Нормы проектирования и строительства для детских садов: особенности, актуализация, современные требования. Архитектурно-планировочные решения зданий детских дошкольных учреждений


По состоянию на начало 2015 г. в очередях в детские сады стояло более 400 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Чтобы разместить всех желающих требуется порядка 2-3 тыс. детских садов, и по планам федеральных властей этот дефицит будет восполнен уже в ближайшие годы. Строительство новых зданий должно вестись в соответствии с архитектурными и инженерными трендами. При реализации проектов важно учитывать строгие действующие строительные нормы.

Советское наследие и российские реалии

СТАТИСТИКА

Уже сейчас во многих регионах проблема нехватки детских дошкольных учреждений успешно решается. Например, в Москве до конца 2015 г. будет построено 33 детских сада общей вместимостью 6250 человек. Также в 2015 г. в Казани появилось 20 детсадов на 3210 мест. Также в число лидеров по вводу образовательных объектов для маленьких граждан попали Краснодарский край и Карачаево-Черкесия.

В 1950-1970-х гг. к строительству дошкольных образовательных учреждений подходили с особой тщательностью. Сформировалась полноценная и всесторонняя нормативная база, касающаяся проектирования, возведения и функционирования детских садов, на основе которой после 1990-х гг. были разработаны соответствующие СНиПы и СанПиНы. На тот момент вводимые требования были вполне прогрессивными, могли соперничать с нормативами европейских стран, а в ряде аспектов даже превосходили их - например, по жёсткости подходов к обеспечению безопасности и здоровья детей.

В настоящее время базовыми документами при проектировании детских садов являются СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В регионах также действуют территориальные стандарты (ТСН), учитывающие особенности района. Так, в Москве актуальная редакция местных строительных стандартов - это МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения».

Эксперты отмечают, что нынешние нормы от редакции к редакции становятся всё мягче. К примеру, практически все детские сады советской эпохи были не выше 2 этажей, что объяснялось требованиями противопожарной безопасности и возможностью быстрой эвакуации детей. Третий этаж допускался, но там могли размещаться только хозяйственно-бытовые и подсобные помещения. Сейчас же, в связи с дефицитом свободной земли под застройку, в нормах есть послабление: на верхнем уровне могут размещаться группы для детей старшего дошкольного возраста. «Подобное решение накладывает дополнительную ответственность на проектировщиков. Им нужно грамотно вписать пути эвакуации с верхних этажей в объёмно-планировочное решение, очень тщательно отнестись к выбору противопожарного оборудования, - считает Роман Марихбейн, руководитель по развитию бизнеса Департамента промышленного оборудования компании «ГРУНДФОС» . - Кстати, здесь уже никаких послаблений в ГОСТах нет - напротив, только ужесточение. Так, в 2014 г. был принят новый документ, регулирующий использование средств пожарной автоматики, после чего ответственные производители пересмотрели выпускаемые линейки. Например, у нас появилась новая установка HydroMX 1/1, соответствующая всем действующим правилам».

Ещё одно послабление в текущих условиях - новые санитарные правила, учитывающие плотность городской застройки. Они допускают размещение детских садов во встроенных в жилые дома помещениях и пристройках к ним. Хотя на практике подобные решения всё же встречаются редко - «мейнстримом» остаётся расположение дошкольных учреждений в отдельно стоящих зданиях.

Фокус на экономию

При всей продуманности советских норм, как и прочие строительные стандарты того времени, они не отличались стремлением к энергосбережению, так как существовавшие технологии не позволяли значительно снижать энергетические потери. Наиболее распространёнными стали здания из сборного железобетона, а также кирпичные детские сады, построенные по так называемому принципу колодцевой кладки, где между несущим и облицовочным слоями кирпича средним слоем установлен утеплитель. Как правило, в качестве теплоизоляционного материала использовалась стекловата отечественного производства, которая теряла свои свойства под воздействием влаги. Картину дополняли деревянные окна с одинарным остеклением в раздельно-спаренных переплётах, через которые осуществлялся пассивный приток воздуха.

