Центральный фо крупнейшие промышленные предприятия. Центральный экономический район


АО Авиастар-СП - завод, расположенный в городе Ульяновске на левом берегу Волги, основанный в 1976 году, ныне является крупнейшим авиастроительным предприятием РФ, акционерным обществом, перспективным предприятием РФ, конкурирующим с мировыми производителя в сфере авиации. Входит в структуру публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация».

Специализируется завод на создании пассажирских, транспортных и грузовых самолетов, а также участвует в ряде инновационных проектов авиационной техники. Изначально Авиастар специализировался на марках таких судов, как Ил и Ту. Завод был в состоянии выпускать до 50 самолетов в год, оборудование и мощности это позволяли.

За три года с 1976 по 1979 гг был разработан комплекс и создана документация для разработки дальнего транспортного самолета Руслан-124.

В первую очередь его создание нужно было для помощи в транспортировке баллистических ракет, боевой техники и многочисленных военно-воздушных сил. Помимо этого, самолет планировалось использовать для гражданских нужд народного хозяйства.

В 1983 построили испытательный аэродром с одной из самых длинных полос в мире, более 5 км. Сейчас это действующий международный аэропорт Ульяновск Восточный, причем, единственный в городе. Еще один аэропорт, находящийся на правом берегу Волги, уже долгое время на ремонте.

В 1985 году Авиастар выпустил свой первый Ан-124. В 80-х гг. Ульяновский авиационный промышленный комплекс насчитывал более 36 тыс. работников для серийного выпуска русского лайнера Антонова, как еще называли Ан-124.

Первый полет Ил-76МД-90А

До 90-х завод выпускал Руслан и Ту-204. Последний увидел свет в 1990 году в день Воздушного флота, и стал конкурентноспособным на мировом рынке, благодаря экономичным тихим двигателям и подходящим параметрам аэродинамики. Через два года после Авиастар стал акционерным обществом.

В 1993 завод отправил свой первый грузовой Ту-204С с двигателями «Ролс-Ройс» на выставку во Францию. С 2000 и в течение 12 лет производились разного рода модификации производимых самолетов. Делались поставки для Министерства обороны РФ, а в 2010 г. было организовано строительство транспортных Ил-76МД.

Продукция завода

На данный момент завод Авиастар занимается производством:

  • Ан-124. Габаритное, серийное, тяжелое транспортно-военное судно для дальних перелетов. На вооружение поступил в начале 1987 г. Было создано 56 самолетов. И с 2004 по 2013 создание самолетов было приостановлено, после чего удалось договориться о возобновлении строительства при должном количестве заказов. «Руслан» вмещает в себя 880 солдат с полноценным обмундированием или половину от этого количества парашютистов десантных войск.
  • Ил-76. Военно-транспортное судно. Первый экспериментальный самолет был создан в Москве, а массовое производство изначально находилось в Узбекистане. Весной 2012 производство перенесли на Авиастар. На данном этапе это приоритетный проект завода.
  • Ил-78. Эдакая воздушная заправка для военных самолетов, созданная в 1983 г. Это единственный самолет-заправщик в России. До модели 78М мог выступать как военно-транспортное судно. Серийно разрабатывался в Ташкенте. В начале 2015 стал выпускаться на Авиастаре.
  • МС-21. Новый пассажирский самолет, на короткие и средние расстояния, и претендующий на ниши Боингов и Аэробусов, планирует выпускаться в 2019 году. Завод «Авиастар» участвует в создании этого узкофюзеляжного судна на кооперативной основе.
  • SSJ. Пассажирское судно российского производства на короткие расстояния. Авиастар в данном случае выступает как монтажник интерьеров судна и отработчик систем судов семейства SS100.

Производство самолётов Ил-76

Услуги компании

АО Авиастар выполняет довольно большое количество задач. Сюда входит:

  1. Штамповка, механообработка и полноценная сборка судов.
  2. Испытание самолетов.
  3. Выпуск тяжело-транспортных судов, пассажирских и топливозаправщиков, которые параллельно будут выступать в роли «пожарников», к примеру, во время лесных пожаров.
  4. Модификация грузовой авиационной техники. Например, усовершенствование крыльев, усиление шасси, модернизация центроплана и двигателей, радиоэлектронного и навигационного оборудования, в том числе цифрового.
  5. Участие в разработке и создании МС-21 и Ил-112В.
  6. Производство панелей на отсеки фюзеляжей, а также люки и двери.

Перспективные проекты

Перспективным проектом для завода на нынешнем этапе является производство самолета Ил-112В, его готовят на замену Ан-26. Легкое судно транспортного направления, которые идеально подходят для маленьких аэродромов. Будет выпущено две комплектации - для граждан и военных нужд. Вмещает в себя 44 человека, готов к перелетам на пару тысяч с небольшим километров.

