Роль ндфл в формировании бюджета рф. ВВП по паритету покупательной способности


В статье рассмотрены роль НДФЛ в формировании бюджета и вычеты по нему, положительные и отрицательные стороны введения прогрессивных ставок НДФЛ.

  • Использование интеллектуальных систем в финансовом анализе
  • Состояние и перспективы развития международного транспортного коридора «Север-Юг»
  • Содержание терминологической конструкции налоговое планирование

В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики.

Одним из важнейших источников дохода бюджета Российской Федерации является налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода (может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме) физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Работник может получить от организации доходы как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам, полученным в денежной форме, относят:

  • заработную плату;
  • стимулирующие надбавки и доплаты (например, за стаж работы, совмещение деятельности, работу в ночное время и в праздничные дни и пр.);
  • премии, вознаграждения и т.д.

К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за работника товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, обучения и т.д. Эти выплаты рассчитываются по цене, предусмотренной в статье 105.3 НК РФ.

Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что его платит все работающее население страны, вследствие чего поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от муниципального до федерального. В настоящее время этот налог в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Есть еще доходы, не облагаемые НДФЛ. Это:

  1. пособия по безработице, беременности и родам, по уходу за больным ребенком (не включаются больничные) и пр.;
  2. компенсации, связанные с:
    • возмещением вреда, причиненного на рабочем месте;
    • бесплатным предоставлением жилья;
    • оплатой стоимости питания, спортивного инвентаря, спортивной формы работникам физкультурно-спортивных организаций;
    • возмещением расходов на повышение профессионального уровня и т.д.
  3. суммы единовременных выплат (например, работнику, вышедшему на пенсию; из числа малоимущих и пр.);
  4. выплаты, связанные с ущербом из-за стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
  5. доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных от организации;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах;
    • суммы материальной помощи и т.д.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в статье 224 НК РФ:

  • 35% - на выигрыши, призы, материальную выгоду от заемных средств;
  • 30% - на доходы нерезидентов;
  • 15% - на дивиденды, полученные от нерезидентов;
  • 13% - на доходы резидентов.

По налогу на доходы физических лиц установлены следующие виды вычетов:

  1. Стандартные - на самого работника и на детей;
  2. Социальные - на лечение и обучение;
  3. Имущественные - при продаже и приобретении имущества;
  4. Профессиональные - ИП, адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ:

  • до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
  • от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год - 18%;
  • от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год - 23%;
  • свыше 500 млн. руб. в год - 28%.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения.

Плюсы единой шкалы:

Минусы единой ставки:

  • Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
  • Огромный разрыв между доходами граждан.

Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:

  • Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов;
  • Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
  • Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.

Отрицательные стороны:

  • Затруднительность отрегулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
  • Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • Спад общей инвестиционной привлекательности России;
  • Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов.

Существует мнение, что введение прогрессивной ставки налогообложения приведет к тому, что богатые станут богаче, а бедные - беднее.

Необходимость введения прогрессивного налогообложения - вопрос спорный. В первую очередь, необходимо на этапе обсуждения законопроекта точно спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена.

НДФЛ - один из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования и координатор процессов экономики. Налоги всегда анализируются для того, чтобы увеличить эффективность их собираемости.

Проанализируем отчет о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности в таблице.

Табл.1. Поступление НДФЛ за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Поступление всех налогов в 2015 г. по сравнению с 2014г. увеличилось на 1,1 трлн руб. (8,73%), а в 2016г. возросло на 680 млрд (4,97%).

Абсолютный прирост налога на доходы физических лиц в 2015г. составил 116,5 млрд руб., в 2016г. - почти 212 млрд руб.

Удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете Российской Федерации по основным видам экономической деятельности в 2014г. составил 21,33% от суммы всех налогов, в 2015 г. - 20,47%, а в 2016 г. - 20,97%.

Мы видим положительную динамику, но вопрос неплатежей был и остается актуальным.

Для аннулирования задолженности по налогу на доходы физических лиц налоговые органы применяют меры принудительного взыскания, сотрудничая со Службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В отношении должников применяются меры принудительной ликвидации в рамках федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Собирая налоги, государство финансирует важнейшие направления жизнедеятельности общества и отдельных людей: здравоохранение, образование, культуру и искусство, правоохранительную деятельность, государственное управление, инвестиционную деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Для укрепления налоговой системы правительство должно проводить реформы: отменять старые и вводить новые налоги, изменять налоговую базу.