Самая заметная тенденция нашего времени - использование многослойных систем утепления внешних стен. Она позаимствована у Западной Европы, где вопросам энергоэффективности зданий уделяют огромное внимание. «Вентилируемые или штукатурные фасады с высокоэффективными теплоизоляционными материалами стали практически стандартом для вновь возводимых детских садов: только с их помощью можно соблюсти ужесточённые требования к термическому сопротивлению ограждающих конструкций, - считает Александр Будченко, руководитель технической службы направления «Минеральная изоляция» компании ТехноНИКОЛЬ . - Для детских садов мы рекомендуем использовать утеплители на основе каменной ваты: благодаря своему природному происхождению данный материал отличается не только хорошими теплоизоляционными свойствами, но и высокой экологичностью и пожарной безопасностью».

Другими энергосберегающими решениями, получившими распространение в последние годы, являются пластиковые окна с герметичными стеклопакетами и приточно-вытяжные системы вентиляции с рекуперацией тепла. Кроме того, сейчас в фокус строителей попало энергоэффективное оборудование для инженерных систем. Известно, что на долю насосов может приходиться до 70% от всего энергопотребления здания, и потенциал экономии здесь огромен: по данным специалистов компании «ГРУНДФОС», затраты можно сократить на 20-60%. Главное - при реконструкции или строительстве заложить в проект современное оборудование.

Именно так было сделано в г. Красноуфимске Свердловской области при возведении детского сада на 270 мест по ул. Олимпийской. Наряду с привычными мерами: утеплённым фасадом и энергосберегающими окнами - проектировщики приняли решение использовать экономичное насосное оборудование GRUNDFOS. В частности, для создания необходимого напора во внутренних сетях хозяйственно-питьевого водопровода детского сада смонтирована повысительная установка Hydro MPC-E. Она состоит из трёх насосов с частотно-регулируемыми приводами и «интеллектуальной» системы управления. Благодаря встроенным контроллерам оборудование измеряет параметры системы в режиме онлайн и регулирует работу насосов в соответствии с ними. Во время дневного сна и прогулок, когда в здании вода нужна только на кухне, оборудование работает с небольшой производительностью, потребляя мало энергии. Как только к нагрузке на сеть водоснабжения добавляются ещё умывальники и санузлы, установка «прибавляет» производительности. Таким образом, установка не работает на полную мощность постоянно, что приводит к сокращению энергопотребления и, как следствие, снижению финансовых затрат.

Ещё одним проектом, иллюстрирующим возможности энергосбережения, является детский сад с бассейном по ул. Старая Басманная в Москве. Его особенность - наличие индивидуального теплового пункта (ИТП), предназначенного для тепло- и водоснабжения здания. В системе отопления задействованы одни из самых современных на сегодняшний день циркуляционных насосов - GRUNDFOS серии MAGNA1. Благодаря 9-ти встроенным режимам управления можно выбрать вариант работы, больше всего соответствующий текущим условиям использования оборудования. По данным специалистов компании «Моспроект-2», занимавшейся проектированием и строительством данного детского сада, насосы позволили оптимизировать энергозатраты.

Инновации в комплексе

Сегодня немало примеров, когда на объектах воплощаются современные европейские подходы с учётом жёстких норм по строительству дошкольных учреждений. Иногда для реализации интересных и нетривиальных проектов девелоперам приходится искать компромиссы, вплоть до разработки индивидуального подхода к каждому объекту. Так поступили при возведении инновационного комплекса, состоящего из школы и детского сада, в московском районе Западное Дегунино. По словам Александра Плутника, замминистра строительства и ЖКХ РФ, концепция двух учреждений вместимостью 550 и 530 детей соответственно не вписывалась в действующие нормативы, и для их возведения пришлось разрабатывать специальные технические условия.

