Экономические функции государства в экономике. Регулирующая экономическая политика


Роль государства в экономике

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно. Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство «правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и политики отводили государству некую роль - то «ночного сторожа» капитализма (А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику и некоторые его формы.

Причины государственного вмешательства в экономику.

Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств:

  • 1)обеспечение национальной обороны;
  • 2)отправление правосудия;
  • 3)организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • 4)образование юношества;
  • 5)сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Произошло это и потому, что появились такие проблемы, решить которые не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, инфляцией, циклическими колебаниями экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» все чаще возлагают на государственные органы. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в «святая святых» рынка - процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно «вмешиваться». государственный экономика административный

Стоит оговориться, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке. Так, по крайней мере, выглядит дело в теории.

Чтобы разобраться, кто же из них прав, необходимо, пожалуй, рассмотреть вопрос о роли государственного регулирования экономики.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во - первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во - вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во - первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во - вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.

Названные функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей.

Если в сформировавшемся рыночном хозяйстве обеспечение правовой базы функционирования экономики реализуется в основном путем контроля за применением действующего хозяйственного законодательства и внесения в него частичных корректировок, то на переходном этапе необходимо заново создавать всю правовую базу хозяйствования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства: коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов и т. п., одержать правовые основы антимонопольного регулирования. Необходимы новые, адекватные условиям рынка, налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению, и т. д. Кроме того, требуется правовое обеспечение такого специфического процесса переходного этапа, как приватизация государственной собственности.

Правовая основа хозяйствования должна быть стабильной. Постоянные и существенные изменения в хозяйственном законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, формируя у хозяйственных субъектов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Однако новое хозяйственное право, создаваемое в сжатые сроки на начальном этапе перехода к рынку, не апробировано практикой и уже в силу этого несовершенно. По мере развития переходной экономики это несовершенство становится все более очевидным, возникает необходимость существенных корректировок хозяйственного законодательства. Таким образом, объективное противоречие между требованием стабильности хозяйственного законодательства и необходимостью его совершенствования становится в переходной экономике необычайно острым. Это осложняет реализацию функции правового обеспечения экономики. Прежде чем вносить те или иные коррективы в правовые нормы хозяйствования, необходимо каждый раз соизмерять предполагаемый положительный эффект вносимых изменений с ущербом от нарушения правовой стабильности.

Отметим только, что в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного типа, реализация данной функции приобретает здесь особенно важное значение.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально - экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.

Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно - командной системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из - за высокой инфляции. Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно - денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно - денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно - денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

На более поздних этапах переходного периода, по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции, все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики и образования, что способствует ускорению НТП, уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно - денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно - командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Однако было бы ошибкой полагать, что государственное регулирование заключено в рамки лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием. Примеры развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют о том, что достижение такой золотой середины возможно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономические функции государства. Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики. Основные формы и методы вмешательства государства в экономику Российской Федерации. Инструменты и методы государственного регулирования.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Антициклическое и антикризисное регулирование экономики. Направления и функции государственного регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Основные виды вмешательства государства в рыночную экономику. Виды государственного регулирования экономики. Сочетание рыночных и государственных механизмов регулирования экономики. Важнейшие направления регулирования экономики в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Роль государства в экономическом развитии страны. Пирамида целей, инструменты и основные теории государственного регулирования национальной экономики, его направления и объекты. Функции и методы воздействия государства на экономические процессы.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Рыночный механизм макроэкономического регулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику. Основные формы и методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика государства. Особенности госрегулирования.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2003

    Методы государственного регулирования и причины вмешательства государства в рыночную экономику. Сущность прямых (административных) и косвенных (экономических) методов. Система инструментов регулирования экономики. Финансовая и денежно-кредитная политика.

    реферат , добавлен 03.03.2009

    Причины, основные формы и методы вмешательства государства в экономику. Баланс частных и общественных интересов как одна из ключевых задач государственного регулирования экономики. Модернизация российской экономики с учетом институциональных изменений.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2016

Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. Рыночный механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Но по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются ее недостатки. Таким образом, основные недостатки рыночного механизма заключены в следующем:

· Рынок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

· Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и характеризуется значительным неравенством.

· От механизма рынка не приходится ждать соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать.

· Рыночный механизм не способен регулировать внешние экономические эффекты, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка.

· Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.

· С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем и т.д.

В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами. Говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используется для достижения той или иной цели.

Функции государства в рыночной экономике:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. Для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2. Обеспечение занятости. Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

Регулирование цен.

Цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя .

