Экономическое развитие 18 века. Экономическое развитие России в XVIII в


Предпосылки преодоления феодальной раздробленности:

1) на рубеже XIII–XIV вв. сложилась особенная политическая система великого княжения Владимирского. Власть великого князя, хотя и была во многом номинальной, все же давала некоторые преимущества. Великий князь Владимирский стоял во главе феодальной иерархии. В XIV в. основным претендентом на владимирский престол были тверские и московские князья;

2) Орда ослабела, переживала период острых внутренних противоречий;

3) важнейшей политической задачей для Руси в XIV в. стала борьба с Ордой. Русские перестали платить дань монголам, готовились к общерусскому походу против Орды.

Во второй половине XIV в. набеги Золотой Орды на русские земли стали учащаться. Во главе Орды с 1360-х гг. находился хан Мамай.

В 1378 г. Мамай послал на Русскую землю большое войско. Оно вторглось в Рязанское княжество, затем стало угрожать и Москве. Московский князь Дмитрий Иванович возглавил русские войска.

Русские и монголо-татары встретились на реке Воже (около Рязани).

Столкновение закончилось победой русской дружины. Русские впервые одержали победу над мон-голо-татарами в открытом бою.

В 1380 г. хан Мамай вновь предпринял попытку восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Он заключил союз с литовским князем Ягайло, и Мамай направил свои войска на Русь.

Князю Дмитрию Ивановичу удалось собрать полки с большей части земель Северо-Восточной Руси.

Княжеские дружины и ополчения он собрал в Коломне, откуда они в конце августа 1380 г. выступили к берегам Дона навстречу врагам. Князья планировали переправиться через реку Дон и встретиться с врагом на его территории.

Русские и монголо-татарские войска встретились 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в том месте, где река Непрядва впадает в Дон.

На начальном этапе сражения верх одерживали монголо-татары. Мамай был уверен, что одержит победу. Но исход битвы решился в пользу русских войск. После сражения на Куликовом поле за личную храбрость и полководческие заслуги князь Дмитрий получил прозвище Донской.

Значение Куликовской битвы: 1)свергнуть ордынское иго окончательно не удалось, но реализация этой задачи была делом времени;

2) Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды;

3) битва положила начало росту самосознания, духовному возрождению русского народа;

4) она показала, что победу можно одержать, только объединив все силы русского народа под общим руководством, что сделать это может Москва.

В конце XIV в. в Московском княжестве было образовано несколько удельных владений, которые принадлежали сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которыми владел младший сын Дмитрия Донского – Юрий. Он же должен был наследовать престол после брата Василия I, который правил Московским княжеством после смерти Дмитрия Донского.

Василий I же передал престол своему малолетнему сыну – Василию II.

После смерти Василия I длительную войну продолжили сыновья Юрия – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В этой войне решали вопросы о том, кто из князей будет великим Московским и как будут строиться отношения между великим князем и удельными князьями.

11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ

Ордынское иго хотя и сдерживало развитие Руси, но не смогло его остановить. Центром ее возрождения и объединения была Северо-Восточная Русь. Этот район был окружен лесами и реками, меньше всего подвергался набегам монголо-татар, сюда увеличился приток населения.

В XIII–XV вв. в этом регионе развитие получили города – Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Все они становились центрами ремесла и торговли.

В ходе этого процесса возникал вопрос, вокруг какого из этих центров будут объединяться русские земли.

На роль лидера претендовали прежде всего Москва и Тверь.

Тверское княжество как независимый удел возникло в 1247 г. Оно усилилось в период правления князя Ярослава. Но в конце XIII – начале XIV в. стало очень быстро возвышаться Московское княжество.

