Внешнеэкономическое принуждение к труду явл характер. Большая энциклопедия нефти и газа


О́львия (др.-греч. Óλβια - счастливая, богатая ) - античная греческая колония, основанная выходцами изМилета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современногоНиколаева и современного села Парутино Очаковского района , Украина. Во времена расцвета (вторая половина V века до н. э. - первая половина III века до н. э. ) город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами , численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек . На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник. Благодаря раскопкам отечественных и зарубежных археологов на территории Ольвии были открыты и исследованы руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и Восточный и Западный теменосы. Раскопки в Ольвии ведутся и в настоящее время.

История древнего города

Древние греки, заложившие город в VI веке до нашей эры, сменили киммерийцев и скифов (впрочем, греки постепенно ассимилировались с местным населением: спустя некоторое время они начали говорить на смеси греческого и скифского и носить скифскую одежду) . Ещё в VI в. до н. э. в Ольвии вместе с храмом Зевса появились святилища и теменосы Аполлона Дельфиния и Врача . В 450 году до н. э. Ольвию посетил Геродот . Он сделал первое описание истории, географии и обычаев народов, которые в те времена населяли территорию северного побережья Чёрного моря. В VI-V вв. до н. э. тут правили олигархи , в начале IV в. до н. э. была установлена демократическая форма правления. В 331 году до н. э. Ольвию неудачно пытался завоевать полководец Александра Македонского Зопирион . В 55 году до н. э. была завоёвана гетским царём Буребистой . Со временем государство возобновило своё существование, но на значительно меньшей территории. В 198 г. н. э. Ольвия вошла в состав Римской империи . Полностью погибла во время нашествия гуннов в 70-е гг. IV в. н. э. .

Археологические памятники

На территории сохранились развалины укреплений, городские кварталы, площадь-агора , священные участки - Восточный и Западный теменосы , храмы Аполлона, Зевса и Асклепия, мастерские и некрополь . Произведения изобразительного и декоративного искусства хранятся в многочисленных музеях Украины, России и т. д. На территории города работает археологическая экспедиция Института археологии НАНУ.

Фундамент домов-землянок первых поселенцев

Стела на вьезде в заповедник

    ДРЕВНИЙ ГОРОД ОЛЬВИЯ

    Ольвия - город, основанный греками в конце VII - начале VI в. до н. э. на берегу большого лимана в устье Буга 1 , близ современного села Парутино Николаевской области. Сейчас на его территории историко-археологический заповедник, где производятся раскопки и обретают вторую, музейную, жизнь архитектурные сооружения, скульптурные монументы, расписные вазы, терракотовые статуэтки, ювелирные изделия. Этим произведениям более двух тысяч лет, но многие из них до сих пор оказывают художественное воздействие на человека, поражают мастерством исполнения, удивляют забытыми в последующие эпохи совершенными техническими приемами.

    Ольвия была независимым от своих северопонтийских соседей - Пантикапея, Фанагории, Херсонеса - городом-государством, имела собственную экономику, культуру, чеканила монету. Естественно, и искусство Ольвии, связанное с общим развитием эллинской метрополии и Северного Причерноморья, представляет собой самостоятельное художественное явление. Найденные памятники дают возможность представить его эволюцию от основания города до расцвета, а затем упадка и забвения в IV в. н. э.

    Рядом с Ольвией существовали и другие эллинские поселения. Еще в VII в. до н. э. возникли торговая фактория на острове Березань в Днепровско-Бугском лимане и чуть позже храмовые комплексы на острове Левка, или Змеином, в море, против устья Дуная. Памятники с Березани, принадлежавшие первым в этих краях эллинам, - одни из самых ранних античных изделий на северных берегах Понта Эвксинского; знакомство с ними в начале очерка предваряет историю искусства Ольвии - самого крупного культурного центра Северо-Западного Причерноморья. О художественной деятельности в городах - Тире, Никонии и других крупных и мелких поселениях к западу от Ольвии - речь идет в последней главе, так как они известны преимущественно своими поздними римскими слоями.

    Историко-экономическая и социально-политическая жизнь Ольвии привлекала внимание русских антиковедов в XIX и начале XX в. и интересует современных археологов и историков. Специальная литература по этим вопросам весьма обширна 2 . В то же время художественное развитие Ольвии почти не занимало ученых. Ощутимое отсутствие фундаментальных работ по этой теме заставило сделать предметом исследования в настоящем очерке ольвийские памятники искусства, которые при всем своем сходстве по стилю с общеизвестными античными часто необычны и оригинальны. Удаленность города Ольвии от основных античных центров и близость варварских племен определили своеобразие ее искусства и особенности развития художественных форм.

