Основными принципами системы страхования вкладов являются. Распределение рисков потери сбережений между государством, банками и вкладчиками


Страхование банковских вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст.3 Закона о страховании вкладов:

Обязательность участия банков в системе страхования вкладов.

Как установлено ч.1 ст.6 Закона о страховании вкладов, участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков.

В части 3 ст.6 Закона о страховании вкладов установлены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:

) уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;

) исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.

Рассматривая изложенный основной принцип системы страхования вкладов, целесообразно привести проблемный вопрос, обозначенный в заключении Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы от 16 мая 2003 г. по проекту Закона о страховании вкладов и законопроектам, связанным с принятием Закона: гарантирование в принципе увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Рост банковских вкладов населения на 47% за один 2002 год также говорит о том, что переток сбережений населения в организованную форму (как и обратно) скорее определяется общеэкономической ситуацией, чем отсутствием или наличием предлагаемой системы. В заключении по законопроекту также отмечено, что центральное противоречие системы страхования вкладов заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.

Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.

На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона о страховании вкладов, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:

· обязанности банков по представлению и размещению информации (ст.6 Закона);

· составление и представление Агентством отчетности (ст.24 Закона);

· аудит Агентства (ст.25 Закона);

· получение Агентством отчетности банков и иной информации (ст.29 Закона);

· систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст.42 Закона).

4. Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов обеспечивается, как прямо указано в п.4 указанной статьи, за счет регулярных страховых взносов банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.

Обязанность банков - участников системы страхования вкладов уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов установлена, как говорилось выше, в п.1 ч.3 ст.6 Закона о страховании вкладов.

Согласно ч.1 ст.35 Закона страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

В ст.36 Закона установлен предел накопления денежных средств фонда обязательного страхования вкладов - 10% общей суммы вкладов в банках:

в соответствии с ч.15 ст.36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически приостанавливается;

согласно ч.16 ст.36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, составит менее 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически возобновляется.

Статистический исследование использования основных производственных фондов предприятия
Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооруж...

Перспективы развития зон научно-промышленного типа
Зоны научно-промышленного типа распространены в различных регионах мира, как в развивающихся, так и в развитых странах. Для одних это, как правило, уникальный шанс привлечь внешние инвес...

Совершенствование системы оплаты труда на предприятии ОАО Ашинский металлургический завод
В наше время труд рассматривается, как важнейшая часть экономики. Труд является в одно и тоже время, как товаром (работник продает свой труд, для создания нового качества и дополнительн...

Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках создается в

следующих целях обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств

граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам.

Участниками системы обязательного страхования вкладов являются:

1) Агентство по страхованию вкладов;

2) банки, внесенные в реестр и привлекающие средства граждан (страхователи);

3) вкладчики;

4) Банк России.

Принципы системы страхования вкладов: обязательность участия банков в системе страхования

вкладов; сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для

вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; прозрачность

деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования

фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков

– участников системы страхования вкладов.

Совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются

в соответствии с ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» 23.12.2003

№ 177-ФЗ, составляет Фонд обязательного страхования вкладов. По фонду обязательного

страхования вкладов ведется обособленный учет, на фонд не может быть обращено взыскание

по обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, банков, иных

третьих лиц, а также Агентства по страхованию вкладов, за исключением случаев, когда

обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по

выплате возмещения по вкладам. Источники формирования фонда обязательного страхования

вкладов: страховые взносы; пени за несвоевременную и (или) неполную уплату

страховых взносов; денежные средства и иное имущество, которые получены от

удовлетворения прав требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенных в

результате выплаты им возмещения по вкладам; средства федерального бюджета в

случаях, предусмотренных законом; доходы от размещения и (или) инвестирования

временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

первоначальный имущественный взнос; другие доходы, не запрещенные законодательством.

Кроме обязательного страхования банковских вкладов имеет место и добровольное

страхование. Банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов для

обеспечения возврата вкладов и выплаты доходов по ним. Такие фонды создаются как

некоммерческие организации.

24. Возникновение права вкладчика на возмещение по вкладам. Порядок выплаты возмещения по вкладам.

Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации

Глава 2. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам

Комментарий ГАРАНТа

См. Порядок и размер получения возмещения по вкладам в соответствии с настоящим Федеральным законом, утвержденный Агентством по страхованию вкладов 30 июня 2005 г., протокол N 48

О выплатах ЦБР по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ, а также Указание ЦБР от 17 ноября 2004 г. N 1517-У

Статья 7. Права вкладчиков

1. Вкладчики имеют право:

1) получать возмещение по вкладам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) сообщать в Агентство о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;

3) получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.

