Коммерческий учет холодной воды правила. V


Российская ФедерацияПроект постановления Правительства РФ

Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод

установить закладку

установить закладку

2. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в 6-месячный срок утвердить:

Методические указания по расчету объема отведенных (принятых) поверхностных сточных вод;

Методические указания по расчету объема отведенных (принятых) сточных вод исходя из пропускной способности канализационных сетей;

Методические указания по расчету объема принятой воды, отведенных сточных вод при нештатных ситуациях в работе прибора учета;

Методические указания по определению неучтенных расходов и потерь воды в централизованных системах водоснабжения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"_________ 2012 года N____

Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила) определяют порядок организации коммерческого учета горячей воды (теплоносителя) и холодной воды (далее - вода), сточных вод, требования к приборам и узлам учета воды, сточных вод.

1.2. В настоящих Правилах применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"), Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, а также следующие термины и определения:

"допуск в эксплуатацию узла учета" - процедура проверки готовности узла учета и приборов учета к использованию в соответствии с технической документацией на приборы учета и требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений;

"прибор учета" - средство измерения, включая технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения, отображения (передачи) информации о количестве (объеме) поданной (полученной) воды или принятых (отведенных) сточных вод, а также выполняющих другие функции, предусмотренные его технической документацией;

"показания приборов учета" - данные прибора учета о количестве поданной (полученной) воды, принятых (отведенных) сточных вод, иных сведениях, предусмотренных технической документацией, а также данные по количеству и продолжительности нештатных ситуаций (архив прибора учета), возникающих в работе прибора учета;

"расчетный способ" - совокупность действий по определению количества поданной (полученной) воды, принятых (отведенных) сточных вод при отсутствии приборов учета, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами;

"техническая документация" - информация о функциях прибора учета, его технических характеристиках, требованиях к оборудованию узла учета и условиях эксплуатации прибора учета, устанавливаемых производителем прибора учета, при исполнении которых обеспечивается проведение измерений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

"транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод;

"узел учета" - техническая система, состоящая из прибора(ов) учета и иных устройств, обеспечивающих учет объема поданной (полученной) воды или принятых (отведенных) сточных вод, учет иных сведений, с использованием приборов учета и в соответствии с технической документацией.

1.3. Коммерческий учет осуществляется с целью осуществления расчетов по договорам в сфере водоснабжения и водоотведения.

1.4. Коммерческому учету подлежит количество (объем):

1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договору холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

2) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договору по транспортировке воды;

3) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

4) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

5) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

6) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

1.5. Коммерческий учет с использованием прибора учета осуществляется его собственником (абонентом, транзитной организацией или иным собственником (законным владельцем) прибора учета или его представителем, если иное не предусмотрено договором, по которому осуществляется подача (получение) воды, прием (отведение) сточных вод). В отношении вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета коммерческий учет с использованием прибора учета осуществляется абонентом, транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, по которому осуществляется подача (получение) воды, прием (отведение) сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять коммерческий учет поданной (полученной) воды, принятых (отведенных) сточных вод.

1.6. Учет воды, сточных вод, осуществляемый в целях учета коммунальных услуг по водоснабжению или водоотведению в многоквартирных и жилых домах осуществляется в порядке, предусмотренном для учета воды, сточных вод Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" , а также иными нормативными правовыми актами.

II. Организация коммерческого учета с использованием прибора учета

2.1. Организация коммерческого учета с использованием прибора учета включает в себя следующие процедуры:

1) получение технических условий на проектирование узла учета (для вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета);

2) проектирование узла учета, комплектация и монтаж узла учета (для вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета);

3) установку и ввод в эксплуатацию узла учета (для вновь вводимых в эксплуатацию узлов учета);

4) эксплуатацию узлов учета, включая снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний, и передачу данных лицам, осуществляющим расчеты за поданную (полученную) воду, принятые (отведенные) сточные воды;

5) поверку, ремонт и замену приборов учета.

2.2. В случае если абонент организации водопроводно-канализационного хозяйства является одновременно транзитной организацией, расчет количества поданной воды (отведенных сточных вод) в целях удовлетворения собственных нужд данного лица, осуществляется согласно положениям настоящих Правил, регулирующим порядок расчета воды (сточных вод) для абонента.

III. Коммерческий учет воды с использованием приборов учета

3.1. Коммерческий учет воды с использованием приборов учета воды является обязательным для всех абонентов, транзитных организаций.

