут повышаться, но при выходе на пенсию все равно в уровне доходов теряешь», — отметил Силуанов. Поэтому и нужна система ИПК.

При этом Силуанов отметил, что отложенные на старость деньги под защитой государства «будут в сохранности». Создается система, аналогичная система страхованию банковских вкладов, отметил он.

При этом средствами, отложенными в рамках системы ИПК, россияне смогут воспользоваться и до выхода на пенсию «в сложных ситуациях». Например, даже если гражданин не вышел на пенсию, а необходимо провести медицинскую операцию, то можно будет воспользоваться средствами, отложенными в рамках ИПК, пояснил министр финансов.

Систему индивидуальных пенсионных накоплений (ИПК) и разработали еще в 2016 году. Это произошло на фоне объявления о продлении заморозки пенсионных накоплений. Концепция ИПК предполагала, что граждане должны сами формировать накопительную часть пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

«Первоначально ИПК должен был заместить «замороженную» систему обязательного пенсионного страхования и строился на трех фундаментальных идеях: автоподписке, налоговых льготах и системе гарантирования. При такой конфигурации ИПК должна была стать новой национальной накопительной системой с огромным потенциалом, которая позволила бы молодым поколениям формировать пенсию в течение 40 лет»,

— отмечает Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

Последний известный вариант формирования гражданами ИПК Минфин и ЦБ предлагали правительству год назад — в июле 2017 года. Основным спорным вопросом прошлогоднего этапа обсуждения ИПК считались условия, на которых работники будут подключаться к системе.

Изначально Минфин настаивал на «автоподписке». Но социальный блок правительство был против.

Так, альтернативное предложение, которое в прошлом году было оформлено Минтрудом, — добровольное присоединение к системе. Уже в прошлом году Минфином был предложен компромисс — формально от термина «автоподписки» было предложено отказаться. Предполагалось, что большая часть работников получит право на «упрощенный порядок вступления», по которому работодатель будет предлагать условия вступления в план ИПК. Работник вправе будет или подписать соответствующее заявление, или отклонить его. Участнику ИПК предлагалось право выбрать «базовый» вариант схемы уплаты взносов либо зафиксировать ставку, а также приостановить уплату взносов в любой момент сроком на пять лет. «Базовый» вариант пенсионных отчислений предполагал их увеличение на 1% от зарплаты ежегодно до 6%.

Работнику предлагался налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, «но не более 6% от зарплаты в год». Стимулирующая льгота для работодателя предполагала вычет из налога на прибыль: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Отдельно прошлогодняя концепция рассматривала перевод обязательной накопительной пенсии, которая формировалась работниками до заморозки в 2013 году в НПФах и на счетах . Прошлогодняя концепция Минфина предполагала, что накопительный элемент обязательной пенсионной системы перестанет функционировать в течение пяти лет. За это время участники накопительной системы, и прежде всего нынешние «молчуны», хранящие накопительную часть в , должны были определиться — передавать свои накопления в систему ИПК или конвертировать их в пенсионные баллы.

В итоге, учитывая многочисленные разногласия, до президентских выборов 2018 года обсуждение системы ИПК было по сути заморожено.

Так, по данным опроса НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), около 80% россиян «очень поверхностно знакомы с особенностями пенсионной реформы и в целом рассчитывают только на государственную страховую пенсию», отмечает он.

Можно сказать, что детальное обсуждение ИПК с профессиональным сообществом так и не началось, говорит Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «Сафмар».

«Мы видим в основном презентации проекта, и в каждую последующую вносятся существенные изменения. Поэтому сложно предсказать будущее этого проекта», — резюмирует он.

Заморозка пенсионных накоплений россиян до 2020 года, начавшаяся в 2014-м, показала, что для бюджета ПФ РФ настали трудные времена, требующие реформирования всей пенсионной системы. 24 мая текущего года А. Г. Силуанов, первый вице-премьер страны, сказал, что возврат к прежней системе не рассматривается и разморозка не планируется, вместо этого предлагается переход к системе накопления индивидуального пенсионного капитала (ИПК). 28 мая А. Д. Жуков, первый вице-спикер Государственной Думы, пообещал, что в этом году россияне смогут ознакомиться с готовым законопроектом новой реформы, которая коснется не только индивидуального капитала для пенсионеров, но и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых. Законопроект этой реформы был вынесен на обсуждения 16 июля 2018 года, однако в его тексте не было ни слова про индивидуальный капитал для людей, пенсионный возраст которых с 2019 года начнет расти.

Понятие ИПК

Пенсионное жалованье формируется в основном из страховых взносов, отчисляемых работодателем за сотрудников в ПФР. Согласно статье 33 , отчисления составляют 22%, из которых 16% уходит на формирование страховой части пенсионных выплат гражданина (10% – на страховое пенсионное жалованье, 6% – на фиксированную выплату), 6% – накопительной. Для человека, родившегося до 1966 года включительно, накопительной пенсии не предусмотрено, и все проценты отчисляются в счет страховой части. Новая концепция Центробанка и Министерства финансов РФ предполагает, что вышеуказанные цифры не изменятся, но 6% уже не будут уходить в накопления. Теперь гражданин сам сможет формировать себе накопления, открыв счет в негосударственном пенсионном фонде, куда он будет вносить средства для обеспечения комфортной старости (до 6% от зарплаты). Так что граждане смогут сами решать, какую сумму выделять на старость. Если человек самостоятельно не решит, сколько денег вносить на счет, он сможет не платить первый год. Но затем ему придется с каждым годом платить на процент больше, пока отчисления не достигнут 6% или пока он не подпишет договор с НПФ либо отказ от участия в программе.

