Империализм как стадия развития капитализма. Империализм как высшая стадия капитализма


Михаил Эпштейн – культуролог и философ, автор десятков книг, среди которых "Великая Совь", "Слово и молчание", "От совка к бобку" – о том, как революция обращает вспять ход истории.

Не стихают споры о природе русской революции. Была ли она истинно социалистической? Произошла ли она по Карлу Марксу или вопреки ему? Ответ можно найти между строк у самих основоположников, хотя они сами старались уклониться от него.

Обычно марксистская периодизация общественно-экономических формаций сводится к знаменитой "пятичленке". Она была канонизирована И. Сталиным в главе "О диалектическом и историческом материализме" для "Краткого курса истории ВКП(б)", изданного в 1938 году: "Истории известны пять основных типов производственных отношений: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический". Напомним, что социализм считался первой фазой высшей формации – коммунистической.

Таков был краеугольный камень советского марксизма. Однако сам Маркс, как известно, спорадически включал в схему исторического развития еще одну формацию, которую он обозначал как "азиатскую", или "азиатский способ производства". "В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации" ("К критике политической экономии" , 1859).

Азиатский способ следовал за первобытно-общинным и предшествовал античному, или рабовладельческому, как более прогрессивному. Дело в том, что рабовладение уже предполагает развитую частную собственность на средства производства, тогда как в азиатской формации частный субъект еще отсутствует, основные средства производства и земля принадлежат государству, а фактически – царю, императору, богдыхану и их бюрократии.

В третьем томе "Капитала" Маркс пишет:

"Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредственным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты... Государство здесь – верховный собственник земли. Суверенитет здесь – земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей". (Глава 47).

Следует подчеркнуть, что даже рабовладение, с точки зрения марксизма, представляет значительный прогресс по сравнению с "восточной деспотией", как назвал эту систему Энгельс, указывая в том числе на Россию. Он писал в "Анти-Дюринге" :

"...Введение рабства при тогдашних условиях было большим шагом вперед.... Древние общины там, где они продолжали существовать, составляли в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма, от Индии до России. Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития, и их ближайший экономический прогресс состоял в увеличении и дальнейшем развитии производства посредством рабского труда".

В 1957 году вышло в свет фундаментальное исследование германо-американского историка, а в прошлом марксиста и коммуниста Карла Августа Виттфогеля "Восточный деспотизм: сравнительное исследование тотальной власти". Опираясь на понятие азиатского способа производства, введенное Марксом, Виттфогель указал на общие черты восточных деспотий:

  • отсутствие частной собственности на землю;
  • отсутствие рыночной конкуренции и частной собственности в целом;
  • общинный характер производства и обмена, трудовые армии;
  • нераздельность государственной власти и собственности
  • эксплуатация государством дешевой рабочей силы, прямое принуждение широких масс производителей к тяжелому неквалифицированному физическому труду;
  • абсолютная власть государственной бюрократии, управляемой из центра;
  • абсолютная власть правителя, возглавляющего бюрократическую систему.

Не правда ли, это очень напоминает систему правления, построенную в СССР и затем распространенную на весь "лагерь социализма", включая Азию (Китай, Вьетнам, Северную Корею) и Восточную Европу? Все население страны, грубо говоря, находится во власти государственной бюрократии, а та – во власти единоличного правителя. Отсюда и "культ личности", по странной прихоти неизменно возникающий в странах, казалось бы, приверженных принципу коллективизма и "общественной собственности на средства производства" (от Сталина до Мао Цзэдуна, от Хо Ши Мина до Ким Ир Сена, от Фиделя Кастро до Чаушеску и др.). Не случайно тема "азиатского способа производства", едва просочившись в 1930-е годы в дискуссии советских марксистов, была тут же высочайше закрыта: слишком очевидны были параллели с "первым в истории социалистическим государством". Азиатское общество стало рассматриваться в советской науке как античное, рабовладельческое, хотя Маркс в своей рукописи "Формы, предшествующие капиталистическому производству" (1857–61) специально подчеркивает, что "это не относится, например, к Востоку при существующем там поголовном рабстве". Поголовное рабство у деспотического государства стадиально предшествует рабовладению как институту частной собственности.

Означает ли это, что большевистская революция произошла вопреки марксистскому учению – в силу географической и исторической близости России к Азии и под давлением ордынского и крепостнического наследия? Маркс ведь предназначал теорию коммунизма для применения в наиболее развитых капиталистических странах, а в России революция уничтожила слабые ростки капитализма и отбросила страну не то что в рабовладельчество, а в еще более примитивную систему "восточного деспотизма".

Некоторые западные марксисты так и считают: Ленин, а в большей степени Сталин – исказители первородного марксизма. И тогда можно с облегчением вздохнуть, ведь марксизм не отвечает за свои позднейшие искажения. И пусть он нигде и никогда в своем непогрешимо-передовом виде не был реализован – только в виде грубейших, азиатско-деспотических извращений, – но все-таки коммунизм, каким он изначально виделся основоположникам, в этом случае может оставаться заветной целью и светлой мечтой человечества.

Об "азиатском способе производства" и его месте в марксизме существует обширная литература. Поскольку я не экономист и не историк, я не претендую на общетеоретическое решение этого вопроса. Я хочу лишь заострить внимание на том, что это понятие, выдвинутое Марксом, позволяет не только объяснить "деспотические" итоги марксистских революций в азиатских и полуазиатских странах, но и вступает в противоречие с его собственным учением о коммунизме, точнее, обнажает постыдную тайну этого учения, компрометирует его.