К причинам возвышения Московского княжества обычно относят:

1) выгодное географическое положение этих земель: их расположение на пересечении торговых путей, отсутствие границ с иностранными государствами;

2) личные качества московских князей, в частности Ивана Калиты и Дмитрия Донского;

3) выгодные условия для боярской службы при московском дворе, что привлекало сюда самые лучшие военно-служилые кадры;

4) промосковская позиция Русской Православной церкви (в 1326 г. Ивана Калита приглашает митрополита в Москву, сюда переносится его резиденция. Москва стала религиозным центром Руси);

5) более быстрое развитие в Московском княжестве прогрессивных для того времени феодальных отношений;

6) политическая «слепота» монголо-татар, которые не сумели за феодальными распрями рассмотреть нового лидера.

Основателем Московской династии был Даниил Романович, который получил Москву в удел от отца, Александра Невского, в 1276 г.

Потомки князя увеличили территорию вдвое к середине XIV в. Возвышению Москвы довольно долго препятствовала Тверь, очень сильное княжество, во главе которого стояли двоюродные братья князей московского дома.

Хитрая дипломатическая политика Ивана Калиты (1325–1340), водившего дружбу с Ордой, выдвигала Москву в лидеры.

В 1327 г. в Твери погиб ханский сборщик дани Чол-хан, что обострило отношения Орды и Твери. Данной ситуацией воспользовался Иван Калита. Он отправляет против Твери карательную экспедицию и получает за это в 1328 г. ярлык на великое княжение Владимирское. Затем Иван Калита присоединил к Москве Ростов, Углич, Галич и Белоозеро.

Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья, Симеон Гордый (1340–1353) и Иван Красный (1353–1359). В 1362 г. Дмитрий Иванович, князь московский, получает ярлык на княжение. Ему удается одержать важную для русских победу над монголо-татарами в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.).

Благодаря Куликовской битве: 1)размер дани монголо-татарам был сокращен;

2) Москва заявила о себе как национальный политический лидер;

3) в социальной сфере в это время наблюдается:

– появление и рост дворянского землевладения;

– усиление феодальной эксплуатации;

– ограничение в праве перехода крестьян от одного помещика к другому (26 декабря, Юрьев день).

Стремление к ликвидации монголо-татарского ига и усиление феодальной эксплуатации делали необходимым укрепление великокняжеской власти.

12. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530)

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI в. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневековья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 г. пала Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Америку. Были совершены многие Великие географические открытия. В, странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения.

Конец XV в. столетия - это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики. Например, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (т.е. одно посаженное зерно давало соответственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали национальные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединения возглавлял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени.

Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследования исторических процессов дает основание сказать, что даже при наличии соответствующих социально-экономических причин объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или других объективных причин (например, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии). Имелись определенные особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.

Особенности образования Российского государства. Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северозападных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Венгрии. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с внешней опасностью, особенно с Золотой Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Сибирским, Астраханским, Казахским ханствами, Литвой и Польшей.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России еще долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами.

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III(1505-1533).

Иван III. Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В тоже время отмечено, что он не раз прибегал к коварству и интригам. Иван III - одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул "Государя всея Руси". При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль.

При московском дворе утверждается пышный церемониал, по византийскому образцу. Этому способствовала вторая женитьба Ивана III , после кончины первой супруги,- на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии, павшей под ударами турок в 1453 г.

При Иване III было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин "Россия".

Объединение земель Северо-Восточной Руси. Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в 1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану III, подошедшему к городу с большим войском. В 1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В 1503 г. многие князья западных русских областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские) перешли от Литвы к Московскому князю.

Присоединение Новгорода. Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая еще значительной силой. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир).

Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. В походе 1471 г. участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придало ему общерусский характер. Новгородцев обвиняли в том, что они "отпали от православия к латинству".

Решающее сражение произошло на реке Шелонь. Новгородское ополчение, имея значительное превосходство в силах, сражалось неохотно; москвичи же, по словам близких к Москве летописцев, "как львы рыкающие", набросились на противника и более двадцати верст преследовали отступающих новгородцев. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г. Из города был увезен в Москву вечевой колокол. Противников Москвы переселили в центр страны. Но Иван III, учитывая силу Новгорода, оставил за ним ряд привилегий: право вести сношения с Швецией, обещал не привлекать новгородцев к несению службы на южных границах. Городом теперь управляли московские наместники.

Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

Свержение золотоордынского ига. В 1480 г. было окончательно свергнуто монголо-татарское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Утра. Во главе ордынских войск стоял Ахмед-хан (Ахмад-хан), заключивший союз с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV, сорвав его выступление против Москвы. Простояв на Угре несколько недель, Ахмед-хан понял, что вступать в сражение безнадежно; а когда узнал, что его столица Сарай подверглась нападению со стороны Сибирского ханства, он увел свои войска обратно.

Русь окончательно за несколько лет до 1480 г. прекратила платить дань Золотой Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

Василий III. 26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники.

В 1514 г. в состав Московского государства вошел Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери - защитницы западных рубежей Руси. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы.

Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

Централизация власти. Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул "Божьей милостью государя Всея Руси великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель".

Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя ("обояривание князей"). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", так как за управление уездами получали корм - часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Начал складываться централизованный аппарат управления.

Боярская дума. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о "делах земли".

Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный и торжественный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии Константина Палеолога в 1472 г.

Судебник Ивана III. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III - первый кодекс законов единой России - который закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская дума - совет при великом князе; ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели , из "вольных людей", осуществляли власть в сельских местностях - волостях. Появляются первые приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки , которым великий князь "приказывал" ведать те или иные дела.

Судебник впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивающее выход крестьян ; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое - деньги за "двор" - хозяйственные постройки.

Судебник ставит под контроль центра местное управление в лице кормленщиков . Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья ("конно, людно и оружно"). Число помещиков при Иване III сильно выросло за счет холопов, послужильцев и иных; им раздавали земли, конфискованные у новгородских и прочих бояр, у князей из новоприсоединенных областей.

Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III I решило и другую задачу общенационального значения - освобождения от ордынского ига.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии - Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) Иосифом Волоцким резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами - по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вологодчине.

Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Складывание крупных политических центров на Руси и борьба между ними за великое княжение Владимирское. Образование Тверского и Московского княжеств. Иван Калита. Строительство белокаменного Кремля.

Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее историческое значение. Отношения с Литвой. Церковь и государство. Сергий Радонежский.

Слияние Великого Владимирского и Московского княжений. Русь и Флорентийская уния. Междоусобная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель.

Завершение объединения русских земель приходится на вторую XV века.

Иван 3. Объединительная политика.

Наследником престола после смерти Василия Темного в 1462 стал его сын Иван, которому на тот момент было 22 года. Этот правитель является во многом ключевой фигурой для российской истории, поскольку он придал завершенность объединению земель вокруг Москвы и покончил с 240-летним ордынским игом.

Ивана характеризуют как властного, умного и дальновидного политика, однако также говорят, что он мог прибегать к интригам и коварству.

Первым делом Ивана на престоле было окончательное объединение Северо-Восточной Руси. В 1463 ярославский князь уступил свое княжество волостями Ивану, в 1472 присоединил Пермь Великую, в 1474 прибрел оставшуюся часть ростовского княжества, а в 1485 году окончательно была присоединена Тверь. В 1489 в состав Московского княжества вошла Вятская земля, а в 1503 к территориям Руси присоединились князья западных русских областей от Литвы – Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские и Новгород-Северские земли. Отдельная заслуга Ивана состояла в том, что он смогу присоединить Новгород Великий.

