Обстоятельства исключающие привлечение лица к ответственности. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд'


Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2004 N А12-5339/04-С42

(извлечение)


Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому, г. Волжский, обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества "Стройизыскания", г. Волжский, 269273 руб. налоговых санкций.

Решением арбитражного суда от 13.04.2004 заявление с учетом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ удовлетворено в сумме 70000 руб. Во взыскании 108432 руб. штрафа отказано.

В кассационной жалобе налоговый орган просит решение в части отказа во взыскании 108432 руб. отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, решением Инспекции МНС РФ по г. Волжскому N 03-743 от 06.10.2003 ответчик привлечен к налоговой ответственности по п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 269273 руб. за несвоевременное представление налоговых деклараций по земельному налогу за 2000, 2001, 2002, 2003 гг.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате на землю" N 1738-1 от 11.10.91 налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками в налоговый орган ежегодно не позднее 1 июля. Тем самым декларации за 2000, 2001, 2002, 2003 гг. должны были быть поданы не позднее 01.07.2000, 01.07.2001, 01.07.2002, 01.07.2003 соответственно.

В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 16 Закона РФ "О плате на землю" N 1738-1 от 11.10.91 налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками в налоговый орган ежегодно не позднее 1 июля. Ответчику декларации за 2001, 2002, 2003 гг. следовало подать в налоговый орган не позднее 01.07.2001, 01.07.2002, 01.07.2003 соответственно.

Фактически декларации представлены ответчиком 11.09.2003, то есть с нарушением установленного Законом срока.

Суд, признавая, что ЗАО "Стройизыскания" необоснованно привлечено к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный Законом срок по земельному налогу за 2000 г. в виде штрафа в сумме 108432 руб. правомерно указал, что налоговым органом была нарушена ст. 113 НК РФ.

В силу требований ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Кроме того, исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ.

Таким образом, из содержания ст. 113 НК РФ следует, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ, если со дня его совершения истекли три года. При этом исчисление данного срока не связывается с моментом обнаружения этого обстоятельства налоговым органом.

В данном случае трехгодичный срок давности со дня совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, истек 2 июля 2003 г. Однако ЗАО "Стройизыскания" привлечено к налоговой ответственности 06.10.2003, то есть по истечении срока давности, установленного ст. 113 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим ответственность.

С учетом изложенного суд обоснованно отказал во взыскании 108432 руб. штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд


ПОСТАНОВИЛ:


решение от 13 апреля 2004 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А 12-5339/04-С42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом ;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом ;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей .

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

(Извлечение)

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Цыпкиной *.*. , при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному району г. Оренбурга Оренбургской области о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью “Промтехсбыт“ налоговых санкций в размере 1850 руб. 00 коп.

при участии в судебном заседании представителей

от заявителя: *.*. Ю. - специалист 1 категории (доверенность от 09.06.04 N 10/9, постоянная);

от ответчика: не явился, считается извещенным надлежащим образом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 123 АПК РФ,

установил:

По результатам проверки составлена докладная записка от 06.04.04 и вынесено решение N 03-51/5021 от 21.04.04 о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа по ч. 1 ст. 119 НК РФ в размере 200 руб. 00 коп., по ч. 1 ст. 126 НК РФ в размере 1650 руб. 00 коп.

Решение налогового органа в судебном порядке не обжаловано.

Требование N 652 от 04.05.04 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке не исполнено.

Изучив материалы дела, заслушав заявителя, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В нарушение ст. 23 НК РФ, ст. 174 НК РФ налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 и 4 квартал 2003 г. по сроку представления не позднее 20.10.03 и 20.01.04 представлены 21.01.04.

К уплате налог по данным налоговым декларациям составляет 0 руб. 00 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.

За непредставление налоговых деклараций в установленный срок заявитель правомерно привлек ответчика к ответственности по ч. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.

Факт совершения ответчиком правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 119 НК РФ, подтверждается материалами дела и его следует считать доказанным на основании ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, судом не установлены.

Ответчик не представил 33 документа, запрошенных по требованию N 03-36/1967 от 20.02.04 о представлении документов.

В материалах дела отсутствует доказательство получения ответчиком данного требования налогового органа об истребовании документов, что является одним из условий исполнения данного требования в установленный 5-дневный срок со дня получения. Ссылка заявителя на ст. 69 НК РФ в части исчисления срока получения налогоплательщиком требования N 03-36/1967 не принимается судом, так как регулирует иные налоговые правоотношения, а не порядок истребования документов.