2. Вкладчик, получивший возмещение по вкладам, размещенным в банке, в отношении которого наступил страховой случай, сохраняет право требования к данному банку на сумму, определяемую как разница между размером требований вкладчика к данному банку и суммой выплаченного ему возмещения по вкладам в данном банке. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. При заключении договора банковского вклада (договора банковского счета) в пользу третьего лица права вкладчика, предусмотренные настоящим Федеральным законом, приобретает физическое лицо, в пользу которого внесен такой банковский вклад (открыт банковский счет).

Статья 8. Страховой случай

1. Для целей настоящего Федерального закона страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций (далее - лицензия Банка России) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) введение Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

2. Страховой случай считается наступившим со дня отзыва (аннулирования) у банка лицензии Банка России либо со дня введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Статья 9. Возникновение права вкладчика на возмещение по вкладам

1. Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая.

2. Лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладу (вкладам) после наступления страхового случая, права на страховое возмещение по такому вкладу (вкладам) не имеет, за исключением физического лица, приобретшего в порядке наследования право требования по вкладу, по которому выплата страхового возмещения вкладчику не производилась (далее - наследник). Наследник вправе воспользоваться правами умершего вкладчика, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.

3. При переходе в порядке наследования после наступления страхового случая права требования по вкладу (вкладам) вкладчика нескольким наследникам каждый из них приобретает право на часть не выплаченного вкладчику страхового возмещения в размере, пропорциональном размеру приобретенного им права требования по указанному вкладу (вкладам). При этом выплата наследнику страхового возмещения по указанному вкладу (вкладам) не зависит от выплаты этому же наследнику возмещения по иным вкладам.

Статья 10. Порядок обращения за возмещением по вкладам

1. Вкладчик (его представитель или наследник (представитель наследника) вправе обратиться в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства, а при введении Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов - до дня окончания действия моратория.

2. В случае пропуска вкладчиком (его наследником) срока для обращения с требованием о возмещении по вкладам указанный в части 1 настоящей статьи срок по заявлению вкладчика (его наследника) может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) если обращению с требованием о выплате возмещения по вкладам препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);

2) если вкладчик (наследник) проходил (проходит) военную службу по призыву или находился (находится) в составе Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований, органов), переведенных на военное положение, - на период такой службы (военного положения);

3) если причина пропуска указанного срока связана с тяжелой болезнью вкладчика (его наследника), беспомощным состоянием вкладчика (его наследника), со сроками принятия наследником вкладчика наследства и с иными причинами, связанными с личностью вкладчика (его наследника).

3. Решение правления Агентства об отказе в восстановлении пропущенного срока для обращения с требованием о выплате возмещения по вкладам может быть обжаловано вкладчиком (его наследником) в суд.

4. При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик (наследник) представляет:

1) заявление по форме, определенной Агентством;

2) документы, удостоверяющие его личность, а при обращении наследника также документы, подтверждающие его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.

5. При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам представитель вкладчика (наследника) наряду с документами, указанными в пунктах 1 и 2 части 4 настоящей статьи, представляет также нотариально удостоверенную доверенность.

Статья 11. Размер возмещения по вкладам

1. Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. При исчислении суммы обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады, застрахованные в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.

3. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам.

4. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

5. Размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая.

6. В случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

7. Если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.

Статья 12. Порядок выплаты возмещения по вкладам

1. Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками направляет в этот банк, а также для опубликования в "Вестник Банка России" и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай.

2. Указанную в части 1 настоящей статьи информацию вкладчик вправе получить непосредственно в банке, в отношении которого наступил страховой случай, а также в Агентстве.

3. При представлении вкладчиком (его представителем) в Агентство документов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, Агентство представляет вкладчику выписку из реестра обязательств банка перед вкладчиками с указанием размера возмещения по его вкладам.

4. Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

5. При выплате возмещения по вкладам Агентство представляет вкладчику справку о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение, и направляет ее копию в банк.

6. При невыплате по вине Агентства согласованной суммы возмещения по вкладам в установленные настоящей статьей сроки Агентство уплачивает вкладчику проценты на сумму невыплаты, исчисляемые в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на день фактической выплаты Агентством возмещения по вкладам.

7. В случае несогласия вкладчика с размером возмещения по вкладам, подлежащего выплате, Агентство предлагает вкладчику представить в Агентство дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований, и направляет их в банк для рассмотрения. Банк в течение 10 календарных дней со дня получения указанных документов обязан их рассмотреть и в случае обоснованности требований вкладчика внести соответствующие изменения в реестр обязательств банка перед вкладчиками, а также направить в Агентство сообщение о результатах рассмотрения требований вкладчика и о внесенных изменениях в реестр обязательств банка перед вкладчиками.

