Когда откроют южный поток. РФ нужно строить и «Турецкий», и «Южный поток


Премьер-министр Болгарии, ключевой страны проекта «Южный поток», объявил о том, что страна прекращает подготовительные работы по строительству газопровода.

Руководство братской славянской страны не стало ходить вокруг да около и прямо сказало, что «Европейская комиссия заподозрила, что проект не соответствует антимонопольным нормативам ЕС, и дальнейшая судьба проекта определится после консультаций с Брюсселем». Шах и мат, панслависты, очко в пользу Достоевского!

А если серьёзно, то «поток» был (и пока остаётся) самым крупным и амбициозным «внешнеполитическим» проектом «Газпрома»: 63 миллиарда кубометров топлива в год, впечатляющий маршрут (две ветки: Сербия-Венгрия-Австрия и Греция-Италия), дополнительный маршрут поставки газа в обход неспокойной Украины. Ключевым участком маршрута была именно Болгария, где газопровод выходил на территорию ЕС. При новостях о возможных препятствиях на получение финансирования проекта за рубежом руководство компании заявило, что будет финансировать проект за счёт свободных денежных средств «Газпрома». Запуск должен был состояться уже в конце следующего года, но теперь судьба всего проекта висит на волоске.

Казалось бы, ничто не предвещало беды: австрияки уже в апреле (после аннексии Россией Крыма) подписали соглашение с «Газпромом» о строительстве «Южного потока» и первых поставках. Однако произошло то, что произошло, и наша главная задача - разобраться, как и почему это произошло.

Первая, официальная и самая очевидная причина произошедшего - полное несоответствие проекта условиям Третьего энергопакета ЕС. То был комплекс реформ в области газа и электроэнергии, осуществлённый в 2009-м году и направленный на либерализацию рынка электроэнергии и газа. Руководители ЕС ставили своей целью создать условия для высокой конкуренции, чтобы получить серьёзное снижение цен на газ. «Южный поток в эту схему не укладывается, поскольку к мощностям этого газопровода российская компания не хочет подпускать больше никого. Хотя юридические формальности со всеми странами, где проходит маршрут «Потока» (Болгария, Сербия, Венгрия, Греция, Словения, Хорватия и Австрия), были уже улажены, Еврокомиссия упорно отказывалась сделать исключение для «Газпрома». Итог (промежуточный?) вам известен.

На этом месте какой-нибудь глуповатый либерал должен воскликнуть: «Ну как же так, неповоротливый монополист просто обязан уступить требованиям Еврокомиссии, пускай будет конкуренция!». Нет, не пускай. Учитывая огромную стоимость проекта ($65 миллиардов вместе с расходами на строительство трубы от Ямала до Средней России), для реализации приемлемых темпов возврата инвестиций газ нужно будет продавать по цене выше $14 за 1 MMBtu (притом, что нынешняя цена в среднем составляет $11,8), но при соблюдении навязываемых ЕС условий и допуску к трубе альтернативных игроков это будет решительно невозможно. Я думаю, не нужно объяснять, что этими самыми альтернативными игроками являются в первую очередь компании из Франции, Германии и других ключевых стран ЕС.




Поклонник какой-нибудь австрийской экономической школы тут должен показать себя объективным и беспристрастным экспертом, указав на нормы обсуждаемого энергопакета и рыночное «вот это вот всё». Но и это будет излишним: проектируемый Трансадриатический газопровод (10 миллиардов кубических метров в год, с возможностью увеличения пропускной способности до 20 миллиардов, маршрут - 520 километров) уже получил исключительный статус и не обязан вписываться в требования Третьего энергопакета. Избирательной беспристрастности Еврокомиссии есть логичное объяснение: этим газопроводом занимаются европейские компании, в том числе швейцарская «EGL» и норвежская «Statoil». Итак, для «своих» - рынок и laissez-faire, для других - строгий еврокомиссар.

Мнения всех стран-участниц проекта (кроме разве что Австрии) Брюссель не волнуют вообще никак. Как сказал директор департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт: «Двусторонние межправительственные соглашения должны быть пересмотрены. Если страны не сделают этого сами, Еврокомиссия найдет способ их заставить». Сложно с уверенностью сказать, чем именно надавили на болгар, но скорее всего это были обещанные ЕС 15 миллиардов евро инвестиций в сельское хозяйство и инфраструктуру страны. Действительно, Россия и «Южный поток» - там, а брюссельские деньги здесь. Это, кстати, не первый раз, когда РФ теряет деньги и время в Болгарии: строившаяся там «Росатомом» АЭС «Белене» была официально прикрыта правительством Болгарии «из-за разногласий по стоимости», но на самом деле из-за давления со стороны Франции и Германии (обе страны как раз были озабочены вопросом угрозы АЭС на тот период). Вот такое вот уважение Брюсселя к интересам стран ЕС.

Однако то, что мы видим со стороны Европы, - это был торг. Жёсткий, бескомпромиссный, но всё же диалог. Даже пик споров (весна 2014-го) пришёлся на тёплую погоду, когда спорить о газовых сделках вполне безопасно. Вот так «рубить» с плеча европейцы бы не стали и вынудили бы рано или поздно «Газпром» согласиться на умеренно-негативный вариант - вроде продажи объёмов мощностей «Потока» посторонним поставщикам на конкурсной основе вместо того, чтобы делать это совсем бесплатно. В конце концов, и европейцы участвуют в проекте: строительством морского участка «Южного потока» занимается совместная проектная компания «South Stream Transport B.V.» с долей участия «Газпрома» 50%, итальянской «ENI» 20%, немецкой «Wintershall» и французской «EDF» - по 15%. Директор ENI Паоло Скарони несколько месяцев назад после аннексии Крыма даже поговаривал вслух, что это отличный повод добиться от «Газпрома» уступок по части «Потока». Однако есть силы и за пределами Европы, заинтересованные в срыве проекта.

Во-первых, Болгария выбраладля строительства участка «Южного потока» компанию «Стройтрансгаз», принадлежащую Геннадию Тимченко, попавшему в связи с крымскими событиями в американский «чёрный список». В связи с этим посол США в Болгарии Марси Райс выразила «крайнюю озабоченность» и посоветовала болгарскому бизнесу «не иметь дел с людьми и организациями, попадающими под санкции», да и, по её мнению, вообще «сегодня не время заключать сделки с Россией как обычно».

