Ссср в 1965 1991 гг. Политическое развитие ссср от брежнева до горбачева


В промышленном развитии СССР в эти годы можно выделить пять основных этапов.

На первом этапе (1953-1954) ставка была сделана на приоритетное развитие предприятий группы «Б», повышение стремления рабочих к высокопроизводительному ТРУДУ через включение фактора личной заинтересованности. Однако поражение Г. М. Маленкова (предлагавшего эти реформы) в борьбе за власть означало неизбежный отход от подобного экономического курса.

На втором этапе (1954-1964) реализовывалась внутренне противоречивая экономическая политика Н. С. Хрущева, сделавшего основную ставку на управленческие реорганизации и развитие внутрирегиональных экономических связей (путем создания совнархозов). С провозглашением курса на «развернутое строительство коммунизма» роль материальных стимулов оказалась вновь приниженной, что не могло не сказаться на результатах экономической деятельности. Тем не менее именно в конце 50-х - начале 60-х гг. в СССР были построены экономические основы индустриального общества.

На третьем этапе (1965-1970) начала реализовываться наиболее радикальная реформа в промышленности за все годы советской власти, основным содержанием которой стало усиление экономического стимулирования и относительная демократизация условий планирования. Однако, несмотря на высокие (в сравнении с предыдущим периодом) показатели, реформа уже через несколько лет начала постепенно замедлять обороты. Одной из причин этого стали события в Чехословакии.

На четвертом этапе (70-е - начало 80-х гг.) главным фактором промышленного развития СССР стали увеличившиеся в несколько раз доходы от продажи нефти и газа на Запад в условиях двух поразивших его серьезных энергетических кризисов. Приток значительных средств использовался в большинстве случаев нерационально и в основном для развития военно-промышленного комплекса. В результате к началу 80-х гг. промышленность страны оказалась в исключительно тяжелом положении. Эффективность общественного производства снизилась к началу 80-х гг. даже в сравнении с не самым благополучным 1975 годом Производительность труда в промышленности за 1975-1980 гг. выросла вместо 34% лишь на 17%. Установка о переводе в течение 70-х гг. промышленности страны на рельсы интенсификации оказалась невыполненной.

Пятый этап охватывает 80-е - начало 90-х гг., прошедших в поиске путей выхода из надвигающегося кризиса. Как и в прежние годы, надвигавшиеся кризисные явления власть старалась предотвратить при помощи ограниченного использования экономических стимулов. В 1983 г. был начат экономический эксперимент в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, а в 1987 г. был провозглашен переход от административных к преимущественно экономическим механизмам управления промышленностью. Это означало, по сути, признание властями неэффективности традиционной советской модели экономики. Однако и этого оказалось мало в условиях стремительных перемен, вызванных перестройкой. В 1990 г. был провозглашен переход к рыночной системе хозяйства.

Таким образом, весь опыт советской промышленности в 50-80-е гг. показал, что поступательное ее развитие при сохранении господства государственной собственности, планово-директивной системы управления и отсутствия экономических стимулов к труду было невозможно.

Сельское хозяйство

Аналогичные или близкие процессы имели место и в аграрном секторе экономики. В 1953 г. здесь более отчетливо, чем в промышленности, обозначились два возможных варианта развития: интенсивный и экстенсивный. Первый из них был предложен главой правительства Маленковым, делавшим ставку на материальный стимул для развития крестьянского труда, второй - главой партии Хрущевым, предлагавшим решить проблему нехватки зерна и продуктов питания за счет освоения целинных и залежных земель в восточных районах.

Постановка задачи «развернутого коммунистического строительства» породила у руководства страны уверенность в близости «бесклассового общества». В связи с этим в начале 60-х гг. была усилена борьба с личными подсобными хозяйствами, а также «частнособственническими проявлениями» в сельском хозяйстве.

Эта борьба весьма скоро привела к закономерному результату - резкому снижению производства продуктов питания.

Реформа 1965 г., несмотря на провозглашенные меры поддержки колхозов, не затрагивала основ существовавшего аграрного строя. Более того, постоянная практика списания долгов убыточных колхозов, огромные капиталовложения, введение пенсий колхозникам способствовали усилению иждивенческих настроений на селе. Несмотря на то что за 1965-1982 гг. в сельское хозяйство было вложено около 450 млрд рублей, отдача от этого сектора экономики снижалась с каждым годом. Если в 1965 г. фонд оплаты труда в колхозах составлял 64% их валового дохода, то в 1978 г. - 77%, а в 1980 г. - 96%. Ряд отраслей аграрного производства в 70-е гг. стали убыточными.

Не привела к положительному результату и попытка укрупнения колхозов, призванная увеличить экономические показатели. Если в 1928 г. на колхоз приходилось в среднем 13 дворов, в 1940 г. - 79, то в 1980 г. уже около 500! Причем некоторые из таких колхозов охватывали от 10 до 50 населенных пунктов. В результате они стали неуправляемыми. Поскольку средств у колхоза-гиганта хватало лишь на поддержание 3-5 крупных населенных пунктов, началось переселение в них жителей окрестных сел. Это вело к запустению сотен деревень.

С середины 50-х гг. наметилась еще одна негативная тенденция - преобразование колхозов (с их колхозно-кооперативной собственностью) в совхозы (с государственной собственностью), что, по сути, являлось курсом на постепенное огосударствление аграрного сектора. В результате к середине 80-х гг. почти каждый третий колхоз стал совхозом. Однако снабжение населения продуктами питания от этого лучше не стало. Для решения этой задачи в 1982 г. власти были вынуждены принять специальную Продовольственную программу.

В 1985-1991 гг. политика в области сельского хозяйства претерпела серьезную трансформацию. Вначале власти посчитали, что ситуацию изменит введение единого органа управления сельским хозяйством (Госагропрома). Когда этого не произошло, было принято решение о частичной «деколлективизации» аграрного сектора и была разрешена долгосрочная аренда земли (причем с согласия колхозов). Однако частная собственность на землю не была узаконена. Это оставалось главным тормозом на пути радикальных рыночных преобразований на селе.

ИЗ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР 1962-1964 гг.