3.2. Для учета количества поданной (полученной) воды с использованием приборов учета применяются приборы учета, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, допущенные в эксплуатацию и эксплуатируемые в соответствии с настоящими Правилами. Технические требования к приборам учета воды, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, определяются нормативными правовыми актами, действовавшими на момент ввода прибора учета в эксплуатацию.

3.3. Снятие показаний приборов учета и представление сведений о количестве поданной (полученной) воды производятся абонентом, транзитной организацией. Данные показания представляются абонентом, транзитной организацией в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в течение 2 рабочих дней, следующих за окончанием очередного расчетного периода, если иные сроки не установлены соответственно договором холодного водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором горячего водоснабжения, договором по транспортировке горячей или холодной воды.

В случае если технические характеристики используемых абонентом, транзитной организацией приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета, абонент, транзитная организация вправе обеспечивать представление данных о количестве поданной (полученной) воды дистанционно, с использованием таких телеметрических систем.

3.4. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета воды и представления ими сведений об объеме поданной (полученной) воды, а также за правильностью эксплуатации соответствующих приборов учета, узлов учета, целостностью знаков поверки, контрольных пломб, в том числе путем направления к абонентам, транзитным организациям своего представителя для проведения проверки.

3.5. Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного к узлу учета, включая приборы учета, а также к кранам, задвижкам, сетям, влияющим на объем транспортируемых вод (далее - иные устройства) с целью:

3) контроля исполнения договорных условий подачи (получения) холодной воды, в том числе для проверки состояния водопроводных сетей и иных объектов централизованной системы холодного водоснабжения;

5) отбора проб с целью проведения производственного контроля качества холодной воды.

3.6. В случае, когда доступ представителю организации водопроводно-коммунального хозяйства предоставляется в целях осуществления мероприятий по контролю за правильностью снятия показаний приборов учета, по итогам проведения таких мероприятий составляется акт, подписываемый представителем абонента (транзитной организации) и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

При несогласии представителя абонента с содержанием акта, представитель абонента обязан подписать такой акт с указанием в нём своих возражений. В случае отказа представителя абонента от подписания акта, такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с отметкой "представитель абонента от подписи отказался".

3.7. Если в случае проведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства контрольных мероприятий (проверки) за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета и представления ими сведений об объеме поданной (полученной) воды установлены расхождения между показаниями приборов учета и представленными абонентами, транзитными организациями сведениями, организация водопроводно-канализационного хозяйства производит перерасчет объема поданной (полученной) воды за период от последнего снятия контрольных показаний, а при отсутствии контрольного снятия показаний - с момента предыдущей проверки до момента обнаружения расхождения сведений в соответствии с показаниями средств измерений.

В указанном случае, а также в случае обнаружения ошибок при расчете количества поданной воды, перерасчет производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства в платежных документах, предъявляемых к оплате в расчетный период, следующий за расчетным периодом, в котором были обнаружены ошибки при расчете.

3.8. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета воды при условии уведомления абонента об использовании таких приборов учета. Контрольные (параллельные) приборы учета воды устанавливаются на водопроводных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства, транзитной организации таким образом, чтобы обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды. В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды и приборов учета воды, установленных у абонента, коммерческий учет производится с использованием показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предоставлять абоненту, транзитной организации беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета воды с целью контроля за правильностью установки и условиями эксплуатации прибора учета, а также с целью получения данных о результатах измерений, осуществляемых с использованием прибора учета.

IV. Коммерческий учет сточных вод с использованием приборов учета

4.1. Коммерческий учет принимаемых сточных вод осуществляется с использованием приборов учета в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

4.2. Для учета количества принимаемых сточных вод с использованием приборов учета применяются приборы учета, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, допущенные в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами, имеющие неповрежденные знаки поверки. Технические требования к приборам учета сточных вод, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, определяются нормативными правовыми актами, действовавшими на момент ввода прибора учета в эксплуатацию.

4.3. Снятие показаний приборов учета и представление сведений о количестве отведенных (принятых) сточных вод производятся абонентом, транзитной организацией. Данные показания представляются абонентом, транзитной организацией в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в течение 2 рабочих дней, следующих за окончанием очередного расчетного периода, если иные сроки не установлены соответственно договором холодного водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке сточных вод.

В случае если технические характеристики используемых абонентом, транзитной организацией приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета, абонент, транзитная организация вправе обеспечивать предоставление данных о количестве отведенных (принятых) сточных вод дистанционно, с использованием таких телеметрических систем.

