Направления борьбы с теневой экономикой. Методы борьбы с теневой экономикой


Не действует Редакция от 15.03.2001

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 15.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вид документа постановление, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 914
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 15.03.2001
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 02.12.2000 - "Собрание законодательства РФ", 11.12.2000, N 50, ст. 4896,
  • "Российская газета", N 241, 22.12.2000,
  • "Финансовая газета" N 52, 28.12.2000)
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 15.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

Настоящие Правила определяют порядок ведения покупателями и продавцами товаров (выполненных работ, оказанных услуг) - плательщиками налога на добавленную стоимость (далее именуются соответственно - покупатели и продавцы) журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Покупатели и продавцы оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж по формам согласно приложениям N 1, 2 и 3.

I. Ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур

1. Покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры.

2. Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, хранят счета-фактуры по товарам, полученным от доверителя (комитента, принципала), в журнале учета полученных счетов-фактур.

Поверенные (комиссионеры, агенты) хранят счета-фактуры, полученные от продавцов по приобретенным для доверителя (комитента, принципала) товарам, в журнале учета полученных счетов-фактур.

4. Счета-фактуры, полученные от продавцов по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) для выполнения с 1 января 2001 г. строительно-монтажных работ для собственного потребления, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур.

5. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации грузовые таможенные декларации или их копии, заверенные в установленном порядке, и платежные документы хранятся у покупателя в журнале учета полученных счетов-фактур.

6. Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы.

II. Ведение покупателем книги покупок

7. Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

8. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

9. При частичной оплате оприходованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную продавцу в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой у каждой суммы "частичная оплата".

Регистрация в книге покупок счетов-фактур с одинаковыми реквизитами допускается только в случаях перечисления средств в порядке частичной оплаты.

10. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации основанием для регистрации в книге покупок счетов-фактур является таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость таможенному органу.

11. В книге покупок не регистрируются счета-фактуры, полученные:

при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;

участником биржи (брокером) при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг;

комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам.

12. Счета-фактуры, полученные покупателем от продавцов по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) для выполнения с 1 января 2001 г. строительно-монтажных работ для собственного потребления, регистрируются в книге покупок в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством (основных средств).

При принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г. строительно-монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно-монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет-фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.

Счета-фактуры, предъявленные покупателю подрядными организациями при выполнении с 1 января 2001 г. строительных работ, сборки (монтажа) оборудования, включаемого в состав основных средств, регистрируются в книге покупок в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.

13. Покупатели, перечисляющие денежные средства продавцу в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры по этим средствам в книге покупок не регистрируют.

14. Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

15. Книга покупок должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.

Контроль за правильностью ведения книги покупок осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Книга покупок хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.

III. Ведение продавцом книги продаж

16. Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых машин, бланков строгой отчетности), составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются налогом на добавленную стоимость, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

17. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

18. При получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансовых или иных платежей в книге продаж производится корректировочная запись, уменьшающая ранее начисленную сумму налога по этим платежам.

19. Счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре получателем финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг), процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, регистрируются в книге продаж.

20. В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по каждой сумме "частичная оплата".

Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в книге продаж у продавца допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.

21. Для продавцов, оказывающих платные услуги и выполняющих работы непосредственно населению без применения контрольно-кассовых машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в книге продаж взамен счетов-фактур регистрируются документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям.

22. Биржи при совершении операций по купле-продаже иностранной валюты или ценных бумаг регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выписанные каждому участнику торгов (брокеру, дилеру) на сумму взимаемого биржей комиссионного вознаграждения.

23. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - брокеры при осуществлении на бирже операций по купле-продаже ценных бумаг от своего имени, но за счет и по поручению клиента в книге продаж регистрируют счета-фактуры только в части стоимости собственной услуги.

24. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, в книге продаж регистрируют счета-фактуры, выставленные покупателям в части дохода, полученного ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В таком же порядке регистрируются счета-фактуры, выставленные поверенными (комиссионерами, агентами) при передаче товаров, приобретаемых для доверителя (комитента, принципала), а также счета-фактуры, выставленные покупателям при реализации товаров, полученных от доверителя (комитента, принципала).

25. По строительно-монтажным работам, выполненным с 1 января 2001 г. организацией для собственного потребления, счета-фактуры составляются в одном экземпляре в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, и регистрируются в книге продаж.

26. Счета-фактуры, в которых продавцы указывают работы или услуги других продавцов, оплачиваемые покупателем сверх стоимости товаров, регистрируются в книге продаж только в части стоимости этих товаров.

27. Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью.

Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи.

IV. Заключительные положения

28. При наличии большого количества покупателей или продавцов допускается ведение книги покупок и книги продаж с использованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

29. Не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

30. Покупатели и продавцы обеспечивают себя бланками счетов-фактур, книгами покупок и книгами продаж самостоятельно.

Продавец ______________________________________________________ (2)
Адрес _________________________________________________________ (2а)
ИНН продавца __________________________________________________ (2б)
Грузоотправитель и его адрес ______________________________________ (3)
Грузополучатель и его адрес _______________________________________ (4)
К платежно-расчетному документу N __________ от __________ (5)
Покупатель ____________________________________________________ (6)
Адрес ________________________________________________________ (6а)
ИНН покупателя ________________________________________________ (6б)
Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг) Единица измерения Количество Цена (тариф) за единицу измерения Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога В том числе акциз Налоговая ставка Сумма налога Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога Страна происхождения Номер грузовой таможенной декларации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Всего к оплате

Примечания: 1. Без печати недействителен.

2. Первый экземпляр - покупателю, второй экземпляр - продавцу.

Состав показателей счета-фактуры

Построчно указываются следующие показатели:

в строке 1 - порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

в строке 2 - полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами;

в строке 2а - место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами;

в строке 2б - идентификационный номер налогоплательщика - продавца;

В строке 3 - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же". Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя;

в строке 4 - полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес;

в строке 5 - при расчете с помощью расчетных документов, к которым прилагается счет-фактура, реквизиты расчетного документа (номер и дата составления);

в строке 6 - полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами;

в строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами;

в строке 6б - идентификационный номер налогоплательщика - покупателя.

В графах 1-11 указываются следующие сведения о реализованном товаре (работе, услуге):

в графе 1 - наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг);

в графе 2 - единица измерения;

В графе 3 - количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) исходя из принятых единиц измерения;

в графе 4 - цена (тариф) товара (выполненной работы, оказанной услуги) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога на добавленную стоимость, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог на добавленную стоимость, с учетом суммы налога;

в графе 5 - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

в графе 6 - сумма акциза по подакцизным товарам;

в графе 7 - налоговая ставка;

в графе 8 - сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

в графе 9 - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога на добавленную стоимость;

В графе 10 - страна происхождения товара;

В графе 11 - номер грузовой таможенной декларации.