Авиастар Ульяновска изготавливает в массовом производстве для Ила панели фюзеляжа, двери и люки.

Также в конце прошлого года Авиастар представил опытный образец топливного заправщика Ил-78М-90А. Самолет конвертируется для военных нужд, есть десантное оборудование, рампа, воздушное судно может выступать как пожарная техника, а также установлены топливные баки с заправочным оборудованием, для основной цели самолета - заправки. В Ил загружается 126 тонн топлива.

В конце 2017 был представлен «дозорный» А-100 «Премьер». Самолет радиолокационного обнаружения и наведения. Серийное производство начнется в 2020 году на смену устаревающей модели А-50. Премьер «нащупает» любой истребитель и корабль на удалении от них на 1000 км. Но его характеристики держатся в строжайшем секрете. Авиастар представил для этого самолета отдельные запчасти.

Завод «Авиастар»

Параллельно с этим Авиастар-СП представил на летно-испытательной станции новый пассажирский Ту-204-100В. Оборудование для него разрабатывалось при взаимодействии со многими научными центрами России, поэтому судно сильно выделяется разноплановыми достоинствами над аналогичными моделями.

На самолете помимо нововведений относительно балансировок, материалов и изменения структуры самолета для улучшенной аэродинамики, появилось также электродистанционное управление для автоматической посадки самолета в трудных погодных условиях.

Электроника диагностирует все оборудование, 6 дисплеев отображают всю работу «глобального механизма», есть спутниковая связь. Изменения претерпели крылья самолета, в конструкции появились двухщелевые закрылки, предкрылки, а также добавлены новотехнологичные шасси. Изменена система воздухоподачи через магистрали с охлаждением воздуха.

Вконтакте

ЗАО «Авиастар-СП» - авиастроительный завод в Ульяновске. ЗАО «Авиастар-СП» в 2002 году принимало активное участие в авиационном международном салоне в городе Фарнборо (Англия). Самолет Ту-204-300 в 2004 году с заводским номером 64026 выполнил первый испытательный беспосадочный полет во Владивосток.

Также в эксплуатацию были переданы самолеты «Руслан» Ан-124-100 для авиакомпаний «Полёт» и «Волга-Днепр». Самолет Ту-204-300 в 2005 году был презентован на «МАКС-2005» и сертифицирован. 6 таких самолетов передано в эксплуатацию авиакомпании «Владивосток Авиа ». В 2007-2008 годах производилась модернизация ОАО «Савеловский машиностроительный завод». Машиностроительная группа Объединений «Бородино» должно поставить и изготовить семь единиц фрезерного оборудования на итоговую сумму семьдесят семь миллионов рублей.

В соответствии с договором до апреля 2008 года оборудование будет партиями отгружаться. 31.07.2008 Ту-204-100В с заводским номером 64043 отдан авиакомпании Red Wings Airlines. Это первый современный Ту-204, произведенный по специальному заказу фирмы «Ильюшин Финанс». Этот самолет стал тридцать пятым Ту-204, изготовленным на «Авиастаре». В 2010 году организован выпуск улучшенного самолёта Ту-204СМ.

Выпущено два экземпляра. В 2010-2012 годах выполнена подготовка к испытаниям и изготовлению глубоко улучшенных самолётов . Модернизированный Ил-76МД-90А в 2012 году прошел испытания и выполнил первый полет. Руководство и собственники По состоянию на июнь 2010 года акционерами предприятия были: 73,75 процента у открытого акционерного общества «Туполев» , 26,25 процента у открытого акционерного общества «Объединённая авиастроительная корпорация».

Деятельность Кроме производства самолётов, на «Авиастаре» запланировано наладить производство по переделке Airbus А320/321 (пассажирских самолетов) в грузовые. Этим процессом, как ожидается, будет заниматься созданное специально для этих целей совместное предприятие AFC (Airbus Freighter Conversion GmbH) (25 процентов - Объединённая авиастроительная корпорация и компания «Иркут», 32 процента - Европейский аэрокосмическому концерн EADS, 18 процентов - Airbus). За первое полугодие 2009 года выручка предприятия достигла 1,53 миллиарда рублей, чистый убыток - 642,1 миллиона рублей. Решение о переезде производственных мощностей Ил-76 в Ульяновск было принято в 2006 году. Уже в 2012 году Ил-76МД-90А произвел свой дебютный полёт, планируется поставить 40 экземпляров Ил-76 до 2020 года.

Cтраница 1


Основные промышленные предприятия имеют общесоюзное значение и работают по централизованным планам производства.  