8. После согласования с банком и вкладчиком суммы обязательств банка на основании дополнительно представленных документов Агентство выплачивает вкладчику сумму возмещения по вкладам в установленном порядке.

9. В случае восстановления в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, срока для обращения с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик вправе получить возмещение по вкладам в размере, соответствующем сумме обязательств банка перед ним, указанной в реестре обязательств банка перед вкладчиками.

10. При несогласии с размером подлежащего выплате возмещения по вкладам вкладчик в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском об установлении состава и размера соответствующих требований, а также подлежащего выплате возмещения по вкладам.

11. Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

12. Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, в том числе предусмотренных частями 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона и частью 7 настоящей статьи, а также выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через банки-агенты, действующие от его имени и за его счет. Порядок взаимодействия банков-агентов с Агентством, включая нормы компенсации затрат банков-агентов, устанавливается советом директоров Агентства. Порядок конкурсного отбора банков-агентов устанавливается советом директоров Агентства по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

13. Выплата возмещения по вкладам производится в валюте Российской Федерации.

Введение….…………………………………………………………………...3

I. Понятие, сущность и история развития страхования вкладов населения…5

§ 1. История появления Системы страхования вкладов за рубежом………………5

§ 2. Цели, задачи и принципы системы страхования вкладов населения в России. ………………………………………8

II . Функционирование системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации. ………………………………......16

§ 1. Агентство по страхованию вкладов. Его статус, функции и цель деятельности. ……………………………………………………………………………....…16

§ 2. Роль Системы страхования вкладов в сохранении устойчивости банковской системы РФ.…………………………………………………………………………….……21

III. Перспективы развития ССВ.………………………………………………………………….…24

Заключение………………………………………………………………………………………………………29

Список использованной литературы………………………………………………………………30

Введение.

Одной из проблем российской экономики на сегодняшний день является острая нехватка инвестиций во всех ее отраслях. При этом само население страны обладает значительными материальными ресурсами, которые могли бы способствовать развитию экономики, если бы были в нее инвестированы. Но привлечения накоплений населения можно будет добиться при условии, что удастся убедить людей, во-первых, в том, что такое инвестирование лично для них выгодно, и, во-вторых, что, отдавая свои деньги, они не рискуют их потерять. Наиболее доступной для населения формой трансформации накоплений в инвестиции, является передача денег коммерческим банкам в форме банковского вклада, где решать вопрос о наиболее эффективном использовании средств вкладчика, будет банк, а вкладчик будет получать фиксированный процент за использование его денег.

Исследования показывают, что основной причиной, по которой население не решается передавать свои денежные накопления банкам, заключается в отсутствии у потенциальных вкладчиков уверенности в том, что их деньги будут им, в конце концов, возвращены. Опыт начала 90-х годов XX века, показывает, что вкладчикам есть чего опасаться. Подобная неуверенность могла бы быть снята, если бы вкладчик был уверен в том, что его деньги будут ему возвращены независимо от того, что случиться с банком. То есть, гарантировать сохранность вклада должен не сам банк, а какая-то иная, совершенно самостоятельная организация, чья платежеспособность не связана с финансовой устойчивостью банка.

Действительно, от неблагоприятных ситуаций, делающих невозможным возврат денег вкладчикам, не застрахован ни один банк, и было бы несправедливо утверждать, что это исключительно российская проблема. Но, в большинстве экономически развитых стран существует система защиты вкладов населения, которая, в случае наступления какой-либо неблагоприятной ситуации, гарантирует, что вкладчик получит свои деньги назад.

Во всем мире таким способом защиты интересов вкладчиков является страхование банковских вкладов. А после принятия ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» такая система появилась и в нашей стране.

I. Понятие, сущность и история развития страхования вкладов населения.

§ 1. История появления Системы страхования вкладов за рубежом.

Системы страхования депозитов существуют сегодня более чем в 70 странах мира. Согласно директиве Европейского сообщества о системах гарантий по депозитам от 16 мая 1994 года (94/19/ЕС) все страны, входящие в сообщество, обязаны иметь систему страхования депозитов, предусматривающую выплату за счет ее средств возмещения владельцам депозитов. Практически все развитые страны создали у себя подобные системы. И процесс построения систем обеспечения защиты средств населения, размещаемых в банках, продолжается. Это свидетельствует о том, что создание систем обеспечения защиты сбережений населения все больше признается в мире в качестве необходимого элемента эффективной системы обеспечения финансовой безопасности и стабильности государств.

