Какие виды денег существуют в наше время и чем отличаются. Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения


Всякое богатство состоит из вещей, которые мы желаем иметь, т.е. из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека; но не все такие вещи считаются богатством. Привязанности друзей, например, составляют важный элемент благополучия, однако их не рассматривают в качестве богатства, разве только в виде поэтического образа. Начнем, следовательно, с классификации вещей, которые мы же-

лаем иметь, а затем выясним, какие из них надлежит считать элементами богатства.

За отсутствием какого-либо краткого общеупотребительного термина, охватывающего все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности, мы можем использовать для этой цели термин "блага".

Желаемые нами вещи, или блага, подразделяются на материальные, или личные, и нематериальные. Материальные блага состоят из полезных материальных вещей и из всех прав на владение, использование материальных вещей, или на извлечение из них выгоды, или на получение от них выгоды в будущем. Так, они включают естественные дары природы, землю и воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности, рыболовства и обрабатывающей промышленности; здания, машины и инструменты; закладные и другие долговые обязательства; паи в государственных и частных компаниях, все виды монополий, патентные права, авторские права; права прохода и проезда и другие права пользования. Наконец, возможность путешествовать, доступ к красивым местам, в музеи и т.п. представляют собою воплощение материальных удобств, внешних для человека, хотя способность оценить их является его внутренним и личным качеством.

Нематериальные блага человека распадаются на две группы. К одной относятся его собственные качества и способности к действию и наслаждениям; таковы, например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовольствие от чтения и музыки. Все эти блага заключаются в нем самом и называются внутренними. Во вторую группу входят блага, называемые внешними, так как они охватывают отношения, благотворные одновременно и для него, и для других людей. Таковыми, например, были трудовые повинности и всякого рода домашние услуги, которых господствовавшие классы обычно требовали от своих крепостных и других подвластных людей. Но эти повинности отошли в прошлое, а главные примеры подобных отношений, выгодных для обладателей таких благ, следует в наше время искать репутации и деловых связях торговцев и лиц свободных профессий.

Далее, блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К последним надо отнести личные качества и способности человека к действию и наслаждениям (т.е. его внутренние блага), а также ту часть его деловых связей, которая зависит от личного доверия к нему и которая не может быть передана в виде

составного элемента его репутации; сюда же относятся и благоприятные климатические условия, дневной свет, воздух, гражданские привилегии и права, возможность использования общественной собственности.

Даровыми являются те блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения усилий человека. Земли в своем первоначальном состоянии были просто даром природы. Но в странах с оседлым населением земля с точки зрения индивидуума не является даровым благом. Лес до сих пор являлся даровым в некоторых лесных районах Бразилии. Рыба в морях, как правило, даровая, но некоторые морские рыбные промыслы ревностно охраняются в целях исключительного использования гражданами определенной страны и могут быть отнесены к разряду национальной собственности. Созданные человеком устричные садки ни в коем случае не являются даровыми, а природные устричные поля, если они никем не присвоены, в любом смысле даровые; если же они составляют частную собственность, то с точки зрения страны остаются даром природы. Однако, когда страна допускает, чтобы права на них перешли в руки частных лиц, они, с точки зрения индивидуума, не являются даровыми; то же относится и к правам частных лиц на речные рыбные промыслы. Между тем пшеница, выросшая на даровой земле, и рыба, выловленная на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд.

Теперь мы можем перейти к вопросу о том, какие виды благ человека следует считать частью его богатства. Это вопрос, в отношении которого взгляды несколько расходятся, однако сопоставление всех доводов и мнений авторитетов дает полное основание склониться в пользу следующего ответа.

Когда пишут просто о богатстве человека, не внося в текст какое-либо разъяснительное положение, богатство следует рассматривать как наличие у него двух видов благ.

К первому виду относятся те материальные блага, которыми он владеет (в силу закона или обычая) на правах частной собственности, и которые поэтому могут быть передаваемы и обмениваемы. Напомним, что они включают не только такие владения, как земля, дома, мебель, машины и другие материальные предметы, которые могут составлять его личную частную собственность, но также и акции государственных компаний, закладные и другие обязательства, по которым он может потребовать от других погашения их деньгами или товарами. С другой стороны,

его долги другим можно рассматривать как отрицательное богатство, и их нужно исключить из валовой суммы его владений, чтобы получить чистую сумму его подлинного богатства.

Услуги и иные блага, которые прекращают свое существование в самый момент своего возникновения, разумеется, не являются частью накопленного богатства.

Ко второму виду относятся те нематериальные блага, которые принадлежат человеку, являются для него внешними и прямо служат в качестве средств, позволяющих ему приобретать материальные блага. Сюда не входят все его собственные личные свойства и способности, даже те, которые дают ему возможность зарабатывать себе на жизнь, поскольку они образуют внутренние блага. Отсюда исключаются также его личные дружеские чувства, так как они не обладают непосредственно хозяйственной ценностью. Но в этот вид благ включаются его деловые и профессиональные связи, организация его предприятия и - там, где подобное существует, - его собственность на рабов, выполнение для него трудовой повинности и т.п.

Такое употребление термина богатство находится в полном соответствии с его употреблением в обыденной жизни; вместе с тем он охватывает те блага, и только те, которые, несомненно, относятся к предмету экономической науки, согласно определению, данному в кн. I, и которые поэтому можно назвать экономическими благами. Принятый здесь термин включает все те - внешние для человека - блага, которые... принадлежат ему и не принадлежат в такой же степени его соседям, а следовательно, являются определенно его собственными и которые... непосредственно могут быть измерены денежной мерой, - мерой, выражающей, с одной стороны, усилия и жертвы, потребовавшиеся для того, чтобы они появились на свет, и, с другой стороны, потребности, удовлетворяемые ими.