Главными задачами в сфере налогов являются:

  • Улучшение налогового законодательства;
  • Обеспечение ее стабильности;
  • Повышение прозрачности и справедливости;
  • Эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МНОГООТРАСЛЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Орлова В.М. диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уфа, 2005
  3. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 747 с.
  4. Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности. URL: https://www.nalog.ru/rn02/
  5. Элларян А.А. Прогрессивная шкала для налога на доходы физических лиц // Российское предпринимательство. - 2012. - № 19 (217). - с. 11-20. - URL: http://bgscience.ru/lib/7690/

ВВП обычно представляется в 6 показателях. Все они с разной степенью достоверности характеризуют происходящее в экономике.

  • ВВП в номинальном выражении — стоимость всех товаров и услуг, произведенных всеми гражданами страны;
  • ВВП в реальном выражении (без учета инфляции);
  • Рост ВВП — изменения год к году;
  • ВВП по ППС (паритету покупательной способности) опирается на внутренние цены;
  • ВВП ну душу населения по паритету покупательной способности — ВВП на каждого гражданина с учетом его способности приобрести товары и услуги внутри своей страны.

Для того, чтобы ВВП разных стран можно было сравнить, обычно его выражают в $. Итак, каков ВВП России в 2016 году и как он изменился по сравнению с годом прошлым?

Номинальный ВВП России в 2016 году, выраженный в $

146 млн граждан России заработали в 2016 году для своей страны и для себя:

$ 1,280 млрд.

Это . Так изменялось значение номинального ВВП в $ по годам: Падение номинального ВВП в $ по сравнению с прошлым годом — 14% или $191 млрд. С 2013 года долларовый номинальный ВВП упал почти в 2 раза — до уровня 2006 года.

Номинальный ВВП России в 2016 году в рублях

ВВП страны, выраженный в национальной валюте, достаточно манипулятивная величина, потому как в отличие от предыдущего показателя, не учитывает изменения курса валют и имеет значение лишь для внутреннего потребления. Рост, например, может достигаться лишь за счет инфляции, а не за счет увеличения производительности труда или улучшений в экономике. Это как раз случай рублевого ВВП России за 2016 года, где рост в 5 трлн. рублей — это лишь показатель увеличения цен на товары и услуги. Рублевый номинальный ВВП РФ в 2016 году:

83 трлн рублей

График номинального ВВП РФ по годам, выраженного в рублях:
Для подсчета ВВП без инфляции используют так называемый «реальный ВВП».

Реальный ВВП РФ в 2016 в рублях

Вот так выглядит ВВП России без инфляционного роста:
Это 44 млрд рублей в ценах 93 года. Как видно из графика рост ВВП в 2016 также отрицательный.

Рост ВВП России в 2016 году

-1,8%

ВВП на душу населения 2016

Все вышеприведенные цифры малоинформативны для целей определения конечного уровня материального положения граждан страны. К примеру китайская экономика по абсолютным показателям находится на , при этом граждане какого-нибудь Люксембурга . И дело тут понятно в чем — в количестве граждан страны. Поэтому, чтобы определить уровень жизни, вычисляется ВВП, разделенный на каждого гражданина. В 2016 году на каждого россиянина пришлось:

$ 7742

Это . График богатства россиян с 93 года выглядит следующим образом:
Падение относительно уровня 2013 года — ровно в 2 раза.

ВВП по паритету покупательной способности

Достаточно лукавый показатель, приводимый обычно либо чиновниками либо не вполне грамотными экономистами в качестве «правильного» подсчета ВВП. Сам подсчет паритета (уровня цен на схожие группы товаров в разных странах) — в достаточной степени манипуляция, потому как использует лишь 1 фактор (цены), опуская множество других — качество товаров, налоговую систему, уровень соц. обеспечения и т.д. Как при этом в подобном расчете коррелируют рублевые расходы (цены) и долларовые доходы (экспорт сырья) остается загадкой. Тем не менее показатель рассчитывают, и для 2016 года российский ВВП по ППС.

Из таблицы 3, можно сделать вывод, что в 2015г. по сравнению с 2014г. материальные затраты увеличились на 10,9 тыс. руб., а в 2016г. по сравнению с 2015г. уменьшились на 24,3 тыс. руб.

