Влияние экономического кризиса на образование в мире. О нравственных истоках кризиса экономической науки и образования


Данил Дехканов написал для ЦП колонку о том, для чего человеку нужна способность правильно понимать поведение окружающих и какими способами её можно развить.

В последнее время я стал замечать, что вокруг меня становится всё больше людей, у которых всё заметнее разница в развитии между «традиционным» интеллектом и «социальным» (или, если хотите, эмоциональным). Но обо всём по порядку.

В 1920 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк ввёл термин «социальный интеллект», который описывает способность правильно понимать поведение людей. Данная способность, развитая человеком в результате эволюции, необходима для эффективного взаимодействия между представителями нашей расы и успешной социальной адаптации новых её членов.

В 1937 году другой американский психолог, Гордон Олпорт, автор «теории черт личности», связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, «социальный интеллект» - это особый дар, позволяющий нам приспосабливаться к социуму и облегчающий взаимоотношения с людьми.

Да простят меня дотошные психологи, но к социальному интеллекту, в контексте нашей современной жизни, я бы добавил и другой термин - «эмоциональный интеллект». Ведь выражение эмоций в подавляющем большинстве случаев является социальным инструментом.

В подтверждение социальной роли эмоций говорит хотя бы то, что мимика у слепых от рождения людей чрезвычайно бедна .

Термин «эмоциональный интеллект» (EI), введённый в 1990 году Питером Сэловеем и Джеком Майером, описывает способность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.

Коэффициент EI, в отличие от всем понятного IQ, описывает способность человека правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, понимать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Так вот, возвращаясь к началу данной статьи, многие психологи в последнее время приходят к тому, что уровень «общего» интеллекта никак не коррелирует с уровнем социального интеллекта.


И в-третьих , потому что меняется наше общество. Совсем скоро представители поколения «Зэт» (или Digital Native) придут на смену нам, знающим, как можно воспроизвести музыку с аудиокассеты.

И, вероятнее всего, у поколения «рождённых в интернете» будут свои стандарты и оценки коэффициента EI.

В качестве примера того, как меняются социальные коммуникации, можно привести интересный обычай, существовавший каких-то 400 лет назад (во времена Шекспира) между мужчинами и женщинами: любовники были настолько одержимы запахом тел друг друга, что женщины нередко держали под мышкой очищенное яблоко до тех пор, пока оно не впитывало в себя их пот и запах. Они отдавали это «яблоко любви» своим партнерам, чтобы они могли вдыхать его аромат в их отсутствие.

Поэтому вполне возможно, что наши дети будут смотреть на наши социальные обычаи с такой же брезгливостью, как мы смотрим на этих любителей «яблок любви».

Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.

Что такое социальный интеллект?

Социальный интеллект – это знания и умения, определяющие успешность взаимодействия, своего рода дар, помогающий легко сходиться с людьми и не попадать в неловкие ситуации. Понятие нередко отождествляют с эмоциональным разумом, но чаще исследователи видят их идущими параллельно. В понятии social intelligence имеется три составляющих:

  1. Одни социологи выделяют его в отдельный вид разума, познавательной способности, и ставят в один ряд с познанием, вербальным и математическим интеллектами и др.
  2. Другая сторона явления – конкретные знание, таланты, приобретенные в процессе социализации.
  3. Третье определение – особая личностная черта, которая гарантирует успешный контакт и в коллективе.

Социальный интеллект в психологии

В 1920 году Эдвардом Ли Торндайком в психологию было введено понятие социального интеллекта. Он расценивал его как мудрость в межличностных отношениях, так называемую «дальновидность». В дальнейших трудах такие авторы, как Г. Олпорт, Ф. Вернон, О. Конт, М. Бобнева и В. Куницына и др. внесли свой вклад в интерпретацию термина СИ. Он обрел такие характеристики, как:

  • умение ладить с отдельными людьми и понимать настроение группы;
  • независимость от интел. фактора;
  • формирование навыков в ходе социализации;
  • возможность видеть себя глазами других;
  • глобальные способности, развитые на фоне коммуникативных черт.

Уровни социального интеллекта

Определив роль социального интеллекта в профессиональном развитии, ученые стали думать, что необходимо для социального интеллекта и какие люди обладают им. В середине ХХ века Дж. Гилфорд разработал первый тест, способный измерить СИ. Рассматривая такие параметры, как сложность поставленной задачи, скорость и оригинальности решения, можно сказать, является ли человек подкованным в социальном плане. О наличии хорошего уровня social intelligence говорит результативность действий в различных состояниях. Эффективность определяет несколько уровней СИ:

  • средний – действия шаблонами, результативность в обыденных жизненных ситуациях;
  • низкий – деструктивное поведение, способное испортить даже самые благоприятные стечения обстоятельств;
  • высокий – мастерство общения, управления людьми, возможность взять контроль над любой проблемой.

Высокий социальный интеллект

Математика жизни такова, что люди регулярно сталкиваются с трудно выполнимыми заданиями. Те, кто могут их решить, выходят победителями. Социальный и эмоциональный интеллект высок, если индивид имеет желание и способность думать. Социально эрудированный человек – всегда лидер. Он заставляет оппонентов менять мысли, убеждения, представления; быстро переваривает полученную информацию и управляет проблемой, находя верные решения в короткие сроки.

Низкий социальный интеллект

Если человек имеет низкий уровень социального интеллекта, существование его полно трудностей, которые появляются сами собой и в особенности по его вине. Люди, не умеющие выбирать вектор поведения, действуют инстинктами и порывами. Они тяжело сходятся с окружающими, так как способны зарубить на корню возникающую симпатию и испортить отношения с важными людьми. А трудности, возникающие в общении, неэрудированные индивиды могут преодолеть только с чужой помощью и подсказкой.


Как развить социальный интеллект?

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки

Москва, 2013 г

Введение………………………………………………….3

  1. Терминология…………………………………………4
  1. Социальный интеллект………………………...4
  2. Эмоциональный интеллект……………………5
  1. Модели………………………………………………...6
  1. Социальный интеллект………………………...7
  2. Эмоциональный интеллект……………………9
  1. Сравнительный анализ………………………………11

Заключение………………………………………………13

Список литературы……………………………………...15

Введение.

