Расчет ввп по источникам доходов. Состав и динамика ввп по элементам использования и по источникам доходов
Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития одной и той же страны в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные(очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.
Номинальный ВВП - это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года.
Номинальный ВВП - объем национального производства в ценах текущего периода, т.е. на момент производства этого объема товаров и услуг.
На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:
· Изменение реального объема производства
· Изменение уровня цен.
Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен.
Реальный ВВП - показатель ВВП, скорректированный с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции); измеряется в ценах базового года.
Реальный ВВП - это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего.
Расчет ВВП по источникам доходов
Метод формирования ВВП по источникам доходов является одним из трех методов исчисления ВВП. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом. Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом расчете валовая прибыль или валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт. При определении распределительным методом ВВП включает следующие виды первичных доходов: оплату труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные доходы.
GDP = W + Q + R + P + T,
где GDP - валовой внутренний продукт
W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны;
Q - отчисления на социальное страхование;
R - валовая прибыль;
P - валовой смешанный доход;
T - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).
Оплата труда наемных работников - это сумма всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемному работнику в обмен на работу, выполненную в течении отчетного периода. Она складывается из двух компонентов:
а) заработная плата. Охватывает все виды заработков, включая различные премии, надбавки, начисленные в денежной или натуральной форме за счет себестоимости и прибыли. А также денежные суммы, начисленные в соответствии с законодательством за непроработанное время (отпуск, праздничные дни и т.п.). Заработная плата учитывается до вычета налогов и других удержаний, взимаемые с наёмных работников.
б) отчисление работодателей на социальное страхование производится работодателями, чтобы обеспечить работникам в будущем право на получение социальных пособий.
Различают фактические (платежи, производимые работодателями третьей стороне, то есть организации социального страхования в соответствии с программой социального страхования и обеспечения) и условно исчисленные (эквивалент социальным пособиям, выплачиваемым работодателями непосредственно их работникам или бывшим работникам).
Налоги на производство и импорт - это обязательные платежи, взимаемые органами государственного управления с предприятий в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Сюда входят налоги, такие как: НДС, акцизы, налоги на продажи, налог с оборота, налоги на отдельные виды услуг, прибыли фискальных монополий, налоги на импорт, экспорт, таможенные пошлины, налоги на землю, средства производства и рабочую силу. Субсидии на производство и импорт - это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг.
Для исчисления индексов физического объема ВВП и его компонентов показатели ВВП, первоначально оцененные в текущих ценах, должны быть переоценены в постоянные цены, в качестве которых обычно используются текущие цены какого - либо периода, принятого за базу сравнения, т.е. базисного периода. Существует несколько методов исчисления ВВП и его компонентов в постоянных ценах, наиболее важными из которых являются:
1) метод дефлятирования с помощью индексов цен;
2) метод двойного дефлятирования;
3) метод экстраполяции показателей базисного периода с помощью индексов физического объема;
4) метод переоценки элементов затрат.
ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги -- субсидии -- чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)),
Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.
Расчет ВВП по источникам доходов отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления) и различные виды смешанного дохода, а также чистые налоги.
Например, ВВП России по доходам в 1998 г. составил, млрд руб.(%):
Оплата труда наемных работников (включая скрытую) .........…… 1324 (49,3)
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы....... 965 (35,9)
Чистые налоги на производство и импорт.………..........…..396 (14,8) . Всего....................................................……………………………….. 2685(100,0)
Чистый внутренний продукт и национальный доход
Уменьшив величину ВВП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить два макроэкономических показателя - чистый внутренний продукт (ЧВП) и национальный продукт (НД). Первый показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности и знания, с помощью которых создан ЧВП.
Если к ЧВП прибавить сальдо факторных доходов, то получим чистый национальный доход . Это сумма первичных доходов страны. Если к ним добавить сальдо тех доходов, которые в процессе перераспределения передаются в качестве трансфертов, то получим величину, называемую национальным располагаемым доходом.
Состояние национальной экономики анализируется с помощью набора макроэкономических показателей, часто называемых макроэкономическими индикаторами. Большинство из них берется из СНС.
Ведущие индикаторы. Прежде всего это динамика ВВП, т.е. агрегированный рост (сокращение) сферы материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства) и сферы услуг (особенно торговли и транспорта).
С динамикой ВВП тесно связаны и другие макроэкономические индикаторы, особенно норма безработицы и размеры инвестиций. Более того, последние во многом определяют будущую динамику ВВП. Обычно быстрый или медленный рост ВВП сопровождается соответствующей динамикой доходов населения.
Финансовые индикаторы . Эта группа показателей свидетельствует о состоянии дел в финансовом секторе, хотя оно определяет и положение дел в реальном секторе. Прежде всего это такие показатели, как уровень инфляции, размеры дефицита бюджета, размеры и динамика денежной массы, учетная ставка, а также индекс (индексы) фондового рынка (см. 24.6).