Статья 12. Необходимость в личном подсобном хозяйстве колхозников постепенно будет отпадать, когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить его…

Статья 14. Допускается в пределах, установленных законом, мелкое хозяйство некооперированных крестьян, кустарей и ремесленников, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Теневая экономика

Одной из важнейших особенностей экономики СССР в 60-80-е гг. стало формирование и бурное развитие ее теневого сектора. Главная причина этого явления состояла в том, что по советскому законодательству всякая частная производственная, финансовая и торговая деятельность, предусматривавшая извлечение дохода, была запрещена. Лишенные материального стимула к труду, но имеющие в силу должностного положения доступ к материальным ценностям или средствам производства, нечестные, но обладавшие деловыми наклонностями люди занимались производством или продажей неучтенного сырья и продукции, наживая на этом огромные состояния. По данным Академии МВД СССР, мошенничество и воровство стали в это время сферой профессиональной деятельности. 70-е - начало 80-х гг. было временем массовых приписок в отчетности практически во всех сферах экономической деятельности. В строительстве они достигали 70% стоимости фактически выполненных работ, в добывающей промышленности - до 40%, в сельском хозяйстве - от 20 до 50%, а на транспорте - до 100%. Убытки, наносимые ими экономике страны, к середине 80-х гг. составляли до 60 млрд рублей ежегодно. По данным КГБ, в это время 30-35% доходов теневого капитала уходило на подкуп партийных и государственных чиновников, руководителей предприятий. В результате в теневую экономическую деятельность оказалась вовлеченной и часть партийно-государственной номенклатуры. Она представляла собой к началу перестройки достаточно влиятельный слой, заинтересованный в смене власти. Их экономические позиции еще более укрепились в 1989-1991 гг. в связи со снятием ряда ограничений на формы экономической деятельности.

Наука и техника

Фундаментальная наука всегда была предметом особого государственного внимания в СССР. Разрабатывались преимущественно те направления, которые могли обеспечить наиболее значительную отдачу в деле обороноспособности страны. Такими направлениями в 40-80-е гг. стала разработка ядерного оружия и средств его доставки.

Летом 1953 г. было проведено успешное испытание термоядерной бомбы, одним из главных разработчиков которой был А. Д. Сахаров. Летом 1954 г. пуском первой в мире атомной электростанции в Обнинске был подведен итог работы группы Н. А. Доллежаля. В 1956 г. была присуждена Нобелевская премия по химии одному из крупнейших советских ученых академику Н. Н. Семенову, положившему начало новой науке - химической фи­зике. В том же году были проведены первые испытания турбореактивного самолета Ту-104. В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а также запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон (руководитель проекта В. И. Векс-лер). Событием мирового значения стал запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли на ракете-носителе, созданной С. П. Королевым. Началось строительство речных судов на подводных крыльях - «Ракет». В 1958 г. Нобелевская премия по физике была присуждена И. Е. Тамму, И. М. Франку ю- А- Гагарин и П. А. Черенкову за открытия в об­ласти физики нейтронов, позволившие создать реакторы на быстрых нейтронах. С 1959 г. началась серия запусков космических аппаратов в сторону Луны, в том же году доставивших на естественный спутник Земли вымпел СССР и впервые сфотографировавших ее обратную сторону. В 1960 г. советскими учеными был создан первый в мире лазер. 12 апреля 1961 г. советский космонавт Ю. А. Гагарин стал первым человеком, преодолевшим земное притяжение и побывавшим в космосе. В 1962 г. Нобелевской премии по физике был удостоен академик Л. Д. Ландау - крупнейший ученый в области физики плазмы. В 1963 г. состоялся первый в мире полет в космос женщины - В. В. Терешковой. В 1964 г. Нобелевской премии были удостоены Н. Г. Басов и В. В. Прохоров - основоположники квантовой электроники. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. В 1969 г. советская ракета доставила на Луну автоматическое устройство «Луноход», при помощи которого велась телевизионная съемка поверхности Луны. Одновременно осуществлялись большие работы по созданию пилотируемых космических станций «Салют», а затем «Мир». В 1975 г. была введена крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10». Был осуществлен первый в истории совместный космический полет советских и американских космонавтов по программе «Союз - Аполлон». Нобелевская премия в области экономики была присуждена Л. В. Канторовичу за разработку теории линейного программирования. В 1977 г. атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг географической точки Северного полюса. Последним крупным достижением в технической сфере стали работы по созданию многоразового космического корабля «Буран», прошедшего испытательные полеты уже в годы перестройки.

Социальная сфера

Особенностью советской экономической системы было выделение на социальные потребности и благосостояние людей лишь тех ресурсов, которые оставались после чисто производственных затрат. Даже в середине 80-х гг., после первых результатов «широкомасштабного экономического эксперимента», направленного на стимулирование производства предметов потребления, легкая промышленность страны давала 14- 18% от всего объема промышленной продукции, в то время как на ее развитие отпускалось 3-4% от общего объема капиталовложений.

Доля общего фонда заработной платы в национальном доходе, созданном в промышленности, за 120 лет статистических исследований практически не изменилась, колеблясь в пределах 60- 80%. В том числе в США она равнялась 65% в 1970 г. и 64% в 1985 г. В СССР этот показатель в 1960 г. составлял 32,2%, а в 1985 г. - 36,6%. Столь низкая доля оплаты труда в чистой продукции ни с экономической, ни с социальной точки зрения оправдания не имела.

Неуклонно росли цены на товары и услуги. Ежегодно прирост бюджета от этих поступлений составлял до 25 млрд рублей (при 600 млрд рублей национального дохода).

Статистика давала весомые цифры жилищного строительства. Например, за период 1971 - 1985 гг. в СССР было введено в действие жилых домов общей площадью свыше 1500 млн кв. м, что позволило улучшить жилищные условия 150 млн человек. В СССР ежегодно сооружалось 130 млн кв. м жилья, на эти цели из года в год выделялось 2% валового продукта.

Запущенное состояние здравоохранения привело к тому, что к началу 80-х гг. СССР занимал 35-е место в мире по продолжительности жизни, а по детской смертности 51-е.

Таким образом, экстремальная экономическая система, созданная для построения основ индустриального общества, выполнив свою историческую задачу, нуждалась в серьезном обновлении.

Тема 8. Финансовая система СССР в период «развитого социализма» (1965 – 1991 гг.)

2. «Перестройка».

3. Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг

1. Реформы в советской экономике.

В 1964 г. секретарем ЦК партии стал Леонид Ильич Брежнев (1906-1982), а Председателем Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980)

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Следующим важным направлением данной реформы стало изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельности предприятий. Для этого сократили число плановых показателей, устанавливаемых сверху.

В соответствии с постановлением было решено расширять экономические права предприятий, развивать прямые связи между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности.