Нередко в педагогической практике сталкиваешься с ситуацией, когда интеллектуально одаренные и развитые дети (как правило, первоклассники, но встречаются и учащиеся в других классах) не могут адаптироваться в коллективе. Они становятся предметом издевательств со стороны других детей (когда рядом нет взрослых, учителей), эмоционально «взрываются» на уроке, за что получают «заслуженную» двойку за поведение от учителя, насмешки и продолжение издевательств со стороны одноклассников. Такая ситуация не может не сказаться на учебе, психическом и физическом здоровье ребенка и его будущем. Очень многое зависит в этой ситуации от взрослых: вовремя распознать причину плохого поведения (со стороны учителя-педагога) и помочь ребенку справиться с собой и ситуацией (родители, учителя, школьный психолог).

Корень такой ситуации лежит в неразвитости социального и эмоционального интеллекта у ребенка.

Первый термин (социальный интеллект) появился в 20-х годах прошлого века (2, с. 442), второй (эмоциональный интеллект) - в 90-х годах (2, с.29).

В настоящее время проблема исследования эмоционального интеллекта привлекает к себе внимание широкого круга специалистов-психологов, в частности специалистов в области психологии одаренности и творчества. Вместе с тем, не прекращаются споры о том, является ли эмоциональный интеллект самостоятельным образованием (5, с. 29) или входит в структуру социального интеллекта, и их разделение в самостоятельные сферы не продуктивно (3, с 1).

В чем же основное различие терминов (социальный и эмоциональный интеллект)? Каковы их модели (структуры)? Что между ними общего?

Поиск ответа именно на эти вопросы и явился целью данной реферативной работы.

  1. Терминология.

Ряд литературных источников указывает на некоторую особенность терминологии: «интеллект» - термин, относящийся к познавательной сфере(2, с. 439), а определения «социальный» и «эмоциональный» к сфере чувств, эмоций, восприятия. Однако, учитывая факт появления терминов на стыке наук («социальный интеллект» появился как термин на стыке общей психологии и социологии), авторы статей согласны «с данной терминологией, приняв ее как некоторую условность, вполне допустимую при создании новых терминов.» (3, с.1) Что же означают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект»

  1. Социальный интеллект.

Первым ввел термин «социальный интеллект» Е. Торндайк в1920 г. Под этим термином он понимал способность правильно понимать одним человеком других людей. В дальнейшем его идея нашла подтверждение в работе Ведека и Спирмена в 1947 г., как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

В конце 50-х годов Дж. Гилфорд вывел теоретическую модель человеческого интеллекта, в которой социальный интеллект получил статус самостоятельного компонента общей когнитивной структуры. А под термином социальный интеллект стало пониматься способность к пониманию поведения окружающих людей.

Американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. (3, с.4)

В начале нашего века к проблеме социального интеллекта обращались психологи: М.И. Бобнева, В.П. Захаров, А.С. Кондратьева, А.Г. Шмелевидр. Общим для специалистов является понимание социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаимодействия.

В итоге определение «социального интеллекта» в учебнике «Общая психология» за 2006 год дается так:

«Социальный интеллект-это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения.» (2, с. 459)

  1. Эмоциональный интеллект.

Идея эмоционального интеллекта возникает из понятия социального интеллекта. Предтечей «эмоционального интеллекта» послужил внутриличностный интеллект (теория множественных интеллектов Ч. Гарднера), трактуемый как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (5, с. 29)

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию вводится Д.Мэйер и П.Сэловей в 1990 г. В их понимании эмоциональный интеллект – это «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» (4, с.1). В 1995 году Д. Гоулмен публикует свою книгу "Эмоциональный интеллект", он расширяет термин Д.Мэйера и П.Сэловея такими компонентами, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Согласно Гоулмену развитый эмоциональный интеллект «позволяет сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения - в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом» (2, с. 12). Высокая популярность книги Д. Гоулмена (и не только среди специалистов, благодаря популяризаторскому стилю изложения) привлекает внимание многих психологов к проблеме эмоционального интеллекта. В 1997 году Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект», определяя его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями».

В нашей стране проблемой эмоционального интеллекта наиболее активно занимается Д.В. Люсин, предлагающий рассматривать эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, при этом психолог разъясняет, что «способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям». (5, с.30)

2 Модели.

Теоретические модели создаются для решения прикладных проблем, в психологии это в первую очередь проблемы диагностики и развития. Поэтому создаваемые авторами методики диагностики социального интеллекта и эмоционального интеллекта фактически являются отражением их теоретических моделей

  1. Социальный интеллект.

До Дж. Гилфорда Социальный интеллект существует в качестве терминологического понятия. Дж. Гилфорд создает многофакторную модель человеческого интеллекта, включающую 120 способностей, 30 из которых он объединяет в группу «способность к пониманию поведение окружающих людей» (2, с. 442). Свою модель Гилфорд оставляет открытой, предполагая, что модель будет пополняться другими элементами (сейчас определено 180 элементов).

С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию социального интеллекта, позволяющую проводить исследования, базирующиеся на поведенческих, невербальных способах его оценки В составе модели 7 элементов, разделенных на две группы:

  1. когнитивные - оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим
  2. поведенческие - способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях. (3, с.4)

К. Джонс и Дж. Д. Дэй выделяют два характерных фактора социального интеллекта и их взаимосвязь: «кристаллизованные социальные знания» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и «социально-когнитивная гибкость» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем.

Модель Р.И. Риггио (3, с.5) предполагает пять социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.

Социальный интеллект, по утверждению Ушакова Д.В.(3, с. 6), обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

«континуальным характером;

Использованием невербальной репрезентации;

Потерей точного социального оценивания при вербализации;

Формированием в процессе социального научения;

Использованием «внутреннего» опыта»

Модель социального интеллекта по А.И. Савенкову представляется им следующим образом:

1.Когнитивные:

Социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

Социальная память - память на имена, лица;

Социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

Социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

Социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

Сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

Способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

Социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;

Социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;

Социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. (3, с.7)

  1. Эмоциональный интеллект.

В настоящий момент существуют два типа моделей эмоционального интеллекта: смешанные модели (где эмоциональный интеллект интерпретируется как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу) и модели способностей (где эмоциональный интеллект определяется как набор способностей).

Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная П. Сэловей и Дж. Мэйером, была моделью способностей. Позднее к исследователям присоединяется Д. Крузо, доработанная ими модель также является моделью способностей, включающей в себя:

  1. Сознательное управление эмоциями
  2. Понимание и анализ эмоций
  3. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
  4. Восприятие, оценка и выражение эмоций.

К моделям способностей относится и модель Д. Гоулмана. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями. Другим примером модели способностей может быть модель Холла:

  1. эмоциональная осведомленность;
  2. управление своими эмоциями;
  3. самомотивация;
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей. (4, с.4)

К смешанным моделям относится модель Р. Бар-Она, который в своей модели выделяет пять сфер эмоционального интеллекта:

Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, раскрывает данное им определение эмоционального интеллекта, как способности к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

При этом обе компоненты могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Также Д. Люсин выделяет три фактора, влияющие на эмоциональный интеллект:

Когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

Представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).

В целом модель не может быть отнесена ни к смешанным моделям, ни к моделям способностей (по утверждению автора (4, с. 5 - 6))

  1. Сравнительный анализ

Сравнивая понятийные термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект», не трудно заметить, что ряд исследователей вкладывают в понятие «социальный интеллект» элементы понятия «эмоциональный интеллект» (например: Ведек и Спирмен -«…правильно оценивать чувства и настроения..») и наоборот (например: Гоулман, вводящий в понятие «эмоциональный интеллект» компонент «социальные навыки»).

С моделями ситуация еще более противоречивая. Так модель социального интеллекта Р.И. Риггио наполовину состоит из компонент эмоционального интеллекта, А.И. Савенков рассматривает эмоциональный интеллект как составную часть социального интеллекта. А многие модели эмоционального интеллекта имеют в своей структуре компоненты, относящиеся к социальной сфере (модели Р. Бар-Она и модель Гоулмана)

Заключение.

Споры о том, является ли социальный интеллект автономной способностью, включен в целую систему интегративных качеств интеллектуального характера или является структурным компонентом системы интеллекта в целом, плавно перешли в споры аналогичного характера в отношении социального интеллекта и интеллекта эмоционального.

Ряд авторов утверждает, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Другие утверждают, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области.

Согласно словарным данным, эмо́ции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека , либо проявление этого чувства (см. невербальное общение ). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом , а глубинные и устойчивые - чувствами . Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональный интеллект, выделившись из интеллекта социального, все же является самостоятельным конструктом. Достаточно пронаблюдать за новорожденными детьми: эмоциональная реакция присуща детям с рождения (плохо – плачут, комфортно – появляется полуулыбка), только с 4-ой недели жизни появляется реакция на людей – улыбка, восторг (когда ребенок начинает различать взрослых людей) или позднее смех, недовольство и другие реакции – зарождение социального интеллекта. Эмоция может быть направлена на объект, не являющийся другим человеком или человеком вообще. Таким образом, эмоциональное самовыражение (зарождение эмоционального интеллекта) появляется раньше, чем желание общения (зарождение социального интеллекта), то есть эмоциональный интеллект является самостоятельной сферой, но сильно взаимосвязанной со сферой социального интеллекта. С другой стороны социальный интеллект – это то, что присуще именно людям как существам социальным – вне человеческого общества социальный интеллект не разовьется. А любое непосредственное человеческое общение имеет эмоциональную окраску, и, следовательно, без развития эмоционального интеллекта невозможно развитие и социального интеллекта.

Таким образом, понятия социального интеллекта и интеллекта эмоционально различны, хотя и тесно взаимосвязаны между собой – невозможно развитие социального интеллекта, без развития эмоционального и наоборот.

Тем не менее, изучение обоих направлений очень важно в современной психологии и педагогике, так как результаты этих исследований будут широко использоваться в практике педагогов и психологов для воспитания одаренных и успешных в жизни людей.

Список литературы.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478 с.
  2. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гар-бера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 560с. - (Образователь-ный стандарт XXI).
  3. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
  1. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.

В Комитете российского парламента по образованию представлен скользящий прогноз развития экономики системы образования нашей страны до 2015 года. По самому актуальному на сегодняшний день прогнозу, даже на этом «рубеже» не всем уровням российского образования удается выбраться из черной полосы, характеризующейся дефицитом бюджетного финансирования.

Как известно, составлять прогнозы - дело неблагодарное, причем касается это не только погоды. Стопроцентно точный прогноз создать практически невозможно, поскольку жизнь наша устроена так, что исходные данные, которые были взяты для «предсказания»
могут измениться. Вот и мировой финансово-экономический кризис сделал свое дело, фактически обесценив прогностические труды любой из сфер, так или иначе связанных с человеческой деятельностью.

К истории вопроса

Российское образование переживало не лучшие времена и без финансовых потрясений, а вопрос о его будущем давно будоражит многие умы на просторах страны. В новой России за последние 15 лет были предприняты несколько попыток построить экономический прогноз развития системы образования вообще и высшего профессионального - в отдельности.

Одна из таких работ началась в 1997 году в рамках разработки Концепции реформирования организационно-экономического механизма развития системы образования России. Прогноз охватывал все уровни системы, связанные друг с другом принципом распределения бюджетных средств - на нормативно-подушевой основе. В нем оценивался разброс между требующимся и фактическим уровнями бюджетного финансирования, а также оценивалось время, требующееся для того, чтобы финансирование каждой из ступеней образования достигло рассчитанных для него потребностей - по разным вариантам прогноза с учетом бюджетных и внебюджетных средств. В качестве спасительных рассматривались внебюджетные средства, которые можно было привлечь в систему образования в зависимости от проводимой политики и бюджетного финансирования. Дефолт 1998 года нарушил расчеты ученых, и они были вынуждены прекратить работу.

Следующий прогноз начал строиться в 2000 году при подготовке Стратегии развития российского образования. Он предусматривал три варианта:

  • «государственный» , когда увеличивается бюджетное финансирование, а экономические механизмы не модернизируются;
  • «негосударственный» , когда бюджетное финансирование ограничивается только предусмотренными государственными гарантиями, с помощью которых рынок образовательных услуг развивается и получает поддержку;
  • оптимальный , когда растет бюджетное финансирование и одновременно реформируется организационно-экономический механизм функционирования системы образования.