Во-вторых, хотя болгарский премьер и сослался в своём решении на Брюссель, объявление о прекращении работ над «Южным потоком» имело место сразу после его встречи с группой американских сенаторов: Роном Джонсоном, Кристофером Мёрфи и - вот это поворот - Джоном Маккейном. Последний для имиджа Америки в России делает ту же работу, что и Валерия Новодворская для демократии: отпугивает русских людей от неё. Он без обиняков сказал, что «есть сложности с этим проектом, но мы, конечно, хотим как можно меньшего участия русских в нём». Вот теперь мы и знаем, кто был главным инициатором заморозки проекта. Теперь поговорим о том, зачем это американцам.

Тут всё очень просто: успешное завершение строительства «Южного потока» и его запуск окончательно лишат Украину статуса транзитной страны, снизив всю её важность для Европы где-то до уровня Албании и обесценив американские планы по созданию «второй Польши» - антироссийской позиции и «троянского коня США» внутри ЕС. Польшу европейцы уже научили уму-разуму (а из единой Украины они хотят сделать 5-6 разных), а Вашингтону нужна новая пешка. Украинский премьер Яценюк ситуацию оценил верно и упрашивал ЕС заблокировать «Южный поток». В принципе конфликт украинское руководство могло бы решить, устроив широкомасштабную приватизацию своей газотранспортной системы, допустив до этого европейские компании. Но процесс этот идёт очень неспешно, чем американцы и воспользовались. Или даже просто проинструктировали украинских товарищей на этот счёт («европейцев и москалей не пускайте»): зря, что ли, сын Байдена в состав совета директоров «Бурисмы» входил. Мы недавно перевели пятиминутный курс теории международных отношений, а ситуацию с «Южным потоком» в одном предложении можно охарактеризовать так: «американцы спасают майдановских клоунов, чтобы они и дальше кривлялись». Этому, конечно, предшествовали и закулисные разговоры.

Если вы не забыли, то 6 июня было 70-летие высадки в Нормандии, где присутствовали главы самых важных стран ЕС и президент США. Все это люди достаточно занятые, чтобы тратить целый день на коллективный сеанс ностальгии, там определённо имели место и неформальные переговоры между Путиным, европейцами и американцами. И ход этих переговоров определённо не устроил Путина: там, судя по всему, ему объяснили или хотя бы намекнули, какая судьба ждёт «Поток». Возразить европейцы могли, но, видимо, не было достаточного стимула вступиться. Дело в том, что по итогам междоусобной европейской войны в 1945-м американцы оккупировали Европу и поставили континент в положение «субгегемона». Европейцы могут устраивать «датагейты» и вести скрытую игру за возвращение в сферу своего влияния отдельных стран, но американцы всё же иногда пользуются своим правом гегемона ударить кулаком по столу и поучить окружающих жизни.

Незадолго до «Дня Д» можно было наблюдать очевидные расхождения между союзниками: Франция объявила, что всё равно продаст РФ злополучные вертолётоносцы, а Обама пообещал создать фонд общеевропейской безопасности (около $1 миллиарда) для «финансирования европейских вооружённых сил и увеличения американского военного присутствия в Центральной и Восточной Европе».

«Все работали по плану. Были проблемы в Болгарии, но все силы были направлены на то, чтобы получить разрешения на строительство до 1 апреля 2015 года, – вспоминает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». – И вдруг в понедельник вечером пришла новость». Во время визита в Турцию президент Владимир Путин заявил, что проект «Южный поток» закрыт – нет разрешения от Болгарии. А предправления газового концерна Алексей Миллер тут же подписал соглашение о строительстве газопровода такой же мощности, как «Южный поток» (63 млрд куб. м в год), только до границы Турции и Греции.

Еще в июне Миллер заявлял: «Запретить нам строить «Южный поток» никто не может, поэтому строительство будет продолжено». Но такой человек нашелся. Решение об остановке «Южного потока» принимал лично Владимир Путин, уверяют сразу несколько человек, знакомых с деталями проекта. И даже больше: решение созрело давно – нужно было только найти альтернативу.

Но до турецкого гамбита Путина «Газпром» не вел никаких консультаций о завершении проекта с его иностранными акционерами, уверяют Forbes два человека в двух компаниях-акционерах South Stream Transport (оператор морской части «Южного потока»).

По их словам, пока никаких новых вводных от «Газпрома» не поступало. «У нас нет понимания, будут ли нужны («Газпрому») старые акционеры. Как дальше сложится ситуация? – размышляет один из них. – Будет ли компенсация или продажа, неизвестно».

А тем временем весь мир гадает, почему иссяк «Южный поток» и навсегда ли. «У проекта были финансовые проблемы», – говорят одни эксперты. «Россия просто шантажирует Европу, а на самом деле построит этот газопровод», – считают другие. «Проект остановили из-за наших санкций», – уверены представители Белого дома. «Россия только прикрылась Болгарией, а на самом деле «Южный поток» не выгоден из-за падения цен на углеводороды», – считают европейские комментаторы. Forbes выяснял, что помешало «Южному потоку».

Газопровод и санкции

«Газпром» – основной владелец структур, занимавшихся строительством газопровода «Южный поток». Для строительства морской части была создана компания South Stream Transport, где 50% – у «Газпрома», 20% – у Eni, по 15% – у EDF Group и Wintershall AG. В каждой из стран, по территории которых должен был пройти «Южный поток» (Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии), также созданы совместные предприятия. На начальном этапе морская и сухопутная (европейская) части «Южного потока» оценивались в €16,6 млрд, а российская (нужно построить дополнительно 2500 км линейных газопроводов до Анапы и 10 компрессорных станций – проект «Южный коридор») – примерно в $2,6 млрд (за последний два года эта сумма выросла на 80% до $4,66 млрд).

Все затраты на территории России на «Южный коридор» «Газпром» компенсирует за счет средств из чистого денежного потока и внутрикорпоративного (нецелевого) кредитования, объяснил Forbes человек, близкий к монополии. А схема финансирования строительства морской и европейской части газопровода предлагала вклад собственных средств акционеров только в размере 30%. Остальные 70% планировалось привлечь в виде долгосрочных кредитов кредитно-экспортных агентств, международных коммерческих банков и других международных финансовых структур.

