Петр 1 политика протекционизма 1724 мануфактуры. Промышленная реформа Петра I Великого - меркантилизм и протекционизм


Желательно рассматривать ре-формы в той же логической последовательности, что и их причины.

Говоря о военных реформах, необхо-димо выделить два аспекта:

1) вопросы комплектования рядового соста-ва. Решались за счет введения рекрутских набо-ров;

2) вопросы комплектования офицерских кад-ров и их обучение. Решались за счет введения для дворян обязательной пожизненной службы, организации военных школ и отправки дворян-ских детей для обучения за границу.

Экономические и налоговые ре-формы были тесно связаны с ведением воен-ных действий, необходимостью обеспечить ар-мию и флот вооружением:

Создание за государственный счет металлур-гических заводов на Урале;

Накопление золотого запаса внутри страны для финансирования войны (эти вопросы решали политика меркантилизма и протекционистская политика ).

Меркантилизм - экономическая полити-ка, направленная на обеспечение превышения экспорта (вывоза) товаров над их импортом (ввозом ) в целях увеличения золотого запаса страны. Протекционизм (протекционистская политика ) - экономическая по-литика, направленная на защиту отечественных купцов и производителей от иностранной конку-ренции. Заключалась, в частности, в установле-нии высоких таможенных пошлин на ввоз тех то-варов, которые в России производились (чугун, пенька, парусное полотно ), и низких - на ввоз тех, которые не производились;

Денежная реформа - уменьшение содержа-ния драгоценных металлов в монете;

Налоговая реформа - введение в 1718- 1724 гг. после переписи населения нового прямо-го налога в виде подушной подати (* Как рас-считывался ее размер?

Ответ: крестьяне должны были содержать армию, посадские люди - флот. Размер подати определили, разделив требуемую сумму на чис-ло лиц мужского пола каждого сословия по переписи. В итоге крестьяне должны были платить 74 коп. в год, посадские - 1 руб. 14 коп. ) и многочисленных кос-венных налогов.

Итоги: к 1725 г. доходы бюджета выросли в 4 раза.

(* За счет чего?

Ответ: за счет выявления новых источников дохода и увеличения количества налогопла-тельщиков.)

Административные реформы про-водились в целях максимальной централизации управления и усиления личной власти монарха. Их следует рассматривать в следующем порядке:

1) реформы местного управления. Их цель - переложить на органы местного управления рас-ходы по сбору налогов, наладить строгий конт-роль над доходами:

1699 - 1700 гг. - создание Ратуши в Моск-ве и земских изб в городах с целью переложить на них расходы по сбору налогов и пошлин;

1708 - 1710 гг. - первая областная рефор-ма: деление страны на восемь губерний с факти-чески диктаторской властью губернаторов. Со-здание двухзвенной системы: уезд - губерния;

1719 г. - вторая областная реформа, заме-на двухзвенной системы на трехзвенную: уезд - провинция - губерния

(* Чем была обусловлена необходимость ее проведения?

Ответ: огромные раз-меры губерний, слишком большие полномочия губерна-торов, недостаточная контролируемость их действий.).

Реферат: «Основные направления политики Императора Петра I как первого протекциониста»

1Экономическая политика Петра I………………………………………………….4
1.1 Экономическое развитие в период правления Петра I………………………..4
1.2 Промышленное производство……………………………………………… …..4
1. 3 Развитие торговли………………………………………………………… ….....6
1.4 Сельское хозяйство……………………………………………………… ………8
1.5 Финансовая политика………………………………………………………… ….9
Заключение…………………………………………………… ……………………..12
Список литературы…………………………………………………… …………….14

Введение

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян) , мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.

Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

На протяжении всей истории России предпринимались реформы в различных сферах. Не все реформы достигали поставленных задач, но были и достаточно успешные преобразования. Так на рубеже XVII - XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. Начало существенных перемен в жизни страны того времени тесно связаны с именем царя-реформатора Петра I.

В настоящее время в России также осуществляется реформирование экономики и финансовой системы, государственного устройства, проводится реформирование армии, судебной системы и многих других отраслей. Поэтому тема экономических реформ для России актуальна в любое время. В историческом плане экономическая политика Петра I представляет интерес в связи с тем, что за годы царствования Петра I произошли существенные изменения в экономике.

В данной работе будут рассмотрены вопросы развития отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, торговли; протекционизм и меркантилизм в эпоху Петра I, система налогообложения и ее реформа, централизация финансового управления.