Приложение N 2
к Правилам ведения журнала учета
полученных и выставленных счетов-фактур,
книг покупок и книг продаж при расчетах
по налогу на добавленную стоимость

КНИГА ПОКУПОК
N п/п Дата и номер счета-фактуры продавца Дата оприходования товара Наименование продавца ИНН поставщика Страна происхождения товара. Номер ГТД Всего покупок, включая НДС В том числе
покупки, облагаемые налогом по ставке покупки, освобождаемые от налога
20 процентов (8) 10 процентов (9) 0 процентов
стоимость покупок без НДС сумма НДС стоимость покупок без НДС сумма НДС
(1) (2) (3) (4) (5) (5а) (6) (7) (8а) (8б) (9а) (9б) (10) (11)
ВСЕГО

Главный бухгалтер

Состав показателей книги покупок

В книге покупок указываются:

полное или сокращенное наименование покупателя, которое должно полностью соответствовать записям в учредительных документах;

идентификационный номер покупателя;

налоговый период (месяц, квартал), в котором произведены покупки;

в графе 1 - порядковый номер записи сведений о счете-фактуре;

в графе 2 - дата и номер счета-фактуры поставщика;

в графе 3 - дата оплаты счета-фактуры;

в графе 4 - дата оприходования товаров (выполнения работ, оказания услуг);

в графе 5 - наименование продавца;

в графе 5а - идентификационный номер продавца;

в графе 6 - страна происхождения товара, номер грузовой таможенной декларации - для товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;

в графе 7 - итоговая сумма покупок по счету-фактуре, включая налог на добавленную стоимость;

в графе 8 - покупки, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов (расчетным ставкам в размере 16,67 и 13,79 процента);

в графе 8а - стоимость покупок без налога на добавленную стоимость;

в графе 8б - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная от стоимости покупок по ставке в размере 20 процентов (расчетной ставке в размере 16,67 процента);

в графе 9 - покупки, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов (расчетной ставке в размере 9,09 процента);

в графе 9а - стоимость покупок без налога на добавленную стоимость;

в графе 9б - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная от стоимости покупок по ставке в размере 10 процентов (расчетной ставке в размере 9,09 процента);

в графе 10 - итоговая сумма покупок по счету-фактуре, облагаемая налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов;

в графе 11 - итоговая сумма покупок по счету-фактуре, освобождаемых от налога на добавленную стоимость.

За каждый налоговый период (месяц, квартал) в книге покупок подводятся итоги по графам 7, 8а, 8б, 9а, 9б, 10 и 11, которые используются при составлении налоговой декларации по налогу на

Наименование покупателя ИНН покупателя Дата оплаты счета-фактуры продавца Всего продаж, включая НДС В том числе N п/п из книги покупок продажи, облагаемые налогом по ставке продажи, освобождаемые от налога 20 процентов (5) 10 процентов (6) 0 процентов стоимость продаж без НДС сумма НДС стоимость продаж без НДС сумма НДС (1) (2) (3) (3а) (4) (5а) (5б) (6а) (6б) (7) (8) (9) ВСЕГО

Главный бухгалтер

Состав показателей книги продаж

В книге продаж указываются:

полное или сокращенное наименование продавца, которое полностью должно соответствовать записям в учредительных документах;

идентификационный номер продавца;

налоговый период (месяц, квартал), в котором произведены продажи;

в графе 1 - дата и номер счета-фактуры продавца;

в графе 2 - наименование покупателя согласно счету-фактуре;

в графе 3 - идентификационный номер покупателя согласно счету-фактуре;

в графе 3а - дата оплаты счета-фактуры продавца;

в графе 4 - итоговая сумма продаж по счету-фактуре, включая налог на добавленную стоимость;

в графе 5 - продажи, облагаемые налогом по ставке в размере 20 процентов,

в графе 5а - стоимость продаж без налога на добавленную стоимость;

в графе 5б - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная от стоимости продаж по ставке в размере 20 процентов (расчетным ставкам в размере 16,67 и 13,79 процента);

в графе 6 - продажи, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов,

в графе 6а - стоимость продаж без налога на добавленную стоимость;

в графе 6б - сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная от стоимости продаж по ставке в размере 10 процентов (расчетной ставке в размере 9,09 процента);

в графе 7 - итоговая сумма продаж по счету-фактуре, облагаемая налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов;

в графе 8 - итоговая сумма продаж по счету-фактуре, освобождаемых от налога на добавленную стоимость;

в графе 9 - сведения из графы 1 книги покупок при реализации ранее приобретенных товаров (работ, услуг).

За каждый налоговый период (месяц, квартал) в книге продаж подводятся итоги по графам 4, 5а, 5б, 6а, 6б, 7 и 8, которые используются при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 15.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 15.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 15.03.2001) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА СЧЕТОВ - ФАКТУР ПРИ РАСЧЕТАХ

ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

(введен Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 108)

20. Налогоплательщики обеспечивают себя бланками счетов - фактур, книгами покупок и книгами продаж самостоятельно.

21. Плательщики налога на добавленную стоимость ведут достоверный количественный и номерной учет незаполненных бланков счетов - фактур.

Все бланки счетов - фактур должны быть заранее пронумерованы.

Нумерация незаполненных бланков счетов - фактур производится плательщиками налога на добавленную стоимость самостоятельно.

Номера копий счетов - фактур должны быть идентичны номерам оригиналов.

22. Пронумерованные бланки счетов - фактур используются для оформления операций по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в порядке возрастания номеров.

Нумерация бланков счетов - фактур осуществляется в пределах отчетного года.

Не использованные в текущем отчетном периоде пронумерованные бланки используются в следующем отчетном периоде.

Нумерация новых бланков счетов - фактур осуществляется в порядке возрастания номеров, начиная с последнего присвоенного номера.

В начале отчетного года нумерация начинается вновь с цифры 1.

23. Размножение и передача пронумерованных незаполненных бланков счетов - фактур другим организациям, а также филиалам, отделениям и другим обособленным подразделениям организаций, самостоятельно реализующим товары (работы, услуги), или физическим лицам запрещаются.

Контроль за правильностью учета и использования бланков счетов - фактур осуществляется руководителем организации (предприятия) или уполномоченным им лицом.

24. При наличии у плательщика налога на добавленную стоимость компьютерной формы учета допускается составление счетов - фактур с использованием компьютера. Изменения внешней формы счета - фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, предусмотренных типовой формой счета - фактуры.