Годом позже в России появился прогноз, который фактически стал уточнением и развертыванием предыдущего. По сути, это был макропрогноз развития экономики образования без разбивки по регионам. Он предстал на суд образовательного сообщества в четырех вариантах - пессимистическом (трендовом), бюджетном, а также двух модернизационных - без бюджетного приоритета и с бюджетным приоритетом. Работа оценивала приближение удельных расходов в расчете на одного обучающегося к рациональному нормативу по годам. Оценка была сделана в среднем по профессиональному образованию с учетом ухудшающейся демографической ситуации. В бюджетном и в обоих модернизационных вариантах предполагалось, что даже при сокращении контингента все бюджетные средства останутся в системе и пойдут на увеличение нормативов финансирования. По всем вариантам к 2010 г. сохранялся дефицит бюджетных средств. В пессимистическом варианте он достигал 75%, в бюджетном - 40%, в модернизационном без бюджетного приоритета - 30%, с бюджетным приоритетом - 10%. При этом привлечение внебюджетных средств играло значимую роль в преодолении нехватки ресурсов в системе профобразования.

Прогноз, работа над которым велась в 2003-2004 гг., составлялся с учетом введения в России новых организационно-правовых форм - автономного учреждения и государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. Он имел два варианта: инерционный и модернизационный (с тремя сценариями - бюджетным, административным и реформистским).

Особое внимание уделялось системе ВПО с учетом интеграции науки и образования, появления исследовательских университетов и перехода на уровневую систему.

И последний из докризисных прогнозов был сделан в 2007 г. Параметры бюджетного финансирования в нем задавались проектом федерального бюджета на 2008-2010 гг. Так же были построены два варианта прогноза, которые отличались темпами изменения макроэкономических параметров по отношению к 2006 г., в том числе, средней заработной платы (номинальной и реальной), а также уровнем среднедушевых расходов населения.

Наверное, не нужно объяснять, что к концу 2008 года, все эти прогнозы оказались бессмысленными в связи с наступлением финансово-экономического кризиса.

Прогноз или проект?

Академия народного хозяйства в 2008-2009 годах в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) разработала методологию скользящего прогноза развития экономики и финансов системы образования с учетом специфики, а также мер по модернизации образования в 2000-2010 годах. По этой методологии разработаны два прогноза - на среднесрочную (2010-2015 годы) и долгосрочную (2020-2025 годы) перспективы.

Завершению разработки первого посткризисного прогноза развития экономики системы образования была посвящена научно-практическая конференция, которая прошла в конце прошлого года в АНХ при Правительстве РФ. Выступая на ней, председатель экспертного совета по экономике образования комитета Госдумы России по образованию, ректор Академии дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей» Александр Федотов заметил, что исторически в прогнозировании сложились два подхода. И первый из них, применявшийся в прошлом веке вплоть до 90-х годов, ныне неактуален, поскольку основан на определении потребностей экономики в специалистах. Этот подход к прогнозированию хорош в том случае, если экономика развивается стабильно. Сегодня же большинство предприятий неспособно даже на среднюю перспективу достоверно спрогнозировать потребность в специалистах.

Альтернативный подход к прогнозированию, по мнению Александра Федотова, методологически обоснован и достоверен, так как основывается на демографических данных. Этот подход и был использован при составлении прогноза экономического развития российской системы образования до 2015 года. Он строился на разных уровнях - в масштабах потребностей национальной экономики и отдельных регионов, в которых легче учесть запросы производств и отраслей региональной экономики в конкретных специалистах.

По словам Александра Федотова, скользящее прогнозирование экономики и финансов системы образования позволяет регулярно пересчитывать параметры со смещением на определенный постоянный временной интервал рассматриваемого периода.

Как считает проректор АНХ при Правительстве РФ Елена Карпухина, это принципиально новое слово в прогнозировании образовательной сферы. Она предположила, что трудности построения прогноза развития экономики и финансов системы образования привели к возможности разработки стратегии ее развития. Не прогнозировать ее состояние, а проектировать его. Прогноз дает возможность определить количество ресурсов, требующихся для обеспечения желаемого результата. А ведь масштабы ресурсного обеспечения определяют даже государственные стандарты и становятся частью его разработки.

Разработанный прогноз дает целостную картину развития системы образования на фоне экономической политики государства. По словам директора Центра экономики непрерывного образования АНХ при Правительстве РФ Татьяны Клячко, он фактически базируется на трех прогнозах - демографии, динамики ВВП и нормативов бюджетного финансирования, под которыми можно понимать удельные расходы на одного обучающегося. Возможно, это единственный прогноз, который позволяет увидеть в развитии макроэкономическую ситуацию, сложившуюся в российском образовании.

«Обкатка» в трех регионах

По замыслу разработчиков прогноз обходится без данных о развитии потребности экономики в специалистах. Как не учитывает он и переход высшего профессионального образования на уровневую подготовку. Главная задача среднесрочного прогноза - показать, как система образования переживет кризис с экономической точки зрения, когда и какой она выйдет из кризиса?

Почему же исследование прогнозистов не учитывает запросы рынка труда - и, тем более, в развитии? Оказалось, что работодатели в условиях кризиса не строят долгосрочных планов. По крайней мере, таких, которые касаются кадровой политики на предприятии. По заверениям Татьяны Клячко, организации и предприятия, в кризисный период в основном планируют кадровую потребность на срок до 5 лет. Планы на срок свыше пяти лет строит лишь малая доля предприятий - с хорошим положением на рынке. Таким образом, ориентироваться на потребности в кадрах работодателей разработчики прогноза попросту не имели возможности.

Зато явный плюс прогноза в том, что он может применяться не только на макроуровне, но и в отдельно взятых регионах. Поэтому он и был выстроен с максимальной доступностью для неспециалистов. Регионы сами включают в число данных присущие им особенности, и в результате по единой методологии получается прогноз развития экономики образования. Методология успешно прошла «обкатку» в трех «пилотных» регионах России - Псковской, Тверской и Самарской областях, которые с 1998 года были экспериментальными площадками по экономике образования.