В организации современной экономики все более серьезное внимание уделяется деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. В этом нас убеждает экономическое развитие нашей страны, где роль государства возрастает с каждым днем.

Экономической роли государства уделяют свое внимание многие классики экономической теории. Например, Самуэльсон в своей работе «Экономика» уделяет большое внимание роли государства в развитии экономики США.

Существует и прямо противоположные взгляды на роль государства в экономике. Например, Ф. Хайек в работе «Дорога рабства» отвергает все формы государственного вмешательства в экономику, поскольку они, по его мнению, неумолимо ведут к тоталитаризму. Для него социализм является концом рациональной экономики.

И все же большинство экономистов считает, что современная смешанная экономика нуждается в объективном государственном регулировании.

Экономическая роль государства реализуется путем организации хозяйственной деятельности.

Здесь государство выполняет следующие функции:

1. Регулирование процесса расширенного воспроизводства.

2. Прогнозирование объемов и структуры материального производства, капитальных вложений и товарооборота.

3. Регулирование темпов роста и направление развития отраслей народного хозяйства.

4. Распределение, перераспределение и использование через государственный бюджет национального дохода.

5. Обеспечение участия страны в международном экономическом сотрудничестве, интеграционных экономических процессах.

В государственном секторе экономики государство осуществляет управление производством путем:

2. Организации выполнения производственных заданий и договоров.

3. Проведения необходимой кадровой политики и подготовки специалистов в государственных высших и средних учебных заведений.

4. Организации и регулирования коммерческих отношений между предприятиями различных укладов экономики.

5. Контроля за соблюдением трудовой, технологической и договорной дисциплины.

Эффективного использования таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, налоги, дотации.

Современная рыночная экономика не может существовать без вмешательства государства. Исследователями дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то экономика является смешанной. В крупных промышленных странах влияние государства на экономику неуклонно возрастает.

Главными причинами возрастания государственного сектора являются:

Рост расходов на оборону и военно-космические исследования;

Рост народонаселения;

Решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

Решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения и т.д.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность преобразований, связанных с функционированием рыночной экономики.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики -- ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. В середине 70-х кризис настиг уже государственно - регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы.

Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна - если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса. Следовательно, доход государства - не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто - и вопреки государству Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы - единственный источник «налогового» дохода государства.

«Императивный статус государства» Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Эта обязанность - жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства - «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги - объективная необходимость, но их пределы - проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи - перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Основными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Особое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма, наличие обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру деятельности государственного механизма, наличие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Государство является не единственным политическим учреждением общества. Наряду с ним, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, объединения и учреждения. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти. Поэтому государство можно определить как результат общественного развития, одновременного формирования политической и экономической организации общества. Общие функции государства: защита государственного строя; предотвращение и устранение социально-опасных конфликтов; регулирование экономических и других отношений; осуществление общей внутренней политики страны, как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики; осуществление внешнеполитических функций.

В современных условиях необходимо обратить внимание и на такие функции государства, как:

Социальная функция. Главное ее значение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижениях. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ. Осуществляет социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке;

Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований. Вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий;

Налогообложение и взимание налогов. Это функция государства обусловлена тем, что бюджет государства состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Принят Закон об основах налоговой системы Российской Федерации;

Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве необсуждаемых, принадлежащих ему с рождения. Выполнение данных функций обеспечивается системой правоохранительных органов: органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.