Экономическая политика Петра I


1.1Экономическое развитие в период правления Петра I


Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Во время царствования Петра I Россия постоянно воюет с турками, со шведами, с персами. Не случайно, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

Постоянные войны выявили существенную нужду в деньгах, и Петр I должен был изыскивать новые источники государственных доходов. Забота о положении государственной казны привела Петра к мысли, что поднять финансы страны возможно только путем коренных улучшений народного хозяйства. Путь к таким улучшениям Петр I видел в развитии национальной промышленности и торговли. Новизна экономической политики заключалась в принятии мер по развитию торговли и промышленности. При Петре Великом стала господствовать концепция всемерного поощрения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе.

Петр I стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:
1) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;
2) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;
3) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;
4) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.


1.2 Промышленное производство


Войны с Турцией и Швецией выявили существенную отсталость России от европейских государств в военном и экономическом отношениях. Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактур, в первую очередь металлургических и железодетальных. До начала XVIII века Россия ввозила из-за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны его поставки оттуда прекратились.
Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по организации мануфактурного производства (крупные производства с разделением труда, квалифицированными мастерами и рабочими из числа крепостных крестьян). Казна сама организовывала мануфактуры (в первом десятилетии XVIII века промышленная и торговая политика государства характеризовалась его активным вмешательством в экономическую сферу). Создание "казенных" предприятий основывалось на том, что торговый капитал был еще слишком слабым и инертным для участия в рискованном деле создания новой промышленности и без помощи власти, ее поощрения дело обойтись не могло. Четыре больших завода на Урале стали в строй. Полным ходом шло строительство металлургических заводов в Олонецком крае. Проводились геологические работы по разведке полезных ископаемых. Строились новые железоделательные и медеплавильные заводы, обеспечивавшие заказы армии и флота. Сестрорецкий завод в Петербурге выпускал оружие, якоря, гвозди. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый в России сереброплавильный завод. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. Вместо 15 - 20 допетровских мануфактур за первую четверть 18 века было создано более 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

Благодаря стараниям Правительства Петра I за период с 1700 по 1725 год выплавка чугуна в стране увеличилась с 150 до 800 тыс. пудов в год; с 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а 1714 г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук.
Активно строились предприятия легкой промышленности. Сначала они создавались преимущественно в центральном районе и Москве. Прежде всего, росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. По размерам производства в столице выделялась парусно-полотняная мануфактура на Яузе, выпускавшая в год 200 - 250 тысяч аршин полотна и московский суконный двор, производивший в год 90 тысяч аршин сукна. Но постепенно Москва утрачивала значение единственного центра легкой промышленности. Суконное производство активно развивалось на Украине, в Казани, Мануфактуры в Калуге и Борисовке производили пеньку. Кроме полотняного и суконного производства в России в XVIII веке активно развивалось кожевенное, пороховое, стекольное, канатное, винокуренное производство, было налажено производство отечественной бумаги. К 1725 г. в стране работало 25 текстильных предприятий. Впервые были построены бумажные, цементные и сахарные заводы.
Сложилось региональное разделение труда. Так центром металлургии и металлообработки стали районы Тулы и Серпухова, Тихвина, Устюжны Железнопольской. Соль добывалась в Поморье. Ярославль, Вологда, Казань, Нижний Новгород славились обработкой кожи, Поволжье давало хлеб и т.д.
Знакомство с промышленными успехами Западной Европой (фабрики и заводы главных промышленных центров - Амстердама, Лондона, Парижа) произвело на Петра I большое впечатление. В то время в государственном и народном хозяйстве Западной Европы господствовала меркантильная система. Основная идея этой системы состояла в том, что каждый народ для того, чтобы не беднеть, должен сам производить все, им потребляемое, не нуждаясь в помощи чужестранного труда, а чтобы богатеть, должен вывозить как можно больше и ввозить как можно меньше. Эта экономическая идея оказала существенное влияние на экономическую политику Петра I. Он старался завести дома всевозможные производства, не обращая внимания на то, во что обойдется их заведение. По мнению историков, Петр I считал, что в первые годы новое домашнее производство обойдется и дороже заморского, зато потом, упрочившись, окупится. Петр I руководился двумя соображениями: во-первых, Россия не уступает другим странам, а превосходит их обилием природных богатств, еще не тронутых и не разведанных; во-вторых, разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами. Петр I очень мало рассчитывал на добровольную частную инициативу. При русской робости перед новым делом без правительственного принуждения Петр не надеялся добиться успеха в промышленности:
Петр I особое внимание уделял использованию опыта Западно-Европейских стран. Такое использование опыта шло по двум направлением: приглашение в Россию на выгодных условиях иностранных капиталистов, ремесленников, мастеров и т.д.; отправка русских людей за границу для обучения.
Необходимо отметить, что в связи с развитием торговли и промышленности, создания регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата требовали создания новой системы образования и подготовки большого числа специалистов. В 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии; была открыта Медицинская школа (1707 г.), также открывались инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