В 2015г. по сравнению с 2014г. оплата труда увеличилась на 90 тыс. руб., а в 2016г. по сравнению с 2015г. уменьшилась на 432 тыс. руб., что свидетельствует о сокращении персонала. Вследствие уменьшения оплаты труда, в 2016г. снизились налоги, связанные с оплатой труда на 120,6 тыс. руб.

В 2015г. по сравнению с 2014г. амортизация снизилась на 25,3 тыс. руб., также и в 2016г. уменьшилась на 94,2 тыс. руб.

В целом, в 2015г. по сравнению с 2014г. операционные затраты снизились на 6722,2 тыс. руб., и в 2016г. по сравнению с 2015г. снизились на 15504,1 тыс. руб. (таблица 4).

Из таблицы 4, можно сделать вывод, что в 2015 г. по сравнению с 2014 г. коммерческие расходы увеличились на 42,4 тыс. руб. и темп роста составил 129,2%, а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличились на 44,2 тыс. руб. и темп роста составил 123,7%, что говорит о том, что организация стало больше уделять внимание рекламе.

В 2015г. по сравнению с 2014г. прочие расходы увеличились на 23,6 тыс. руб., что говорит о меньше прибыли от основного вида деятельности, а в 2016г. по сравнению с 2015г. уменьшились на 1,4 тыс. руб., что повлияло на увеличение прибыли.

Таблица 4 - Основные экономические показатели АО «Тандер» за 2014-2016гг.

Показатели

Основные экономические показатели, тыс.руб.

Изменение, +, тыс.руб.

Темп роста, %

Себестоимость продаж

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль

В 2015г. по сравнению с 2014г. валовая прибыль увеличилась на 45,2 тыс. руб. и темп роста составил 128,3%, а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличилась на 34,4 тыс. руб. и темп роста составил 116,8%, что является положительным в деятельности предприятия.

В 2015г. по сравнению с 2014г. прочие доходы увеличились на 35 тыс. руб., и темп роста составил 174,1%, а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличились на 21,6 тыс. руб. и темп роста составил 126,3%.

Динамика основных экономических показателей (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика основных экономических показателей АО «Тандер» за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Из рисунка 3 видно, что в 2015г. по сравнению с 2014г. выручка увеличилась на 202,2 тыс. руб., а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличилась на 201,7 тыс. руб. или на 124,3%. Себестоимость в 2015г. по сравнению с 2014г. увеличилась на 157 тыс. руб. или на 133,5%, а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличилась на 167,2 тыс. руб. или на 126,7%.

В целом за анализируемый период чистая прибыль в 2015г. в сравнении с 2014г. увеличилась на 8,8 тыс. руб. или на 129,9%, а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличилась на 5,5 тыс. руб. или на 114,4%, что свидетельствует о позитивной динамике изменения структуры доходов предприятия.

Система налогообложения - это налоговый режим, который назначается автоматически всем организациям после их создания.

На предприятии АО «Тандер» применяется общая система налогообложения, в частности: налог на добавленную стоимость, базовая ставка НДС 18%, налог на имущество, налог на землю. Сумма налоговых отчислений рассчитывается от установленной ставки налога на прибыль 20%.

Динамика налогов и сборов представлена в таблице 5.

Из таблицы 5, можно сделать вывод, что в 2015г. по сравнению с 2014г. налог на прибыль увеличился на 78,2 тыс. руб. и темп роста составил 143,5%, а в 2016г. по сравнению с 2015г. увеличился на 251,3 тыс. руб., темп роста составил 197,4%, что связано с увеличением прибыли в организации.

Рекомендуемый процент обновляемости библиотечного фонда 5%. Представленные данные 2016 года свидетельствуют о низком обновлении фондов библиотек республики – 1,5%, что приводит фонд к его физическому старению. Объём новых поступлений от объёма книговыдачи в отчетном году составил только 0,9% (2015 г. - 1%), при норме не менее 3,8%. Книгообеспеченность на 1 жителя республики составила 7,6 книг. Показатель стабилен в течение последних трех лет (2014 - 7,7; 2015 г. -7,6).