«C организацией финансирования, несмотря на определенные сложности на финансовых рынках, серьезных проблем не было», – рассказывает исполнительный директор «РБПФ Проектное финансирование» Руслан Вазетдинов (его организация привлекалась в числе финансовых консультантов для морского участка «Южного потока»). Основные кредиторы морского участка – это иностранные агентства экспортного кредитования, которые призваны покрывать политические риски и поддерживать экспорт из своих стран, поясняет топ-менеджер. «В переговорах с этими агентствами основные условия кредитования (term sheet) были согласованы на 90 с лишним процентов», – уверяет он, подчеркивая, что переговоры о привлечении заемного финансирования были в весьма продвинутой стадии.

Если санкции и повлияли, то не критично – у финансистов стало больше бумажной работы, говорит еще один собеседник Forbes, близкий к организации финансирования.

Для привлечения заемных средств нужно было получить специальные разрешения у европейских чиновников: после введения санкций компании должны согласовывать проекты, связанные с Россией. «Пришлось даже от правительства Голландии получать подтверждение, что ни секторальные, ни финансовые санкции не препятствуют строительству «Южного потока» и исполнению своих обязательств перед поставщиками по финансированию», – рассказывает он. Основные документы были получены, уверяет собеседник Forbes, и на это ушло два месяца. За все это время, продолжает он, ни одно из иностранных агентств из переговоров не выходило – все отнеслись с пониманием к ситуации и интересам своих поставщиков.

«В отношении банковского финансирования можно отметить, что обычно одним из наиболее существенных условий предоставления именно долгосрочного проектного финансирования является успешное завершение всей разрешительной работы», – добавляет представитель консалтинговой компании WhiteWaters Павел Ачикян. WhiteWaters выиграла тендеры на оказание консультационных услуг по разработке модели денежного потока для расчета транспортного тарифа по участку газопровода «Южный поток» на территории Сербии и Венгрии, следует из итоговых протоколов конкурсов с сайта госзакупок, которые изучил Forbes.

По словам Ачикяна, в случае, если получение необходимых документов затягивается, банки, как правило, «не дают возможности провести выборки в рамках линий по проектному финансированию». Таким образом, не имея разрешений властей, а в случае с Болгарией при наличии прямого запрета строить газопровод (по рекомендации Еврокомиссии), операторы «Южного потока» не могли пользоваться проектным финансированием. Видимо, для «Газпрома» это не проблема: холдинг вообще готов обойтись без внешнего финансирования при строительстве «Южного потока», заявлял летом за несколько недель до отставки гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев, не вдаваясь в детали.

В ноябре «Газпром» признал, что морской и европейский участки «Южного потока» тоже существенно подорожали (как и «Южный коридор») – с €10 млрд до €14 млрд и с €6,6 млрд до €9,5 млрд соответственно. Но член правления «Газпрома» Владимир Марков заявил тогда, что даже с учетом роста стоимости «Южный поток» входит в параметры внутренней нормы доходности, установленные компанией. По данным источника Forbes, знакомого с деталями проекта, норма доходности «Южного потока» составляет 10%.

Газопровод и нефть

Формула цен на газ включает целый ряд параметров, но главным из них можно считать привязку цены на газ к ценам на нефть, с отсрочкой в несколько месяцев. «На нефтяной индексации они сами настаивали, а могли бы распределить риски между нефтью и спотом. «Газпром» сползает в убытки: газовые цены падают следом за нефтью, объемы продаж тоже», – говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Газпром» предупреждал инвесторов, что в случае снижения цен на газ может пойти на сокращение инвестпрограммы, следует из проспекта облигаций (есть в распоряжении Forbes). Но на пресс-конференции накануне годового собрания акционеров «Газпрома», заместитель председателя правления монополии Виталий Маркелов заявил, что даже если инвестпрограмму будут сокращать, такие проекты, как «Сила Сибири» и «Южный поток», будут построены в первоочередном порядке. «Если цены останутся на нынешнем уровне еще на несколько недель, то «Газпром» может отложить и «Силу Сибири». При таких ценах экспорт будет убыточным», – пессимистичен Корчемкин.

При проведении предпроектных финансово-экономических работ по долгосрочным комплексным проектам проводится анализ различных макроэкономических сценариев, в том числе при низкой цене на нефть, поясняет Павел Ачикян из WhiteWaters. Цена на нефть обладает определенной волатильностью, но говорить о прямой связи между рыночной стоимостью углеводородов и экономическими результатами отдельных инфраструктурных проектов некорректно, считает он. Эти проекты окупаются не за счет продажи углеводородов, поясняет эксперт: «Источником выручки таких проектов является плата за транспортировку, размер которой согласовывается сторонами заранее. Это, в первую очередь, влияет на экономику проекта и интерес банков».

Газопроводы не строят, пока не согласован принцип расчета тарифов, – если это не Россия, где тариф определяет государство.

При этом цена на газ, как правило, – одна из составляющих тарифа на прокачку газа. Например, из-за спора о цене газа для Украины, непонятно было, сколько «Газпром» должен был платить «Нафтогазу» за транзит газа в Европу. Но даже если нефтяные цены в конечном счете повлияли бы на экономику «Южного потока», нужно учитывать, что этот проект имел политическое значение, а значит, даже несмотря на низкую эффективность, могло быть принято решение его реализовать, поясняет человек, близкий к одной из дочерних структур «Газпрома». «Исходя из финансовой ситуации по «Газпрому» в целом, могу предположить, что если бы задачу сделать такой проект перед «Газпромом» поставили, «Газпром» бы эту задачу выполнил, – у него была бы такая возможность», – добавляет собеседник Forbes.

Газопровод и политика

Путин объяснил отказ от «Южного потока» отсутствием разрешения на строительства в Болгарии. Остановить строительство своего участка газопровода Еврокомиссия попросила Болгарию летом.

«Отсутствие разрешения на строительство в Болгарии – это скорее повод, нежели действительная причина», – считает человек, близкий к переговорам.