  • Начало греческой колонизации, впоследствии вызвавшей появление эллинов на берегах Буга, относится к VIII в. до н. э. Обострившаяся социальная борьба внутри городов метрополии, а также стремление налаживать торговые связи, осваивать новые земли привели к основанию греками городов-колоний на юге Апеннинского полуострова, в Сицилии, Северной Африке и других областях Средиземноморья. Эти же причины вызвали позднее, в конце VII в. до н. э., миграцию эллинов на северные берега Понта Эвксинского, как называли тогда Черное море 3 .

    В годы расселения греков из малоазийского города Милета на берегах Днепровско-Бугского лимана в окрестных землях жили скифы. Ранее они вытеснили оттуда таинственных, продолжающих и доныне оставаться малоисследованными киммерийцев и держали под своим контролем северные берега Понта. Скифы, очевидно, не оказали сопротивления эллинским торговцам, а затем и колонистам, обосновавшимся сначала на острове Березань, а затем в устье Буга. Постепенно эллины привыкли к жизни вдали от малоазийской родины. Помимо торговых отношений со скифами их начинали связывать и родственные узы: нередко между аборигенами и милетцами возникали браки, хотя в Ольвии их, по-видимому, было все же меньше, чем в других городах Причерноморья, в частности в Боспорском царстве.

    Ольвия, как отмечалось, выросла в самый крупный античный центр Северо-Западного Причерноморья. Город упоминали древние авторы, его посещали известные деятели античной истории - Геродот и Дион Хризостом 4 . Объединяя экономические и культурные силы эллинов в этом районе античной ойкумены, Ольвия на протяжении тысячелетия, с VI в. до н. э. по IV век н. э., не переставала поддерживать связь со своей метрополией и в то же время тесно контактировала с племенами, населявшими тогда южную часть современной Украины. Об интенсивной деятельности оторванных от родины ольвиополитов, не всегда оказывавшихся в благоприятных для них условиях, можно судить по сохранившимся памятникам искусства и быта.

    Искусство Ольвии, естественно, претерпевало изменения, развивалось вместе с жизнью и событиями. Его характер определялся интересами и потребностями населения. Однако периодизация искусства Ольвии и закономерности формирования стиля ее художественных памятников не разработаны в отличие от проблем ее исторического развития.

    Среди предлагавшихся учеными исторических периодизаций отметим некоторые.

    А.С.Уваров видел в жизни Ольвии

    греческий период (655 г. до н. э. - 54 г. до н. э.), скифо-греческий (54 г. до н. э. - 196 г. н. э.) и римский (196-235 гг.) 5 .

    В.В.Латышев выделял два этапа, включавших семь мелких:

    первый - до-гетский (654 г. до н. э. - 67-50 гг. до н. э.) и второй - послегетский (67-50 гг. до н. э. - правление Александра Севера в 222- 235 гг.) 6 .

  • Проблема исторической периодизации Ольвии ставилась и в работах Б.В. Фармаковского 7 , тщательно соотносившего различные культурные слои с определенными эпохами в жизни города.

    В исторической периодизации В.Ф. Гайдукевича 8 и Л.М. Славина 9 этапы истории Ольвии хронологически близки общегреческим и в искусствоведческой периодизации - архаике, классике, эллинизму.

    Так, первый ограничивается временем от возникновения города до конца VI в. до н. э., что соответствует архаике.

    Во второй этап (V, IV и III вв. до н. э.), характеризуемый как время расцвета Ольвии, входит прежде всего классика V-IV вв. до н. э. и лишь часть раннего эллинизма.

    Третий - II-I вв. до н. э. (исторически он определяется сильнейшим нажимом скифов на Ольвию) - соответствует двум векам эллинизма.

    Этапы четвертый (I - середина III в. н. э.) и пятый (с середины III в. до конца IV в. н. э.) приходятся на время господства римлян во всем Средиземноморье.