Суточные архивы и архивы нештатных ситуаций приборов учета, формируемые в соответствии с техническими параметрами (возможностями) таких приборов, предоставляются в бумажном и электронном виде (в случае необходимости их предоставления), остальные архивы - только в электронном виде на магнитном, либо ином электронном носителе абонента, транзитной организации. Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить хранение архивов приборов учета в течение 3 лет с момента их формирования и представлять такие архивы организации водопроводно-канализационного хозяйства по её требованию.

4.4. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета и представления ими сведений об объеме принятых сточных вод, а также за правильностью эксплуатации соответствующих приборов учета, узлов учета, целостностью знаков поверки, контрольных пломб, в том числе путем направления к абонентам, транзитным организациям своего представителя в порядке, определяемом настоящими правилами, иными нормативными правовыми актами, а также договором водоотведения, либо единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

4.5. Абонент, транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к узлам учета, в том числе к приборам учета и иным устройствам с целью:

1) проверки исправности приборов учета, сохранности знаков поверки и пломб, снятия и анализа показаний, параметров, контроля за переданными показаниями приборов учета;

2) поверки, ремонта, технического и иного обслуживания, замены приборов учета, если они принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства или ею эксплуатируются;

3) контроля исполнения договорных условий отведения (приема) сточных вод, в том числе для проверки состояния канализационных сетей и иных объектов централизованной системы водоотведения;

4) опломбирования приборов учета и фланцев узла учета;

5) отбора проб с целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

4.6. Абонент, транзитная организация обеспечивают доступ представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства к узлу учета и документации, относящейся к узлу учета без предварительного направления заявки. При этом представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства обязан предъявить абоненту, транзитной организации служебное удостоверение, иные документы удостоверяющего его личность и полномочия. В случае отказа в доступе представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства к узлу учета таким представителем составляется акт, фиксирующий отказ абонента в доступе к узлу учета.

4.7. В случае, когда доступ представителю организации водопроводно-коммунального хозяйства предоставляется в целях осуществления мероприятий по контролю за правильностью снятия показаний приборов учета, по итогам проведения таких мероприятий составляется акт, подписываемый представителем абонента (транзитной организации) и организации водопроводно-канализационного хозяйства.

4.8. Если в ходе проведения организацией водопроводно-канализационного хозяйства контрольных мероприятий (проверки) за правильностью снятия абонентами, транзитными организациями показаний приборов учета и представления ими сведений об объеме отведенных (принятых) сточных вод установлены расхождения между показаниями приборов учета и представленными абонентами, транзитными организациями сведениями, организация водопроводно-канализационного хозяйства производит перерасчет объема отведенных (принятых) сточных вод за период от последнего снятия контрольных показаний, а при отсутствии контрольного снятия показаний - с момента предыдущей проверки до момента обнаружения расхождения сведений в соответствии с показаниями средств измерений.

В указанном случае, а также в случае обнаружения ошибок при расчете количества отведенных (принятых) сточных вод, перерасчет производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства в платежных документах, предъявляемых к оплате в расчетный период, следующий за расчетным периодом, в котором были обнаружены ошибки при расчете.

4.9. Организации водопроводно-канализационного хозяйства вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета сточных вод при условии уведомления абонента об использовании таких приборов учета. Контрольные (параллельные) приборы учета сточных вод устанавливаются на канализационных сетях организации водопроводно-канализационного хозяйства, транзитной организации таким образом, чтобы обеспечить коммерческий учет принимаемых от абонента сточных вод. В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета сточных вод и приборов учета сточных вод, установленных у абонента, коммерческий учет производится с использованием показаний контрольных (параллельных) приборов учета сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана предоставлять абоненту, транзитной организации беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета сточных вод с целью контроля за правильностью установки и условиями эксплуатации прибора учета, а также с целью получения данных о результатах измерений, осуществляемых с использованием прибора учета.

V. Коммерческий учет воды расчетным способом

5.1. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;

2) в случае неисправности (выхода из строя) прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом, транзитной организации о временном прекращении потребления воды.

5.2. Расчет количества поданной воды осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, в случаях:

1) самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения за период начиная с даты обнаружения самовольного присоединения (пользования), определенной в соответствующем акте проверки (обследования), составленном организацией водопроводно-канализационного хозяйства, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования);

2) через 30 дней после установления факта неисправности прибора учета (в том числе не проведения поверки после истечения срока межповерочного интервала), демонтажа прибора учета до ввода прибора учета в эксплуатацию (проведения поверки).

