Меньше значит больше архитектор. Стеклянная любовь архитектора Миса


«Архитектура – воля эпохи, сообщаемая космосу»

Мис Ван дер Роэ родился в Аахене в семье ремесленника. Профессионального образования не получил. С 1905 года работал в Берлине в различных архитектурных мастерских, в том числе у Б. Пауля (до 1907) и у Питера Беренса (1908-12), после чего имел уже достаточно связей в кругу средней буржуазии, чтобы открыть свою мастерскую. Этому способствовала и удачная женитьба. В начале века строил в духе неоклассицизма (дом Перльса в Берлине ).

Для последующего творчества зодчего огромное значение имела выставка работ Фрэнка Ллойда Райта в Берлине (1910). В этот период Мис ванн дер Роэ вошел в космополитический кружок молодежи, который сыграл важную роль в творческом развитии зодчего. После знакомства с идеями Райта и Берлаге обратился к разработке идей функционализма.

Первая мировая война на время прервала его деятельность. В эти годы он работал на строительстве горной железной дороги на Балканском фронте. Когда он вернулся домой, ситуация в строительном мире сильно изменилась, что отрицательно сказалось на его работе. Однако постепенно, по мере демократизации архитектурной деятельности в Европе, начинают развиваться новые тенденции.
В 1919-24 годах архитектор выступил с серией экспериментальных проектов, первым из которых был Фридрихштрассе офис билдинг (1921) . В них обыгрывался мотив стеклянных небоскребов, в которых подчеркнутая четкость навесной конструкции сочетается с экспрессивной формой объемов.
В 1922 году создает вместе с архитектором Бруно Таутом, возглавлявшим департамент зданий, и Херингом «Новеомбургрупп», объединяющую наиболее известных берлинских архитекторов и художников самых различных направлений, и становится ее президентом.

Другой группой, в которую в 1924 году вошел зодчий, стала группа под названием «Десятое кольцо». Первым предприятием группы стало проектирование жилых районов в Берлине, вторым – Веркбунд – творческое объединение, ставшее своей целью поиск новых путей в искусстве и повлиявшее на развитие мировой архитектуры последующих десятилетий. Являясь вице-президентом группы, выполнял обязанности директора Международной выставки жилища в Штутгарте. Для этой выставки разработал генеральный план поселка Вайсенхоф . Для участия в застройке этого поселка были приглашены все крупные зодчие авангарда – Корбузье , Ауд, Штамм . Для этого поселка Мисом был разработан образец многоквартирного жилого дома со стальным каркасом и изменяемой внутренней планировкой. Каркас дал возможность исключить все несущие и наружные стены. Это здание стало прототипом зданий, распространившихся в 30-е годы.

В дальнейшем интересы Миса ванн дер Роэ под влиянием группы «Стиль» сосредоточились на формально-эстетических проблемах, связанных с разработкой пространственных систем. К работам этого периода относится павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929).
В 1930-33 годы архитектор возглавляет «Баухауз» (Дессау) . С приходом к власти нацистов его проекты не имели шансов быть реализованными. Баухауз был закрыт. Архитектор продолжал заниматься со студентами частным образом.

В конце 30-х годов Мисс был вынужден уехать в США, где с 1938 года возглавил архитектурный факультет Иллинойского технологического института в Чикаго. С 1939 года работал над проектом комплекса Иллинойского технологического института , создав грандиозный комплекс, включающий 24 здания.

Тщательно развиваемая зодчим система пропорций позволила добиться такого эффекта, при котором, несмотря на простейшие геометрические формы его зданий, они не выглядят аскетично. Навесные стеклянные стены его построек, расчлененные однородной прямоугольной решеткой металлического каркаса, создают одинаковый облик, независимо от назначения зданий. К ним относятся высотные дома по берегу озера Мичиган, в том числе «Промотори билдинг» (1949). Эти постройки возродили традицию Чикагской школы.

В 40-50-х годах выдвинул идею «универсальной архитектурной формы» (то есть единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера), впервые воплощенную в доме Франсуорт в Плейно (1950-51) и комплексе домов в Лейк Шор-драйв (1951). Применение стекла здесь достигло своего предела. Здание оказало непосредственное влияние на американских современных архитекторов. Вместе с тем простота форм сооружений Миса ванн дер Роэ достигается за счет использования сложных технических средств и подчас противоречит функциональной целесообразности.

Среди построек 1953-64 годов здание фирмы по изготовлению рома «Бакарди» в Мехико , пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении. Здесь метод зодчего продолжен: подчеркивание колонн, стеклянные поверхности фасада, стеклянные поверхности первого этажа, смещенного вглубь. Интерьер представляет собой единое помещение с перетекающим пространством.
Последней постройкой архитектора стала Новая национальная художественная галерея в Западном Берлине (1968), представляющая собой призматический стеклянный объем на мощном цоколе, перекрытый ребристой стальной плитой.

В поисках форм, пригодных для любой специфической функции, архитектор отошел от своих взглядов 20-х годов. В абстрактности простейших геометрических форм, обнаженности конструкции, экономии выразительных средств видел воплощение «абсолютной идеи», путь к созданию вечных эстетических ценностей.

