Раб регулирование в европейской энергетике. Метод доходности инвестированного капитала в теплоснабжении (RAB)


Позволит стимулировать компании к инвестициям в сетевую инфраструктуру. Такое мнение высказал президент Украинского национального комитета CIGRE, экс-замминистра энергетики Александр Светелик, пишет

"RAB-регулирование - это система стимулирования компаний работать эффективно. RAB-регулирование - это не то, что европейская, это общемировая практика, это очень прогрессивный метод установления тарифов для поставляющих компаний. То есть компании начинают работать на экономику – для себя и на надежность электроснабжения потребителя. Они заинтересованы в том, чтобы их сети были устойчивы, чтоб они работали надежно, безопасно, чтоб не было отключений", - отметил эксперт.

По его словам, критика RAB-регулирования преимущественно связана с общим состоянием энергетики сегодня.

"Энергетика в загоне. У нас критическое состояние сетей и министерство всегда показывает, что сработка ресурсов очень большая. Поэтому тут нет никаких секретов – сети надо восстанавливать, сети надо ремонтировать и эксплуатировать, развивать, оптимизировать, потери надо уменьшать - все это требует денег. Если в это не вкладывать, то сеть ляжет, и мы нарушим нормальное электроснабжение", - добавил он.

По его мнению, когда Украина внедрит RAB-регулирование тарифов, энергокомпании будут заинтересованы в том, чтобы оптимизировать свои затраты, максимально их снижать, не нарушая электроснабжение "А если они будут снижать свои затраты на распределение электроэнергии... за счет оптимизации сети, нормального построения, можно снизить потери. Сегодня энергоснабжающие компании не заинтересованы в этом снижении. Регулятор все равно считает все их затраты, ставит какую-то рентабельность и каждый месяц регулирует. RAB-регулирование дает возможность пять лет компании самой делать свою экономику, оптимизировать работу электросети и при этом обеспечить надежность электроснабжения, то есть услуги, комфорт для потребителя", - считает Светелик.

Вместе с тем он отметил, что размер ставок RAB-регулирования должен быть основан на экономических расчетах, а не сторонних оценках. "Как считать экономику работы энергоснабжающих компаний - это лучше всего знает НКРЭКУ... Эта ставка не должна быть ниже банковских кредитов, то есть, чтобы не было выгоднее положить деньги на депозит, чем вкладывать в развитие", - уверен он.

Эксперт высказал надежду, что Нацкомиссия будет контролировать использование денег, которые получит компания в виде инвестиций. "И этот механизм предусматривает очень жесткий контроль, и комиссия должна показать всем, что эти все средства, которые туда вложат, они будут под контролем и что это действительно деньги, которые будут инвестированы в развитие сетей и улучшение электроснабжения наших потребителей", - резюмировал он. Как известно, 11 января в Украине вступает в силу нормативная база, согласно которой энергопоставщики областей (облэнерго) и водоснабжающие компании (водоканалы) переводятся на стимулирующее регулирования тарифов (RAB).

Согласно постановлению №972, норма доходов для облэнерго составляет 12,5%. RAB-регулирование – это система тарифообразования, которая предусматривает учет объемов вложенных инвестиций предприятий, возможности их возврата и окупаемые затраты на производство услуг, что призвано мотивировать поставляющие компании к снижению расходов и потерь энергоносителя в сетях. По словам ряда аналитиков, такая в долгосрочной перспективе.


RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Применение метода RAB–регулирования направлено на решение следующих задач: привлечение долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов; повышение уровня надёжности и качества реализуемых услуг; создание стимулов для сокращения операционных расходов организации. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию


1. Федеральный закон от года 190–ФЗ «О теплоснабжении»; 2. Постановление Правительства РФ от года 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ»; 3. Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии с применением метода доходности инвестированного капитала, утверждённые Приказом ФСТ от года; 4. Постановление Правительства РФ от года 583 «О порядке рассмотрения разногласий, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования цен (тарифов). ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Нормативная база RAB - регулирования


190-ФЗ «О теплоснабжении»: определены методы регулирования («Затраты+» и «RAB»); определены сроки установления тарифов методом RAB (при первом периоде регулирования – 3 года, последующие периоды – 5 лет); решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учётом предложения организации; выбор метода RAB-регулирования или отказ от него согласовывается с ФСТ России. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Основные положения по RAB – регулированию, предусмотренные в нормативно - правовых актах