Основным промышленным предприятием в электроэнергетике является энергетическая система (энергосистема), представляющая совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей и потребителей электроэнергии, которые связаны общностью режима и непрерывностью процесса производства и распределения электрической и тепловой энергии. Электрическая часть энергосистемы называется электрической системой.  

К основным промышленным предприятиям на железнодорожном транспорте относятся: заводы локомотиворемонтные, вагоноремонтные, машиностроительные, по ремонту аппаратуры и другие предприятия, непосредственно подчиненные производственным главкам.  

Сведения об основных промышленных предприятиях нужны для уточнения состава нагрузки. Особенно важно правильно учесть суммарную мощность работающих синхронных двигателей. В нагрузке крупных предприятий учитываются синхронные двигатели, асинхронные двигатели 6 - 10 кВ и асинхронные двигатели низкого напряжения, а также все прочие потребители, если они имеют значительную мощность. Статические характеристики последних могут быть взяты либо по опубликованным данным [ 78 - 81 и др. ], либо по данным специальных экспериментов, которые обычно несложно выполнить для небольших групп потребителей, если в этом есть необходимость.  

В учебнике рассматриваются типологические особенности основных, промышленных предприятий: машиностроения, химической и текстильной промышленности, строительной индустрии и пищевой промышленности, а также тепловых и атомных электростанций, гидроэлектростанций и гидроузлов, проектирование которых входит в программу курсовых и дипломных работ. Книга широко иллюстрируется примерами из практики строительства и проектирования.  

С началом перестройки, на 37 основных промышленных предприятиях республики вводится государственная приемка продукции.  

СССР сочувственно отнесся к осуществляемым правительством Республики Куба мероприятиям: аграрной реформе, национализации всех иностранных империалистических предприятий, основных промышленных предприятий и банковской системы, городской реформе, горячо поддержал Гаванскую декларацию, выражающую стремления кубинского народа к достижению новых побед в экономическом и социальном строительстве, являющуюся справедливым ответом на колониальную декларацию Сан-Хосе, принятую в Коста-Рике, признал справедливой внешнюю политику Кубы.  

В условиях возникновения боевых действий противник будет стремиться в первую очередь нанести удары по крупным городам, промышленным и административным центрам, в которых сосредоточены основные промышленные предприятия, узлы транспорта и связи и другие важные объекты и проживает многочисленное население. Поэтому при возникновении угрозы нападения рабочие и слут жащие предприятии крупных городов могут быть рассредоточены в загородную зону, а население эвакуировано. Для проведения эвакуации в короткое время необходимо тщательно подготовиться, соблюдать дисциплину и установленный порядок.  

Во всех крупных городах России постоянно контролируют качество воздуха. Примерно в 70 % городов отмечены снижение или стабилизация уровня загрязнения воздуха пылью, сернистым газом и сероводородом. Обоснованы и утверждены ПДК для 44 вредных веществ - загрязнителей атмосферного воздуха и десятков их комбинаций. Установлены также предельно допустимые выбросы (ПДВ) для всех основных промышленных предприятий.  

В условиях СССР при плановой системе народного хозяйства созданы наиболее благоприятные возможности для развития промышленности, сельского и коммунального хозяйства с минимальным вредным воздействием па природу. В ряде важнейших правительственных документов, принятых в последние годы, обращается внимание на комплексное использование природных ресурсов. Принятые законодательные меры по охране лесов, водных ресурсов, недр направлены на использование богатств страны для блага всех членов социалистического общества. Так, к 1985 г. будет полностью прекращен сброс неочищенных сточных вод в Балтийское море, в бассейны Черного и Азовского морей, будет построено, большое количество очистных сооружений; в бассейне озера Байкал основные промышленные предприятия перейдут на замкнутые водооборотные циклы. В химической, нефтехимической промышленности, энергетике, черной и цветной металлургии и других отраслях внедряются технологические процессы и оборудование, позволяющие снизить до минимума количество вредных выбросов.  

Вторая особенность состоит в том, что в экономике восточных районов в предстоящем семилетии произойдут качественные изменения, заключающиеся в наращивании энергетических мощностей и значительном развитии ведущих отраслей промышленности. В Казахстане, имеющем большой удельный вес в стране по производству цветных и редких металлов, впервые организуется производство чугуна; выплавка стали увеличится в 15 раз, производство искусственного волокна - в 10 раз. Узбекистан займет одно из первых мест в Советском Союзе по развитию газовой промышленности. Здесь добыча газа увеличится со ста семидесяти двух миллионов кубометров в 1958 году до восемнадцати миллиардов трехсот миллионов кубометров в 1965 году, то есть в 106 раз. За счет бухарского, туркменского и карадагского источников газа намечается завершить газификацию основных промышленных предприятий и удовлетворить бытовые нужды населения большинства районов и городов республик Средней Азии, Закавказья, южных и центральных областей Казахстана. К 1963 году по газопроводам Бухара - Челябинск протяженностью 2.100 километров и Газ-ли - Свердловск протяженностью 2.300 километров будет подаваться ежегодно до 20 миллиардов кубометров газа из Средней Азии на Урал.  