Начальник Государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова на заседании комитета Государственной думы РФ по образованию подтвердила, что прогноз удобен и практичен в использовании. И главное - полезен! По ее словам, без таких расчетов невозможно качественно защищать интересы образовательной отрасли в экономике региона, особенно в социально и экономически депрессивном, к каковым относится и Псковская область.

Мы делали расчеты нормативно-квотного финансирования в общем и дошкольном образовании, - рассказала Вера Емельянова, - находили способы влияния на систему образования так, чтобы она выигрывала и достигала результатов. И предложенный нам проект был очень актуален в условиях кризиса. Мы смогли использовать методологию при планировании бюджета 2010 года, и сейчас реально ощущаем результаты проделанной работы.

Прожив два месяца нового года, чувствуем, как прогноз помог нам соотнести возможности бюджета Псковской области, ведь он на 40 процентов дотационный. Тем не менее, зная ситуацию по демографии и прогноз развития регионального ВВП, теперь можно строить реальные планы. Обоснованный бюджет сферы образования региона, построенный с учетом прогнозирования развития экономики, помог нам «удержать» и норматив финансирования учеников, и заработную плату педагогических работников. Не просто удержать, а даже сделать несколько шагов вперед. И решить целый ряд социальных программных проектов, которые в рамках Cтратегии развития образования необходимо реализовать. Прежде всего, это проекты, направленные на модернизацию содержания образования и переход на новые стандарты.

В связи с результатами прогноза мы предлагаем нашей системе образования разместить недостающие места дошкольников на уровне общего образования. В итоге освободятся места в дошкольных учреждениях, а в школе появится один класс надстройки, который, возможно, позволит нам к 2013 году, как мы думаем, группу шестилетних воспитанников детского сада поместить в общее образование.

Сегодня мы имеем возможность на научной основе развивать и внедрять современные финансово-экономические формы. Это позволяет нам аргументировано защищать финансирование системы образования, отстаивая ее интересы и занимаясь ее развитием.

Все зависит от ВВП

Специально для построения образовательных траекторий Росстат сделал прогноз численности населения страны в возрасте от 0 до 25 лет вплоть до 2030 года в региональном разрезе. Примечательно, что на первый взгляд демографическая ситуация в стране начинает выправляться. Так, сейчас идет рост контингента дошкольных образовательных учреждений, и вот-вот начнется
значительный рост числа школьников. Однако параллельно произойдет резкое снижение численности россиян в возрасте от 17 до 25 лет, а это потенциальные студенты наших вузов. Общее же число молодых людей в возрасте до 25 лет снизится до 2015 года на 3 млн. человек. При этом примерно сохраняется доля обучающихся по уровням образования, ожидается незначительное повышение доли детей, посещающих дошкольные учреждения.

Если демографическое будущее России представляется стабильным и, дай-то бог, его не изменят никакие непредвиденные факторы, то прогнозировать состояние экономики и темпы роста ВВП не так просто. Поэтому и были созданы сразу три варианта прогноза - пессимистический, умеренный и оптимистический. По пессимистическому варианту экономика страны выходит из кризиса как бы сама, возвращаясь на докризисный уровень ВВП - образца 2008 года. Для удобства вычисления прогноз сделан в постоянных ценах докризисного 2007 года и без учета инфляции.

Если же развитие экономики России сделает качественный рывок вперед, прогноз можно пересчитать с новыми данными. Кстати, кризисную ситуацию, отмечает Татьяна Клячко, мы уже проходим с несколько лучшими показателями, чем прогнозировалось. Если в наступившем году темп роста ВВП достигнет 3,5%, то получается достаточно хорошая динамика. Но… Если начнется наращивание нормативов финансирования в системе, что вполне естественно при выходе из кризиса, то дефицит бюджетных средств вновь увеличится.

При прогнозировании развития экономики системы образовании, которым мы занимались в конце 90-х годов, получалось так, что пик кризиса по количеству учащихся школ должен был прийтись на 2012 год, - заметил председатель Комитета ГД РФ по образованию Григорий Балыхин. - А в нынешнем прогнозе даже 2015 год не последний. Только к 2018 году мы начнем постепенно выходить из сложившейся ситуации.

Депутаты задались вопросом о том, что ждет на далекую перспективу высшее профессиональное образование? Ответ на него дает долгосрочный прогноз развития экономики системы образования - до 2025 года, который и касается, в основном, уровня ВПО. Как напомнила парламентариям Татьяна Клячко, по оптимистическому прогнозу система ВПО выйдет из кризиса в 2012 году, по пессимистическому - в 2015. Если дальше экономика будет развиваться достаточно стабильно, то из-за кризиса все параметры «Стратегии-2020» по пессимистическому варианту будут достигнуты позднее на пять лет. Чтобы преодолеть этот сдвиг, необходимо изменить ресурсное обеспечение системы образования. По оптимистическому же сценарию выход на рубежи Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года обозначен 2022-2023 годами.

В рамках масштабной работы по моделированию будущего для экономики нашего образования появилась возможность сделать несколько важных прогнозов. Так, впервые в России был сделан прогноз численности контингентов каждого из уровней системы образования. Были спрогнозированы бюджетные расходы в расчете на одного учащегося и величина расходов государства в виде доли от ВВП по уровням образования, а в результате составлен прогноз нормативной потребности в бюджетных средствах каждого из этих уровней.

Нужно отметить, что прогноз доли ВВП, направляемой на образование, высчитывался из прогноза показателей, объемов и динамики ВВП. За основу взяты параметры прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг. и прогнозные расчеты макроэкономической ситуации.

Базовые нормативы финансирования были определены двумя путями - на уровне средних расходов на обучение одного человека в соответствующем сегменте системы образования с учетом прогнозирования динамики и ее изменения, а также с учетом общегосударственной политики в области образования или экспертным путем. По такой методологии результаты сравниваются, и делается вывод об изменениях экономического состояния системы образования.

В соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 годов» изменение процента ВВП, направляемого на образование, должно по годам выглядеть так:

  • 2008 г. - 4,08%
  • 2012 г. - 4,83%
  • 2016 г. - 5,18%
  • 2020 г. - 5,5-5,7%

Мировой финансово-экономический кризис привел не только к падению ВВП, но и к резкому сокращению бюджетных расходов на образование. Так, в 2010 году они планируются на уровне 3,5-3,6% от ВВП.