C ним согласен человек, близкий к одному из акционеров проекта. Первоначально Еврокомиссия потребовала от Болгарии инициировать проверку тендера на строительство болгарского участка «Южного потока» из-за подозрений, что компании нарушили некоторые процедуры проведения таких конкурсов, прописанных для стран Евросоюза. Спорный тендер выиграл консорциум с участием «Стройтрансгаза». Эта компания, как и ее совладелец Геннадий Тимченко, попали под санкции США. Российская сторона пошла навстречу и заменила участника консорциума на «дочку» «Газпрома», но «Южному потоку» это не помогло.

Сами чиновники Еврокомиссии признавали, что дело не столько в конкурсе, сколько в «третьем энергопакете», по которому производитель энергоресурсов не может владеть транспортной инфраструктурой в Европе. Впрочем, правила действуют не для всех. В 2011 году конкурент «Южного потока» – газопровод TAP, который пройдет из Азейрбайджана через Турцию в Евросоюз – обратился за разрешением быть исключенным из норм «третьего энергопакета», и в начале 2013 года такое разрешение получил.

Россия много лет добивается такого исключения для себя: не помогло даже вмешательство в переговоры президента Путина. В новых политических обстоятельствах у российского проекта не было вариантов договориться о реализации проекта на равных условиях с азербайджанским ТАР, объясняет человек, близкий к одной из структур «Газпрома». «В определенный момент возникло понимание того, что сделать проект эффективным, не добившись для него исключения из норм «третьего энергопакета» в нынешней политической реальности – непосильная задача», – добавляет один из собеседников Forbes. Из-за норм «третьего энергопакета» сейчас лишь на 50% загружен газопровод Opal – отвод от «Северного потока»: «Газпром» обязан держать резерв мощности, на случай если доступ к трубе захотят получить и другие продавцы газа.

Но безальтернативное закрытие «Южного потока», строительство которого открывал Путин, – удар по имиджу и признание бесполезности затрат на российскую часть газопровода – «Южный коридор». Для подготовки альтернативы нужно было время. Сразу после того, как начались проблемы с Болгарией, между Россией и Турцией состоялось несколько встреч. Министр энергетики Александр Новак уверял, что возможность строительства «Южного потока» через территорию Турции, в случае если Болгария откажется от прокладки газопровода по своей территории, не обсуждалась. «Теоретически такая возможность есть. В первую очередь здесь нужно определиться «Газпрому» с точки зрения экономики проекта. Если такие предложения прозвучат, то можно будет вести переговоры». А в конце ноября, за несколько дней до визита Путина в Турцию, Новак сказал, что обсуждается идея расширения «Голубого потока» – газопровода, который также идет по дну Черного моря, но только до Анкары.

Формально, в случае строительства газопровода через Турцию «Газпром» сможет обеспечивать дополнительными поставками рынки Средней Азии и частично решить проблемы поставок газа на рынок Европы. «Далее за счет аренды мощностей локальных трубопроводов «Газпром» сможет направлять газ европейским клиентам, для того чтобы исполнять свои обязательства перед европейскими клиентами», – рассказывает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». «Но газопровод через Турцию на практике ничего не решит, поскольку газопровод тупиковый. Он упрется в границу Греции и будет ждать, пока европейцы решат (или не решат) построить свою трубу», – считает Корчемкин.

Представители Eni, Wintershall, EdF, «Газпрома», «Стройтрансгаза», «Сройгазмонтажа», а также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказались от комментариев. Представители болгарской стороны не ответили на запрос Forbes, а по телефонам были недоступны.

Несмотря на многочисленных противников «Южного потока» и мнения европейских скептиков, подвергающих сомнению успешность проекта по сооружению новой газовой магистрали из России в страны Южной и Центральной Европы, работы по его реализации ведутся высокими темпами. Ввод газопровода в эксплуатацию и начало поставок по нему российского газа намечены на декабрь 2015 года. А в 2018-м «Южный поток» выйдет на полную проектную производительность — 63 млрд куб. м газа в год.

Основные параметры

Проект «Южный поток» предполагает сооружение четырех ниток газопровода диаметром 32 дюйма (812,8 мм) по дну Черного моря с укладкой на максимальную глубину до 2,25 тыс. м. Они будут проложены от головной компрессорной станции (КС) «Русская», которую построят на российском побережье, до приемного терминала «Паша-дере» на болгарском берегу близ Варны. Общая длина укладываемых труб составит 3,7 тыс. км. Далее магистраль пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на север Италии. С территории Сербии от нее будут построены газопроводы-отводы в Хорватию и Республику Сербскую (в Боснии и Герцеговине). Помимо этого, рассматривается возможность сооружения газопровода-отвода в Македонию. Общая протяженность основной сухопутной магистрали в странах Центральной и Южной Европы составит около 1455 км. При строительстве будут использоваться трубы диаметром 1200-1400 мм.

Болгарский участок «Южного потока» является самым технологически сложным и капиталоемким. Основная трасса газопровода пройдет от побережья Черного моря до границы с Сербией. Также планируется строительство 59-километрового отвода до узла распределения газа в Провадии (город в Варненской области Болгарии), через который можно будет поставлять сырье потребителям Болгарии, Турции, Греции и Македонии. Общая длина укладываемых труб на болгарском участке составит 965 км, в том числе 366 км лупингов. Кроме того, предполагается строительство трех компрессорных станций в Варне, Лозене и Расово суммарной производительностью 300 МВт и приемного терминала. Необходимость сооружения такого терминала в Болгарии обусловлена разными уровнями проектного давления морского и сухопутного газопроводов — соответственно 30 МПа и 10 МПа. Установленное здесь оборудование обеспечит очистку, подогрев, редуцирование, учет и регулирование расхода газа.

Длина укладываемых труб на сербском участке «Южного потока» составит 655 км, в том числе 74 км лупингов и 158,6 км газопроводов-отводов. Здесь предусматривается сооружение двух КС общей мощностью 225 МВт. Основная трасса пройдет от границы с Болгарией к центральной части Сербии и далее к границе с Венгрией на севере страны. От главной магистрали протянутся два отвода — длиной 52,8 км до Хорватии и 105,8 км до Республики Сербской.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно.