Его девиз-правда: « Я всегда стремлюсь к тому, чтобы здание выражало самого себя. Я не хочу прятать его структуру».

Мис ван дер Роэ, Людвиг(1886-1969) , американский архитектор немецкого происхождения, один из основоположников «интернационального стиля» , для которого характерно использование строгих геометрических форм. Его работы оказали заметное влияние на следующие поколения архитекторов. Постройки Миса ван дер Роэ, выполненные обычно из стали и стекла, отличает четкое пропорциональное как основной массы здания, так и его внутреннего пространства, а также подчеркнутый акцент горизонталей и вертикалей.

С 1930 по 1933 Мис ван дер Роэ возглавлял Баухауз, в основе эстетической программы которой лежала концепция синтеза всех искусств и представление об определяющей роли промышленного производства для современного дизайна.

После прихода к власти фашистов архитектор покинул Германию и переселился в США. В 1938 он возглавил архитектурный факультет института Армора (ныне Технологический институт) в Чикаго, для которого спроектировал университетский городок. Среди других работ, выполненных им в США, -дом Эдит Фарнсуорт в Плэйко (шт. Иллинойс 1950) , несколько домов в Чикаго, в том числе знаменитые здания на Лейк-Шор-драйв со сплошным остеклением фасадов (1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (в соавторстве с Ф. Джонсоном, 1958)

Главной работой архитектора в Европе стала новая национальна галерея в Берлине (1968).

В основу планировки павильона был положен принцип свободного плана: отдельные стены мембраны, выходя за контур кровли, включали тем самым в интерьер окружающее пространство. Ни один из участков плана не был изолирован, павильон не имел замкнутых помещений, ни дверей- пространство «текло» непрерывно. Свободный план позволял в любом месте чувствовать все сооружение в целом, даже когда отдельные его части были скрыты от глаз.

Барселонский павильон явился вершиной творчества Мис ван дер Роэ.

Павильон Германии в Барселоне - выставочный павильон Веймарской республики на международной выставке, проходившей в столице Каталонии Барселоне с 20 мая 1929 года по 15 января 1930 года.

Архитектор поставил павильон на цоколь из травертина с двумя бассейнами, которые были облицованы чёрным стеклом. Кровля опиралась на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зелёного мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек. Интерьер разделяли прозрачные дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки. Светящуюся стену образовывали подсвеченные изнутри две плоскости из травлёного стекла. Золотистый оникс, чёрный ковёр и красный занавес символизировали цвета германского флага. На чёрном ковре располагалась мебельная композиция, состоящая из обтянутых белой кожей кресел, кушетки и прозрачного стола. Мебель была специально создана для павильона и оказалась столь удачной, что с 1944 года американская фирма «Knoll» стала её выпускать под названием «Барселона». Мебель «Барселона» выпускается и по сей день. В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Центром всей композиции стала высеченная из зелёного мрамора «Танцовщица» скульптора Георга Кольбе. По настоянию Миса ван дер Рое в павильоне не располагалось никаких выставочных экспонатов, а экспонатом являлся сам павильон.

дом Тугендхата - богатая вилла, трактовка главного помещения которой во многом перекликалась с планом Барселонского павильона. Лишь одной свободно стоящей стенкой да изогнутой полукольцом перегородкой все пространство делится на четыре зоны: вестибюль, столовую, общую комнату и библиотеку. Хромированные столбы, являясь структурным элементом, вносят в интерьер четкость и ритм. Это был так же свободный план. Однако в отличие от Барселонского павильона, где пространство ничем не ограничивалось в своем «движении» через здание, здесь оно было заключено в оболочку из стекла.

В вилле Тугендхата все - от отопительных приборов до пепельницы, от светильников, до элементов витража - прорисовано рукой мастера, все прошло через длительный, кропотливый процесс поисков и проработок

Чикагский врач Эдит Фарнсворт заказала Мис ван дер Роэ проект загородного дома для отдыха близ Чикаго. Архитектор спроектировал между двумя одинаковыми горизонтальными плоскостями (пол и покрытие) одно «универсальное пространство», не имеющее перегородок. Единственным островком, имеющим материальные границы, является сантехническое ядро, облицованное красным деревом.

Вместо гармоничного слияния с окружающей природой - холодный строго геометрический объем, к тому же оторванный от земли; Вместо естественных подручных материалов - продукты техники: металлический прокат и стекло. А ярко-белый цвет всех конструкций дома, как он чужд зеленой гамме цветов парка!

«Для него концепция всеобщей преемственности в архитектуре является наивысшей мерой свободы. Потому, что здание, построенное по принципу «почти ничего », - это выражение крайней степени невмешательства архитектора в образ жизни своего заказчика. По убеждению Миса, архитектура «ничего» приносит тем, кто эксплуатирует здания, максимум свободных форм использования: они могут изменить его внутреннее пространство как им нравится…»

Эта универсальность, как считает Мис ван дер Роэ, делает сооружения нестареющими, не требующими материальных затрат на их модернизацию, дает им возможность служить не одному поколению людей.