В 1410 в Новгородской республике была реформа посаднического управления – усилилась олигархическая власть боярства, а вечевой строй утратил свое прежнее значение. После 1456 года князь в новгороде являлся высшей судебной инстанцией. Новгород опасался подчинения Москве. По этой причине группа горожан во главе с посадницей Марфой Борецкой и Дмитрием Исааковичем собрались заключить соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы, где в то время правил король Казимир. Намерения новгородцев передать свою церковь под юрисдикцию итовского митрополита Григория были подходящим поводом для Ивана для того, чтобы начать войну. И она вспыхнула в 1471 году. Казимир не оказал действенной помощи Новгороду и на реке Шелони они были разбиты войсками Ивана 3. Был подписан Коростынский договор: Новгород был ограничен в суеринитете, но сохранял самобытное устройство. Однако после этого случая Иван стал часто туда наведываться и чинить суд и управу, кстати, руководителей пролитовского движения жестоко казнили. Весной 1477 года якобы прибыло посольство к князю, которое подтвердило зависимость Новгорода от Ивана. Однако в самом городе от этой идеи отреклись и были эти возмущены, вновь возникли призывы идти к Казимиру. Поэтому осенью Иван подошел к городу и начались переговоры, по которым новгородская автономия была упразднена, и в 1478 году из Новгорода был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.



Во время проведения свое объединительной политики Иван руководствовался несколькими принципами, главным из которых было его стремление к сокращению числа удельных княжеств. После того, как исчезли все самостоятельные княжества, Иван стал убирать московские уделы, все территориальные приобретения прошлых лет и новые приобретения не подлежали родственному разделу. Таким образом Иван провел политику предотвращения феодальной войны.

Иван 3. Освобождение от татарского ига.

Создание единого государства было невозможным без освобождения от монголо-татарского ига. Однако для того, чтобы это сделать, требовалась широкая мобилизация ресурсов и военной мощи, а также активизацию внешней политики. К тому моменту Золотая Орда представляла собой уже осколок от некогда громадной империи – части империи были разбиты на Казанское, Сибирское, Крымское и Астраханское ханства.

К концу 1470-ых годов нарастающее могущество Русского государства стада тревожить Орду. По этой причие литовский князь Каимир и хан Орды Ахмет заключили союз против Москвы. В ответ на это Иван 3 заключил союз с врагом Орды – крымским ханом Менгли-Гиреем. Ахмет хотел восстановить могущество Золотой Орды, поэтому готовился к походу крайне тщательно.

У самого Ивана в этот момент возникли проблемы с братьями. Они были возумщены тем, что вопреки традициям, Иван не раздает новых завоеванных земель в удел своим родственникам. Братья со своими войсками стояли в города Великие Луки, а это позволяло им в случае чего искать поддержки даже у Казимира, злейшего врага Ивана. При этом собирался нападать золотоордынский хан, и в этой ситуации Ивану пришлось пойти на уступки братьям: к ним был послан духовник Вассиан, который передал, что Иван отдает братьям на откуп Алексин и Калугу. Таким образом, войска братьев стояли вместе с войсками Ивана на Угре.



Осенью Ахмет подошел к притоку Оки реке Угре для того, чтобы соединиться с войсками Кзимира и переправиться через реку. Полки князя вышли раньше и воспрепятствовали переправе. Так началось именно «стояние» на реке. Союзник Ивана Менгли-Гирей нанес поражение войскам Казимира, поэтому он не смог помочь своему союзнику. Иван 3 колебался, многие его не поддерживали и говорили, что необходимо дать генеральное сражение и наголову разбить татар. Так или иначе, хан простоял на Угре несколько недель, но вскоре, то ли из-за холодов, то ли из-за известия о том, что Сибирское ханство напало на столицу Орды Сарай, повернул обратно и ушел, по дороге разорив литовские владения.

Русское государство освободилось от 240-летнего ига татар. Сама Орда потерпела свой крах в 1502 году, когда Менгли-Гирей нанес ей такое поражение, что она более никогда не возрождалась.

Василий 3. Объединительная политика.