Венгерский участок газопровода протянется на 229 км от границы с Сербией до Словении по южной и юго-западной части страны. Здесь будет построена одна КС производительностью 100 МВт. По Словении «Южный поток» пойдет в западном направлении до Италии, протяженность участка составит 266 км. На этой территории планируется ввести в эксплуатацию две КС суммарной мощностью 128 МВт.

Ввод газопровода «Южный поток» в эксплуатацию и начало поставок газа запланированы на декабрь 2015 года. С 2016-го система сможет обеспечивать поставку 15,75 млрд куб. м российского газа в Европу, с 2017-го — 47,25 млрд, а с 2018-го достигнет полной проектной производительности — 63 млрд куб. м ежегодно. Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт. При этом только в 2016 году предполагается ввести 3,5 тыс. км линейной части газопроводов, включая две морские нитки суммарной длиной 1850 км и четыре КС общей мощностью 375 МВт.

Для обеспечения поставок газа в запланированных объемах необходимо в период с 2015 по 2017 год ввести в строй почти 6 тыс. км линейной части газопроводов и восемь компрессорных станций общей производительностью 753 МВт.

«Все основные технические решения получили детальную проработку на предпроектной и проектной стадиях реализации „Южного потока“, поэтому каких-то серьезных изменений не предвидится, — сообщил начальник Департамента по управлению проектами ОАО „Газпром“ Леонид Чугунов. — Тем не менее вероятность внесения незначительных корректировок в проект существует». Например, в связи с уточнением распределения объемов газа по этому газопроводу в европейские страны в июле текущего года произведена корректировка плана ввода газотранспортных мощностей в части технических параметров и сроков запуска в эксплуатацию отдельных технологических объектов. Уточнение исходных параметров потребовало внесения корректировок в подготовленную проектную и разрешительную документацию для болгарского, сербского и словенского участков. По словам Леонида Чугунова, небольшие изменения в проекте могут иметь место и по другим причинам, в том числе в случае присоединения к «Южному потоку» новых участников.

Что сделано, что делается

Во исполнение поручения Президента России Владимира Путина об ускорении реализации проекта «Южный поток» и начале стадии строительства в 2012 году «Газпром» совместно с иностранными партнерами принял окончательные инвестиционные решения по морскому и сухопутным маршрутам газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Национальным участкам первых трех стран присвоен статус национального значения. Одобрен переход проекта на инвестиционную стадию, а затем и на стадию строительства. В декабре прошлого года на площадке головной КС «Русская» (на побережье Черного моря в Краснодарском крае, в районе Анапы) состоялась сварка первого стыка морского газопровода. В начале этого года принята программа скоординированных мероприятий, в которой определены основные этапы и директивные сроки строительства морской и сухопутных частей «Южного потока». Подписаны планы работ по сооружению газопровода в Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии, а также «дорожная карта» по осуществлению энергетических проектов в Республике Сербской в рамках проекта «Южный поток».

Кроме того, в текущем году в Амстердаме открыт центральный офис компании South Stream Transport B.V. Завершена разработка базового проекта FEED и определена окончательная техническая концепция морского участка газопровода. Прошли общественные слушания по материалам ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) для российского офшорного участка. Проектная документация с материалами ОВОС по российскому и болгарскому морским секторам представлены соответственно на государственную экологическую экспертизу в Росприроднадзор и в министерство окружающей среды и водных ресурсов Болгарии. Разработана контрактная стратегия для проведения конкурсных процедур на закупку трубной продукции и на работы по укладке морского трубопровода. Организована подготовка тендерной документации и начаты конкурсные процедуры по выбору подрядчика на глубоководную укладку и поставщиков труб для первых двух ниток газопровода. В октябре подписано соглашение о транспортировке газа между South Stream Transport B.V. и ООО «Газпром экспорт». Начало укладки первой нитки морской части системы «Южный поток» намечено на середину 2014 года. Соответствующие договоры с поставщиками и подрядчиками планируется заключить в первом квартале будущего года.

Что касается сухопутных участков «Южного потока», в этом году были проведены общественные слушания и получено положительное решение по ОВОС от госорганов Болгарии. Согласован первоочередной объект строительства в этой стране — КС «Расово» (село Расово, муниципалитет Медковец, область Монтана). В конце октября на площадке этой компрессорной станции состоялась торжественная церемония сварки первого стыка болгарского участка газопровода «Южный поток». В настоящее время идет подготовка к конкурсу по выбору подрядчика на проведение строительно-монтажных работ. В Сербии утвержден пространственный план территории особого назначения для основной трассы газопровода, разработан идейный проект, выполнены археологические изыскания, разработаны материалы ОВОС для общественных слушаний и процедуры рассмотрения ОВОС в министерстве энергетики, развития и охраны окружающей среды. Строительные работы здесь начались 24 ноября текущего года. В Венгрии проведены конкурс по выбору подрядчика на проектирование (FEED и рабочая документация), территориальное планирование и ОВОС. В Словении продолжается работа по национальному пространственному планированию и ОВОС. В Хорватии для учреждения совместной компании «Газпром» инициировал работы по подготовке соглашения с Plinacro d.o.o. Пока именно эта компания занимается работами по территориальному планированию и ОВОС в трансграничном контексте в соответствии с требованиями конвенции Эспоо. Согласовано место пересечения газопроводом-отводом границы Сербии и Хорватии. Хорватским партерам представлен проект технического задания на разработку проектной документации.

В нынешнем году подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве при создании газопровода-отвода для поставок российского газа в Македонию. До конца 2013 года «Газпром» и компания «Македонские энергетические ресурсы» начнут разработку предпроектной документации для обоснования экономической целесообразности строительства этого газопровода-отвода. В Республике Сербской в соответствии с подписанной в июне «дорожной картой» ведется подготовка межправительственного соглашения России с Боснией и Герцеговиной о сотрудничестве при строительстве и эксплуатации газопровода-отвода и энергетических мощностей.