Ле Корбюзье - один из наиболее значимых архитекторов двадцатого века, его место в одном ряду с такими реформаторами архитектуры, как Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Достиг известности благодаря своим постройкам. Создатель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.

Дом – машина для жилья. Всё рационально, всё рассчитано. Стремился строить пространство строго согласно надобностям человека.

Выразительность его сооружений основывалась на пяти пунктах:

1. Столбы, поднимающие сооружение над землей.

2. Свободный план, достигнутый отделением несущих колон от стен, расчленяющих пространство.

3. Свободный фасад – следствие свободного плана в вертикальной плоскости.

4. Ленточные горизонтальные окна.

5. Сад на крыше, возвращающий городу землю, которая занята домом.

Вилла Савой (Villa Savoye) - загородный дом в парижском предместье Пуасси, спроектированный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929-30 гг. Этот новаторский проект часто приводится теоретиками архитектуры как пример, прекрасно иллюстрирующий «пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье:

Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада.

Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.

«Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями.

Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.

В отличие от традиционных построек, у здания «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции.

В вилле Савой чётко воплотились такие приёмы модернистской архитектуры, как лишённые декора геометрические формы, белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер), использование внутреннего каркаса. Все эти причины способствовали тому, что это здание стало своеобразным манифестом архитектуры «интернационального стиля».

К началу 30-х Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов - Дом Aрмии спасения в Париже (1929-31). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Центросоюза в Москве, которое затем и было построено (1928-33). Это комплекс, представляющий собой композицию из нескольких крупных офисных блоков-призм, с остекленными сплошь фасадами, и округлого здания главного вестибюля и конференцзала между ними. В здании Центросоюза использована новаторская конструкция типа «Дом-Ино» - железобетонная этажерка, позволяющая свободно планировать этажи. Офисные блоки приподняты над землей на железобетонных колоннах, применены навесные стеклянные герметичные стены-экраны, - также новаторское решение, по техническим причинам осуществленное не полностью. Для облицовки фасадов использован красный туф из Армении. Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания.

Архитектурным открытием своего рода был построенный в 1930-32 годах Швейцарский павильон в Париже - общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность - в новизне композиции, которая представляла собой сочетание объемов, разделенных по их функции: расположенные в отдельном горизонтальном блоке вестибюль и библиотека; жилой блок, приподнятый над землей; вертикально акцентированный блок лестниц. Здание поднято, в согласии с доктриной «пяти отправных точек» Корбюзье, на опоры, которые выглядят также довольно необычно.

В годы второй мировой войны создается «модулёр»-система новых пропорциональных отношений. Ле Корбюзье кладет в основу архитектурной метрики размеры человеческого тела. Причем берет не только средний рост человека, но размеры сидящей фигуры, стопы человека, длину его руки, шага и т. д. «Модулер»- не только теория, в нем содержится и подробно разработанное практическое руководство по применению человеческих пропорций в сопоставлении с общепринятой метрической системой расчета.

Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг...

Стеклянная любовь архитектора Миса.

Стеклянный дом на Лисьей реке близ Чикаго был построен в 1951 году для известного врача-нефролога, переводчицы итальянской поэзии, скрипачки и коллекционера Эдит Фарнсворт. Доктор Фарнсворт приобрела девять акров земли старого хутора на берегу реки рядом с городком Плано, штат Иллинойс, в шестидесяти милях к юго-западу от Чикаго у полковника Роберта Маккормика, издателя Chicago Tribune. Цена покупки земельного участка составила $ 500 за акр. На хуторе был дом и хозяйственные постройки, но доктор Фарнсворт захотела построить что-то новое. Она обратилась к известному архитектору Людвигу Мису фон дер Рое, чья карьера находилась в то время на пике. В выборе архитектора сыграли роль общие знакомые и чувства, чуть большие, чем просто восхищение перед творчеством архитектора. Дом был спроектирован в 1946 году, но построен только к 1951 году, поскольку Эдит Фарнсворт ожидала получения наследства от тети, на которое она собиралась строить дом. А счет за дом вышел совсем не малый - $73,000.00, что эквивалентно по покупательной способности полумиллиону долларов в настоящее время. Что же, заказчица хотела получить дом для отдыха на выходных, причем дом необычный, не такой как у всех... И за это пришлось заплатить... Причем, не только деньгами, но и разрывом отношений с архитектором, судом, скандальной известностью и 21-м годом борьбы с просчетами в конструкции Стеклянного дома.

Работа над проектом началась в 1946 году и Людвиг с Эдит стали проводить много времени вместе, обсуждая будущий необычный дом, в кортом Мис ван дер Роэ желал воплотить основы новой архитектурной эстетики минимализма, свое рода протестантизма в мире христианства архитектуры. В этом доме должны были воплотиться идеи, которые архитектор вынашивал три десятилетия. В основу был положен уже разработанный проект, от коророго отказались предыдущие заказчики. Это должен быть дом, где ни одна лишня деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план, перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон Стеклянного дома. Эдит, которой тогда было 42 года, увлеклась образами, нарисованными 59-летним привлекательным архитектором. В 1947 году проект дома был представлен на выставке в музее современного искусства.