Распространение практики образования национальных систем страхования депозитов, а также финансовые кризисы конца 1980-х, а затем и конца 1990-х годов, когда правительства многих стран столкнулись с необходимостью решать проблемы многочисленных вкладчиков разорившихся банков, заставило международные финансовые организации начать изучение опыта функционирования систем страхования депозитов в разных странах мира. В исследованиях Мирового Банка и Международного Валютного Фонда была сделана попытка выявить и проанализировать факторы, влияющие на эффективность мер, принимаемых в различных странах в целях обеспечения защиты средств населения, находящихся в банках В результате проведенного анализа были сформулированы так называемые “best practices” - наиболее предпочтительные принципы организации систем защиты депозитов. В то же время в ходе проведенных исследований выявилось большое многообразие путей и подходов, различие правовых и финансовых инструментов, используемых разными государствами для обеспечения стабильности своих банковских систем и поддержания доверия к банкам со стороны населения.

Наибольшее значение, как элемент мирового опыта, имеет система гарантирования вкладов в форме страхования, созданная в США. Американская система гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим кризисом. Для страхования вкладов в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с ФКСД).

В настоящее время ФКСД является независимым федеральным агентством, подотчетным Конгрессу и возглавляемым чиновникам (банки и другие кредитные организации не имеют право на участие в управлении системой). Для разрешения ситуаций с проблемными банками ФКСД применяла и применяет на сегодня три основных метода:

· санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (ФКСД содействует ликвидации «бесперспективных» активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);

· ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;

· выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада (в настоящее время – 250 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке) с ликвидацией банка.

Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования вкладов можно считать:

· страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);

· государственная собственность и управление страховым фондом;

· гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;

· значительная финансовая поддержка государства;

· практически полный охват банковских учреждений страны;

· тесное взаимодействие ФКСД с государственными органами банковского надзора.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время система защиты вкладов в США носит совершенно всеобщий, тотальный характер: так к середине 90-х гг. системой страхования ФКСД было охвачено до 98 % всех вкладов, составляющих свыше 99% активов страны.

§ 2. Цели, задачи и принципы системы страхования вкладов населения в России.

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для решения этих целей создаётся Система страхования вкладов населения.

Система страхования вкладов (ССВ) – это специальная государственная программа, реализуемая в соответствии c Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Рис. 1). Ее основная задача – защита сбережений населения, размещаемых в российских банках. В настоящее время она позволяет вкладчикам при наступлении страхового случая получить возмещение по вкладам в размере до 700 тысяч рублей. Механизм страхования вкладов максимально прост и не требует от вкладчика никаких предварительных действий: вклады и счета физических лиц страхуются «автоматически» со дня вхождения банка в ССВ.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

· защита прав и законных интересов вкладчиков банков;

· укрепление доверия к банковской системе;

· стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы.

Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

120. Основные принципы системы страхования вкладов

Основные принципы системы страхования вкладов состоят в следующем:

Обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

Прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков – участников системы страхования вкладов.

Не подлежат страхованию в системе обязательного страхования следующие денежные средства:

Размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

Размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

Переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

Размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков РФ.

Совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», составляет Фонд обязательного страхования вкладов.

Источники формирования фонда обязательного страхования вкладов:

Страховые взносы;

Пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

Денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

Средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом;

Доходы от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

Первоначальный имущественный взнос;

Другие доходы, не запрещенные законодательством.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

40. Система страхования вкладов в банках России Одной из главных гарантий частичной сохранности привлеченных во вклады денежных средств являетсяинститут страхования банковских вкладов.В зарубежных странах с развитой правовой системой такое страхование является

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

Глава 10 Система страхования вкладов Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».3. Федеральный

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

1. Системы гарантирования (страхования) вкладов. Создание системы страхования вкладов в России Система гарантирования (страхования) средств третьих лиц на счетах и во вкладах в кредитных учреждениях широко известна современному банковскому праву и признается одним из

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

2. Субъекты права на вступление в систему страхования вкладов и предъявляемые к ним требования Право на вступление в систему страхования вкладов в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о страховании вкладов имеет банк, обладающий на день вступления в силу указанного Закона

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

5. Фонд обязательного страхования вкладов Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается Фонд обязательного страхования вкладов.Фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

1.1. Совершенствование системы пенсионного страхования В связи с изменившимися социально-экономическими условиями в нашей стране существовавшая государственная система пенсионного обеспечения, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений,

Из книги Все о личных финансах: способы экономии на все случаи жизни автора Кирсанов Роман

37. Постановка коммерческого банка на учет в системе страхования вкладов Рассмотрение Банком России ходатайств банков и вынесение по ним заключений о соответствии (или несоответствии) банков предъявляемым к ним требованиям для участия в системе страхования вкладов

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

12. СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ Население должно хранить деньги в банке. Имеется в виду, не дома, в стеклянной и/или жестяной таре, а в надежном кредитном учреждении. В этом я убежден без всяких оговорок, абсолютно и стопроцентно.Именно поэтому на встрече с президентом