Показательно, что не только советские историки, но и сами основоположники марксизма не торопились выдвинуть понятие "азиатского способа производства" на видное место в своей теории формаций. Начиная с 1850-х годов оно проскальзывало в набросках, в переписке, в незаконченных рукописях, но не выступало на первый план. Казалось, Маркс и Энгельс что-то скрывают если не от самих себя, то от своих сподвижников и последователей. "Манифест коммунистической партии" (1848), где перечислены основные общественно-экономические формации и их антагонистические классы: свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, буржуа и пролетарий, – умалчивает об азиатской формации. Не потому ли, что могло бы обнажиться поразительное сходство между нею – и целями коммунистической революции? Если отбросить утопический флер, то коммунизм, по мысли его основоположников, не что иное, как переход всей собственности в руки государства. Маркс и Энгельс прямо говорят об этом в самой конкретной части "Манифеста коммунистической партии", в конце второй главы, где обсуждаются основные меры, которые должны быть предприняты революцией. Приведу развернутую цитату:

"Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого. (...)

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.

Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры :

1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

2. Высокий прогрессивный налог.

3. Отмена права наследования.

4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

6. Централизация всего транспорта в руках государства.

7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей..."

Во всех десяти программных пунктах варьируется один мотив: централизация, разрастание роли государства и его неограниченная власть над обществом и всеми производительными силами. Не забыто даже понятие деспотии: "Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения..."

Представим, что в манифест было бы включено упоминание азиатской формации, как ее позднее характеризовал сам Маркс: "Государство здесь – верховный собственник земли. Суверенитет здесь – земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. ...Не существует никакой частной земельной собственности..." Тогда легко было бы запутаться: откуда и куда движется человечество? И почему тот способ производства, который выставлен как самый отсталый, уступающий даже рабовладельчеству, вдруг вырастает в сияющую вершину исторического прогресса? Получилось бы, по Марксу и Энгельсу, что "наиболее передовые страны", такие как Англия, Германия, США, призваны совершить коммунистическую революцию, руководствуясь тем образцом, который представляет "азиатский способ производства".

Сходство прослеживается вплоть до деталей: в азиатском государстве "в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, рента и налог совпадают" (Маркс). В коммунистическом: "экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов" (Маркс и Энгельс). Правда, предполагается еще и "высокий прогрессивный налог", но это для того, чтобы государство могло благополучно отнять у собственников то, что они приобрели в капиталистической формации.

Таким образом, один парадокс накладывается на другой, еще более глубокий. "Социализм", построенный в результате русской революции и затем охвативший треть мира, действительно оказался подозрительно похожим на восточную деспотию. Но это произошло не в результате отклонения от предначертаний марксизма, а в итоге их последовательного воплощения, ибо ничто иное и не предполагалось "Манифестом коммунистической партии".

Поэтому совершенно нелепой, приклеенной выглядит знаменитая концовка этой главы: "На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Откуда берется "свободное развитие каждого", если всеми предыдущими тезисами у этого "каждого" отнята частная собственность, земельный надел, право наследования и даже семья: провозглашается "общность жен" и "общественное воспитание детей"? Попытка соединить азиатский способ производства с протестантско-романтическим, глубинно европейским понятием свободного развития личности – это удивительный случай гротеска, по-своему уникальный в истории социально-политических учений.

А дальше свой вклад в этот гротескный марксизм внес В. И. Ленин своей книгой "Государство и революция", с одной стороны, доктринерски марксистской ("диктатура пролетариата"), а с другой – совершенно фантастической по тем конкретным политическим мерам, к которым она призывала. Теорию от практики отделял всего один месяц, в сентябре 1917-го книга была завершена, а уже в октябре грянула революция. Вот как Ленин предвидел эту диктатуру в действии:

"Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного "синдиката". Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну. Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок".

Так и видишь, как большевики, придя к власти, займутся четырьмя арифметическими действиями и выдачей расписок. Очевидна полная фантасмагоричность этих идей – не только в свете последующей истории, но и заведомо, в рамках логики и здравого смысла. "Вооруженные рабочие" (лейтмотив всей ленинской книги) – они кто, рабочие или военные? Одной рукой точат детали, а другой – стреляют? Много ли пролетариев приняло участие в управлении государством при "диктатуре пролетариата"? Как известно, итогом Октябрьской революции стало возрождение азиатского способа производства на основе индустриальных технологий ХХ века. А это и есть гротеск в прямом смысле слова: уродливо-трагикомическое сочетание несочетаемого...

Karl A. Wittfogel. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power(New Haven and London: Yale University Press, 1957). Одной из структурных причин возникновения такого способа производства Виттфогель считает необходимость больших ирригационных мероприятий, требующих концентрации всех средств производства в руках государств - он их даже называет "ирригационными империями" (hydraulic empires). Рассматривая не только Азию, но и государства Древнего Востока и Южной Америки, Виттфогель заключает, что в СССР был построен современный вариант деспотии, основанной на "азиатском способе производства".