Постановление 109 «О ценообразовании»: представлены основные особенности расчёта RAB- тарифов и их установления; указан перечень расходов, учитываемых при расчётах тарифов; определены особенности формирования всех показателей, применяемых при расчёте методом RAB. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию


Методические указания: утверждён алгоритм расчёта тарифов методом RAB; утверждены правила расчёта нормы доходности активов и размеров инвестированного капитала и ведения их учёта; утверждены правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию


Доход на инвести рова нный капитал Инвести рова нный капитал (RAB) Возврат инвестированного капитала (амортизация) Расходы, необходимые для поддержания капитала Необходимая валовая выручка Тариф ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Схема установления долгосрочных тарифов по методике RAB


Затраты +RAB Период регулирования1 год5 лет (3 года) Корректировки на объективные отклонения НетЕсть 6 видов ежегодных корректировок Регулирование операционных расходов Экономически обоснованные расходы На основе метода сравнения аналогов Стимулы снижать операционные расходы Экономия 2 года (при согласовании с РЭК) Экономия 5 лет остаётся в компании Источники для оплаты инвестиций Амортизация + прибыль текущего года Акционерный и заемный капитал, который будет оплачен потребителями через 35 лет Регулирование стоимости капитала Проценты по кредитам в фактическом объеме по фактической стоимости Нормативный метод. Фактическая стоимость капитала может отличатся Регулирование надежности и качества обслуживания потребителя НетИнвестпрограммы и НВВ привязаны к уровням надежности ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Сравнение методов регулирования тарифов «Затраты +» и «RAB»


Возможность привлечения дополнительных инвестиций повышение капитализации (развитие инфраструктуры) повышение качества стратегического планирования (прогнозирование расходов и доходов на несколько лет вперёд) возможность перераспределения валовой выручки экономическая мотивация снижения издержек возможность привлечения дополнительных инвестиций повышение капитализации (развитие инфраструктуры) повышение качества стратегического планирования (прогнозирование расходов и доходов на несколько лет вперёд) возможность перераспределения валовой выручки экономическая мотивация снижения издержек повышается надёжность и качество предоставляемых услуг за счёт новых инвестиций гарантированный доход на вложенный капитал Для компаний предоставляющих услуги Для компаний предоставляющих услуги Для потребителей Для бизнеса Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения Для региона ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Преимущества метода RAB:


Необходимость разработки и согласования в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы; Необходимость проведения независимой оценки активов; Необходимость ведения учёта инвестированного капитала. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Сложности метода RAB:


Подача заявки в регулирующий орган для утверждения тарифа, рассчитанного методом RAB. Срок подачи заявки до 1 мая Подача заявки в регулирующий орган для утверждения тарифа, рассчитанного методом RAB. Срок подачи заявки до 1 мая Положительный ответ (согласованный с ФСТ Росии) Положительный ответ (согласованный с ФСТ Росии) Отрицательный ответ В течение 30 календарных дней предприятие вправе подать письменное заявление в ФСТ России (Постановление правительства РФ 583 от г) В течение 30 календарных дней предприятие вправе подать письменное заявление в ФСТ России (Постановление правительства РФ 583 от г) Решение, принятое по результатам рассмотрения Разногласий, оформляется приказом ФСТ России. Решение, принятое по результатам рассмотрения Разногласий, оформляется приказом ФСТ России. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Алгоритм действия предприятия:


Пермский филиал ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» г. Пермь, ул. Куйбышева д. 2 Тел./факс () ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы» Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию Спасибо за внимание!

Аналитика - Электрические сети


В российских сетевых компаниях вводится RAB-регулирование при расчете тарифа на передачу энергии. Придуманный западными сетевиками RAB позволил ощутимо увеличить инвестиции в отрасль. Мы же пока попробуем разобрать RAB «по винтикам» и узнать, как это работает.