Страницы:      1

Административно-территориальный состав:

г. Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Территория - 652,7 тыс. км 2 . Население - 37,1 млн. чел.

Административный центр – г. Москва.

Центральный федеральный округ объединяет Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы (рис. 5.2.)

Рис. 5.2. Административно-территориальный состав

Территория округа относится к Центральной России с характерным для нее относительным единством природных, географических, демографических и экономических особенностей развития.

Таблица 5.3

Доля экономических показателей

Центрального федерального округа в общероссийских

Экономические показатели

Удельный вес, %

Валовой региональный продукт

Основные фонды в экономике

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Продукция сельского хозяйства

Строительство

Ввод в действие общей площади жилых домов

Оборот розничной торговли

Поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему России

Инвестиции в основной капитал

Отрасли специализации промышленного производства округа на основе коэффициента локализации выделены в таблице 5.4.

Центральный федеральный округ в соответствии с расчетами коэффициента локализации (табл. 5.4) специализируется на следующих видах экономической деятельности: обрабатывающих производствах, в том числе на производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильном и швейном производстве, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви, целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности, химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, прочих производствах; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды

Таблица 5.4

Специализация промышленного производства

Центрального федерального округа

Виды экономической деятельности

Удельный вес вида экономической деятельности в промышленном производстве, %

Коэффициент локализации

Раздел С Добыча полезных ископаемых

Подраздел СА Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Подраздел СВ Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Раздел D Обрабатывающие производства

Подраздел DA Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Подраздел DB Текстильное и швейное производство

Подраздел DC Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

Подраздел DD Обработка древесины и производство изделий из дерева

Подраздел DE Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

Подраздел DG Химическое производство

Подраздел DH Производство резиновых и пластмассовых изделий

Подраздел DI Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Подраздел DJ Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Подраздел DL Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

Подраздел DM Производство транспортных средств и оборудования

Подраздел DN Прочие производства

Раздел Е Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Центральный федеральный округ (ЦФО) является столичным регионом, лидирующим по численности населения, развитию экономики и социальной сферы, имеющим сложную дифференцированную структуру хозяйства и густую сеть железнодорожных и автомобильных дорог.

По природным условиям, размещению и развитию производительных сил на территории округа выделяют Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы.

Центральный экономический район

Центральный экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали развитию экономических связей. Центральный район граничит с Беларусью и Украиной, Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Центрально-Черноземным экономическими районами, с которыми развиваются экономические отношения и образуются межрегиональные ассоциации.

Природно-ресурсный потенциал

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах Северу и Поволжью.

Рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей: Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской. Низкокачественный подмосковный бурый уголь на месте своей добычи оказывается в 2,8-3 раза дороже углей других бассейнов. ОАО «Мосбассуголь» находится в кризисном состоянии: доходы предприятия не покрывают расходы, которые идут на поддержание шахт в рабочем состоянии, накапливается задолженность по выплате заработной платы, природно-экологические условия добычи ведут к повышению себестоимости добываемого угля.

Реформирование угольной промышленности района позволяет получать финансирование из госбюджета, что, в свою очередь, реанимирует местную «лигнитную» (на потреблении бурого угля) электро- и теплоэнергетику и дает возможность решить социальные проблемы, так как 70% всех шахт и разрезов – градообразующие предприятия.

В районе есть залежи торфа в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской областях. Месторождения находятся в последней стадии разработки.

Разведаны нефтегазовые площади в Ярославской области, но пока не разрабатываются.

Из минерального сырья известны немногочисленные месторождения железных руд (Тульская и Орловская области). На использовании тульских руд (с 16-17 веков) основан Косогорский металлургический завод.

Агрономические руды представлены фосфоритами в Брянской (Полпинское месторождение), в Московской (Егорьевское месторождение). Цементное сырье, известняки, мергели имеются в Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях.

В районе обнаружены залежи алмазов, месторождения редкоземельных металлов (Тульская и Орловская области).

Природные ресурсы в основном имеют внутрирайонное значение.

Население и трудовые ресурсы

Занимая незначительную часть территории России, Центральный район выделяется особенно большой численностью населения. Увеличение численности происходит за счет интенсивных миграционных процессов. В настоящее время плотность населения Центрального района  62 чел. на 1 км 2 , наиболее густо заселенными являются Московская, Тульская, Ивановская, Рязанская области.

