Денежное обращение регулируется. Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена


Регулирование денежного обращения в эпоху золотого стандарта происходило стихийно, ведь золото обладало собственной внутренней стоимостью и легко превращалось в накопитель богатства в периоды, когда товарный оборот не нуждался в дополнительной денежной массе.

В современном мире бумажных денег ситуация иная – регулирование денежного обращения стало обязательной процедурой, т.к. бесконтрольное движение денежных средств может приводить к плачевным экономическим последствиям (например, к ). Связано это с отсутствием у бумажных банкнот внутренней, реальной стоимости, которые обладают только номинальной ценностью.

Процесс координации обращающихся денег происходит на государственном уровне и осуществляется следующими финансовыми институтами – Центральным Банком и Министерством Финансов. Бумажные и кредитные деньги не могут самостоятельно поддерживать свое оптимальное количество в обороте, поэтому ЦБ и МинФин периодически проводят некоторые меры по стабилизации денежной массы.

Регулирование денежного обращения в сторону уменьшения количества денег

При нахождении в обращении излишнего количества денежных ресурсов проводятся мероприятия, нацеленные на их перевод из оборота в накопление.

Меры ЦентроБанка

  1. Увеличивается ключевая процентная ставка . Это стимулирует население и предприятия вкладывать деньги в ставшие более доходными депозиты, таким образом, капитал перетекает в сферу накопления.
  2. Сокращается кредитование Коммерческих Банков (КБ). Получая меньше ресурсов от Центрального Банка, Банковские институты коммерческого типа меньше выдают физическим и юридическим лицам, следовательно, денег в обращении становится меньше.
  3. Увеличиваются обязательные резервы КБ (которые образуются путем отчисления определенного процента от суммы привлеченных средств). При помощи такой меры урезаются ресурсы КБ, которые в результате меньше кредитуют, а значит, сокращается количество обращающихся банкнот.
  4. Выпускаются ценные бумаги . Эмитируя , ЦБ реализует их на финансовом рынке, а деньги уплаченные за них изымаются из оборота.
  5. . Является крайней мерой стабилизации экономики, применяется крайне редко.

Меры МинФина

  1. Повышается налоговая ставка . В казну поступает больше денег, значит, в обращении их остается меньше.
  2. Отменяются налоговые льготы . Опять же, приток финансов в казну увеличивается.
  3. Сокращается бюджетное финансирование , прежде всего, на непроизводительные цели.
  4. Эмиссия облигаций

Регулирование денежного обращения с целью увеличения денежной массы

В данном случае осуществляются действия, прямо противоположные перечисленным выше.

Действия ЦБ

  1. Уменьшается процентная ставка
  2. Увеличивается кредитование КБ со стороны ЦБ
  3. Уменьшаются обязательные резервы КБ
  4. Печатаются деньги
  5. Начинается скупка ценных бумаг

Действия Министерства Финансов

  1. Уменьшаются налоги
  2. Вводятся налоговые льготы
  3. Увеличивается бюджетное субсидирование на цели непроизводственного характера
  • 7.Закон денежного обращения
  • 8.Скорость обращения денег
  • 9.Эмиссия денег и выпуск денег в хоз.Оборот
  • 10.Наличный денежный оборот
  • 11.Безналичный денежный оборот.
  • 13.Расчеты по инкассо
  • 14.Платежный кризис.
  • 15.Роль безналичных расчетов в коммерческой деятельности
  • 16.Государственное регулирование денежного обращения
  • 17.Сущность и типы денежных систем
  • 18.Основные элементы ден системы Денежная система рф – регулируемая федеральными законами и нормативными актами Банка России организация совокупного денежного оборота.
  • 19.Валютная система: сущность, элементы.
  • 20.Эволюция мировой валютной системы
  • 21.Валютный курс и особенности его формирования.
  • 22.Инфляция: сущность и причины возникновения.
  • 24.Денежные реформы: сущность виды и методы проведения
  • 25.Основные направления антиинфляц.Политики
  • 26.Основные функции и законы кредита
  • 27.Роль кредита в коммерческой деятельности
  • 28.Классификация осн форм кредита.
  • 30.Коммерческий кредит
  • 31.Международный кредит его сущность, осн формы.
  • 32.Сущность ссудного процента и факторы его определяющие
  • 33. Организация кредитного процесса в коммерческом банке (см рисунок)
  • 34. Кредитный договор: его сущность и содержание
  • 35. Основные способы обеспечения возврата кредита.
  • 36.Возникновение банковского дела..
  • 37.Роль банков в коммерческой деятельности
  • 38.Особенности функционирования банковской системы рф
  • 39.Кредитная система России.
  • 40.Структура банковской системы рф
  • 41. Небанковские кредитные орг.
  • 42. Правовое регулирование деятельности кредитных орг.
  • 43. Цели и задачи цб рф
  • 44.Правовой статус цб рф
  • 45.Организационная структура цб рф
  • 46.Функции цб рф
  • 47. Денежно-кредитная политика (дкп) цб рф, ее методы и инструменты.
  • 48. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики
  • 49. Классификация банковских операций.
  • 50. Основные и доп операции коммерч банков
  • 51.Активные операции коммерч банка
  • 52.Пассивные операции коммерч банков
  • 53. Банковская система сша
  • 54.Банковская система Франции и Англии
  • 55.Банковская система Германии и Италии.
  • 56.Банковская система Японии
  • 57. Платежный баланс: понятие и осн статьи
  • 58. Методы регулирования платежного баланса.
  • 59. Международные валютно-кредитные организации.
  • 60.Группа Всемирного банка:основные участники.
  • 16.Государственное регулирование денежного обращения

    Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

    В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:

    · прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

    · установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    · определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    · разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

    Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

    Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

    17.Сущность и типы денежных систем

    Денежные системы – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежные системы различаются по:

    I. виду денежных единиц:

    1. с законодательно фиксированным содержанием металла;

    2. без законодательно фиксированного содержания металла;

    3. с косвенно фиксированным содержанием металла.

    II. масштабам цен:

    1. архаический (восточный), имел разделение 1:60:360;

    2. классический (западноевропейский) - 1:20:240;

    3. десятичный (распространен сейчас во всех странах мира) – 1:10:100;

    III. видам денег:

    1. металлические;

    2. бумажно-денежные системы (неметаллические).

    Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

    Денежная система должна быть:

      Единой на территории всей страны

      Планово-регулируемой

      Централизованной

      Устойчивой (т.е. в системе должны быть механизмы защиты)

      Эластичной, т.е. адаптируемой к меняющимся условиям.

    18.Основные элементы ден системы Денежная система рф – регулируемая федеральными законами и нормативными актами Банка России организация совокупного денежного оборота.

    Элементы денежной системы РФ:

      Наименование национальной валюты (денежная единица), т.е. рубль.

      Масштаб цен. В том смысле, в котором масштаб цен был при полноценных деньгах, сейчас его нет. Однако в настоящее время масштаб цен – способ выражения стоимости товаров в национальной денежной единице страны. Масштаб цен – соотношение цен, которое устанавливается и поддерживается государством.

      Валютный курс. Устанавливается государством или специально уполномоченными органами. По сути это цена валюты, выраженная в национальной валюте.

      Условия денежного оборота, виды денежных знаков в обращении и иных долговых обязательств.

      Эмиссионный механизм. Эмиссионный механизм – порядок выпуска и изъятия денег из оборота (в широком смысле). Наличной денежной эмиссии не может быть без предварительной записи по счетам в кредитной системе, т.е. появлению наличных денег предшествует эмиссия безналичных денег. Должен быть единый центр эмиссии в лице ЦБ РФ. Факторы, влияющие на эмиссию: состояние бюджета, выпуск и изъятие денег из оборота на основе выдач и погашения кредитов, возвратность денег в кассы эмиссионного центра.

      Система регулирования денежного оборота. Документы: федеральный бюджет, единая государственная денежно-кредитная политика, баланс доходов и расходов населения, прогноз кассовых оборотов, баланс Банка России, платежный баланс страны, расчетный баланс страны.

    Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах, обслуживающее процессы обращения товаров и услуг, нетоварные платежи и расчеты. В процессе денежного обращения денежные знаки переходят от одних юридических или физических лиц к другим.

    Имеется два вида денежного обращения: наличное и безналичное.

    Регулирование денежного обращения в Российской Федерации производится на основании Конституции Российской Федерации, Законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», иных законов и нормативно-правовых актах президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконных актов Центрального банка Российской Федерации.

    Налично-денежное обращение является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами и монетами Центрального банка Российской Федерации.

    Безналичный денежный оборот

    Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

    Денежная реформа представляет собой полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

    Деноминация – это техническая операция, выражающаяся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

    В России были проведены две денежные реформы : 1922–1924 и 1947 годов.

    Проведение первой денежной реформы было вызвано необходимостью создания твердой национальной валюты.

    Проведение денежной реформы 1947 г. было вызвано с тем, что во время Великой Отечественной войны в обращении находилось большое количество наличных обесцененных денег, фальшивых денежных средств, заброшенных на оккупированные территории немецкими войсками, что в совокупности привело к разбалансированности денежной системы.