Строительные работы начались в сентябре 1949 года и в 1951 году подошли к концу, но не были завершены в части внутренней отделки и меблировки. По слухам отношения между заказчиком и архитектором начали портиться, когда доктор Фарнсворт попросила установить в доме отдельный гардероб, который не был предусмотрен проектом. Мис ван дер Роэ же в ответ сказал, что приезжая на выходные, можно обойтись крючками для одежды на двери ванной комнаты. Доктора Фарнсворт, которая, как говорят, мечтала о том, что Стеклянным домом на выходные она сможет пользоваться не в полном одиночестве, данный ответ лишил всякой надежды на счастливые перспективы ее сложного многоходового домоустроительного проекта. Возможно, что сыграло свою роль и превышение сметы архитектором на $16,000.00. Так или иначе, заказчица отказалась оплачивать счета и бывшие друзья и несостоявшиеся партнеры встретились в суде, где на глазах у всей Америки отстаивали свой взгляд на уникальный стеклянный дом и его стоимость. Что же... "Любовь уходит, когда приходят деньги", - так говорил комик и философ Граучо Маркс. Суд встал на сторону архитектора, сумевшего доказать, что превышение сметы было вызвано инфляцией из-за войны в Корее и роста цен на дефицитную в то время сталь. В суде всплыли и многочисленные конструктивные просчеты архитектора, которые существенно осложняли жизнь заказчицы в доме. Отношения заказчика и архитектора стали так широко известны, что послужили основой для двух пьес "Стеклянный дом" Джун Финфер и "Джесси и Толстяк" Алана Фитча.

Прежде чем мы рассмотрим Стеклянный дом доктора Фаренсворт в деталях, упомянем, что это архитектурное произведение искусства в настоящее время является важнейшей частью американской архитектурной иконографии, прекрасным примером современного и интернационального стиля архитектуры. Стеклянный дом послужил идейной основой, визуально-тектоническим воплощением царствующего ныне минимализма и функционализма. Дом Фарнсворт есть кристаллизация новейшей эстетической архитектурной идеи, где "меньшее означает большее", где внешний облик здания следует за функциональностью, где постройка сливается с окружающим ландшафтом и природой.

Несмотря на все претензии к дому, Эдит Фаренсворт продала его только в 1968 году британскому девелоперу и коллекционеру лорду Питеру Палумбо, после того как вышла на пенсию в 1967 году и переехала жить под Флоренцию в Италию. Скончалась Эдит в 1978 году в возрасте 74 лет.
Сэр Палумбо высоко ценил свое приобретение и считал Стеклянный дом "современным аналогом классическому греческому храму, который вот так просто расположен на лужайке на берегу реки". Именно Палумбо вернул дому оригинальный вид (было демонтировано тонированное остекление навеса, установленное Эдит) и наполнил его мебелью дизайна Миса ван дер Роэ.
В 2003 году Стеклянный дом был выкуплен у владельца Национальным фондом охраны памятников истории на аукционе Сотбиз за $7,5 миллиона. Меценаты собрали эту сумму для города, когда стало ясно, что дом, возможно, будет приобретен каким-либо коллекционером "на вывоз" для установки у себя в усадьбе.
Сейчас памятник архитектуры находится в управлении фонда, открыт для посещений как музей ($20-$25 за входной билет) и сдается в аренду для свадебных торжеств, приемов, фото и киносъемок. Стеклянный дом открыт для посещений с апреля по ноябрь и в год его посещают всего 8000 человек.

(Фотографии: Для иллюстраций ниже использованы общедоступные фотографии Carol M. Highsmith (если не обозначено иное) из коллекции Библиотеки Конгресса США в обработке автора статьи. Все фотографии кликабельны.)

Илзе Краукле

«Меньше – значит больше».

Людвиг Мис ван дер Роэ

«Будущее приходит не само по себе. Лишь если мы правильно выполняем свою работу, будет заложен прочный фундамент для будущего», – писал архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Он правильно выполнял свою работу. И стал автором азбуки современной архитектуры.

Мариа Людвиг Михаэль Мис родился в Аахене в марте 1886 года, в семье торговца мрамором Якоба Миса. Позже, в 1920‑е, к отцовской фамилии он прибавил фамилию матери – Роэ, предварив ее аристократическим «ван дер». Под этой двойной фамилией и прославился.


Постижение азов

Сначала он учился в народной, а затем в ремесленной строительной школе, работал подручным каменотеса на стройках. То есть, прошел довольно суровую трудовую школу. В 15 лет он поступил чертежником-рисовальщиком в мастерскую гипсовой орнаментики, где на заказ делали шаблоны орнаментов всевозможных стилей и эпох. Как вспоминал потом Людвиг: «Людовик XIV – до обеда; ренессанс – после обеда». Что тоже оказалось неплохой школой – уже постижения азов архитектурных стилей.

В 1905-м он переехал в Берлин, где трудился у архитекторов, специализирующихся на строениях из дерева. Через 2 года он построил свой первый дом – дом Риля. А еще спустя год ему повезло: Людвиг попал в проектное бюро архитектора Петера Беренса, который был одним из первых европейских дизайнеров, «болел» немецким классицизмом, но не обходил своим вниманием и модерн. Кроме того, он был одним из первых проектировщиков промышленных сооружений. В бюро Беренса в это же время практиковались молодые Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. То есть, компания подобралась на славу.