Для некоторых целей можно, разумеется, принять и более широкое толкование понятия богатство, но в этом случае следует во избежание путаницы прибегнуть к помощи специального разъяснительного положения. Так, например, мастерство плотника столь же прямо служит средством, позволяющим ему удовлетворять материальные потребности других людей, а поэтому косвенно и своих собственных, как и используемые им инструменты; вероятно, было бы целесообразно иметь более широкое понятие богатства, которое охватывало бы и это мастерство. Следуя по пути, указанному Адамом Смитом, а затем и большинством экономистов континентальной Европы, мы

можем определить личное богатство таким образом, чтобы оно включало все те силы, способности и навыки, которые непосредственно служат обеспечению производственной эффективности человека наряду с теми всякого рода деловыми связями и контактами, которые мы уже признали частью богатства в узком понимании этого термина. В свою очередь и профессиональные способности мы вправе рассматривать как экономические, основываясь на том, что они обычно поддаются какому-либо косвенному измерению.

Вопрос о том, стоит ли вообще рассматривать указанные способности в качестве богатства, попросту сводится к вопросу о целесообразности, хотя о нем так много спорили, будто тут дело принципа.

Разумеется, если мы захотим при употреблении понятия "богатство" как такового включить в него и профессиональные способности человека, то это породит путаницу. "Богатство" просто должно означать лишь внешнее богатство. Но никакого вреда не будет, а некоторую пользу можно получить, если мы иногда употребим выражение "материальное и личное богатство".

Но нам все же приходится принимать в расчет те материальные блага, которые являются общими для соседей и которые поэтому не было бы нужды упоминать при сравнении богатства человека с богатством его соседей; правда, учитывать их может оказаться целесообразным лишь для некоторых целей, особенно при сопоставлении экономических условий удаленных друг от друга районов или эпох.

Эти блага охватывают выгоды, которые человек получает от проживания в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству или сообществу; к ним относятся гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной собственностью и коммунальными предприятиями, как, например, дорогами, газовым освещением и т.п., и права на судебную защиту или бесплатное образование. Горожанин и сельский житель, каждый в отдельности бесплатно пользуется такими преимуществами, какие другому вовсе недоступны или какие ему обошлись бы очень дорого. При прочих равных условиях один человек обладает большим реальным богатством в самом широком смысле, чем другой, если в районе проживания первого лучше климат, лучше дороги, лучшего качества вода, более здоровые санитарные условия, а также лучшие газеты, книги, организация развлечений, система образования. Жилище, пища и одежда в холодном

климате неудовлетворительные, в теплом могут оказаться в избытке, а, с другой стороны, то самое тепло, которое уменьшает физические потребности людей и делает их обеспеченными даже при наличии небольшого материального богатства, ослабляет ту их энергию, которая и производит богатство.

Многое из перечисленного представляет собой коллективные блага, т.е. блага, которые не находятся в частной собственности. А это приводит нас к необходимости взглянуть на богатство с точки зрения общественной в отличие от индивидуальной.

Рассмотрим теперь элементы богатства страны, которые обычно игнорируют, когда оценивают составляющие ее богатства отдельных лиц. Самыми очевидными формами такого богатства являются все виды государственной материальной сoбственности, такие, как дороги и каналы, здания и парки, пред приятия газоснабжения и водопроводные сооружения, хотя, к сожалению, многие из них были созданы не на основе государственных сбережений, а с помощью государственных займов, и здесь перед нами громадное "отрицательное" богатство, заключенное в большой задолженности таких предприятий.

Однако Темза обеспечила гораздо больший прирост богатства Англии, чем все каналы и даже, быть может, чем все железные дороги страны. И хотя Темза представляет собою безвозмездный дар природы (если не считать издержки на совершенствовании условий судоходства по ней), тогда как канал является произведением рук человека, мы все же можем для многих целей нашего исследования считать Темзу частью богатства Англии.

Немецкие экономисты часто делают упор на нематериальные элементы национального богатства; и это правильно при рассмотрении некоторых проблем, относящихся к национальному богатству, но, однако же, не всех. Научное знание, где бы оно ни было получено, вскоре становится собственностью всего цивилизованного мира, и его следует считать космополитическим, а не исключительно национальным богатством. То же справедливо и в отношении технических изобретений и многих других усовершенствований техники производства; верно это также и в отношении музыки. Однако те виды литературы, которые перевод обедняет, можно в известном смысле рассматривать как богатство тех народов, на языке которых они написаны. В свою очередь и организацию свободного, строго упорядоченного государства также надлежит для некоторых целей считать важным элементом национального богатства.

Но национальное богатство включает как индивидуальную,

так и коллективную собственность жителей страны. Оценивая совокупный объем их индивидуального богатства, мы вынуждены вычесть все долги и иные обязательства одних жителей данной страны другим. Например, поскольку британские государственные облигации и облигации какой-либо английской (железной дороги находятся во владении внутри страны, можно попросту считать саму железную дорогу частью национального богатства, вовсе не принимая в расчет государственные облигации и облигации железной дороги. Но следует вычесть из общей суммы те облигации, которые выпущены британским правительством или частными британскими гражданами и находятся в руках иностранцев, и присовокупить к ней иностранные облигации во владении англичан.

Космополитическое богатство отличается от национального в большой мере, так же как последнее от индивидуального. При его исчислении задолженность жителей одной страны жителям другой практически можно исключить у обеих сторон. К тому же, равно как реки являются важным элементом национального богатства, так и океан представляет собой одну из самых больших ценностей мира. Понятие космополитического богатства - это не что иное, как понятие национального богатства, распространенное на всю площадь земного шара.

Индивидуальные и национальные права на богатство основываются на гражданском и международном праве или по крайней мере на обычае, принявшем силу закона. Исчерпывающе исследование экономических условий любой эпохи и любого района требует поэтому изучения права и обычаев; экономическая наука многим обязана тем, кто работает в этой области. Но границы экономической науки и так уже достаточно широки, а исторические и юридические основы концепций собственности - это обширные темы, которым лучше всего посвящать самостоятельные труды.