Дискуссия приобрела особо острый характер в 1970–1980-е годы, на закате коммунистической эры. Hindess, Barry, and Paul Hirst. Pre-capitalist Modes of Production. London: Routledge and Kegan Paul, 1975; Sawer, Marian. Marxism and the Question of the Asiatic Mode of Production. The Hague: Nijhoff, 1977; Godelier, Maurice. The Concept of the “Asiatic Mode of Production” and Marxist Models of Social Evolution. In Relations of Production: Marxist Approaches to Economic Anthropology, ed. David Seddon, London: Frank Cass, 1978, 209-257; Dunn, Stephen P. The Fall and Rise of the Asiatic Mode of Production. London: Routledge and Kegan Paul, 1982; Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? M., Наука, 1971. С немарксистских позиций в СССР первым об этом написал И. Р. Шафаревич в своей книге "Социализм как явление мировой истории" (Париж: YMCA-Press, 1977).

Китай был одной из древнейших стран азиатского способа производства, и последствия этого пути развития отразился в таких крайностях построения социализма, как "большой скачок" и "культурная революция".

Главный признак азиатского способа - государственной собственность на землю - оставался незыблемым на протяжении почти всей истории Китая. Государственная земля делилась между крестьянами по общинному принципу уравнительного землепользования.

Предполагается, что первоначально это была система "колодезных полей". Так она называлась, потому что схема расположения полей напоминала иероглиф "колодец". Члены шины из 8 семей, кроме обработки своих полей, расположенных по краям, должны были возделывать расположенное центре общее поле, урожай с которого поступал правителю. Каждое поле было площадью в 100 му (6 га), в том числе общее поле. Философ 4 века до н. э. Мэн-Цзы считал это идеальной системой земледелия и относил ее расцвет к начал первого тысячелетия до н. э.

Сам принцип уравнительного землепользования и сочетания обработки своего поля с коллективным возделывание "большого поля" в пользу государства сохранялся в течении многих веков, но постепенно коллективная работа на государственных полях заменялась налогом-рентой и трудовой повинностью. Принцип уравнительного землепользования при этом сохранялся, но теперь земля распределялась в соответствии составом семей. На каждого взрослого мужчину полагалось 80 до 100 му (6,4-6 га) пахотной земли, на женщину или подростка - меньше. Когда крестьянин выходил из трудоспособного возраста, земля у него отбиралась. Кроме того, за семьей закреплялся садово-огородный надел в 20 му. Чаще всего он предназначался для выращивания тутовых деревьев.

За эту гарантированную ему землю крестьянин должен был выполнять три повинности в пользу государства. Во-первых, отдавать часть урожая зерновых с пахотного надела. Во-вторых, платить налог шелком или другими тканями. Дело в том, что крестьянин в китайской деревне всегда был наполовину ремесленником, и продукция этого ремесла также шла в распоряжение властей. Наконец, в-третьих, крестьянин должен был часть года (обычно 20 дней) выполнять государственную трудовую повинность: строить различные здания, оросительные сооружения, перевозить грузы и т. п.

Государство поощряло земледелие и ткачество. Торговцы же подвергались дискриминации. Так, в IV в. до н. э. законом было установлено, что те, кто производит много зерна и шелка, освобождаются от трудовой повинности, а те, кто получает выгоды от торговли, должны быть обращены в рабство.

Государство строго регламентировало занятия крестьян, определяя, выращивать ли им рис или просо, ткать шелковые или иные ткани. Естественно, для всего этого требовался огромный бюрократический аппарат. Чиновники существовали частично за счет жалованья, преимущественно зерном и другими продуктами, получаемыми в виде налога с крестьян. Но, кроме того, они получали и земельные наделы, причем для чиновника каждого ранга полагался участок земля определенного размера. При увольнении с государственной службы чиновник терял эту землю.

Чиновники не обязательно были представителями аристократических семей. В Китае существовала система экзаменов, лишь сдав которые человек мог занять определенную должность. Экзаменующийся должен был проявить глубокие знания философии, поэзии, не говоря уже о тех сведениях, которые были необходимы для несения службы. Экзамены торжественно обставлялись, обеспечивая почет и славу сдавшему их. И если в средневековой Европе воспевались рыцарские доблести, то в Китае особым почетом окружались люди, доказавшие высокий уровень своих знаний. К экзаменам допускались и простолюдины. Это способствовало укреплению центральной власти: император мог быть уверен в преданности людей, пущенных к управлению из низов.

Господствующие позиции государство занимало и в промышленности. В руках государства находились металлургические, шелкоткацкие, фарфоровые, оружейные предприятия; Изготовлялись одежда и обувь, украшения, оружие и доспехи, бумага и многое другое. Этими предприятиями управляли три государственных инспекции, которым подчинялись многочисленные канцелярии. Ряд товаров - руды металлов, уголь, чай - был и объявлен государственной монополией.

Одним из источников рабочей силы этих казенных предприятии было сословие городских ремесленников, которые, как и крестьяне, должны были ежегодно отбывать государственную трудовую повинность в течение 20 дней. Государство не обеспечивало отбывающих повинность питанием - пищу для них должны были готовить члены их семей. Впрочем, как можно понять из китайских источников, и в остальное время ремесленники сдавали в казну свои изделия и существовали преимущественно за счет выдач из казны.

Вторую группу работников казенной промышленности составляли государственные рабы. При выступлениях против верховной власти виновных ждала смертная казнь, а всех родственников - рабство. Дети государственных рабов тоже становились рабами: клеймо раба ставили новорожденным.