1.3 Развитие торговли


Примерно с конца 10-х годов произошли некоторые изменения в торгово-промышленной политике. Суть их заключалась в принятии различных мер по поощрению частного предпринимательства. Казна распространяла практику передачи государственных предприятий (особенно убыточных) частным владельцам или специально созданным компаниям. Она помогала им поставкой оборудования, присылкой специалистов, обучением рабочих. Изменения в экономической политике означали не смену принципов, а лишь изменение аспектов. Одна из причин такой "смены курса" (от "казенного" к частному предпринимательству) являлось стремление правительства втянуть в промышленную деятельность частный капитал. Если в начале века воздействие на экономику осуществлялось через систему запретов, монополии, пошлин, налогов, то с конца 10-х годов государство воздействовало на развитие экономики через административно-контрольную бюрократическую машину.
Для стимулирования предпринимательства правительство Петра I применяло льготы - казенные субсидии и ссуды. Петр I хотел, чтобы само устройство промышленности оправдывало такую правительственную заботу. Предприятия, выполнявшие государственные заказы, пользовались привилегированным положением. Они обеспечивались беспроцентной ссудой, инструментами и необходимой рабочей силой. Петр I старался приучить российских капиталистов действовать по-европейски, соединять капиталы, смыкаться в компании. До Петра I в России были выработаны несколько форм соединения промышленных сил: торговый дом в купечестве (союз неразделенных родственников, отца или старшего брата с сыновьями, младшими братьями, племянниками; не было ни складки капиталов, ни товарищеского совещательного ведения операций); различные виды складства (союзы для сбыта, а не для производства). В торговом доме основой союза служило родство, а в комиссионном складстве - доверие. Появились и первые артели, представляющие соединение капитала и труда.
Однако Петр I все эти союзы и объединения считал недостаточными средствами в международной торгово-промышленной конкуренции.
Петр I поощрял льготами фабричное и заводское предпринимательство. Например, основатели фабрики или завода освобождались от казенных и городских служб и других повинностей, иногда вместе с сыновьями и братьями, приказчиками, мастерами и их учениками; могли известное число лет беспошлинно продавать свои товары и покупать материалы, получали безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Мануфактур-коллегия обязана была следить за компанейскими фабриками, в случае их упадка расследовать причину и, если она оказывалась в недостатке оборотных средств, моментально оказывать помощь деньгами.
В первые годы XVIII века мануфактуры пользовались наемным трудом всех тех, кто избежал закрепощения и беглых крестьян. Но усиление в последующие годы крепостного права, розыска беглых крестьян и возвращение их владельцам, проведение первой ревизии сильно сократило число людей составлявших рынок рабочей силы. Невелико было и число крестьян, шедших на заработки в город, что также не могло обеспечить растущую промышленность наемным трудом.
В этих условиях правительство стало наделять мануфактуры принудительным трудом. К предприятиям приписывались государственные крестьяне, которые в XVIII веке составили значительную категорию приписных крестьян. Они отрабатывали в осенне-зимний период подушную подать и использовались на неквалифицированных работах. Квалифицированные работы на мануфактурах выполняли, по большей части, вольнонаемные.
В течение всего своего царствования он боролся с бегством крестьян, строжайше велел возвращать их к владельцам и штрафовать тех кто принял их к себе на работу. Однако в целях поддержания промышленности указом 18 июля 1722 г. он запретил отдавать с фабрик рабочих, даже если это были беглые крепостные. Фабрикант-купец получал возможность иметь обязательные рабочие руки. Все это дает понять то чрезвычайно привилегированное положение, в какое поставил Петр I класс мануфактурных и заводских промышленников. Промышленное производство Петр I ставил наряду с государственной службой, в некоторых отношениях даже выше ее, предоставил фабрикам и заводам право укрывать беглых, которым не обладали землевладельцы. В 1721 году был издан указ, разрешавший мануфактуристам покупать к своим заводам земли населенные крепостными крестьянами и использовать их для работы на заводе. Фабрика и завод при Петре I являются преемниками древнерусского монастыря: они получают значение нравственно-исправительных учреждений.
В то время существенными недостатками страдала финансовая система. Эта система, повышая налоги по мере увеличения нужд казны, отягощала народный труд, не помогая ему стать более производительным. В связи с этим мысль о подъеме производительности труда, как о необходимом условии обогащения казны, легла в основу экономической политики Петра. Он поставил себе задачей вооружить народный труд лучшими техническими приемами и орудиями производства и ввести в народнохозяйственный оборот новые промыслы, обратив народный труд на разработку не тронутых еще богатств страны. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. Были затронуты все отрасли народного хозяйства, в том числе земледелие (скотоводство, коннозаводство, овцеводство, шелководство, садоводство, хмелеводство, виноделие, рыболовство и т. д.). Но больше всего усилий Петр I потратил на развитие обрабатывающей промышленности, мануфактур, особенно горного дела, как наиболее нужного для войска.
Больших успехов добились русские изобретатели в области строительства гидротехнических сооружений, водяной обточке ружейных стволов, оптических инструментов. Были изобретены токарные и винторезные станки.
Далеко не все изделия, необходимые стране, ее населению могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжала играть ремесленное производство. Городские и сельские ремесленники производили железо (хотя по качеству оно уступало заводскому), башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т.п. Важнейшим ремесленным центром оставалась Москва, города на Волге - Ярославль, Нижний Новгород, Казань и другие города. В XVIII веке появились новые виды ремесел. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. По указу 1722 года мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились в подмастерья. В Москве одном из самых крупных центров ремесленного производства, насчитывалось 146 цехов, в которые входили 6800 человек. Создание цехов, с одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества.