После смерти Ивана 3 в 1505 году ему наследовал его сын Василий 3. Он продолжил борьбу за отмену системы уделов и вел себя так, как подобает государю. Поскольку к смерти Ивана 3 оставалось неприсоединенными всего лишь несколько княжеств и земель, то его сын окончательно завершил объединение.

Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, в 1510 году он захватил Псков, бывший под литовским влиянием. Вечевой строй был упразднен, а городом стали управлять московские наместники. В 1514 был присоединен Смоленск, а в 1521 в состав Русского государства вошла Рязанская земля.

Иван 3 и Василий 3. Внутренняя политика.

Объединение земель вокруг Москвы вело к складыванию единой системы государственного управления. После окончательного присоединения всех земель и освобождения от ордынского ига Иван 3 присвоил себе титул «Государя Всея Руси Великого князя... земель». Появился герб государства – двуглавый орел и был возведены стены кирпичного Кремля.

Шел процесс формирования государева двора, в границах которого происходит сословное определение титулованной и нетитулованной знати. В присоединенных землях князья становились боярами московского государя (процесс обояривания князей), их бывшие княжества стали называться уездами и управляться московскими наместниками. Наместники назывались боярами-кормленщиками, поскольку за службу получали корм – часть от налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Порядок назначения должности получил название местничества – право на занятие должности зависело от положения твоих предков. Возникли территориально-уездные служилые корпорации, которые тормозили консолидацию правящего сословия.

Начал складываться государственный аппарат управления. Была создана Боярская Дума в качестве законно-совещательного органа при монархе. Она состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре\окольничьи – чины). Кроме того, в Думе заседали и князья из присоединенных земель, которые признал главенство Москвы. Существовало два государственных ведомства – Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна же управляла государственными архивами, печатью, финансами. Эти ведомства управлялись дьяками – людьми, которые специализировались на постоянной работе в государственных органах. Это – самое-самое начало приказной системы.

Основой экономики оставался экстенсивный путь хозяйства и сельское хозяйство. Существовали разнообразные типы поселений, где главной фигурой был земледелец (крестьянин), который обладал широкой правоспособностью. (Об этом и Судебнике – чуть ниже).

С получением такого большого количества земель в руках власти получает распространение поместная система. Основной задачей высшего сословия теперь является служба государю, за которую им выдается надел.

В 1497 году был создан Судебник – новый свод законов единого государства, который содержал в себе 68 статей. Он унифицировал судебные и процессуальные нормы. Однако самой важной была статья 57, которая ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому и давала разрешение это делать исключительно в установленное время – за и после недели до Юрьева дня (26 ноября). При уходе крестьянин платил феодалу плату за пожилое – за годы, прожитые на старом месте. Этот шаг был одним из важнейших на пути к крепостному праву.

Отношения с церковью – появление ересей – стригольники, жидовствующие, стяжатели и нестяжатели. Закрепление пышного церемониала в государевом дворце.

При Иване III была сформирована теория «Москва-третий Киев». Теория «Москва-третий Рим» была сформирована уже после его смерти.

Политическую идеологию Русского государства XIV-XV веков выразил Д.С.Лихачев в своей теории «Москва-третий Киев». Согласно его теории, Москва претендовала на политическое наследие Киева, а затем Владимира. Для того, чтобы показать преемственность Москвы, стоит обратиться к «Сказанию о князьях владимерских».

«Сказание о князьях владимирских» - это литературно-публицистический памятник XVI в., который использовался в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе данного «Сказания» лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой - возможно, являлся родственником Рюрика. (убери,возможно, это легенда, тут вообще правды нет).

В 51 году до н.э. Август после захвата Египта дал своим родственникам провинции в управление. Пруса, одного из своих родственников, он послал на «на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море» . Четыре поколения родственников Пруса жили там, поэтому эта земля называлась Прусской.

Князь Владимир являлся родственником Рюрика в четвертом поколении, он принял христианство (в 988 году). Его правнук-Владимир Всеволодович Мономах стал князем в Киеве и, собрав войско, отправился во Фракию-область Царьграда, и завоевал ее и возвратился с богатой добычей.