На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать (по определенным нормативам) три фонда экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.

Все это называлось хозяйственным расчетом. Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Заметно изменились отношения между предприятием и государством. Была введена плата за производственные фонды, земельные и водные ресурсы. Разрешалось реализовывать излишнее оборудование другим предприятиям.

К концу 1970 года на новую систему хозяйствования из 49 тыс. промышленных предприятий было переведено более 41 тыс., на долю которых приходилось 95% прибыли и 93% общего выпуска промышленной продукции.

Однако все чаще стали появляться различные ограничения и регламентации, что подрывало саму идею хозрасчета. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную прибыль приходилось перечислять в государственный бюджет.

Несмотря на все реформы, в СССР накапливались экономические проблемы.

К концу 1970-х гг. в стране уже длительное время существовали крупный бюджетный дефицит, инфляция, денежная эмиссия.

2. «Перестройка».

В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Николай Иванович Рыжков. Начался новый этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».

Практически ни одно экономическое преобразование не привело к улучшению состояния экономики страны.

В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и

ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но создание рынка планировалось в условиях сохранения Госплана, т.е. социализма.

Финансовая система разрушалась. В 1989 году бюджетный дефицит составил 11% ВНП, а в 1991 - уже 16%. При этом до 50% государственного бюджета составляли военные расходы.

Внешний долг к концу 1991 года превышал 60 млрд долл. Резко выросли темпы инфляции: если в 1990 году инфляция составила 10%, то в конце 1991 года она достигла 25% в неделю, что привело к расцвету «черного» рынка и всеобщего дефицита. Золотой запас в 1985-1991 годах сократился в 10 раз и составил в конце 1991 года всего лишь 240 т.

В январе 1991 года была проведена одна из самых неудачных денежных реформ. Внезапно было объявлено об обмене (в течение всего нескольких дней) денежных купюр номиналом 50 и 100 руб. на новые, что привело к огромной панике среди населения. Следом последовало решение о пересмотре розничных цен (а точнее - о повышении цен в несколько раз).

3. Налоговая система СССР с 1965 по 1991 гг.

Бюджетное устройство страны регулировалось Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 30 октября 1959 г. Союзный бюджет являлся ведущим звеном бюджетной системы страны. В него поступали следующие общесоюзные государственные налоги и доходы:

Налог с оборота предприятий и хозяйственных организаций;

Платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций союзного подчинения;

Подоходный налог с населения;

Доходы от внешней торговли

В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы:

Платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения;

Подоходный налог с колхозов;

Сельскохозяйственный налог;

Часть отчислений от подоходного налога с населения и т.д.

В местные бюджеты поступали:

Платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения;

Государственная пошлина;

Налог с владельцев строений;

Земельный налог;

Налог с владельцев транспортных средств.

Кроме налоговых платежей существовали пошлины и сборы.

Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам.

В 1979г. было установлено два вида пошлины: простая, которая взималась в твердых ставках, и пропорциональная, взимаемая в проценте от суммы договора, иска и др.

Сборы в СССР представляли собой обязательные платежи предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц за услуги, оказываемые им государственными органами: портовые, внешнеторговые и т.д. Также взимались платежи за использование различного рода ресурсов.

В СССР существовала система самообложения. Она представляла собой форму добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству.

В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. бывшие союзные республики принимали дополнительно и собственные налоги. Которые стимулировали «переподчинение» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. - Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

4. Развитие банковской системы в Советском Союзе.

С 1959 г. в СССР действовала следующая банковская система: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала до 1988 г.

В 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о совершенствовании банковской системы страны. Наряду с Госбанком, выполнявшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков:

Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованиям промышленности, строительства, транспорта, связи;

Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс;

Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы;

Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население;

Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую деятельность.

При этом все банковская система по-прежнему оставалась одноуровневой. А функции банков дублировались.

В 1988 г. был принят закон «О кооперации», который позволил образовываться кооперативным банкам. В результате к концу 1991 г. в стране действовало 1357 коммерческих банков. Их деятельность не достаточно регламентировалась и регулировалась, что повышало риски клиентов.

Темы докладов:

    Экономические реформы эпохи «развитого социализма» (1965-1982 гг.).

    Реформы, проведенные в рамках «перестройки».

    Налоговая система в СССР в 1965-1991 гг.

    Развитие банковской системы СССР с 1985 г. по 1991 г.

    Взаимодействие СССР с Международными финансовыми институтами (МВФ, Мировой банк и т.д.).

1. Анализируя социально-экономическое развитие страны в 1953-1991 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1)Какие социально-экономические преобразования были проведены в эпоху Н.С.Хрущева (1953-1964 гг.)?

Основные направления развития экономики. Кризис в сельском хозяйстве: причины и первые попытки его преодоления в начале 1950-х гг. Новые направления в аграрной политике Н.Хрущева: освоение целинных и залежных земель, укрупнение колхозов, «кукурузная компания», реорганизация МТС, стремление к увеличению заготовки мяса, курс на ограничение личного подворья крестьян и др. Достижения научно-технического прогресса и причины их медленного внедрения в экономику страны. Реформа управления экономикой: замена отраслевых министерств совнархозами.

Социальные преобразования: жилищное строительство, реформа школы, введение прогрессивной пенсионной системы, повышение зарплаты и др. Их незавершенность в связи с ухудшением экономической ситуации. Решение экономических проблем за счет трудящихся: снижение тарифных расценок на производстве, рост цен на продукты и др. Конфискационный характер денежной реформы 1961 г. Несбалансированное развитие экономики в начале 1960-х гг.: снижение темпов и эффективности общественного производства.

2) В чем проявилась противоречивость социально-экономического развития страны в 1964-1985 гг.?

Состояние экономики СССР к середине 1960-х гг.: снижение прироста национального дохода, промышленной продукции и валовой продукции сельского хозяйства. Экономическая дискуссия: как обеспечить максимальную эффективность работы предприятий при условии улучшения качества продукции? Расхождения между Л.Брежневым и А.Косыгиным по вопросу экономической стратегии развития страны. Хозяйственная реформа 1965 г.: цели, основные мероприятия, оценка результатов. Усиление административных методов управления экономикой. Стройки: ВАЗ, БАМ, КамАЗ и др. Перекосы в размещении производительных сил. Освоение новых районов на севере и востоке страны. Действие неблагоприятных долгосрочных тенденций в социально-экономическом развитии страны в 1970-е гг.: демографическая ситуация, истощение традиционной сырьевой базы, физическое и моральное старение основных производственных фондов и др. Экстенсивный характер развития народного хозяйства. Гипертрофированная роль военно-промышленного комплекса (ВПК), затратный характер экономики, монополизация, диктат производителя над потребителем. Отставание сельского хозяйства, рост закупок зерна за рубежом. Массовый импорт продуктов и товаров ширпотреба за счет «нефтедолларов». Остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы. Деформация социальной справедливости. Нарастание кризисных явлений в экономике в первой половине 1980-х гг.