Внешнеэкономические индикаторы. Состояние внешнеэкономической сферы во многом определяется сальдо внешней торговли (разницей между экспортом и импортом), сальдо платежного баланса (см. гл. 39) и стабильностью обменного курса национальной валюты.
Если взять в качестве примера состояние экономики России в 1998 г., то за тот год ее ВВП сократился на 4,6%, объем выпуска промышленной продукции- на 5,2%, сельскохозяйственной продукции - на 12,3%, строительных работ - на 12,6%, грузооборота - на 3,5%, объем розничной торговли - на 4,5%.
В России за 1998 г. норма безработицы.возросла с 11,4 до 12,4%, инвестиции в основной капитал уменьшились на 6,7%, а реальная среднемесячная начисленная заработная плата снизилась на 13,8%.
Что касается финансовых показателей, то рост потребительских цен за 1998 г. составил 84,4% по сравнению с 1 1 % в предыдущем году; дефицит консолидированного бюджета несколько сократился, составив за год 3,6% по сравнению с 5% в предшествующем году. Денежная масса изменилась мало, а индекс фондового рынка оказался на уровне середины 90-х гг.
Внешнеэкономические индикаторы свидетельствовали, что положительный торговый баланс почти не изменился за год, составив 17,3 млрд долл., а счет текущих операций платежного баланса (текущий платежный баланс) хотя и был положительным, но уменьшился с 4 млрд долл. в 1997 г. до 2,4 млрд долл. в 1998 г. Драматичным оказалось положение обменного курса рубля - к концу года он упал почти в четыре раза.
В целом можно сделать вывод, что 1998 г. был очередным кризисным годом для российской экономики. Квартальные и месячные индикаторы позволяют уточнить этот вывод, указав на август-октябрь 1998 г. как на наиболее кризисные месяцы.
Выводы
1. Система национальных счетов которая принята в мировой практике и переход к которой осуществляется в России, позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества (ВНП - его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при исчислении ВВП.
3. ВВП по отраслям (по производству) рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг.
4. ВВП по расходам (по методам использования) определяется как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.
5. ВВП по источникам доходов рассчитывается как сумма оплаты труда, валовой прибыли и чистых налогов.
6. На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый внутренний продукт и национальный доход.
Термины и понятия
Система национальных счетов
Валовой внутренний продукт
Валовой национальный продукт
Добавленная стоимость
Чистый внутренний продукт
Национальный доход
Макроэкономические индикаторы
Вопросы для самопроверки
1. Каковы отличия СНС от принятой ранее в СССР и в России статистической отчетности?
2. В чем отличия ВВП от ВНП?
3. Как рассчитываются ВВП по источникам доходов, по расходам, по производству?
4. Как рассчитывается НД? Каковы его основные элементы?
5. Каковы принципы сопоставления стоимостных макроэкономических показателей?
6. Рассчитайте: а) ВВП; б) ЧВП; в) чистый национальный доход, используя приведенные ниже условные данные СНС, млрд ден. ед.:
Заработная плата наемных работников…………………200,0
Амортизация........................ ……………………………...15,0
Государственные закупки товаров и услуг……………..60,0
Валовое накопление………………………………………70,0
Расходы некоммерческих организаций…………..………2,0
Личные потребительские расходы...... ………….……..250,0
Чистые налоги........ ……………………………………...18,0
Экспорт товаров и услуг …………………………………16,0
Импорт товаров и услуг ………………………….………20,0
Доходы от собственности ………………………………100,0
Рентные платежи………………………………………….31,0
Поступления процентов от вложенного капитала……...10,0
Структура ввп по источникам доходов в 2008 г., % к итогу
Эффективное использование национальных счетов позволяет государству добиваться нормального состояния национальной экономики. Достижение равновесия основных экономических пропорций ведет к тому, что удается:
уменьшать возможность кризисных спадов производства;
снижать масштабы безработицы;
сокращать инфляцию;
улучшать внешнеэкономическую деятельность (соотношение экспорта и импорта);
предупреждать и избегать угрозы национальной экономической безопасности.
Результаты национального счетоводства широко используются для экономических прогнозов: объема и структуры производства; расходов государства; инвестиций; потребления; налогообложения и др.
Без таких прогнозов невозможна успешная экономическая политика государства.
7.4. Государственно-бюджетное регулирование развития национального хозяйства. Обеспечение экономической безопасности страны
Мы уже видели в изучаемой теме, что государство выявляет интересы общества, определяет экономические показатели национального хозяйства, задачи и пути своей предпринимательской деятельности. Тогда становится ясно, что выполнение функций государственного сектора зависит от наличия достаточных по объему финансов (денежных средств).
Для понимания роли государственных финансов в регулировании национальной экономики важно обратить внимание на количественные и качественные изменения структуры и назначения финансовых ресурсов общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 1960-1970-х гг. – 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику.
Финансовое регулирование национального хозяйства непосредственно осуществляется через государственный бюджет.