Еще один из признаков азиатского способа производства восточная деспотия. Наиболее ярким проявлением ее считается правление императора Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.). Этот император приказал собрать и сжечь все исторические сочинения, философские и научные труды, кроме чисто утилитарных и прославляющих его правление. За хранение запрещенной литературы полагалась смертная казнь, а тех, кто осмеливался толковать исторические сочинения, говорить преимуществах прежних порядков, полагалось казнить со всеми родственниками. 460 крупнейших ученых того времени был» закопаны в землю живыми. Как и все деспоты, Цинь-Ши боялся за свою жизнь и постоянно переезжал из одного дворца в другой (а только за время его правления было построено 700 дворцов). "Того, кто сообщал о его местопребывании, наказывали смертью", - сказано в "Исторических записках" Сыма Цяня.

Но не жестокость отдельных правителей была определяющей чертой восточной деспотии, а государственная регламентация всех сторон жизни. Как уже сказано, государство определяло, что должен выращивать каждый крестьянин. В философском сочинении VII в. до н. э. "Гуань Цзы" даны советы "мудрому правителю". Он должен приказывать, как "вспахать и прополоть поля и посадить растения; починить каналы и водосточные рвы; починить кирпичную облицовку домов, чтобы вода стекала" и т. д.

Таковы главные черты китайского варианта азиатского способа производства. Естественно, со временем этот строй стал разлагаться. Дополнительно к государственному рождалось частное землевладение и арендные отношения.

Если чиновники получали землю в соответствии со своим рангом только на время службы, то император, как верховный собственник, мог жаловать земельные владения по своему усмотрению. Такие частные владения, естественно, получали родственники или приближенные императора. Существовала также практика, согласно которой человек, который осваивал пустоши или не вовлеченные в оборот земли на окраинах страны, фактически становился их владельцем.

Кроме того, как и в Японии, здесь шел процесс ростовщического закабаления крестьян, в результате которого крестьянин становился арендатором своего земельного участка.

Развитие частного землевладения в Китае не вело к созданию крупных хозяйств. Землевладелец, как правило, не имел своих полей. Его владения обычно состояли из мелких крестьянских участков, а доход - из натуральной арендной платы.

В первой половине XIX в. на сельского жителя в Китае приходилось всего 2 му (0,125 га) земли. Это аграрное перенаселение вело к массовому разорению крестьян и порождало обширную группу "гостей". Так называли лишившихся своего хозяйства крестьян, которые вынуждены были арендовать землю у крупных землевладельцев и отдавать им за это половину урожая.

И все же господствующее положение в землевладении сохраняло государство. Даже в 1912 г. крестьяне, которые вели хозяйство на государственной земле, составляли 49%, полуарендаторы - 23%, арендаторы - 28%. Очевидно, полуарендаторы наполовину тоже вели хозяйство на государственной земле.

Идеалом для крестьянства оставался прежний порядок государственная собственность на землю и уравнительное землепользование. Этот лозунг выдвигался в ходе довольно частых крестьянских восстаний, а иногда и проводился в жизнь

Так, в результате тайпинского восстания в середине XIX в. власть в Китае оказалась в руках революционного правительства. Была установлена "земельная система", которая вводила уравнительное распределение земли по едокам и строгую государственную регламентацию земледелия. Государство должно было определять, где должны выращиваться тутов деревья, сколько следует иметь в хозяйстве свиней и кур. такую регламентацию крестьяне считали правильной.

Одним из трех принципов Сун Ят-сена, которые он провозгласил в 1911 г., была все та же национализация земли уравнительное землепользование.

В отличие от Японии в Китае не проводилась политика изоляции страны от внешнего мира. Но государство искусственно тормозило развитие товарно-денежных отношений, проявлялось в натуральном характере налогообложения, гонениях на торговцев. К тому же именно такая политика пользовалась поддержкой населения. Естественно, это задерживало развитие, и Китай оказался беззащитным перед вторжение капитализма извне.

Это вторжение приобрело особенно драматический характер в период трех "опиумных войн" в XIX в., в результат которых опиум составил 46% импорта Китая, а страна стаз типичной полуколонией. Она была разделена на сферы влияния между империалистическими государствами. Иностранцы теперь были неподсудны китайскому суду, в их руках был флот, войска, полиция. Китайское правительство не имел теперь реальной власти. Поскольку оно прибегло к помог иностранцев для подавления тайпинского восстания, и оказалось в огромном долгу перед ними, то для погашения это» долга даже сбор налогов был передан в руки иностранце К тому же официально правило Китаем в это время маньчжурское правительство, а маньчжур сами китайцы считали вар варами. Поэтому революционная борьба народа была направлена как против колонизаторов, так и против правительства.

Китаю было запрещено вводить пошлины выше 5% цены ввозимого товара, и импорт дешевой фабричной продукции успешно подавлял ростки китайской промышленности.

Как известно, колонизаторы никогда не стремились развивать промышленность в колониях, но в существующей в то время в Китае промышленности они заняли господствующее положение. В руках иностранцев были внешняя торговля, железные дороги, половина угольной, 40% текстильной промышленности.

А китайская буржуазия в это время состояла из трех частей. В привилегированном положении находились компрадоры, т. е. та часть буржуазии, которая практически находилась на службе у иностранного капитала, играя роль агентов-посредников. Иностранцам в чужой стране всегда удобнее действовать через национальную агентуру.