Вторая легенда, входящая в данное «Сказание», повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха, который подтверждал становление русских князей от Бога.

Время появления этих легенд не установлено, и об их существовании нет никаких данных до начала XVI века. Важно и то, что в легендах нет упоминания Софьи Палеолог-племянницы последнего императора Византии, хотя само сказание датируемо XVI веком. Это может означать, что Софья не является важной политической фигурой в делах Московского государства. Таким образом, можно сделать вывод, что Москва являлась политической наследницей Киева и Владимира, что могло было использовано для формирования политической идеологии Московского государства конца XV-начала XVI века.

Таким образом, мы видим существование двух параллельных тенденций, благодаря которым Московское государство могло претендовать на политически активную и важную роль в международных отношениях. С одной стороны, это династические связи с Византийскими императорами, чей авторитет признавался во всей Европе, с другой стороны – обоснование преемственности к Киевским князьям, которые почитались как русскими князьями, так и многими европейскими правителями.

Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия Донского Иване III (гг.) и Василии III (гг.) Иван III присоединил к Москве весь Северо - Восток Руси: в 1463 г. - Ярославское княжество, в 1474 г. - Ростовское. После нескольких походов в 1478 г. окончательно была ликвидирована самостоятельность Новгорода. Завершение образования Русского централизованного государства (конец ХV - начало ХVI вв.).


При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы. При Иване III произошло одно из важнейших событий русской истории - было сброшено монголо- татарское иго. В 1476 г. Русь отказалась платить дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход против Москвы.


В 1480 г. войска Ивана III и хана Ахмата встретились на берегах реки Угры (приток Оки). Переправиться на другой берег Ахмат не решился. Иван III занял выжидательную позицию. Помощь татарам от Казимира не пришла. Обе стороны понимали, что сражение бессмысленно. Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной. Хан Ахмат увел свои войска назад в степь. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось. Монголо-татарское иго закончилось. После свержения монголо-татарского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В 1485 г. была ликвидирована самостоятельность Тверского княжества. В правление Василия III были присоединены Псков (1510 г.) и Рязанское княжество (1521 г.). Объединение русских земель в основном завершилось.


Специфика становления единого Русского государства в XV - нач. XVI вв.: государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество. государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси; образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности со стороны Золотой Орды; внутренняя структура государства была "сырой"; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества; создание государства проходило на феодальной основе; в России начало формироваться феодальное общество: крепостное право, сословность и т.д.; в Западной Европе образование государств проходило на капиталистической основе, и там начало формироваться буржуазное общество.


Победы Ивана III укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах. укрепили Русское государство и способствовали росту его международного авторитета. С новым государством пытаются заключить союз западноевропейские страны, и в первую очередь римская курия и германский император. Расширяются связи Русского государства с Венецией, Неаполем, Генуей, активизируются отношения с Данией. Усиливаются связи Руси и со странами Востока. Все это свидетельствует о том, что Русское государство становится сильнейшим и играет значительную роль в международных делах.


Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию. Объединение русских земель и окончательное освобождение от татарского ига и общие социально-экономические сдвиги, происходящие в стране, привели к установлению самодержавия и создали предпосылки для превращения великого московского княжения в сословно- представительную монархию.


Верховный правитель московский князь верховным собственником земли всей полнотой судебной и исполнительной власти. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. Боярская дума знатные феодалы, духовные лица. митрополит и Освященный собор - собрание высшего духовенства Дворец и Казна. Дворецкие ведали личными землями великого князя, paзбирали поземельные споры, судили население. Казна ведала государственными финансами приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие. приказы. Дворцовый приказ -собственными владениями великого князя, посольский - внешними связями, разрядный - военными делами и т.д. Делопроизводством занимались дьяки и подьячие.