Промышленные реформы — комплекс законов и преобразований в сфере промышленности, произведенные Петром I Великим с целью развитя мануфактурного производства.

Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Во внешней политике осуществлялось покровительство отечественной промышленности — поощрение экспорта и ограничение импорта, так как по качеству отечественные товары не выдерживали конкуренции.

Реформы в сфере промышленности

Суть и содержание промышленной реформы Петра I

Причины и цели:

  • Отсталость экономики Русского царства была вызвана серьезным отставанием в развитии промышленности
  • Модернизация вооружения армии, и обеспечиение строительства современно оснащённого военного флота было невозможно без соответствующего производства внутри страны
  • Для организации и развития промышленности требовались новые административные институты

Пётр I лично убедился в технологическом и кадровом отставании российской промышленности перед европейскими странами. Первым его шагом на пути развития промышленного производства было привлечение иностранных инженеров. В 1698 году, когда во время его возвращения из Великого посольства, вместе с царем прибыли тысячи различных мастеров. В 1702 году Петр I издал указ, приглашавший на службу в Россию иностранных специалистов, а русским послам пребывавшим в европейских странах было велено нанимать лучших из возможных конструкторов.

Восприняв западные промышленные традиции и экономические принципы, царь сосредоточился на двух основных пунктах

Меркантилизм

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, а также обеспечение максимума производимых для внутренних нужд товаров с сокращением продаваемых другим странам первичных ресурсов.

Протекционизм

Поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров — введение запретительных (чрезмерно высоких) пошлин на конкурирующие товары, монополизация государством добычи или производства.

Царю необходимо было решить следующие задачи:

  • Ликвидировать недостаток инженеров и квалифицированных мастеров,
  • Организовать поиск, добычу и переработку первичных руд, а также производство конечной продукции,
  • Обеспечить фабрики и заводы рабочей силой
  • Защитить зарождающееся отечественное производство от конкуренции с высокотехнологичными иностранными товарами

Еще до первой поездки за границу Петр велел разведать всякие руды на Урале. Вернувшись с нанятыми горными инженерами и мастерами, он, ободренный благоприятными поисками и опытами, показавшими, что железная руда давала чистого доброго железа почти половину своего веса, построил в 1699 г. на реке Невье, в Верхотурском уезде, железные заводы, на которые казна истратила 1541 рублей, да на наем рабочих собрано было с крестьян 10 347 рублей.

