Индикаторы устойчивого развития. Увязаны ли они с решениями в рамках определенной политики? простота передачи информации, например, с помощью инструментов статистики или графического представления данных


Индикаторы устойчивого развития, система показателей, характеризующих состояние, динамику и тенденции экономики, окружающей среды, населения, социальной сферы стран, регионов и мира в целом, в аспекте устойчивого развития.

Впервые о необходимости разработки индикаторов устойчивого развития было сказано в «Повестке дня на 21 век», принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Задача разработки индикаторов устойчивого развития еще далека от решения, однако уже имеются рекомендации по методологии выбора индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого.

Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс - это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.

Обычно индикаторы описывают явления или состояния окружающей природной среды и всегда указывают на нечто, находящееся вне прямого рассмотрения. Существует множество причин, объясняющих это: непосредственное наблюдение иногда является слишком дорогостоящим; область наблюдения, находящаяся вне прямого рассмотрения, является будущим. Однако часто для решения, принимаемого сегодня, большую важность имеет информация, относящаяся к будущему. Вероятно, обилие разработанных индикаторов позволит получить информацию об этом будущем. Например, при планировании мероприятия на будущее мы обращаемся к прогнозу погоды: глядя на барометр, узнаем давление воздуха, которое служит индикатором будущих погодных условий. Другим примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее.

Разработкой индикаторов устойчивого развития занимаются Департамент политической координации и устойчивого развития ООН, Комиссия ООН по устойчивому развитию, Научный комитет по проблемам окружающей среды (SСОРЕ). Проблема создания системы индикаторов устойчивого развития. ещё далека от решения, хотя предложены проекты индикаторов для систем разных масштабов: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, даже для отдельных населённых пунктов и предприятий. Пока все эти разработки имеют предварительный характер. Работы ведутся в двух направлениях: во-первых, предлагаются новые частные и специальные индикаторы, так что число их видов непрерывно растёт; во-вторых, делаются попытки построить интегральные и даже единый индикатор.

Мировой опыт в области разработки индикаторов устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:

построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

экологические;

экономические;

социальные;

институциональные;

построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

эколого-экономических;

эколого-социально-экономических;

экологических.

С помощью индикаторов характеризуется жизнеспособность системы и ее устойчивость, способность к изменению и эволюции. Наряду с термином «жизнеспособность» ряд отечественных авторов использует термин «сфера жизненных интересов».

Оценка индикаторов может быть как количественной, так и качественной. Количественно устойчивость может быть оценена с помощью так называемых показателей Бьесиота, представляющих собой отношение скорости реагирования системы на угрозу к скорости распространения этой угрозы.

Жизнеспособность каждой из систем может быть определена с помощью базовых ориентиров. Боссель выделяет 6 базовых ориентиров системы, обусловленных окружением (существование, эффективность, свобода действий, безопасность, адаптируемость, сосуществование), и 3 базовых ориентира, обусловленных системой (репродуктивность, психологические потребности, ответственность).

Индикаторы и индексы должны соответствовать следующим критериям:

Обладать чувствительностью;

Быть легко и однозначно интерпретируемыми;

Сочетать в себе экологические, экономические и социальные аспекты;

Быть научно обоснованными;

Иметь количественное выражение;

Быть репрезентативными;

Индикаторы и индексы могут быть также классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном. При разработке комплексных индексов развития различными организациями часто используется достаточно сложная система показателей, сбор информации по которым является трудоёмкой и дорогостоящей задачей.

Широкое признание в мире получила система экоиндикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;

несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;

набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи.

Система индикаторов ОЭСР представляет собой модель «давление-состояние-реакция» (ДСР). Модель ДСР работает следующим образом: человек своей деятельностью оказывает «давление» на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменениями общественного сознании и поведения («реакция на давление»).

Таким образом, «давление» отражает воздействие человеческого общества на природу, в результате своей деятельности. Данный факт является неизбежным следствием того, что абсолютно любое производство не является безотходным, следовательно, человеческая деятельность неизбежно связана с потреблением ресурсов и производством отходов. Показатели «давления» характеризуют эффективность применяемых технологий в стране, количество выбросов, энерго- и материалоёмкость производств и т.д.

Показатели «состояния» необходимы для иллюстрации экологической ситуации в стране, характера природоохранной политики, качества окружающей среды в целом. Примерами показателей «состояния» являются: уровень загрязнённости окружающей среды, показатели состояния экосистем, запасы природных ресурсов, и др.

Показатели «реакции» отражают реакцию общества на экологические проблемы. Примерами показателей «реакции» общества являются: создание и продвижение природоохранных программ, развитие экологически чистых, природосберегающих технологий, налоги на выбросы и т.д.

Модель ДСР удобна для тех, кто принимает управленческие решения, т. к. выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями.

Модель «давление-состояние-реакция» легла в основу многих других систем индикаторов - например, Европейских индикаторов воздействия Евростата.

Одна из самых масштабных систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (Комиссией ООН по устойчивому развитию). В системе КУР были выделены четыре подсистемы индикаторов:

социальная,

экономическая,

экологическая,

институциональная.

Первоначально КУР был сформирован список из 134 индикаторов. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме ОЭСР (модель ДСР). Однако обсуждения и предварительная проработка показали, что список индикаторов излишне длинный, что, соответственно, усложняет работу по оценке и анализу по данной системе на национальном уровне.

В итоге, схема индикаторов по типам была упрощена в пользу схемы «тема - подтема - индикатор» (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001). В каждой области определяются главные темы. Затем темы детализируются по подтемам и в дальнейшем сводятся минимальному набору индикаторов.

Среди прочих систем индикаторов устойчивого развития, следует отметить систему индикаторов, разработанную для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America» The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Данная система была разработана совместно Всемирным Банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства. Применение системы возможно на глобальном, региональном и локальных уровнях. Отличительной чертой данной системы стала наглядность результатов, т.к. представление индикаторов велось в виде геоинформационных систем.

Большой интерес представляют проекты GARPI и GARPII, TEPI, которые были реализованы при поддержке Европейской Комиссии. Основная цель данных проектов - это стоимостная оценка ущерба от хозяйственной деятельности на уровне стран Европейского союза.

Управление муниципальным образованием в соответствии с принципами устойчивого развития требует наличия определённой системы показателей, позволяющих оценивать, насколько современное состояние и сложившиеся тенденции в экономике, политике, социальной сфере и экологии соответствуют или противоречат этим принципам. Без возможности такой оценки заявления о приверженности идеям устойчивого развития неминуемо будут носить декларативный характер.

В настоящее время учёные и специалисты-практики в разных странах мира активно работают над такой системой показателей, однако различия в методологических подходах приводят их к различным результатам. Это вполне объяснимо, поскольку концепция устойчивого развития достаточно сложна и широка по содержанию и носит достаточно теоретический характер. Её идеи ещё предстоит конкретизировать и перевести на язык стратегического планирования, приспособить к практическим нуждам муниципального управления. Именно идеи устойчивости должны доминировать при разработке стратегических планов развития городов и других муниципальных образований.

Часто специалисты, работающие на местах над локальными Повестками Дня, составляют свои системы показателей, исходя из интуитивных представлений и реальных проблем своего муниципалитета, оперируя при этом показателями государственной и ведомственной статистики. При этом остаётся не вполне понятным выбор одних показателей (именно они якобы характеризуют устойчивость) и игнорирование других.

Таким образом, создание научно обоснованной методологии выбора показателей устойчивого развития является на сегодня актуальной задачей, а работы учёных в этом направлении заслуживают самого глубокого внимания. При этом необходимо учитывать, что для разных территориальных уровней (от глобального уровня до уровня отдельного населённого пункта) системы показателей будут различаться.



Учитывая направленность данного пособия, приведём обзор нескольких различных подходов к разработке системы показателей устойчивого развития для локального уровня.