В настоящее время работа по проекту «Южный поток» сосредоточена на выполнении проектно-изыскательских работ и проведении конкурсных процедур по выбору поставщиков оборудования длительных сроков изготовления, а также подрядчиков на строительство. «Учитывая сложность и масштабность проекта, для участия в нем отбираются компании, уже зарекомендовавшие себя в других крупных международных проектах и имеющие богатый опыт. Так, генеральным проектировщиком морского участка в результате конкурсного отбора стала голландская INTECSEA. Предложения по укладке морской трубы получены от итальянской Saipem и голландской Allseas. За поставку газовых труб борются германская Europipe, японские Nippon Steel и Sumitomo, российские „Северсталь“, Выксунский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, Ижорский трубный завод и другие», — рассказал Леонид Чугунов. По его словам, в других странах — участницах проекта выбор подрядных организаций также осуществляется на конкурсной основе. При прочих равных условиях преимущество при выборе подрядчиков, скорее всего, будет отдаваться местным компаниям. Но шанс есть и у российских организаций, таких, например, как «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг» и «Стройтрансгаз», имеющих большой опыт и выходящих на конкурсы самостоятельно или в составе консорциумов.

Для реализации морской части проекта «Южный поток» создана компания South Stream Transport B.V., инвесторами которой выступают «Газпром» (50%), ENI (25%), EDF (15%) и Wintershall (15%). Для осуществления строительства сухопутного участка газопровода на территориях стран-участниц «Газпромом» созданы совместные проектные компании: South Stream Bulgaria AD, South Stream Hungary Zrt. и South Stream Slovenia LLC (на паритетных началах с компанией «Болгарский энергетический холдинг» ЕАД, MVM Zrt. И Plinovodi d.o.o. соответственно), а также South StreamSerbia AG (доля ОАО «Газпром» — 51%, JP Srbijagas — 49%).

Конкурентоспособность

«Мы твердо уверены в конкурентоспособности и экономической эффективности проекта. У нас есть богатая ресурсная база, необходимые финансовые средства, опыт осуществления подобных строек, всесторонняя поддержка стран — участниц „Южного потока“ и компаний-партнеров. Кроме того, мы идем на шаг впереди своих конкурентов», — заявил Леонид Чугунов. Напомним, что инвесторами реализации морской части проекта выступают «Газпром», итальянская Eni, французская EDF и германская Wintershall. Для строительства сухопутной части на основании межправительственных соглашений уже созданы совместные предприятия с компаниями-партнерами в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении. Проект будет осуществляться на условиях проектного финансирования. Это означает, что участники внесут в совместные компании 30% средств, необходимых для реализации «Южного потока», а остальные 70% будут привлекаться как внешние заимствования. Финансирование со стороны ОАО «Газпром» осуществляется в соответствии с планом долгосрочных финансовых вложений на основании инвестиционной программы российской компании.

«Конечно, в ходе реализации такого большого инфраструктурного проекта нам периодически приходится сталкиваться с проблемами. Но мы вполне успешно с ними справляемся», — сообщил Леонид Чугунов. Так, был решен ряд технических вопросов, связанных с определением окончательной конфигурации системы, выбором материалов и параметров труб, методом их укладки. Существуют организационно-правовые вопросы, возникающие из-за ограничительных мер регулятивного законодательства ЕС, которые могут привести к нарушению сроков реализации проекта, его удорожанию и снижению инвестиционной привлекательности. Для их решения «Газпром» и его партнеры ведут активную работу с уполномоченными органами стран ЕС. Приходится сталкиваться и с политическими проблемами. Например, из-за дестабилизации ситуации в Болгарии в январе нынешнего года и последующей смены правительства этой страны в течение первого полугодия работы по проекту болгарской стороной были приостановлены. В целях соблюдения директивного срока начала стройки совместно с партнерами были проведены переговоры с представителями нового правительства Болгарии. Благодаря этому удалось сократить отставание в выполнении разрешительных процедур, что позволит начать строительство уже до конца 2013 года. Похожая проблема возникла и из-за решения правительства Венгрии в марте прошлого года о замене уполномоченной компании MFB (Венгерский банк развития) на MVM Zrt. («Венгерские энергетические компании»). Реализация проекта на территории Венгрии была фактически приостановлена более чем на семь месяцев. Впрочем, сегодня работа в рамках «Южного потока» идет в полном соответствии с намеченными планами.

Человек существует в постоянном информационном потоке. Далеко не в каждой теме он пытается разобраться самостоятельно. Некоторые не интересуют, другие - слишком сложны. Однако многие стараются быть в курсе экономических новостей. Ведь от успехов государства в этой области зависит жизненный уровень каждого. Все привыкли за много лет к термину «Южный поток». Он прочно вошел в нашу жизнь. А что такое «Южный поток»? Чем он так важен для нашей страны? Давайте разберемся.

Торговые отношения с Западом

Мы с вами не Дженнифер Псаки, которая не особенно понимает, куда идут потоки газа. Поэтому понимаем, что с Европой Россию связывает отнюдь не пламенная любовь. Между государствами идет бойкая торговля. В ее тонкости и перипетии необходимо вникнуть, чтобы понять, что такое «Южный поток».

Это система перекачки природного газа потребителям европейских стран. Вроде бы очень выгодный проект. Однако его реализация постоянно тормозится. Европейский Союз выдвигает все новые требования к Газпрому. Вы спросите, так им что - не нужен этот ресурс? Вот тут и начинается все самое интересное. Конечно, европейские предприятия нуждаются в природном газе. Этот источник энергии признан самым экологически чистым. Кроме того, газ является сырьем для некоторых производств. Да и обычное отопление с ним гораздо дешевле. Так в чем проблема? Что такое «Южный поток» для европейцев? Почему они так упорно сопротивляются внедрению проекта в жизнь?

Глобальный рынок

Чтобы понять строптивость Европы, необходимо посмотреть на всю планету целиком. Ведь экономические связи ныне не локальны. Все государства имеют возможность выбирать себе партнеров исходя из собственных интересов и выгоды. В Евросоюзе действует определенный принцип.

Страны ревностно следят за тем, чтобы не оказаться в зависимости от монополиста. То есть на локальном европейском рынке свято блюдутся либеральные принципы. Должна быть конкуренция, и точка. Допустим, с нефтью проблем в этом смысле не возникает. Ее предлагают различные страны-добытчики. Кроме того, «черное золото» можно транспортировать на судах. То есть для него океаны не являются преградой. Иная ситуация с природным газом. Существуют технологии, позволяющие сжижать голубое топливо. Но, во-первых, это дорого. Во-вторых, необходимо строить специальные предприятия, позволяющие проводить обратную процедуру. Труба обходится значительно дешевле.