Приглашенные иностранные специалисты не только организовывали производство и проектировали заводы, но и брали учеников среди людей, отобранных из всех свободных сословий, а также крепостных, получивших отпускные документы у помещиков. Добровольцев для обучения не хватало (труд на заводах и фабриках был слишком тяжел), поэтому с 1720-х годов стали обучать и беглых крестьян, но только не солдат. Кроме того, сам Петр I указами производил наборы учеников, а также отправлял дворянских детей заграницу для обучения.

Приписные крестьяне

В 1703 царь подписал указ о приписных крестьянах — новых тип крепостных вместо выплаты подушной подати обязывался работать на заводах и фабриках. Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, то есть навечно. Формально эти крестьяне оставались собственностью государства, но на практике владельцы фабрик использовали и наказывали их как своих крепостных. На эксплуатации приписных крестьян была основана экономика горной и металлургической промышленности, в частности, Алтайского горного округа. Тяжёлое положение вызывало побеги, волнения и восстания приписных крестьян

Субсидии государства

Получила широкое распространения практика строительства производственных мощностей за казённый счет с последующей передачей их в частные руки. При этом царь и определённые им люди следили за развитием предприятий, и в случае неудовлетворительных результатов провинившийся фабрикант мог быть лишён имущества, сослан на каторгу или даже казнён.

В промышленной политике прослеживаются два этапа:

  • 1700-1717 гг. – главный основатель мануфактур – казна;
  • с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица.

В Олонецком краю на берегу Онежского озера в 1703 г. построен был чугунолитейный и железоделательный завод, ставший основанием г. Петрозаводска. Вслед за тем возникло несколько железных и медных заводов, казенных и частных, в Повенце и других местах края. Особенно широко развернулось горное дело в нынешней Пермской губернии; в этом отношении Урал можно назвать открытием Петра.

Понимая необходимость как можно быстрее организовать поступления в армию нового снаряжения и вооружения, Петр I давал фабрикантам различные привилегии — их семьи освобождались от государственной службы, были подсудны только суду Мануфактур-коллегии, не платили личных податей, были освобождены от обязанности размещать на постой войска и получали право привозить из-за границы любые товары нужные для производства.

Берг-привилегия

Указом от 1712 г. Петр I основал оружейное производство в г. Туле. Но в следующие несколько лет стала очевидной нехватка первичных продуктов обработки металла в которых остро нуждалась промышленность. Поэтому изданная в 1719 году «Берг-привилегия» давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, с обязательной выплатой «горной подати» в 10% стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производилась добыча и обработка ресурсов.

Введение категории посессионных крестьян

В 1721 году Петр I разрешил фабрикантам, жаловавшимся на массовые побеги крестьян с фабрик и нехватку рабочих рук, выкупать целые деревни для обслуживания заводов, при условии, что впоследствии эти крестьяне могут быть проданы только вместе с производством. Таким образом была сформирована еще одна категория крестьян — посессионные . Эта бесплатная рабочая сила была, фактически, живым инвентарём той мануфактуры, к которой была приписана.

Крепостные работники фабрик получали вместо оплаты только пропитание и одежду. Свободным людям платили деньги, на казённых фабриках обыкновенно помесячно, а на частных сдельно.

До 1724 года Пётр I проводил политику протекционизма по отношению к промышленности, запрещая или ограничивая ввоз иностранных товаров, аналоги которых начинали производить в Российской империи. Даже внутри страны вводились монополии на производство и продажу определенных продуктов, с целью ускорить развитие какой-то одной недавно открывшейся фабрики.

К концу правления Петра I выплавка чугуна достигла 7 миллионов пудов, меди — 200 тысяч пудов. Были начаты разработки серебра и золота.

Новые административные органы для развития промышленности

Учрежденные Петром I среди прочих коллегий Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

  • Берг-коллегия — развитие горнодобывающей промышленности
  • Мануфактур-коллегия — развитие текстильной, деревообрабатывающей и прочих видно легкой промышленности
  • Коммерц-коллегия — отвечала за организацию торговых отношений
  • Главный магистрат — совмещал в себе функции промышленной и торговой администрации на уровне города

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники. Каждый цех возглавлял утвержденный магистратом мастер, который оценивал выпускаемую ремесленниками продукцию и мог уничтожить товар, если тот был недостаточно качественным. Также было запрещено продавать товар не имеющий личного клейма конкретного ремесленника.