Российские сетевые компании переходят на новый метод формирования тарифа - на RAB-регулирование. Цель введения нового метода - привлечь деньги в развитие сетей. Для чего в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств вложенных в сети, а так же, некий процент дохода для инвестора, вложившего эти средства (ну чтобы у него был стимул вкладывать). Источником средств может быть прямой инвестор, например, владелец сетей, либо другой заимодавец, например, банк. В этом случае доходная часть, заложенная в тариф, пойдет на погашения процентов по кредиту. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций. То есть, при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.
Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. Это система долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий (в нашем случае - сетевых компаний), идущая на смену прежнего механизма тарифообразования «затраты+» (см. ТАБЛ 1). Механизм RAB-регулирования взят на вооружение в электросетевых комплексах многих стран Европы, где неплохо себя зарекомендовал: в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с поправкой на инфляцию). Такое чудо стало возможно благодаря тому, что в RAB-регулирование встроен механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.



В России RAB-регулирование начало вводиться полтора года назад. С сентября 2008 года RAB в пилотном режиме работает в Астраханской области, а сегодня таких продвинутых областей уже 17. У нас пока не получается как в Европе одновременно наращивать инвестиции в сетевое хозяйство и снижать тариф. В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. По этому поводу некоторые эксперты замечают, что RAB не такая уж приятная штука, а его введение - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, сети просто развалятся. И лучше уж RAB, чем небытие.

Из чего RAB формирует тариф

Для начала разберемся, по какой методике формируется тариф в рамках RAB-регулирования. В общих чертах она представлена на СХЕМЕ 1. Основой для расчета служит ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ , он состоит из двух частей:
1. Первоначальная база капитала - стоимость активов сетевой компании на момент введения RAB посчитанная независимым аудитором;
2. Новый инвестированный капитал - стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором - РЭК или ФСТ).
НЕОБХОДИМАЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования сетевой компании. Например, для межрегиональных распределительных компаний (МРСК) для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году - 6%; в 2011 - 9%; в 2012 - 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки - текущие расходы - затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.
Таким образом, необходимая валовая выручка включает в себя три компонента: текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала.


Взяв за основу Необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает ТАРИФ на передачу электроэнергии по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты+», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет . И это принципиальная разница. Компания в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы. Как заметил генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Николай Швец , система RAB предполагает, что операционные расходы должны снижаться на 1-2% ежегодно. При тарифообразовании по схеме «затраты+» такого стимула не существует.
Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение 3-5 лет. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей (упрощенно говоря - исходя из уровня инфляции), кроме того, увеличивая или урезая тариф, власти и регулятор могут наказывать или поощрять сетевую компанию за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи электроэнергии и качество обслуживания потребителей.

Как в сети приходят деньги

Одно из наиболее приятных свойств RAB-регулирования - возможность растянуть возврат инвестированных средств на долгое время. Это позволяет уже сегодня вложить в развитие сетей очень много денег, и при этом удержать рост тарифа на приемлемом уровне. Часто такое свойство RAB сравнивают с ипотекой. Мол, можно купить сразу очень дорогую квартиру, а отдавать за нее деньги понемногу.
Особенности инвестиций через RAB можно разглядеть, сопоставив эту систему с механизмом тарифообразования «затраты+». По затратной схеме источником финансирования инвестпрограмм является тариф. В нем специально содержатся инвестиционная составляющая и учитываются затраты на амортизацию. Получила, допустим, сетевая компания по этим двум статьям за год один миллион, именно столько она инвестирует в течение года в свое развитие и обновление.
При RAB-регулировании механизм работает тоньше. Здесь тоже источником финансирования инвестпрограмм служит тариф. Для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал (см. схему 1) и ту часть возврата инвестированного капитала, которая покрывает амортизацию имущества. Но эти деньги, полученные в виде тарифа, не направляются прямо на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Например, сетевая компания получила за год миллион на инвестиционные цели. Она не вкладывает эти деньги в провода-опоры-подстанции, а берет кредит на пять миллионов, и использует свой миллион, чтобы гасить этот кредит в течение года. Кредитные же деньги - пять миллионов - позволяют осуществить сразу очень масштабное обновление оборудование, что, в свою очередь снизит издержки, а значит, увеличит доход компании. То есть в следующем году на инвестиционные цели у сетевой компании будет уже не миллион, а, например, полтора. Это позволит не только гасить ранее взятый кредит, но и взять новый. Теоретически размеры инвестпрограммы могут расти с каждым годом.
Описанная схема, разумеется, не учитывает многих аспектов реальной жизни, к тому же подана с максимально возможной долей оптимизма. Тем не менее, инвестиционный потенциал у RAB-регулирования достаточно велик. Обычно считают, что на каждый рубль инвестиционных средств в тарифе компания может осуществить два рубля инвестиций.