Государственный бюджет – смета, план доходов и расходов государства на определенный период времени, где указываются источники поступлений доходов и направления расходования средств.
Доходы государства поступают в его бюджет. При этом различаются федеральный бюджет, региональные бюджеты и суммы всех бюджетных доходов в консолидированном бюджете. Об источниках доходной части консолидированного бюджета можно судить по данным таблицы 23.
Таблица 23.
Структура доходов государственного бюджета в 2007 г. (в процентах)
Доходы консолидированного бюджета |
|||
Налоги |
Отчисления на социальное страхование |
Прочие доходы |
|
Германия | |||
Великобритания | |||
Из таблицы 23. понятно, что основную долю поступлений денег в бюджет составляют налоги. В связи с этим налоговая политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Ставка налога – это размер налога на единицу обложения.
Различают следующие ставки налогов:
прогрессивные , которые возрастают с увеличением доходов;
пропорциональные – единый процент уплаты налогов независимо от доходов;
регрессивные , которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов.
Существенную роль играют косвенные налоги , такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), которые включатся в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. В США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10%. В России ставка НДС с 2009 г. составляет 18%, ряд социально значимых товаров облагается по пониженной ставке 10%, а некоторые товары и операции освобождены от обложения этим налогом.
К косвенным налогам относятся также акцизы . Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
Исключительно важную роль в финансовом регулировании национального хозяйства играет расходная часть бюджета. Такое регулирование идет по следующим основным направлениям (рис. 15.).
Рис. 15. Современные направления государственного финансового регулирования экономики
Для расширения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы .
Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления , которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на оборонные цели . Расходы государства на оплату оборонных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружения.
Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели . Об этом подробно будет сказано в 9-й теме лекции.
Обеспечение экономической безопасности страны
Экономическая безопасность страны означает такое состояние ее экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития общества. Имеется также в виду неуязвимость и независимость интересов народа по отношению к внутренним и внешним угрозам и опасным воздействиям.
Практика хозяйственной деятельности показала большое многообразие видов опасности в положении экономики страны.
Одна такая опасность связана с неблагоприятным состоянием финансов государства. Так происходит, если возникает большой бюджетный профицит – превышение бюджетных расходов над доходами.
В тех государствах, в которых часто допускается бюджетный дефицит, образуется и возрастает государственный долг. Государственный долг представляет собой задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. Такое бедственное положение возникает часто в ряде стран во время экономических кризисов (падения производства). В 8-й теме лекционного курса будет рассмотрен современный международный финансовый и экономический кризис, во время которого в ряде стран возникло весьма опасное финансовое положение.
Может показаться, что для государства имеется ряд якобы спасительных мер, предотвращающих банкротство (неспособность погасить свои долги). К их числу относится:
печатание новых денег , что, разумеется, усиливает инфляцию;
увеличить внешний долг – взять международный кредит, получивший в современных условиях широкое распространение. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Увеличение долга за счет иностранных денег часто заканчивается возрастанием банкротства;
умножить внутренний долг – продавать населению и предприятиям ценные бумаги государства. К их числу относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные – до одного года – казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. Но путем увеличения долговых обязательств вряд ли можно предотвратить дефолт (отказ выполнять уплату долга). Именно такой крах государства произошел в нашей стране в 1998 г.
На развитие национальной экономики могут оказывать опасное воздействие разнородные причины: неблагоприятные изменения биосферы в стране и мире, нарушения нормального соотношения между отраслями национального хозяйства, острая нехватка жизненно важных средств для населения и т.д. В связи с этим возникает угроза национальной экономической безопасности.
Угроза национальной экономической безопасности – это то, что подрывает самостоятельность существования нации, выживание ее населения.
По существу, речь идет о силах и факторах, противодействующих государственной экономической политике, проводимой в общенациональных интересах.
О степени угрозы национальной безопасности принято судить по особому индексу (количественному показателю) выживаемости . К 2000 г. по индексу выживаемости, оцениваемому по 10-балльной шкале, страны сильно различались:
в западных странах – 3-4 балла;
в России – 1,4 балла;
в бедствующих африканских странах – 1,3 балла.
Общий показатель выживаемости обобщает данные 24 (отдельных) показателей экономической безопасности. Эти показатели касаются, в частности:
низкой обеспеченности населения продовольствием за счет национального производства;
очень недостаточного обеспечения людей лекарствами и медицинскими препаратами;
гиперинфляции;
массовой безработицы и др.
В 1990-х гг. из 24 показателей экономической безопасности России 2 / 3 достигли кризисного состояния.
Важным сигналом экономической безопасности служат данные о снижении экономических показателей страны ниже их предельного порогового значения, определяемого международными организациями. Именно такое положение сложилось в 1990-х гг.в России (табл. 24.).
Таблица 24.
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Ограничение пользования придомовой территорией многоквартирного дома
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации
- Граница между европой и азией Америка относится к европе