Прогноз полезен всем

По итогам обсуждения прогноза Комитет Госдумы России по образованию направил в адрес Министерства образования и науки РФ ряд рекомендаций. В первую очередь депутаты предложили дать возможность всем заинтересованным структурам через Интернет ознакомиться с результатами прогнозирования развития экономики и финансов российской системы образования до 2015 года, чтобы они знали о возможных вариантах развития системы. При подготовке проекта ФЦПРО на очередной период министерству предложено включить в нее и работы по прогнозированию. И вообще, парламентарии считают, что должна быть организована работа по поддержке регионов в составлении прогнозов по появившейся методологии. Ну, и, конечно же, сами регионы должны организовать разработку прогнозов развития экономики и финансов своих систем образования на среднесрочную перспективу и определить в связи с ними региональные потребности в финансировании.

Пессимистичный вариант.

В пессимистичном варианте прогноза все уровни системы образования, за исключением начального профессионального, будут испытывать значительный дефицит бюджетного финансирования.

Несмотря на то, что в преддверии кризиса, в 2005-2008 годах, в дошкольном образовании наблюдался наиболее интенсивный рост финансирования, его по «минорному» сценарию развития событий в экономике страны ждет самый большой дефицит финансовых средств - более 30 процентов. Общее образование в 2015 год войдет с дефицитом на уровне почти 20 процентов, что обусловлено в рамках этого варианта прогноза не только кризисным снижением финансирования, но и ростом числа школьников.

На общем фоне в относительно выигрышной ситуации оказывается система НПО. Уже к середине прогнозируемого периода она из дефицита в финансировании начинает получать средства с профицитом. «Демографическая яма», которая обеспечит НПО резкое сокращение контингента обучающихся, и низкие показатели норматива подушевого финансирования позволят этому уровню даже при самом пессимистичном раскладе быстро выйти в плюс. Возможно, именно то, что уровень находится в тяжелом финансовом положении, поможет ему слабо реагировать на экономический кризис.

Сокращение контингента обучающихся несомненно затронет и СПО, однако, в отличие от НПО, весь период по прогнозу оно вынуждено работать в условиях бюджетного недофинансирования.

Казалось бы, все годы дефицит бюджетных средств будет преследовать и систему ВПО, однако к концу срока он сократится практически в два раза - с 22,9% в 2010 г. до 12,4% в 2015-м. Но надо отметить, что, несмотря на передряги, за пять лет - с 2004 по 2008 год - норматив финансирования в расчете на одного обучающегося в высшей школе фактически вырос в 4 раза: с 25,4 тыс. руб. до 100,2 тыс. руб.

Умеренный вариант.

Нужно отметить, что потребность в средствах, использовавшаяся в прогнозировании, рассчитывалась по двум группам нормативов:

Нормативы аналогичные нормативам инерционного варианта. Они отражают величину бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося по уровням образования, достигнутую к 2008 г..

Нормативы, которые по экспертным оценкам должны были обеспечить реализацию мер по модернизации экономики и финансов сферы образования, чтобы в посткризисный период система могла перейти на траекторию, обозначенную «Стратегией-2020».

Но в умеренном варианте прогноза специалисты использовали нормативы только первой группы. И даже при таких условиях, когда системе образования, по сути, как позитивный минимум предлагается задача выйти лишь на уровень 2008 года - без увеличения расходов, дефицит остается практически по всем направлениям. Исключения составляют лишь НПО со своими негативными тенденциями и ВПО, которое выходит на докризисный уровень лишь в 2015 году.

Оптимистический вариант.

При составлении оптимистического варианта прогноза использовались две группы нормативов финансирования. Если всем уровням образования даже с первой группой нормативов, ориентированной на 2008 год, удается избавиться от дефицита бюджетного финансирования в 2011-2013 гг., то дошкольное так и остается в «минусе». Как считают составители прогноза, это объясняется демографическим ростом, который не даст системе наверстать показатели докризисного периода. Не слаще придется дошкольному образованию и в условиях действия второй группы нормативов финансирования, причем дефицит средств в этом случае получается более существенным.

Как мы видим, общему образованию удастся выйти из кризиса с нормативами первой группы уже в 2013 году. При условии роста нормативов (вторая группа) этот уровень достигает минимального дефицита бюджетного финансирования в 2012 году, а затем снова усугубляется.

Уже говорилось о том, что удручающее состояние системы НПО, по прогнозу, помогает ей быстро пережить кризис. По первой группе нормативов в 2015 году у нее появляется существенный профицит, который может быть использован для ее же поддержки. И даже со второй группой нормативов к 2013 году у НПО накапливается достаточный «жирок», который впоследствии, однако, быстро сокращается.

В свою очередь, СПО в инновационном прогнозе по первой группе нормативов приобретает позитивную динамику в финансировании в 2014 году, но с учетом увеличения нормативов, которое предусматривает вторая группа, с 2012 года она уходит в еще более глубокий дефицит.

Несмотря на то, что системе ВПО разработчики прогноза пророчат по оптимистичному сценарию наиболее щадящие условия выхода из кризиса, при увеличении нормативов финансирования ее все же ждет усугубляющаяся с каждым годом нехватка бюджетных средств.

В оформлении материала использованы иллюстрации из доклада Т.Л.Клячко «О прогнозировании развития экономики образования на средне- и долгосрочную перспективы».

УДК 378.1

Финансовый кризис и его влияние на образование в России

Канд. экон. наук, доцент, *****@***ru

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО РГУТиС

Проанализировано влияние кризиса на российскую образовательную систему. Перечислены основные тенденции на рынке труда и образования.

Ключевые слова: финансовый кризис, рынок труда, система образования.

Global financial crisis affects all sectors, including education. A crisis results in significant changes in the object in crisis. This applies to the Russian economy today as well as its labor markets and education.

Key Words: financial crisis, labor market, education.

Современное образование -- одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества .

Начавшийся процесс уменьшения оплаты труда в компаниях и рост безработицы , падение производства и налоговых поступлений в бюджет, усиливающаяся инфляция неизбежно приводят к существенному снижению уровня жизни населения.