3)Какие социально-экономические реформы были проведены в годы «перестройки» (1985-1991 гг.)?

Внутренние причины «перестройки». Цели и хронологические рамки «перестройки». Стратегия ускорения социально-экономического развития страны на первом этапе 1985-1986 гг. (Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., ХХУП съезд КПСС 1986 г.) Двигатели ускорения: научно-технический прогресс, приоритетное развитие машиностроения, активизация «человеческого фактора». Традиционный характер политики. Радикальная экономическая реформа на втором этапе «перестройки» (1987 – весна 1990 гг.) Принятие Законов СССР о государственном предприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. Их оценка. Поиски путей стабилизации экономики и перехода к рынку на третьем этапе «перестройки» (1990-1991 гг.) Разработка программ: умеренный проект Рыжкова и Абалкина и радикальный проект «500 дней» Шаталина и Явлинского. Весна 1991 г. – создание плана консервативной стабилизации премьера В.Павлова. Главная идея: не движение к рынку, а восстановление традиционной экономической модели. Оценка экономических реформ М.Горбачева. Причины неудач.

2. Анализируя развитие политической системы СССР в 1953-1991гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Какие политические силы боролись за власть после смерти И.Сталина? Какие преимущества позволили Н.С. Хрущеву удержать власть в своих руках? В чем состоит историческое значение ХХ съезда КПСС?

Смерть И.Сталина. Приход к власти коллективного руководства. Этапы борьбы за власть: март - июнь 1953 г. – смещение Л.Берии, его арест и расстрел; лето 1953 – февраль 1955 г – снятие В.Маленкова с поста главы правительства; февраль 1955 – март 1958 гг. – разгром «антипартийной группы». Сосредоточение всей полноты власти в руках Н.Хрущева. ХХ съезд КПСС. Секретный доклад Н.Хрущева: содержание, значение. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности Сталина и его последствий». Либерализация политического режима: курс на децентрализацию системы государственного управления, развитие активности масс. Противодействие партийно-государственного аппарата. Превращение тоталитарной политической системы в авторитарную.

2) Что свидетельствует о консервации политической системы в период «застоя» 1965-1985 гг.?

Переворот 1964 г.: отставка Н.Хрущева и приход к руководству страной Л.И.Брежнева. Смена политического курса. Консервация политического режима: усиление контроля партаппарата над обществом, отмена ротации партийной номенклатуры. Ресталинизация. «Золотой век советской номенклатуры»: система льгот и привилегий, сращивание с «теневой экономикой». Конфликт правящего «сословия» с официальной идеологией государства. Компания по возвеличиванию Л.Брежнева. Падение авторитета власти в глазах общества. Принятие Конституции 1977г. Структура органов государственной власти СССР в период «развитого социализма».

3)Как осуществился переход в годы «перестройки» от попыток модернизации политической системы к смене модели общественного развития? Существует ли связь между крахом КПСС и распадом СССР?

Курс на совершенствование советского социализма под лозунгом «Больше социализма!» на первом этапе «перестройки» (весна 1985-1986 гг.) Курс на демократизацию советского социализма под лозунгом «Больше демократии!» на втором этапе (1987-1988 гг.) Провозглашение гласности в январе 1987 г. Достижения и издержки гласности. Разработка концепции «демократического социализма». Цели политической реформы: передача власти от партии Советам, строительство «правового государства» и «гражданского общества». Х1Х партийная конференция (1988 г.) – конституционная реформа. Создание новых органов власти и новой избирательной системы. Съезды народных депутатов СССР и оформление депутатских фракций. Избрание Президента СССР. Отмена статьи 6 Конституции СССР 1977 г. Формирование демократической оппозиции. Роль Б.Н.Ельцина.

Кризис федеральных и межнациональных отношений (межнациональные конфликты, «парад суверенитетов», «война законов», приход национал-радикалов к власти и др.) Обсуждение проекта нового союзного договора. Референдум 17 марта 1991 г. о сохранении СССР. Соглашение «9+1» о принципах нового союзного договора («ново-огаревский процесс»). События августа 1991 г.: причины, цели, итоги и значение. Распад СССР: истоки, причины, обстоятельства, способствовавшие этому. Смысл и значение Беловежского соглашения и Алма-Атинской декларации. Создание СНГ. Итоги реформ политической системы СССР: от реформ к распаду государства.

3. Анализируя развитие общества, его духовную жизнь в 1953-1991 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Как складывались отношения в годы «оттепели» между советским обществом и властью?

Основное содержание эпохи «оттепели». Изменение взаимоотношений власти и общества в этот период. Две тенденции в культурном развитии страны: «охранительная» и «обновленческая». «Оттепель» в литературно-художественной жизни: увеличение числа литературных журналов и издательств, реабилитация книг ранее запрещенных авторов. Реабилитация жертв политических репрессий и ее влияние на общественную жизнь. Отношения между властью и интеллигенцией («дело Пастернака», критика современной музыки и изобразительного искусства.) «Шестидесятники». Противоречивость политики Н.С.Хрущева в общественной и культурной сферах.

2)Как изменились отношения между советским обществом и властью в 1965-1985 гг.? Чем было вызвано появление диссидентского и правозащитного движения?

Усиление контроля властей за общественной жизнью. Идеологическая концепция «развитого социализма» (однородность советского общества, окончательное решение национального вопроса, бесконфликтное развитие и др.) Тезис об обострении идеологической борьбы – оправдание запретов и ограничений в духовной жизни. Идеологизация культурной жизни (контроль за СМИ, усиление цензуры, «железный занавес» и др.) «Магнитофонная революция» (Высоцкий, Галич, Окуджава и др.) Консервативное и либеральное направления общественной мысли. Диссидентское и правозащитное движение в СССР: причины возникновения, основные направления, идеология, этапы, формы протеста, историческое значение и его влияние на советское общество.

3) Как повлияли реформы «перестройки» на состояние советского общества? Почему обострились национальные проблемы?