Для района характерен высокий удельный вес городского населения - 83%. В районе насчитывается 248 городов и 400 поселков городского типа, расположена самая крупная городская агломерация страны - Московская. Для столичного региона характерна наиболее развитая социальная инфраструктура.

Главной демографической проблемой Центрального района является проблема занятости, которая в настоящее время достаточно успешно решается, особенно в столичных районах.

Ведущая отрасль рыночной специализации - высокоразвитое многоотраслевое машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центр автомобилестроения - Москва, где расположены Акционерное Московское Общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), преобразованное в 1992 г. из производственного объединения имени И.А. Лихачева (ЗИЛ), специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей; ОАО АЗЛК, выпускающее легковые автомобили «Москвич»; ОАО «Автофрамос», созданное как совместное предприятие компании Renault и Правительства Москвы; ОАО «СеАЗ» (Серпуховской автомобильный завод) производящий автомобили «Ока».

В Ликино-Дулеве (Московская обл.) находится автобусный завод ООО «Ликинский автобус». Один из крупнейших в стране заводов транспортного машиностроения - тепловозостроительный завод в г. Коломна Московской области. ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов, разработчиком и изготовителем нового поколения пассажирских электровозов и грузовых тепловозов для железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Предприятие входит в состав компании «Трансмашхолдинг» и является активным участником выполнения Комплексной программы модернизации и обновления тягового и подвижного состава, реализуемой ОАО «Российские железные дороги» в рамках транспортной стратегии России.

Центры речного судостроения и судоремонта - Москва, Рыбинск (Ярославская область) и Кострома.

Основные центры станкостроения - Москва (заводы «Красный пролетарий», «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконормаль»), Рязань, Коломна. Приборостроение развито в Москве (заводы «Энергоприбор», «Физприбор», «Манометр», часовые заводы и др.), Владимире, Рязани, Смоленске.

Электротехническое машиностроение представлено московскими заводами «Динамо», «Москабель» и заводами в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца.

Отраслью специализации является химическая промышленность. Производятся фосфорные удобрения ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Московская область) и ГУП «Брянские фосфаты». Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская область) выпускает азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства. Азотные удобрения производятся также объединенной химической компанией «Щекиноазот» (Тульская область) и ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область).

Следует отметить, что для химической промышленности характерны процессы интеграции, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» входят в ОАО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ», Новомосковская акционерная компания «Азот» в ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» и т.д.

В районе развита химия органического синтеза, предприятия которой выпускают синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы. Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Старейшей отраслью района является текстильная промышленность. Центральный район производит более 85% всех производимых в стране тканей. Хлопчатобумажная промышленность представлена комбинатом «Трехгорная мануфактура» в Москве, Глуховским хлопчатобумажным комбинатом в Ногинске (Московская область), комбинатами в Иванове, Орехово-Зуеве, Твери, Ярославле и др. Льняные ткани производятся в Костроме, Смоленске, Вязниках (Владимирская область). Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Центральный район специализируется на полиграфической промышленности.

В районе развита пищевая промышленность, представленная предприятиями по производству кондитерских, макаронных, хлебобулочных, мясных, молочных, спиртоводочных и табачных изделий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности расположены в Москве.

Управление электроэнергетикой Центрального района находится в стадии реформирования. В энергосистеме района преобладают тепловые электростанции, крупнейшими из которых являются Костромская, Конаковская, Черепетская, Щекинская ГРЭС. На территории района расположены атомные электростанции: Калининская и Смоленская. Каскад Верхневолжских ГЭС включает в себя две гидроэлектростанции: Рыбинскую и Угличскую. В районе функционирует Загорская ГАЭС и строится Загорская ГАЭС-2.

В районе развита промышленность строительных материалов (Московская, Тверская, Брянская, Владимирская области).

Сельское хозяйство Центрального района в значительной степени имеет пригородное значение. Выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, конопля, картофель и овощи и т.д. В районе развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство.

Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11-ти железнодорожных линий, все они электрофицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся - энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия - машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые приборы, ткань, обувь и т.д.

Внутрирайонные различия

Москва - центр управления страны и основной информационный центр. Москва имеет особый столичный статус и она подчинена непосредственно правительству России.

В районе образованы технико-внедренческие особые экономические зоны в г. Зеленограде и г. Дубна.

Московская область специализируется на машиностроении, химической, легкой (текстильной), пищевой промышленности.

Ярославская область специализируется на машиностроении, нефтехимии, текстильной промышленности.

Ивановская область выделяется текстильной промышленностью, особенно хлопчатобумажной. Развиты машиностроение и химия, обслуживающие текстильную промышленность.

Главными отраслями Владимирской области являются машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность.