  • Детальная периодизация истории Ольвии представлена С.Д. Крыжицким в его обстоятельном исследовании архитектуры города 10 . Без учета исторических событий, происходивших в Ольвии и явившихся основой этой последней периодизации, уточнившей и развившей положения В.Ф. Гайдукевич а и Л.М.Славина, естественно, невозможно представить развитие искусства Ольвии. Однако стиль ольвийского искусства определяли не только события в жизни города, нападения варваров, кратковременные или длительные союзы с ними. Периодизация искусства не всегда синхронна с исторической, и изменения стилевых особенностей порой не совпадают с переменами социального характера 11 . Эволюция художественного стиля на территории Ольвии соответствует общему развитию эллинского искусства, и черты архаики, классики, эллинизма здесь так же ясны, как и в метрополии. Греческая Ольвия постоянно на протяжении своей истории, связанная с метрополией, ее экономикой и социальными событиями, ее искусством - никогда не была скифским или сарматским центром, хотя племена эти сильно воздействовали на ольвиополитов. Культура и искусство Ольвии всегда оставались эллинскими. Даже после обрушившихся на город бедствий жители его, как отмечал Дион Хризостом, в I в. н. э. почти все знали поэмы Гомера. Нашествие Зопириона, подчинение скифам, гетский разгром - потрясения страшные, причем все разнохарактерные - от медленно воздействовавшего скифского до катастрофического гетского, - даже они не сломили дух ольвиополитов. Искусство их развивалось на всем протяжении жизни города как греческое, с общеэллинскими изменениями стиля и форм, естественно, не бессильного влияния местных художественных принципов 12 .

    Близость варварских племен, а также своеобразие исторических событий, определявших судьбы города, влияли на характер художественных форм. Именно эти причины способствовали тому, что искусство Ольвии и отдельные его памятники приобретали нередко особенную окраску. И все же в ольвийском материале - привозном и местном, созданном в VI. до н. э., - легко распознаются черты ранней или высокой классики; в произведениях IV в. до н. э. - стиль позднеклассического искусства Эллады; художественные изделия Ольвии III-I вв. до н. э. подобны эллинистическим из метрополии, как, впрочем, и из других центров Западного и Восточного Средиземноморья. Равным образом во многих полисах Балканского полуострова, Малой Азии, Великой Греции развитие искусства имело свои особенности и отличия, но это вряд ли причина для установления в каждом из них, скажем в Коринфе, Милете или Сиракузах, своей особой периодизации искусства. Принятая периодизация эллинского искусства с условными названиями - архаика, классика, эллинизм - приложима к искусству всех районов античного Средиземноморья, в том числе городов Северного Понта 13 .

    В трудах по истории искусства Северного Причерноморья не существует единой периодизации искусства Ольвии. В.Д. Блаватский рассматривал искусство всех античных городов Северного Причерноморья без выделения специфики каждого из них - в общем русле развития эллинского искусства и стиль памятников соотносил с основными этапами принятой периодизации: архаикой, классикой, эллинизмом, римским периодом 14 .А.П. Иванова же, обратившаяся в своей книге к раздельному освещению искусства Ольвии, Херсонеса, Боспорского Царства, объединила искусство Ольвии VI -V вв. до н. э. в одну главу; в разделе "Искусство Ольвии догетского периода" представила памятники от IV в. до н. э. до I в. до н. э., а в главе "Искусство Ольвии послегетского периода" - произведения первых веков н. э. 15 Принятая в настоящем очерке периодизация искусства Ольвии отличается от исторической периодизации Л.М. Славина и В.Ф. Гайдукевича лишь тем, что в рамки искусства эллинистической Ольвии, начавшей испытывать во II-I вв. до н. э. сильное давление соседних скифских племен, введены и памятники III в. до н. э. Архитектурные сооружения Ольвии, ее скульптурные изваяния, образцы керамики и вазописи, ювелирные украшения, конечно, лишь отчасти восполняют пробел, вызванный почти полным отсутствием письменных источников. Сейчас эти художественные изделия - ценнейшие и, пожалуй, единственные документы, непосредственно сообщающие о древних обитателях юга нашей страны. История Ольвии и ее культуры еще далеко не познана. Сто лет, прошедшие со времени первого исследования В.В.Латышева об Ольвии, оказались малым сроком для изучения уцелевших материалов и создания более или менее полной картины жизни прекрасного города. И памятники искусства должны сыграть при этом особенную, если не основную, роль. В главах об искусстве архаической Ольвии (VI в. до н. э.), классической (V-IV вв. до н. э.), эллинистической (III-I вв. до н. э.) и Ольвии первых веков н. э. (I- IV вв. н. э.) предполагается последовательно рассмотреть архитектуру, скульптуру, художественную керамику, произведения прикладного искусства. О памятниках с острова Березань и Левка, где греческие поселения возникли несколько раньше, речь, как отмечалось, пойдет в начале книги, а завершит работу описание находок из Тиры, Никония, Концешты.