Понятие "стоимость" ...тесно связано с понятием "богатства", и здесь о нем мало что можно сказать. "Слово стоимость, - пишет Адам Смит, - имеет два различных значения, иногда оно отражает полезность какого-либо определенного предмета, а иногда способность покупать другие блага, создаваемую обладанием указанным предметом". Опыт, однако, показал, что в первом значении употреблять это слово неправильно.

Стоимость, т.е. меновая стоимость какой-либо вещи, выраженная в определенном месте и в определенный момент в единицах другой вещи, представляет собой количество единиц последней вещи, которое можно там и тогда получить в обмен на

первую. Таким образом, понятие стоимости относительно и выражает отношение между двумя вещами в конкретном месте и в конкретное время.

Цивилизованные страны применяют в качестве денег золото, или серебро, или же то и другое. Вместо того чтобы выражать стоимости свинца, олова, древесины, зерна и других вещей в единицах друг друга, мы выражаем их сначала в денежных единицах и называем выраженную таким способом стоимость вещи ее ценой. Если нам известно, что тонна свинца обменивается в определенном месте и в определенный момент на 15 соверенов, а тонна олова - на 90 соверенов, мы говорим, что цена их там-то и тогда-то составляет соответственно 15 ф.ст. и 90 ф.ст., и при этом устанавливаем, что стоимость тонны олова, выраженная в единице свинца там-то и тогда-то, равняется шести тоннам.

Цена каждой вещи возрастает и снижается время от времени и от места к месту, а с каждым таким изменением покупательная сила денег также изменяется соответственно повышению или снижению цены на данную вещь. Если покупательная сила денег возрастает в отношении некоторых вещей, но одновременно в равной мере снижается в отношении столь же важных вещей, их общая покупательная способность (или их способность покупать вещи вообще) остается неизменной. В этом положении сокрыты известные трудности, которые мы рассмотрим в дальнейшем. Здесь можно ограничиться его популярным смыслом, который достаточно очевиден, а поэтому везде в данной работе мы можем пренебречь возможными изменениями общей покупательной силы денег. Таким образом, цена на какую-либо вещь будет здесь представлять ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представлять ее покупательную способность вообще.

Но поскольку изобретения намного увеличили власть человека над природой, подлинную стоимость денег лучше измерять для некоторых целей трудом, а не товарами. Эта трудность, однако, существенно не повлияет на ход наших рассуждений и данной работе, которая представляет собой лишь исследование "основ" экономической науки.

  • Министерство Российской Федерации по связи и информатизации
    • СибГУТИ
    • Кафедра экономической теории
    • Реферат на тему:
    • Общественное богатство: формы, источники и проблемы соизмерения
    • Выполнила: Зотова Т.
    • студентка гр. Э-42
    • Проверила: Рогаткина Е.В.
    • Новосибирск, 2005
Содержание ВВЕДЕНИЕ
  • Развитие понятия богатства
  • Определение природы и состава общественного богатства
  • Статистика общественного богатства
  • Современный взгляд на богатство и его производство
  • Экономический круговорот
  • Заключение
  • ВВЕДЕНИЕ Экономическая теория как наука (то есть систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII - XVIII вв. в период становления капитализма. Её основной задачей было, прежде всего, выяснить, «как государство богатеет».Для начала, надо выяснить, что понимать под богатством. Издавна под богатством подразумевалась совокупность материальных благ, без которых невозможна человеческая жизнь - пища, одежда, жильё и иные средства существования, а также орудия, с помощью которых эти средства создавались. При этом, как признано, не хлебом единым жив человек. И действительно, современные представления о богатстве расширились: богатство включает всё то, что обеспечивает благосостояние людей, уровень и качество их жизни. Уровень и качество жизни охватывают все виды человеческой потребностей:- материальные- духовные- социальные.Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в улучшении удовлетворения его духовных потребностей: в увеличении свободного времени и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.Богатство имеет несколько человеческих измерений, если его рассматривать с позиций одного человека, семьи или общества.Каким образом, где и благодаря каким условиям создаётся богатство всего общества? Поиск ответа на этот и связанные с ним вопросы стал делом экономической теории.Развитие понятия богатства Впервые теоретическое изучение экономики началось в рабовладельческом обществе. Великий греческий мыслитель Аристотель ввел в оборот название науки - «экономия». В ней он рассмотрел, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца.Исследовательский поиск дал неоднозначные результаты. Первоначально возникла теоретическая школа - меркантилизм. Она считала, что богатство людей - это деньги, золото, за которое можно всё купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносившей большие доходы. Здесь прирост богатства был самоочевиден. В то время товары в одной стране обычно покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству: расширять торговлю и накапливать золото в стране.Между тем критики меркантилизма подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого материального богатства. Происходит лишь обмен денег на товар, и наоборот. Если равенство в обмене нарушается, то созданное кем-то богатство только лишь перераспределяется в пользу одной сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не обогащается. Правда, в такой критике не учитывалось, что купцы оказывают людям материальные услуги, доставляя товары из места их производства до места потребления.Вслед за этим появилось теоретическое учение физиократов. Попытка физиократов искать источник богатства в производстве выразилась в трактовке ими богатства как результата годового земледельческого труда. При этом они не разделяли накопленное и созданное в течение года богатство. При этом, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года.Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатство общества производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения, обмена и потребления, полезных вещей. Не ограничиваясь описанием явлений (например, обмена товара на деньги), классическая политическая экономия перешла к исследованию их сущности и законов хозяйственного развития.Выдающимся основоположником английской политической экономии является Адам Смит. Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнёт и произвол, А. Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идёт в соответствии с объективными законами экономики. «Естественным порядком» в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.Английские «классики» выяснили источники общественного богатства. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот (освоённые земли, недра и леса). Природа, образно говоря, - «мать» богатства, она снабжает людей средствами жизни (рыба в водоёмах, плодоносящие деревья и др.) и средствами производства (уголь, руды и т.п.). «Отцом» же богатства является труд людей.Они создали трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создаёт их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достаётся им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты.

    Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс. Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта.

    Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. То, что домарксовая политическая экономия не могла осознанно провести различие между богатством как обособившейся в процессе воспроизводства совокупностью потребительных стоимостей, и продуктом как совокупностью произведенных потребительных стоимостей, имеет теоретические и практические основания. С точки зрения стадий развития капитализма только машинное производство создает адекватный капитализму технический базис; только на этом этапе обнаруживается в полной мере всевозрастающая роль накопленного основного капитала как фактора ускоренного накопления, а непрерывность процесса воспроизводства становится объективной необходимостью для капитала. При этом классическая буржуазная политическая экономия развивалась, когда данные обстоятельства не проявились в должной мере.

    Теоретические причины смешения национального богатства и продукта в домарксовой экономии коренятся в не разграничении производства и воспроизводства, а также в недостатках анализа содержания процесса труда. Процесс воспроизводства характерен для всех способов производства. Какова бы ни была общественная форма процесса производства, он, во всяком случае, должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить.

    Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства. При этом необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

    В отличие от производства воспроизводство, во-первых, есть повторяющийся, непрерывный процесс. В процессе воспроизводства наблюдается повторяемость явлений и процессов как результат действия внутренних законов производства и воспроизводства. Результат производства характеризуется в процессе воспроизводства иначе, чем с точки зрения процесса производства. Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова, а каждый новый цикл производства исходит из производственного продукта как имеющий предпосылки.

    Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. «Процесс производства как содержащий в самом себе условия своего возобновления есть процесс воспроизводства». Нельзя трактовать данное положение К. Маркса узко, т. е. только по отношению к простому воспроизводству. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы. Собственный продукт труда -- отмечал К. Маркс,-- распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна -- вещественные условия процесса труда, другая -- вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы. В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства -- предметы труда. Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. При этом процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

    Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства.

    Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах как в сфере производства, так и в сфере потребления.

    Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. К. Маркс, отмечая единство и различие непрерывности процесса труда и периодичности производства продуктов, писал: «Периодичность не имеет ничего общего с непрерывностью процесса труда постольку, поскольку последний -- насколько это допускает природа потребительной стоимости -- вообще является непрерывным, при самых различных как периодах, так и оборотах вообще...»

    Определение природы и состава общественного богатства

    Определение природы и состава национального богатства как экономической категории предполагает выявление его границ.

    В конце 40 -- начале 50-х годов М.В. Колганов выступил с идеей о том, что в состав богатства общества должны входить все потребительные стоимости, - составляющие материальные условия производства, независимо от того, произведены они трудом или нет. Решающий аргумент в подтверждении своей позиции М.В. Колганов видел в том, что «потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма».

    По мнению ряда экономистов, под народным богатством понимается не вся совокупность потребительных стоимостей, созданных трудом, а только те из них, которые имеют вещественную форму, являются материальными предметами. Наиболее последовательно данную позицию отстаивали А. Вайнштейн, а также Я.А. Кронрод, уточняя определение богатства, отмечал, что «далеко не все элементы (продукта) накапливаются, как, например, транспортные перевозки, электрическая энергия и т. д.».

    В 40-60-е годы также рассматривался вопрос о включении в национальное богатство рабочей силы с ее навыками, знаниями, квалификацией.

    К середине 60-х годов господствующей стала точка зрения об ограничении состава богатства только материальными объектами, результатами труда.

    В 80-х годах в экономической литературе сформировались две основные позиции по данному вопросу. Сторонники одной считают, что в состав национального богатства не могут входить природные ресурсы. По их мнению, в его состав входят лишь затраты на освоение ресурсов или их экономическая оценка. Наиболее последовательно эту позицию аргументировал А.Л. Вайнштейн.

    В рамках другой позиции, которая заключается в обосновании необходимости включения в национальное богатство естественного богатства, имеется значительное разнообразие взглядов по поводу конкретных границ природного богатства. Эта позиция наиболее аргументировано отстаивалась в работах М.В. Колганова и др.

    Сторонники данной позиции последовательны и правы, когда отмечают, что само по себе возрастание значимости природных ресурсов, а также факт влияния более благоприятных ресурсов на рост производительности труда и повышение эффективности производства не могут служить основанием для отнесения естественных ресурсов к национальному богатству. В этом случае в национальное богатство пришлось бы включить массу факторов, которые оказывают влияние на рост результативности производства.

    Более существенными являются возражения противников включения природных ресурсов в состав национального богатства на том основании, что они не воспроизведены трудом, а лишь потенциально служат источником вещественного богатства.

    При этом природные ресурсы не являются чем-то внешним по отношению к процессу труда. Они не являются пассивным источником потребительных стоимостей, произведенных обществом, а прямо включены в процесс труда в качестве его моментов. Последовательный материалистический подход к содержанию процесса труда, к его роли в развитии общества не может не обнаружить постоянное опосредование, взаимосвязь человека и природы. И наоборот, любое исключение природных ресурсов из процесса труда разрывает материальную связь человека и природы, превращает природу как объект воздействия и изменения человека в нечто внешнее, независимое от активной деятельности человеческого общества.

    Именно потому, что природные ресурсы прямо включены в общественный процесс труда, они есть не просто источник потребительных стоимостей, а являются неотъемлемой частью производительного процесса и, следовательно, с его позиций не могут не входить в состав, непременных предпосылок непрерывности воспроизводства.