В этих случаях расчет количества поданной воды осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

5.3. Расчет количества воды осуществляется исходя из расчетного среднемесячного количества поданной (транспортируемой) воды в случаях:

1) демонтажа прибора учета в связи с поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 30 дней после демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;

2) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления абонентом, транзитной организацией показаний прибора учета (за исключением случаев предварительного уведомления абонентом, транзитной организацией организации водопроводно-канализационного хозяйства о временном прекращении потребления (транспортировки) холодной воды).

При таком расчете количество поданной (транспортируемой) воды определяется исходя из расчетного среднемесячного количества поданной (транспортируемой) воды, определенного по показаниям приборов учета за последний год, а если период работы прибора учета составил менее одного года, но не менее 60 дней - за фактический период работы прибора учета.

5.4. Расчет количества воды осуществляется по объемам, указанным договоре холодного водоснабжения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре горячего водоснабжения, договоре транспортировки воды, договоре, заключенном гарантирующей организацией с организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения в случаях:

1) отсутствия у абонента, транзитной организации, организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоснабжения, прибора учета воды;

2) если фактический период работы прибора учета с момента его установки до выхода из строя составил менее 60 дней.

5.5. В случае предусмотренном подпунктом 3 пункта 5.1 настоящего раздела, а также в случае предусмотренном подпунктом 2 пункта 5.2 настоящего раздела (в случае если в результате поверки прибора учета, проведенной после истечения срока межповерочного интервала, установлено, что прибор учета соответствует метрологическим требованиям) при представлении абонентом, транзитной организацией показаний приборов учета производится перерасчет количества поданной (полученной) воды.

5.6. В случае обнаружения при анализе архивов приборов учета нештатных ситуаций, имевших место во время работы прибора учета, расчет объемов количества полученной воды за период нештатных ситуаций производится в соответствии с технической документаций и методическими указаниями по расчету объема принятой воды, отведенных сточных вод при нештатных ситуациях в работе прибора учета, утверждаемых федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

5.7. В случае если узел учета размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства, абонента, транзитной организации, при расчете объема поданной воды учитывается величина технологических потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, которая определяется в соответствии с методическими указаниями по определению неучтенных расходов и потерь воды в централизованных системах водоснабжения, утверждаемыми федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

5.8. Количество воды, поданной в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с , утвержденных .

VI. Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

6.1. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;

2) в случае отсутствия прибора учета или неисправности (выхода из строя) прибора учета;

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которая эксплуатирует канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

В случае отказа представителю организации водопроводно-канализационного хозяйства в допуске к узлу учета до устранения такого нарушения сведения, предоставляемые абонентом, транзитной организацией о показаниях прибора учета, не могут считаться представлением показаний прибора учета.

6.2. При расчетном способе коммерческого учета сточных вод объем отведенных сточных вод принимается равным объему полученной воды из всех источников централизованного водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом V настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с частью VIII настоящих Правил. При самовольном подключении к централизованной системе водоотведения объем отведенных сточных вод определяется исходя из пропускной способности самовольно подключенных сетей, в соответствии с методическими указаниями по расчету объема отведенных (принятых) сточных вод исходя из пропускной способности канализационных сетей, утвержденных федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

6.3. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе, наряду с расчетными способами определения количества отведенных абонентом, транзитной организацией сточных вод, предусмотренными настоящими Правилами, определить это количество инструментальными измерениями с помощью переносных приборов учета, устанавливаемых на срок от 7 до 14 суток организацией водопроводно-канализационного хозяйства или другой организацией (при уведомлении абонента, транзитной организации). Если в результате указанных инструментальных измерений подтверждается расхождение с предоставляемыми абонентом, транзитной организацией данными о количестве отведенных ими сточных вод, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе оборудовать узел учета (установить прибор учета) на границе эксплуатационной ответственности по канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента, транзитной организации и производить определение количества принятых от данного абонента, транзитной организации сточных вод с помощью указанного узла учета. В этом случае коммерческий учет сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства. При этом абонент, транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства или по их указанию представителям иной организации к принадлежащим абоненту, транзитной организации канализационным сетям в целях проведения вышеуказанного инструментального измерения, а также для оборудования и монтажа узла учета (прибора учета) и снятия показаний прибора учета. Иные обязанности абонента, транзитной организации, предусмотренные настоящими Правилами, исполняет организация водопроводно-канализационного хозяйства самостоятельно.