Возведение зданий велось с применением новейших разработок российских компаний: энерго- и ресурсосберегающих, экономически эффективных, долговечных и экологически безопасных материалов и технических решений. В частности, для утепления кровли и подвала здания использовался пеностекольный щебень, высокоэффективная система очистки и обеззараживания воздуха «Аэролайф», стойкое декоративное экологически чистое флок-покрытие «Времена года».

Также на объектах была предусмотрена система автоматического управления отоплением и вентиляцией в зависимости от времени суток. Для снижения нагрузки на электросеть применена система энергосбережения Sunways, состоящая из установленных на кровле здания солнечных модулей. Кроме того, светодиодное освещение позволило снизить энергопотребление более чем в 10 раз по сравнению с обычным освещением.

В России появляется всё больше детских дошкольных учреждений, построенных в соответствии с тенденциями мировой архитектуры и оснащённых по последнему слову техники. Положительный опыт реализованных проектов может стать катализатором, который ещё больше ускорит совместную работу властей и девелоперов.

Введение

Типы зданий детских дошкольных учреждений

Функциональный процесс

Особенности объемно-планировочного решения

Композиция зданий детских дошкольных учреждений

Особенности конструктивного решения

Конструкции зданий детских дошкольных учреждений

Особенности технико-экономической оценки проектов детских дошкольных учреждений.

Комплексная технико-экономическая оценки.

Влияние компактности зданий детских дошкольных учреждений.

Список литературы.

Введение.

Строительство детских дошкольных учреждений – одна из важнейших отраслей массового жилищно-гражданского строительства. Оно достигла в среднем 15% от общего объёма строительства объектов культурно – бытового назначения, занимая второе место (после общеобразовательных школ) среди общественных зданий.

Таким образом, создание наряду с другими массовыми типами общественных зданий рациональных типов зданий детских дошкольных учреждений, полностью отвечающих всему комплексу современных требований, - важная задача современной архитектуры. Успешное решение этой задачи возможно только на основе глубокого и всестороннего изучения богатого отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации зданий детских дошкольных учреждений, на основе широкого развития научно-исследовательских и экспериментально-проектной работы.

В области проектирования и строительства зданий детских дошкольных учреждений в России и за рубежом ведутся значительные научные исследования, охватывающие разные стороны этой проблемы.

Строительство детских садов, яслей, а так же комбинатов в СССР было взаимосвязано со строительством жилых районов, кварталов и села. Количество детских дошкольных учреждений и их вместимость рассчитывалось из количества людей проживающих в данной селитебной структуре. По этому острого дефицита мест в детских дошкольных учреждений не испытывалось.

Сейчас, когда детские дошкольные учреждения перешли из ведомственного подчинения в муниципальное, а так же учитывая кризисное положение страны и очень плохое материальное положение населения, сфера дошкольного воспитания терпит глубочайший упадок. Детские сады и ясли закрываются, их помещения перепроектируются для нужд не связанных с воспитанием детей, здания детских дошкольных учреждений требующие капитального ремонта или снятые с баланса сносятся и просто оставляются хозяевами создавая пустыри, развалины.



Данный проект задумывался для обеспечения местами яслей-садов для Московской области, города Железнодорожного. В проектировании и строительстве заведения были учтены нормативные документы, существующие типовые решения.

В нашей стране процесс урбанизации привел к исключительно острой проблеме обеспечения жилищем и общественным обслуживанием населения. Рост жилищного строительства не мог обогнать темпов роста городского населения, средняя обеспеченность которого общей площадью упала к началу 50-х гг. до 7 м2/чел. При функционально-гигиеническом нормативе 18 м2. Строительство зданий дошкольных и школьных учреждений имеют огромное значение наряду с жилищным строительством.

Задачами общественного воспитания в детских дошкольных учреждениях являются всестороннее развитие ребенка, обеспечение охраны его здоровья, правильное физическое и умственное воспитание; нравственное и эстетическое воспитание. Содержания и методы воспитательной и оздоровительной работы детских дошкольных учреждений построены дифференцировано для каждой возрастной группы с учетом психофизических особенностей детей каждого возраста.
В данном реферате приведены характеристика и типизация зданий дошкольных учреждений.