    Статистика общественного богатства Общественное богатство- это совокупность материальных и духовных благ (ресурсов), накопленных в стране в результате прошлого труда, а также учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми общество располагает в определенный момент времени.Национальное богатство состоит из трех принципиально различных частей:1. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага.a) Земля.б) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы.с) Вода - энергетические ресурсы.д) Лес и животный мир.2. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.3. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.4. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).a) Основные фонды.б) Оборотные фонды.с) Личное имущество.д) Стратегические ресурсы.5. Интеллектуальный потенциал.Задачи статистики национального богатства заключается в характеристике объема, структуры, динамики и эффективности использования всего национального богатства и его составных частей; определение объема национального богатства на основе метода прямого счета.Важным элементом национального богатства (НБ) и условием развития общественного производства служат природные ресурсы. Затраты труда на их поддержание, преобразование и приумножение превращают природные ресурсы в элемент созданного трудом НБ.Природные ресурсы (ПР) - это естественные природные ресурсы страны, одно из условий обеспечения материальной жизни общества, повышения благосостояния народа. В состав ПР включают земельные фонды, лесные фонды, запасы полезных ископаемых, водные ресурсы, гидроэнергетические ресурсы, рыбные богатства и т.д.ПР подразделяются на вовлеченные и не вовлеченные в процесс общественного воспроизводства. Вовлеченные в экономический оборот ПР включаются в состав НБ и становятся важным элементом производительных сил страны. Природа в той же мере источник потребительных стоимостей, а из них и состоит НБ, как и труд. Вовлеченные в процесс общественного воспроизводства или экономический оборот природные ресурсы выступают, с одной стороны, в качестве функционирующих средств производства, а с другой - используются на непроизводственные нужды. Не вовлеченные в процесс общественного воспроизводства ПР относятся к потенциальному богатству.ПР учитываются в натуральном выражении, а некоторые виды ПР и в денежной оценке.Статистика природных ресурсов разрабатывает свою специфическую систему показателей. Эта система позволяет отразить наличие, состав ПР, динамику и их использование. Основными составными частями статистики ПР являются статистика земельных фондов, лесных ресурсов, полезных ископаемых, водных ресурсов, гидроэнергетических ресурсов и т.д.Задачи статистики ПР:1. Контроль за ходом выполнения плана изучения ПР, их сохранения и восполнения.2. Определяет объем запасов ПР по степени изученности и возможности вовлечения их в экономический оборот. Изучает размещение ПР по стране, характеризует динамику и прирост выявленных запасов ПР.3. Призвана постоянно совершенствовать и улучшать систему показателей и методологию их исчисления, что позволит всесторонне и полно охарактеризовать ПР.4. Более эффективное использование ПР. Необходимость усиления охраны природы.5. Обеспечение рационального использования и воспроизводства ПР.Статистика ПР, широко используя статистические методы, должна выявлять все возможности эффективного использования ПР, способствовать осуществлению мер по комплексному и рациональному использованию и охране земельных, лесных и водных ресурсов, полезных ископаемых. Важным этапом освоения ПР являются их разведка, изучение, составление кадастров по отдельным видам (земельный кадастр, лесной кадастр, водный кадастр, кадастр месторождений полезных ископаемых) и в территориальном аспекте.Современный взгляд на богатство и его производство В настоящее время дают следующее определение общественного богатства.Общественное богатство - совокупность материальных, культурных благ, которыми располагает общество. К ним в первую очередь относятся природные ресурсы, вовлечённые в хозяйственный оборот. К богатству общества относится также всё многообразие продуктов трудовой деятельности людей, которых нет в природе. Экономический и социальный прогресс общества во всевозрастающей мере зависит от количества и качества вещей, созданных трудом. Поэтому такой прогресс вызывает возвышение всех видов человеческих потребностей.Улучшение жизни населения проявляется прежде всего в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благах. Повышение уровня культурной развитости человека выражается также в более полном удовлетворении его духовных потребностей: в увеличении свободного времени (затрачиваемого для самосовершенствования людей) и его разумном использовании. Наконец, прогресс цивилизации виден в расширении социальных потребностей в общественной, коллективной деятельности.Движение от самой низкой ступени к более высоким уровням потребностей является следствием перехода от одной стадии развития производства к другой. За всю историю возникли три эпохи в экономике, порождённые гигантскими революциями в производстве:1) доиндустриальная2) индустриальная3) постиндустриальнаяСовременное производство во всех развитых странах состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер. Одной из них является материальное производство, которое изготавливает вещественные блага (в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и иных) и оказывает материальные услуги (транспорт, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.). Другая сфера - нематериальное производство, которое создаёт духовные, нравственные и иные ценности и оказывает аналогичные услуги (здравоохранение, образование, научное консультирование и другое). Общая структура производства представлена на рис.1.рис.1 Современная структура общественного производстваСтало быть, увеличение богатства общества и степень удовлетворения его потребностей прямо и в решающей степени зависят от роста и качественного совершенствования производственной деятельности в двух её видах. В их развитии прослеживаются определённые тенденции.Качественные перемены в структуре общественного продукта во II половине XX в. привели к новому показателю его объёма. Сейчас во всех странах применяется обобщающий показатель уровня экономического развития - валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт - совокупная стоимость всей конечной продукции, созданной в сферах материального и нематериального производства. Сюда входят конечные результаты хозяйственной деятельности как внутри страны, так и за рубежом (так называемый чистый экспорт: разница между стоимостью вывоза товаров и услуг и стоимостью ввоза продукции из-за границы). Если из показателя валового национального продукта вычесть величину чистого экспорта, то получаем объём валового внутреннего продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, производственных в стране во всех отраслях экономики. Последний показатель позволяет достоверно сравнивать величину создаваемого богатства в разных странах.Экономический круговорот Как известно, вещество на Земле циклически совершает круговорот: повторяются процессы превращения и перемещения вещества в природе. Подобно этому ещё английские экономисты - «классики» открыли циклическое движение общественного богатства. Они установили, что богатство движется по такой колее: производство - распределение - обмен - потребление.Исходным является непосредственное производство - процесс создания полезного продукта. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению общественных потребностей (выплавляют из железной руды чугун и сталь, изготавливают из древесины мебель и так далее). Эта фаза экономики имеет решающее значение. Ведь если блага не созданы, то нечего распределять, обменивать и потреблять.Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества создаваемых благ, подлежащих распределению. Доставшиеся при распределении продукты зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, поскольку люди нуждаются в совершенно иных благах. Тогда происходит обмен - процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.Потребление означает использование изготовленных благ для удовлетворения человеческих потребностей. Полезные вещи исчезают в процессе потребления, в силу чего их нужно производить.(рис.2)

    Рис.2 Движение продукта труда

    В масштабе предприятий и общества производство, распределение, обмен и потребление находятся в гораздо более сложной связи: они взаимопроникают друг в друга и часто не разделяются по времени. В экономическом круговороте неразрывно связаны между собой начальный и конечный пункты.