25. При наличии большого количества покупателей (потребителей) или поставщиков, а также компьютерной формы учета допускается ведение книги продаж (покупок) с использованием компьютера. В этом случае по истечении отчетного периода, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), книга продаж (покупок) распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

Приложение N 1

фактур при расчетах по налогу

на добавленную стоимость

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.01.2000 N 46)

СЧЕТ - ФАКТУРА N ___________ от ____________ (1) Поставщик _____________________________________________ (2) Адрес _________________________________________________ (2а) Телефон _______________________________________________ (2б) Идентификационный номер поставщика (ИНН) ______________ (2в) Грузоотправитель и его адрес __________________________ (3) Грузополучатель и его адрес ___________________________ (4) К платежно - расчетному документу N ______ от _________ (5) Покупатель ____________________________________________ (6) Адрес _________________________________________________ (6а) Телефон _______________________________________________ (6б) Идентификационный номер покупателя (ИНН) ______________ (6в) Дополнение (условия оплаты по договору (контракту), способ отправления и т.п.) ____________________________ (7) _______________________________________________________ ┌─────────┬─────┬─────┬──────┬──────┬─────┬──────┬─────┬───────┬───────┬──────┬──────┐ │Наимено- │Стра-│Номер│Еди- │Коли- │Цена │ В │Сумма│ В том │Ставка │Сумма │Всего │ │вание │на │гру- │ница │чество│ │ том │ │ числе │ НДС │ НДС │ с │ │товара │про- │зовой│изме- │ │ │числе │ │ акциз │ │ │ НДС │ │ │исхо-│тамо-│рения │ │ │акциз │ │ │ │ │ │ │ │жде- │жен- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ния │ной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │дек- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │лара-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ции │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ ├─────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┴─────┴─────┴──────┴──────┴─────┴──────┼─────┼───────┼───────┼──────┼──────┤ │Всего к оплате (8) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────────────────────────────┴─────┴───────┘ └──────┴──────┘ Руководитель организации Главный бухгалтер (предприятия) М.П. Выдал (подпись ответственного лица от поставщика)

Примечания. 1. Без печати недействителен.

2. Первый экземпляр (оригинал) - покупателю, второй экземпляр (копия) - продавцу.

Состав показателей счета - фактуры

Построчно указываются следующие показатели:

В строке 1 - номер счета - фактуры и дата его составления;

В строке 2 - полное или сокращенное наименование поставщика в соответствии с учредительными документами;

В строке 2а - юридический адрес поставщика в соответствии с учредительными документами;

В строке 2б - номер телефона по юридическому адресу поставщика и номер телефона по фактическому местонахождению. При совпадении номеров указывается только один номер телефона;

В строке 2в - идентификационный номер поставщика (ИНН);

В строке 3 - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если поставщик и грузоотправитель одно и то же юридическое лицо, то в этой строке пишется "он же". Если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, указывается почтовый адрес грузоотправителя;

В строке 4 - полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес;

В строке 5 при расчете с помощью расчетных документов, к которым прилагается счет - фактура, - реквизиты расчетного документа (номер и дата составления);

В строке 6 - полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами;

В строке 6а - юридический адрес покупателя в соответствии с учредительными документами;

В строке 6б - номер телефона по юридическому адресу покупателя и номер телефона по фактическому местонахождению. При совпадении номеров указывается только один номер телефона;

В строке 6в - идентификационный номер покупателя (ИНН);

В строке 7 - дополнительные условия поставки, которые касаются транспортировки груза, условий оплаты счета (в безналичном порядке, наличными деньгами через кассу, поставка товаров по товарообмену (бартеру), расчеты векселями, казначейскими обязательствами и т.п.).

Кроме того, в графах 1 - 12 счета - фактуры указываются следующие сведения о реализованном товаре (работе, услуге):

В графе 1 - наименование товара (работы, услуги) и его технические характеристики (номер модели, тип, размер, ГОСТ, параметры и т.п.);

В графе 2 - страна происхождения товара - иностранное государство или Россия (в случае реализации товара отечественного производства);

В графе 3 - номер грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара иностранного производства. При реализации товара отечественного производства в графе ставится прочерк;

В графе 4 - единица измерения указанного товара (штук, килограммов, метров и т.д.);

В графе 5 - количество продаваемого (отгружаемого) по счету - фактуре товара исходя из принятых единиц измерения;

В графе 6 - цена товара по договору (контракту) за единицу измерения без НДС (при реализации товаров по государственным регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, - цена (тариф) за единицу измерения с НДС), а по подакцизным товарам в графе 7 - сумма акциза;

В графе 8 - стоимость всего количества указанного наименования товара без НДС, а по подакцизным товарам в графе 9 - сумма акциза; если счет - фактура выписывается на выполненную работу (оказанную услугу), то указывается стоимость этой работы (услуги) без НДС; при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, - стоимость всего количества указанного наименования товара (работы, услуги) с учетом НДС;

В графе 10 - ставка НДС (20 или 10 процентов), а при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), включающим в себя НДС, - расчетная ставка (16,67 или 9,09 процента). В случае если товар (работа, услуга) не облагается НДС, ставится прочерк;

В графе 11 - сумма НДС, исчисленная по указанному товару (работе, услуге) по соответствующим ставкам; в случае если товар (работа, услуга) не облагается НДС, ставится прочерк;

В графе 12 - стоимость каждого вида товара (работы, услуги) с НДС (или по необлагаемым товарам - без НДС).

По счету - фактуре по строке 8 указывается итоговая сумма по графам 8, 9, 11 и 12.

Приложение N 2

к Порядку ведения журналов счетов -

фактур при расчетах по налогу

на добавленную стоимость

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 108)

КНИГА ПРОДАЖ

Налогоплательщик - продавец ______________________________________ Идентификационный номер налогоплательщика - продавца _____________ Продажа за период с __________________ по ________________________ ┌───────┬──────────┬────────┬───────┬───────┬───────────────────────────────────────┐ │Дата и │ Наименов.│Идентиф.│ Дата │ Всего │ В том числе │ │номер │покупателя│номер │оплаты │продаж,├─────────────────────────┬─────────────┤ │счета -│ │покупа- │счета -│ вкл. │ продажи, облагаемые │ продажи, не │ │фактуры│ │теля │фактуры│ НДС │ налогом по ставке │ облагаемые │ │постав-│ │ │постав.│ ├────────────┬────────────┤ налогом │ │щика │ │ │ │ │20 процентов│10 процентов├─────┬───────┤ │ │ │ │ │ │ (5) │ (6) │всего│из них │ │ │ │ │ │ ├──────┬─────┼──────┬─────┤ │ на │ │ │ │ │ │ │стоим.│сумма│стоим.│сумма│ │экспорт│ │ │ │ │ │ │продаж│ НДС │продаж│ НДС │ │ │ │ │ │ │ │ │ без │ │ без │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ НДС │ │ НДС │ │ │ │ ├───────┼──────────┼────────┼───────┼───────┼──────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───────┤

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (ред. от 26.05.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛОВ УЧЕТА ПОЛУЧЕННЫХ И ВЫСТАВЛЕННЫХ СЧЕТОВ-ФАКТУР, КНИГ ПОКУПОК И КНИГ ПРОДАЖ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

от 15.03.2001 N 189 , от 27.07.2002 N 575 , от 16.02.2004 N 84 , от 11.05.2006 N 283 , от 26.05.2009 N 451)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2000 г. N 914

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.03.2001 N 189 , от 27.07.2002 N 575 , от 16.02.2004 N 84 , от 11.05.2006 N 283)

Настоящие Правила определяют порядок ведения покупателями и продавцами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав - плательщиками налога на добавленную стоимость (далее именуются соответственно - покупатели и продавцы) журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, а также оформления дополнительных листов книги покупок и дополнительных листов книги продаж.