От Беренса Мис ван дер Роэ воспринял его подход к конструкции как к первооснове архитектуры. Так была заложена и первооснова творчества самого Миса. Под влиянием Беренса у Людвига выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он развивал до конца жизни.

Спроектировав здание германского посольства в Санкт-Петербурге, Беренс поручил Людвигу осуществлять авторский надзор за его строительством. Ученик справился. В 1912-м его пригласила госпожа Кроллер, пожелавшая построить для своего собрания картин «Коллекция Кроллер-Мюллер» дом-музей в Гааге. Мис ван дер Роэ создал модель дома из дерева и полотна в натуральную величину. Макет поставили на отведенном под строительство участке, выставив на всеобщее обозрение. И это «здание» в стиле неоклассицизма, как утверждали современники, было гораздо интереснее тех, что возводили по проектам Беренса. Но дом так и не построили.


Самостоятельное плавание

В 1913 году Мис ван дер Роэ ушел от Беренса и открыл в Берлине свое проектное бюро. Вскоре грянула Первая мировая война, стало не до проектирования и обучения (профессиональное образование Мис так и получил). Но думать, философствовать и экспериментировать Людвигу запретить никто не мог. Он руководил архитектурным отделением художников «Ноябрьской группы», издавал журнал. В одной из статей, критикуя формализм, писал: «Форма – не цель нашей работы, а ее результат. Форма сама по себе не существует. Форма как самоцель – формализм, а это мы отрицаем»…

В 1919-1924 годах Мис ван дер Роэ разработал 5, к сожалению, так и не осуществленных проектов небоскребов. Он впервые использовал в архитектуре стекло. И открыл, что плоскости остекленных стен, расположенные под различными углами друг к другу, отражают на своей поверхности все, что «видят»: соседние дома, деревья, водную гладь озера. Они становятся огромными зеркалами. Сама же конструкция здания словно растворяется в окружающем пространстве.

А еще он «заболел» металлом. В этом материале Мис увидел не только прочность, надежность, но и красоту, что достойна архитектуры. Он привел металл в зодчество, заложив тем самым базу современной архитектуры.


Главное – функция и простота

В 1923 году Мис ван дер Роэ создал проекты загородных домов – кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре. В них впервые выкристаллизовалось решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны.

Позже именно этот принцип стал основным при проектировании жилых зданий. При этом Мис не стремился заключить функцию в сложный объем. Наоборот, он полностью подчинил объемно-пространственное решение назначению здания. Кроме того, архитектор стремился к предельной простоте своих сооружений. «Они должны быть простыми, но не примитивно простыми, а благородными, даже монументальными». Простота для него всегда была основана на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой.

К 1927 году молодой архитектор стал довольно известным человеком в Германии. Будучи директором выставки дизайна жилых интерьеров в Штутгарте под названием «поселок Вайсенхоф» он пригласил участвовать в его создании старых знакомых – Беренса, Гропиуса, Ле Корбюзье. Мис разработал генеральный план поселка и проект самого большого здания, 3-этажного многоквартирного жилого дома с плоской крышей, белыми стена­ми и широкими лентами окон, типич­ными для интернационального стиля. Стены, разделяющие секции, лестничные клетки и санузлы оставались в этом доме неподвижными. А вот планировка квартир могла варьироваться, благодаря подвижным перегородкам.

Но вскоре к власти пришли нацисты, которые назвали новую архитектуру «неарийской» и «варварской». Они даже изменили внешний вид этих зданий: переделали плоскую кровлю на остроконечную, готическую, покрыли ее традиционной немецкой черепицей. Но это случилось в 1930-е. В конце 1920-х Людвиг успел поработать во славу родной Германии.


Павильон в Барселоне

В 1929-м состоялась Международная выставка в Барселоне. Национальные павильоны были своеобразными визитными карточками стран-участниц, потому каждая стремилась показать себя в лучшем свете. Благодаря Людвигу Мису ван дер Роэ, Германия выглядела свободной и прекрасной. В конце концов, у Веймарской рес­публики был кинематограф Пабста и Ланга, театр Брехта и Пискатора, романы Ремарка и Манна, архитектура Bauhaus , огромный инкубатор талантов, которые потом, спасая тело и душу, разъехались по всему миру.

Здание павильона было совершенным, стиль называли «интернациональным». Здесь не было никаких экспонатов: павильон сам был таковым. Это простое сооружение из 8 стальных колонн, что поддерживали плоскую крышу, стояло на мраморной платформе. Боковых стен не было вовсе, но были стены-перегородки из стекла и прекрасного мрамора. Работая над «поселком Вайсенхоф», Мис показал, что модернизм может быть скромно экономным. В Барселоне же он продемонстрировал: модернизм может быть расточительным. Людвиг построил дом-метафору, жилище, абсолютно не приспособленное для жизни, 3-комнатный дом невероятного богатства. Драгоценными были все материалы – итальянский травертин, серый альпийский мрамор и зеленый греческий, красноватый оникс из гор Атлас. Мастер использовал отражающие свойства полированных материалов. Некоторые считали, что павильон, поднятый на подиум, похож на некий древний античный храм, то есть дом Бога. А разве нужны Богу душевая или гардеробная?! Потому и знаменитых кресел Barcelona с хромовыми каркасами и кожаными подушками, придуманных Мисом, здесь всего два – они ставились как троны для короля и королевы Испании, посещавших выставку.