    Общественное производство возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей людей (осознанных ими запросов или нужд в чём-то). Потребности же имеют свойство изменяться. По мере удовлетворения ранее сложившихся запросов возникают новые, более высокого порядка. У человека происходит переход от одного, более низкого уровня потребностей и потребления к более высокому. Такой рост бесконечен. В человеческом обществе развитие производства порождает закон возвышения потребностей. Каждый может легко убедиться в этом, если сопоставит уровень и качество жизни знакомых ему людей и родственников за сравнительно длительный отрезок времени.

    Таким образом, в процессе экономического круговорота возникает противоречие между достигнутым уровнем производства, с одной стороны, и возросшими - в количественном и качественном отношении - потребностями общества. Это противоречие - своего рода мотор, движущий вперёд экономику.

    Настоятельная необходимость в расширении и улучшении производства приводит в действие закон повышающейся производительности труда. Каждая новая экономическая эпоха базируется на более высоком уровне выработки производственных работников. В результате движения общественного богатства в большинстве случаев представляет собой не замкнутый круг, а, скорее всего - спираль, движение по которой приобретает всё больший размах и высоту. Такова ведущая тенденция экономического прогресса.

    Заключение В заключении можно задаться вопросом о том, что кто же присваивает материальные условия существования людей и является их хозяином? Конкретнее говоря, кто владеет землёй, фабриками, магазинами, всеми сокровищами материального и духовного богатства?Сущность такой экономической власти - в отношениях собственности на средства производства и его результаты, которая относится к основным устоям общества. Поэтому всякое государство разрабатывает юридические законы о собственности, охраняемые всей его мощью. Собственность в юридическом смысле устанавливает имущественные отношения. А именно, в правовых нормах определяется, как присваивается и распределяется материальное богатство между различными лицами (отдельными гражданами, социальными группами, классами, государством). Собственнику принадлежит указанное в законе имущество. Он получает полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами. Так государство и право закрепляют и защищают существующие в жизни действительные отношения собственности.Собственность в экономическом смысле - это сложные хозяйственные отношения между людьми, которые существуют в производстве и имеют в нём глубокие корни. Ведь всякое производство материальных благ есть не что иное, как присвоение людьми природного вещества и энергии для пользы людей. Невозможно, естественно, что-либо присваивать вне общественных отношений, устанавливающих, кому принадлежат все природные и созданные людьми богатства. Поэтому отношения собственности касаются- присвоения- хозяйского использования материальных средств- экономической реализации собственностиВсё это - самое важное содержание отношений «человек - человек» в производственной сфере.Список литературы

    1 Борисов Е.Ф. Как государство богатеет, М., 1992

    2 Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории, Киров,2005

    3 Сандерс Ф., Бах Основные экономические понятия, М., 1995

    Определение термина «богатство» во многом зависит от оценочных суждений людей в тот или иной временной период. Отчасти это нормативная категория и вне воззрений человека о ценности какого-либо блага не существует.

    Что же такое богатство?

    В словаре можно отыскать следующие определение богатства – обладание материальными и нематериальными благами (недвижимостью, личным имуществом, деньгами, средствами производства). В социологиивстречается такое определение: богатство – наличие у человека значительных ценностей по отношению к другим людям. Существует даже официальное определение богатства ООН – это мера в денежном эквиваленте, включающая в себя сумму человеческих (навыки и образование), физических (оборудование, здания, ) и естественных активов (полезные ископаемые, топливо, земля, леса). Экономическая теория несколько по-иному определяет богатство – разница между пассивами и активами на текущий момент времени.

    Экономисты классической школы первыми начали изучать термин богатства и способы его накопления. Адамом Смитом была создана теория о природе капитала и методах его умножения.


    Продолжил развитие взглядов Смита Давид Рикардо, который прибавил к существующей теории дополнения о международной торговле и земельной ренте. Томас Мальтус первым указал на стремительный рост населения, как на угрозу благосостоянию страны в целом. Углубил концепции своих предшественников Джон Стюарт Милль, который дал обоснование наличие свободного рынка, как необходимую составляющую экономического роста и увеличения благосостояния людей и общества в целом.

    Различные определения богатства утверждались разными людьми и в разнообразных контекстах. Фактически понятие богатства – это нормативный процесс с совершенно различными этическими значениями.

    Способы достижения богатства

    Достичь необходимого уровня благосостояния можно различными способами. Например, полезные ископаемые принадлежат в целом государству, но отдельные месторождения ископаемых находятся в собственности конкретных лиц. Государство богато практическими всеми видами естественных богатств. Владельцы частных компаний распоряжаются ресурсами страны, это их прекрасно материально обеспечивает.

    Если рассматривать богатство, как форму деятельности, то это означает, что его возможно достигнуть, занимаясь той или иной деятельностью. Даже если занятие интересно лишь тому, кто им занимается и окружающие считают его немного странным, но вполне возможно, что человек реализует себя на 100%, так как он этого желает. Его тоже можно считать богатым, он счастлив и считает себя вполне состоявшимся.