При Иване III местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя. местное управление оставалось консервативным. в основе его лежала система кормлений - один из источников обогащения верхов за счет населения. "Кормленщики", т.е. наместники и волостели (управители волостей) содержались местным населением - кормились в буквальном смысле. Полномочия их были разнообразны: правители, судьи, сборщики княжеских налогов. Право на получение кормлений имели князья, бояре, бывшие "вольные слуги" великого князя.


Местничество Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости. Важное значение по системе которого все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их назначения (военные и гражданские) должны были соответствовать родовитости.


Иван III В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября). В 1497 г. вышел новый сборник законов - Судебник. Новый сборник законов устанавливал единый порядок судебно-административной деятельности. Важное место в Судебнике заняли законы о землепользовании, особенно Закон о Юрьеве дне. На Руси имелся старинный обычай: осенью после уборки урожая крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому. К началу ХVI в. этот обычай принял характер бедствия: крестьяне уходили от своего хозяина до уборки урожая и зачастую поля оставались неубранными. Судебник Ивана III ограничивал право перехода крестьян от одного хозяина к другому двумя неделями в году - до и после Юрьева дня (26 ноября).


На Руси началось складывание крепостного права Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных. Крепостное право - это зависимость крестьянина от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях, основанное на прикреплении их к земле. Это был еще тот период, когда управляли по-старому, собравшись все вместе в согласии, - соборно: к решению важнейших вопросов страны привлекались все авторитетные силы - сам Великий князь, Боярская дума, духовенство. Великий князь был сильной и уважаемой фигурой, но отношение к нему было "простое", в глазах русских он был только старший среди равных.


Причины складывания неограниченной монархии - монгольское и византийское влияние. Монгольское влияние. К этому времени более 200 лет на Руси длилось монголо-татарское иго. Русские князья стали перенимать стиль поведения монгольских ханов, модель политического устройства Орды. В Орде хан был неограниченным правителем. Византийское влияние. Вторым браком Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.


Иван III Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление. Первым из русских князей стал проводить политику возвышения власти Великого князя. До этого удельные князья и бояре были вольными слугами. По своему желанию они могли служить Московскому Великому князю, отъезжать на службу в Литву, Польшу. Теперь они стали присягать на верность московскому князю и подписывать особые клятвенные грамоты. Отныне переход боярина или князя на службу к другому государю стал рассматриваться как измена, государственное преступление.


Иван III первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.) первым принял титул "Государь всея Руси". В 1497 г. впервые в качестве герба Московского государства принимает неофициальный герб Византии - двуглавого орла - священный религиозный символ. (К этому времени двуглавый орел в Византии символизировал единство духовной и светской власти.)


При Иване III были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу были приняты знаки великокняжеского достоинства: "шапка Мономаха", ставшая символом самодержавия, драгоценные оплечья - бармы и скипетр. Под влиянием Софьи при дворе Ивана III вводится пышный придворный церемониал по византийскому образцу


Идеология времен Ивана III и Василия III. В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь". В конце ХV в. в русской государственности произошел целый ряд важнейших событий: в основном завершилось объединение русских земель; в 1480 г. русские земли освободились от монголо-татарского ига; Иван III на византийский манер стал называть себя титулом "царь".


Исторический процесс на Руси возглавили московские князья. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты. По древнему праву наследования они не имели права на первый престол на Руси. "По правде" первым престолом должны были владеть тверские князья. Московские князья, используя целый набор политических средств, "вырвали" право на общерусское первенство у тверских князей. нужно было всем доказать, по какому праву они владеют Русской землей. Кроме того, Ивану III нужно было утвердиться среди западноевропейских монархов. Русское государство появилось в начале ХVI в. внезапно для Западной Европы. Крупные западноевропейские государства уже сложились, система взаимоотношений между ними также сформировалась, важнейшие торговые пути были уже заняты.