Из книги автора

13. Основные элементы страхования Лица. В каждом страховом правоотношении обязательно участвуют два лица: страховщик и страхователь; могут (необязательно) участвовать еще два лица – выгодоприобретатель и застрахованное лицо. Страховщик и страхователь непременно

Из книги автора

23. Основные этапы развития страхования в России В эпоху Средневековья некоммерческий тип страхования существовал и на Руси. В своде законов «Русская правда» были зафиксированы правовые основы страховых отношений в Киевской Руси.В России страхование развивалось в

Из книги автора

82. Основные особенности личного и имущественного страхования Имущественное и личное страхование являются самостоятельными и различными по своей характеристике видами страхования.К общим признакам, свойственных данным видам страхования, относятся:1. Объектом обоих

Из книги автора

113. Общие принципы страхования предпринимательских рисков Страхование предпринимательских рисков – это страхование рисков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств

Из книги автора

Система страхования вкладов Система страхования вкладов – не российское изобретение. История ее создания в мире насчитывает более 70 лет.Впервые она появилась в США в 1934 году, в 1962 году американский опыт переняли Индия и Норвегия. В 80-е и 90-е годы прошлого века системы

Из книги автора

Как выяснить, входит ли банк в систему страхования вкладов Все банки, которые имеют право принимать вклады у населения, обязаны вступить в систему страхования вкладов. Если по поводу какой-то организации возникают сомнения, можно самостоятельно посмотреть реестр банков

Из книги автора

33. Эволюция мировой валютной системы. Основные валютные системы До 1914 г. международные капиталы осуществлялись на основе золотого стандарта, существовал свободный международный валютный оборот. Владельцы иностранной валюты могли свободно распоряжаться ею: продавать

Из книги автора

34. Основные принципы и этапы развития европейской валютной системы В 1949 г. был создан Совет Европы. В это же время возникли такие международные организации, как Организация европейского экономического сотрудничества (1948 г.), Организация североатлантического договора

Дата: 28.02.2004

Журнал «Деньги и кредит» (№ 2, 2004)

Российская банковская система все более активно развивается как финансовый посредник, перераспределяющий временно свободные ресурсы между секторами экономики. Данное направление развития банковского сектора полностью отвечает задачам экономических реформ.

За последние два года динамика вкладов населения обнадеживает. Депозиты физических лиц за этот период выросли в 2,2 раза и составили на начало 2004 г. свыше 1,5 трлн руб. Тем не менее, несмотря на рост вкладов и некоторое снижение курса доллара США по отношению к рублю, сохраняется стабильным спрос на наличную иностранную валюту, используемую главным образом как средство сбережений. Прирост наличной иностранной валюты на руках у населения составил в 2003 г. 8,3 млрд дол. (в 2002 г. - 12,7 млрд дол.) [Рассчитано на основе данных Банка России («Вестник Банка России», 2002-2003гг.]

На современном этапе развития банковская система все больше зависит от экономического поведения населения. Доля вкладов населения в пассивах банков увеличилась за 2002-2003 гг. на 5 процентных пунктов и составляет более четверти (26%) пассивов всего банковского сектора. Помимо несомненного положительного эффекта этого явления для экономики не стоит забывать и об определенных рисках. Опыт других стран показывает, что появление даже необоснованных слухов об ухудшении экономической ситуации способно вызвать отток сбережений из банковского сектора и спровоцировать банковский кризис.

В мировой практике в качестве внутреннего механизма сдерживания изъятия вкладов из банковской системы рассматривается система страхования вкладов. В настоящее время роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют более чем в 70 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов.

В конце 2003 г. система страхования вкладов была создана и в России. 27 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определивший основные механизмы защиты сбережений населения.

Цели создания системы страхования вкладов в России

Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. Иными словами, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом.

Государство в первую очередь заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс.

Банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, то их заинтересованность в системе страхования заключается в стремлении получить надежный, безопасный и доходный способ хранения своих сбережений.

Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

  • защита прав и законных интересов вкладчиков банков;
  • укрепление доверия к банковской системе;
  • стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Принципы построения системы страхования вкладов в России

Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы.

Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения

Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству. В мире число добровольных систем страхования неуклонно снижается. Если в середине 90-х годов прошлого века половина систем страхования депозитов строилась на принципе добровольного участия, то сегодня их осталось только 19%.

Директива Европейского парламента и Совета «О системах гарантирования депозитов» от 16 мая 1994 г. предписывает странам - участницам Европейского союза создание таких систем.