Выше мы рассмотрели два положительных качества RAB-регулирования: стимул для снижения издержек и возможность привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Но у RAB есть еще несколько многообещающих особенностей. Вот их краткий список :
1. Стимул для снижения издержек.
2. Крупные инвестиции при щадящем тарифе.
3. Возможность долгосрочного планирования программ развития сетевых компаний.
4. Повышение качества услуг сетевых компаний.
5. Предсказуемый тариф на передачу электроэнергии (что важно для потребителей).

Увы, реализация всех этих приятных свойств RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, третье свойство - возможность долгосрочного планирования программ развития. Мы уже неоднократно убеждались, что в условиях России экономическая целесообразность часто приносится в жертву определенным интересам. В том числе процедура формирования тарифа на услуги естественных монополий имеет большую степень субъективизма и зависимость от политических решений. Уже имеющийся опыт внедрения RAB показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика.
Так же сегодня следует достаточно осторожно говорить о предсказуемых тарифах для потребителя. Кроме сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По мнению начальника отдела энергетики Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. И хотя тариф на передачу энергии по сетям спрогнозировать можно, но с точки зрения потребителя, в этом мало смысла, так как предсказуемый тариф плюсуется к непредсказуемой цене. Впрочем, есть надежда, что опасения резких ценовых колебаний, благодаря запуску рынка мощности и рынка срочных контрактов на электроэнергию, отойдут в прошлое…
Но продолжим препарировать приятные эффекты от внедрения RAB. Возьмем такой аспект, как повышение качества услуг сетевых компаний. Теоретически RAB-регулирование предусматривает прямую зависимость прибыли компании от надежности энергоснабжения и уровня обслуживания потребителей. Если сетевая компания допустила нарушения и позволяет себе «грубить клиенту», то регулирующий орган вправе наказать ее путем корректировки тарифа. Проблема в том, что механизм повышения качества услуг не является автоматическим. Его работа зависит от объективности и добросовестности регулятора и региональных властей. А при такой схеме существует возможность ошибки, предвзятости и коррупционных действий.
Самые же большие вопросы вызывает такое свойство RAB-регулирования как крупные инвестиции при щадящем тарифе. Слишком уж щадящим тариф пока не получается . Например, при переходе Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС») на RAB-регулирование, ее тариф вырос на 51%. Правда для потребителя это обернется только 2-3 процентным ростом цены за электроэнергию. Терпимо… Ладно, не будем драматизировать, рассуждая о росте тарифов, и посмотрим на рост инвестиций. Здесь вопросов куда больше. Как уже говорилось, в тариф при RAB-регулировании закладывается норма доходности на новый инвестиционный капитал. Для межрегиональных сетевых компаний эта норма составляет 12%. Это позволяет сетевым компаниям брать кредиты под 10% годовых (около двух процентов съедает налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то сетевая компания может им пользоваться только в убыток себе. Но сегодня на рынке нет кредитов под 10% годовых. Поэтому, как заметил генеральный директор «Пермэнерго»: Олег Жданов : «Сейчас мы не привлекаем дополнительный кредитный ресурс под развитие и ждем, когда банковские ставки войдут в докризисный диапазон».
Во многом проблемы внедрения RAB вызваны тем, что началось оно в не самый благоприятный период. К этому добавим неизбежные детские болезни любой новой технологии. Тем не менее, участники рынка, в большинстве своем воспринимают введение RAB, как положительное явление. Это подтверждается хотя бы тем, что ввод RAB в подразделениях сетевых компаний почти всегда сопровождается ростом спроса на акции МРСК, точно так же участники фондового рынка отреагировали на введение RAB в ОАО «ФСК ЕЭС».
Редакция сайт будет следить за переходом российских сетевых компаний на RAB-регулирование и ставить своих читателей в известность обо всех, связанных с этим событиях и экспертных мнениях.