Вторая, особенно характерная для Китая часть буржуазии - бюрократический капитал. Обычно этот термин расшифровывается так: "компрадорский капитал, связанный с государственной властью". Бюрократический капитал был прямым следствием господствующей роли государства в экономике, Когда в условиях господства иностранцев государственная власть стала разрушаться, то достояние государства постепенно становилось достоянием людей, занимавших высшие государственные посты. Это и был бюрократический капитал.

Наконец, последняя часть - национальная буржуазия, не связанная с иностранным капиталом. Эта часть буржуазии, подавляемая и иностранцами, и компрадорами, составляла в Китае часть революционных сил.

Следствием господства иностранцев было крайне нерациональное размещение промышленности. 3/4 всей промышленности находилось в северо-восточных прибрежных районах. Только в одном Шанхае размещалась половина легкой промышленности. В большинстве районов Китая промышленности совсем не было. Потребности населения, как и прежде, удовлетворялись кустарно-ремесленным и домашним производством. Вспомним, что китайский крестьянин был наполовину ремесленником

Азиатский способ производства (АСП) – первый способ производства, в качестве исторической формы которого выступала государственная система сельских земледельческих общин. Возникает в процессе разложения первобытнообщинного способа производства и предшествует рабовладельческому и феодальному способам производства.

К. Маркс относил к азиатскому способу производства не только Древний и Средневековой Восток (Индию, Китай, Турцию, Персию и т.д.), но и государства доколумбовой Америки (государства инков и др.), Европы (этруски и др.).

Господство естественных производительных сил над общественными, коллективистские узы первобытности, ведущая роль совместной кооперативной формы труда (по созданию и поддержанию ирригационной системы, террасированию склонов, вырубке леса, ведению зернового хозяйства, содержанию общинных ремесленников, созданию страхового фонда, охране территории и др.) приводят к тому, что эксплуататору противостоит не отдельный обособленный индивид, а целая сельская земледельческая община, первоначально состоявшая из больших патриархальных семей.

Кроме того, в условиях азиатского способа производства государство еще не обособилось в самостоятельную надстроечную политическую организацию, служащую интересам господствующего класса. Целью производства в этих условиях было получение прибавочного продукта ассоциацией эксплуататоров, а средством достижения – эксплуатация общинного крестьянства на основе монополизации общественных должностных функций в воспроизводственном процессе или государственной монополии на землю как на объект собственности, а также на накопленный прибавочный труд, материализованный в ирригационных и других общественно полезных сооружениях.

Для азиатского способа производства характерны две основные формы эксплуатации:

– рента-налог;

– трудовая повинность (общественные работы).

Рента-налог включала не только прибавочный, но и часть необходимого продукта, которая являлась фондом жизненных средств мобилизованных на общественные работы крестьян.

Первоначально это были работы, необходимые для нормального течения воспроизводственного процесса (строительство ирригационных сооружений и др.). В дальнейшем труд крестьян и ремесленников использовался не только для создания хозяйственных объектов, но и при сооружении грандиозных пирамид, царских усыпальниц, храмов, крепостей и др. Создание этих объектов означало расширенное воспроизводство отношений материальной и духовной зависимости непосредственных производителей от государства, развитие отношений азиатского типа вширь и вглубь.

Незавершенность процесса классообразования проявляется в рамках азиатского способа производства в характере собственности на средства производства. Государство вырастает из первобытного общества, поэтому в обществе сохраняются остатки племенной собственности. Верховная государственная собственность на землю сочетается с частным земледелием и общинным землепользованием.


Развитие государственной собственности на землю далеко не везде получает четкое законодательное оформление. Однако номинальное право государственной собственности часто становится вполне реальным благодаря монополии на отправление верховных административно-хозяйственных функций, присвоению основной части прибавочного продукта, контролю за ирригационной системой, царско-храмовым хозяйством, высшими ремеслами, распределению редких ресурсов и т.д.

В этих условиях частные хозяйства носят подчиненный характер и не в силах сколько-нибудь существенно подорвать верховную собственность государства на землю. Ведущая роль коллективной формы труда, патриархальная связь земледелия и ремесла (низшие ремесла) внутри общины, господство натурального хозяйства, высокая степень зависимости трудящихся масс от государства превращают земледельческую общину в самодовлеющее хозяйственное целое – «локализированный микрокосм». Консервативность общины является основой застойности общества, причиной образования кастовой системы.

Проблема азиатского способа производства активно обсуждалась в отечественной и зарубежной экономической науке в 1920-30-х и 1960–80-х гг. В современной дискуссии понятие «азиатский способ производства» трактуется неоднозначно. Одни исследователи отрицают его как закономерную ступень в развитии человечества, другие – как общество переходного периода от доклассового к классовому, третьи определяют азиатский способ производства как раннеклассовое общество. Интересна точка зрения ученых о взаимосвязи ошибок и просчетов, допущенных при проведении экономических реформ в России, с распространенностью на территории в ранние времена азиатского способа производства.

Азиатская система впервые сложилась в странах древней Азии и древней Африки (Египет, Вавилон, Ассирия, Персия, Индия, Китай), а также в ряде стран Латинской Америки (государства ацтеков, инков, майя и некоторые другие).

Азиатская система выражала более высокий уровень развития производительных сил, нежели первобытнообщинная. Здесь повсеместно использовались металические орудия труда, появились мельницы, ирригационные сооружения, каналы, дамбы, водохранилища. Получило распространение садоводство, огородничество, строительное и военное дело, возникли деньги, торговля. Выделились купцы, ростовщики. Зародилась астрономия, математика, философия. Возникло государство.