Однако изменения на рынке труда выражаются не только в снижении заработных плат и росте безработицы. Меняется структура спроса на труд по профессиям и по уровню квалификации работников. Формируется новая реальность, жить при которой мы будем в последующие годы. Очевидно, это будет уже совсем не такой рынок труда и не такая система профессионального образования , к которым мы привыкли .

К осени 2009 года стала очевидной раздутость и экономическая несостоятельность российской системы «высшего» образования. При относительной стабильности общей численности населения страны количество студентов в вузах увеличилось с 2,6 млн человек в 1993 году до 7,5 млн человек в 2007 году (со 176 до 525 студентов вузов на 10 тыс. человек населения) . Численность студентов средних специальных учебных заведений в этот период увеличилась не столь значительно (на 28,7%).

Быстро развивалось заочное обучение в негосударственных вузах. Если общее число студентов в негосударственных вузах выросло за этот период в 18 раз, то число заочников в них – в 38 раз. Доля заочников в государственных вузах увеличилась с 29,4% до 40,8%, а в негосударственных вузах – с 31,4% до 66,6%.

При переходе страны к рыночной экономике многие квалифицированные преподаватели ушли из вузов в коммерческие структуры и органы государственного управления . Относительно невысокая оплата труда профессорско-преподавательского состава в большинстве вузов создала серьезные трудности для подбора достойной замены тем, кто ушел, и для привлечения новых преподавателей в связи с ростом числа студентов. Если в 1993 году в вузах приходилось в среднем 10,7 студента в расчете на одного преподавателя, то к 2007 году это число увеличилось до 17,8 студента. Нагрузка на преподавателя выросла почти на 70% и сейчас значительно превышает аналогичные показатели западных вузов.

Высшая школа России росла в последние 15 лет. В большой мере это происходило за счет увеличения числа студентов и выпускников по популярным специальностям, обучение по которым не требует значительных инвестиций в материально-техническую базу учебного процесса. Возросший спрос населения на дипломы о высшем образовании удовлетворялся за счет расширения подготовки менеджеров, экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов, специалистов государственного и муниципального управления , психологов и прочих «белых воротничков» для работы в офисах.

Высокие мировые цены на сырьевые ресурсы, приток иностранных инвестиций, непомерный рост кредитной задолженности компаний (только зарубежные долги составили на конец 2008 года около 500 млрд долл. ) во многом определили в последние годы масштабы и структуру спроса на наемный труд в России. Рынок труда внешне почти безболезненно впитывал в себя миллионы новых специалистов с вузовскими дипломами. При этом безработица не увеличивалась, а дефицит рабочих кадров постоянно усиливался.

В России рынок труда уже несколько лет находится в нездоровом кризисном состоянии, а сейчас начался очень трудный и болезненный процесс выхода из кризиса. Необходимость жить по средствам уже заставила многих работодателей пересмотреть свои потребности в трудовых ресурсах, указанный процесс активно продолжился в 2009 году. Речь идет о сокращении потребности в тех, без кого можно обойтись, и росте потребности и повышении требований к профессионализму по отношению к тем, кто действительно нужен для выживания и развития компаний в период выхода из кризиса.

Менее значительные изменения будут в той части рынка труда, которая связана с работой органов государственного и муниципального управления, а также с работой различных государственных организаций и служб (образование, здравоохранение, силовые структуры и прочие). В похожем положении будут находиться полностью или во многом принадлежащие государству предприятия , обеспечивающие функционирование материальной инфраструктуры страны (энергоснабжение , городское хозяйство , транспорт и прочие) .

Создается новая реальность рынка труда в России, приспосабливаться к которой неизбежно придется практически всему трудоспособному населению страны, а также многочисленным трудовым мигрантам из ближнего зарубежья. Существенные перемены затронут жизнь и работу тех, у кого уже есть профессия и образование, а также тех, кто получает сейчас профессиональное образование или собирается его получать.

Формируются и будут реализованы следующие основные тенденции на рынках труда и образования .

1. Значительно возрастет число ненужных рынку для работы по специальности экономистов, юристов, управленцев и прочих офисных работников, имеющих дипломы о высшем образовании. Особенно сильно это коснется тех, кто получит дипломы в ближайшие год-два. Стране по многим специальностям не нужно столько специалистов с вузовскими дипломами, сколько уже выпустила и собирается еще выпустить из своих стен высшая школа . Увеличится число выпускников, которым при наличии вузовского диплома придется выбирать и осваивать новые профессии.

2. Гораздо более распространенным явлением станет работа специалистов с высшим образованием на рабочих должностях. Разумеется, потребуется время и болезненная для многих перестройка жизненных стереотипов, чтобы пойти в рабочие. Но необходимость зарабатывать на жизнь и отсутствие реальных альтернатив сделают людей более гибкими в выборе работы.

3. В относительно более выгодном положении окажутся специалисты с высшим образованием, относящиеся к профессиям типов «человек-техника» (инженеры, технологи, конструкторы, проектировщики, программисты и другие) и «человек-природа» (агрономы, зоотехники, врачи и другие), а также представители тех профессий, в которых указанные два типа предмета труда тесно переплетаются (биотехнологи, фармацевты, химики и другие). Если есть интерес и способности к такого рода профессиям, то их стоит рассматривать в первую очередь для выбора профиля обучения при поступлении в вузы.

4. Многих из тех, кто хотел бы получить образование экономистов, финансистов, юристов и прочих офисных работников, жизнь заставит гораздо серьезнее заниматься выбором вузов для обучения. Специалисты этих профессий будут всегда хорошо востребованы рынком труда при условии, что они получили серьезное образование в солидных вузах. Заметно ухудшаются перспективы выпускников слабых учебных заведений, дающих дипломы государственного образца, но не помогающих получить основательные профессиональные знания и навыки .

5. Существующую систему высших учебных заведений ждут серьезные потрясения. С некоторыми вузами произойдет примерно то, что в 90-е годы прошлого века случилось с многочисленными отраслевыми институтами повышения квалификации . Оказавшись неспособными дать продукцию и услуги того качества, которое требовалось рынку, они разорились или коренным образом изменили профиль деятельности.