«Гласность» и развитие советского общества: стремление к полной информированности народа, ослабление цензуры, публикация работ эмигрантов «третьей волны» и ранее запрещенных авторов и др. Рост общественно-политической активности людей. Появление независимых общественных организаций и народных фронтов. Утверждение политического плюрализма и многопартийности. Размежевание и противоборство общественно-политических сил радикально-демократического, центристско-реформаторского и державно-консервативного направлений. Социальные конфликты (шахтерская революция 1989 г.) Межнациональные конфликты: в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988 г.), в Ферганской долине (1989 г.), в Душанбе (1990 г.) и др.


Похожая информация.


1. Экономическое и социальное развитие СССР в 1965-1985 гг.Л.И.Брежнев - Генеральный
Секретарь ЦК КПСС (1964-1982)
Период 1964-1985 гг.
получили оценку как
1)
Эпоха стабильного
развития
государства
2)
Период стагнации,
застой

Характеристика периода:

Нарастание общих кризисных явлений,
подготовивших распад СССР в последующий
период
Попытки осуществления реформ в
экономической сфере
В идеологии – введение определения
«развитое социалистическое общество»
Во внешней политике – разгар «холодной
войны»

Экономические реформы

В промышленности:
Итоги:
«Об улучшении управления
промышленностью»
и
др.документы:
1.Сокращение числа плановых
показателей
2.Укрепление хозрасчета
3.Перестройка
системы
ценообразования
4.Восстановление отраслевого
принципа организационной
структуры управления.
1.Не изменилась основа
командноадминистративного
управления.
2.Реформа
саботировалась «на
местах».
3. В начале 1970-х от
реформы отказались

Экономические реформы

Сельское хозяйство
Увеличение материальной
заинтересованности
колхозников
Снижен план обязательных
закупок
Сняты ограничения с личных
подсобных хозяйств
Создание АПК
В сельское хозяйство – 1/5
всех инвестиций
Продовольственная
программа (1982 г.)
Итоги
Сельское хозяйство –
нерентабельно
Большая часть
произведенной
сельхозпродукции
терялась при перевозке,
переработке и хранении
Увеличение объемов
импорта
продовольствия

Экономика СССР к началу 1980-х

Перманентное падение темпов роста с начала
1970-х гг.
Экстенсивное развитие экономики
Структура экспорта – на уровне слаборазвитых
стран (сырье, энергоносители и т.д.)
Падение основных показателей развития
Уравниловка в оплате труда, политика на
сближение социальных групп – приводит к
падению престижа высококвалифицированного
труда
Доля ручного труда – 40% (в сельском хозяйстве –
70%, в строительстве – 56 %)

Кроме того:

Неблагоприятная демографическая ситуация
(уменьшение доли трудоспособного населения)
Истощение традиционной сырьевой базы,
смещение добывающей промышленности на
восток страны
Физический износ и моральное старение
оборудования и основных фондов
Рост удельного веса военных расходов
Кризис руководства («неосталинизм»)

И.Радоман Л.И.Брежнев на встрече с рабочими. 1977 г.

Лихачев М.«На Черноземье». 1974

А.Дейнека Покорителям космоса. 1961

Королев Ю.Космические братья. 1981 г.

Социальные изменения

Урбанизация(в 1939 г. -56 млн. – городское
население; в нач.1980-х – 180 млн. при 250-270
млн.населения)
Реальная заработная плата практически не
увеличивалась
Дефицит самых необходимых товаров и услуг,
особенно остро – жилищная проблема;
Процветала спекуляция, теневой рынок

Внешняя политика

Угроза распада социалистического лагеря
ликвидировалась силовыми методами (1968 г. –
подавление «Пражской весны»)
Попытка стабилизовать отношения с западными
странами и США.
Серьезные конфликты с КНР (о.Даманский)
Поддержка «прогрессивных» движений и
режимов в мире«Хрущевская оттепель» открывает процесс
детоталитаризации советского общества;
Культура и искусство интегрируются в мировой
культурный процесс, культурные обмены, гастроли,
стажировки
Отсутствие гражданского общества, господство
идеологии, командно-административной системы
Под влиянием оттепели появляются диссидентские
настроения, оформляется правозащитное
движение

Диссидентсткое и правозащитное движение

Цель правозащитников – борьба за гражданские права, за
демократизацию общества, за монополию КПСС в
общественной жизни
В союзных республиках получает развитие национальные
движения
Руководство страны отвечает на акции диссидентов в основном
силовыми методами: судебное преследование, высылка из
страны и лишение советского гражданства, ссылка,
принудительное психиатрическое лечение
Наиболее яркие события: «демонстрация» на Красной
площади – протест против подавления «чехословацкой весны»,
высылка из страны А.Солженицына (нобелевского лауреата),
И.Бродского (поэта, нобелевского лауреата) и др.
Трансляция на СССР западных радиостанций («Радио
Свобода», «Голос Америки», ВВС и др.)

А.Д.Сахаров (1921-1989)

А.И.Солженицын (1918-2008)

Политический кризис

Политическое руководство принимает важные
решения келейно, в промежутках между съездами
и Пленумами КПСС
Конституция СССР (1977 г.) готовится более 15 лет,
не отражает реалии времени, например, введена
ст.6 «О руководящей и направляющей роли КПСС»
Стареющие и не здоровые лидеры страны
(Л.И.Брежнев (1964-1982), Ю.В.Андропов (19821984), К.У.Черненко (1984-1985) не могут адекватно
реагировать на вызовы времени

Ю.В.Андропов – Генеральный Секретарь ЦК КПСС (1982-1984)

К.У.Черненко – Генеральный Секретарь ЦК КПСС (1984-1985 гг.)