  • АНТИЧНЫЙ ХЕРСОНЕС

    Херсонес был основан греками-колонистами в V веке до н. э. (по свидетельству древних авторов в 422-421 гг. до н. э.) на юго-западном берегу Крымского полуострова.

    Найденные в городе произведения искусства, как и в других античных центрах Северного Причерноморья, весьма разнообразны прежде всего по своему происхождению. Много среди них исполненных в Греции и Малой Азии и затем привезенных на берега Тавриды. Немало и созданных в Херсонесе, порой под воздействием местных племен, с которыми встретились основатели города.

    Архитектурные сооружения, скульптура, керамика, мозаика, торе итика (и другие художественные изделия) рассматриваются в настоящем очерке хронологически, в связи с чем необходимо остановиться на основных этапах в развитии города.

    В сложном вопросе исторической периодизации Херсонеса исследователи придерживаются различных мнений.

    Е.Г. Суров называет

    классический (к. V-IV вв. до н. э.), эллинистический (III-I вв. до н. э.) и римский (I-IV вв. н. э.) периоды жизни города.

    Г.Д. Белов 2 предлагает различать период независимости (к. V - к. II в. до н. э.), имеющий два этапа:

    первый - классический (V-IV вв. до н. э.), второй - эллинистический (III-II вв. до н. э.); затем - время зависимости города от Митридата и Боспора (к. II в. до н. э. - первая половина I в. н. э.). И последний период - римский (вторая половина I и. н. э. - конец III в. н. э.).

    С.Ф. Стржелецки й 3 видит в истории города четыре или даже пять периодов:

    первый - к. V-IV вв. до И. Э., второй - III-II вв. до н. э., третий - переходный (очевидно, I и. до н. э.), четвертый - I-III вв. н. э. и пятый - III-IV вв. н. э.

    К.Э. Гриневич 4 пишет о двух античных периодах Херсонеса - греческом и римском.

  • Наметить периодизацию художественной жизни античного Херсонеса не менее трудная задача. И все же, если основываться на особенностях произведений искусства, создававшихся в те или иные периоды, то развитию стиля будет отвечать следующая последовательность. В первые века существования Херсонеса его жители твердо держались дорических принципов. Лишь в конце II в. до н. э., когда судьба города стала зависеть от военного вмешательства Митридата И возникло сильное влияние на художников со стороны боспорской культуры, дорическая сущность херсонесского искусства постепенно уступила воздействию внешних форм напористого Пантикапея. Позднее же и до конца существования античного периода в Херсонесе преобладали тенденции римского искусства*.

    Таким образом, классическое искусство (конец V в. - конец IV а. до н. э.) сменилось эллинистическим (III в. до н. э. - начало I в, н. э.) и далее искусством периода римского влияния (I-IV вв. н. э.)*,

    Жившие поблизости местные племена - скифы и тавры не играли здесь такой большой роли, как скифы и сарматы Пантикапея, и не оказывали на греков заметного воздействия. Поэтому по отношению к Херсонесу нельзя говорить о скифском или таврском периодах, подобных сарматскому в восточном Крыму. Сущность боспорского искусства всегда была эксцентричной; там не боялись контактов с местными племенами. Херсонеситы же с трудом уживались со скифами и таврами: дорическая консервативность отличала их от ионических боспорцев и ольвиополитов. В жизни и соответственно в художественных образах Херсонеса преобладали тенденции концентрические, сочетавшиеся с большой замкнутостью. Отчуждение от варварской среды, стремление сохранить свои традиции ощущается в искусстве города уже в первые века его существования (конец V-II вв. до н. э.). К тому же памятники Херсонеса тяготеют к сравнительно небольшому, где находился город, участку, не так, как изделия Боспора**.

    При изучении искусства Херсонеса обращает внимание необычно малое, по сравнению с Боспором, количество расписной керамики, терракоты, ювелирных изделий. Не исключено, что это объясняется, в первую очередь, меньшей изученностью некрополя Херсонеса, хотя многие памятники и происходят из могил. Вблизи Херсонес* пока не известны богатейшие захоронения, подобные открытой около Пантикапея Куль-Обе или другим подкурганным склепам с обильным инвентарем. Херсонесские приставные к оборонительной стене склепы датируются первыми веками п. э., и находки в них, по сравнению с боспорскими, небогаты. Территория же города давала небольшой керамический материал, который и составляет основную коллекцию музея*.