6.4. Количество сточных вод, принятых от организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 .

VII. Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

7.1. Коммерческий учет горячей воды (теплоносителя) в закрытых системах горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

7.2. В случае отсутствия прибора учета горячей воды, объем отпущенной организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, горячей воды определяется равным объему полученной этой организаций холодной воды для ее подогрева и использования в целях горячего водоснабжения.

7.3. Требования к приборам учета воды, установленные настоящими Правилами, не распространяются на учет температуры воды, используемый для определения количества тепловой энергии.

VIII. Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

8.1. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом или с использованием приборов учета при его наличии в соответствии с методическими указаниями по расчету объема отведенных (принятых) поверхностных сточных вод, утверждаемыми федеральным агентством в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

IX. Проектирование узлов учета

9.1. Проектирование узла учета осуществляется абонентом, транзитной организацией на основании технических условий на проектирование узла учета либо, по соглашению сторон, организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

9.2. Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента, транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

9.3. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

1) требования к месту размещения узла учета;

2) требования к схеме подключения прибора учета и иных компонентов узла учета;

3) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений, уровню погрешности, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

9.4. Узел учета должен быть размещен на границе эксплуатационной ответственности или канализационных сетей или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором горячего водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке сточных вод или договором о подключении к централизованным системам водоснабжения, договором о подключении к централизованным системам водоотведения.

9.5. Абонент, транзитная организация до начала комплектации и монтажа узла учета представляет проектную документацию на оборудование узла учета на согласование в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, если в ходе разработки проектной документации на оборудование узла учета была выявлена необходимость отклонения от технического задания на проектирование узла учета, абонент, транзитная организация обязаны указать на такие отклонения при представлении проектной документации организации водопроводно-канализационного хозяйства.

9.6. Проектная документация на оборудование узла учета должна содержать:

1) место размещения узла учета;

2) схему подключения прибора учета и иных компонентов узла учета;

3) тип используемого прибора учета и подтверждение его соответствия подпункту 3 пункта 9.3 настоящих Правил .

9.7. Организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает проектную документацию на оборудование узла учета в течение 10 рабочих дней и письменно сообщает абоненту, транзитной организации о согласовании проектной документации или о наличии замечаний и необходимости доработки проектной документации. В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства не направила замечания в установленный срок, проектная документация считается согласованной без замечаний.

9.8. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе отказать в согласовании проектной документации на оборудование узла учета в случаях:

1) несоответствия проектной документации техническим условиям на проектирование узла учета;

2) нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

3) нарушения требований технической документации, установленных в отношении выбранного типа прибора учета.

9.9. При проектировании узла учета организацией водопроводно-канализационного хозяйства согласования проектной документации на оборудование узла учета не требуется.

9.10. Выдача технических условий на проектирование узла учета, допуск узла учета в эксплуатацию, пломбирование узла учета (прибора учета) осуществляется без взимания платы.

X. Допуск узла учета в эксплуатацию

10.1. Допуск укомплектованного и смонтированного узла учета и установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства от абонента, транзитной организации заявки на допуск узла учета в эксплуатацию. В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, заявка также направляется в транзитную организацию.

В заявке должны быть указаны:

1) реквизиты и контактные данные, включая номер телефона, лица, направившего заявку, а также копии документов, подтверждающих полномочия такого лица;

2) реквизиты (номер, дата заключения) договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора горячего водоснабжения, договора транспортировки воды, договора транспортировки сточных вод или договора подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения или водоотведения;

3) предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.

10.2. К заявке на допуск узла учета в эксплуатацию должны прилагаться:

1) согласованная проектная документация на оборудование узла учета;

2) копия паспорта на приборы учета;

3) копии документов о поверке приборов учета с действующим сроком поверки;

4) доказательства реализации особых условий, изложенных в технической документации на прибор учета;

5) для узлов учета питьевой и горячей воды - акт промывки узла учета (прибора учета).

10.3. Допуск узла учета в эксплуатацию осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства при участии представителя абонента, транзитной организации.

10.4. При допуске в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме к участию в допуске узла учета к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и водоотведения.