Подход Х. Босселя

Немецкий учёный Хартмут Боссель – в прошлом профессор и директор Центра изучения природных систем Кассельского университета – является одним из ведущих специалистов в области теории систем. Именно применение системного подхода отличает работы Х. Босселя от других авторов и придаёт его подходу наибольшую философскую глубину и стройность.

Наиболее полно сущность такого подхода раскрыта в книге Х. Босселя «Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование».

Х. Боссель считает, что универсального набора показателей, адекватно отражающих положение дел в любом городе или районе, быть не может, так как концепция устойчивого развития включает в себя практически все стороны жизни муниципалитета, включая экономические, социальные, политические, экологические, демографические, этнические и все прочие возможные аспекты. Безусловно, значительное число показателей может совпадать (например, демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения), однако перед конкретным муниципалитетом могут стоять свои специфические проблемы, без решения которых невозможно говорить об устойчивом развитии в целом. Для одного муниципалитета «узким местом» может быть проблема обеспечения жителей водой питьевого качества, что объясняет повышенное внимание к показателям, характеризующим техническое состояние городской системы водоснабжения или санитарное состояние источников воды. Для другого муниципалитета наиболее актуальной может быть жилищная проблема и соответственно на первый план выйдут показатели средней жилищной обеспеченности, объёмов и темпов жилищного строительства и т.п. Тем не менее выводы, вытекающие из анализа показателей устойчивого развития, принятых для разных территорий, вполне могут быть сопоставлены между собой.

Перечень показателей устойчивого развития для конкретного муниципалитета должен определяться коллективным путём, в процессе деятельности специальной рабочей группы, участниками которой должны стать независимые представители различных социальных групп, профессий и научных школ, отличающиеся уровнем образования, жизненным опытом, политическими взглядами и ценностными ориентациями. Только такой широкий круг участников может обеспечить достаточную репрезентативность выбранного набора показателей, который будет отражать всё многообразие взглядов, объективных интересов и потребностей различных слоёв населения.

Для того чтобы выбранный набор показателей устойчивого развития не оказался бессистемной совокупностью разнообразных статистических данных, эти показатели должны удовлетворять ряду требований, которыми необходимо руководствоваться при их отборе.

Требование надлежащего охвата.

Как уже отмечалось выше, круг показателей устойчивого развития должен быть достаточно широк, чтобы охватить все стороны жизни муниципалитета. Для обеспечения полного охвата рекомендуется подходить к характеристике устойчивого развития с системных позиций, выделив шесть основных подсистем, от устойчивости каждой из которых зависит общая устойчивость развития территории. Следует сразу же пояснить, что данное разделение на подсистемы не претендует на социологическую фундаментальность, а носит прикладной характер, направленный исключительно на формирование всеобъемлющего круга показателей устойчивого развития, так как указанные ниже подсистемы представляют собой основные части антропосферы, которая развивается под воздействием человеческой деятельности и, в свою очередь, сама воздействует на это человеческое общество.

Хартмут Боссель группирует показатели устойчивого развития по следующим подсистемам:

· подсистема индивидуального развития– гражданские права и свободы, уровень благосостояния, здоровье, образование и квалификация, отдых и творчество, гендерные роли и пр.;

· социальная подсистема – динамика численности населения, его социально-демографическая и социально-классовая структуры, этнический состав, здравоохранение и социальное обеспечение и пр.;

· подсистема политического управления– политическое устройство, государственная политика (налоговая, правовая, в области прав человека, демографическая, иммиграционная, техническая, международная);

· инфраструктурная подсистема– города и другие населённые пункты, инженерная и транспортная инфраструктуры, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, связь и СМИ, наука и образование и пр.;

· экономическая подсистема– производство, финансы, рынок, предпринимательство и труд и т.п.;

· подсистема ресурсов и окружающей среды – природная среда (экосистемы, биоразнообразие, уровень загрязнения, ассимилирующая способность) и природные ресурсы (их истощение, регенерация).

Оценить устойчивость развития подсистемы может лишь такой набор показателей, который включает все аспекты жизнеспособности подсистемы и отражает её роль в обеспечении устойчивого развития системы в целом.

В то же время число показателей не может быть чрезмерно широким, оно должно соответствовать возможностям мониторинга и анализа. Для разумного ограничения числа показателей до уровня управляемости эти шесть подсистем могут быть агрегированы до трёх подсистем:

· Общественная система (подсистемы индивидуального развития, социальная и политического управления), то есть всё то, что входит в понятие «социальное развитие» (социальная организация общества, социальные условия жизни, формирование личности, политическая надстройка).

· Система обеспечения (инфраструктурная и экономическая подсистемы), то есть экономика с её производственной и непроизводственной сферами.

· Экологическая система (ресурсы и окружающая среда), то есть природная среда, рассматриваемая одновременно и как совокупность природных ресурсов, необходимых для развития, и как среда человеческого обитания.

· Социальная система (вместо общественной).

· Экономическая система (вместо системы обеспечения).

· Экологическая система (название принято без изменений).

Эти три системы соответствуют трём видом потенциала: человеческому, экономическому и природному. Именно по этим трём системам целесообразно группировать показатели устойчивого развития.

Требование качественной оценки.

Жизнеспособность любой системы определяется степенью её соответствия некоторым базовым ориентирам, обусловленным как внутренними свойствами самой системы, так и свойствами её окружения. Применительно к социальным системам такими ориентирами являются следующие:

1. Ориентиры, обусловленные окружением:

Существование: система должна сосуществовать со своим окружением, то есть находиться в состоянии сбалансированного равновесия с ним.

Эффективность: система должна оставаться эффективной в борьбе с окружением за ресурсы и оказание воздействия на него.

Свобода действий: система должна иметь возможность адекватно отвечать на требования своего окружения.

Безопасность: система должна быть в состоянии адекватно реагировать на угрозы, происходящие от ненормального состояния своего окружения.

Адаптируемость: система должна уметь приспосабливаться к изменениям своего окружения и обладать способностью к самоорганизации.

Сосуществование: система должна быть способной модифицировать своё поведение с учётом интересов окружения.

2. Ориентиры, обусловленные самой системой:

Репродуктивность:система должна быть способна к воспроизводству.

Психологические потребности: люди, как существа, обладающие высшей нервной деятельностью, имеют потребности психологического порядка.

Ответственность: люди, как сознательные существа, несут ответственность за свои действия и должны подчиняться различного рода законодательным и моральным требованиям.

Система не может считаться жизнеспособной или устойчивой без надлежащего соответствия вышеперечисленным базовым ориентирам. Для выявления степени этого соответствия применяется так называемая рекурсивная процедура, которая заключается в повторении применительно к базовым ориентирам для всех подсистем следующих вопросов, отражающих:

1. Уровень жизнеспособности системы, оказывающей воздействие (то есть какова степень удовлетворения каждого базового ориентира этой системы).

Если хотя бы один базовый ориентир характеризуется низкой степенью удовлетворения, это говорит об ограниченных возможностях развития данной системы.

2. Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие, то есть каким образом каждая система, оказывающая воздействие, способствует поддержанию жизнеспособности системы, испытывающей на себе воздействие (то есть способствует удовлетворению её базовых ориентиров).

Суть рекурсивной процедуры наглядно выражена в нижеследующей таблице.

Таблица 2.3.1. Рекурсивная схема определения показателей жизнеспособности

Базовые ориентиры Жизнеспособность системы, оказывающей воздействие Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие
Существование Совместима ли данная система со своим конкретным окружением и способна ли она к существованию в этом окружении? Вносит ли данная система свой вклад в поддержание существования системы, испытывающей на себе воздействие?
Эффективность Отличается ли она эффективностью и рациональностью? Способствует ли она рациональному и эффективному функционированию общей системы?
Свобода действий Обладает ли она необходимой свободой реагирования и действий в соответствии со своими потребностями? Способствует ли она свободе действий общей системы?
Безопасность Отличается ли она безопасностью, надёжностью и стабильностью? Способствует ли она обеспечению безопасности, надёжности и стабильности общей системы?
Адаптируемость Способна ли она адаптироваться к новым требованиям? Способствует ли она гибкости и адаптируемости общей системы?
Сосуществование Является ли она совместимой с интерактивными системами? Способствует ли она совместимости общей системы с её партнёрскими системами?
Психологические потребности Является ли она совместимой с психологическими потребностями и культурными нормами? Способствует ли она психологическому благополучию человека?