Единственной обитательницей этого павильона стала высеченная из зеленого мрамора скульптура немца Георга Кольбе «Танцовщица». Мастер сделал эту изящную барышню по образу и подобию своей жены. Скульптура – центр, фокус композиции – стояла над зеркальной гладью малого бассейна. На фоне блестящих поверхностей нежный силуэт застывшей в грустном танце девушки многие воспринимали как символ эпохи.

Этот проект с его разделенным, свободно текущим пространством принес Людвигу всемирную известность.


Дом Германа Ланге и Йозефа Эстера в Крефельде

Частные особняки, построенные в конце 1920-х, дома Эриха Вульфа в Рубене, Германа Ланге и Йозефа Эстера в Крефельде – пример классической сбалансированности и асимметричной компоновки четких объемов. Текстильный фабрикант Герман Ланге, познакомившись с Мисом ван дер Роэ, заказал ему постройку особняка для себя и своего друга Йозефа Эстера в Крефельде. Кирпичный дом Германа Ланге стал одним из характерных памятников архитектуры первой трети ХХ века, идей функционализма и школы Bauhaus . Дом выполнен из простого кирпича разных оттенков – от светло-красного до светло-фиолетового. Мис поставил асимметричный дом на приподнятую террасу и прочно связал его с окружающим ландшафтом.


Вилла Тугендхата

В 1930-м в Брно Мис построил виллу для Греты и Фрица Тугендхат. Он поместил ее на склоне холма. И вновь воплотил в жизнь свои идеи подвижного внутреннего пространства, разделенного пере­городками из оникса и мрамора. Они отде­ляли жилую зону от библиотеки, а изогнутый экран из черного макассарового дерева служил границей обеденной зоны. Наруж­ные стены со стороны холма сделаны были целиком из стекла. А с помощью специально­го механизма можно было опустить их в цоколь­ный этаж. И уже ничто не отделяло внутреннее пространство до­ма от природы. Для этого проекта Мис придумал и спроектировал также коллекцию мебели Brno , которая по сей день пользуется спросом.

Грете и Фрицу Тугендхат очень нравилось жить в этом доме. Они считали внутреннее пространство одухотворенным и одновременно удобным для жизни.




Bauhaus , нацисты, отъезд в США

В 1930 году Мис ван дер Роэ стал директором школы Bauhaus . Ее создатель и идеолог Вальтер Гропиус собрал прогрессивно мыслящих приверженцев нового искусства. Достаточно назвать несколько имен: Марсель Брейер и Ласло Мохой-Надь, Василий Кандинский и Пауль Клее…

Но набравшие силу нацисты объявили: все, что не отвечает доктрине преемственности наследия «Римской империи германской нации», не считается арийским, а значит, не имеет права на жизнь. Из знаменитого, построенного Гропиусом комплекса зданий в Дессау Мис ван дер Роэ перевез школу на окраину Берлина. После обыска в ней, травли в прессе и аудиенции у эксперта по культуре Розенберга Мис закрыл Bauhaus , а в 1938-м и вовсе покинул Германию, переехав в США.


Американский период

Сталь и стекло – такова палитра Миса в это время. Только «железная логика» (стальной каркас) и божественная матушка-природа – лучшее, по его мнению, украшение для любой архитектуры.

В 1951 году по проекту Миса ван дер Роэ построили 2 жилые башни на Лейк Шор Драйв в Чикаго, которые были по достоинству оценены.

В Чикаго Мис возглавил архитектурный факультет Иллинойского технологического института. Одновременно его пригласили проектировать его новый комплекс сооружений. Среди них – Кроун-холл, где разместились факультеты архитектуры и дизайна. В про­стом прямоугольном здании со стеклянными внешними стенами роль внутренних стен играют раздвижные перегородки и шкафы. Простые конструктивные элементы и пропорциональность час­тей придают зданию спокойный, клас­сический характер, но проект часто называют «минималистским».

Преподавательская деятельность Миса способствовала распростране­нию идей модернизма в американском дизайне. А он создал целую галерею сооружений-символов. Чикагские высотки Миса ван дер Роэ быстро приобрели широкую известность. Одной из самых интересных работ Роэ по праву считается здание компании Bacardi (Мехико). Архитектор намеренно акцентировал внимание на соотношении горизонтальных плоскостей: это как магнит притягивало взгляды прохожих.

В 1950-е на Манхэттене все чаще поднимались новенькие аскетичные башни, все больше теряющие какие бы то ни было черты индивидуальности. Модернизм, суть которого строгость и элегантность, превратился в удобную модель упрощенных форм. Но такое положение вещей вполне устраивало городских девелоперов, получавших быструю прибыль. Мису поручили проектирование и строительство небоскреба для крупнейшего в мире винного производителя, компании Сигрэм, с чем он прекрасно справился.