от 11.05.2006 N 283)

Покупатели и продавцы оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж, а также оформляют дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж по формам согласно приложениям N 1-5.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2006 N 283)

Дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж оформляются при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2006 N 283)

Приложение N 1
к Правилам ведения журналов учета
полученных и выставленных счетов-фактур,
книг покупок и книг продаж при расчетах
по налогу на добавленную стоимость

РЕФЕРАТ

теневая экономика общество государство

Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 20 источников

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, Оффшорная зона, КОРРУПЦИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ, ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования - теневая экономика.

Предмет исследования - сущность, структура, роль и место теневой экономики, особенности определения размеров и методы преодоления теневой экономики.

Цель работы : исследовать сущность теневой экономики, показать причины формирования и оказываемое влияние на общество и государство, проанализировать методы определения масштабов, исследовать возможные пути преодоления.

Методы исследования : метод сравнительного анализа, анализ информации, статистический анализ, методы индукции и дедукции, а также произведена обработка и сравнение собранных данных.

Исследования и разработки: изучены общие черты теневой экономики, причины ее возникновения, воздействие на развитие государства и общества, особенности определения, структура; выявлены пути преодоления.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое явление имеет свою темную сторону. Экономика не явилась исключением. Такой неизведанной сущностью является теневая экономика. Появилась она давно. Однако серьезное внимание ей начали уделять в начале 20 века. Сложно найти ей объяснение, сложно её измерить и оценить масштабы, потому что она очень хорошо выполняет свое предназначение и полностью отвечает своим характеристикам.

Тема данной работы является актуальной. Сегодня ни одна страна не может похвастаться тем, что не имеет теневой экономики. Государства всех стран сегодня недополучают огромные суммы из-за разрушительного действия этого явления. Из-за этого ухудшается инвестиционный климат в стране, снижается эффективность социальной политики, падает уровень и качество жизни, страдает также независимость. Конечно, это не может нравиться. И человек, как разумное существо, пытается найти способы выхода из сложившейся ситуации. Однако чтобы сделать это эффективно, надо досконально изучить все стороны явления. Те результаты по выявлению масштабов теневой экономики, которые уже получены, являются лишь небольшой частью всей реальности. Поэтому возникает потребность разобраться, что представляет собой теневая экономика, каковы ее составляющие, какие факторы стимулируют ее и какие, наоборот, сдерживают, каковы возможные пути сокращения данного явления.

Таким образом, целью этой курсовой работы является изучение теневой экономики, которая является трудноизмеряемым феноменом из-за отсутствия достоверной информации, которая чаще всего является конфиденциальной.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

)определить структуру теневой экономики;

)выявить причины ее появления;

)оценить ее экономические и социальные последствия;

)охарактеризовать возможные пути сокращения теневой экономики;

)определить особенности данного явления в Республике Беларусь.

Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, труды отечественных ученых-экономистов, электронные ресурсы, статьи, опубликованные в периодической литературе.

Курсовая работа написана на основе учебной и научной литературы следующих авторов: В.А. Дадалко, Н.Ч. Бокун, А.К. Бекряшев, Р.М. Иманалиев, С.В. Меньшиков, С.М. Ечмаков, Д.Г. Макаров и др. Постоянные обзоры экономических явлений даются в «Экономической газете».

1. СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Понятие теневой экономики

Прежде чем дать определение такому явлению как теневая экономика надо сделать небольшой экскурс в историю. Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики .

В отечественной науке интерес к проблемам теневой экономики начал проявляться в 80-е годы. Это было обусловлено социально-экономическими причинами, так как теневая экономика начала играть значительную роль в народном хозяйстве. Так же в стране резко повысился криминальный уровень. Следует так же отметить, что не обошлось и без идеологического вмешательства. Государство начало выделять средства для проведения исследований по выяснению сущности теневой экономики. Это объясняется тем, что руководство хотело выявить несоответствия в командной системе социализма.

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический.

При правовом подходе под теневой экономикой понимается деятельность, которая идет в разрез с общепринятыми законами и правилами. Однако определять теневую экономику только через правовые критерии нельзя, так как они являются как бы вторичными по отношению к обществу: не юридические законы определяют общественную жизнь, а общество обеспечивает оформление различных видов общественных отношений.

При учетно-статистическом методе теневой экономикой называют совокупность экономических отношений, результаты которых не учитываются в официальной статистике. Однако и у этого метода есть недостаток, так как в статистических данных невозможно полностью оценить влияние криминальной деятельности (грабежи, воровство, терроризм), не связанной с производством реального ВВП. Также существует еще один подход, при котором к теневой экономике относят производства, продукты которых противоречат нормам морали (проституция, наркотики).

Таким образом, теневая экономика - это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности . В каждой стране есть такая составляющая экономической деятельности, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные нормы. Этот сектор экономики в разных странах называется по-разному: во французской литературе - «подземная», «неформальная» экономика; в итальянской - «тайная», «подводная»; в англоязычной - «неофициальная», «подпольная»; в немецкой - «теневая» .

Результаты теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. Теневая экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды в разрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство права участвовать в их распределении.

Существует ряд основных черт теневой экономики , характерных для всех стран:

1)скрытый характер, т.е. хозяйственная деятельность не регистрируется государством;

2)охват всех фаз общественного производства (производства, распределения, обмена и потребления);

)незаконное обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения;

)безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение богатства в пользу преступных элементов.

Теневая хозяйственная деятельность порождает специфические виды уголовных преступлений: хищение сырья и готовой продукции с предприятий; вымогательство (рэкет) части доходов предпринимателей; взяточничество, коррупцию (массовый подкуп представителей государственной власти, работников правоохранительных органов, хозяйственных руководителей). Таким образом, развитие теневой экономики сопровождается формированием криминальных структур и их сращиванием с легальной экономикой.

1.2 Структура теневой экономики

Попытаемся разобраться, что же входит в теневую экономику.

Единая классификация явлений теневой экономики, так же как и определение теневой экономики, пока еще не выработана. Часто при вычленении отдельных видов теневой экономики смешиваются различные классификационные признаки. Обобщив точки зрения нескольких авторов, получаем следующую классификацию.