Требование динамической оценки

Системы, устойчивое развитие которых должны оценивать показатели, являются динамическими, то есть постоянно изменяются: экономика может расти или стагнировать, социальные конфликты углубляться или сглаживаться, природная среда деградировать или находиться в состоянии динамического равновесия с человеческой деятельностью. Поэтому устойчивость таких систем можно понимать как их устойчивое развитие, то есть понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» в данном случае тождественны.

Показатели устойчивого развития должны анализироваться в динамике, при этом размер анализируемого периода времени для каждого показателя может быть разным, в зависимости от характера оцениваемого явления, но обязательно достаточным для экстраполяции. К примеру, инерционность демографических процессов требует анализа динамики ретроспективных данных за значительное число лет, то же можно сказать и о многих экологических показателях, характеризующих изменения состояния природной среды. В то же время в экономике могут происходить резкие изменения (колебания рыночных цен, падение или рост спроса на какой-либо товар), поэтому для краткосрочного прогноза какого-либо показателя не нужна обширная ретроспективная база данных (достаточно увидеть тенденцию последних лет или даже месяцев), а более важен правильный учёт воздействия на этот показатель многочисленных внешних факторов.

В любом случае оценка динамического ряда конкретного показателя должна заключаться в ответе на вопрос: способствует ли такая динамика укреплению устойчивости системы или же несёт в себе угрозу дестабилизации? Если динамика показателя может считаться позитивной с точки зрения устойчивости системы, то существует ли предел роста или снижения, по достижению которого позитив может смениться на негатив и возникнет угроза и насколько достижение такого предела реально в разумной перспективе? И наоборот?

Задача показателей устойчивого развития – предупредить о возможных угрозах, которые в состоянии нарушить устойчивость системы, а их динамика должна позволять измерить скорость усиления негативного фактора (скорость приближения угрозы) и соответственно – время, остающееся до наступления критического момента, а значит отпущенное для исправления ситуации.

Отношение реально возможной скорости реагирования системы на угрозу к скорости приближения угрозы называется показателем Бьесиота. Его значение, равное единице, является критическим. Если значение выше единицы, значит, система успеет предотвратить надвигающуюся угрозу, если ниже единицы – значит, жизнеспособность системы вызывает сомнения.

Лишь при условии минимального удовлетворения всех базовых ориентиров системы можно ставить задачу её дальнейшего качественного развития путём дальнейшего удовлетворения отдельных ориентиров.

Однако показатели устойчивого развития не обязательно должны носить количественный характер, хотя это предпочтительнее с точки зрения анализа динамики их числовых значений и выявления трендов. Лица, хорошо знающие реальное положение дел в определённых сферах жизни муниципалитета, могут дать их верную оценку, не прибегая к анализу цифр, сбор которых представляет собой трудоёмкую и дорогостоящую работу.

Требования к процедуре выбора показателей

Как уже отмечалось в начале, отбор показателей для оценки устойчивого развития конкретного муниципального образования – задача рабочей группы. Её деятельность представляет собой коллективный процесс выбора репрезентативных показателей. Выбор отдельных экспертов неминуемо будет носить субъективный характер и зависеть от их жизненного и профессионального опыта, глубины специальных знаний и широты общего кругозора, социального положения и политических взглядов, поэтому важно обеспечить как можно более широкий состав рабочей группы. В неё должны войти отнюдь не специалисты в различных отраслях науки и практики (хотя это и не исключено), но в первую очередь – жители муниципального образования, граждане самых различных профессий, сталкивающиеся с проблемами муниципалитета в своей повседневной жизни – в быту и на работе.

Предложения участников относительно состава показателей будут различными, следовательно, необходимо организовать работу группы таким образом, чтобы в ходе конструктивной дискуссии участники постепенно пришли к согласию. При этом нужно следить за тем, чтобы предлагаемые показатели отвечали описанным выше требованиям. Для грамотной организации работы экспертной рабочей группы, в её работе должен принимать участи опытный фасилитатор, который направлял бы дискуссию в правильное русло, следил за корректностью вносимых предложений и поощрял участников к активности. Ни одно предложение не должно быть отвергнуто с ходу, все предложения должны фиксироваться для того, чтобы потом можно было выбрать из этого массива всё ценное, заслуживающее внимание.

Для придания большего политического веса деятельности рабочей группы и её результатам возглавить рабочую группу должен ответственный представитель муниципальной администрации.

Хартмут Боссель считает, что «наука не может предложить объективного метода определения единственно верного перечня показателей сложной системы… Самое лучшее, что мы можем сделать, это смириться с неизбежной субъективностью и придать названным процессам максимально возможный системный, научный и всесторонний характер, то есть добиться их разносторонности, полноты и воспроизводимости». Современная наука располагает для этого необходимой методической базой.

Рекомендуемый Х. Босселем метод получил название «Сиэттлский процесс», поскольку был успешно апробирован в г. Сиэтле, штат Вашингтон, США. Процесс состоит из десяти этапов, последовательное описание которых приводится ниже.

Этап 1 – Формирование рабочей группы.

В качестве основного критерия отбора кандидатов на участие в рабочей группе следует принимать способность кандидата к совместной работе, уважительное отношение к чужому мнению. Член рабочей группы должен регулярно присутствовать на совещаниях и участвовать в работе группы от начала до самого конца, независимо от общего времени работы.

Этап 2 – Формулировка общей цели.

Группа должна сообща выработать чёткую формулировку цели своей работы, принимаемую всеми членами, и запротоколировать её в письменном виде, чтобы в ходе работы не отклоняться от достижения поставленной цели.

Этап 3 – Разработка системы ценностей и представлений.

Участники группы должны договориться об общих подходах и критериях выбора показателей, которые также должны быть письменно зафиксированы и служить методологической основой работы. Отдельные принципиальные различия должны быть зафиксированы и учитываться в дальнейшей работе, что будет служить гарантией разностороннего, непредвзятого похода.

Этап 4 – Обзор имеющихся данных.

Участники группы должны ориентироваться в существующей системе статистической отчётности, знать, какую информацию можно получить в муниципальной администрации и других организациях, работающих на территории муниципального образования, иметь доступ к научно-исследовательским, проектным и прочим материалам. Вся имеющаяся информация должна быть проанализирована с точки зрения возможности её использования при разработке системы устойчивого развития муниципального образования.

Этап 5 – Разработка проекта исходного перечня показателей.

При разработке системы показателей нужно исходить, прежде всего, из необходимости адекватной оценки устойчивости развития. Необходимо избежать соблазна выбрать показатели устойчивого развития из числа принятых в статистике показателей или других имеющихся данных. Если это необходимо – в систему могут включаться и такие показатели, данные по которым отсутствуют.

Этап 6 – Общественное обсуждение системы показателей.

Продукт деятельности рабочей группы – разработанная её система показателей устойчивого развития муниципального образования – должен быть вынесен на общественное обсуждение. Для этого целесообразно задействовать местные средства массовой информации. Предмет обсуждения – проект системы показателей устойчивого развития муниципального образования – необходимо представить в виде брошюры, содержащей не только сами показатели, но и сделанные в доступной форме комментарии, объясняющие гражданам смысл каждого показателя и критерии, на основании которых он был включён в систему показателей устойчивого развития.