История вопроса

Пока еще наверняка непонятно, что такое «Южный поток». Дело в том, что Европа уже много десятилетий пользуется российским газом. Первый трубопровод был построен еще в советское время. Шел он по территории ныне независимой Украины. Тогда никаких политических проблем не существовало. Выбирали оптимальный маршрут. Всем было выгодно данное сотрудничество. Европа строила заводы и иные предприятия, СССР получал необходимую валюту для закупки технологий. Однако случился развал Союза. Пришлось выстраивать новые отношения не только с Европой, но и между некогда братскими республиками. С одной стороны, вроде договорились. Украина стала страной-транзитером. За использование своей территории она получала неплохие деньги и скидки на голубое топливо. Но тут в процесс вмешалась большая политика...

Ненадежный транзитер

События на Украине развивались рывками. В 2004 году прозвучал первый звоночек, предупреждающий Газпром об усложнении транзита газа по территории соседа. Следующий был в 2009 году. Украину трясло в политическом смысле. Власти менялись, а вместе с ними и те, кто влиял на транзит. Чтобы не зависеть от ненадежного построила газопровод в обход его территории. Он нынче отлично работает. Название его - «Северный поток». Однако этой трубы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех Южная его часть обеспечивается голубым топливом через украинскую трубу. А аппетиты соседа становятся все больше, требования жестче. Вот тут и возник проект «Южный поток». То есть это еще один газопровод, идущий в обход Украины.

Пути поставок газа в Европу

«Южный поток» - газопровод для обеспечения голубым топливом стран Балканского полуострова, Австрии и Италии.

Его впервые озвучили в 2007 году. С тех пор проделано множество необходимой работы. Заключались договора, разрабатывалась прокладывались маршруты и так далее. Евросоюз практически сразу стал тормозить грандиозный проект. Дело в том, что «Южный поток» - газопровод, часть которого должна была пересечь Черное море. Порядка девятисот километров трубы должны были лечь на дно. Начинаясь у компрессорной станции «Русская», труба должна была выйти в районе города Варна на Болгарском побережье. По идее, таким образом Европа и Россия защищались от стран-транзитеров, а именно от Украины и Турции. Однако проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Болгария - причина закрытия проекта

Работа по строительству «Южного потока» шла со скрипом. Евросоюз требовал все новых согласований, ставил незаявленные ранее условия. Одним из них стал «Третий энергопакет». Суть его состояла в том, что поставщик газа не может быть одновременно владельцем транспортной системы. То есть получается, что страны-получатели топлива хотели владеть трубой. С этим Россия не могла согласиться, так как надежность «чужого» транспортера вызывала сомнения. Тем более что Газпром строительство собирался осуществлять на собственные средства. Зачем же делиться прибылью с другими? «Южный поток», схема которого все же была согласована с некоторыми конечными пользователями, должен был начать работать в 2015 году. Но тут выяснилось, что Болгария не выдает на своей территории. Никакие увещевания на нее не подействовали. Правительство страны отказалось от огромной прибыли от транзита (порядка 400 млн долларов) и отказало в нужных согласованиях.

«Южный поток» закрыт

В декабре 2014 году президент РФ побывал с визитом в Турции. Переговоры велись по разным направлениям. Затрагивались в том числе и вопросы транзита газа. К этому времени Россия уже построила свою часть трубы, входящей в «Южный поток». Схема транзита к этому времени уже пересматривалась. Во-первых, Крым стал уже частью РФ. Следовательно, появилась возможность удешевить строительство за счет прокладки трубы по его территории. Во-вторых, Болгария уже официально заявила об отказе от проекта. Этим тут же воспользовалась Турция.

«Южный поток» решили полностью закрыть. Об этом в интервью о результатах переговоров сообщил В. В. Путин. Он также рассказал о перемене в планах. В ходе переговоров было решено, что проект «Южный поток» переориентируется на турецкие берега. Это, кстати, значительно удешевит его постройку, так как сократит длину морской части.

«Южный поток» через Турцию

Газпром подписал новое соглашение с корпорацией Botas Petroleum Pipeline Corporation. Согласно новой схеме, от «Русской» труба пройдет по дну моря и выйдет на турецком берегу. Ее технические характеристики не меняются. Поставляться будет все тот же объем. А именно 63 млрд кубических метров газа в год. Часть топлива используют турецкие предприятия. А излишки, как планируется, станет покупать Европа. Южный поток» все же дойдет до ее территории. Но теперь уже в обход Болгарии. Эта страна оказалась самой «пострадавшей». Ведь ей теперь не видать ни газа, ни денег за транзит. Надо отметить, что «Южный поток» через Турцию решает сразу несколько задач. Далеко не все они лежат в экономической плоскости, но денег от этого у новых газовых партнеров должно прибавиться.

США и «Южный поток»

Мы пока не коснулись еще одного игрока, который влиял на процесс согласования ныне закрытого проекта. Это, конечно, наши любимые Штаты. Им очень не хочется уступать такой огромный энергетический рынок России. Европа «Южный поток» воспринимала в качестве гарантированного решения проблемы дефицита газа. Из иных вариантов есть «Набукко». Только этот проект существует, так сказать, на бумаге. До его реализации дело так и не дошло. Если коротко, то, согласно этой задумке, Европа могла бы получать туркменский газ. Транзитером же должна была стать Турция. «Южный поток» конкурировал в некотором смысле с «Набукко». Стоит отметить, что данный проект создавался под протекторатом США. Им крайне необходимо выйти на европейский рынок энергоресурсов, чтобы утрясти собственные Решения Еврокомиссии, как вы понимаете, были напрямую продиктованы Вашингтоном. А не подчиниться им страны Евросоюза не могут. Таковы правила этого надгосударственного образования. Кстати, «Южный поток» через Турцию отменяет необходимость подчиняться Европейскому законодательству. Что значительно облегчает участь Газпрома.