1. По степени законности:

1)незаконная экономическая деятельность (незаконное производство товаров охватывает запрещенную законом и полностью скрываемую от всех форм контроля экономическую деятельность). К ней относятся:

-незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещены законом;

-деятельность по производству товаров и услуг, но которая становится незаконной, если осуществляется производителями и лицами, у которых нет на это права;

2)скрытое производство, которое охватывает деятельность, разрешаемую законом и выполняемую производителями, имеющими право, но скрываемую от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды, соблюдения правовых норм и стандартов;

3)неофициальная экономика (легальная, нескрываемая деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой).

2. По отношению к сектору домашних хозяйств:

1)формальная теневая экономика (которая связана с теневой деятельностью во всех секторах экономики, за исключением сектора домашних хозяйств);

2)неформальная теневая экономика (часть сектора домашних хозяйств, образуемую некорпоративными предприятиями и предпринимательской деятельностью отдельных лиц, которые ни с юридической, ни с экономической точек зрения нельзя отделить от их владельцев. Эта деятельность может быть официально разрешенной, но не учитываемой и запрещенной или скрытой).

3. По характеру результата экономической деятельности:

1)продуктивная (производительная) теневая экономика. (производство как традиционных товаров и услуг, так и удовлетворяющих деструктивные потребности, которые ведут к деградации личности);

2)фиктивная экономика (непродуктивная, непроизводительная). Отражает процесс неправомерного перераспределения доходов в рамках официальной экономики, т.е. увеличение доходов в результате приписок, хищения, взяточничества, обмана покупателей, выпуска некачественной продукции и т.д.;

)криминальная квантиэкономика (непродуктивная, характеризующая перераспределение доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства.)

4. По характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования:

1)индивид - организация;

2)индивид - государство;

)организация - организация;

)организация - государство.

5. По социально-нормативной характеристике поведения субъектов хозяйствования:

1)теневая экономика формальных связей (экономические отношения, при которых субъекты действуют в соответствии с установленными в обществе, но устаревшими нормами расходов ресурсов, правил списания затрат и т.д. или же организуют свою работу согласно нормам поведения отдельных социальных групп, поставленных в привилегированное положение);

2)теневая экономика неформальных связей (система неформальных связей между экономическими субъектами, часто основанная на личных отношениях);

)экономика традиционных связей (связь с системой экономических отношений в части неофициальной экономики; поддерживаются существующие социальные нормы поведения);

)экономика криминальных связей (система связей в подпольной и фиктивной экономике; все социальные нормы поведения нарушаются).

6. По отношению к официальной экономике:

1)встроенная (внутренняя) экономика (встроенные в официальную экономику теневые отношения, обусловленные экономическим статусом их участников);

2)параллельная (вторгающаяся) экономика (вторгающаяся в официальную экономику теневые отношения, не связанные с экономическим статусом их участников).

7. По стадии общественного воспроизводства:

1)теневое производство (незаконное, скрытое производство, неучтенное производство и т.д.);

)теневой обмен (реализация продукции по необоснованно завышенным ценам, обмана покупателей, противозаконная торговля, спекуляция, реализация незаконно произведенной продукции);

)теневое потребление (потребление по спецсистемам, потребление имущества, добытого противозаконным путем, незаконное пользование услугами).

8. По видам рынков:

1)теневые экономические отношения на рынках

-предметов потребления;

-средств производства;

-рабочей силы и рабочих средств;

-капитала и др. .

9. По степени правомерности:

1)детально нерегламентированная и неучитываемая экономическая деятельность;

2)условно-правомерная деятельность, т.е. в рамках норм права, но экономически нецелесообразная;

)компромиссно-правомерная деятельность, т.е. в рамках одной нормы, но в противоречии с другими;

)скрываемая от учета правомерная деятельность;

)неправомерная или противоправная деятельность, которая включает корыстные правонарушения и преступления в экономике.

10. По формам незаконного перераспределения доходов и активов:

1)преступление против форм собственности всех видов (кражи, грабежи, разбой, умышленное или неосторожное уничтожение имущества);

2)некоторые хозяйственные преступления (обман покупателей и заказчиков, нарушение правил торговли, ветеринарных прав);

)утечка капитала за границу (незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков);

)должностные преступления (злоупотребление властью или служебным положением: халатность, взяточничество, должностной подлог и т.д.);

)другие преступления (вредительство: действия, направленные к подрыву промышленности, сельского хозяйства; изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг; угон транспортных средств и др.).

11. По отраслевому признаку : промышленная; банковская; торговая; строительная и др.

12. По юридическому статусу экономических единиц, занятых теневой деятельностью:

1)зарегистрированные экономические единицы (включенные в официальный регистр корпоративные и некорпоративные экономические единицы, имеющие скрытое производство);

2)незарегистрированные экономические единицы. Объединяют три группы единиц:

-физические лица, производящие товары или оказывающие услуги домашним хозяйствам и предприятиям за плату наличными деньгами или натурой, но не зарегистрированные как предприниматели;

-лица, оказывающие платные домашние и другие услуги населению;

-«подпольные предприятия» .

Как видно из вышеперечисленного, существует множество классификаций теневой экономики в зависимости от критериев, что свидетельствует о широком распространении теневой экономики и о её широком влиянии на социально-экономическую жизнь общества.

.3 Методы измерения теневой экономики

Оценить истинные размеры теневой экономики очень трудно. Люди, которые вынуждены использовать неофициальные, скрытые способы для своей деятельности, обычно не участвуют в социологических опросах. Однако государственные органы нуждаются в достоверной информации об объёмах теневой сферы экономики, о специфике ее основных направлений, количестве людей, занятых в этой сфере и т.д. Как уже говорилось выше, теневая экономика имеет слишком негативные последствия для всего общества в целом, если не держать её под контролем .

Несмотря на труднодоступность получения информации по операциям теневой экономики, современная статистика обладает определенным набором методов, позволяющих определить параметры теневой экономики. Среди них метод товарных потоков, метод, основанный на выборочном обследовании домашних хозяйств, методы, построенные на анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств, монетарный подход к оцениванию теневой экономики, феномен «лишних денег», обращение крупных банкнот, каузальный метод, трансакционный метод. Рассмотрим эти методы более подробно.

Метод товарных потоков.

Суть этого метода заключается в том, что если баланса между ресурсами и их использованием нет, значит, где-то были предоставлены неполные данные, которые следует скорректировать. Порой метод товарных потоков является единственной реальной возможностью получить оценку того или иного параметра. Например, если при составлении данных о производстве экспортной продукции и пересечении ею границы стоимость объема экспорта больше, чем стоимость произведенной продукции, то можно сделать два предположения: либо предприятие скрыло часть своего производства, либо между предприятием-производителем и заказчиком-импортером был еще посредник, в результате оплаты услуг которого конечная цена товара возросла. Однако метод товарных потоков не всегда эффективен, особенно в тех случаях, когда предстоит получить информацию от более мелких объектов предпринимательства, чем предприятие. Тогда на помощь приходит метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств был разработан специалистами Национального комитета Статистики Италии. Теневой капитал продемонстрировал завидную способность приспосабливаться к меняющемуся миру и уходить от карательных мер, предпринимаемых против него отдельными государствами и международным сообществом в целом. Мировой опыт свидетельствует: существует некая «критическая масса», набрав которую, теневая экономика превращается из ведомственной проблемы правоохранительных структур в проблему общегосударственную .