3. СССР в 1985-1991 гг. Замыслы и результаты перестройки

М.С.Горбачев (1985-1991 гг.)
К середине 1980-х гг.
необходимость
перемен в стране
назрела, лидером
будущих
преобразований стал
новый Генеральный
секретарь ЦК КПСС
М.С.Горбачев (19851991)

Цель перестройки - модернизация социализма путем ограниченного обновления его экономической и политической систем и создания

"рыночной
модели" социализма. «Социализм с человеческим лицом»
2 этапа перестройки
1985-1988
На апрельском (1985 г.)
Пленуме ЦК КПСС взят курс на
ускорение социальноэкономического развития
страны,
1988г. М.С.Горбачев возглавил
Верховный Совет СССР
Перестройка под лозунгами:
ускорение, демократизация,
гласность
«Новое политическое
мышление»
1989-1991
Изменяется политическая структура:
Съезды Народных депутатов СССР как
высший орган власти, альтернативные
выборы,
Учреждение должности президента СССР
(15 марта 1990 г. – 1 Президент СССР
М.С.Горбачев)
Парад суверенитетов
1991 г. – выборы 1 Президента РСФСР
Б.Н.Ельцина
Инфляция, рабочие забастовки, тотальный
дефицит,
Август 1991 г. – попытка государственного
переворота. ГКЧП.
8 декабря 1991 г. Беловежские соглашения
прекращают деятельность СССР

А.Д. Сахаров на 1 съезде народных депутатов СССР. 1989 г.

Август 1991

Август 1991 г.

Август 1991. Танки на улицах Москвы

Беловежская пуща. 8 декабря 1991 г.

Первый Президент РФ Б.Н.Ельцин

4. Распад СССР, крушение системы социализма. Геополитические изменения и их последствия.

Курс на независимость с сентября 1991 г. :
Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Украина,
Армения, Молдова
В декабре 1991 г. прекратил существование
СССР как субъект международного права
Россия – правопреемница СССР
Образование СНГ – Содружества независимых
государств (кроме Литвы, Латвии, Эстонии)

Образование 15 суверенных государств – бывших в составе СССР

Россия - Российская
Федерация
Украина
Беларусь
Грузия
Армения
Азербайджан
Молдова
Латвия
Литва
Эстония
Казахстан
Киргизия
Узбекистан
Таджикистан
Туркмения

Территория бывшего СССР после 1991 г.

Крушение системы социализма

«Бархатные революции»
Польша
Венгрия
Чехословакия (Чехия
и Словакия)
Болгария
ГДР
Кровавые потрясения
Югославия (Сербия,
Хорватия, Босния и
Герцеговина,
Словения, Косово)
Албания
Румыния

Крушение берлинской стены

Восточная Европа после 1991 г.

Новейшая история России (с 1991 г.)

1992-1993 г. – Конституционные реформы
12 декабря 1993 г. – принятие Конституции РФ
РФ - демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой
правления.
Носителем суверенитета и единственным
источником власти в РФ является ее
многонациональный народ.
Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью

Белый дом. Октябрь 1993 г.

Я устал, я ухожу…31.12.1999

Государственное устройство РФ

Федеральное собрание из 2-х палат:
Совет Федерации и Государственная Дума –
законодательный орган
Правительство – исполнительный орган
Конституционный Суд – судебный орган
83 субъекта Федерации
После февраля 2014 г. - включение в состав РФ
Крыма и г.Севастополя – 85 субъектов
Федерации

Гимн Российской Федерации Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова

Гимн Российской Федерации
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Россия - священная
наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество
наше свободное,

Предками данная
мудрость народная!
Славься, страна!
Мы гордимся тобой!
От южных морей
до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна
ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты
и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!

1. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

5. События 1991 г. Распад СССР.

1.СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л.И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А.Н. Косыгин.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8-й пятилетки (1966–1970 гг.) существования советской власти, давшей наилучшие показатели развития страны.

Однако реформа не затронула политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970-х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многим странам. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно-промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.

Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность, при уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходйлось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.



Основой деятельности брежневского руководства была концепция «развитого социализма», разработанная в 1960-е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил идеологический руководитель партии МЛ. Суслов. Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период («ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства, численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.



18 лет руководства Брежнева привели государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в период глубокого кризиса. Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог М.А. Суслов, в ноябре того же года – Л.И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) Ю.В. Андропов. Он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей, замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых государств мира.

2. Внешняя политика в 1964–1984 гг.

Внешняя политика в этот период характеризовалась двойственностью: с одной стороны, – борьба за мир, а с другой, – стремление подчинить своим политическим принципам социалистические страны, военное вмешательство в дела суверенных государств, продолжение гонки вооружений. В августе 1968 г. вооруженные силы государств ОВД во главе с СССР разгромили в Чехословакии народное выступление за самостоятельный путь развития. Концепция дозволенности вмешательства во внутренние дела социалистических стран и ограничения их суверенитета получила название «доктрина Брежнева». Этот курс предполагал также контроль над экономикой стран СЭВ под видом «интеграции труда». В 1980 г. в Польше произошли народные волнения под руководством профсоюза «Солидарность», однако повторного военного вторжения удалось избежать благодаря действиям польского главы государства генерала В. Ярузельского.

Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения, самым крупным из которых был конфликт весной 1969 г. на о. Даманский. Отношения между двумя странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Брежнева.

В 1971 г. советским руководством выдвинута «Программа мира», в которой предлагалось сократить военные расходы, обеспечить европейскую безопасность, заключив договоры о запрещении ядерного, химического, бактериологического оружия. В 1975 г. СССР принял участие в Хельсинки Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа этого года 33 страны-участницы, в том числе и СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт. Этот документ стал важным результатом разрядки международной напряженности и содержал принципы взаимного уважения во внешней политике и соблюдения прав человека. Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников Хельсинкского Совещания стали называть Хельсинкским процессом, или движением ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

В 1972 г. СССР и США подписали договор ОСВ-1 (ограничение систем противоракетных установок и временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений). В этом же году подписан договор по противоракетной обороне (ПРО). В 1973 г. подписано Парижское соглашение о прекращении войны во Вьетнаме, развязанной США. В 1974 и 1976 гг. подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях. В 1979 г. подписан договор ОСВ-2 об ограничении стратегических наступательных вооружений. Установился военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США.

В начале 1980-х гг. СССР выступил с рядом мирных инициатив, однако предложения расходились с действиями. В СССР увеличились ассигнования на оборону, продолжались вмешательства в дела других стран. В этот период советские войска находились в Европе, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В декабре 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан под лозунгом «интернациональной помощи» и защиты демократических сил, которая за 10 лет унесла 17 тыс. жизней советских солдат и офицеров. Международный авторитет СССР был значительно подорван.

3.СССР во второй половине 1980-х гг.

В марте 1985 г., после смерти Черненко, руководителем партии был избран М.С. Горбачев. Председателем Президиума Верховного Совета, т.е. главой государства, стал бывший министр иностранных дел СССР Л А. Громыко. Председателем Совета министров СССР с осени 1985 г. назначен Н.И. Рыжков. В 1988 г. М.С.Горбачев стал одновременно руководителем партии и государства. Период, когда Горбачев находился во главе государства, получил название «перестройка».