Результатом обратной связи с населением станут предложения граждан, которые должны быть рассмотрены рабочей группой. Эти предложения могут быть выражены недостаточно чётко и грамотно, носит эмоциональный характер, поэтому будут нуждаться во внимательном изучении. Предложения граждан, содержащие новый взгляд на уже рассмотренные рабочей группой проблемы, или поднимающие какие-либо новые проблемы, которые остались вне поля зрения рабочей группы, должны быть формализованы таким образом, чтобы вылиться в форму дополнительных показателей, подлежащих включению в систему.

Этап 7 – Техническая экспертиза системы показателей.

Система показателей, откорректированная с учётом мнения общественности, подвергается оценке технических экспертов, то есть профессиональных специалистов в различных областях науки и практической деятельности. Их задача – внести в систему, по мере надобности, необходимые изменения, гарантирующие точность, полноту и измеримость разработанного набора показателей. В необходимых случаях эксперты могут более точно сформулировать наименование показателя (учитывая принятую систему планирования и отчётности), указать на источники необходимой информации.

Технические эксперты не вправе пересматривать сам перечень показателей и тем более – подвергать сомнению саму методологию отбора, одобренную рабочей группой в начале её деятельности.

Этап 8 – Изучение проблемы сбора требуемых данных по показателям.

Как уже отмечалось выше, при разработке системы показателей устойчивого развития следует опираться на достаточно обширный банк данных, включающий регулярную статистическую отчётность, данные отраслевых подразделений и служб муниципальной администрации, специализированных организаций и др. Однако потребуются и такие сведения, которые никто специально не собирает, либо их сбор осуществляется нерегулярно в ходе каких-либо разовых исследований, поэтому их динамика отсутствует. В этом случае перед муниципальной администрацией встанет вопрос о необходимости проведения специального исследования и организации соответствующего мониторинга.

Значения некоторых показателей, отсутствующих буквально в таком виде или разрезе, в котором это признано необходимым для системы показателей устойчивого развития, могут быть получены косвенным путём – выведены из других, имеющихся в наличии, показателей. Для этого тоже нужно проделать определённую работу.

И, наконец, необходима работа над анализом, интерпретацией имеющихся и полученных в ходе специальных исследований количественных данных.

Поэтому на данном этапе должен быть составлен план необходимых работ по сбору недостающих данных и обработке имеющихся. Скорее всего, такая работа может быть выполнена силами местных научно-исследовательских организаций или вузов. В случае категорического отсутствия финансовых или других возможностей для осуществления этой работы нужно искать разумный компромисс между требованиями целостности системы показателей и реальными возможностями. Возможна замена отдельных показателей близкими по смыслу.

Этап 9 – Публикация окончательно сформированной системы показателей в СМИ.

Выработанная система показателей должна быть доступной самому широкому кругу общественности и специалистам, которые могли бы использовать их для оценки ситуации в своей профессиональной сфере. Это может быть обеспечено через опубликование системы показателей в различных средствах массовой информации одновременно с проведением соответствующей рекламной компании.

Система показателей может быть не утверждена официально муниципальными властями, в таком случае она может служить ориентиром для общественных организаций, опираясь на которые они смогут контролировать действия муниципальной администрации и оценивать проводимую её политику.

Этап 10 – Регулярный пересмотр и обновление системы показателей.

Этап является перманентным. Развитие может считаться устойчивым, только если оно вовремя реагирует на постоянно происходящие внешние и внутренние изменения. А для этого необходимо периодически (раз в два года) пересматривать систему показателей и обновлять базу данных, а каждые пять лет – заново проводить техническую экспертизу. Каждые десять лет рекомендуется повторять весь процесс, начиная с 1 этапа, чтобы подвергнуть критическому анализу и, если нужно, откорректировать основополагающие ценности и соответственно – систему показателей.

Выводы.

Метод определения показателей устойчивого развития путём рассмотрения степени удовлетворения базовых ориентиров носит универсальный характер и может применяться как к отдельным предприятиям или фирмам, семьям, экосистемам, так и к более сложным территориальным образованиям – населённым пунктам, районам, областям, автономным республикам, округам. В любом случае устойчивое развитие рассматривается как система, состоящая из трёх агрегированных подсистем: социальной, экономической и экологической.

Данное пособие ориентировано на муниципальный уровень управления, поэтому для нас важен именно масштаб муниципального образования 1-го или 2-го уровня – поселения или района.

В этом масштабе можно выделить все подсистемы устойчивого развития, которые выделяются и в более высоких территориальных единицах:

1. Социальная подсистема:

· индивидуальное развитие (наличие культурных и образовательных учреждений);

· социальная структура (демографический, классовый, национальный и конфессиональный состав населения, распределение жителей по уровню доходов и пр.);

· политическое управление (участие граждан в управлении, активность и степень влияния общественных организаций).

2. Экономическая система:

· инфраструктура (обеспеченность жилым фондом, коммунальным обслуживанием, транспортом);

· экономика (производство, финансы, рыночные институты, предпринимательство).

3. Экологическая система:

· ресурсы и окружающая среда (природные ресурсы, водообеспеченность, загрязнённость воздушного и водного бассейнов, обращение с отходами, энергосбережение).

В отношении любой социально-территориальной общности на уровне муниципального образования всегда можно подобрать соответствующий перечень показателей, учитывающих конкретные местные особенности. Для этого нужно соотнести вопросы из приведенной выше таблицы 2.3.1, касающиеся оценки базовых ориентиров, с каждой из подсистем.

Подход Х. Босселя представляется наиболее глубоко продуманным и философски обоснованным, однако рекомендуемая им методология достаточно сложна и требует от разработчиков системы показателей развитых навыков системного мышления, поэтому подходит скорее для специалистов, нежели для рабочих групп, состоящих из представителей различных кругов населения.

Устойчивое развитие - это термин, обозначающий совокупность способов и методов создания такой экономической модели, при которой удовлетворение потребностей ныне живущих поколений происходит без вреда для возможностей будущих поколений.

Индикаторы устойчивого развития - совокупность выводимых из первичных данных показателей, использующихся для измерения, анализа и интерпретации состояния экономики, социума и экологии страны.

Способы измерения экономического прогресса

Тема индикаторов устойчивого развития является одной из наиболее важных тем для человечества на данном этапе. Все чаще поднимается вопрос: каким образом (с помощью каких данных) можно зафиксировать прогресс человечества в ближайшее время?

Во-первых, обществу необходимо переходить для диагностики своего прогресса к наиболее совершенным и прогрессивным показателям измерения, с помощью которых будет прослеживаться работа индикаторов устойчивого развития в динамике.

За последнее время появилось множество впечатляющих работ лауреатов Нобелевских премий, отражающих общие закономерности и структуру развития прогресса (экономического и социального). Но на сегодняшний день произведено некорректное измерение развития.

Наиболее неорганичным (нецелостным) индикатором для России является Валовый внутренний продукт (ВВП) 1952 года, который становится за последнее время все более небезопасным как для всего мира, так и для России. В частности, в документах ООН уже выявлена необходимость создания новой системы измерения.

Проблемы российской экономики

В чем заключается основная функция ВВП для России? Существует исследование Минэкономразвития, заключающееся в следующем: была произведена попытка рассчитать корреляцию между ростом ВВП и изменением энергетических цен. В результате изменение ВВП на 0,4-0,5 процентных пункта соответствовало изменениям цен на энергетическом рынке на 10$. Тем самым, не подлежала каким-либо изменениям, работая стабильно (как прежде).

Что представляет собой рост ВВП для России? За последние два десятилетия валовый внутренний продукт России занимает лидирующую позицию во всем мире: по количеству добытой нефти, газа и металлов нам уступают многие страны. Но с другой стороны, все вышеперечисленные ресурсы являются невозобновимыми (в первую очередь «страдает» природный капитал). Тем самым, мы сами себе сокращаем целый ряд шансов на будущее, лишая следующее поколение возможности использовать .

Второй и не менее серьезной чертой ВВП является безучастие в социальных проблемах общества, которые подавляются государством: происходит отсутствие дифференциации доходов, огромных социальных выплат и поддержки.

