Реформы витте. Экономическая политика С.Ю


Становление Российского централизованного государства (14 - середина 16 века)
  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
  • Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
Укрепление Российского централизованного государства (вторая половина 16 века)
  • Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
Российское государство в 17 веке
  • Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
  • Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
Российская империя в 18 - первой половине 19 века
  • Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
  • Внешняя политика России в период провозглашения империи
Российская империя в 18 веке
  • "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
Россия в первой половине 19 века
  • Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
  • Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
Развитие России в пореформенный период
  • Социально-экономическое развитие страны и его особенности
Россия на рубеже 19 - 20 веков Общественно-политические процессы в России в конце 19 - начале 20 века
  • Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
  • Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
  • Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
Россия в 1917 году: выбор исторического пути
  • Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
Гражданская война в России Советское государство в 1921 - 1945 годах
  • Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
СССР во второй половине 20 века (1945 - 1985 годы) Отечество накануне нового тысячелетия
  • Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
  • Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. - 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С. Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом - в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках - до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX - начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г., в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы - от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг., возросла на 37,5 %, кукурузы - на 44,8 %, ячменя - на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов. Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет - 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции - промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным. Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе - все это мешало реализации такой возможности.

внешний политика витте экономический

  • · Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии.
  • · К началу XX в. экономическая платформа Витте в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза.
  • · Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; он выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дел.
  • · По инициативе Витте осуществлены крупные экономические мероприятия: в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Отныне торговля водкой производилась только в казенных винных лавках. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день.
  • · Также в 1894 г. сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и в 90-х годах было развёрнуто железнодорожное строительство.
  • · В 1897 году осуществлена денежная реформа, согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Министр финансов тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых в мире.
  • · Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.
  • · В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.
  • · С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике.
  • · В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине.
  • · По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было закрыто, после этого последовало увольнение министра финансов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внешне-политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв. Экономическая политика С.Ю.Витте: цели, методы, результаты

Чудиновских Дарья

Студентка ЭУИС 1-8

Внешне-политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв.

В конце XIX-начале XX в. Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась её географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами, а также ее военным потенциалом и богатейшими ресурсами.

В выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, а впоследствии П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла мирные инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). С другой стороны, часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (А. М. Безобразов («Безобразовская клика»), А. П. Извольский, С.Д. Сазонов).

Россия была аграрной страной, где 2/3 населения проживало в сельской местности, с уникальной, многонациональной культурой и с ужасающей неграмотностью населения. В экономике России, которая была страной второго эшелона капитализма, в свою очередь были представлены экономические уклады и элементы различных формаций.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.

Основные направления внешней политики России:

· Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией -- за влияние на Балканах.

· Южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.

· Дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае. В 1891 г. было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги, имевшей стратегическое значение. В 1896 г. был подписан договор о строительстве КВЖД. Эти договоры сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае. В 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк. В 1898 г. Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Далянем (Дальним). Военно-морское присутствие России в бухте Циньхуандо позволяло ей проводить активную политику как в Китае, так и на корейском полуострове. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию на подавление восстания «Ихэтуань». Русско-японские переговоры 1903 г. о судьбах Маньчжурии и Кореи зашли в тупик, так как обе стороны стремились к полному господству в Маньчжурии.

Миротворческие инициативы России и Гаагская конференция 1899 года

Была созвана в столице Голландии Гааге. В ней приняли участие 26 стран Европы, Азии и Америки. Ими были взяты на себя следующие обязательства:

· не использовать удушливые и отравляющие газы (Германия впоследствии нарушила - Ипр (иприт))

· не применять газосодержащие снаряды и гранаты

· не использовать разрывные пули

Руководителями российской внешней политики на тот момент были Н.К. Гирс, А.Б. Лобанов-Ростовский, В.Н. Ламздорф.

Дальневосточная политика России. Экономические, военно-стратегические и политические причины усиления внимания русских правительственных кругов к Дальнему Востоку в конце XIX в. Освоение новых земель в Приамурье и Приморье, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, создание Тихоокеанского флота. Русско-китайский договор 1896 г. об оборонительном союзе. Строительство Китайско-Востойчной железной дороги. Договор с Китаем 1898 г. об аренде Порт-Артура. Участие России в подавлении народного восстания (Ихэтуань) в Китае в 1900 г. Разногласия в русских правительственных кругах по вопросам дальневосточной политики.

Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX вв.

· На рубеже XIX--XX вв. Россия являлась страной со средним уровнем развития капитализма. Сохранение в экономике пережитков феодализма, обусловливали противоречивое, нестабильное развитие общества. Но если по ряду важнейших экономических показателей Россия отставала от передовых стран, то по темпам развития промышленности превосходила их.

· В стране создавались мощные монополистические объединения картели, синдикаты.

· Динамика промышленного развития России в 1893-1913 гг.

· Промышленный подъем 1893-1899 гг. Рост промышленности, торговли, финансово-банковской системы, развитие железнодорожной сети.

· Кризис 1900-1903 гг. и его особенности.

· Депрессия 1904-1908 гг.

· Новый промышленный подъем 1909-1913 гг.

· Особенности сельского хозяйства в России в начале XX в.

· Капитализация помещичьего и крестьянского хозяйства.

· Социальные противоречия в деревне.

· Обострение борьбы крестьянства с помещиками за землю.

· Развитие кооперативного движения.

· Первые кооперативные организации в России были основаны представителями интеллигенции.

· Рост населения России в 1897-1913 гг.

С.Ю.Витте: цели, методы, результаты

внешний политика витте экономический

· Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии.

· К началу XX в. экономическая платформа Витте в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза.

· Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; он выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дел.

· По инициативе Витте осуществлены крупные экономические мероприятия: в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Отныне торговля водкой производилась только в казенных винных лавках. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день.

· Также в 1894 г. сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и в 90-х годах было развёрнуто железнодорожное строительство.

· В 1897 году осуществлена денежная реформа, согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Министр финансов тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых в мире.

· Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.

· В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.

· С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике.

· В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине.

· По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было закрыто, после этого последовало увольнение министра финансов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Периодизация экономического развития России в конце XIX - начале XX века. Состояние и развитие банковской системы. Социальная политика на рубеже XIX- XX веков. Сущность экономической реформы С.Ю. Витте. Социально-экономическое развитие Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Экономика Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их итоги. Общественно-политическое положение в обществе и внешняя политика в 1903-1906 гг. Сравнительная характеристика реформ Витте и Столыпина.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Экономическая политика царского правительства в конце XIX – начале ХХ века. Биографические сведения о семье и жизни Витте, факторы формирования его мировоззрения и характера. Становление и развитие "Системы Витте". Деятельность Витте как дипломата.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Основные направления Дальневосточной политики России в конце XIX века и ее результаты. Внешнеполитическая доктрина Витте. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Причины Русско-японской войны, ход военных действий, итоги и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX веков, состояние и развитие армии и флота империи. Активное привлечение армии к решению внутриполитических вопросов страны и его результаты. Влияние милитаризма на экономику страны.

    реферат , добавлен 08.08.2009

    Самодержавная форма правления и экономический прогресс России. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX века. Политическое положение в Европе. Мирные инициативы Николая II. Русско-японская война, итоги и последствия. Реформы П.А. Столыпина.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Изучение места России в мировой цивилизации как страны "второго эшелона". Политическая система и социально-классовая структура общества. Особенности развития капитализма. Внутренняя и внешняя политика царизма. Кризис самодержавия. Реформы С.Ю. Витте.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Основные сведения о жизни и образовании графа С.Ю. Витте, начало государственной службы. Концепции экономической платформы и принципы управления государственными финансами по программе Витте. Роль реформ и внешней политики Витте в экономике России.

Реформы в налоговой системе

Бурно развивающаяся страна требовала всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири. Но главное - Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

  • · поземельный налог
  • · налог с недвижимости
  • · налог на денежные капиталы
  • · квартирный налог
  • · промысловый налог

Самая большая проблема всех этих налогов - обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета, хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всего дохода России.

Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, в которой планировалось использовать более современные методы нежели те, что были распространены на тот день.

Наилучшим выходом мог бы стать прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова.

После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде процентного сбора с прибыли.

Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Так же был установлен государственный квартирный налог, представляющий собой принципиально важное нововведение.

Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара - российский народ - защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора - с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов.

Денежная реформа и зарубежные займы

Конец ХIХ века охарактеризовался в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Реформа способствовала стабилизации рубля и привлечению иностранного капитала. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народному хозяйству выдержать сильнейшие потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидный застой финансовой структуры и самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его реформаторских усилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его предшественников на посту главы финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени его успех обеспечивала поддержка, которую получали предложения и проекты Витте. Без покровительства же императора Николая II многие предложения Витте не могли бы воплотиться в жизнь. Сама идея укрепления рубля переходом на золотое обеспечение отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов.

Уже в самом начале своего пребывания в должности министра финансов С.Ю. Витте объявил об использовании государственного вмешательства в экономическую жизнь страны для преодоления её отсталости. Чтобы осуществить эту стратегическую цель необходимо было решить важнейшие задачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле индустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добиться сколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной.

Рубль кредитный, ставший основой денежного обращения еще с середины ХIХ века, служил объектом спекулятивных манипуляций за границей. Положение бумажных денег не было прочным и внутри страны.

В 70 - 80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом. Для ликвидации ненадёжности финансовой системы требовалось найти надежный металлический эквивалент, которым уже давно служило серебро. Однако начиная с 70-х годов его цена неуклонно падала. Государство стремилось всеми силами поддержать рубль и с этой целью искусственно ограничивало эмиссию бумажных денег. Между тем в это время отчётливо был виден несомненный экономический прогресс. Однако количество денег было недостаточным для потребностей населения и государства. Нужны были решительные действия, чтобы изменить подобное положение.

Первоначально Сергей Юльевич был сторонником укрепления кредитного рубля посредством административного контроля. Но довольно быстро министр финансов понял, что такие меры малоэффективны и что необходима качественная перестройка всей финансовой системы.

Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательно решить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото).. Введение золотого обращения в этом отношении представлялось предпочтительней, и Витте постепенно стал убеждённым сторонником монометаллизма.

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента.

Несмотря на предпринятые меры, золотая монета очень медленно утверждалась в качестве основного платежного средства. Это объяснялось и отсутствием привычки к ней у населения, и очевидным неудобством золотой монеты при крупных платежах и пересылке.

Деятельность Министерства финансов и конкретно Витте стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Однако весомых аргументов у противников золотого рубля практически не было. Нападки базировались почти исключительно на эмоциях.

Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как изменения в финансовой системе отразятся во внутренней хозяйственной деятельности.

Кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 коп. золотом. В 1896 г. разменный фонд был составлял 500 млн. руб. Этого было достаточно для развёртывания обмена и введения золотой монеты в широкое обращение.

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале “15 рублей” и на полуимпериале “7 рублей 50 копеек”. Закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения.

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, новая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 года.

Золото довольно быстро утвердилось в качестве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. Вплоть до Первой мировой войны России удалось сохранить важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.

Реформы в железнодорожном хозяйстве

Приведение в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В России времён Витте более 75% всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее четверти принадлежало государству. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития.

Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положения и с помощью различных политических приёмов поддерживал отечественного производителя.

Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте - выкуп убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной, и только 1/3 - дороги, приносившие какой-никакой доход - находилась в собственности негосударственных организаций 1 . В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход: к 1898г. железные дороги принесли стране почти 20 млн. руб.

Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. В дальнейшем политика Витте была направлена на национализацию железных дорог, причём не только убыточных, как это было раньше. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм. За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (самой протяжённой магистралью являлась Транссибирская) и к середине 1902г. общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий.

Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию страны, экспансии России в Сибири и на Дальнем Востоке. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России. Одновременно со строительством железных дорог в России получили импульс к развитию такие сопутствующие отрасли как металлообработка, производство рельсов, паровозостроение, а также интенсивно развивалась угледобыча.

Реформы в промышленности

Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В царствование Александра III политика правительства в этой области носила сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки».

Рост забастовочного и революционного движения служил достаточно убедительным доказательством его несостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженности на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного законодательства. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях, о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, о введении на фабриках и заводах института фабричных старост. Таким образом Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.

Введение винной монополии

По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.

В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством.

К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...