10.5. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, получившая заявку на допуск узла учета в эксплуатацию определяет представителей со своей стороны и, при необходимости, в течение 3 дней с даты получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета в эксплуатацию, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

10.6. При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

1) соответствие заводских номеров на приборы учета номерам, указанным в их паспортах;

2) соответствие узла учета проектной документации, в том числе схеме монтажа приборов учета, узла учета;

3) соответствие условий использования приборов учета, в том числе комплектации и монтажа узла учета, технической документации на используемые приборы учета и проектной документации;

4) наличие знаков поверки;

5) работоспособность прибора учета;

6) работоспособность устройств, обеспечивающих передачу данных (в случае их использования в составе узла учета).

Нарушение этих условий является основанием для отказа в допуске узла учета в эксплуатацию.

В случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным в эксплуатацию.

Одновременно с допуском узла учета в эксплуатацию осуществляется опломбирование узла учета (прибора учета).

10.7. При допуске узла учета в эксплуатацию на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета устанавливаются контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).

10.8. По результатам проверки узла учета организация водопроводно-канализационного хозяйства оформляет акт допуска узла учета в эксплуатацию, в котором указываются:

1) дата, время и адрес проведения проверки;

2) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимающих участие в проверке;

3) результаты проверки узла учета;

4) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета в эксплуатацию;

4) в случае отказа в допуске узла учета в эксплуатацию - основания для такого решения;

5) в случае допуска узла учета в эксплуатацию - показания прибора учета на момент завершения процедуры допуска узла учета в эксплуатацию и описание мест на узле учета, в которых установлены контрольные пломбы и их индивидуальные номера.

10.9. Акт допуска узла учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу лиц, принявших участие в допуске прибора учета, узла учета в эксплуатацию, и подписывается лицами, принимавшими участие в допуске прибора учета, узла учета в эксплуатацию.

6) врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;

7) истечения сроков поверки приборов учета.

11.4. Абонент, транзитная организация (организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая эксплуатацию узла учета) в случае выхода узла учета или прибора учета из строя обязаны обеспечить восстановление его работоспособности в срок, не превышающий 30 дней с момента выхода узла учета или прибора учета из строя. Демонтаж прибора, узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии организация водопроводно-канализационного хозяйства.

10.5. Абонент, транзитная организация (организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая эксплуатацию узла учета) в случае выхода узла учета или прибора учета из строя обязаны незамедлительно известить об этом организацию водопроводно-канализационного хозяйства (абонента, транзитную организацию) и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя, а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт, поверку приборов учета) в течение 30 дней.

11.6. Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, несет ответственность за надлежащее состояние и исправность узла учета и приборов учета, своевременную поверку приборов учета, сохранность знаков поверки и номерных пломб в соответствии с условиями договоров в сфере водоснабжения и водоотведения и другими договорами, заключаемыми между абонентом, транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

11.7. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана опломбировать прибор учета после его ремонта и (или) замены в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления абонента, транзитной организации о завершении ремонта и (или) замены прибора учета.

Информационного письма ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 следует, что фактическое исполнение обязательств свидетельствует о возникновении договорных отношений.

Поэтому в Вашей ситуации договорные отношения возникли, даже несмотря на отсутствие формально заключенного договора. Объем потребленного ресурса определяется либо по приборам учета, либо расчетным способом. При этом расчетный способ применяется при отсутствии приборов учета, выходе прибора учета из строя и т. д. ( ст. 20 Федерального закона).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист» .

Какими способами можно заключить договор

Сделки между юридическими лицами должны быть совершены в простой письменной форме за исключением тех сделок, которые требуют . Такое правило содержится в статьи 161 Гражданского кодекса Р. Ф. Кроме того, в ряде случаев есть дополнительное требование: сделку, совершенную в простой письменной форме, нужно .

Большинство договоров оформляются в виде одного документа, но далеко не всегда это обязательно. Есть лишь несколько случаев, когда закон предусматривает обязательную форму договора в виде подписания сторонами одного документа(). Это касается договоров:


  • продажи недвижимости();

  • продажи предприятия();

  • аренды здания или сооружения();

  • аренды предприятия();

  • страхования().