Главной отраслью общественного производства было сельское хозяйство. Важнейшей отличительной особенностью азиатской системы было то, что земля находилась в государственной собственности, которая тесно переплеталась с частной собственностью господствующего класса (светская военная и религиозная аристократия). Господствующий класс совпадал с госапаратом. Прибавочный продукт созданный трудом крестьян – членов общины поступал госаппарату и распределялся в соответствии с занимаемыми местами в административной иерархии. Данную систему называют политарной (от греческого “государство”). За общиной оставалось право пользования землей. Положение крестьян порою мало отличалось от положения рабов. Сложилась централизованная система управления общественным производством.

Для азиатского способа производства характерны :

· Особый вид собственности. Oтсутствие частной собственности на землю; почти полное отсутствие частной собственности как системы отношений.

· Малая роль торговли. Товарообмен играет второстепенную роль, касаясь лишь дополнительных продуктов питания.

· Особой способ эксплуатации. Принципиально отличный как от классического рабства, так и от крепостничества - "поголовное рабство ". Основные признаки этого способа эксплуатации:

o Эксплуатация даровой рабочей силы больших масс крестьян

o Расточительное расходование дешевой рабочей силы на создание грандиозных сооружений (См. Великая китайская стена)

o Массовое государственное принуждение к тяжелому физическому труду.

o Эксплуатация через посредство коллективов, образуемых сельскими общинами;

· государство контролирует основные средства производства

При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и бюрократия. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка. Социальная иерархия образуется государственными чиновниками и пополняется через систему экзаменов .

По мнению некоторых исследователей , "азиатская формация" представляет большие трудности для марксистского исследования, поскольку формально средства производства не принадлежат правящему классу. Господствующим классом при этом оказываются не люди, а государство как таковое, в лице чиновников и функционеров . При это место в правящей иерархии определяется не собственностью на средства производства, а наоборот, место в иерархии определяло, в том числе, и экономическое положение функционеров. Правящий класс чиновников эксплуатировал крестьян-общинников не на основе собственности на средства производства, а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его экономикой .

6. Генезис античной цивилизации,сущность и особенности «античного способа производства».

Начала античной эпохи лежат в древнейшей истории греков. Специфика греческой античности коренилась в своеобразии природно-климатических и геополитических условий северо-восточного Средиземноморья. Умеренно тёплый климат в сочетании с достаточным количеством осадков обусловили здесь отсутствие ирригационного земледелия, столь много значившего для Востока. Хозяйственной основой нового типа цивилизации явилось пашенное земледелие, ставшее возможным на каменистой почве Эллады с появлением железных орудий труда (рубеж II и I тыс. до н.э.). Относительно низкая, в сравнении с Востоком, продуктивность земледелия отчасти компенсировалась развитием скотоводства. К этому подталкивал и преимущественно холмистый рельеф угодий, объективно лимитировавший размеры пригодных для земледелия участков. Не слишком богатые природными ископаемыми недра всё же давали возможности развития добывающих промыслов, металлургии, гончарного дела и других ремёсел.

«В Греции есть всё» Горы, прикрывающие материковую Грецию с севера, и моря, окружающие её с других направлений, служили определённым барьером для завоевателей. Вместе с тем хребты, рассекающие страну на отдельные области, затрудняли их хозяйственную и политическую интеграцию. Но они же во многом обусловили исключительное региональное разнообразие природно-климатических условий. На сравнительно небольшой территории Греции оказались представленными все типы существующих в Европе природных зон, вся европейская фауна и флора.

Разнообразие в природных условиях отдельных регионов способствовало их ранней хозяйственной специализации. В зависимости от особенностей микроклимата, рельефа местности, характера почв, ассортимента полезных ископаемых упор мог делаться на выращивании тех или иных сельскохозяйственных культур, развитии тех или иных ремёсел. На лошадях из Фессалии, к примеру, разъезжала половина Эллады. Хозяйственная специализация была сопряжена с регулярностью обмена произведёнными продуктами, формированием общегречеcкого рынка.

География предопределила и абсолютное господство морских путей в оптовой торговле. Морским экспедициям потворствовали уникальная изрезанность побережья, наличие множества островов и полуостровов, заливов, проливов и бухт на всём протяжении от восточного побережья материковой Греции до западного берега Малой Азии. Благодаря этому мореплаватели не упускали из виду сушу, благоразумно ночуя на ней и пережидая штормы. Столь существенные преимущества акватории Эгейского моря обусловили её роль как перекрёстка торговых путей, опережающее развитие расположенных здесь островов, формирование первых в истории Греции государств.

В начале II тыс. до н.э. наиболее богатым и сильным стало государство на острове Крит (минойская цивилизация). Размеры и особенности утвари обнаруженного здесь археологами царского дворца недвусмысленно говорят о подражании местных правителей восточным владыкам. Схожие с древнеазиатским укладом черты присутствовали в социально-экономической организации критского общества, его политическом устройстве. Сильнейшие землетрясения в середине II тыс. до н.э. на Крите нанесли непоправимый ущерб минойской цивилизации.