В бюджете России, начиная с 2014 года, сокращаются затраты на науку и образование. В одном из докладов ООН под названием «Программа развития ООН по человеческому развитию», который был посвящен энергетике устойчивого развития, был произведен расчет, по результатам которого было выявлено, что стране для современного развития и роста ВВП необходимо от 2 до 3 миллионов людей, работающих в области энергетики и металлургии.

Наличие ученых, преподавателей и в целом образования сокращается. Имеющаяся концепция на 2020 год и энергетическая стратегия на 2030 год базируются на аксиоматике и парадигме ВВП. России следует основываться на качественных индикаторах.

Возвращаясь к теме индикаторов устойчивого развития, следует также заострить внимание на двух показателях: индексе скорректированных чистых накоплений Всемирного банка и индексе человеческого развития.

Индекс скорректированных чистых накоплений ВБ

Структура индикатора Всемирного банка скорректированных чистых накоплений заключается в следующем: имеется традиционный макроэкономический показатель, из которого вычитаются две величины:

1) истощение природного капитала;

2) ущерб для загрязнения окружающей среды (в т. ч. ущерб для здоровья).

Далее прибавляются расходы на капитал человека и расходы на образование. В пример можно привести Норвегию, владеющую массой скорректированных чистых накоплений с огромным плюсом, благодаря будущим поколениям.

Норвежцы откладывают огромное количество денег от продажи нефти и газа в , создавая наиболее функциональную модель страны с приличным природным капиталом (проявляются мощные приоритеты устойчивого развития для будущего).

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития агрегируется с помощью трех показателей: индекса благосостояния (базируется на ВВП), ожидаемой продолжительности жизни и индекса образования. При рассмотрении в совокупности трех представленных индексов, картина мира изменяется.

Такие богатые страны, как США и Швейцария оказались далеко не на первых позициях. Лидируют на данный момент Австралия и Норвегия (для которых характерна высокая продолжительность жизни). Россия остается позади, поскольку, превосходя по уровню ВВП на душу, страна катастрофически «проигрывает» по продолжительности жизни. Следовательно, индекс человеческого развития отражает важнейшие компоненты.

В решении конференции ООН (крупнейшей в этом веке от 2012 года в Рио-де-Жанейро) было отмечено, что в ближайшее время будет разработана новая более совершенная система индикаторов устойчивого развития. Статистический департамент ООН предложит новую систему национальных счетов (СНС), которая будет эффективно и полноценно учитывать как экологический, так и социальный факторы.

Переход к устойчивому развитию делает необходимым включение экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей. Этого можно достигнуть через разработку и учет на глобальном и национальном уровнях индикаторов устойчивого развития. Они должны включаться в международные, национальные программы устойчивого развития, планы и программы развития экономики, планы действий по охране окружающей среды.

Имеющиеся сейчас традиционные макроэкономические показатели (валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), доход на душу населения и пр.), оценивающие развитие и рост, игнорируют экологическую деградацию. Рост этих показателей сегодня может базироваться на техногенном природоемком развитии. Тем самым создается возможность резкого ухудшения экономических показателей в будущем в случае истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Для многих стран мира, в том числе России, ориентация на традиционные экономические показатели в ближайшей перспективе может иметь самые негативные последствия.Несколько утрируя, быстрее всего роста этих показателей (тем самым формально добиться прогресса в социально-экономическом развитии) можно добиться, быстро выкачав из недр нефть, газ, добывая руду и уголь поверхостным способом, вырубив леса, увеличивая нагрузку на землю, используя дешевые "грязные" технологии и пр., что, к сожалению, в определенной степени сейчас и происходит. Многие энергетические и аграрные программы, ориентация на увеличение добычи полезных ископаемых и пр. позволяют увеличить валовый внутренний продукт. Однако очевидны и чрезвычайно негативные экологические последствия такого курса.

По мнению известного американского экономиста-эколога Г.Дали, пока мерой человеческого благосостояния остаются традиционные макропоказатели, «на пути перемен существуют огромные препятствия. Рынок видит только эффективность, он не приспособлен чувствовать справедливость или устойчивость».

Требуется экологическая корректировка показателей экономического развития и прогресса. Нужно повысить "конкурентоспособность" природы в борьбе с техногенными решениями. На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) было принято важное решение, в соответствии с которым 178 страны-участницы должны совершенствовать национальную статистику для учета экологического и социального факторов, формировать сателлитные системы учета природных ресурсов.

Индикаторы устойчивости должны удовлетворять следующим основным критериям:

    возможность использования на макроуровне в национальном масштабе;

    сочетать экологические, социальные и экономические аспекты;

    понимаемы и иметь однозначную интерпретацию для лиц, принимающих решения;

    иметь количественное выражение;

    опираться на имеющуюся систему национальной статистики и не требовать значительных затрат для сбора информации и расчетов;

    репрезентативны для международных сопоставлений;

    возможность оценки во временной динамике;

    иметь ограниченное число и др.

Международными организациями и отдельными странами предлагаются критерии и индикаторы устойчивого развития, содержащих нередко весьма сложную систему показателей. Разработка индикаторов устойчивого развития является достаточно комплексной и дорогостоящей процедурой, требующей большого количества информации, получить которую сложно или вообще невозможно (например, по многим экологическим параметрам). Можно выделить два подхода:

    построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей:

    эколого-экономических,

    эколого-социально-экономических,

    собственно экологических.

    построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:

    экономические,

    экологические,

    социальные,

    институциональные.

Наличие интегрального эколого-экономического индикатора на макроуровне является идеальным для лиц, принимающих решения, с точки зрения учета экологического фактора в развитии страны. По одному такому показателю можно было бы судить о степени устойчивости страны, экологичности траектории развития. То есть этот показатель может быть своеобразным аналогом ВВП, ВНП, национального дохода, по которым сейчас часто измеряют успешность экономического развития, экономическое благосостояние. Однако, в силу методологических и статистических проблем, сложностей расчета общепризнанного в мире интегрального индикатора еще нет.

Тем не менее, конструктивные подходы в этой области довольно активно разрабатываются. Интегральный подход к построению агрегированного индикатора устойчивости наиболее полно реализован в разработках структур ООН и Всемирного Банка. Этими международными организациями предложены методики, позволяющие включить экологический фактор в национальные счета, в показатели национального богатства.

Статистическим отделом Секретариата ООН предложена система эколого-экономического учета (СЭЭУ) (a System for Integrated Environmental and Economic Accounting) (1993), направленная на учет экологического фактора в национальных статистиках. Данная система описывает взаимосвязь между состоянием природной окружающей среды и экономикой страны. Взаимосвязь выражена путем увязки принятой ООН системы национальных счетов (СНС, 1993) с учетом экологических факторов и природных ресурсов.

"Зеленые" счета базируются на корректировке традиционных экономических показателей за счет двух величин: стоимостной оценки истощения природных ресурсов и эколого-экономического ущерба от загрязнения. В основе экологической трансформации национальных счетов находится следующий показатель - экологически адаптированный чистый внутренний продукт (EDP) (Environmentally adjusted net domestic product). Этот показатель является результатом коррекции чистого внутреннего продукта. Коррекция происходит в два этапа. На первом этапе из чистого внутреннего продукта (NDP) вычитается стоимостная оценка истощения природных ресурсов (DN) (вырубка леса, добыча нефти, минерального сырья и пр.). Затем из полученного показателя вычитается стоимостная оценка экологического ущерба (ED) в результате загрязнения воздуха и воды, размещения отходов, истощения почвы, использования подземных вод:

EDP = (NDP – DN) – ED (2.2)

Проведенные на основе этой методики расчеты по отдельным странам показали огромное расхождение традиционных экономических показателей и экологически скорректированных. По предварительным оценкам в среднем величина экологически адаптированного чистого внутреннего продукта (EDP) составляет около 60-70% от ВВП. Тем самым для многих стран мира актуальна ситуация, когда при формальном экономическом росте происходит экологическая деградация, и экологическая коррекция может привести к значительному сокращению традиционных экономических показателей вплоть до отрицательных величин их прироста. О возможных огромных масштабах уменьшения этих показателей свидетельствует пример Японии, одной из самых «природолюбивых» стран мира. В 1990 г. рассчитанный экологизированный ВВП Японии оказался на 16% меньше традиционного ВВП.