1. Типы зданий детских дошкольных учреждений

Детские учреждения –наиболее массовый тип общественных зданий; их классифицируют по ряду признаков.

По возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли – до 3 лет, детские сады –от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. к. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей, предоставляются удобства родителям, имеющим детей разного возраста, а в некоторых сельских населенных пунктах иногда возводят здания, объединяющие ясли, сад и общеобразовательную начальную школу, обеспечивая этим неразрывность педагогического процесса, медицинское обслуживание и тд.



По величине различают здания на 1, 2, 6, 8, 10, 12 и 14 групп.
Считая, что в младшей группе детей ясельного возраста 15 человек, в средней и старшей– 20 человек, а в группе детского сада –25, величину определяют по количеству мест: 25, 50, 95, 145, 195, 240, 290 и 340.

Табл. Возрастные группы

Комплексы детских яслей-садов создают на основе централизации хозяйственных помещений вместимостью 24 группы и более (560 мест и более). По градостроительным ориентировочным подсчетам средняя по стране суммарная вместимость детских яслей-садов составляет приблизительно 70…90 мест на 1000 жителей. Однако в каждом конкретном районе, населенном пункте при установлении потребности в детских дошкольных учреждениях эта норма корректируется. Для жилых образований с 4…5-этажной застройкой и населением более 4000 жителей наиболее приемлемы с точки зрения экономичности строительства (эксплуатации), а также затрат здания детских яслей-садов на 280 и 330 мест. При численности жителей менее 4000 целесообразны здания на 140 и 190 мест.

Здания, объединяющие детские ясли-сад и начальную общеобразовательную школу, проектируют вместимостью соответственно 25…40 и 50…80 мест. По времени работы детские дошкольные учреждения подразделяются на дневные, с пребыванием в них детей от 9 до 14 часов в сутки, и круглосуточные, в которых дети находятся в течении 24 часов пять дней в неделю. В смешанных детских садах-яслях часть групп– дневные, часть –круглосуточные. Кроме того, различают круглогодичные с сезонные детские дошкольные учреждения (летние дачи).

По назначению выделяют детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием; учреждения специального назначения и санитарно-оздоровительного типа для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей. Детские сады-ясли располагают на обособленных участках территории жилой застройки, причем так, чтобы обеспечивать нормативный радиус обслуживания населения–300 метров. Здания детских садов-яслей должны отстоять от красной линии не менее чем на 25 м.

Детские дошкольные учреждения должны занимать лучший в природном и санитарном отношении участок: хорошо проветриваемый и инсолируемый, граничащий с озелененными территориями, не имеющий вредных соседств.

Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, определяется вместимостью и природно-климатическими условиями района строительства.

Размеры участков зависят от величины учреждения: в детских садах-яслях на 90 мест– 40 м2 на 1 место, на 140…320 мест – 35 м2, в комплексах яслей-садов на 560…640 мест – 30 м2; размеры участка могут быть уменьшены на 30…40% в климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД и IIA и на 15% - при строительстве на рельефе с уклоном более 20%.

В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.

С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Одним из обязательных требований является необходимость дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны. В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и

Ф 4.1 требуется обеспечение дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:

1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.

Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.

Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».

В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.

Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.

В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.

В основе архитектурно-планировочных и композиционных решений детских дошкольных учреждений лежит принцип группировки помещений по функциональным признакам, а также педагогическое требование возрастной изоляции ясельных групп от садовских. В объединенных детских дошкольных учреждениях (детский ясли-сад) внутренняя планировочная структура строится на четком разделении плана на ясельную и садовскую группы помещений, объединенных общими группами помещений учебно-методического и административно-хозяйственного назначения (рис. 10.4.1).