Тульская область в промышленности специализируется на машиностроении, металлообработке, металлургии, химии, добыче подмосковных углей.

Смоленская область специализируется на машиностроении, легкой и пищевой промышленности. Машиностроение дает продукцию радиотехники, электротехники, приборы.

В Тверской области ведущее место в промышленности занимают машиностроение и текстильная отрасли, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство.

В Центральном районе более интенсивно, чем во многих других экономических районах, осуществляются рыночные реформы.

Основные перспективы развития Центрального экономического района:

    совершенствование управления социально-экономическими процессами;

    восстановление и развитие экономических связей с другими регионами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья;

    аграрные реформы;

    реконструкция и переоснащение предприятий;

    развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Капитальные вложения, направляемые в экономику района, имеют высокую эффективность. В связи с этим удельный вес инвестиций в хозяйство региона прогнозируется на уровне 21-22% общего объема в РФ.

Центрально-Черноземный экономический район

В общероссийском разделении труда Центрально-Черноземный район специализируется на горнорудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на сельскохозяйственном производстве.

Природно-ресурсный потенциал

Центрально-Черноземный экономический район имеет огромные залежи железорудных ресурсов. По величине запасов железных руд и технико-экономическим показателям их добычи железорудный бассейн Курской магнитной аномалии (КМА) имеет всероссийское значение.

Из нерудных ископаемых район богат также формовочными песками (в окрестностях Тамбова). В Белгородской области имеется крупное месторождение цементного сырья. Значительны запасы огнеупорных и тугоплавких глин и стекольных песков. Белгородская область располагает колоссальными запасами мела и известняков.

Черноземный Центр беден энергетическими ресурсами (он имеет небольшие запасы торфа, преимущественно на севере), но соседство с районами, богатыми энергоресурсами, дает возможность решить топливно-энергетическую проблему.

Климат Черноземного Центра умеренно континентальный.

В районе слабо развита гидрографическая сеть. Здесь протекают Дон с притоками, Сейм (приток Десны), Цна (приток Мокши) и Северский Донец. В нижнем течении Дон судоходен.

Лесопокрытая площадь составляет лишь 10% территории района. Леса размещаются на Севере и представлены в основном широколиственными породами.

Почвы только на севере подзолистые и серые подзолистые, серые лесные, на остальной части - черноземы, представляющие собой огромное богатство страны. Нерациональная эксплуатация земель привела к ухудшению структуры черноземов и снижению их плодородия.

Население и трудовые ресурсы

Черноземный Центр густонаселенный район страны. Самая высокая плотность населения в Липецкой области, самая низкая - в Тамбовской. Почти для всей территории района характерны естественная убыль населения, низкая рождаемость. В последние годы наблюдается значительный приток беженцев, особенно в сельские районы.

Национальный состав населения однороден, преобладает русское население. В южной части довольно высок процент украинцев.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущей отраслью рыночной специализации Центрально-Черноземного экономического района является горнорудная и металлургическая промышленность.

В советской экономике в Курской и Белгородской областях сформировался крупный ТПК на базе железорудных ресурсов КМА. Географическое положение комплекса было исключительно выгодное, так как его территорию пересекают в широтном и меридиальном направлениях железнодорожные магистрали, которые дают выход в Центральный район, промышленно развитые регионы Украины, Поволжье и на Северный Кавказ. Территория обладает разветвленной сетью автомобильных дорог, газопроводов, линий электропередачи. Энергетическая база комплекса создана за счет мощностей Курской и Нововоронежской атомных электростанций. Освоение КМА способствовало созданию в центрально-европейской части России металлургической базы.

Современная структура металлургической базы образована крупными металлургическими компаниями.

ОАО «НЛМК» - вертикально-интегрированная металлургическая компания, в структуру которой входят: Новолипецкий металлургический комбинат (г. Липецк); ОАО «Стойленский ГОК» (Белгородская область), являющийся основным поставщиком железорудного сырья; ОАО «Доломит», производящее флюсовый и конвертерный доломит (г. Данков Липецкой области); ОАО «Студеновская акционерная горнодобывающая компания (Стагдок)» (г. Липецк), добывающее и перерабатывающее флюсовый и технологический известняк; и другие предприятия, в том числе за пределами района. Группа НЛМК производит около 15% всей российской стали.

В горнорудный дивизион холдинга «Металлоинвест» входят Лебединский (Белгородская область) и Михайловский (Курская область) горнообогатительные комбинаты. Металлургический дивизион на территории района представлен Оскольским электрометаллургическим комбинатом по производству высококачественной стали методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс. Он является единственным в России с бездоменной экологически чистой технологией.

ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» производит чугун и широкий спектр трубной продукции.