    63. Наличный и безналичный денежный оборот.

    Так, организация налично-денежного оборота в Российской Федерации регламентирована Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г., утвержденным Банком России.

    Налично-денежное обращение является непрерывным процессом движения наличных денег, которые представлены банкнотами и монетами Центрального банка Российской Федерации.

    Налично-денежный оборот организуется Банком России. Основными организующими звеньями в Российской Федерации являются также территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации и система расчетно-кассовых центров (РКЦ).

    Все хозяйствующие субъекты на территории Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы, хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на счетах на договорных условиях. Предприятия могут получать наличные деньги от коммерческих банков, физических лиц и других хозяйствующих субъектов. Наличные деньги подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета сдавших их предприятий. Вопросы сдачи наличных денежных средств предприятиями в кассы учреждений банков и приема указанных денежных средств урегулированы Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

    Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

    Безналичный денежный оборот – это движение стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.

    При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений не применяются, а используются своего рода символы, т. е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

    Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов, форма которых установлена Центральным банком Российской Федерации. Для проведения расчетов каждому учреждению (предприятию, организации), являющемуся юридическим лицом, а также физическим лицам необходимо открыть в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной).

    Согласно Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», установлен предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Расчеты, превышающие установленную сумму, должны производиться только в безналичном порядке.

    Российская Федерация, как и любое другое государство, заинтересовано в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов, поскольку банкноты и монеты как физические объекты подвержены естественному процессу износа (старения) и изношенные денежные знаки приходится изымать из обращения и заменять новыми, такого же достоинства. Каждая банкнота и монета имеют определенную себестоимость, причем себестоимость производства банкноты (монеты) более низкого достоинства относительно дороже (по сравнению с номиналом), чем себестоимость банкнот и монет более высокого достоинства. Себестоимость же одного безналичного расчета ничтожна.

    Разновидностью безналичного обращения являются расчеты с помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.

    Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность перед другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство погасить свое денежное обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя. Третье лицо может сделать то же самое, т. е. предъявить вексель своему кредитору и т. д.

    Согласно ст. 815 Гражданского кодекса Российской Федерации, вексель удостоверяет ничем не обусловленное денежное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

    Еще одной разновидностью безналичного денежного обращения являются кредитные карточки . Со счета владельца карточки списывается необходимая сумма и записывается на счет субъекта, продавшего товар (оказавшего услуги, выполнившего работы).

    Следует отметить, что предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам действующим законодательством представлено право самостоятельно выбирать форму расчета – наличную или безналичную.

    Обращение наличных и безналичных денег тесно взаимосвязано. Денежные знаки, которые находятся в обращении; денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан; другие безусловные денежные обязательства банков представляют собой денежную массу. Денежная масса характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, обслуживающие экономические связи страны и принадлежащие физическим и юридическим лицам, а также всему государству в целом.

    Согласно Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», регулирование денежной массы возложено на Центральный банк Российской Федерации.

    В связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т. д.).

    Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

    Сфера денежного обращения включает:

    Особенности наличного и безналичного денежного обращения:
    • У наличных и безналичных денег разная циркуляция. Наличные деньги бывают в обороте много раз и выбывают из него, когда они физически изнашиваются. Безналичные деньги циркулируют единожды в форме списания с одного счета на другой.
    • У наличного и безналичного оборота разные контрагенты (участники). Наличный оборот всегда связан с населением, а у безналичного оборота контрагентами выступают субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность (предприятия, компании и т. д.).
    • Наличные и безналичные деньги выполняют разные функции. Наличные деньги: функция платежа, обращения, сбережения и накопления. Безналичные деньги: платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
    • Безналичные расчеты легче контролировать.

    Исходя из связи с производством ВВП выделяют два основных вида денежного обращения:

    1. Когда оборот непосредственно связан с реализацией товаров и услуг; с расчетами в сфере капитального строительства; а также расчеты на .

    Таким образом, первый вид включает:

    • денежные расчеты в торговле;
    • платежи, поступающие за услуги коммерческих служб, транспорта и т. д.;
    • расчеты в капитальном строительстве;
    • операции на фондовом рынке.

    2. Когда денежное обращение возникает в связи с осуществлением денежных расчетов нетоварного характера и включает:

    • выплаты ;
    • выплаты процентов, дивидендов;
    • налоги, сборы, вносимые в ;
    • оборот по банковским операциям;
    • оборот по операциям страховых компаний и т. д.