Дифференциация на ясельные и садовские группы может осуществляться путем распределения их по горизонтали или по вертикали (по этажам), если обе эти группы находятся в едином здании, или по отдельно стоящим блокам. В районах с холодными климатическими условиями (например, в северных районах Узбекистана), а также в предгорных и горных районах, связь между блоками осуществляется посредством утепленных переходов. В теплых же районах допускается открытая связь между этими блоками.
Таким образом, под влиянием природно-климатических условий и педагогических требований в Узбекистане сложились в основном два типа композиционных систем: центрическая и блочная. При центрической композиции плана все помещения детских дошкольных учреждений размещаются в едином объеме здания, а при блочной композиции они располагаются в отдельных блоках (рис. 10.4.2). Причем, подвариантом блочных систем может быть расчлененный объем здании, состоящий из отдельных павильонов - блоков, свободно размещаемых на участке и не связанных между собой навесами и утепленными переходами.

В Узбекистане большое распространение в строительстве получили детские ясли-сады центрических композиций галерейного типа за их простоту планировочных решений и экономичность (рис. 10.4.3). С выносом административно-хозяйственных помещений в отдельный блок достигнуты хорошие условия для четкого функционального зонирования плана этого учреждения.

Каждый из этих композиционных приемов имеет свои определенные качества, которые необходимо учитывать при строительстве. Например, центрические композиции более экономичны в строительстве и в эксплуатации благодаря их компактной объемно-планировочной структуре (малая площадь наружных ограждающих конструкций, малая площадь застройки, малая сеть наружных инженерных коммуникаций и т.д.); в зданиях же блочной или павильонной композиции все эти критерии имеют обратные свойства. Тем не менее, по таким критериям, например, как изоляция возрастных групп, которая является важным педагогическим требованием, а также более легкая адаптация зданий к пересеченному рельефу, блочная и павильонная композиции оказываются в более выгодном положении по сравнению с центрической. Между павильонными и блочными типами также имеются свои различия. Так, например, павильонный тип в экономическом отношении более выгоден по сравнению с блочным благодаря отсутствию утепленных переходов, но зато сфера его применения ограничивается районами с теплыми климатическими условиями.
В целях экономии земельных территорий, а также при строительстве на затесненных участках допускается увеличение высоты зданий дошкольных учреждений до двух этажей при высоте этажа 3 м от пола до потолка. Внутренняя планировочная структура детских дошкольных учреждений строится в соответствии с рядом нормативных рекомендаций, вытекающих из педагогических, гигиенических, функциональных, противопожарных, экономических и др. требований (рис. 10.4.4).

Планировочная структура ясельных групп формируется тремя основными функциональными зонами, которые последовательно располагаются в ясельной ячейки в соответствии с протекающим в ней технологическим процессом. Первая зона, куда попадает ребенок, представляет собой приемную, где ребенка готовят к приему в группу (пеленают, переодевают и т.д.), осматривает и принимает от родителя воспитатель по группе. Следующей зоной, куда попадает ребенок, является столовая-игровая. Это помещение, где ребенок пребывает в течение всего дня работы детских яслей. Здесь он проводит свой досуг, питается, учится, постигает азы трудового воспитания.
Одним из главных требований педагогов и гигиенистов является обязательная организация для детей этого возраста дневного сна. Следуя этому требованию, во всех проектах этих учреждений предусматривается спальное помещение со стационарными кроватями и оборудованием. Дополнительными помещения ясельной группы является туалетная и буфетная, куда доставляется питание из центральной кухни дошкольного учреждения.
В садовской группе, в основном, сохраняются те же функциональные зоны, с разницей лишь, касающейся первого помещения, куда попадает ребенок, пришедший в детский сад. В отличие от приемной ясельной группы в этом помещении детского сада вся мебель и оборудование (скамейки, индивидуальные шкафчики) рассчитаны на самообслуживание, и, в соответствии с этим, увеличивается его площадь. Вместо столовой-игровой в садовской группе предусматривается помещение групповой, которая оборудуется столами для занятий по труду и по общеобразовательным дисциплинам в связи с подготовкой к поступлению в школу. В этой групповой ячейке сада так же, как и в ясельной группе, предусматриваются помещения туалетной и буфета для раздачи питания. В проектах детских дошкольных учреждений, предназначенных для строительства в Узбекистане, сообразуясь с его климатическими условиями, при спальных комнатах предусматриваются открытые террасы-навесы для организации сна на свежем воздухе.
Все помещения общего пользования - прачечная, медпункт, пищеблок, библиотека, компьютерный зал, зал физического воспитания и музыкальных занятий группируются в отдельную функциональную зону и располагаются в блоке с административно-управленческими помещениями (рис. 10.4.5).