Вышеизложенное свидетельствует о недоказанности вины ответчика в совершении вменяемого налогового правонарушения.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Согласно ч. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя и ответчика на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, но с заявителя не взыскиваются в силу ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Промтехсбыт“, находящегося по адресу: 460009, г. Оренбург, ул. Нагорная государственный регистрационный N 1025601715468 в ЕГРЮЛ, в доход бюджета налоговые санкции в размере 200 руб.

В остальной части отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Промтехсбыт“, находящегося по адресу: 460009, г. Оренбург, ул. Нагорная государственный регистрационный N 1025601715468 в ЕГРЮЛ, государственную пошлину в размере 10 руб. 81 коп. в доход федерального бюджета.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.

Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

42.1. Президент Республики вступает в должность с момента принесения народу присяги. Президент присягает на Конститу­ции. Текст присяги произносится Президентом Республики на государственном языке. После принесения присяги исполняет­ся Государственный гимн Республики Казахстан. Председатель Центральной избирательной комиссии вручает Президенту удо­стоверение, нагрудный знак, штандарт Президента Республики Казахстан и орден «Алтын Кыран» («Золотой Орел»). В случае, если лицо избрано Президентом Республики Казахстан на вто­рой срок полномочий, нагрудный знак, штандарт Президента Республики Казахстан и орден «Алтын Кыран» ему повторно не вручаются.

42.2. Присяга приносится во вторую среду января в торже­ственной обстановке. При этом присутствуют депутаты Парла­мента, члены Конституционного Совета, судьи Верховного Суда.

42 .3. Полномочия Президента прекращаются в нескольких случаях.

1. Президент Республики избирается сроком на семь лет. За­кон не говорит, что полномочия Президента прекращаются по истечении семилетнего срока. И в этом есть определенный смысл. В силу объективных факторов может возникнуть не­обходимость в продлении полномочий Президента до истече­ния срока его полномочий (семи лет). Такой прецедент в Рес­публике Казахстан уже имел место. В соответствии с Указом Президента «О выборах в Республике Казахстан» Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Пре­зидента, если:

на выборах Президента баллотировался один кандидат и он не был избран;

выборы Президента были признаны несостоявшимися или недействительными;

1. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухме­сячный срок после первоначальных выборов.

Если выборы состоялись в предусмотренные Конституцией сроки, то полномочия действующего Президента прекращают­ся с момента вступления в должность вновь избранного Прези­дента Республики.

2. В предусмотренных Конституцией случаях Президент мо­жет быть досрочно освобожден от должности. В соответствии с пунктом I статьи 47 Конституции Президент Республики может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой не­способности осуществлять свои обязанности ПО болезни. В ре­зультате освобождения от должности прекращаются полномо­чия Президента.

3. В случае отрешения Президента от должности также пре­кращаются его полномочия. В Конституции Республики, в Указе Президента Республики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» конкретно не установлено, с какого момента пре­кращаются полномочия Президента в случае досрочного осво­бождения его по болезни или в результате отрешения. Этот воп­рос может быть предметом толкования Конституционного Со­вета. Но можно высказать предположение, что лень принятия решения на совместном заседании Мажилнса и Сената о дос­рочном освобождении или об отрешении может считаться днем прекращения полномочий Президента.

4. Полномочия Президента прекращаются в результате его кончины.

В данном пункте есть особое положение о бывших прези­дентах. Президенты, сроки полномочий которых истекли или

которые освобождены от должности по болезни, имеют звание экс- Президента Республики Казахстан. Указ Президента Рес­публики Казахстан «О Президенте Республики Казахстан» оп­ределяет статус бывших Президентов Республики. Экс- Президенты Республики являются по праву пожизненными членами Конституционного Совета Республики. Они вправе присутство­вать на совместных заседаниях Палат Парламента, участвовать в мероприятиях, проводимых государством. Экс- Президент Рес­публики, его честь и достоинство неприкосновенны, и посяга­тельство на них преследуется по закону. Указ предусматривает обеспечение экс- Президента охраной, пенсией, квартирой. Экс- Президент не может нести ответственность за действия, связан­ные с исполнением им полномочий Президента, за исключени­ем случаев совершения государственной измены.

42.5. В соответствии с Конституцией возможность пребыва­ния в должности Президента Республики ограничивается опре­деленным сроком. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Это означает, что лицо, подряд избранное Президентом два раза, не может быть выдвинуто кандидатом в Президенты в третий раз после истече­ния второго срока полномочий Президента.

Конституционное ограничение пребывания на посту Президента в течение двух сроков подряд не означает, что лицо, дважды избиравшееся подряд в Президенты, не может в даль­нейшем претендовать на эту должность.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Помимо выше указанных обстоятельств, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В данном случае основанием для непривлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения является представление копии такой специальной декларации и копий прилагаемых к ней документов и (или) сведений с отметкой налогового органа о приеме.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...