    Таким образом, если основные боспорские изделия происходят из некрополя, подавляющее число художественных памятников Херсонеса - городские. Даже большинство прекрасных надгробий найдено в закладке башни Зенона, а не на том месте, где они должны были стоять. Это обстоятельство следует иметь в виду при анализе художественного процесса в истории Херсонеса.

Древняя Греция, греческие колонии Северного Причерноморья... Кажется, что это где-то очень далеко во времени и пространстве, что всё это осталось в далёкой античной Греции... Но когда оказываешься в месте, где когда-то кипела жизнь большого древнегреческого мегаполиса, вдруг понимаешь, что географически это совсем недалеко, по времени только, может, чуть дальше... Вот она, эта самая земля, вот здесь стоял храм Зевса, вот здесь храм Аполлона, здесь, наверное, театр, здесь торговали, здесь жили люди...

Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 2500 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей.

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века. Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.

Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами... на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.
Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.

Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте. При не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.

Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.

А позже, когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом.

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Она оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.

Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.

Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.

Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.

Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.

В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.

Во времена своего расцвета площадь, занимаемая городом, составляла 50 га. Здесь проживало свыше 20 тысяч человек.

Гористая и долинная части Ольвии были окружены крепкими стенами и оборонными башнями. Сам же город был застроен каменными домами с черепичными крышами. Наиболее богатые из них украшались фресками, мозаикой, колоннами.

Площади и улицы города были вымощены каменными плитами, украшены статуями богов и героев, вырезанными в камне портретами заслуженных горожан и мраморными плитами с декретами города-государства.

Первыми жилищами ольвиополитов были землянки. Позднее дома строят из сырца, на каменных фундаментах, с внутренними двориками. Крыши кроют саманом и черепицей.

Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.

Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.

В центре верхнего города была расположена агора - главная городская площадь, на которой стоял семикомнатное общественное здание для культовых обрядов и купеческих собраний, стены которого были укрыты раскрашенной штукатуркой, монументальный алтарь и искусственные каменные водоемы.

Вокруг агоры располагались здания государственных учреждений Ольвии, гимнасий, театр и ипподром. С севера к агоре примыкал теменос - священное место с храмами, святилищами, алтарями и жертвенниками.

Сохранились уцелевшие части храма Зевса.

Центральный алтарь

Жители Ольвии поклонялись Аполлону – ему были посвящены богато украшенный храм и священная роща. При раскопках был найден алтарь – это большая удача и археологическая редкость.

Существовала в городе и система водоснабжения из глиняных труб. Обнаружены остатки сложной гидросистемы, сооружённой в V веке до н.э. От неё сохранились: каменный водоём, полуподвальное каменное здание, круглая шахта, глубиной 3 метра, подземный ход, два колодца.

Когда притеснённые варварами ольвиополиты обратились за помощью к римлянам, в южной части города возводится укреплённая цитадель. Остатки ее стен раскопаны на окраине города.

Два каменных склепа - семейная усыпальница Эвресивия и Аретты и курган Зевса - сохранились настолько хорошо, что можно даже спуститься под землю, внутрь склепа.

На территории заповедника есть два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом.

Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи...

Ольвиополиты начинают чеканить свою монету – сначала в форме медных стрелок, потом дельфинов, потом круглых ассов с изображениями Афины, Медузы Горгоны, Деметры. Монеты так же можно увидеть в музее.

А древняя бижутерия выглядит вполне современно.

Ещё предметы быта жителей древнего города

Самой славной страницей в истории Ольвии стало успешное противостояние ее войскам Александра Македонского. Император планировал создать свою империю, объединив все земли вокруг Черного и Каспийского морей. Поход на Восток через евразийские степи возглавил полководец Зопирион в 331 г. до н.э.
Осада Ольвии, около 330 г., о которой сообщает историк Макробий, застала город в тяжелом положении. Выстоять маленькой Ольвии против лучшей в античном мире армии было практически нереально.
Макробий пишет, что «борисфениты, осаждаемые Зопирионом, отпустили на волю рабов, дали права гражданства иностранцам, изменили долговые обязательства и смогли выдержать осаду врага».