    Вывод напрашивается сам собой, в действительности богат только тот человек, который может себе позволить жить той жизнью, которой захочет. Эта жизнь может быть, и не связана с кругленькими суммами на банковских счетах, однако богатство его жизни состоит в том изобилии, которое он себе представляет. Возможно, он и не попадет в списки известных миллионеров, но это не помешает ему наслаждаться богатством собственной жизни.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


    Как уже отмечалось, деньги нужны и важны для нас независимо от того, в какой форме или в каком виде они существуют. Для каждого этапа развития общества характерна своя господствующая функциональная форма денег. В современной теории денег выделяют пять таких форм:
    -товарные деньги;
    -монеты;
    -банкноты;
    -бумажные деньги;
    -электронные деньги.
    В процессе эволюции денег происходит последовательная смена их функциональных форм. Каждая последующая из них становится все менее вещественной. Этот процесс называется дематериализацией денег.
    С достаточной степенью условности денежную эволюцию можно связать с изменением форм ведения хозяйства. Так, при натуральном хозяйстве на ранней стадии развития обмена преобладающей формой денег являлись товарные деньги, выполнявшие функцию всеобщего эквивалента. В региональном хозяйстве в период становления феодальных государств на смену товарной форме денег приходит монета. В эпоху расцвета национальных хозяйств при капитализме в условиях свободной конкуренции доминирующей формой денег становятся банкноты. На стадии государственно#x2011;монополистического капитализма банкноты вытесняются бумажными деньгами. В условиях современной рыночной экономики появляются электронные деньги.
    Для каждого типа хозяйства характерна своя преобладающая форма денег. Однако в отдельные периоды в обращении одновременно может находиться несколько различных форм денег. Причем по мере усложнения хозяйственных связей и усиления разнообразия условий рыночных сделок число денежных форм увеличивается. Так, в настоящее время банкноты являются преобладающей формой денег и обращаются одновременно с монетами, электронными деньгами, а иногда и товарными эквивалентами.
    Рассмотрим теперь, каким образом происходили появление новых функциональных форм денег и отмирание старых.
    На ранних этапах развития человеческого общества наиболее типичными предметами, выполнявшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, морские раковины, зубы акулы, пластинки из черепах ит. д. Это были так называемые вещные деньги.Интересные сведения о различных видах вещных денег приводит З.П.Евзлин: «На островах Фиджи были в ходу зубы акулы…. Кораллы еще и теперь употребляются у многих племен как украшения и как деньги…. Среди предметов украшений и других ценностей, употреблявшихся в качестве денег, нужно упомянуть еще янтарь, резные камни и слоновые клыки» {6, с. 11}. Каждый народ, как правило, имел свои собственные денежные знаки. Так, население, занимавшееся земледелием, использовало в качестве денег зерно, скотоводством - скот, а промыслом в лесах - меха. Древнейшим денежным товаром у восточных славян, как и у многих других народов, еще до формирования полноценной государственности был скот. Да и само происхождение латинского слова «pecunia» (деньги) берет свое начало от слова «pecus» (скот).
    Развитие обмена привело к тому, что полноценные вещные знаки постепенно теряли свою потребительную стоимость как товар. Экономический агент, принимавший такие деньги, не собирался использовать их для непосредственных целей потребления и абстрагировался от их потребительских качеств. Он принимал вещные денежные знаки ради того, чтобы в дальнейшем обменять их на другие необходимые ему товары. Поэтому появилась возможность заменить полноценные товарные деньги на неполноценные. Неполноценные вещные денежные знаки, потеряв потребительную стоимость товара, сохранили потребительную стоимость денег - способность обмениваться на любой другой товар.
    Однако не каждый товар способен играть роль всеобщего эквивалента. В процессе развития обмена определились свойства, которыми должны были обладать вещные денежные знаки, чтобы быть деньгами. К ним относились следующие: делимость, прочностью, износоустойчивость, узнаваемость, способность к длительному хранению, высокая стоимость, редкость. Совокупность перечисленных свойств и создает из товаров, обладающих ими, деньги. Такими товарами в результате длительной эволюции стали металлы. На смену вещным денежным знакам пришли металлические деньги.
    Сначала металлические деньги принимали форму орудий труда. В качестве таковых выступали плуги, оружие, кованые мотыги, наконечники копий и др. С течением времени, когда добыча металла увеличилась, из него стали изготавливать не только орудия труда, но и украшения, что позволило использовать и их в качестве денег. Третьей и последней формой металлических денежных знаков стали слитки, которые широко использовались в торговле. Но применение таких денег в обращении создавало ряд неудобств, вызванных, во#x2011;первых, трудностью определения их количества, т.е.точности взвешивания и, во#x2011;вторых, сложностью определения качества, т.е.чистоты металла в слитке. Следовательно, возникали трудности при установлении стоимости слитков. Для устранения этих неудобств государство приняло на себя обязанности по удостоверению чистоты металла, а затем и его веса. Постепенно закрепилась и единая форма слитков в виде монет.
    Слово «монета» происходит от названия римского храма Юноны#x2011;Монеты, в котором помещался во времена Римской республики монетный двор. Начали чеканить монеты лидийцы примерно в первой четверти VII в. до. н. э. Затем из Лидии они распространились в Грецию. Весовое содержание первых монет совпадало с отчеканенным на них номиналом, поэтому наименование весовой единицы повторялось в названии денежной - гривна, фунт. Первые монеты были полноценными, но по мере использования за счет стирания их весовое содержание постепенно уменьшалось, но они продолжали ходить по прежнему номиналу. Это натолкнуло на мысль о возможности фальсификации монет, т.е.чеканки неполноценных денег, у которых номинальная стоимость выше их весового содержания - внутренней стоимости. Чеканка неполноценных монет начала приносить государству монетный доход,который использовался для пополнения бюджета. С образованием единых национальных государств монетная чеканка стала привилегией центральной власти и получила название монетной регалии.
    Появление в обращении банкнотбыло вызвано экономической необходимостью, так как использование монет в денежном обращении перестало отвечать потребностям развития экономики и даже начало тормозить его. Банкноты господствовали в эпоху свободной нерегулируемой конкуренции. Впервые они появились в Западной Европе, где крупные купцы (негоцианты) отдавали свои деньги на хранение первым банкирам того времени (менялам), которые взамен выдавали им банковские расписки (bancnote). Последние были близки к переводным векселям, так как в них содержалось требование к контрагенту менялы, который находился в другом городе, выдать предъявителю данной банкноты указанное в ней количество монет. Это позволило купцам переводить достаточно большие суммы денег быстро и безопасно. Расчеты между торговцами стали осуществляться посредством передачи этих расписок, т.е.фактически требование в получении определенного количества монет от менялы переуступалось другому лицу.
    Первые банкноты, получив широкое распространение в торговом обороте благодаря удобству при расчетах, не часто возвращались к выпустившим их банкирам для обратного размена, что привело к образованию у последних постоянных невостребованных кассовых остатков драгоценных металлов в течение финансового года. Их наличие натолкнуло банкиров на мысль о возможности выдавать кредиты посредством выписки банкнот на эту сумму. Выпуск таких банкнот, обеспеченных лишь доверием к банкиру, приносил менялам дополнительный так называемый эмиссионный доход. Эмиссионный доход -доход от эмиссии неполноценных денежных знаков, образуемый как разница между их номинальной и реальной стоимостями. Государство, увидев в такой форме выпуска дополнительный источник пополнения своего бюджета, монополизировало эмиссию банкнот.