Допуск в систему только финансово устойчивых банков

Одной из главных проблем при формировании системы страхования вкладов является ограничение принимаемых ею финансовых рисков. Для ее решения в систему страхования вкладов будут допускаться только финансово-устойчивые, стабильно развивающиеся и адекватно управляемые банки. Закон о страховании вкладов предусматривает, что вхождение банков в систему страхования вкладов будет осуществляться на основании лицензии Банка России на осуществление операций со средствами физических лиц.

Для сохранения лицензии действующими банками к ним предъявляются дополнительные требования относительно прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, качества внутреннего контроля. Их финансовая устойчивость оценивается также с учетом состояния активов, пассивов, ликвидности, доходов, расходов, финансового результата, собственных средств, состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Характерно, что требования к участию в системе страхования вкладов носят не разовый, а постоянный характер и обязательны для соблюдения банками все время их участия в системе страхования вкладов.

Вхождение банка в систему страхования вкладов является в каком-то смысле добровольным решением, вытекающим из бизнес-политики банка, и оформляется ходатайством в Банк России о проверке его соответствия к участию в системе. Такое ходатайство должно быть направлено в течение 6 месяцев со дня вступления закона о страховании вкладов в силу.

Соответствие банков установленным требованиям Банк России будет определять в течение года и девяти месяцев с момента введения в действие системы страхования вкладов по результатам специально проводимой проверки.

По истечении этого срока банки, в отношении которых было сделано отрицательное заключение, а также банки, отказавшиеся от участия в системе, будут в установленном порядке лишены права на работу с вкладами населения.

Накопительный характер формирования резервов системы

В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов. Источниками формирования фонда будут регулярные денежные взносы банков, а также первоначальный взнос государства. Другими источниками его пополнения станут доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда, средства, получаемые в результате удовлетворения требований, приобретаемых системой страхования после выплаты возмещения по вкладам, а также пени за несвоевременную или неполную уплату банками взносов.

За расчетный период уплаты страховых взносов берется календарный квартал года. Размер страховых взносов не должен превышать 0,15% средней за отчетной период суммы остатка средств на счетах граждан. При угрозе образования краткосрочного дефицита фонда для расчетов с вкладчиками страховой взнос может быть увеличен до 0,3%, но не более чем на два квартала.

Уплата взносов будет осуществляться в валюте Российской Федерации. В случае если вклады выражены в иностранной валюте, уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню уплаты.

Распределение рисков потери сбережений между государством, банками и вкладчиками

Систему страхования вкладов в России предлагается построить на основе защиты прежде всего средних и мелких сбережений, что позволит защитить экономические интересы подавляющего большинства граждан.

В соответствии с законом возмещение по вкладам устанавливается в размере 100% суммы вклада, но не более 100 тыс. руб. По экспертным оценкам, указанный размер страхового возмещения в современных условиях позволит обеспечить эффективную защиту личных сбережений примерно для 85-90% вкладчиков.

Введение “плоской” шкалы выплат на начальном этапе создания системы может рассматриваться как оправданное, поскольку такая шкала является простой для понимания и наглядной для оценки степени защиты сбережений со стороны широких слоев населения.

Максимальная скорость выплат вкладчикам

Способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами в пределах установленного лимита страхового возмещения. В международной практике оптимальным периодом, в течение которого вкладчикам должен быть обеспечен доступ к застрахованным депозитам, считается срок до 30 дней с момента наступления страхового случая. При более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Закон предусматривает, что в течение семи дней со дня получения Агентством реестра обязательств банка перед вкладчиками информация о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам будет направляться в соответствующий банк, а также в “Вестник Банка России” и печатный орган по месту расположения банка.

Непосредственно выплаты вкладчикам должны начаться по истечении 14 дней со дня наступления страхового случая, что позволяет решить задачу быстрого доступа граждан к своим средствам.

Агентство по страхованию вкладов: основные задачи и принципы деятельности

В соответствии с законом управление системой страхования вкладов осуществляется государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», которая 29 января 2004 г. была зарегистрирована как юридическое лицо и приступила к работе.

В настоящее время органами управления Агентства определены три основные задачи на среднесрочный период, к которым относятся: подготовка и принятие основных документов, необходимых для вступления банков в систему страхования; формирование фонда страхования вкладов; становление Агентства как организации.

Принятие основных документов, необходимых для участия банков в системе страхования вкладов

Уже в первые дни работы Агентством утверждены основные документы, касающиеся участия банков в системе страхования вкладов, что позволяет руководству банков принимать взвешенные решения, в том числе на стадии, предшествующей вступлению в данную систему.

Определен основной финансовый показатель системы страхования - размер ставки страховых взносов. Поскольку фонд страхования вкладов начинает формироваться фактически «с нуля», Совет директоров Агентства установил ставку на максимальном уровне, определенном законом, - в размере 0,15% от средней величины вкладов населения за квартал. На начальном этапе формирования фонда ставка будет оставаться неизменной. Данный этап, по экспертным оценкам, составит 3-4 года. Впоследствии, по мере роста финансовой устойчивости системы страхования вкладов, размер ставки страховых взносов может быть снижен.