Существует множество способов измерить размеры теневой экономики. На анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств построены два принципиально разных исследовательских подхода.

Первый подход выявляет группу домохозяйств со значительным превышением расходов над доходами. При невозможности объяснить это несоответствие покупками дорогостоящих товаров длительного пользования или какими-то внутрисемейными обстоятельствами уповают на теневой доход. Зная долю таких домохозяйств и средний разрыв между доходами и расходами, получают оценку теневой экономики.

Второй подход фокусирует внимание не на совокупных расходах домохозяйств, а на расходах на определенные группы товаров и услуг. Сравниваются расходы групп населения, постоянно подозреваемых в теневой деятельности (самозанятые) и не уличенных в теневой активности. По величине превышения расходов самозанятых по сравнению с работающими по найму (при одинаковом уровне официальных доходов) судят о доле скрываемого дохода и, таким образом, о масштабах теневой активности самозанятых.

Монетарный подход к оцениванию теневой экономики.

Данный подход включает множество различных методов, которые объединяет базовая предпосылка: при использовании теневых трансакций предпочтение отдается наличным денежным средствам во избежание проверок, что увеличивает потребность в бумажных денежных знаках и монетах по сравнению с тем, что можно было бы ожидать, исходя из уровня экономической активности в формальном секторе экономики. Другими словами, оценка теневой экономики строится на спросе на наличные деньги, который не может быть объяснен экономической активностью формального сектора.

Феномен «лишних денег»

Данный метод основан на утверждении, что наличных денег «слишком много». Из чего вытекает данный вывод? Обычно приводят следующие рассуждения: общую сумму наличности несколько корректируют в сторону понижения, а затем делят на численность населения. В этих расчетах учитывают долю потребительского бюджета, оплачиваемого наличными, а также цикличность пополнения бюджета. Получается, что на семью приходится сумма, существенно превышающая ее потребительский бюджет. Возникает вопрос: где же остальные деньги? А ведь именно их наличие и связывают с теневой экономикой, ибо теневая экономика, «любящая наличность», и объясняет феномен «лишних денег». По их величине и динамике судят о масштабах и изменениях теневого сектора.

Обращение крупных банкнот

Этот монетарный метод основан на двух наблюдениях: во-первых, о диспропорциональном росте доли банкнот с высоким номиналом, во-вторых, о предпочтимости крупных купюр для теневых оборотов. Утверждается, что чем более диспропорционален рост банкнот с высоким номиналом, тем выше динамика теневой экономики.

Каузальный мето д

Этот метод, также апеллирующий к денежной массе, отличается осторожностью при оценивании масштабов теневой экономики. Суть метода состоит в попытке объяснить движение наличной денежной массы с помощью факторов, которые, как предполагается, влияют на масштаб теневой экономики. Явное достоинство этого подхода состоит в том, что не весь рост наличности списывается на теневую экономику, а лишь та его часть, которая обусловлена факторами, имеющими непосредственную связь с теневым сектором. Остальное изменение спроса на наличность интерпретируется как результат действия факторов, не связанных с теневой экономикой или как статистическая ошибка. Данный метод реализуется в виде регрессионной модели, где зависимой переменной является соотношение наличной денежной массы и банковских депозитов, а независимыми переменными - широкий спектр показателей, часть которых, как принято считать, влияет на объем теневой экономики.

Трансакционный метод

Идея, развиваемая американским экономистом Э. Фейгом, по сути, выбивается из логики методов, определяющих теневую экономику по наличной денежной массе. Точнее, это самая далекая ветвь указанного направления. Фейг сначала работал со статистикой США, а затем обратился к данным Великобритании. Именно этот метод дал чрезвычайно высокую оценку масштабов теневой экономики. Фейг основывался на том, что объем денег, умноженный на их оборачиваемость, равен произведению индекса цен и совокупного объема трансакций. Собственно, идея Фейга состояла в попытке получить независимую оценку национального дохода на основе оценки уровня трансакций, полученной из данного равенства, а затем сравнить со статистикой. Главная «расчетная» проблема при таком подходе состоит в том, что весьма трудно (если вообще возможно) оценить оборачиваемость наличных денег .

В таблице приведены некоторые данные о размерах теневой экономики в странах мира. Рассмотрев методы измерения данного явления, нельзя с полной уверенностью сказать, что эти данные отвечают действительности. Однако же они должны заставлять правительства стран начать задумываться о решении проблемы существования нелегальной экономики.

Таблица - Размер теневой экономики в различных странах (2007 г.)

Страна Объем неформальной экономики, % ВВП12 Швейцария9,1США9,1Австрия10,1Япония13,2Великобритания 13,2Китай14,3Франция15,7Германия16,7Италия27,4Греция31Россия 52Украина58,1Примечание - Источник:

Таким образом, определить масштабы теневой экономики очень трудно, так как вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Экономисты и правительственные статистические органы разработали ряд технологий, позволяющих оценить размеры сектора теневой экономики. Несмотря на многообразие этих методов, ни один из них не является совершенным и наиболее точно отражающим масштабы теневого сектора.

2. РОЛЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕСТВЕ

.1 Причины возникновения и механизмы функционирования теневой экономики

Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, ноникак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на «фетишизации» прибыли, «обожествлении» дохода. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Существует мнение, что теневая экономика явилась ответом на несостоятельность существующих экономических режимов, политик стран. Например, в России и Беларуси теневая экономика полностью вышла из административно-командной системы, где набрала свои ресурсы и получила мощный старт. Затем она получила широкую популярность в период перестройки экономики. Бытовало мнение, что как только страны выйдут из этого перестроечного периода теневая экономика сама себя уничтожит. Однако, к большому удивлению разработчиков этой теории, чуда не произошло. Теневая экономика существует и по сей день, а в ряде стран все еще набирает обороты. Попробуем разобраться, почему же это происходит.

Во-первых , новое государство в условиях рыночной экономики мало заботилось об эффективном контроле над легальным частным сектором, в результате чего стоимость наказания за обход закона стала намного меньше от выгоды его нарушения. Часть старого теневого сектора была легализована (государственное стало частным), возможность использовать слабости государства для ухода от налогов стала еще больше. С этой проблемой сталкиваются и развитые рыночные экономики. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных эмигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование .

Во-вторых , значительно расширилась сфера коррупции, т.е. возможность сокращать наказание за обман выплатой штрафа в виде взятки государственным чиновникам . Фирмам, идущим на обман, всегда выгоднее уплатить взятку, которая меньше величины штрафа.