В настоящее время широкому использованию ССЭУ в мире и отдельных странах препятствует ряд обстоятельств методического характера, недостаток информации, сложность перевода экологических данных в стоимостные. В реальных расчетах имеется много сложностей, связанных с стоимостным исчислением истощения природных ресурсов, экологического ущерба, учетом влияния загрязнения на здоровье и продуктивность ресурсов во времени, учетом фактора времени и т.д. Поэтому методическая статистическая база «зеленых» счетов продолжает активно разрабатываться.

Эффективным интегральным индикатором устойчивого развития может стать показатель "истинных сбережений " (genuine (domestic) savings).Этот показатель предложен и рассчитан для стран мира специалистами Всемирного Банка. Истинные сбережения – это реальная скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды. Этот показатель является результатом коррекции валовых внутренних сбережений, т.е. валового накопления. По сравнению с традиционными макроэкономическими показателями оценки истинных сбережений включают более широкий учет природных ресурсов, улучшенные данные и методы расчетов и значительное усиление использования учета человеческих ресурсов. Значение измерения истинных сбережений политики устойчивого развития достаточно ясно: постоянно отрицательные темпы истинных сбережений показывают формирование антиустойчивого типа развития и должны неизбежно привести к ухудшению благосостояния. Для политических деятелей связь устойчивого развития с темпами истинных сбережений означает, что существует много возможных способов воздействия для усиления устойчивости, начиная с макроэкономических и заканчивая чисто экологическими мерами.

Истинные сбережения являются результатом последовательной коррекции экономических показателей. При этом коррекция производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания ("проедания") физического капитала (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DN) и ущерба от загрязнения окружающей среды (ED):

GS = (GDS – CFC) + EE – DN – ED (2.3)

Все входящие в расчет величины берутся в процентах от ВВП. Проведенные на основе этих методик расчеты по отдельным странам показали огромное расхождение традиционных экономических показателей и экологически скорректированных (см. таблицу 2.2). Это очень важно в условиях начавшегося подъема в России. В стране с ее огромными масштабами деградации и истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды реальна ситуация, когда при экономическом росте происходит растрата природного капитала, и учет экологического фактора может привести к значительному уменьшению ВВП, промышленного роста вплоть до отрицательных величин их прироста. Это расхождение подтверждают расчеты. Например, если с формальных позиций в 2000 г. российская экономика процветала – рост ВВП составил около 9% по сравнению с 1999 г., то истинные сбережения отражали противоположную тенденцию – они снизились на 13% (-13,4%) (!), главным образом за счет истощения сырьевой базы. Все это типичные признаки «антиустойчивых» тенденций в развитии российской экономики. Развитые страны, многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют положительную величину истинных сбережений (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Показатель истинных внутренних сбережений в отдельных странах (в % к ВВП)

Истинные внутренние сбережения

Бразилия

Германия

Великобритания

Для России показатель истинных сбережений важен тем, что он показывает необходимость компенсации истощения природного капитала за счет роста инвестиций в человеческий и физический капиталы, а также перевода части выгод от продажи невозобновимых природных ресурсов на цели увеличения возобновимого природного капитала. В практическом плане целесообразно создание специальных фондов типа Фонда будущих поколений, которые имеются в Норвегии, США, некоторых нефтедобывающих странах, и образованных за счет фиксированных отчислений от добычи истощающихся топливно-энергетических ресурсов для обеспечения будущего развития страны.

Довольно активно в мире предпринимаются попытки рассчитать интегральные агрегированные индексы устойчивости, базирующиеся прежде всего на экологических параметрах. Эти показатели позволяют оценить тенденции в экологически устойчивом развитии. Агрегированный индекс «живой планеты» (Living Planet Index) для оценки состояния природных экосистем планеты исчисляется Всемирным Фондом Дикой Природы (World Wild Fund). Разработан также достаточно конструктивный показатель «экологический след » (давление на природу) (The Ecological Footprint) (см. Вставку 2.2).

Вставка 2.2.

Индекс живой планеты (ИЖП) измеряет природный капитал лесов, водных и морских экосистем и рассчитывается как среднее из трех показателей: численность животных в лесах, в водных и морских экосистемах. Каждый показатель отражает изменение популяции наиболее представительной выборки организмов в экосистеме. По расчетам показатель по лесным экосистемам включает 319 животных и показывает снижение на 12% за период 1970 – 1999 гг., по водным экосистемам – 194 вида и снижение на 50%, по морским экосистемам – 217 видов и снижение на 35%. В 1970–е годы человечество вышло за пределы восстановительных возможностей в глобальном масштабе, что является причиной истощения природного капитала и отражается в уменьшении индекса ИЖП на 33% за последние 30 лет.

Показатель "экологический след" (давление на природу) (ЭС) измеряет потребление населением продовольствия и материалов в эквивалентах площади биологически продуктивной земли и площади моря, которые необходимы для производства этих ресурсов и поглощения образующихся отходов, а потребление энергии – в эквивалентах площади, необходимой для абсорбции соответствующих выбросов СО2. За период 1970 – 1997 гг. ЭС возрос на 50% или на 1,5% в год. ЭС, приходящийся на одного человека, представляет собой сумму 6 слагаемых: площадь пашни для выращивания потребляемых человеком зерновых, площадь пастбищ для производства продукции животноводства, площадь лесов для производства древесины и бумаги, площадь моря для производства рыбы и морепродуктов, занятая под жилье и инфраструктуру территория, площадь лесов для абсорбции выбросов СО2, образующихся при душевом потреблении энергии. ЭС среднего потребителя из развитых стран мира в 4 раза превышает соответствующий показатель потребителя из стран с низкими душевыми доходами.

Метод ЭС позволяет сравнить фактическое давление общества на природу и возможное с точки зрения потенциальных запасов природных ресурсов и ассимиляционных процессов. По расчетам авторов доклада в настоящее время фактическое давление населения планеты на 30% превышает ее потенциальные возможности.

Второй подход к построению индикаторов устойчивого развития базируется на построении системы показателей , которые могут отражать отдельные аспекты устойчивого развития – экологические, экономические, социальные и др. По сравнению с интегральными индикаторами устойчивости этот подход более широко распространен в мире. Примером такого подхода является методология Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) (1996, 2001). Следует также отметить исследования Всемирного Банка: предлагаемые индикаторы в рамках ежегодного доклада Всемирного Банка "Индикаторы мирового развития". Широкое признание в мире получила система эколого-экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разработанная на основе структуры «давление-состояние-реакция». Среди разработок отдельных стран следует отметить системы США и Великобритании.

К сожалению, как уже отмечалось, в мире еще нет общепризнанного и хорошо обоснованного интегрального показателя для оценки эффективности перехода к устойчивому развитию. В связи с этим основной акцент делается на построении системы индикаторов. Целесообразно иметь ограниченное число индикаторов, что тесно связано с разработкой системы приоритетов макроэкономической политики. Когда предлагается много показателей, сложно принимать решения, судить о степени устойчивости. Например, для лиц, принимающих решения в исполнительных и законодательных структурах власти, вряд ли подойдет система из 100-150 индикаторов. Необходимо ранжирование системы индикаторов по уровням приоритетности. Этим путем пошли практически все международные организации и многие страны при разработке систем индикаторов. За последние 1-2 года широкое распространение получили системы "базовых индикаторов". Так, Комиссия по устойчивому развитию ООН сократила более чем в 2 раза число первоначально предлагаемых свыше 130 показателей в 2001 году. ОЭСР предлагается 10 базовых экологических индикаторов, Европейским Союзом – 11 индикаторов. Аналогичным путем идут многие страны. В США по основным критериям были отобраны 400 показателей и последующий отбор по дополнительным критериям сократил их число до 40. Семь базовых индикаторов были выделены в Великобритании.