  • 2. Права собственности как правила игры в экономических системах
  • 3. Рынок, его структура и функции. Субъекты рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • РазделIiмикроэкономика
  • Глава 3. Основы теории спроса и предложения
  • 1. Закон и неценовые факторы спроса
  • 2. Закон и неценовые факторы предложения
  • 3. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
  • Спрос d на яблоки и их предложение s, кг
  • 4. Эластичность спроса и предложения
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Теория потребительского поведения
  • 1. Теоретические предпосылки анализа потребительского поведения
  • 2. Понятия предельной полезности
  • 3. Законы, определяющие потребительское поведение
  • 4. Потребительский выбор: ординалистский подход
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 5. Производство и издержки
  • 1. Производственная функция. Закон убывающей производительности факторов производства
  • 2. Равновесие фирмы-производителя
  • 3. Виды производственных издержек и их динамика. Бухгалтерская и экономическая прибыль
  • 4. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект роста масштаба производства
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 6. Теория совершенной конкуренции
  • 1. Понятие и признаки совершенной конкуренции
  • 2. Определение оптимального объема производства в краткосрочном периоде
  • 3. Поведение фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность рыночной экономики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 7. Рыночные структуры несовершенной конкуренции
  • 1. Экономическое поведение фирмы в условиях чистой монополии
  • 2. Монополистическая конкуренция и олигополия
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Рынки факторов производства
  • 1. Общая характеристика рынка ресурсов
  • 2. Рынок труда и заработная плата
  • 3. Рынок земли и земельная рента
  • 4. Рынок капитала и процент
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 9. Преимущества и недостатки рыночного механизма
  • 1. Общее равновесие экономики
  • 2. Отказы рынка и необходимость государственного регулирования экономики
  • 3. Внешние эффекты и общественные блага
  • 4. Роль государства в экономике
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • РазделIiiМакроэкономика
  • Глава 10. Национальная экономика: основные показатели и их измерение
  • 1. Кругооборот доходов и продуктов в национальном хозяйстве
  • 2. Внутренний валовой продукт и методы его расчета
  • 3. Номинальный и реальный ввп
  • 4. Система национальных счетов
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Макроэкономическое равновесие
  • 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
  • 2. Модель макроэкономического равновесия «совокупный спрос – совокупное предложение»
  • Р Yис. 50. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение» на промежуточном (а) и кейнсианском (б) отрезках
  • 3. Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход –cовокупные расходы»
  • 4. Парадокс бережливости
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 12. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
  • 1. Экономический цикл
  • Направления антициклического регулирования
  • 2. Безработица
  • 3. Инфляция
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 13. Бюджетно-налоговая политика
  • 1. Государственный бюджет и его структура
  • 2. Налоги и их функции в рыночной экономике
  • 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
  • 4. Фискальная политика государства
  • 5. Проблема балансирования государственного бюджета
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Денежный рынок, банковская система и денежно-кредитная политика
  • 1. Деньги и их функции
  • 2. Спрос и предложение денег. Равновесие на денежном рынке
  • Р 0 mBис. 57. Неоклассическая модель равновесия на денежном рынке
  • 3. Банковская система
  • 4. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 15. Экономический рост
  • 1. Понятие, темпы и факторы экономического роста
  • 2. Модели экономического роста
  • 3. Влияние научно-технического прогресса на темпы экономического роста
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 16. Внешняя торговля и платежный баланс
  • 1. Мировое хозяйство
  • 2. Внешняя торговля
  • 3. Платежный баланс
  • 4. Валютный курс
  • Основные понятия
  • Контрольные вопросы и задания
  • Оглавление
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
  • Наш адрес
  • 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23
  • 4. Роль государства в экономике

    Все современные развитые экономики относятся к смешанному типу. Это означает, что государство выступает активным субъектом экономических отношений и целенаправленно влияет на их функционирование. Таким образом, в самом широком смысле государственное регулирование экономики есть воздействие (система мер) государства как совокупности организаций на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой: правительство, парламент (Государственная Дума), Центральный банк, ведомства федерального и регионального уровня, другие государственные органы.

    Роль современного государства в смешанной экономике выражается через его экономические функции. Среди них необходимо выделить общие, присущие любому демократическому государству, и особенные, соответствующие качественному состоянию его экономики, а также конкретно-специфические функции, характер и содержание которых определяются историческими, природными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства. Для нас особенно важно выявление и анализ общих экономических функций.

    Поскольку государственная деятельность в сфере экономики, прежде всего, должна быть ориентирована на обеспечение и некоторую корректировку действия рыночного механизма, можно выделить следующие основные экономические функции государства (правительства):

    создание законодательной основы эффективного функционирования экономики;

    защита и стимулирование конкуренции;

    перераспределение дохода;

    перераспределение ресурсов;

    стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

    Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономики? В первую очередь, заметим, что государство как особая общественная организация возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать его волю и интересы. В качестве представителя всех своих граждан государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти структурирует и согласовывает взаимоотношения членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая определенный обще-ственный порядок.

    Поэтому государство и только оно формирует законодательные основы функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других нормативных актов, защищающих права собственности, способствующих выполнению контрактов, налогообложения и т. д. Иными словами, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций (рыночных сделок, прямого управления) в экономике.

    В современном обществе государство обладает правом в принудительном порядке устанавливать обязательные для всех субъектов экономики законодательные основы их экономической деятельности. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам. Данные требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний, т. е. обязательных действий (например, необходимость регистрации фирмы или уплаты налогов). Законы определяют процедуру, последовательность действий, права и обязанности участников экономических отношений. Содержащиеся в них нормы фиксируют обязательные экономические параметры (допустим, минимальную заработную плату).