    Таким образом, денежное обращение хотя и связано с товарным оборотом, но значительно больше оно обслуживает связи нетоварного характера.

    Модели кругооборота денег

    Оборот денег в экономической системе осуществляется по разным циклам. Наиболее простая схема денежного оборота представлена на рис. 2.

    Рис. 2. Модель простейшего кругооборота денег и товаров в экономической системе:
    1. поток товаров (услуг);
    2. поток денег (расходы населения на покупку товаров и услуг);
    3. поток денег (платежи за потребленные ресурсы);
    4. поток ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг (сырье, и др.).

    Приведенная модель показывает, что в экономической системе циркулируют два оборота .

    Первый оборот представлен потоком ресурсов, необходимых для производства товаров (услуг) (движение по часовой стрелке). В схеме допускается, что ресурсы принадлежат населению, которое обменивает их у хозяйствующих субъектов на готовые товары и услуги. Бартер исключает использование денег в качестве посредника при обмене.

    Поэтому появляется посредник, который помогает обеим сторонам произвести торговые операции по сбыту и приобретению товаров. Таким посредником являются деньги, поток движется против часовой стрелки. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, включают в себя материальные ценности, рабочую силу, организаторские способности предпринимателя, . Поток этих ресурсов уравновешивается платежами за потребленные ресурсы. Эти денежные платежи выступают в виде заработной платы, процентного дохода, рентных платежей, арендного дохода и т. д. В конечном итоге два указанных потока составляют самостоятельный оборот, способный уравновесить товарную массу .

    Второй оборот представлен потоком готовых товаров и услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами населению. Этот поток товаров и услуг уравновешивается потоком суммарных платежей и расходов, которые осуществляет население, покупая товары и услуги.

    Из этой схемы оборота видно, что должно быть связано с количеством товаров и услуг. В противном случае их неувязка может привести к обесценению денег и к .

    Денежные отношения , возникающие в процессе обмена «деньги — товар», выступают как финансовые отношения . Такой кругооборот денег обслуживает не только товарный рынок, рынок услуг и рынок ресурсов, но и .

    Рис. 3. Модель кругооборота денег, финансовых активов капитала в экономической системе:
    1. расходы потребителей;
    2. расходы, связанные с вложением капитала;
    3. налоги и сборы;
    4. финансовые активы (облигации государственных внутренних займов, казначейские векселя, золото и др.);
    5. платежи за купленные государственные финансовые активы;
    6. капитал, проходящий через финансовый рынок (покупка акций, облигаций и т. п.);
    7. доход от вложений капитала;
    8. поток ресурсов;
    9. доход от реализации ресурсов.

    Приведенная модель (рис. 3) показывает, что капитал хозяйствующего субъекта и капитал населения направлен в конечном итоге на получение .

    Капитал населения — это деньги, оставшиеся у населения после уплаты и покупки товаров и услуг и пущенные в оборот с целью извлечения прибыли.

    Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

    Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

    • количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
    • уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);
    • скорость обращения денег (связь обратная).

    Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

    Д = Т · Ц/v ,

    • Д — денежная масса;
    • Т — товарная масса;
    • Ц — цена;
    • v — скорость оборота денег.

    Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

    Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

    Количество денег как средство платежа определяется :

    • общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
    • уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
    • степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
    • скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

    С учетом кредитных отношений

    Д = А — В + С — М/Е ,

    • Д — денежная масса, необходимая для обращения;
    • А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
    • В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
    • С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
    • М — сумма взаимопогашающихся платежей;
    • Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

    Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

    М * v = Q * P ,

    • M — масса денег;
    • v — скорость обращения;
    • Q — количество товаров;
    • P — цена.

    Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

    Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

    1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

    2. Уровень цен . Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

    В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

    • степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);
    • развитие безналичных расчетов;
    • частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

    3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

    В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

    Правовое регулирование денежного обращения

    Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

    Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

    Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

    Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

    В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т... е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

    Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

    Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

    Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

    Поддержания устойчивости денежного обращения, стабильности национальной денежной единицы и сбалансирования спроса и предложения денег. Частично регулирование денежного обращения рассматривают как составляющую , однако этот процесс значительно шире, поскольку включает систему регулирования и управления , а также и механизмы. Поэтому регулирование денежного обращения следует рассматривать как составляющую страны.

    Регулирование денежного обращения осуществляется на основе использования совокупности методов, инструментов и административных процедур деятельности банков и небанковских учреждений на денежном рынке. Регулирование денежного обращения включает: формирование и управление , эмиссию, выпуск и обращение наличности, создание и поддержку платежных систем и .