Стеклянный дом для доктора

Пожалуй, самым известным жилым проектом американского периода жизни Миса стал дом для доктора Эдит Фарнсуорт, построенный в 1951 году на Лисьей реке близ Чикаго.

Стекло наряду со стальным или железобетонным каркасом стало основой «мисовского» универсального языка, с помощью которого он создавал свою архитектуру. Стеклянные стены, стирающие границы между человеком и природой, человеком и космосом, – краеугольный камень «мисовской» философии.

Дом – это полностью остекленный белый каркас, стоящий на плите, приподнятой на стальных стойках над уровнем разлива воды. Он словно парит в пространстве. В доме нет внутренних перегородок: есть одна комната, раскрытая в окружающий пейзаж. Единственный замкнутый объем – стойка, где расположены санузел и подсобное помещение.

Пространство Стеклянного дома сформировано тремя плоскостями. Это открытая терраса, навес и собственно дом. Это демонстрация идеи Миса, его любимой фразы «Меньшее – значит большее!» Он построил дом, где ни одна лишняя деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон… Весь дом, от внешнего облика, до аскетичного интерьера с лаконичными формами мебели – воплощение протестантской пуританской идеи чистой простоты во всем, начиная от мыслей и заканчивая обликом жилища: beinahe Nichts, или «почти Ничего», то есть сокращение каждого элемента до самой своей сущности. Для самого Миса этот дом был больше храмом чистой эстетической идеи, нежели строением для жилья. Это был образец совершенства, помещенный в сельский пейзаж и создающий почти невидимую грань раздела между человеком и природой, между идеей и реальностью.


Возвращение в Германию

В начале 1960-х Мис ван дер Роэ закончил преподавание в США и вернулся в Германию. Последней его работой стала Новая национальная галерея (в Западном Берлине) – художественный музей в составе Государственных музеев Берлина, посвященный искусству ХХ века. «Храм стекла и света» – так назвали это здание современники. Архитектор продумал все до мелочей. Квадратный павильон из стали стоит на гранитном подиуме. С каждой стороны кровлю удерживают 2 стальные колонны. Стеклянный зал выглядит единым огромным помещением, в котором есть лишь 2 колонны и несколько лестниц, ведущих в подвальный этаж.

Мебель от Миса

Мис ван дер Роэ известен разработками и в области дизайна мебели. Его кресла, столики просты и технологичны. Им до сих пор подражают.

А начал Мис с того, что увлеченно гнул металлические трубки и листы, чтобы сделать из них каркас кресла для павильона Германии в Барселоне и мебели для виллы Фрица Тугендхата в Брно.

Кресла, шезлонги и пуфы на остроумных X-образных опорах выражают философию своего автора, который убежден, что «ценность вещи – в ее использовании». Мис вскоре признался: «Кресло очень сложный предмет. Все, кто когда-либо пытался сделать кресло, знают это. Существуют бесконечные возможности и уйма сложностей – кресло должно быть легким, крепким и удобным». А позже добавил, что проектировать мебель, пожалуй, сложнее, чем небоскреб, и теперь понятно, почему Чиппендейл так знаменит.

Зная, что кресло для павильона должно быть «солидным, очень элегантным, дорогим и величественным», Мис создал именно такое. Два кресла Barcelona служили троном для короля и королевы Испании, когда они посетили павильон на международной выставке 1929 года. Эти предметы мгновенно обрели высокий статус, стали иконами дизайна. Кресла Barcelona были сделаны из натуральной кожи с каркасом из монолитной стали, по образцу египетских стульев. Дополнением служили оттоманки – подставки для ног. Это кресло было удостоено в 1977 году престижной награды Museum of Modern Art Award .

Сегодня можно найти пуфики, диваны, кушетки, повторяющие дизайн кресла Barcelona. Предметы не были разработаны Мисом ван дер Роэ, но у них те же ножки «иксиком», стеганая прямоугольная обивка. Только немецкая компания Knoll Studio , получившая эксклюзивные права от Миса в 1953 году, может производить кресло Barcelona по оригинальным чертежам автора. На рамах всех кресел стоит логотип компании Knoll Studio и роспись архитектора, поэтому их легко отличить от подделки.

В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался. Памятником ему стали его нестареющие дома. И восхищенные отзывы: его работы – «воплощение воли архитектора решить задачу нашего времени методами и средствами будущего… Эволюция человеческого жилища, идущая от пещеры, закончена. Новый путь указан…»

Публикаций: 88

22.02.2017

Мис ван дер Роэ - пророк технической эры

В начале февраля стало известно, что в США снимут фильм о Мисе ван дер Роэ, великом архитекторе XX века. Основа сюжета - история строительства знаменитой виллы Фарнсворт и предполагаемый роман архитектора с заказчицей, хирургом Эдит Фарнсворт.