    При формировании законодательных основ функционирования современной рыночной экономики государство стремится придерживаться следующих принципов:

    установленные государством законодательные условия должны носить обязательный характер для всех экономических субъектов; само государство, будучи источником экономического (хозяй-ственного) законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам;

    государство не только определяет законодательные условия экономической деятельности, но и защищает их через суд. Так, если один из партнеров нарушает контракт, то другой контрагент должен иметь возможность обратиться к государству за судебной защитой;

    определение и защита законодательных условий экономической деятельности – это не только право, но и обязанность государства;

    в своей законодательной деятельности государство должно руководствоваться не рыночными критериями максимизации дохода, а целями согласования экономических интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости.

    Достаточно ли законодательной деятельности государства и его контроля за соблюдением законов для эффективного функционирования смешанной экономики рыночного типа? Нет, потому что одна из фундаментальных характеристик рынка – конкуренция, но конкурентная среда внутренне не устойчива и нуждается в защите государства. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами: снижением импортных торговых пошлин, поощрением вступления на рынок новых участников и т. д. Антимонопольное регулирование включает мероприятия по реорганизации монополий, ослаблению чрезмерной рыночной власти крупных олигополий и ликвидации барьеров для конкуренции. Если экономически нецелесообразно реорганизовать сложившуюся монополию, государство принимает меры для сокращения ее негативного эффекта и использования части монопольной сверхприбыли в интересах общества. В современных условиях конкурентная среда – необходимое условие успешного экономического развития страны.

    Монополия означает определенную степень власти над ценой. Данная власть может основываться на высокой степени концентрации производства, тайных или явных соглашениях о разделе рынков сбыта продукции и уровне цен, создании искусственных дефицитов товаров и пр. Антимонопольное законодательство призвано не допустить снижающего эффективность экономики ограничения конкуренции на рынках.

    Перед государственными органами, непосредственно осуществляющими регулирование конкуренции на основе антимонопольного законодательства, стоит сложнейшая задача: выяснить критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации рынка. Для ее решения нужно ответить на вопросы: что считать низким (или, наоборот, завышенным) уровнем цен; какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монопольном положении фирмы; какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом; как отличить «демпинговые» цены от низких цен, сложившихся из-за высокой эффективности производства? На эти непростые вопросы нельзя дать однозначного ответа.

    Совокупность норм экономического права и мер по поддержанию конкуренции составляет общие (рамочные) условия экономической деятельности. Создание благоприятных рамочных условий – главная задача государства в рыночной экономике.

    О такой функции государства, как перераспределение доходов и ресурсов, мы подробно говорили ранее. Сейчас коротко остановимся на чрезвычайно важной, но выходящей за микроэкономический уровень функции государства – на стабилизации экономики и стимулировании экономического роста.

    Государство призвано активно проводить стабилизационное регулирование экономики для сокращения высокого уровня безработицы и инфляции при спаде национального производства. В пери-оды оживления и подъема экономики приоритет отдается мерам стимулирования наиболее перспективных отраслей и предприятий, а также развития технологических инноваций. Государство поощряет инвестиционную активность и создание новых рабочих мест, предоставляя гарантии и льготы потенциальным инвесторам.

    Поскольку периодически наступающие спады производства являются неотъемлемым признаком рыночной экономики, одной из важных задач государства выступает их предотвращение. В случае же наступления спада должны быть приняты меры, призванные создать условия для быстрейшего его преодоления и смягчения его последствий для жизни населения. Немаловажное значение имеет также прогнозирование сроков наступления спада, его возможной глубины и т. д.

    Таким образом, в современных условиях государство разрабатывает и реализует стабилизационные (антикризисные) программы, которые должны быть направлены на обеспечение занятости населения, увеличение его совокупных расходов и поддержку конкурентоспособности национального производства. Если в периоды подъема экономики их следует ориентировать на возрастание доходов и сокращение расходов, то при спаде – на уменьшение налогов, расширение государственных расходов на инвестиции, общественные работы и т. п., что обеспечит сохранение рабочих мест и доходов домашних хозяйств.

    Подчеркивая необходимость регулирования рыночной экономики со стороны государства, вместе с тем следует помнить о возможности принятия государственными органами неоптимальных с позиций общества экономических решений. По аналогии с отказами рынка их можно назвать отказами (провалами) государства. Отметим, что речь идет не об отдельных субъективных ошибках или коррумпированности ответственных чиновников. К провалам государства относятся, прежде всего, недостаток объективной ин-

    формации и чрезмерный бюрократизм в принятии экономических решений, ограниченность мотивации к эффективному и рациональному ведению дел, увязка принятия экономических решений с политическими решениями властных структур и организаций.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...