Археологические находки открыли для нас и историю предательства: близ Ольвии был найден амфорный остракон - письмо, переданное через ольвийского жителя Никофана к Зоопириону с предложением помочь в захвате города. Измена была раскрыта: археологическое подтверждение этому – коллективное захоронение 52 человек, побитых камнями и расстрелянных из лука. Вероятно, это была казнь предателей.
Не сумев захватить Ольвию, вражеские войска вынуждены были отступить. По словам римского писателя II в. н.э. Юстина, Зопирион погиб, «поплатившись за необдуманное начатие войны с неповинным народом», где-то на Дунае.
Поражение Зопириона заставило Александра Македонского отказаться от своих прежних планов захвата Северного Причерноморья.

За время своего существования Ольвия входила в Афинский морской союз, позднее – в состав Понтийской державы Митридата Евпатора. Предоставленная самой себе после падения Митридата, Ольвия около 50 г. до н.э. подверглась страшному разгрому со стороны Гетов, предводительствуемых царем Бурвистой.
После гетского погрома город на некоторое время прекратил существование. Но вскоре разбежавшиеся при нападении гетов греки снова появились в Ольвии. Но прежнего расцвета город никогда больше не достиг.

Попав в Ольвию, переживаешь удивительное ощущение: вокруг - степь - живая, поющая голосами птиц и шепчущая свои истории высокими травами… и - камни.

Холодные и мертвые, застывшие здесь навсегда. О чем молчат они? Что они видели и что помнят? История, застывшая во времени и камне…

Древний город впечатляет – где еще в нашей стране можно побродить по развалинам, которым более 2500 лет?
Если закрыть глаза и расслабиться, то мысленно можно увидеть живую жизнь Счастливого города... Мы увидим поднимающиеся из руин храмы, шумящую священную рощу, кричащую торговую площадь, по улицам неспешно идущих граждан...
И продолжающуюся жизнь…

Фотографии взяты из интернета

Ответ от Настя Денисова [активный]
Внеэкономическое принуждение
Значение слова "Внеэкономическое принуждение" в Большой Советской Энциклопедии
Внеэкономическое принуждение, форма принуждения к труду, основанная на отношениях личной зависимости трудящихся от эксплуататоров, непосредственного господства и подчинения. Характерно для рабовладельческого и феодального общества. Как форма эксплуатации Внеэкономическое принуждение обусловлено низкой степенью развития производительных сил при рабовладельческом и феодальном строе. Собственность рабовладельцев и феодалов на непосредственного производителя является условием и предпосылкой присвоения ими прибавочного труда рабов и крепостных крестьян.
Элементы Внеэкономическое принуждение возникли при первобытнообщинном строе, когда к некоторым общественным работам (постройка дорог, ирригационных сооружений, военных укреплений и др.) принудительно привлекались все работоспособные общинники. При рабовладельческом строе Внеэкономическое принуждение выступало в самых грубых, обнажённых формах (что характерно особенно для античной Греции и Рима) . Труд рабов использовался главным образом при сооружении дворцов, храмов, роскошных гробниц фараонов и царей. Рабы были фактически превращены в рабочий скот и подвергались самой нещадной эксплуатации. Наряду с формами полного рабства в рабовладельческом обществе существовали и другие формы зависимости с разной степенью Внеэкономическое принуждение (например, зависимость илотов в Древней Спарте, которые считались собственностью государства, имели своё хозяйство и платили натуральный оброк; лаой в эллинистическом Египте, занятые преимущественно обработкой царской земли и сохранившие пережитки общинного устройства) .
При феодализме Внеэкономическое принуждение обусловливалось характером производственных отношений: крепостной крестьянин, имевший земельный надел и свои орудия труда, работал в хозяйстве феодала (помещика) по принуждению, так как был лично зависим от него. Феодальная земельная собственность могла быть экономически реализована в форме ренты в пользу землевладельца лишь с помощью Внеэкономическое принуждение Наиболее резкие формы Внеэкономическое принуждение имело в период господства отработочной ренты и постепенно ослабевало по мере перехода к продуктовой и денежной ренте. При преобладании последней личная зависимость отступала на второй план перед поземельной. Однако отношения между крепостными и феодалами не утрачивали принудительного характера. Сохранялась полная судебная и административная власть вотчинника, сословная неполноценность крестьян. В странах «второго издания крепостничества» (Ф. Энгельс) - Германии, Чехии, Венгрии, Польше, России - в 16-18 вв. произошло усиление крепостной зависимости, которая приобрела черты, близкие к рабству.
Капитализм как система наёмного рабства опирается на экономическое принуждение. Он предполагает личную свободу работника, но в то же время и лишение его каких бы то ни было средств производства. Поэтому пролетарий, чтобы не умереть с голоду, вынужден продавать капиталисту свою рабочую силу, испытывать гнёт эксплуатации.