Машиностроение и металлообработка - ведущая рыночная отрасль промышленности. Размещается оно преимущественно в крупных городах - Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде. На заводах района производят горное оборудование, экскаваторы, тракторы, сельскохозяйственные машины, оборудование для пищевой и цементной промышленности, химическую аппаратуру, станки, приборы, радиотехнические и электротехнические изделия.

Химическая промышленность также является отраслью специализации и представлена производством синтетического каучука и резиновых шин в Воронеже, синтетических волокон в Курске, анилиновых красителей в Тамбове, синтетических смол в Белгородской области, лаков в Данкове (Липецкая область).

К отраслям рыночной специализации относится также производство строительных материалов, в частности, производство цемента и добыча мела. Действуют цементные заводы - Белгородский, Липецкий, Подгоренский (Воронежская область), Старооскольский (Белгородская область).

Одна из важнейших отраслей рыночной специализации - пищевая промышленность. Основной отраслью пищевой промышленности является сахарная. Размещается она в соответствии с сырьевой базой в Курской, Белгородской, Воронежской областях. Из других отраслей пищевой промышленности развиты мукомольная, маслобойная, мясная, молочно-сыродельная, спиртоводочная, табачно-махорочная отрасли, которые в основном используют местное сельскохозяйственное сырье.

К отраслям, дополняющим территориальный комплекс и обслуживающим непосредственные потребности населения района, относятся разнообразные отрасли легкой промышленности и сфера услуг.

Центрально-Черноземный район имеет благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Ведущее место в сельскохозяйственных угодьях занимают зерновые - 55%, 28% занято под кормовыми культурами, 12% - под техническими культурами и 5% под картофелем и овощебахчевыми.

Посевы сахарной свеклы размещаются преимущественно в Курской, Воронежской и Белгородской областях. В этих же областях и в Тамбовской распространены посевы подсолнечника.

Отраслями специализации сельского хозяйства в земледелии являются зерновое хозяйство (озимая пшеница), производство фабричной сахарной свеклы, масленичных культур (подсолнечник) и махорки.

Животноводство имеет мясомолочное направление, развиты свиноводство и птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Район отличается значительной железнодорожной сетью. В южном направлении проходят железные дороги: Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва-Донбасс; Москва -Курск - Харьков. В восточном направлении: Саратов - Тамбов - Мичуринск; Воронеж - Курск - Киев; Валуйки - Минск и др. Через район проходят крупные автострады: Москва - Симферополь; Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону; Москва - Тамбов. Через территорию Черноземного Центра проходят магистральные трубопроводы.

Из района вывозятся железная руда, стройматериалы, металл, зерно, сахар и т.д. Ввозятся топливо, лес, минеральные удобрения, товары для населения.

Внутрирайонные различия

Воронежская область выделяется квалифицированным машиностроением, химической промышленностью, производством строительных материалов. Сельское хозяйство специализируется на производстве пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника.

Крупные предприятия Воронежа производят экскаваторы, сельскохозяйственные машины, кузнечно-прессовое оборудование, оборудование для пищевой промышленности, телевизоры, а также синтетический каучук, шины.

Курская область выделяется горнодобывающей промышленностью, в первую очередь добычей железных руд и их первичной обработкой. В области развиты машиностроение, химическая и пищевая промышленность.

Машиностроительные заводы Курска производят счетные машины, аккумуляторы, тракторные детали, передвижные электростанции, оборудование для пищевой промышленности.

В Тамбовской области получили развитие машиностроение, химическая, пищевая и шерстоткацкая промышленность. Тамбовские предприятия производят оборудование для пищевой, химической, легкой промышленности, бытовую технику.

Липецкая область специализируется на производстве черных металлов, горнодобывающей промышленности, тракторостроении, производстве извести, пищевой промышленности, особенно сахарной.

Отраслью специализации Белгородской области является черная металлургия. В области развито производство строительных материалов, пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Основные проблемы и перспективы развития

Возникла необходимость структурной реорганизации экономики района в условиях рыночных отношений.

Фактором, сдерживающим хозяйственное развитие района, является ограниченность водных ресурсов. Это обусловлено слабым развитием речной сети. Решение этой проблемы в создании систем замкнутого и оборотного водоснабжения, использовании подземных вод для промышленных целей, повышении платности водопользования и т.д.

Перспективы развития района связаны с формированием особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на территории Грязинского района Липецкой области. Промышленно-производственная ориентация включает обрабатывающие производства, в том числе: производство машин и оборудования, бытовых электрических приборов, электрических машин, пластмассовых и металлических изделий, электрооборудования и электронного оборудования, мебели и прочей продукции.