Вместе с установлением ставки взносов утверждены документы, касающиеся порядка их расчета и уплаты. Для удобства банков расчет страховых взносов построен по правилам, аналогичным расчету отчислений в фонд обязательных резервов, что позволит банкам быстрее подготовить персонал и снизить затраты на вступление в систему страхования. Указанные документы в ближайшее время будут опубликованы в «Вестнике Банка России», и система страхования вкладов будет готова принять первых участников.

Формирование фонда страхования вкладов

Помимо взносов банков фонд страхования вкладов формируется также за счет взноса Российской Федерации, перечисляемого Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) в сумме 2 млрд рублей. В соответствии с законом указанные средства должны поступить до середины 2004 года.

Инвестирование средств фонда страхования вкладов будет осуществляться на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов. Направления и порядок размещения средств фонда определены в законе и близки к условиям инвестирования пенсионных накоплений. Вложения допускаются в ограниченный набор финансовых инструментов:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации и ее субъектов;
  • облигации и акции российских эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги;
  • паи индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов;
  • ценные бумаги государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития;
  • депозиты и ценные бумаги Банка России.

До установления уполномоченным правительственным органом критериев отбора ценных бумаг средства фонда будут размещаться в государственные ценные бумаги, депозиты и ценные бумаги Банка России.

Принципиальной позицией в инвестиционной политике размещения средств фонда является исключение вложений в финансовые инструменты кредитных организаций во избежание конфликта интересов.

До конца 2005 г. - окончания переходного периода вступления банков в систему страхования вкладов - фонд страхования вкладов может составить порядка 7 млрд руб., что позволит приступить системе страхования вкладов к выполнению ее базовых функций.

Становление организации “Агентство по страхованию вкладов”

В целях организационного становления Агентства в январе 2004 г. сформированы органы управления (Совет директоров, Правление), назначен генеральный директор, утверждена организационная структура Агентства.

Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, к компетенции которого отнесено формирование стратегической политики и принятие ключевых решений по вопросам функционирования системы страхования вкладов. В его состав входят 7 представителей от Правительства Российской Федерации, 5 - от Банка России, а также генеральный директор Агентства.

В Агентстве образовано 10 структурных подразделений. Общая штатная численность - до 140 человек. Штаты комплектуются в основном за счет кадрового состава Агентства по реструктуризации кредитных организаций, уже имеющего необходимый опыт работы и высокую профессиональную подготовку.

Определен и уже реализуется план первоочередных мер, включающий подготовку внутренних регулятивных документов, разработку и внедрение технологий работы системы страхования вкладов, необходимого программного обеспечения, установление контактов с заинтересованными организациями, в том числе вступление в Международную ассоциацию страховщиков депозитов.

К маю 2004 г., т. е. к вероятному сроку поступления первых документов о вхождении банков в систему страхования вкладов, указанная организационная работа будет завершена.

Деятельность Агентства по выполнению возложенных на него задач будет строиться на основе ряда принципов. Среди них следует выделить три основных принципа.

Главный принцип - прозрачность и информационная открытость деятельности системы страхования вкладов для общества.

Данный принцип вряд ли нуждается в разъяснении, так как является фундаментом, на котором формируется доверие населения к системе страхования. Его реализация, в частности, будет обеспечиваться посредством поддержания постоянного рабочего контакта с представителями центральных и региональных средств массовой информации, использования Интернета, что позволит общественности оперативно получать информацию о функционировании системы страхования вкладов.

Данные о формировании и движении фонда страхования вкладов также будут открытой информацией. Агентство планирует регулярно представлять обобщенный анализ структуры рынка вкладов населения, что будет полезно банкам для более точного формирования их бизнес-политики.

Второй принцип - это координация работы Агентства с банковским сообществом.

Для его реализации Агентство планирует выйти с предложением о заключении с Ассоциацией «Россия» и Ассоциацией российских банков соответствующих соглашений о сотрудничестве, а также создать экспертный совет по вопросам развития системы страхования вкладов.

Третий принцип заключается в минимизации административной нагрузки на банки от введения системы страхования вкладов.

Создание системы страхования вкладов объективно требует установления Банком России новой отчетности. По предложению Агентства она будет очень простой, краткой и ориентированной на отчетность, которую банки составляют по расчету отчислений в фонд обязательных резервов. Агентство будет получать ее непосредственно от Банка России, что минимизирует издержки всех участников.