Такие помещения, как комната физического воспитания и музыкальных занятий, кухня, изолятор для заболевшего ребенка, где он находится до прихода родителя, компьютерный зал, кабинеты заведующего, методиста, медицинского врача и библиотека являются помещениями общего назначения и, как правило, в детских дошкольных учреждениях малой и средней вместимости располагаются в отдельном блоке; в крупных же детских дошкольных учреждениях из всего этого состава помещений можно выделить в отдельный блок гимнастический зал, комнату для музыкальных занятий, компьютерный зал и библиотеку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Факультет Инженерно-строительный институт.

Специальность Проектирование зданий.

Кафедра Архитектурно-конструктивное проектирование.

Контрольная

Тема проекта: Проектирование здания детского дошкольного учреждения

Выполнила студентка АРХб 11П Синицына К.В.

Принял: Высоцкая Н.В.

Введение

1. Генеральный план участка

1.1 Технико-экономические показатели к генплану

2.1 Общая характеристика

2.2 Состав помещений

3. Конструктивное решение

3.1 Общая характеристика

3.2 Фундаменты

3.4 Перегородки

3.5 Перекрытия

3.7 Кровля

3.8 Окна и двери

4. Инженерное оборудование

4.1 Общая характеристика

4.2 Отопление

4.3 Водоснабжение

4.4 Канализация

Список литературы

Приложения

Введение

Детские учреждения - наиболее массовый тип общественных зданий; их классифицируют по ряду признаков.

По возрастному признаку детские учреждения подразделяются на детские ясли - до 3 лет, детские сады - от 3 до 6(7) лет и объединенные детские ясли-сады. Ясли-сады имеют наибольшее распространение, т. к. в них повышается качество и обеспечивается экономия обслуживания, достигается преемственность в воспитании детей, предоставляются удобства родителям, имеющим детей разного возраста, а в некоторых сельских населенных пунктах иногда возводят здания, объединяющие ясли, сад и общеобразовательную начальную школу, обеспечивая этим неразрывность педагогического процесса, медицинское обслуживание и тд.

Здания детских дошкольных учреждений состоят из трех основных групп помещений: собственно детских групп, общих для всех детских групп и административно-хозяйственных. К помещениям детских групп относятся раздевальные и приемные, игральные и групповые, спальни, туалетные, буфетные

В детском дошкольном учреждении ребенок прежде всего попадает в приемную (в ясельных группах) или в раздевальную (в группах детского сада), в которой детей осматривают, принимают от родителей и переодевают; там хранится и сушиться верхняя одежда детей.

Из приемной или раздевальной ребенок направляется в игральную (в ясельных группах) или в групповую (в группах детского сада). Игральные и групповые являются главными помещениями детских учреждений, в них дети проводят основное время, играют и питаются. Непосредственно к игральной или групповой примыкают буфетная и помещение для туалета детей. Туалетная в яслях представляет собой одно помещение, в детских садах туалетная состоит из двух помещений: умывальной и уборной.

Для дневного и ночного сна детей на свежем воздухе и игр в ненастную погоду в состав помещений детских групп включены спальни, которые желательно оборудовать встроенными откидными кроватями. Между групповой и спальной делается раздвижная перегородка. Спальни младшей ясельной группы разделены на две зоны остекленной перегородкой. Из детской комнаты или групповой желательно устраивать окно в спальню для наблюдения за детьми.