Ремир Эркинович, расскажите, пожалуйста, об истории метода RAB - как давно он применяется, насколько эффективен?

RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.

Насколько закономерен переход к новой методике тарифообразования? Решению каких задач послужит RAB-регулирование?

Переход на RAB-регулирование - это переход на новую инвестиционную стратегию. Применение метода доходности инвестированного капитала направлено на решение важнейших задач тарифного регулирования в теплоэнергетической отрасли - создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов регулируемых организаций. В числе преимуществ метода RAB - стимулирование привлечения инвестиций, повышение капитализации регулируемых организаций, повышение качества стратегического планирования деятельности организаций, экономическая мотивация снижения издержек.

Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий - это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.

Чем вызвана необходимость перехода на RAB-регулирование? Эксперты отмечают, что введение RAB - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, изношенные сети просто развалятся?

Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.

Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. Насколько безболезненно для потребителя пройдёт внедрение нового метода? Не придётся ли нам платить “новые” цены за “старое” качество услуг?

В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии.

Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала в 2010 году, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, чтобы обеспечить корректный переход к долгосрочному тарифному регулированию, что особенно важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а так же более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения.

Тариф, принимаемый на долгосрочный промежуток времени, должен зависеть от надежности и качества услуг. С этой целью планируется разработать методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых услуг. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае несоответствия качества предоставляемых услуг уровню установленного тарифа, либо в случае предоставления со стороны компании недостоверных сведений о качестве услуг.

В случае несоответствия качества услуг сетевых компаний нормативам, потребители будут получать компенсацию, либо платить меньшую цену за услуги этих компаний.

Ремир Эркинович, хотелось бы узнать Ваше мнение о преимуществах долгосрочного тарифообразования. Кто, в конечном счёте, останется в выигрыше - потребитель, поставщик, инвестор?

Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Первые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии будут установлены в рамках реализации с 2011 г. пилотных проектов по долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в сфере теплоснабжения.

Преимущества, ожидаемые от введения метода RAB:

Для региона: ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Развитая сетевая инфраструктура позволит открывать новые предприятия, расширить производственные мощности, строить комфортное жилье.

Для бизнеса: все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.

Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А так же, повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

Для компаний, предоставляющих услуги: появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у компании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры. С учетом того, что тариф устанавливается на 3-5 лет, компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.

Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ

Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит»

г. Пермь, ул.

e-mail: *****@***ru

В соответствии с принятой в 2009 г. Энергетической стратегией России на период до 2030 г. одним из основных векторов развития страны является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам государства . В данной статье рассматривается, каким образом и за счет чего система RAB-регулирования решает поставленную задачу, привлекая инвестиции в электроэнергетику .

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Как уже было отмечено, для России система RAB относительно новая. Она пришла на смену системе «затраты плюс», которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по ряду причин:

Монополия не заинтересована в снижении издержек и повышении качества оказываемых услуг;

Существование монополий оправдано в тех отраслях, где дублирование функций неэффективно (инфраструктура) или может повредить качеству услуг;

Источники инвестиций – только амортизация и прибыль текущего года;

Регулятор определяет «справедливый» размер прибыли;

Расходы и цены монополии тяжело контролировать, поскольку регуляторы не обладают достаточной информацией и не имеют необходимых ресурсов.

Новая парадигма регулирования – поставить монополию в такие условия, чтобы она вела себя как конкурентная компания. Но чтобы понять, за счет чего RAB решает названный ряд проблем, необходимо разобрать методику расчета тарифа в новой системе (рис. 1).

Государственное регулирование" href="/text/category/gosudarstvennoe_regulirovanie/" rel="bookmark">государственного регулирования тарифов (РЭК) инвестиционная программа , осуществляемая собственником.

База инвестированного капитала (рис.2) в новом периоде регулирования включает в себя:

    инвестиции, фактически осуществленные в течение прошедшего периода в рамках согласованной инвестиционной программы; базу инвестированного капитала, установленную на прошедший период регулирования, за минусом величины возврата (амортизации) капитала.