В XV – XVIII вв. до н.э. лидерство в регионе перешло к основанному греками-ахейцами на Пелопоннесском полуострове городу Микены. Как и другие ахейские города, Микены находились под сильным влиянием древневосточных цивилизаций. Вторгшиеся на земли ахейцев греки-дорийцы (XII в. до н.э.) такого прогресса ещё не достигли, а потому для начала разгромили чуждый им мир городов и дворцов «до основания». «А затем» на основе собственного уклада, творчески приспособляя достижения Востока под свои нужды, принялись выстраивать качественно новую цивилизацию.

Генезис полисной цивилизации Время, прошедшее от утверждения дорийцев на территории Греции до расцвета эллинских государств, подразделяют на два этапа: так называемые «тёмные века» (XI – IX вв. до н.э.) и архаический период (VIII – VI вв. до н.э.). « Тёмные века» обозначают ещё и как гомеровский период, поскольку основным письменным источником их изучения являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Уровень цивилизации в это время повсеместно снижается, однако начавшееся производство железных орудий труда подготавливает предпосылки для последовавшего подъёма.

В рамках архаического этапа полуразбойный строй «военной демократии» у дорийцев трансформировался в столь же не отягощённую чрезмерным миролюбием полисную цивилизацию. Полис формировался, как правило, в результате слияния соседних территориальных общин и представлял собой город-государство с прилегающей к нему сельской местностью. Его экономической основой было сочетание элементов общинной, государственной и частной собственности на землю. Эту совокупность и называют античной или полисной собственностью.

В отличие от Древнего Востока, верховная собственность на землю принадлежала здесь не деспоту, а всему полису как коллективу граждан. Полисная государственность для граждан была не фатальной внешней машиной принуждения, а их собственным кровным делом. В одном из своих первоначальных смыслов греческое слово «идиот» давало оценку человеку, уклонявшемуся от участия в решении полисных проблем. Гражданские права в полисный период Греции сливались воедино с гражданскими обязанностями, главной из которых была воинская.

Долгое время греческие полисы не были столь богаты, чтобы позволить себе роскошь содержания наёмного войска. В случае войны за оружие брался каждый боеспособный гражданин. Это в решающей мере гарантировало его значимость в государстве, полноценность гражданского статуса, поскольку оборонительные и наступательные войны, внутригреческие «междусобойчики», а также грабительские набеги на богатый Восток и военные экспедиции за рабами были делом повседневным.

Как и на Востоке, собственность на землю реализовывалась в различных экономических формах, однако сами формы были другими. Часть земельного фонда представляла собой непосредственно общественное владение, коллективно обрабатывалась гражданами, и доходы с неё шли на общественные нужды. Эти земли полис мог сдавать и в аренду. Полис выступал как владелец недр земли, организуя добывающие предприятия – рудники и каменоломни, которые также могли сдаваться в аренду частным лицам.

Основная же часть земельных массивов полиса поступала во владение отдельных граждан, хозяйствовавших вполне автономно, не нуждаясь в «руководящей и направляющей» опеке государства, в отличие от земледельцев Востока, «повязанных» между собой ирригационными заботами. Типичным являлся небольшой владельческий участок в 3-5 га, обрабатывавшийся домочадцами, включая одного – двух рабов. Причастность к полисной земельной собственности определяла гражданский статус её владельца и, наоборот, квинтэссенцией полноправного гражданства было владение полисной землёй.

Полноценность грека как гражданина подтверждалась также его отстранённостью от регулярной выплаты налогов. Лишь в экстраординарных случаях, вроде персидского нашествия, граждане выплачивали чрезвычайный налог эйсфору . В обычное время налогообложение распространялось только на свободное, но лишённое гражданских прав население – метеков . Так называли осевших в полисе чужеземцев, вольноотпущенников, выступавших в качестве ремесленников и торговцев. Кроме того, толстосумы время от времени делали добровольные пожертвования (литургии) на общественные нужды, немалая часть которых перепадала обедневшим согражданам для поддержания «достойного образа жизни»

«Всюду деньги – господа» Широкий размах торговли обусловил количественный и качественный рост денежного обращения. На рубеже VII-VI вв. до н.э. на островах Эгина и Эвбея начинается чеканка монет, а в дальнейшем каждый уважающий себя греческий полис чеканил собственные деньги. Несовпадение веса и покупательной способности полисных валют вызвало к жизни особую профессию трапезитов (менял). Лавки трапезитов стали выполнять некоторые банковские функции: хранения денег, учёта векселей, выдачи денежных ссуд под залог движимого (корабли и товары) и недвижимого (земля и постройки) имущества. Усиливалось денежное наполнение и арендной платы.

Коммерциализация хозяйственной жизни передовых греческих государств вела к кризису традиционной полисной структуры и деформации прежних ценностей. Величина денежного дохода становилась важней, чем родовое право на полисную землю. Купля-продажа земли, сдача её в аренду из исключения превращаются в норму. Параллельно менялись социальные институты: с одной стороны, появляются граждане, утратившие свой земельный надел, с другой – негражданскому населению, метекам, предоставлялась возможность приобретения гражданских прав. Землевладельческая аристократия всё больше утрачивала свои привилегии под напором торгово-ремесленной демократии. Реформатор законодательства Афин – мудрый Солон, как раз и был купцом.