Идеология Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в. Чтобы выжить в этих условиях, огромному Московскому государству нужны были идеи, идеология, в которой нашли бы отражение господствующее положение на Руси московских князей, древность государства, истинность православной веры, важность, нужность существования Московии среди других государств. Такие идеи и появились в конце ХV - начале ХVI в.


1. Идея о преемственности власти московских князей от князей владимирских и киевских. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство. Появились летописи, в которых утверждалось, что московские князья получили власть над Русской землей от своих прародителей - владимирских и киевских князей. Ведь жил же глава Русской Церкви - митрополит - сначала в Киеве, потом во Владимире (гг.) и Москве (с 1328 г.). Поэтому и Русской землей владели киевские, владимирские, потом московские князья. В этой идее подчеркивалась также мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля самого Господа. Великий князь является наместником Господа Бога на земле. Господь Бог вручил Великому князю Русскую землю в управление. Поэтому русский государь нес личную ответственность перед Господом Богом за то, как он управлял Русской землей. Так как власть над Русской землей вручена Великому князю самим Господом Богом, то православный государь ни с кем не должен ею делиться. Любой отказ от власти православного государя отныне рассматривался как святотатство.


2. Идея о родстве русских князей с римскими императорами. В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь). В это время появляется "Сказание о князьях владимирских". В основе "Сказания" две легенды. В одной содержалось утверждение, что род русских князей связан с царем "всеа вселенныа" Августом. В Риме с 27 г. до н. э. правил Октавиан. Он сумел объединить под своей властью все территории обитаемого мира. После этого Римское государство стало именоваться империей, а Октавиану был присвоен титул Августа, т.е. божественного. В "Сказании" говорилось, что у Августа был младший брат по имени Прус. Пруса Август послал правителем на берега Вислы и Немана (так возникла Пруссия). А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика новгородцы и призвали на княжение в Новгород. (Следует отметить, что почти все западноевропейские монархи пытались связать свою родословную с римскими императорами.) В другой легенде рассказывалось о том, что в ХII в. наследник римских императоров византийский император Константин Мономах передал своему внуку - киевскому князю Владимиру Мономаху - символы императорской власти: крест, корону (на Руси ее стали называть шапка Мономаха), чашу императора Августа и другие предметы. Отсюда следовало, что русские правители (Мономашичи) имели законное право на титул "цезарь" (на Руси царь).


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов. Эта идея больше известна под названием "Москва - третий Рим". Эта идея была сформулирована монахом псковского Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III в гг. Монах Филофей был уверен, что Москва призвана сыграть в истории особую роль. Вначале чистоту христианской веры хранил Рим. Но вероотступники замутили чистый источник, и в наказание за это в 476 г. Рим под ударами варваров пал. На смену Риму пришел Константинополь, но и там от истинной веры отступились, согласившись на унию (объединение) с католической церковью. К середине ХV в. Византийская империя погибала под ударами турок-османов.


3. Идея о Москве как хранительнице истинной христианской веры. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов. Надеясь на помощь западноевропейских держав, константинопольский патриарх в 1439 г. во Флоренции подписал с римским папой унию. По условиям унии православные признавали главенство над собой папы римского, а не православного патриарха, переходили на католические догматы при богослужении, но православные обряды сохранялись. До этого власть константинопольского патриарха имела вселенское значение. Она распространялась на Византию, Русь, Сербию, Грузию, Болгарию. Заключение унии с римским папой означало отказ греков от вселенской миссии хранителей православной традиции, которую они на себя взяли. Русская Православная Церковь унии не признала и разорвала отношения с константинопольским патриархом. Филофей писал, что за отступление от православия - истинной христианской веры - древний Константинополь был захвачен турками. С тех пор центром мирового православия, "третьим Римом", стала Москва - столица самого крупного православного государства. "Блюди и внемли, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти", - писал Филофей. Поэтому роль Руси в мировой истории - быть покровительницей всех православных народов.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...