Использование базового списка показателей является необходимым условием начального этапа работы по созданию национальной системы показателей устойчивого развития. Следует иметь в виду, что показатели сами по себе не всегда дают ответ на вопрос об устойчивости/неустойчивости происходящих процессов. Ответ на данный вопрос можно получить только после правильной интерпретации полученных результатов.

В области эколого-экономических индикаторов устойчивости целесообразно давать экономическую оболочку для экологических проблем или сочетать экологические и экономические аспекты: решение экологических проблем должно приносить обществу экономические результаты. Это в какой-то степени аналог политики "двойного выигрыша", когда решение экономических проблем дает экологический эффект. Тем самым целесообразны эколого-экономические индикаторы, которые имеют ясный экономический смысл, и использование которых будет помогать понять тенденции в развитии экологической ситуации.

Важной проблемой для выбора эколого-экономических индикаторов является их конкретная интерпретация – в виде валовых натуральных показателей (суммарные объемы, валовые показатели на душу населения, единицу площади и т.д.) или удельных показателей (расход природных ресурсов на единицу конечного результата/продукции (природоемкость), удельные загрязнения и т.д.). Для первой группы индикаторов характерно натуральное (или "удельно-натуральное") выражение, для второй – "натурально-стоимостное". Выбор между этими показателями должен определяться целями и областями использования индикатора. Валовые индикаторы лучше подходят для анализа сложившейся экологической ситуации, степени ее благоприятности для человека и среды, уровня и величины воздействия на природу, ущерба для здоровья и пр. Эти индикаторы удобно применять для ограниченных территорий, регионального анализа. С другой стороны, для оценки структурно-технологических тенденций, изменения структуры экономики больше подходят удельные показатели природоемкости, удельных загрязнений. (Эти удельные показатели будут подробно рассмотрены в 5 главе). Они также удобны для прогнозирования экономического развития, изменения воздействия на окружающую среду и экологической ситуации на перспективу. Как показывает опыт нашей страны 1990-х гг. в рамках анализа одной экологической проблемы индикаторы могут иметь противоположную динамику (например, для воды валовые загрязнения уменьшились, а удельные загрязнения росли).

Возможным примером системы базовых эколого-экономических индикаторов устойчивого развития России является разработка, выполненная под руководством проф. С.Н.Бобылева и представленная во Вставке 2.3.

Вставка 2.3 (из книги «Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)»/ под ред. С.Н.Бобылева (2001))

Коллективом экспертов в рамках проекта для Минэкономразвития (2001) были предложены различные подходы к построению системы базовых индикаторов устойчивого развития России, которые различаются по структуре и по принципам построения. Основное внимание было уделено эколого-экономическим показателям. Индикаторы были построены таким образом, чтобы дать количественную характеристику выделенных проблем, опираясь только на базу данных государственной российской статистики.

В одном из подходов была предложена достаточно "сжатая" система базовых индикаторов. Эта система содержит ограниченное число индикаторов и ее можно было бы рекомендовать для макроэкономических правительственных программ и национальных планов действий по охране окружающей среды. Предлагается семь приоритетных базовых эколого-экономических индикаторов и их модификаций, построенных по структуре "проблемы-индикаторы" (Таблица 3.***). Базовые индикаторы подобраны таким образом, чтобы отразить специфику российской экономики, в том числе, особенности современного периода развития. В связи с этим следует отметить, что перечень индикаторов не может быть застывшей системой и должен корректироваться при изменении тенденций и проблем.В таблице 2.2 рассматриваются семь приоритетных базовых эколого-экономических индикаторов и их модификации, их количественные значения, динамика и оценка динамики. Система индикаторов построена по структуре "проблемы-индикаторы", но в отличие от международных структур показателей в разделе "Проблемы" даются и экологические, и экономические, и социальные проблемы, которые наиболее актуальны для страны и отражать которые должны индикаторы. Так, для переходной экономики России крайне актуальным является "утяжеление" структуры экономики, увеличения удельного веса в ней природоэксплуатирующих отраслей (индикатор энергоемкости). Накопилась значительная технологическая отсталость, огромен физический износ оборудования (коэффициент обновления основных фондов). В связи с загрязнением окружающей среды выделена и проблема здоровья населения России, ущерб для которого оценивается в 4-7% ВВП (индикаторы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов). Тема экономической оценки влияния загрязнения на здоровье чрезвычайно актуальна, что показали европейские и российские исследования, и важна с позиций аргументированности необходимости привлечения большего внимания исполнительных и законодательных структур власти к охране окружающей среды. Глобальная проблематика получила свое отражение в индикаторах сохранения экосистемных функций и биоразнообразия и выбросов парниковых газов.

Для выбора базовых эколого-экономических индикаторов важной задачей является их конкретная представление – в виде валовых натуральных показателей (суммарные объемы, валовые показатели на душу населения, единицу площади и т.д.) или удельных эколого-экономических показателей (удельные загрязнения, затраты природных, энергетических ресурсов и т.д.). Проиллюстрировать целесообразность разных сфер применения валовых и удельно-стоимостных индикаторов можно на примере веществ, загрязняющих воду и воздух. Валовые объемы этих веществ уменьшились почти вдвое за 1990-е гг. Для лиц, принимающих решения, это является хорошим аргументом в пользу вывода об улучшении экологической ситуации в стране, возможности уменьшения внимания к охране окружающей среды и выделяемых для этих целей средств. Это реально сейчас и происходит. Однако, если использовать удельные показатели природоемкости, которые росли на протяжении 1990-х гг., то можно сделать противоположный вывод о необходимости усиления внимания к экологическим аспектам экономического развития, усугубления технологической отсталости из-за формирования "грязной" антиустойчивой структуры российской экономики и потенциального увеличения негативного воздействия на среду в условиях экономического роста. Вместе с тем при анализе ситуации в городе, регионе с позиций воздействия загрязняющих веществ, например, на здоровье человека, очевидна необходимость использования валовых натуральных (или удельно-натуральных) показателей, так как натурально-стоимостные показатели природоемкости здесь мало информативны.

В таблице подобный дифференцированный подход к использованию тех или иных индикаторов в зависимости от поставленных целей продемонстрирован на примере возможных показателей загрязнения воздуха: удельные выбросы загрязняющих веществ на единицу ВВП (индикатор 3(а)) и валовый выброс твердых частиц (индикатор 3(б)).

Индикаторы, демонстрирующие разнонаправленные тенденции, могут быть использованы и при анализе сохранения экосистемных функций и биоразнообразия. В теории и мировой практике здесь чаще всего используется показатель охраняемых территорий (индикатор 6(а)). В стране сложилась положительная динамика роста этих территорий. Однако Россия играет ведущую роль в мире для сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экологические услуги всей планете. Экосистема страны вносит самый большой – по сравнению с другими странами – вклад в планетарную стабильность, что во многом связано с сохранившейся в естественном состоянии значительной части территории. В России сохранилась самая крупная в мире по площади ненарушенная хозяйственной деятельностью территория, составляющая примерно 65% площади страны. Эта территория существенно больше, чем сохранившиеся в естественном виде экосистемы в других крупнейших странах мира: Бразилии, Канаде, Австралии, США и других стран. В мире площади естественных экосистем резко сокращаются: если в начале ХХ века они были разрушены на 20% суши, то теперь – на 61-63% территории. Уменьшаются они и в России, прежде всего, из-за экспансии энергетического и лесного секторов. В связи с этим индикатор ненарушенных территорий (6(б)) является важным не только для страны, но и всего мира. Он может использоваться при рассмотрении глобальных проблем и роли России в их решении. К сожалению, сейчас данный индикатор является только оценочным.