Центральная Россия - это округ Российской Федерации, в состав которого входят 3 района Западного макрорегиона, такие как Волго-Вятский, Центральный и Центрально-Черноморский. Центральная Россия состоит из 18 областей, расположенных вокруг Москвы. Столица РФ является самым крупным городом округа. На его долю припадает до 7% территории страны. Кроме того, на нем сосредоточено ни много ни мало - 2/5 населения огромной России.

Центральный округ РФ расположен на западноевропейской части государства, которая находится в бассейне верхних притоков Волги. Внешне округ граничит с соседними государствами, на западе с Белоруссией, а на юго-западе с Украиной.

Население Центрального округа Российской Федерации

В Центральном округе Российской Федерации проживает приблизительно 54 миллиона человек. Этническая структура населения отличается многообразием. Кроме русских в округе проживают и другие национальности, такие как: чуваши, мордва, татары, марийцы и украинцы.

Основным отличием этого региона от других является высокая плотность населения (свыше 60 человек на квадратный метр) и преобладание городского типа населения (71%). Исключение составляют только западные и северо-западные области из-за лесной территории. В округе есть 3 города-миллионера: к ним относятся Нижний Новгород, Москва и Санкт-Петербург.

Основной проблемой центрального региона является демографический кризис (происходит снижение численности населения за счет отрицательного прироста и миграции).

Особенности промышленности Центрального округа Российской Федерации

Центральный округ России в основном специализируется на 3 отраслях, таких как:

Машиностроительная отрасль этого региона разрабатывает сложную и нематериалоемкую продукцию. В регионе существует военно-промышленный комплекс, который производит авиационные моторы, истребители МИГ, радиолокаторы, артиллерийское, стрелковое оружие и многое другое. Машиностроительный комплекс также производит станки, энергетическое оборудование, сельскохозяйственные агрегаты, легковые и большегрузные автомобили.

Подавляющее большинство электронного оборудования, а именно: телевизоры, фотоаппараты, кинокамеры, телевизионное и полиграфическое оборудование - изготавливается именно Центральным округом.

Нефтехимическая отрасль занимается производством химического волокна, минеральных удобрений, ядохимикатов, синтетической пластмассы, каучука и смолы. Вся химическая отрасль региона работает на сырье, привезенном из других дальних регионов страны.

Текстильная промышленность - одна из самых древних отраслей Центрального региона. Для этой отрасли используется сырье, импортируемое из других регионов. В Центральном регионе производится 50% всех вещей. Самые большие мощности текстильной промышленности находятся в таких областях, как Московская, Ивановская и Владимирская.

Черная металлургия имеет прямую связь с машиностроительной отраслью. Производства полного цикла расположены в Липецке и Старом Осколе. Отраслевые предприятия этих городов используют руду из курского бассейна и уголь из других регионов России. В данном случае речь идет о двух предприятиях и нескольких небольших заводах, специализирующихся на переработке металлолома. Объем производимого сырья полностью удовлетворяет машиностроительные заводы, находящиеся на территории Центрального округа России.

Топливно-энергетическая отрасль использует сырье из смежных регионов. Выработкой электроэнергии в основном занимаются АЭС, в меньшей степени ГЭС и ТЭС.

Транспортная отрасль отлично справляется с обеспечением округа топливом и производственным сырьем. Железнодорожная и автомобильная транспортные развязки имеют радиально-кольцевой вид с центром в Москве. Столица оснащена огромнейшей сетью авиалиний. С помощью речного транспорта осуществляются перевозы самых разнообразных грузов.

Сельское хозяйство Центрального округа Российской Федерации

Сельское хозяйство Центрального округа Российской Федерации занимает очень скромное место в стране, но выполняет немаловажную роль. Центральный округ России способен обеспечивать картофелем и другими овощами только свой регион. Этот округ находится на первом месте по производству картофеля и льна.

Центральный округ России сотрудничает с пригородными сельскохозяйственными производствами, такими как агрообъединения и агрофирмы. Производительность этого региона чрезвычайно мала. Сельскохозяйственную отрасль можно развить, если произвести химизацию производства и высушить заболоченную местность.

Сельское хозяйство Центрального округа России специализируется на животноводстве и растениеводстве. Животноводы производят молоко и мясо, а растениеводы выращивают сельскохозяйственные культуры, такие как картофель, капуста, сахарная свеклу, лен и т.д. Аграрно-промышленный комплекс принято разделять на три региона, которые имеют свои отличия. Таким образом, на юге выращивают подсолнечник, пшеницу, сахарную свеклу, картофель и занимаются мясо-молочным животноводством. В северной и западной частях производят лен.

Самой большой проблемой Центрального округа Российской Федерации является начало конверсии, так как стране не нужен такой большой оборонный потенциал. В будущем планируется центры военного производства перестроить на разработку новых технологий.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...