Рис.2. Формирование НВВ в системе RAB

В соответствии с действующим законодательством РФ период возврата нового инвестированного капитала RAB составляет 35 лет и первоначального - по результатам оценки на основе износа и остаточного периода службы активов.

Доход на капитал – это произведение базы инвестированного капитала на его доходность, т. е. сумма процентов по заемному капиталу и доходов акционеров в виде дивидендов. Норма доходности на инвестированный капитал должна быть обоснована и должна учитывать риски, связанные с финансовой деятельностью компании. Наиболее справедливо указанные факторы отражает метод расчета WACC (средневзвешенная стоимость капитала
), который задается следующим расчетом:

https://pandia.ru/text/78/094/images/image004_134.gif" width="653" height="76 src=">


Рис.3. Результат внедрения методики RAB в Великобритании

В середине 1990-х гг. на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 г. обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, после чего RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. Благодаря RAB-регулированию многим странам удалось сформировать тариф таким образом, что большей частью стала инвестиционная (рис.4).


Рис.4. Структура НВВ сетевых компаний за рубежом

15 сентября 2009 г. Правительство Российской Федерации рекомендовало администрациям регионов в 2010 г. перевести распределительные электросетевые компании на RAB-регулирование тарифов. В то же время Центра» приняло решение о переходе всех филиалов компании с 1 января 2010 г. к регулированию тарифов на основе методологии RAB. Три филиала Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», «пилотные» проекты первой очереди - перешли на систему тарифообразования на основе RAB с 1 января 2009 г. Кроме филиалов МРСК Центра в 2009 г. на RAB также были переведены «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга) – «пилоты» второй очереди. По данным холдинга МРСК, переход на RAB «Белгородэнерго» позволил обеспечить прирост капитала на 29,1% в первый год внедрения регулирования против 20,6% в предшествующий период при росте тарифа на 24%. В 2009 г. были осуществлены инвестиции в размере 6,5 млрд руб., что почти в четыре раза больше показателя за прошлый год. Более существенный скачок тарифа при использовании RAB произошел в «Тверьэнерго», составив 312 коп./кВт. ч. – 145% от тарифа 2009 г. При этом увеличение тарифа связано с приростом инвестиционного капитала на 65%, в то время как операционные расходы увеличились лишь на 19%. Таким образом, RAB-регулирование действительно позволяет изменять соотношение операционной и инвестиционной частей в тарифе.

На сегодняшний день RAB-регулирование тарифов оценивается как достаточно перспективный и эффективный метод привлечения инвестиций в отрасль. Считаем, что основным недостатком системы является неизбежный рост тарифов сетевых компаний. С точки зрения потребителя, обеспечивать за свои средства инвестирование в отрасль несправедливо, так как получать услугу у другого поставщика с иной ценовой политикой не представляется возможным. Однако необходимо принимать во внимание тот фактор, что основным владельцем сетевых компаний и, соответственно, регулятором тарифа является государство, а источником государственных инвестиций обычно выступают налоги, которые уплачиваются в конечном итоге потребителями. При RAB-регулировании данный принцип сохраняется, т. е. при получении и оплате услуг часть средств напрямую (при регулирующем вмешательстве государства) превращается в инвестиционную составляющую, обеспечивающую прогрессирование отрасли. А развитая энергетическая инфраструктура непосредственно способствует развитию бизнеса и экономики в целом, являясь при этом стратегически важной составляющей жизнедеятельности государства и обеспечения его энергетической безопасности в международном масштабе.

Список литературы

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1715-р//Консультант Плюс. 2010. О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000. Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Приказ ФСТ России от 01.01.01 г. . http://www. ***** http://www. *****/ru/rab-regul/ http://www. *****

RAB-REGULATION AS THE FUNDING SOURCE IN

ELECTRIC POWER INDUSTRY

According to Electric strategy of Russia the main line of country’s development is creating innovative and effective electric power industry. It should satisfy the requirements of expanding economy and foreign economic relations. This article covers principles and mechanism of RAB-regulation in case of fund raising.

В данной статье автор рассматривает основные принципы работы RAB-регулирования, выявляет сильные и слабые стороны новой системы, а также анализирует итоги и перспективы дальнейшего применения. Статья рекомендуется к публикации.

Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к. э.н.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...