В-третьих , при легализации значительного числа частных предприятий сохранилось и даже выросло число предприятий, которые, так или иначе, входят в сферу организованной преступности . Теневой сектор вынужден уплачивать взятки не только государству, но так же и организованным бандам вымогателей, которые нередко берут на себя «защиту» фирмы от других конкурирующих вымогателей и благодаря собственным связям с государством предохраняют от разоблачений в обмане. Некоторые фирмы считают для себя выгодным платить «мафии», а не государству, т.к. это обходится дешевле.

Среди основных причин появления и развития теневой экономики можно выделить также экономическую свободу, коррумпированность, высокий уровень налогообложения, высокие административные барьеры.

Стремление уйти от оплаты налогов часто вызвано их чрезмерной величиной, произволом при их начислении и неопределенностью нормативной базы.

Экономическая свобода, теневая экономика и коррупция теснейшим образом переплетены. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму - создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора .

Что же касается механизмов действия, то очевидно, что они довольно разнообразны. Модно выделить два основных механизма : основной и вспомогательный. Кроме самостоятельной организации подпольного производства, часто для теневого бизнеса используется государство. Тут можно выделить следующие схемы использования ресурсов государства.

При большом предприятии создается общество с ограниченной ответственностью, в состав которого входят руководители этого предприятия. Закупки ресурсов осуществляются при посреднической деятельности созданного общества, однако по завышенным ценам, чем при прямых поставках, в результате чего руководители получают прибыль. Или же излишки ресурсов продаются «на сторону», что тоже приносит прибыль руководителям. Также практикуется такой способ, как создание при предприятии какого-нибудь НИИ, деньги, на разработки которого выделяет государство. Деньги перечисляются на депозитный счет в коммерческом банке. По истечении срока депозитная сумма переводится на счет соответствующей компании.

Вторичными механизмами теневой экономики являются оффшорные зоны, отмывание «грязных» денег. Оффшорная зона (оффшор) - это экономическая территория, на которой компании наделяются существенными льготами в области налогообложения или же нулевым налогообложением . Предприятиям выгодно открывать счета в банках таких регионов и не нести убытки в виде уплаты налогов. Тем более, чаще всего в таких странах государство не вмешивается в дела банков и поэтому никто не выясняет, откуда появились деньги (за что, в принципе, и ценится).

Схемы с отмыванием «грязных» денег не блещут особой изобретательностью. Однако общей целью этой деятельности является желание скрыть источник дохода и создать впечатление, что доход был получен в результате легальной деятельности. Для этого деньги вывозятся за рубеж, где создаются фиктивные фирмы, которые начинают свою деятельность, используя «грязные» деньги. За границей эти деньги перемещаются с одного счета на другой и постепенно получают легальную окраску. Есть несколько методов вывоза денег. Можно создать фирму за границей, потом открыть филиал в своей стране, и начать переводить суммы денег якобы на заключение контрактов и различные расходы. После чего фирма растворяется. Фирма-организатор не имеет никаких претензий и поэтому никакого шума не возникает. Налоговые же органы замечают несоответствие только месяца через три, когда наступает время отчетности. Они могут начать проверять движения денег по счету, который чаще всего к этому времени уже пуст. Фирму ставят на проверку. Однако к тому времени как эта проверка начнется (примерно через 6 месяцев), документы отсутствуют, организаторов найти нельзя, а фирма прекратила свою деятельность. Еще один способ вывоза - это фиктивные услуги или трансферты. Тут схемы довольно просты. Деньги просто сдаются в обменный пункт и снимаются уже в другой стране. Либо деньги сдаются в обменный пункт, откуда якобы идут на импортные контракты в другой стране. Так или иначе, но деньги выведены за рубеж, где начинают свой путь к очищению и надо сказать весьма успешный. По некоторым данным относительно России, на счетах оффшорных компании находится сумма равная внешнему долгу России.

Итак, причины возникновения теневой экономики довольно разнообразны и существенны. Механизмы функционирования, однако, не могут быть определены все до конца, так как не все они разоблачены. Теневая экономика будет существовать до тех пор, пока она выгодна. А с развитием сегодняшних технологий она станет еще доступнее. Уже сейчас та же самая организация оффшорной зоны занимает две недели и при этом и организатор, и заказчик могут находиться в совершенно разных частях земного шара. С развитием все тех же технологий и уход от ответственности стал намного проще.

.2 Положительные и отрицательные моменты в функционировании теневой экономики

2.3 Методы борьбы с теневой экономикой

Видя, какое негативное влияние оказывает теневая экономика на реальный сектор, возникает острая необходимость борьбы с этим явлением. Однако искоренить полностью теневую экономику нельзя, так как в основе причин возникновения лежат не только объективные причины, но и часто просто человеческий фактор. Поэтому полностью избавится от этого пагубного явления невозможно, можно только сократить, ограничить его.

Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

.Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития являются:

-минимизация теневой экономики - одна из стратегических целей;

-формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

-эффективное антимонопольное регулирование;

-фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

.Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для определенной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушение существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

-приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;

-прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

-упрощенные формы регистрации и отчетности;

-ответственность банков перед вкладчиками.

.Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Важными элементами социальной политики являются:

-формирование социального государства;

-установление достойного прожиточного минимума;

-недопущение глубокой социальной дифференциации общества;

-минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;

-особое внимание к проблеме занятости молодежи.

.Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

-традиционного криминала;

-коррумпированной части чиновничества;

-теневых операций олигархических структур.

.Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

Сегодня трудно отрицать необходимость срочной разработки программы государственной политики в отношении «теневой экономики». Эффективным способом борьбы с теневой экономикой является создание институтов инновационной экономики, поддержка легального предпринимательства и развитие конкурентной среды внутри национальной экономики.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложнейшую задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

ужесточение борьбы с коррупцией;

меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

выявление подпольных производств и пресечение их деятельности;

усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию «грязных» денег.

Для создания благоприятного макроэкономического климата необходимо последовательно и целеустремленно обеспечивать право собственности. Следует законодательно закрепить механизмы реализации права интеллектуальной собственности: решить проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью на научные разработки и технологии, созданные за счет государства, принять Федеральный закон, определяющий четкие правила передачи результатов научных исследований в гражданские отрасли.

Для превращения земли в ресурс экономического роста, в фактор легальной экономической деятельности целесообразно:

разработать прозрачные, четкие процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования, создать систему кадастров объектов недвижимости;

установить предельный уровень выкупных цен и арендной платы и условия выкупа земли, которые позволят юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях, по сравнению с действующими;

обеспечить принятие правил землепользования и застройки всеми муниципальными образованиями, что позволит внедрить рыночные методы в использовании земли. Бирюков В.П. Меры социально-экономической политики государства по минимизации теневой экономики// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - 2010. - № 4.