Планируется ввод переходного периода, когда у людей будет право попробовать программу и решить, подходит ли она им. Если нет, можно будет отказаться от участия и вернуть внесенные деньги. Также говорится о возможности на 5 лет приостановить выплату средств и менять процентную ставку по своему желанию. Говорят и о праве забрать накопления досрочно: 20% за 5 лет до наступления пенсионного возраста, и всю сумму - при появлении особых обстоятельств, когда срочно требуются деньги (например, в случае болезни гражданина или его близких).

Спорные моменты концепции

На сегодняшний день окончательной версии законопроекта нет, и дискуссия продолжается. В ходе обсуждений возникли спорные моменты, которые пытаются разрешить. Первый вопрос заключается в способе подключения россиян к программе. Обсуждается два варианта: автоматическая подписка с возможностью впоследствии отказаться от участия в программе или авторегистрация по письменной заявке самого человека. Также один из вариантов - предложение от работодателя добровольно включиться в программу, и если работник в течение 6 месяцев не напишет отказ, ответ будет считаться положительным. Вопрос этот повлияет на количество участников и является важным для формирования бюджета ПФ РФ.

Автоподписка - идеальное решение для ПФР, но существует ряд негативных последствий:

  1. 6% от заработной платы может нанести серьезный урон бюджету человека, ведь заработная плата многих людей не позволяет выделять дополнительные 6% на формирование пенсионных накоплений;
  2. возможное недоверие к государственным реформам, которые и так проводятся очень часто;
  3. вопрос о перераспределении средств, что уже накоплены, станет особенно остро, ведь новая реформа отменит прежнюю систему накоплений, с которыми придется что-то делать: переводить на новый счет человека (если деньги хранились в негосударственном фонде) или переводить их в пенсионные баллы для увеличения страховых выплат (если в государственном). Обсуждается возможность в течение двухлетнего переходного периода перевести деньги из ПФР в негосударственный фонд, чтобы подтвердить участие в программе формирования индивидуального пенсионного капитала.

Также остается нерешенным вопрос о едином операторе, который отвечал бы за программу индивидуального пенсионного капитала. Пенсионный фонд не хочет брать на себя эту ответственность, а создание нового ведомства приведет к тому, что содержать его будут сами участники программы. Главный кандидат в операторы - НРД (Национальный расчетный депозитарий), небанковская организация России.

Преимущества для участников новой системы

Если граждан не принуждать к участию в новой программе, их нужно чем-то привлечь, предложив ряд преимуществ. В процессе обсуждений возникло несколько вариантов поощрения:

  • возможность получать налоговый вычет в размере до 6% от заработка;
  • отмена подоходного налога для граждан с низким уровнем доходов;
  • увеличение НДФЛ до 15% для тех, кто не желает принимать участия в новой программе, и в то же время снижение его до 10% для тех добровольцев, которые согласятся тот же процент уплачивать для формирования накоплений.

Что касается пенсионных выплат, тему эту осветил С. Швецов, зампред Центробанка, рассказав о трех вариантах получения пенсии владельцем ИПК:

  1. Срочные выплаты с индексацией каждый год. Человек самостоятельно устанавливает сроки получения выплат, а фонд рассчитывает, каким должен быть ежемесячный платеж. Если человек умер и не успел получить накопленное, оно переходит к его наследникам.
  2. Пожизненные или бессрочные без права наследования.
  3. Гибридные. Возможность получать скользящие выплаты с перерасчетом пенсионного жалованья каждый год.

При достижении возраста выхода на отдых от труда гражданин самостоятельно сможет выбрать, копить ему дальше или получать выплаты.

Накопления в НПФ

Накопительная пенсия поступает на счет негосударственных пенсионных фондов, и с ее заморозкой возникли трудности с притоком новых средств. Когда вкладчики начнут в больших количествах выходить на пенсию, существование некоторых НПФ окажется под угрозой. Первой ласточкой изменений можно считать программу Сбербанка России индивидуального пенсионного плана, побуждающую клиентов продолжать вкладывать средства в пенсионные накопления. С ее помощью клиенты могут самостоятельно формировать свою пенсию, внося периодически взносы в размере как минимум 500 рублей. Первоначальный взнос при этом должен быть в 3 раза больше. Чтобы сформировать желаемую пенсию, можно на сайте банка воспользоваться калькулятором. Он поможет рассчитать, какие суммы в течение какого времени и с какой периодичностью нужно вносить.

Заключение

Новая пенсионная программа, которая переведет к формированию гражданами самостоятельно своего индивидуального пенсионного капитала, начнет работать, скорее всего, не раньше 2020 года. Конечно, это произойдет, только если все спорные моменты решат к концу текущего года и законопроект будет принят. Несмотря на все сложности, реформа сможет гарантировать, что накопления граждан больше не смогут заморозить, а копить дополнительную пенсию или нет, они смогут решать самостоятельно. При этом 22% отчислений, которые работодатели вносят за своих сотрудников, полностью пойдут на формирование страховой части пенсионного жалованья. Россияне же смогут вносить дополнительно до 6% от зарплаты на счет накоплений.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...