Основными источниками комплектования общедоступных библиотек Республики Башкортостан по-прежнему остаются: средства муниципального бюджета, поступление литературы, изданной Башкирским издательством «Китап» в рамках государственного заказа за счет республиканского бюджета, безвозмездная передача от ГБУК НБ РБ и ГБУК БРСБС, сумма иных межбюджетных трансфертов и поступление из других источников.

Объем израсходованных финансовых средств из всех источников на комплектование фондов потрачено 62,1 млн. руб., что на 6,3% больше в сравнении с прошлым годом (2015 г. - 58,4 млн. руб.).

По количеству поступления новых изданий среди муниципальных районов по-прежнему лидирует Уфимский (12,5 тыс. экз.), на последнем месте Архангельский (1,86 тыс. экз.). Среди муниципальных районов с городскими поселениями наилучший показатель у Белорецкого (14,03 тыс. экз.), наименьший показатель у Дюртюлинского (6,05 тыс. экз.). Среди городских округов на первое место вышел г. Уфа МБУ ЦСМБ (18,07 тыс. экз.).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации показателем эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является «Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1000 жителей». По рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО и в соответствии с Базовыми нормами деятельности муниципальных библиотек РБ, на 1 жителя ежегодно должно поступать 200-250 экземпляров изданий.

Средний показатель поступления новых изданий в библиотечные системы Республики Башкортостан, в расчете на 1000 жителей в 2016 году составил 115 экз., или 46% от норматива (2014 г. - 152 экз.; 2015 г. - 123 экз.), в муниципальных библиотечных системах - 109 экз. (2014 г. -144 экз.; 2015 г. - 116 экз.). В сравнении с прошлым годом данный показатель уменьшился по республике в целом на 6,5, по муниципальным образованиям на 6%. За последние три года уменьшение составило 24,3 % (график №6).

ГРАФИК №6


Наиболее высокое значение показателя на 1000 жителей в муниципальных районах: Ермекеевский (429 экз.), Салаватский (321 экз.), Нуримановский (320 экз.). Отстают Аургазинский (93 экз.), Архангельский (105 экз.) и Чишминский (109 экз.) муниципальные районы.



Среди муниципальных районов, имеющих в составе городские поселения высокое значение показателя на 1000 жителей: в Давлекановском (219 экз.), Учалинском (189 экз.) и Баймакском (183 экз.). Низкое значение показателя в Белебеевском (69 экз.), Туймазинском (86 экз.) и Бирском (95 экз.) муниципальном образовании.

Среди городских округов наибольший показатель на 1000 жителей наблюдается: в г. Межгорье (138 экз.), г. Сибай (105 экз.), наименьший - в г. Уфа ЦСМБ (19 экз.), г. Нефтекамск (43 экз.).

Следует отметить, что по поступлению новых изданий в расчете на 1000 жителей на протяжении последних 3 лет свои позиции удерживают следующие библиотечные системы: среди муниципальных районов лидерами по-прежнему остаются Салаватский и Ермекеевский, последнее место занимает Аургазинский; в муниципальных районах с городскими поселениями удерживают свои позиции Баймакский и Давлекановский, на последнем месте Туймазинский; среди ГО в рейтинге последнее место за г. Уфа ЦСМБ.