В приоритетные базовые индикаторы включен показатель, который чрезвычайно важен для страны - выбросы парниковых газов. Глобальное изменение климата это не только отдаленная экологическая проблема, которая нуждается в дальнейшем научном обсуждении. Это уже вполне реальный вопрос необходимости выполнения Россией своих международных обязательств (Киотский протокол и др.), и возможность получения страной экономических выгод от продажи квот на выбросы парниковых газов в период 2008-2012 гг. (Может иметь смысл и анализ удельных показателей выбросов парниковых газов, который отражает структурно-технологические сдвиги в экономике).

Таблица 2.3. Приоритетные базовые эколого-экономические индикаторы

Проблемы

Индикаторы

Значение индикатора (1999 г.)

Динамика индикатора

Оценка динамики

Потребление природных ресурсов.

Структура экономики.

Технологический уровень.

1.Энергоемкость

3,63 кг у.т./руб. ВВП*

Рост на 25% к уровню 1990 г.

Негативная

Аварии и катастрофы.

Экологический ущерб.

Обновление основного капитала.

Технологический уровень.

2.Коэффициент обновления основных фондов

Значительное уменьшению к уровню 1990 г. (5,8%) и 1970 г. (10,2%)

Негативная

Загрязнение окружающей среды.

Здоровье населения.

Технологический уровень.

3(а).Выбросы загрязняющих веществ в воздух на единицу ВВП

80,3 кг/тыс.руб. ВВП*

Стабилизация к уровню 1990 г.

Стабильная

3(б).Выброс твердых веществ от стационарных источников

Уменьшение в 2 раза к уровню 1992 г.

Позитивная

4.Сброс загрязняющих веществ в воду на единицу ВВП

0,143 м 3 /тыс.руб. ВВП*

Рост на 22% к уровню 1990 г.

Негативная

Технологический уровень.

5.Количество неиспользованных и необезвреженных токсичных отходов

Увеличение в 2 раза к уровню 1994 г.

Негативная

Сохранение экосистемных функций и биоразнообразия

6(а).Площади особо охраняемых природных территорий

40,7 млн. га

Рост в 2 раза к уровню 1990 г.

Позитивная

6(б).Ненарушен-ная хозяйствен-ной деятельнос-тью территория (оценка)

65% территории страны

Уменьшение к уровню 1990 г.

Негативная

Глобальное изменение климата (рынок квот на выбросы парниковых газов)

7.Выбросы парниковых газов (Росгидромет)

Значительное падение к уровню 1990 г.

Позитивная

*ВВП в ценах 1990 г.

Предложенная структура базовых эколого-экономических индикаторов может быть расширена за счет выделения проблем "экономические результаты и устойчивость развития". В этом случае в систему могут быть включены показатели ВВП и истинных сбережений, и число приоритетных индикаторов возрастет до 9.

Оценивая тенденции количественного изменения базовых индикаторов следует отметить, что с позиций достижения большей устойчивости экономики динамика показателей может существенно различаться. Уменьшаться должны индикаторы, связанные с природоемкостью: энергоемкость, интенсивность выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Отражением положительных эколого-экономических тенденций будет увеличение коэффициента обновления основных фондов, использования токсичных отходов, площади охраняемых природных территорий. Индикатор выбросов парниковых газов будет расти с экономическим ростом, однако исполнительные структуры власти должны следить за тем, чтобы к плановому периоду 2008-2012 гг. объем этих газов не превысил уровень 1990 г.

Индикаторы устойчивого развития

Индикáтор усто́йчивого разви́тия (англ. index of sustainable development ) - показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной. Основной целью введения индексов является оценка ситуации или события, для прогноза развития сложившейся ситуации и разработки её решения. На сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий.

Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов:

  1. Построение системы индикаторов, с помощью которых можно судить об отдельных аспектах развития: экологических, социальных, экономических и др.
  2. Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Основная трудность при агрегировании информации в индексы состоит в определении весов исходных показателей без утраты значимости и без излишней субъективности. Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы:

Системы индикаторов устойчивого развития

Системы индикаторов ОЭСР

Широкое признание в мире получила система эко-индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:

  1. набор экологических показателей для оценки эффективности деятельности в области охраны окружающей среды;
  2. несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;
  3. набор показателей, выводимых из природоохранной отчетности - для обеспечения как включения природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и для обеспечения устойчивости управления и использования природных ресурсов.

Система эколого-экономического учета

Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) была предложена Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 году. Целью системы эколого-экономического учета является учет экологического фактора в национальных статистиках.

Природоохранной направленностью СЭЭУ объясняются её некоторые особенности: использование данных в натуральном представлении, самостоятельный, хотя и взаимосвязанный по отношению к традиционной системе национальных счетов, характер; применение, наряду с рыночными, нерыночных оценок.

Эколого-экономический учет - вспомогательная система. Он расширяет потенциал национальных счетов, но не рассматривается в качестве замены национального счетоводства.

Эколого-экономический учет затрагивает вопросы включения в национальное богатство наряду с капиталом, произведенным человеческим трудом, природного капитала, а также дает возможность оценить экологические затраты (истощение и воздействие на качество природных ресурсов). Природный капитал включает возобновимые ресурсы (например, леса), и невозобновимые (почва и подпочвенные активы), а также экологические услуги. Расширение экологически скорректированных макроэкономических агрегатов происходит за счет рассмотрения природных активов: возможна корректировка не только ВВП, но и чистой добавленной стоимости и национального богатства.

Показатель «истинных сбережений» был предложен Всемирным банком . Истинные сбережения (англ. genuine (domestic) savings ) - это скорость накопления национальных сбережений после надлежащего учета истощения природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды .

Концепция «истинных сбережений» тесно связана с попыткой нового подхода к измерению национального богатства стран. Всемирным банком рассчитаны величины природного, произведенного (физический или искусственный) и социального капиталов , а также их доля в совокупном национальном богатстве страны. Так, доля природного капитала в национальном богатстве в среднем для более чем 100 стран мира составляет 2-40 %, доля человеческого капитала - 40-80 %. Кроме того, в развитых странах доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышает 10 %, в то время как доля человеческого капитала составляет более 70 %. Для многих стран с низкими доходами на душу населения удельный вес сельскохозяйственной компоненты в природном капитале составляет 80 %, в то время как в странах с высокими доходами этот показатель не превышает 40 %.

Литература

  • Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. пособие/ С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под ред. С. Н. Бобылева. - М.: Экономика, 2011. - 358 с.
  • Ерофеев, П. Ю. Особенности концепции устойчивого развития / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3(13). - С. 20-29.
  • Методические подходы к разработке показателей устойчивого развития сельских территорий/ В. И. Фролов, Е. О. Агафонова
  • Индикаторы и индексы устойчивого развития: Институт проблем устойчивого развития http://www.cosd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13&Itemid=15
  • Индексы и индикаторы устойчивого развития / Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина http://www.ustoichivo.ru/i/docs/18/tarasova.pdf
  • Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты)./ Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко - М.: ЦПРП, 2001. - 220 с.
  • Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Типология Майерс
  • Индио (Калифорния)

Смотреть что такое "Индикаторы устойчивого развития" в других словарях:

    Центр устойчивого развития столицы - Логотип Центр устойчивого развития столицы … Википедия

    Цели развития тысячелетия - система индикаторов, предложенная ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах; все государства члены ООН взяли на себя обязательства достичь эти цели к 2015 г.; структура Ц.р.т.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Устойчивое развитие - (англ. sustainable development) гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… … Википедия

    Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 - Конференция ООН «Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20» RIO +20 United Nations Conference on Sustainable Development Принятие: На конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в июне 2012 Подписание: 20 22 июня 2012… … Википедия

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Конъюнктура - (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...