Наиболее серьезное изменение в операциях банков будет связано с необходимостью выполнить одно из требований закона - обеспечить учет обязательств перед вкладчиками, который позволит формировать реестр выплат в любой момент времени. Предложения по форме этого реестра направлены в Банк России. В качестве основных параметров использованы те данные о клиенте, которые и так уже есть у активно работающих банков. Однако определенная настройка информационных систем все-таки неизбежна. Для облегчения работы банков Агентство в ближайшее время начнет консультации с основными производителями банковских программных комплексов по унификации соответствующих программных продуктов.

В связи с тем, что Агентство по страхованию вкладов отвечает за полноту формирования фонда страхования вкладов, его работникам законом предоставлено право участия в проверках банков. Однако данная новелла не повлияет на количество проводимых проверок, поскольку работник Агентства, который будет проверять правильность расчета страховых взносов банка, будет включаться в состав инспекционной группы Банка России.

Эффект введения системы страхования вкладов

Положительный политический, социальный и макроэкономический эффект от создания системы страхования вкладов очевиден.

Как отмечено выше, закон о страховании вкладов дает каждому вкладчику гарантию возврата его вкладов в одном банке на сумму в 100 тыс. руб. Первой, очевидной и ожидаемой реакцией населения может быть рост доли вкладов, эквивалентных сумме гарантий. Это правило подтверждается опытом введения систем страхования депозитов в странах СНГ и в самой России (аналогичная экспериментальная модель страхования вкладов действовала в 5 российских банках, реструктурируемых АРКО).

Доля вкладов до 100 тыс. руб. будет расти тремя путями. Первые два - это приток средств из сбережений на руках российских граждан и приток средств из стран ближнего зарубежья. Благодаря системе страхования вкладов за счет внутрироссийских источников в банковские вклады может быть привлечено 5-10 млрд дол. При этом большая часть средств будет абсорбирована многофилиальными банками. Введение в России системы страхования вкладов происходит на фоне общего экономического роста и укрепления российского рубля. Все это усиливает роль рубля как резервной валюты для стран СНГ. Поэтому можно ожидать увеличения доли вкладчиков из ближнего зарубежья в российских банках.

Третий путь роста доли вкладов до 100 тыс. руб. - это дробление более крупных депозитов в связи со стремлением вкладчиков полностью застраховать свои суммы. С точки зрения диверсификации рисков и более равномерного распределения вкладов по банковской системе данный процесс можно считать положительным явлением.

У такого дробления есть еще один положительный эффект. Он обязательно усилит конкурентную борьбу среди банков на данном сегменте розничного рынка, заставит их искать способы удержания клиентов. Можно ожидать, что повысится качество банковского обслуживания и процентные ставки от введения системы страхования вкладов не упадут.

Введение системы страхования вкладов даст новый импульс для развития целого блока иных банковских и финансовых операций. Это связано с тем, что банки объективно заинтересованы в снижении отчислений в систему страхования вкладов. Они обязательно будут предлагать крупным вкладчикам новые банковские продукты и программы обслуживания.

В этой связи в ближайшие два года можно рассчитывать на рост общих фондов банковского управления, развитие операций индивидуального банковского обслуживания и рост спроса на специалистов соответствующего профиля.

Одновременно более активно будет развиваться рынок ценных бумаг и паевые фонды. Следовательно, появятся новые возможности для извлечения прибыли не только в банковском секторе.

Таким образом, положительный эффект от введения системы страхования вкладов будет намного шире социальной защиты вкладчиков.

Генеральный директор Агенства по страхованию вкладов Александр Турбанов

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ Государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”

17 февраля 2004 г. прошло очередное заседание Совета директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»).

Члены Совета директоров были проинформированы о проводимой корпорацией работе по вступлению в Международную ассоциацию страховщиков депозитов (IADI) в качестве действительного члена. В настоящее время участниками Ассоциации являются 40 организаций из 35 стран мира. Партнерами Ассоциации выступают Международный валютный фонд и Европейский банк реконструкции и развития. Членство в Международной ассоциации позволит Агентству установить тесное сотрудничество с коллегами из других стран и обеспечит максимальное использование мирового опыта, а также участие в выработке международных рекомендаций по развитию систем страхования депозитов.

Совет директоров ГК «АСВ» проанализировал существующий порядок налогообложения фонда страхования вкладов и признал необходимость подготовки предложений по уточнению ряда положений налогового законодательства. Такие предложения будут направлены на ускорение формирования фонда страхования вкладов до размера, обеспечивающего реальную защиту интересов вкладчиков, а также на реализацию статьи 34 закона о страховании вкладов в части капитализации доходов от инвестирования временно свободных средств фонда.

Кроме того, на заседании было утверждено положение о службе внутреннего аудита Агентства, руководство которой осуществляется Советом директоров, а также рассмотрены организационные вопросы размещения Агентства.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...