    В рамках реализации денежно-кредитной политики с целью регулирования денежного обращения центральные банки используют следующие инструменты:

    С точки зрения центрального банка главным инструментом регулирования денежного обращения являются обязательные резервы, объемы которых, прежде всего, способствуют формированию показателя денежной базы (узкие деньги) и денежного агрегата М 0 . Можно считать, что начисленные суммы обязательных резервов становятся основой для создания центральным банком новых денег. Обязательные резервы зачисляются на банков в Национальном банке и используются как чисто монетарный инструмент. Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентах от суммы привлеченных банком депозитов. Они одинаковы для всех банков, но дифференцированы в зависимости от вида депозита, сроков и вида валюты привлеченных средств. Зачисление сумм обязательных резервов на корреспондентские счета банков в Национальном банке осуществляется в национальной валюте, независимо от валюты привлеченного банком депозита.

    В случае необходимости увеличения объемов в обращении центральный банк может уменьшать нормативы обязательного резервирования, а в случае необходимости уменьшить денежную массу — он может их повышать. Благодаря таким действиям в первом случае ресурсы банков, которые они могут направить на кредитование, увеличиваются, а во втором, наоборот, — уменьшаются, что замедляет темпы кредитования и, соответственно, уменьшает объемы денежной массы в обращении.

    Вторым по логике и важности для отечественной практики инструментом регулирования денежного обращения являются операции центрального банка на валютном рынке, благодаря преимущественно которым уже много лет фактически происходит денежная эмиссия в Украине. Путем приобретения иностранной валюты на валютном рынке Национальный банк осуществляет эмиссию гривны, а путем проведения валютных интервенций и продажи иностранной валюты изымает избыточные гривны из обращения. И хотя в мировой практике такой инструмент регулирования денежного обращения не является главным, для отечественной банковской системы его значение и в дальнейшем будет оставаться чрезвычайно важным.

    Наиболее перспективным инструментом регулирования денежного обращения является проведение центральным банком операций по рефинансированию банков и изъятию избыточной денежной массы из обращения путем депозитов центрального банка. Этот инструмент регулирования денежного обращения в перспективе должен заменить валютный канал эмиссии и стать доминирующим.

    Процентная политика как инструмент регулирования денежного обращения, используется в рамках реализации общей стратегии монетарной политики. Ее влияние на объемы и структуру денежной массы в обращении происходит как на основе изменения объемов привлеченных банками депозитов, так и на основе выданных ими кредитов. Однако следует отметить, что изменение процентных ставок влияет на объемы денежной массы в обращении двояко: рост депозитных ставок приводит к удорожанию банковских ресурсов и, соответственно, к повышению ставок по кредитам. В такой ситуации, несмотря на то, что объемы депозитов и денежный агрегат М 2 растут, темпы кредитования замедляются, а это, в свою очередь, сдерживает безналичную эмиссию. Поэтому влияние процентной политики как инструмента регулирования денежного обращения на денежный оборот не такое существенное, как иногда отмечают в научной литературе. Функции процентной политики по регулированию денежного обращения ограничиваются системой стимулов и противовесов, которые могут реализовать банковские учреждения в реализации своих функций по регулированию денежного обращения.

    Важное значение для регулирования денежного обращения имеют операции центрального банка с ценными бумагами и, прежде всего, с , приобретая которые на вторичном рынке и осуществляя их монетизацию, центральный банк выпускает в обращение дополнительную сумму денег. После погашения облигаций происходит изъятие денежной массы из обращения.

    В условиях становления отечественного денежного рынка в 1993-1994 гг. в целях регулирования денежного обращения использовал показатели «кредитных потолков» (сумма или темпы прироста кредитования по сравнению с предыдущим периодом), которые устанавливались для банков с целью сдерживания или стимулирования кредитования экономики. Соответственно, увеличение объемов кредитования способствовало увеличению объемов денежной массы в обращении, а уменьшение, наоборот, — сдерживало ее прирост. На сегодняшний день Национальный банк такой инструмент регулирования денежного обращения не использует.

    На уровне отдельных банков регулирование денежного обращения осуществляется путем проведения собственной кредитной и депозитной политики, организации наличного денежного обращения, кассового обслуживания клиентов и организации системы платежей и расчетов.

    Определенное участие в регулировании денежного обращения берут и небанковские финансовые учреждения, каждое из которых выполняет определенные функции в соответствии с задачами их уставной деятельности. Это небанковские финансово-кредитные учреждения ( , лизинговые и факторинговые компании), учреждения, осуществляющие эмиссию электронных денег, небанковские участники платежных систем; негосударственные кассово-расчетные центры, и тому подобное.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...