В ожидании фильма ЕСТП Блог публикует творческую биографию мастера, изобретателя новой грамматики архитектуры.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) - великий архитектор XX века. Его творчество предопределило развитие градостроительства, архитектуры и дизайна на десятилетия вперед, а его имя стало синонимом модернизма

Будущий "пророк технической эры" родился в Ахене - немецком городе, расположенном в нескольких километрах от Голландии и Бельгии. Готические шпили Ахена восхищали мальчика - это было его первое знакомство с архитектурой. Позже Мис добавит к фамилии отца фамилию матери (Роэ) вместе с промежуточной нидерландской приставкой "ван дер" в качестве напоминания о родных краях.

В мастерской отца-каменотеса Мис получает первые знания о материалах и их свойствах. Эти навыки архитектор блестяще использует в 1929 году при работе над проектом павильона Германии на Международной выставке в Барселоне: стены, одетые в травертин, мрамор и оникс, в сочетании со строгостью хромированной стали и стекла произвели колоссальное впечатление на современников.

Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929 год. Единственный экспонат - скульптура Георга Кольбе "Утро"

В 1908-м Мис поступает в мастерскую Петера Беренса, знаменитого архитектора своего времени, у которого проходили подготовку Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье. Через несколько лет Мис открывает в Берлине собственное бюро. В эти годы происходит стремительное накопление знаний и знакомство Миса с передовыми направлениями в искусстве и их идейными вдохновителями, среди которых были художники Тео ван Дусбург, Ханс Рихтер и Эль Лисицкий, философ Алоиз Риль, архитектор и теоретик Хендрик Петрюс Берлаге и многие другие.

Концепция застройки квартала Вайсенхоф. Она положила начало новому направлению в архитектуре под названием "интернациональный стиль"

В Германии Мис ван дер Роэ работает над проектами частных домов, а в 1927-м году возглавляет разработку генплана квартала Вайсенхоф. В 1930-м в Брно строит виллу Тугендхат, которая сегодня входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Характерное "мисовское" здание иллюстрирует его любимый слоган: "Бог - в деталях". Мис проектировал не только каркас, но и мебель, дверные ручки и даже пепельницы. Его стул MP, коллекции Barcelona и Brno считаются важной вехой в истории дизайна и выпускаются и по сей день: эксклюзивные права на производство принадлежат бренду Knoll.

Стул Barcelona - икона дизайна XX века, воплощение принципа Миса ван дер Роэ "Меньше значит больше" (Less is more). 1929. Knoll

Вилла Тугендхат, Брно, Чехия, 1930

Стулья из коллекции Brno, спроектированные для виллы Тугендхат. Образцы мебели из стальных труб появились в творчестве Миса ван дер Роэ одновременно с Марселем Брёйером, другим видным представителем Баухауза. 1930. Knoll

После эмиграции в США Мис ван дер Роэ создает свои самые знаменитые здания, вошедшие во все учебники по архитектуре. Выдающийся небоскреб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке критики сравнили с "черным кристаллом". Его масштаб не подавляет пешеходов, поскольку структура отодвинута от дороги на 30 метров, что позволяет считывать объем на расстоянии.

Сигрэм Билдинг, Нью-Йорк. Строительство было завершено в 1958 г., когда архитектору исполнилось 72 года

Другие важные строения Миса ван дер Роэ за океаном - это и корпуса Иллинойского технологического института в Чикаго, и изысканная вилла Фарнсворт, и проекты в Канаде, и многое другое. Спроектированные Мисом сооружения и пространства выявляют новые свойства материалов, отличаются рассудочностью, лаконичностью и законченностью конструкций.

"Я стараюсь делать здания нейтральной рамкой, в которой люди и произведения искусства могут жить своей собственной жизнью ", - говорил Мис.

Вилла Фарнсворт в Плано, США, 1951

Краун-холл Иллинойского технологического института, Чикаго, 1956. Большинство зданий для кампуса института представляли собой прямоугольную сетку с ячейками, заполненными стеклом. Общий вес стекла - 22 тонны

Жилой комплекс на Лейк Шор Драйв 860-880, Чикаго, 1951 год

В своей книге "Возможность абсолютной архитектуры" критик Пьер Витторио Аурели включил здание Федерального центра Чикаго в число хрестоматийных примеров "абсолютной архитектуры" для города, представляющего собой "группу островов в море урбанизации"

Прямым последователем идей Миса ван дер Роэ считается американское бюро Skidmore, Owings and Merrill, спроектировавшее тысячи небоскребов по всему миру. В списке концептуальных учеников Миса - такие гиганты архитектуры, как Йо Мин Пей, автор пирамиды Лувра, Минору Ямасаки, спроектировавший Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, супруги Смитсон, основоположники направления «необрутализм», и Арне Якобсен, представитель датского функционализма. В 1983 году городской совет Барселоны учредил Фонд Миса ван дер Роэ. Его именем названа одна из самых престижных европейских премий в области архитектуры.

До мая в баварском Музее Георга Шефера будет работать выставка коллажей Миса ван дер Роэ из коллекции Музея современного искусства MoMA (Нью-Йорк) - графических работ, представляющих еще одну грань таланта выдающегося мастера.

Внимательнее рассмотреть здания архитектора и услышать его собственный голос можно в видеоролике:

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...