Рейтинг поступления новых изданий за 2016 год
Население на 01.01.2016 Поступило всего изданий Поступило всего изданий в расчете на 1000 жителей Рейтинг
тыс.чел. тыс.экз. экз.
Республика Башкортостан 4071,6 469,62
Муниципальные образования 4071,6 443,24
Государственные
г. Уфа ГБУК НБ РБ 4071,6 19,11
г. Уфа ГБУК БРСБС 7,27
Муниципальные районы
Ермекеевский 6,87
Салаватский 24,5 7,86
Нуримановский 20,6 6,6
Бурзянский 16,5 5,13
Бижбулякский 23,5 7,15
Аскинский 19,2 5,81
Хайбуллинский 31,6 9,51
Белокатайский 18,6 5,58
Бакалинский 7,81
Зианчуринский 25,9 7,43
Миякинский 26,1 7,46
Краснокамский 27,7 7,86
Мечетлинский 23,6 6,47
Куюргазинский 23,7 6,27
Зилаирский 15,1 3,99
Стерлитамакский 41,7 10,83
Калтасинский 24,2 6,02
Кармаскалинский 50,2 12,11
Стерлибашевский 18,5 4,37
Татышлинский 23,4 5,25
Кигинский 17,8 3,7
Караидельский 25,9 5,31
Балтачевский 19,4 3,91
Альшеевский 39,7 7,84
Фёдоровский 17,5 3,44
Бураевский 22,8 4,46
Кугарчинский 29,1 5,38
Шаранский 3,85
Кушнаренковский 4,7
Чекмагушевский 28,9 4,84
Илишевский 32,6 5,03
Уфимский 82,5 12,5
Благоварский 25,6 3,59
Буздякский 3,67
Дуванский 30,8 3,9
Гафурийский 31,9 3,98
Мишкинский 23,8 2,67
Иглинский 57,1 6,32
Абзелиловский 44,8 4,95
Чишминский 52,9 5,75
Архангельский 17,7 1,86
Аургазинский 33,9 3,16
Муниципальные районы с городскими поселениями
Давлекановский 40,7 8,92
Учалинский 71,8 13,6
Баймакский 57,2 10,46
Благовещенский 49,7 7,68
Янаульский 45,6 6,93
Мелеузовский 11,52
Белорецкий 103,4 14,03
Ишимбайский 89,3 10,23
Дюртюлинский 62,2 6,05
Бирский 64,5 6,15
Туймазинский 132,2 11,43
Белебеевский 98,3 6,75
Городские округа
г.Межгорье 16,1 2,22
г.Сибай 6,63
г.Уфа МБУ ЦСДБ 14,54
г.Агидель 15,7 1,36
г.Кумертау 65,6 5,72
г.Октябрьский 113,1 8,4
г.Салават 154,8 9,3
г.Стерлитамак 279,2 12,19
г.Нефтекамск 137,2 5,87
г.Уфа МБУ ЦСМБ 967,7 18,07

Как видно из отчетов, финансовые возможности районов республики весьма ограничены и позволяют приобретать недостаточное количество новых изданий. Чтобы как-то приблизиться к нормативам, уровень новых поступлений должен быть не ниже уровня 2013 года (167 экз. на 1000 жит.). А финансирование на комплектование должно превышать суммы тех лет в связи с удорожанием книжной продукции. Достижение норматива поступления в фонды новых изданий напрямую зависит от выделения учредителями библиотечных учреждений необходимых финансовых средств на комплектование фондов. Только субсидирование расходов на приобретение книг и других изданий из бюджета Республики Башкортостан и Российской Федерации, как это осуществлялось в предыдущие годы, позволит комплектовать библиотечные фонды в соответствии с утвержденными нормами и нормативами.



ГРАФИК №7

Поступление в фонды библиотек муниципальных образований в 2016 году составило 443,24 тыс. экз. (2014 г. – 583,79 тыс. экз.; 2015 г. – 469,13 тыс. экз.), за последние 3 года фонды муниципальных библиотек уменьшились на 24,1%. Общий объем финансирования на комплектование фондов муниципальных библиотек в 2016 году составил 56796 тыс. руб.

Интересно рассмотреть соотношения новых поступлений из разных источников:

От общего количества поступлений лидируют поступления за счет местных бюджетов – 54,6% (приобретено 241,9 тыс. экз. (2014 г. - 411,61 тыс. экз.), на сумму 37991 тыс. руб.). За последние 3 года произошло увеличение на 41,4%;

по безвозмездной передаче через НБ РБ, БРСБС – 13,7% (поступило 60,82 тыс. экз.(2014 г. - 10,59 тыс. экз.) на сумму 8941 тыс. руб.). За последние 3 года произошло увеличение в 5 раз;

Третье место принадлежит изданиям, поступившим в библиотеку за счет внебюджетных средств - 9,4% (платные услуги, «обязательный экземпляр», поступления от спонсорских даров). В фонды библиотек поступило 41,73 тыс. экз.(2014 г. - 83,41 тыс. экз.), на сумму 3490 тыс. руб. За последние 3 года произошло уменьшение на 50%;

И на последнем месте по рейтингу количества поступлений идут издания, приобретенные за счет средств из федерального бюджета - 1,5% (поступило 6,81 тыс. экз.(2014 г. – 1,26 тыс. экз.), на общую сумму 1239 тыс. руб. За последние 3 года произошло увеличение в 5 раз.