6. Вузовский кризис в ближайшее время дополнительно усилится из-за значительного сокращения числа потенциальных студентов вследствие спада рождаемости в первой половине девяностых годов. Очень сильно по платному вузовскому обучению ударит снижение жизненного уровня населения и возможностей платить за высшее образование. Уменьшится число поступающих в вузы на платные программы, многие студенты лишатся возможности продолжить обучение из-за недостатка средств. Свертывание работы вузов и их банкротства ударят и по тем студентам, которые могли бы оплачивать свое обучение, но продолжать его в прежних местах станет невозможным. Однако в условиях избыточного предложения услуг на рынке высшего образования студенты разоряющихся вузов окажутся желанными для тех, кто устоит на рынке. Выбирая вуз, теперь нужно будет гораздо серьезнее оценивать шансы того, что он не разорится.

7. Необходимость поддерживать свою конкурентоспособность на рынке труда заставит многих специалистов гораздо больше времени и сил тратить на повышение своей реальной квалификации, поддержание и развитие действительного профессионализма. В какой-то мере это поддержит спрос на услуги организаций дополнительного профессионального образования. Однако снижение жизненного уровня населения и необходимость экономить деньги подтолкнут многих к самообразованию по книгам и с использованием относительно недорогих форм самостоятельного обучения на основе учебных интернет-ресурсов и медиакурсов.

8. Ситуация на рынке труда в период длительного выхода из кризиса будет сопровождаться усилением структурной безработицы. Безработных станет больше, и многие из них будут искать для себя привычную работу в местах своего проживания . Модели поведения людей консервативны. Только после серьезных потрясений у человека может появиться готовность сменить профессию или переехать туда, где для него есть работа. При возросшей безработице останутся серьезные трудности с заполнением непрестижных, относительно малооплачиваемых или требующих переезда к месту работы вакансий . Поощрение и поддержка мобильности населения (включая переобучение) должны стать одной из главных реальных задач государственных служб занятости.

9. В условиях длительного выхода из кризиса и обострения конкуренции между компаниями возрастет требовательность компаний к персоналу, в т. ч. к вновь нанимаемым работникам. По сравнению с тем, что было в последние годы, будет значительно сложнее получить ту работу в коммерческих организациях , которой ты недостоин (в том числе, получить по знакомству или родственным связям). Возможности оплачивать труда не слишком полезных работников у компаний значительно сократятся. В организациях, которые не находятся в условиях реальной рыночной конкуренции, существенных перемен не будет. Поэтому связи и знакомства в таких организациях станут еще более важным фактором трудоустройства.

10. В условиях реального рынка труда успех соискателя в поиске работы зависит не только от его профессионализма, работоспособности и мобильности. Очень большое значение имеет правильное понимание работником механизмов функционирования рынка труда и умение грамотно продвигать (продавать) себя на этом рынке. Поэтому в период длительного выхода из кризиса нужно не только правильно выбирать профессию и повышать свою квалификацию, но и овладевать искусством самомаркетинга на рынке труда. Человек, владеющий этим искусством, при прочих равных всегда добьется большего.

Страна в течение нескольких лет игнорировала предпосылки того спада, который мы сейчас переживаем. И возвращаться к тем экономическим показателям и уровню жизни, ставшими привычными в последние годы, тоже придется в течение нескольких лет.

Несколько ближайших лет будут уже не кризисом, а долгим выходом из того кризиса, в острую фазу которого страна вступила в конце 2008 года и в основном прошла в 2009 году. Выход из кризиса – это период относительной стабилизации жизни в новой реальности, на существенно более низком уровне благосостояния, но с более умным и рачительным использованием всех оставшихся ресурсов. Период, когда в экономике страны начинаются позитивные изменения . Когда становится все больше предприятий и организаций, постепенно, иногда небольшими шагами, улучшающих свои показатели. И в этот период Россия вступит уже в ближайшие месяцы. Кризисов национального масштаба с летальным исходом в экономике не бывает.

Вместе с тем совершенно понятно, что будет происходить в высшей школе, когда многие вузы будут разоряться из-за нехватки средств. У многих людей не будет денег, чтобы платить за обучение, т. е. серьезным испытаниям подвергнется сложившаяся система высшей школы, встанет вопрос о подлинных серьезных шагах, направленных не только на выход из кризиса, но и на создание условий для развития после его окончания: система образования ответственна за будущее страны (подготовку кадров; за интеллектуальный и производственный потенциал нации).

Одним из путей уменьшения разрушительных последствий экономического кризиса в развитых и развивающихся странах является массовая переподготовка взрослого населения по новым профессиям и специальностям с помощью электронных технологий. В этом случае образовательные услуги доставляются через Интернет в специально создаваемые центры доступа к электронному обучению, на рабочие места и прямо в дома. В ряде стран действуют глобальные электронные системы обучения, запуск которых катализируется экономическим кризисом.

В России также существуют аналогичные системы обучения (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Современная гуманитарная академия, Российский новый университет, Международный университет бизнеса и новых технологий , Евразийский открытий институт, Московский государственный индустриальный университет и др.). Однако эти системы не признаны и не поддерживаются государством.

Между тем, в международных рейтингах по различным параметрам развития электронного обучения и готовности к нему Россия занимает в лучшем случае 32 место, а в худшем – 71, причём отставание от развитых стран («цифровой разрыв») с каждым годом увеличивается на 2--3 позиции . Более того, в последние годы со стороны МОН РФ предпринимались усилия для ликвидации имеющихся наработок в области электронного обучения, способных сократить «цифровой разрыв»: ликвидация сетевых экс-территориальных структур, филиалов, а также представительств университетов, реализующих обучение в режиме информационно-коммуникационных (в т. ч. дистанционных) образовательных технологий.

В результате в современной России ежегодно переподготовку и переобучение проходят примерно 2,5% работников, тогда как развитые страны переобучают 50--60% и ставят задачу довести этот показатель до 80% .

Между тем, на базе электронного обучения и информационно-коммуникационных технологий только в 2009 году можно было бы переподготовить от 1,5 до 2,5 млн взрослого населения России, что позволило бы значительно уменьшить безработицу и связанную с нею социальную и политическую напряжённость.

Заботой государства становится не только гарантия получения образования, но и проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.

Литература

2. www. *****

3. www. *****

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...