В комплексах детских яслей-садов, а также в зданиях детских дошкольных учреждений с числом детей в дошкольных группах не менее 200, в IA, IБ и IГ климатических подрайонах и в сельской местности при обслуживании группы взаимосвязанных населенных пунктах допускаются крытые плавательные бассейны с ванной 3х7 м.

1. Генеральный план участка

дошкольный архитектурный фундамент водоснабжение

Участок под строительство - прямоугольный

Глубина участка - 40м, размер большей стороны - 25м, размер меньшей - 12 м

1.1 Технико-экономические показатели по генплану

2. Архитектурно-планировочное решение

2.1 Общая характеристика

Архитектурный проект строительства блокированного жилого дома с располагается по улице 12 Декабря города Омска.

Проектируемое здание имеет габаритные размеры в осях 51,2х53 м.

За отметку условно принята отметка чистого пола первого этажа.

Вход в дом осуществляется через тамбур с открыванием дверей наружу. Размер тамбура 2,8x3,4 м. Следом за тамбуром следует раздевальня, которая представляет собой небольшое помещение, оборудованное необходимой мебелью, чтобы ребенка смогли переодеть. Из приемной или раздевальной ребенок направляется в игральную (в ясельных группах) или в групповую (в группах детского сада). Игральные и групповые являются главными помещениями детских учреждений, в них дети проводят основное время, играют и питаются. Непосредственно к игральной или групповой примыкают буфетная и помещение для туалета детей. Туалетная в яслях представляет собой одно помещение, в детских садах туалетная состоит из двух помещений: умывальной и уборной. На первом этаже располагаются5 групповых ячеек, пищеблок, медблок.

На втором этаже располагается одна спальня для двоих,комната на одного человека комнаты, кабинет, гардеробная, зимний сад, совместный сан. улез. В каждой спальни есть гардеробная.

2.2 Состав помещений

Экспликация помещений

3. Конструктивное решение

3.1 Общая характеристика

Здание запроектировано бескаркасное с продольными несущими стенами.

Жёсткость и устойчивость несущего остова здания обеспечивается совместной работой внутренних и наружных стен и горизонтальных дисков перекрытия.

3.2 Фундаменты

Фундамент - Сборный ленточный, мелкого заложения. Залегание фундамента выше глубины промерзания грунта. Присутствует подвальное помещение. Предусмотрены меры дополнительного утепления ограждающих конструкций подвала. Для отведения инфильтрованных и грунтовых вод, запроектирована дренажная система.

Наружные самонесущие стены выполняются монолитными с несъемной опалубкой согласно ГОСТ 23478-79 и заполнением полистиролбетоном марки D 450 по ГОСТ Р 51263-99.

Производство полистиролбетона выполнять на строительной площадке.

Общая толщина стены 510 мм., толщина теплоизоляционного слоя пенополистирольной опалубки 100 мм. Предусмотрена дополнительная теплоизоляция из пенополистирольных плит толщиной 50 мм, являющихся основой для оштукатуривания фасада.

3.4 Перегородки

Перегородки выполнены из пенобетонных блоков марки D300, толщиной 100 мм. Зазоры между стенами и перегородками, а также между подшивкой балок перекрытий и перегородкой заполнить пенополиуретановым герметиком, с последующим отштукатуриванием цементно-песчаным раствором.

Топочная запроектирована с кирпичными перегородками, армированными по металлической сетке, толщиной 120мм.

3.5 Кровля

Кровельный материал - мягкая (битумная) черепица.

Так как второй этаж является мансардным, необходимо дополнительное утепление кровли, для устранения больших теплопотерь. В качестве утеплителя используются минераловатные плиты толщиной 200мм.

Для поддержания микроклимата внутри помещения, предусмотрена естественная вентиляция подкровельного пространства. Для эффективного вентилирования приток воздуха осуществляется из-под карниза.

3.6 Окна и двери

Окна - принимаем однокамерный стеклопакет с твердым селективным покрытием.

Размеры окон должны быть в приделах 1/8-1/5 площади пола.