    Множество иллюзий, засоряющих сердце, мешают человеку ясно видеть и понимать реальность. Искаженное восприятие действительности препятствует благополучию и удовлетворенности человека. одной из таких иллюзий является представление о богатстве.
    Что делает человека богатым? Все ли богачи счастливы? И почему для подавляющего большинства богатство ассоциируется только с деньгами?

    Богатые тоже плачут

    Мы привыкли мерить богатство человека его имуществом: недвижимостью, финансами, возможностями. Но наличие больших денег не всегда соответствует внутреннему состоянию. И деньги, тем более, не делают человека счастливым.

    Я вспоминаю историю одного из ансаров Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которого звали Саъляба ибн Хатыб.

    Как-то он попросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вымолить у Всевышнего для него богатства. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Лучше иметь мало и постоянно благодарить за это Бога, чем иметь многое, с чем тебе не справиться». Но САъляба настаивал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты вымолишь у Всевышнего для меня состояние, я каждому вымолю то, что ему надлежит». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вознес молитву за Саълябу. Саъляба сначала приобрел несколько овец, и те стали обильно плодиться. Саъляба стал пропадать с ними на пастбищах, пропуская молитвы. Дошло до того, что он стал пропускать и пятничные молитвы. Узнав об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Горе Саълябе!»

    Когда мусульманам был предписан закят, сборщики пришли к Саълябе за выплатой. Он сначала всячески уклонялся, а затем обозвал закят «джизьей» (налог, выплачиваемый немусульманами в казну мусульманского государства, в котором они проживают).

    Всевышний ниспослал следующие аяты:

    «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих Щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали. Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы и что Аллах является ведающим сокровенное?» («Ат-Тавба»/ «Покаяние», аяты 75-78)

    Сахлябе передали, что в отношении него с упреками ниспосланы божественные аяты, после чего он спохватился и явился с закятом к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказывался принять от него вплоть до самой своей смерти. Его примеру также последовали халифы Абу Бакр, Умар и Усман, в правление которого Саъляба и умер.

    Очевидно, богатство не сделало Саълябу счастливым. Наоборот, оно отдалило его от божественной милости и довольства. Саъляба приобрел большие стада и значительную прибыль, но потерял душевный покой в этом мире и счастье в последующем (согласно аятам Корана).

    Примечательна также история одного из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Умар ибн аль-Хаттаб назначил его правителем одного из городов во время своего правления. И вот когда однажды Умару принесли список бедняков, которым следует отдать закят, Умар был удивлен, увидев в их числе одного из своих назначенцев, Саида Ибн Амра аль Джумахи.

    Делегация от Умара пришла к Саиду с кошельком, полным золота. Саид заглянул внутрь и увидев внутри динары, оттолкнул его со словами:

    «Инна лиЛлях1и ва инаа иляйх1и арджиун» («Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся»)

    Обеспокоенная жена спросила, что же такого случилось, что Саид испугался, будто его постигло бедствие:

    Что случилось, Саид?! В чем дело? Неужели умер повелитель правоверных?!

    Саид ответил:

    Случилось нечто более серьезное, чем это.

    Жена воскликнула:

    Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!

    Саид ответил:

    Нет, случилось нечто еще более серьезное, чем это.

    Что же это такое? Что может быть хуже этого? – спросила жена.

    Саид ответил:

    Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня, - ответил Саид.

    Так покончи с этим, - предложила жена.

    Та поможешь мне сделать это? – спросил Саид.

    Да, - ответила жена.

    Тогда Саид разложил динары по кошелькам и раздал их бедным мусульманам.

    Удивительно отношение к богатству первых мусульман и мусульман современных. Трудно поверить, что то, что большинство современников считает признаком благополучия, первые мусульмане воспринимали как серьезное несчастье, бедствие, сокрушающее с пути. Богатство «опасно» тем, что порождает в душе человека скупость. Ведь все знают о том, что бедняки с большим удовольствием делятся с другими (то есть дают милостыню, выплачивают закят), чем обеспеченные люди. В чем может быть причина этого? Наверняка в ненасытности нафса, который с первыми грошами просыпается и начинает требовать большего. Ведь в одном из хадисов говорится, что даже если у человека будут две горы золота, он пожелал бы третью по причине своей алчности. Деньги, возможно, открывают для человека больше возможностей в мире земном. Но нужно помнить, что одновременно с мирскими дорогами для него открываются и дороги в Ад. По причине скупости, накопительства и неправильного распределения такой милости Аллаха, как материальное богатство.

    Ася Гагиева

    Что Вы думаете об этом?

    Оставьте свой комментарий.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...