Анализируя предоставленные данные видно, что за период с 2014 года количество новых поступлений уменьшилось на 50% за счёт внебюджетных средств (оказанных библиотеками платных услуг, «обязательного экземпляра», от спонсорских даров в фонды библиотек). Специалистам библиотек следует активизировать работу по привлечению дополнительных средств. Поиск внебюджетных источников финансирования (фандрайзинг) становится традиционным аспектом инновационной деятельности для библиотек любого уровня. Бюджетные поступления на протяжении последних десятилетий не покрывают все реальные расходы библиотек, необходимо уже сейчас научиться разумно, сочетать бюджет и альтернативные источники финансирования.

За счет остальных бюджетов поступления за последние три года увеличились.

Сравнительный анализ поступления новых изданий в фонды муниципальных библиотек в 2016 году показал, что наибольшая часть поступила за счёт средств выделенных из муниципального бюджета (54,6% от общего поступления). По данному показателю лидируют: Уфимский (7,37 тыс. экз.) муниципальный район; Учалинский (9,02 тыс. экз.) муниципальный район с городским поселением; ГО г. Уфа ЦСМБ (14,01 тыс. экз.). Отстают: Архангельский (0,37 тыс. экз.) муниципальный район; Дюртюлинский (2,73 тыс. экз.) муниципальный район с городским поселением; ГО г. Агидель (0,9 тыс. экз.).

Всего в 2016 году книжных изданий на средства из муниципального бюджета приобретено - 57,68 тыс. экз. (2015 г. – 69,82 тыс. экз.), уменьшение на 17,4%. В семи муниципальных образованиях (Аургазинский, Гафурийский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мишкинский, Татышлинский, г. Межгорье) на приобретение книжной литературы финансовые средства не выделялись, профинансирована лишь подписка на периодические издания. В тех муниципальных районах, где книжные издания приобретались, лидируют: Краснокамский (3,93 тыс. экз.), Давлекановский (2,76 тыс. экз.); отстают Абзелиловский (0,02 тыс. экз.), Бурзянский (0,02 тыс. экз.), Зилаирский (0,02 тыс. экз.).

Отдельного внимания заслуживает проблема формирования фондов периодики. Периодические издания являются важной частью информационных ресурсов муниципальных библиотек и наиболее востребованы читателями.

Количество приобретённых периодических изданий за счёт средств муниципального бюджета составляет - 184,22 тыс. экз. (2015 г. - 223,42 тыс. экз.), уменьшение составило 17,5%.

В 2016 году муниципальные библиотеки республики получают 6312 наименований периодических изданий (2015 г. - 7213). Анализ новых поступлений показал, что библиотечные системы выписывают наибольшее количество периодических изданий РФ -73% (4604); на втором месте издания РБ – 24% (1539), третье место занимают местные периодические издания - 3% (169).

По количеству наименований периодических изданий видно, что наибольшее поступление в библиотечных системах городских округов и муниципальных районов с городским поселением: г.Уфа ЦСМБ - 262, г.Сибай - 240; Учалинский - 257, Белебеевский - 200.Среди муниципальных районов можно выделить: Уфимский - 215,Ермекеевский - 172. Наименьшее количество наименований периодических изданий получают библиотеки Иглинского - 27, Кигинского - 29 муниципальных районов.

Количество периодических изданий, выписываемых в среднем на 1 библиотеку составляет: в муниципальных районах 10 наименований; в муниципальных районах с городским поселением - 13; в городских округах - 29.

Местную периодику на марийском языке в количестве одного наименования выпускают Мишкинский, Калтасинский районы; на чувашском языке Бижбулякский район.

Современная система библиотечных фондов предполагает сочетание комплектования библиотек печатными и электронными документами, дополняющими друг друга и обеспечивающими максимальное удовлетворение информационных потребностей пользователей.

Сегодня трудно представить современную библиотеку, не имеющую компьютера, электронных ресурсов, баз данных, выхода в Интернет, своего сайта. Пополнение фондов библиотек электронными документами значительно повышает удовлетворенность спроса пользователей. В 2016 году объем фондов общедоступных библиотек на электронных носителях составил 64,76 тыс. экз., (от общего объема фонда - 0,2%). В сравнении с прошлым годом (2015 г. - 60,01 тыс. экз.) произошло увеличение на 7,9%. В отчетном году библиотеками Республики Башкортостан приобретено 4,43 тыс. экз. на электронных носителях, что меньше на 37,4%. прошлого года (2015 г. - 7,08 тыс. экз.).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...