Cтраница 3


Для докапиталистических формаций с господством внеэкономического принуждения к труду характерна личная зависимость производителей, в то время как для экономического принуждения необходима юридическая независимость трудящихся от господствующего класса. Если внеэкономическое принуждение к труду предполагает сращенность производителя со средствами производства или превращение самого работника в объективное условие производства (рабство), то для экономического принуждения характерна отделенность непосредственных производителей от средств производства и жизненных средств. Если при внеэкономическом принуждении эксплуатация осуществляется на основе отношений господства-подчинения, то экономические методы эксплуатации основаны на развитии процесса труда, его организации и управления. В этих условиях у работников появляется экономическая заинтересованность в качестве, количестве и результатах труда. Наконец, возникает специфический механизм, скрывающий отношения эксплуатации.  

Конечно, поведением человека, в том числе и в производстве, движут интересы, в первую очередь экономические. Но в условиях, когда в развитых странах средний уровень доходов занятого населения устойчиво и значительно превышает расходы на физиологически необходимые нужды, когда имеются системы обеспечения по старости, временной нетрудоспособнести и инвалидности, не только административное, но и экономическое принуждение к напряженному труду (включая давление безработицы в странах капитализма) начинает терять свою эффективность. Хотя, конечно, было бы крайне опрометчиво вообще сбрасывать его со счетов. Нужны новые стимулы к добросовестному продуктивному труду, адресующиеся природе человека как созидателя, творца, а не просто потребителя определенного набора продуктов и услуг.  

В любом обществе существует принуждение к труду. Экономическое принуждение связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемного труда необходимы два условия: обладание личной свободой (отсутствие рабовладельческой или крепостнической зависимости) и отсутствие собственности на средства производства, т.е. возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу. Главным мотивом труда при этом является желание получить материальное вознаграждение.  

Буржуазные и реформистские теоретики пытаются доказать, что рабочие и капиталисты как товаровладельцы равны между собой, что они обмениваются равными стоимостями, эквивалентами и что поэтому труд наемных рабочих на капиталистических предприятиях является свободным, добровольным трудом. В действительности равноправие капиталистов и рабочих носит формальный характер. За вывеской равенства скрывается экономическое принуждение к труду. Рабочий, не имея средств производства и средств существования, вынужден значительную часть рабочего дня работать на капиталиста бесплатно, его труд фактически является принудительным трудом, который К. Маркс характеризует как наемное рабство. Капиталистическая эксплуатация отличается от рабовладельческой и феодальной в сущности лишь тем, что она носит скрытый характер, маскируется меновыми отношениями купли-продажи рабочей силы.  

Ему соответствует политика концентрации частной собственности в целях более эффективного контроля. Последний же необходим для того, чтобы частная собственность работала на общественное благо. Консерватизму в принципе не чужды трудовое и экономическое принуждение и соответствующие ограничения свободы, обеспечиваемые силами семейно-корпоративного устройства.  

Свобода и равенство в отношениях между капиталистами и рабочими чисто формальны. Реально же юридическая свобода рабочего, его права как гражданина буржуазного общества обесцениваются, ибо нет главного - равенства экономического, равенства по отношению к средствам производства и к созданному трудящимися национальному богатству. Не свобода и равенство, а экономическое принуждение заставляет рабочего служить капиталу на условиях, которые последний сам и диктует.  

Данные отношения были обусловлены низким уровнем развития производительных сил: в одиночку человек просто не мог выжить. Капиталистическое общество характеризуется частно-капиталистической собственностью на средства производства и экономическим принуждением к труду свободного работника, собственника своей рабочей силы.  

С возникновением классов первоочередную роль начинают играть политический и правовой авторитет государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения, а также нравственный авторитет, отражающий интересы того или иного класса.  

С формальной точки зрения сингапурские женщины, соглашающиеся на ограничение числа детей и стерилизацию, свободны. Ни закон, ни правительство их к этому не принуждают. Их вынуждает и принуждает материальная нужда. Конечно, экономическое принуждение не столь жестко, как административное или правовое насилие. Но оно сохраняет, тем не менее, характер насилия и принуждения.  