В остальных случаях у сторон больше возможностей. «Простая письменная форма» не означает, что это должен быть именно один документ, подписанный обеими сторонами. Закон предусматривает много способов для совершения двухсторонних(многосторонних) сделок в простой письменной форме. Помимо подписания единого документа, договор может быть заключен путем:


  • посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору();

  • подписания протокола о результатах проведения торгов. Он имеет силу договора в случае, когда предметом торгов было именно заключение договора, а не право на заключение договора();

  • присоединения к договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах();

  • совершения лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий по выполнению указанных в ней условий договора, в том числе по отгрузке товара, предоставлению услуг, уплате денежной суммы и т. д. (

Коммерческий учёт электроэнергии подразумевает под собой обеспечение финансового расчета между предприятиями, что производят и распределяют электроэнергию, а также конечными пользователями. Контролируют коммерческий учет электроэнергии сетевые организации. Коммерческий учёт был введён для взаиморасчёта за предоставленную электроэнергию и сопутствующие с этим услуги.

Определить объём фактической потери электроэнергии в каждом узле, в котором проходит энергия, помогут приборы учёта или измерительные комплексы. Под понятие измерительный комплекс попадают приборы учёта и измерительные трансформаторы напряжения и (или) тока, что имеют между собой соединения, составленные по определённой схеме. Данные комплексы измерят объём в определённой точке поставки.

Как происходит расчет

Чтобы осуществлять расчеты по оптовым объёмам рынка электроэнергии, основным требованием выдвигается наличие паспорта, иначе говоря, акта, о соответствии АИИС КУЭ техническим требованиям рынка. Ситуация розничного рынка немногим проще. Чтобы организовать коммерческий учёт в бытовых секторах хватает установки проверенного и технически исправного счётчика электроэнергии, который будет внесён в гос-реестр измерительных приборов. Для введения прибора учёта в эксплуатацию требуется вызвать сотрудника организации энергоснабжения для приёма и опломбировки контролирующего узла.

Сбором всех данных по коммерческому учёту занимаются сетевые организации, которые принадлежат каждая к своей сети. Сетевые организации имеют право на проведение проверок на соблюдение всех потребительских условий, что были в договоре на поставку. Со стороны сетевых организаций, законных владельцев, потребителей и производителей должен быть обеспечен доступ представителям сетевых организаций к контролирующим приборам, что расположены на территории балансовой принадлежности их электросетей. Это нужно для мониторинга состояния прибора и считывания показаний.

Требования к прибору учёта

Чтобы коммерческий учет электроэнергии был одобрен органами контроля, имеются определённые требования. Прибор учёта должен быть надёжным, так как, в противном случае будет высокий риск финансовых потерь, если какой-либо элемент измерительно-информативного прибора придёт в негодность. Неисправность счётчика всегда приводит к уменьшению результатов измерения, иначе говоря, недоучёту. Когда неисправность вовремя не обнаружена и не устранена – это способно приводить к большим финансовым потерям генерирующих, сетевых энергосберегающих или энергосбытовых организаций. Проблема в том, что в сеть крупных организаций может проходить более 1000 Квт*час. Всё это провоцирует огромные потери, а восстановления показаний при расчётных методах восстановления коммерческой информации обладает большей погрешностью, чем измерение прибором учёта.

Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии

На предприятиях, что производят и распределяют электроэнергию, для контроля электроэнергии используются автоматизированные системы АСКУЭ и АИСС КУЭ. Это достаточно удобно, так как системы коммерческого учета обеспечивают автоматический и дистанционный контроль за произведённой, транспортируемой и отпущенной электроэнергией с наиболее высокой точностью. Эта отрасль постоянно развивается, привнося новые приборы и более удобный интерфейс обмена данных, что в значительной мере упрощает работу с системой, снижает стоимость и делает доступной для всех уровней потребления. За счёт этого такие системы с каждым днём набирают всё большую популярность в промышленной и коммунальной сфере. Каждая из систем более подходит под свои особенности:

  • АСКУЭ – чаще используется для работы на рынке розницы;
  • АИИС КУЭ – чаще используется для работы на рынке опта.

Внедрение таких систем способно выполнить некоторые функции, а также обеспечить определённые возможности, такие как:

  1. Сбор и интервальная передача всех данных на сервер в автоматическом режиме;
  2. Длительное хранение информации;
  3. Доступ к аналитическим функциям, чтобы оптимизировать передачу или потребление электроэнергии;
  4. Обнаружение несанкционированного доступа к электроэнергии;
  5. Возможность удалённого подключения и отключения от сети потребителей.

Любая автоматизированная система должна соответствовать ГОСТ, потому их регистрация должна быть обязательной как и измерительного средства в гост-реестре. Аттестацию на узел, в который была подключена автоматизация, проводит орган контроля.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....