Проделав именно такой путь, Афины дали миру образцовый тип торгово-ремесленной державы, с интенсивным, специализированным на выращивании оливок и винограда, земледелием. Наряду с изделиями афинских ремесленников, вино и оливковое масло стали важнейшими экспортными продуктами, в производстве которых участвовали сотни тысяч рабов. Массы рабов трудились в рудниках и каменоломнях, обеспечивая добычу мрамора для строительства уникальных памятников архитектуры и серебра для чеканки афинской драхмы. Важнейшей статьёй афинского импорта были продовольственные товары первой необходимости, прежде всего – зерно. Снабжение горожан хлебом у греков, а впоследствии и у римлян было делом государственным.

Пик могущества Афин наступил в V в. до н.э. после победоносных для греков войн с персами. Он ознаменовался выдающимися, непревзойдёнными достижениями эллинской цивилизации, но продолжался недолго. Многолетняя изнурительная Пелопоннесская война со Спартой и её сторонниками закончилась поражением Афинского Союза. На этом заканчивается классический этап истории Древней Греции. В последующем эпицентр мировых событий транзитом через Македонию перемещается на Апеннины.

Античный способ производства основан на применении труда рабов как главной рабочей силы. Целью античного производства являлось производство прибавочного продукта не только для удовлетворения потребностей рабовладельцев, но и для накопления. Основным средством достижения такой цели становилась эксплуатация рабов.

Господство античного способа производства начинается с VI в. до н. э. в Греции, с III в. до н. э. в Риме, где достигает расцвета на рубеже тысячелетий. Завершается этот период к III–IV в. н.э. Ремесленная специализация греческих полисов приводила к преимущественному использованию рабского труда в ремесленных мастерских – эргостериях и на рудниках. Рим, являясь аграрной страной, подавляющую часть рабов использовал в сельском хозяйстве.

Коренное отличие производственных отношений античного способа производства состоит в переходе отношений собственности на более высокий уровень. В Эллинском и Римском государствах впервые осуществляется правовое закрепление института частной собственности. Появление такого института означало разрушение общинных отношений, а причину этого сегодня видят в природно-климатических изменениях, выразившихся в глобальном похолодании I тысячелетия до новой эры. Результатом похолодания становится изменение агрокультуры на территории современной Греции. Производство зерновых, требующее высокого напряжения коллективного труда по орошению, севу и сбору урожая, замещается производством овощных, масличных культур, виноградорством и оседлым скотоводством, допускающими самостоятельное семейное хозяйство. Огромную роль сыграли демографические факторы: избыточный рост населения на территории Греции был поглощен греческой колонизаций средиземноморского и черноморского побережья в VIII–VI в. до н. э. Сокращение численности общин позволило перейти к соседской общине. Наряду с перечисленным различие природных условий в греческих колониях-полисах обеспечило территориальную специализацию и возможность обмена, углублявшие отношения собственности.

Растущий товарообмен, объективная слабость территориально разделенных греческих государств, не обремененных необходимостью поддержания системы орошения, способствовали разделению функций власти и собственности.

7. Крушение Римской империи и генезис феодализма в Европе.


Похожая информация.


АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественно-экономических формациях одна из основных ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной истории от разложения первобытного общества до установления рабовладельческого строя. Наиболее полного развития азиатский способ производства достиг в древневосточных цивилизациях, его традиционные формы сохранялись в различных регионах вплоть до 19 века (в Индии, у некоторых народов Восточной Европы). Европейская колонизация и распространение капитализма привели к его разрушению.

Азиатский способ производства (СИЭ, 1961)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - формулировка, которую употребил К. Маркс в "Предисловии" "К критике политической экономии" для определения особенностей общественного строя в странах Азии (в докапиталистическую эпоху), указав, что "В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической и общественной формации" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Азиатский способ производства (РИЭ, 2015)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА - марксистское понятие, дважды ставшее объектом дискуссий в отечественной и мировой марксистской (и марксистско-ориентированной) науке о древности. В ряде своих работ К. Маркс выдвинул концепцию азиатского способа производства как , типологически предшествующей античному способу производства (основанному на классическом ) на шкале поступательных стадий общественно-экономического , а территориально распространенный на Востоке в древности и Средневековье азиатский способ производства, по Марксу, определяется следующими чертами: так называемая «восточная деспотия» как политическая , (а не рабы) как главный объект эксплуатации; деспотическое государство как главный субъект эксплуатации; отсутствие классической частной собственности ввиду концепции верховной государственной собственности на основные средства производства. Эта концепция, в общем, отражала уровень знаний XIX века о социальных отношениях в традиционных обществах Востока...

Азиатский способ производства (БСЭ, 1969)

АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА. Впервые характеристика азиатского способа производства даётся в переписке Маркса и Энгельса в 1853 (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 28, с. 174-267) и в статье Маркса "Британское владычество в Индии" (см. там же, т. 9, с. 130-36). В дальнейшем сущность азиатского способа производства раскрывается в "Экономических рукописях 1857-1859 годов ", в особенности в разделе "Формы, предшествующие капиталистическому производству". Эти исследования позволили Марксу выдвинуть в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1859) (см. там же, т. 13, с. 1-167) положение о том, что "...азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации" (там же, с. 7). Отдельные черты и стороны азиатского способа производства рассматриваются Марксом в "Капитале" при анализе конкретных экономических категорий, а также Энгельсом в "Анти-Дюринге ". Дальнейшее развитие взглядов Маркса и Энгельса на азиатский способ производства связано с прогрессом науки о первобытном обществе и в особенности с открытиями Л. Моргана . В марксистской литературе конца 19 - начала 20 веков категория азиатский способ производства не получила дальнейшего освещения...

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...