Качество продукции

Однако, за исключением продукции предназначавшейся для оснащения армии и флота (за плохое качество которой поставивший её фабрикант лишался производства, и мог быть сослан на каторгу или казнен), большая часть производимых в стране товаров были плохого качества и существенно уступали иностранным аналогам.

Итоги и результаты реформ в области промышленности

Возможно, промышленная реформа Петра I не создала качественно превосходящих западные аналоги производств, но абсолютно точно заложила основу для последующего развития страны и позволила обеспечить войска современным вооружением.

Петр оставил после себя 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Больше всего заботили его производства, связанные со снабжением армии, полотняное, парусинное, суконное: в 1712 г. он поставил главной задачей легкой промышленности обеспечить потребность армии, чтобы «не покупать мундиру заморского», но до конца его жизни это осуществить не успели. Также в России возникли новые отрасли: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Вопрос № 10. Петровская вестернизация системы государственного управления.

При Петре I (1682-1725 гг.) произошла модернизация (обновление по западному образцу или «вестернизация») всех сторон жизни Росси, в том числе и государственного аппарата.

5) «Табелью о рангах» 1722 г. окончательно было уничтожено местничество и постепенное продвижение чиновников по служебной лестнице из 14 рангов («иерархия») зависело теперь от личных заслуг, а не родовитости. 6) Для контроля над колоссально разросшимся государственным аппаратом были учреждёны: 1. «фискалат» (тайный, оперативный контроль)-1711 г. и поставленная над ним 2. прокуратура (гласный, служебный контроль)–1722 г. во главе с генерал-прокурором. 7) Церковь из относительно автономной организации возглавляемой патриархом превратилась в часть государственного аппарата, возглавляемую назначенным монархом Синодом, функционировавшим на положении коллегии под контролем обер-прокурора. На церковь был возложен ряд государственных задач (идеологическая работа с населением, регистрация актов гражданского состояния и т. д.). 8) Появилась регулярная (постоянная) полиция и армия, комплектуемая путём рекрутского набора с определенного количества мужских «душ» горожан и крестьян, служивших пожизненно, возглавляемая офицерами из дворян, имеющая единообразное обмундирование, вооружение, уставы.

В процессе экономической модернизации страны, выразившейся в её индустриализации (т. е. в построении собственной промышленной базы), проводившейся Петром I можно выделить 2 основных направления:

1) Меркантилизм – политика накопления денег в государстве за счёт достижения активного торгового баланса (превышения вывоза над ввозом). 1. В рамках этой политики произошло становление индустриальной базы страны. Прежде всего – за счёт строительства новых мануфактур (предприятий основанных на разделении ручного труда). К особенностям российской промышленности относилось: а) огромная роль государственного сектора в промышленности (сначала мануфактуры основывало государство); б) жёсткое регулирование промышленности государством (через «госзаказ», цены на товары и т. д.); в) преобладание не наёмного, а принудительного труда (а. приписных крестьян – государственных крестьян, которых государство прикрепляло к мануфактурам и б. посессионных крестьян – частновладельческих крестьян которых владельцам мануфактур разрешалось покупать у помещиков только для работы на данном предприятии). 2. Развитие торговли: а) совершенствование путей сообщения; б) рост международной торговли вследствие получения выхода к Балтике. Особенностью российской торговой политики было жёсткое регулирование торговли государством (через госмонополии, возложение на купцов обязательств торговать определёнными товарами в определённых местах, по определённым ценам и т. д.).



2) Протекционизм – политика ограждения молодой российской промышленности от иностранной конкуренции путём оказания «покровительства» мануфактурному производству (обеспечения сырьём, рабочей силой, уменьшения налогообложения) и проведения соответствующей таможенной политики. Последняя заключалась в установлении больших пошлин на экспортируемое сырьё и импортируемые промышленные товары и незначительных пошлин на импортируемое сырьё и экспортируемые промышленные товары.

3) Итоги петровской индустриализации: 1. К концу правления Петра в России количество мануфактур увеличилось в 10 р. (ок. 200). Это позволило России полностью обеспечить армию отечественным оружием и превратиться из страны ввозящей почти все промышленные изделия в страну, вывозящую некоторые промышленные изделия (чугун и полотно). 2. Объём российской торговли (особенно международной) вырос в несколько раз. России удалось добиться активного внешнеторгового баланса (двойного превышения вывоза над ввозом). 3. Однако государственно-монополистический и крепостнический характер промышленности и экономики в целом обрекал их на постепенную стагнацию и отставание в будущем.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...