Каждому общественному строю свойственна определенная система стимулов к труду, обусловленная соответствующим типом производственных отношений. В докапиталистических формациях эксплуататорские классы, чтобы побудить непосредственных производителей к труду, используют в основном прямое насилие, внеэкономическое принуждение. Капитализм базируется на экономическом принуждении, основанном на формальном равенстве между собственником средств производства и владельцем рабочей силы. Уничтожение частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и утверждение социалистической общественной собственности коренным образом меняет отношение непосредственных производителей к труду. Возникает новый тип экономических (материальных) интересов, гармонически сочетающих интересы общества в целом, трудовых коллективов и членов социалистического общества. При этом ведущими являются общенародные интересы, выражающие потребность в максимально возможном росте общественного богатства и на этой основе - наилучшем удовлетворении возрастающих потребностей членов общества, всестороннем развитии каждого. При социализме каждый работник - сохозяин общественного богатства, поэтому он в силу своего положения заинтересован в том, чтобы высокопроизводительно трудиться, умножать общественное богатство.  

Эксплуатация человека человеком не является порождением капиталистического способа производства, она существовала н раньше, в условиях рабовладельческого строя и феодализма. Однако каждой общественно-экономической формации, основанной на частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком, присуща своя специфическая социально-экономическая форма организации и присвоения эксплуататорами прибавочного труда, своя специфическая форма присвоения и использования его результатов. Так, эксплуатация крепостных крестьян была основана на сочетании-экономического и внеэкономического принуждения к труду. В условиях же капитализма господствует экономическое принуждение произво дителя к труду. Наемные рабочие свободны от личной зависимости. Но, лишенные средств производства и средств существования, они вынуждены продавать свою способность к труду капиталисту. Не работая на капиталиста, не создавая прибавочной стоимости, наемный рабочий не может существовать, так как он не будет иметь средств для удовлетворения жизненно важных потребностей. Тем самым наемный рабочий, не будучи собственностью того или иного отдельного капиталиста, принадлежит всему классу капиталистов в целом, и, по существу, его труд носит принудительный характер.  

Эксплуатация человека человеком не является порождением капиталистического способа производства, она существовала и раньше, в условиях рабовладельческого строя и феодализма. Однако каждой общественно-экономической формации, основанной на частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком, присуща своя специфическая социально-экономическая форма организации и присвоения эксплуататорами прибавочного труда, своя специфическая форма присвоения и использования его результатов. Так, эксплуатация крепостных крестьян была основана на сочетании - экономического и внеэкономического принуждения к труду. В условиях же капитализма господствует экономическое принуждение производителя к труду. Наемные рабочие свободны от личной зависимости. Но, лишенные средств производства и средств существования, они вынуждены продавать свою способность к труду капиталисту. Не работая на капиталиста, не создавая прибавочной стоимости, наемный рабочий не может существовать, так как он не будет иметь средств для удовлетворения жизненно важных потребностей. Тем самым наемный рабочий, не будучи собственностью того или иного отдельного капиталиста, принадлежит всему классу капиталистов в целом, и, по существу, его труд носит принудительный характер.  

Эксплуатация человека человеком не является порождением капиталистического способа производства, она существовала и раньше, в условиях рабовладельческого строя и феодализма. Однако каждой общественно-экономической формации, основанной на частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком, присуща своя специфическая социально-экономическая форма организации производства и присвоения эксплуататорами прибавочного труда. Так, эксплуатация крепостных крестьян была основана на сочетании экономического и внеэкономического принуждения к труду. В условиях же капитализма господствует экономическое принуждение производителя к труду.  

Авторитет родовой общины, существующие традиции и угроза голодной смерти, действуя в совокупности, образуют неумолимую, побуждающую к действию силу. Расслоение общества на классы, возникновение эксплуатации человека человеком требуют создания соответствующей системы методов принуждения к труду. В рабовладельческом и феодальном обществах этим целям служит внеэкономическое принуждение, дисциплина палки, хотя и здесь встречается в неразвитой форме экономическое стимулирование. Капитализм создает особую и весьма эффективную для своего времени систему экономического принуждения. Она побуждает людей, лишенных собственных средств производства, продавать рабочую силу, соблюдать жесткую дисциплину, трудиться под прессом безработицы сверхинтенсивно.  

Согласие редко оказывается добровольным или осознанным. Согласие часто достигается в условиях социального (или экономического) принуждения. Обещания исследователя сохранить тайну частной жизни и конфиденциальность не всегда могут быть выполнены. Возможно, специалист социально или юридически защищен кодексами, содержащими эту доктрину, но работник легко становится жертвой жестокого обмана, приводящего к общественному осуждению и экономическому принуждению в результате дискриминации в труде и страховании.  

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...