На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения общества. Реформы намечалось проводить в ряде сфер, в том числе в экономике. Этот курс воплотился в плане 12-й пятилетки (1986–1990 гг.) и получил название «курс на ускорение социально-экономического развития». Ускорение понималось как повышение темпов экономического роста на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.

Первыми перестроечными законами стали постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон «О госприемке». Но антиалкогольная кампания провалилась, а введение госприемки привело к очередному росту бюрократического аппарата. 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.

Идея перевода жесткого централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-де-нежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первым шагом к рыночной эко-номике стал Закон «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Но центральный аппарат управления не хотел уступать своих прав. В это время большинство производимой продукции государство включило в государственный заказ (госзаказ), вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. В 1988 г. были приняты еще два закона, направленные на развитие коллективного и частного предпринимательства: закон о кооперации и закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Затем с конца 1989 г. по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. Принимаемые меры не могли поднять экономику, так как были основаны на старых принципах социализма. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен в 1987 г., население осознало свою отчужденность от результатов собственного труда. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок, начатая шахтерами, которые заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса.

Первоначально же общество восприняло реформы с энтузиазмом, большинство населения поддерживало требование перемен. Происходило омоложение руководства партии и государства, выдвинулись Н.И. Рыжков (председатель Совмина СССР), ЭЛ. Шеварднадзе (министр иностранных дел СССР), А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин, А.В. Собчак и др. Комиссия при Политбюро ЦК КПСС во главе А.Н. Яковлевым возобновила работу по реабилитации репрессированных. Все чаще наряду со словом «перестройка» стали употреблять слово «демократизация». С началом демократизации общества и политики «гласности» произошло переосмысление истории. Средства массовой информации стали играть большую роль, всем без исключения предоставлялось право открыто высказывать свои мысли. Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.

Летом 1988 г. состоялась XIX партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений по поводу перестройки. В рядах КПСС произошел раскол. По предложению М.С. Горбачева учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращавшийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались такие же государственные структуры. В мае–июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с М.С. Горбачевым. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н. Ельцин.

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы - переход к правовому государству, поскольку только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. Также съезд изменил редакцию статьи 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.

4. Внешняя политика СССР: «новое политическое мышление».

Новое руководство СССР во главе с Горбачевым резко активизировало внешнюю политику с тем, чтобы вырвать Советский Союз из международной изоляции. XXVII съезд КПСС (1986 г.) сформулировал основы всеобщей системы международной безопасности, которые базировались на заявлении Горбачева от 15 января 1986 г. Предлагалось запретить и ликвидировать оружие массового уничтожения, снизить уровень военных потенциалов до разумных пределов, распустить военные союзы, сократить военные расходы. Был выдвинут призыв об уважении прав каждого народа, его суверенитета, о неиспользовании силы в спорных вопросах, сотрудничестве социалистических и капиталистических стран в развитии экономики, культуры, оказании взаимной помощи в развитии государств. Совокупность предложенных принципов внешней политики получила название «новое политическое мышление». «Новое политическое мышление» явилось попыткой реализации идей перестройки во внешней политике.

Во второй половине 1980-х гг. СССР предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета Советского Союза. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В качестве ответной меры руководство США лишь пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. В апреле 1987 г. мораторий был отменен.

Однако отношения с США значительно улучшились, прошло несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим. В 1987 г. в Вашингтоне подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), летом 1991 г. – о значительном сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Налаживались отношения со многими странами, в том числе с Китаем. Отказ от применения военной силы, вывод войск из Афганистана (февраль 1989 г.) способствовали нормализации международной обстановки.

В мае 1987 г. Политический Консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций. После 1989 г. в социалистических странах шло возрастание антисоветских и антисоциалистических настроений, переросшее в серию революций в восточноевропейских государствах. В 1990 г. перестала существовать ГДР, войдя в состав ФРГ. В ходе революций компартии были отстранены от власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы государств Восточной Европы взяли курс на сближение с НАТО и организацией Общего рынка (будущим Евросоюзом), потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.

Новые инициативы во внешней политике СССР имели как положительные, так и отрицательные последствия. К началу 1990-х гг. прекратилась «холодная война», в лучшую сторону изменилась обстановка в мире, окончательно рухнул «железный занавес», расширились международные связи. В то же время в обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева рассчитывала на «добрую волю» стран Запада, политическую и финансовую поддержку. Однако серьезной финансовой помощи не последовало. Бывшие союзники СССР по соцлагерю проявляли враждебность к СССР и устремлялись в НАТО.

5.События 1991 г. Распад СССР.

В середине 1980-х гг. административные структуры в союзных республиках начали борьбу за усиление собственной власти. Начались трения между коренными жителями и русскоязычным населением. Рухнул миф о «дружбе народов СССР». В 1986 г. произошли выступления в Казахстане. В 1988 г. начались волнения между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха.

В 1989 г. кровавые столкновения произошли в Фергане, в 1990 г. - между киргизами и узбеками в Ошской области. Накалились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Для подавления конфликтов использовались войска, что усугубляло обстановку в союзных республиках. Власть все больше переходила от федерального центра в республики, начались «парад суверенитетов» и «война законов», что фактически означало неподчинение центру и стремление к самостоятельности. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Горбачев задумал подписание нового союзного договора. В мае 1991 г. в резиденции Ново-Огарево под Москвой был утвержден специальный проект, в котором говорилось о том, что каждая республика является членом международного сообщества и может существовать самостоятельно. Подписание проекта было назначено на 20 августа 1991 г.

18 августа находившийся на отдыхе в Крыму М.С. Горбачев был изолирован в своей резиденции. Утром 19 августа начался антигосударственный путч (переворот). По радио и телевидению объявлено «Заявление Советского руководства» об отстранении Президента СССР от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице-президенту Г.И. Янаеву, о введении в стране чрезвычайного положения и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП ввел войска в Москву, потребовал приостановить деятельность некоторых структур власти, оппозиционных партий и движений, выпуск многих газет. Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным, издавшее указ о незаконности действий ГКЧП. В Москве возникли баррикады, народ встал на защиту Дома Советов России («Белого дома»). 21 августа ГКЧП потерпел поражение. 22 августа запрещена деятельность КПСС, путчисты арестованы.