Размеры окон:

ширина 2100 мм., высота 1500 мм.; ширина 1200 мм., высота 1500 мм. приняты по ГОСТ11.214-86

Двери деревянные наружные размеры 1200 мм ширина, высота 2100 мм, ГОСТ24.69.8-81. Двери внутренние остекленные размеры ширина 900 мм, высота 2100 мм, двуполые; ширина 1200 мм., высота 2100 мм остекленные,глухие ширина 700 мм., высота 2100 мм.

3.7 Перекрытия

В проекте используется сборно-монолитное железобетонное перекрытие. В состав перекрытия входят легкие железобетонные балки, пустотельные блоки и монолитный заливаемый на стройке бетон.

Рисунок 1 Балочное покрытие

4. Инженерное оборудование

4.1 Общая характеристика

Проектируемый малоэтажный жилой дом имеет уровень инженерного оборудования и благоустройства, как и многоэтажные дома, и оборудованы отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электросбережением, газоснабжением, вентиляцией.

4.2 Отопление

От водонагревного котла, который находится в специально отведенном месте котельной. Используется для отопления и горячего водоснабжения. Использование водогрейных котлов на газовом топливе экономически выгодно.

4.3 Водоснабжение

Источником автономного водоснабжения является артезианская скважина. На входе в дом скважинной воды монтировать систему водоподготовки.

4.4 Канализация

Составная часть водоснабжения и водоотведения, предназначена для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с целью их очистки от загрязнений и дальнейшей эксплуатации или возращения в водоем. Канализация подключена к центральной системе водоотведения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Архитектурно-планировочное решение. Конструктивная схема здания. Выбор фундамента, глубина его заложения. Выполнение стен, межкомнатных перегородок. Установка перекрытий по деревянным балкам, крыши и кровли, окон и дверей. Внутренняя и наружная отделка.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2014

    Объемно-планировочное решение здания, его размещение на участке. Конструктивный расчет здания детского учреждения. Выбор конструктивного решения наружных стен из условия обеспечения требуемых теплозащитных качеств. Внутренняя и наружная отделка.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2011

    Конструктивная схема общественного здания. Характеристика его элементов: фундаментов, стен, перегородок, полов, окон, дверей. Теплотехнический расчёт ограждающих конструкций. Архитектурно-планировочное решение проекта. Расчёт глубины заложения фундамента.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Архитектурно-конструктивное решение фундаментов, стен и перегородок, перемычек, лестниц, крыши, водоотвода, окон, дверей. Расчет пустотной плиты перекрытия. Технологическая карта на устройство 2-х слойной наплавляемой кровли. План производства работ.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2017

    Особенности и этапы проектирования бескаркасного здания с несущими стенами. Описание конструктивной системы здания. Характеристики фундамента, строение и тип крыши, стен, перекрытий, окон, дверей, лестниц, пола. Описание внутренней отделки коттеджа.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Выполнение проектирования двухэтажного жилого дома: составление конструктивной схемы основных элементов здания (фундамента, стен, перегородок, лестниц, окон, дверей, пола, крыши), расчет тепловой изоляции, выполнение внутренней и наружной отделки.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2010

    Архитектурно-строительное проектирование пятиэтажного жилого здания. Генеральный план участка строительства, расчет глубины заложения фундамента. Характеристика фундаментов, покрытий, перекрытий, стен, лестниц, окон и дверей. Инженерное оборудование.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2010

    Строительство как основная форма созидательной деятельности человека. Требования к зданиям и их предназначение. Расчёт фундамента, конструкция стен, перекрытий, полов, окон и дверей.Технико-экономические показатели и архитектурное оформление здания.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2009

    Конструктивная характеристика здания, подсчет объемов земляных работ, подземной и наземной его части. Технологическая карта на производство каменных работ по возведению конструкций дошкольного учреждения. Технико-экономические показатели проекта.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Технико-экономические показатели генплана. Типизация зданий, образующих застройку. Рачет конструктивных элементов здания: фундаментов, стен, перегородок, перекрытия и полов, лестниц и лифтов, окон и дверей, крыши, наружной и внутренней отделки.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....