Турецкий поток

Изменение маршрута в пользу транзитера - не приводит к тому, что Брюссель теряет возможность влиять на поставки. Странам теперь придется самим решать, желают ли они провести к себе «Южный поток». Новости по этому поводу поступают самые разнообразные. С одной стороны, все боятся окриков из Брюсселя, с другой - без газа никак не обойтись. А бюрократы Евросоюза ведут переговоры с США о трансатлантическом партнерстве. Если таковой договор будет подписан, то Газпром выживут из этой зоны. Европа, «Южный поток» которую «не устроил», будет вынуждена покупать втридорога. Необходимо отметить, что ситуация обостряется еще и политической позицией Турции. Эта страна уже пять десятков лет ждет, когда ее примут в Евросоюз. Следовательно, давить на Эрдоган не получится. Он будет поставлять голубое топливо на своих условиях. Да и угроза строительства «Набукко» теперь не влияет на процесс. Ведь в обход Турции его построить невозможно. Поэтому появляется уверенность в том, что в этот раз ничто не помешает открытию газопровода «Южный поток». Новости о строительных работах появились в прессе еще в 2014 году. Турки с удовольствием взялись за дело, предложив европейским партнерам становиться в очередь.

На самом деле никто от "Южного потока", увы, не отказался - эта дорогостоящая авантюра будет реализовываться как и предполагалось, только теперь страной входа будет не Болгария, а Турция (в Стамбуле принято решение строить газопровод с новым названием в Турцию мощностью все те же 63 млрд кубометров в год , так что это те же ослиные уши, только в профиль). Еще в мае Путин говорил, что если Болгария будет упорствовать, "мы найдем страну - нечлена ЕС" для того, чтобы обеспечить наземный вход из Черного моря вместо Болгарии. Такая "страна-нечлен" в природе есть только одна, и вот в итоге с ней договорились.

Турция давно мечтала замкнуть все транзитные потоки российского газа на себя, и вот теперь она эту возможность получила. Турция - намного более тяжелый партнер, чем Украина с ее дешевыми транзитными тарифами. Например, Турция всегда настаивала выступать в роли перепродавца газа, транспортируемого по ее территории - мы сами у вас покупаем русский газ, а дальше перепродаем в Европу. Поскольку условия соглашения о новом газопроводе через Турцию не разглашаются, а руководство Турции предельно прагматично и, хорошо понимая, в какие трудные условия попал сейчас Путин с "Южным потоком", скорее всего настроено по максимуму выкрутить ему руки (о скидке на газ в 6% по действующим контрактам уже объявлено, Россия поставляет в Турцию около 30 млрд кубометров газа в год, это получается примерно 700 млн долларов в год потерь от скидки), то можно ожидать худшего в этом плане.

Из пиаровских соображений решили объявить не что "Южный поток" просто перенаправляется из Болгарии в Турцию, а что "мы типа отказываемся от "Южного потока" вообще". Это сделано для того, чтобы все пропутинские силы в Европе смогли взвыть с утроенной силой "Ааааа, мамочки, что же это такое делается, теперь же мы замерзнем без российского газа, Путин родненький спаси-помоги!!!" Соответствующая пиар-атака, уверен, уже подготовлена, хотя на самом деле ничего не меняется.

Что касается Болгарии, то, утверждая, что эта страна потеряла €400 млн годового дохода от транзита, Путин забывает упомянуть о том, что он вообще-то пытался заставить Болгарию вложить уже сегодня и свой €1 млрд в строительство болгарской секции "Южного потока", оплачивая таким образом гонорары всяких путинских Тимченок , на что правоцентристская партия ГЕРБ во главе с Бойко Борисовым справедливо возражала: слушайте, вы нас заставляете вкладывать свой миллиард евро в ваш газопровод, так дайте гарантии, что он будет востребован, заполнен, и мы получим те самые €400 млн от транзита, которые вы нам обещаете? Нет, таких гарантий "Газпром" давать был не готов. Так что путинские €400 млн для Болгарии существуют только на словах, а вот с Болгарии требовали весьма конкретного и ощутимого денежного вклада в "Южный поток". И еще пытались, лукаво подмигивая, впарить на эти цели болгарам кредит от одного из путинских банков, и еще и им дать заработать на этом. Типичное путинское кидалово. Это к вопросу о болгарском суверенитете, его наличии или отсутствии.

В ноябре вокруг "Южного потока", и так замороженного по инициативе Еврокомиссии, сгустились тучи: в Болгарии официально было сформировано новое правительство во главе с Бойко Борисовым, давно выступавшее оппонентом этого газопровода, а кроме того, публично взбрыкнул ключевой партнер "Газпрома" в этом проекте, новый глава итальянской компании Eni (владеет 20% в "Южном потоке") Клаудио Дескальци, заявивший, что категорически не согласен с объявленным "Газпромом" увеличением стоимости проекта с 16 до 23,5 млрд, и пригрозивший выходом Eni из проекта . 24 ноября Миллер встретился с Дескальци в Сочи и, видимо, пытался уговорить его согласиться на увеличение расходов, но, судя по всему, тщетно - так что проект решили продолжить реализовывать уже в новой оболочке, чтобы избавиться от старых несговорчивых партнеров.

Профит в этой ситуации собирает Турция, так как к ней совершенно бесплатно протянут новый большой газопровод мощностью 63 млрд кубометров в год, она еще и миллиардную скидку на газ получит (не говоря о вероятных скрытых дополнительных бонусах от России по достигнутому соглашению, о которых мы еще не знаем). Плюс Турция оказывается в перекрестье новых газопроводов, ведущих в Европу - сейчас активно ведутся работы по проекту TANAP, который доставит в Европу газ из Азербайджана, а также, возможно, из Туркмении, Курдистана и Ирана. Турция превращается в мощнейший южноевропейский газовый транзитный хаб, причем в значительной степени забесплатно - усилиями Путина и деньгами российских налогоплательщиков. Поверьте, Турция - намного более тяжелый, капризный и несговорчивый транзитный партнер, чем Украина, Украина в будущем покажется цветочками, когда мы увидим, что променяли транзитную зависимость от нее на зависимость от намного более сложного партнера.

Так что кто дураки в этой ситуации, вы можете сделать вывод сами. Путин опять всех переиграл (с)

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...