Августовские события привели к ускорению распада СССР. Заявили о выходе из Советского Союза страны Прибалтики. О своей независимости объявила Украина, ее примеру последовали Молдавия, Киргизия, Узбекистан. Попытки Горбачева по продолжению новоогаревского процесса потерпели неудачу. 8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии, собравшись в Беловежской Пуще на территории Белоруссии, расторгли договор об образовании СССР от 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). В него вошли Россия, Украина и Белоруссия. Этот акт вошел в историю как «Беловежские соглашения». 21 декабря Декларацию об образовании СНГ подписали еще восемь государств (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан). 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

6. Развитие науки и культуры в 1950–1980-х гг.

Развитие культуры в этот период носило противоречивый характер. В 1950-х гг. шло восстановление очагов культуры: учебных заведений, театров, музеев и др. Была отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. В школах введено трудовое обучение, произошел переход к обязательному 8-летнему образованию (1958 г.), а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Значительно расширилась система вечернего и заочного образования. Открывались новые вузы и техникумы.

В каждой союзной республике была создана своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. Развитие науки достигло значительных успехов. В 1957 г. возле Новосибирска был создан Академгородок. В жизнь входило телевидение, внедрялась автоматика.

Некоторые советские учены были удостоены Нобелевской премии: Н.Н. Семенов, создавший теорию теплового взрыва газовых смесей (1956 г.), И.Е. Тамм, И.М. Франк и ПЛ. Черенков, разработавшие теорию излучения (1958 г.), ЛД. Ландау за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости (1962 г.), А.М. Прохоров и Н.Г. Басов, обосновавшие основы квантовой электротехники (1964 г.). И.В. Курчатов организовал атомный центр в Дубне. В 1949 г. СССР стал обладателем атомной бомбы, а затем благодаря АД. Сахарову и другим ученым – водородной бомбы (1953 т.) А.Н. Туполев создал сверхзвуковой самолет ТУ-144. Практическую космонавтику возглавил С.П. Королев. 4 октября 1957 г. произошел запуск в космос первого искусственного спутника Земли. Затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал ЮЛ. Гагарин. В том же году осуществил полет Г.С. Титов, в 1963 г. – первая женщина-космонавт В.В. Терешкова, а в 1965 г. АЛ. Леонов впервые вышел в открытый космос.

XX съезд КПСС, «оттепель» изменили обстановку в стране, что сказалось на развитии искусства. В литературе наряду с военной темой раскрывались особенности современной жизни, появились новые имена: ФА. Абрамов, ДА. Гранин, В.Ф. Тендряков, В Д. Дудинцев, В.М. Шукшин и др. В 1965 г. лауретом Нобелевской премии в области литературы стал МЛ. Шолохов. А.Т. Твардовский возглавил журнал «Новый мир», где в 1962 г. была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Значительных успехов достигли кинематография, театр, музыкальное искусство, живопись. Возникла бардовская песня (Б.Ш. Окуджава, А.Л. Галич). Однако сохранялся пресс «социалистического реализма» и партийного диктата. В 1957 г. писатель Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей (за опубликование за рубежом романа «Доктор Живаго»), а затем вынужден был отказаться от получения Нобелевской премии (1958 г.). В 1959 г. на III съезде писателей СССР Хрущев осудил «очернителей», а заодно и «лакировщиков» советской действительности. Зародилось правозащитное движение, начался выпуск запрещенной литературы («самиздат»), была организована помощь репрессированным.

Во второй половине 1960-х гг. правительством был взят курс на всеобщее среднее образование, в 1970-х гг. – на усиление профессиональной ориентации образования. По Конституции 1977 г. среднее образование стало обязательным. Однако всеобщее среднее образование, ориентированное на трудовое обучение, привело к нивелированию знаний, резкому снижению уровня образования, что сказалось и на высшей школе. СССР занимал одно из первых мест по количеству выпускаемых специалистов, но их знания все меньше удовлетворяли потребности страны, не соответствовали мировому уровню.

Развитие науки было связано с научно-техническим прогрессом. Получили признание работы М.В. Келдыша, развившего теорию аэродинамики, космонавтики и возглавившего в 1961–1975 гг. Академию наук. В 1975 г. физик JI.B. Канторович стал лауреатом Нобелевской премии за разработку основ линейного программирования. В 1978 г. это звание присвоено одному из старейших ученых – П.Л. Капице. Под руководством С.П. Королева продолжалось освоение космоса. В 1975 г. состоялся первый в мире международный советско-американский полет, произведена стыковка кораблей – советского «Союза-19» и американского «Аполлона». В 1970-е гг. в космических полетах стали участвовать иностранные космонавты.

В литературе в жанре «деревенской прозы» выдвинулись писатели С.П. Залыгин, Б.Л. Васильев, В.М. Быков, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, ФА. Абрамов и др. Они в яркой форме показывали трагедию раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. В среде интеллигенции усилилось сопротивление властям. В 1965 г. арестованы писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за издание за рубежом своих произведений. Многие деятели культуры были вынуждены покинуть СССР. Лишены советского гражданства как «духовные перерожденцы» известный музыкант Мстислав Растропович и певица Галина Вишневская. За границей оказались писатель Виктор Некрасов, поэт Иосиф Бродский, скульптор Эрнст Неизвестный, режиссер «Театра на Таганке» Юрий Любимов, балерина Майя Плисецкая и др. Произведения многих писателей были запрещены. Народу навязывалась строго идеологизированная литература.

Ответом на господство во всех сферах жизни общества коммунистической идеологии явилось возникновение еще в конце 1950-х гг. неформальных объединений, кружков. Постепенно участники движения, получившие название «диссиденты», перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несогласный» или, в переносном смысле, «инакомыслящий». Количество диссидентов было невелико, основная масса населения была далека от их идей. Диссиденты выдвигали требования: от улучшения жилищных условий населения до политических – свободы слова, печати, освобождения политических заключенных.Также они боролись с попытками «ресталинизации». В 1974 г. из страны был выслан А.И. Солженицын. После 1975 г. правозащитники и диссиденты требовали от руководства СССР выполнения Хельсинкских соглашений и «брежневской» Конституции. В 1979 г. АД. Сахаров открыто выступил против ввода советских войск в Афганистан и вскоре был выслан в г. Горький (Нижний Новгород).

Вопросы для самостоятельной подготовки

1.Почему не состоялась «косыгинская реформа».

2.События августа 1991года.

3. Расстрел Белого дома в 1993 г.

Диссидентское движение в СССР.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...