Стране очень нужно принятие системных мер по снижению риска финансовых и имущественных потерь от действий недружественных компаний, что предполагают реформирование правоохранительной службы и правосудия, ужесточение законодательства за фальсификацию документов и т.д. Желательно усовершенствовать Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении определения реальных механизмов проведения налоговыми органами правовой экспертизы документов, служащих основанием для регистрации предприятий.

Необходимо добиваться соблюдения на практике законодательно разработанных принципов корпоративного управления: защиты прав акционеров; равноправного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных; признания предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и поощрения активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий; обеспечения своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

Для увеличения доли «белых» зарплат» представляется необходимым совершенствование налоговой системы страны, включая дальнейшее реформирование ЕСН. Для повышения мотивации предприятий в инновационном развитии и обновлении основных фондов производства, должны быть внесены изменения и дополнения в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» в части:

совершенствования амортизационной политики и введения механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;

восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль;

мер налогового стимулирования НИОКР. Необходимо принять также законодательное решение о реформировании налога на добавленную стоимость и механизма его администрирования.

Для качественного повышения уровня налогового контроля требуется реформировать законодательную базу деятельности самих налоговых органов, и налоговые органы, пересмотреть критерии оценки их деятельности, обозначив приоритет контрольной, а не фискальной функции; разработать механизмы, стимулирующие досудебный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Снижению роли теневой экономики в хозяйственной жизни России могло бы способствовать решение задач по укреплению финансовой и технической инфраструктуры экономики, созданию новых адаптационных механизмов поддержки зарождающихся видов деятельности. По оценке диссертанта, требуется минимум до 3 % ВВП увеличить инвестиции государства в экономику; разработать и реализовать четкую концепцию, определяющую принципы управления государственными инвестициями, включая степень государственного участия и сферу его интересов в инвестировании экономики, роль частного капитала в инвестиционной политике государства, а также процедуры отбора объектов для государственного инвестирования, инструменты и механизмы контроля за осуществлением государственных инвестиций. Необходимо принять специальный закон о деятельности объединенного государственного банка развития. Следует совершенствовать использование таких механизмов частно-государственного партнерства, как лизинг и концессии, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Сильная инвестиционная стратегия государства, решающая задачи создания новых качественных рабочих мест, инвестирования в человека - в его образование, охрану здоровья, повышение благосостояние, будет способствовать переходу людей из неформальной экономики в основной экономический сектор. Большие доходы - под учет и контроль// Известия. 2008. - 27 июля.

Для снижения трансакционных издержек и повышения конкурентоспособности легального бизнеса крайне необходима реформа технического регулирования, ход которой в настоящее время грозит «затормозить» одни отрасли и «ускорить» другие. Нужно устранить противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность понятий «теневая экономика», «теневой капитал» приводит к их разнообразной трактовке специалистами, а в практической области препятствует решению проблем уголовного преследования за легализацию доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Актуально создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Глинкина С.П Теневая экономика в глобализирующемся мире// Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4

Необходимо последовательно, комплексно проводить реформу государственного управления. Отсутствие реального продвижения в реализации мероприятий административной реформы и реформы государственной службы сохраняет избыточное государственное регулирование, бюрократизм, низкую продуктивность управления. Не решена проблема полноты и качества оперативной экономической информации. До сих пор не принят закон о статистике, который должен стать основой улучшения практики использования статистической информации в разработке социально-экономической политики, а также в содействии мониторингу и оценке экономических тенденций развития, включая развитие теневого сектора экономики.

Несмотря на ратификацию международных документов по борьбе с коррупцией, отечественные законодательные и другие нормативные акты по борьбе с коррупцией до сих пор не приняты. Для усиления антикоррупционной составляющей наших законов диссертант предлагает принять пакет поправок в действующее законодательство, в том числе:

вернуть в УК РФ норму о конфискации имущества как дополнительного наказания за особо тяжкие преступления, связанные с коррупцией, наркоторговлей, терроризмом;

ввести в российское законодательство норму об уголовном наказании за незаконное обогащение, означающее на практике, что в случае выявления, что расходы чиновника существенно превышают его зарплату, бремя доказывания легальности источников его доходов ложиться на данного чиновника;

предусмотреть наказание за совмещение государственной службы с бизнесом. Новосельский В. Социальный аспект структурных реформ// Инвестиции в России. - 2006. - № 10.

Необходимо принять «этические кодексы» или «кодексы чести» - специальные нормативные правовые акты, содержащие морально-эти-ческие стандарты для государственных служащих, не охваченные действием соответствующих законодательных актов. Для поддержания этики и обеспечения надлежащего поведения в государственном секторе, помимо законодательства и ведомственных норм регламентации служебного поведения государственных служащих, следует создать государственные органы, контролирующие поведение чиновников и защищающие честных и высококвалифицированных чиновников, помогающие разрешать конфликтные интересы. Принятие и утверждение этических норм поведения было бы весьма полезно и для российского предпринимательского сообщества. Они должны помочь в появлении в нем атмосферы взаимного доверия и создании благоприятной деловой среды.

Каков возможный сценарий развития ситуации экономики при реализации охарактеризованного комплексно-правового подхода?

Проводя действия по улучшению общих условий хозяйствования и параллельно внедряя меры по интеграции в легальную экономику части «теневой», власти, скорее всего, смогут смягчить недовольство населения и преодолеть сопротивление парламентского лоббирования, объяснив населению, что в прежних правовых условиях многие предприниматели были вынуждены уходить от уплаты налогов и уводить производство в «тень» в целях сохранения своих предприятий. К тому же предлагаемые меры не будут касаться сугубо криминальных элементов; наоборот, желательно приурочить к началу реабилитации «теневиков-хозяйственников» резкое и акцентированное в средствах массовой информации ужесточение борьбы правоохранительных органов с криминальным миром.

Впрочем, исключить социальные протесты со стороны определенных общественных групп никому еще не удавалось. Вариант реабилитации той части «теневой экономики», которая связана с деятельностью предпринимателей-хозяйственников, представляется самым приемлемым для властей в плане минимальных социальных конфликтов. В.К.Сенгагова, «Экономическая безопасность»,М., «Финстатинформ»,1998г, с 621.

Таким образом, крайне актуально в России развивать современные технологии управления, связанные с максимально возможной прозрачностью государственного управления; с ростом процедурно регламентированной открытости государственного управления гражданскому контролю и гражданскому участию; с активным привлечении граждан к участию в государственном управлении самим правительством. Ведь только совместными усилиями общества и государства можно создать конкурентоспособную национальную экономику с минимальным теневым сектором.

Таким образом, анализ данной главы показал, что теневая экономика отрицательно воздействует почти на все сферы жизнидеятельности. К настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилась в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым элементом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы. Государству следует принять необходимые меры для осуществления безопасности экономики в стране и создания благоприятного макроэкономического климата в общем.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...