К встроенным стабилизаторам в экономике относятся. Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики


Лекция №-9.

Фискальная политика


План


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос.

3. Виды фискальной политики.

4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение.

Достоинства и недостатки фискальной политики.


1. Фискальная политика, ее цели и инструменты


Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.


2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос


Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект. Механизм и мультипликативный эффект воздействия каждого из инструментов фискальной политики - государственных закупок, налогов (аккордных и подоходных) и трансфертов - на совокупный спрос в кейнсианской модели (модели кейнсианского креста) был подробно рассмотрен в лекции №6.


3. Виды фискальной политики


В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.


Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при пере греве экономики) (рис.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.фискальный политика налог трансферт

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т - величина налоговых поступлений, t - ставка налога, а Y - величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.


4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение


Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций). Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).


5. Достоинства и недостатки фискальной политики


К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора . Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов . Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

  1. Эффект вытеснения . Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
  2. Наличие внутреннего лага . Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.
  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
  • Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Схема 1. Структура фискальной политики

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

  • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
  • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Встроенные стабилизаторы экономики

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики, являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны.

Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок.

Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика.

Государственный бюджет. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Эффект вытеснения.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования: Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий - долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.



Достоинства этого способа:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.

Эффект вытеснения– это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой. Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Автоматические стабилизаторы в экономике (автомат. Фискальная политика).

Автоматические стабилизаторы – это инструменты автоматической фискальной политики, которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста. К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

Автоматическая фискальная политика– это незапланированные изменения структуры правительственных закупок и чистых налогов, которые происходят в результате перемещения экономики страны из одного макроэкономического состояния в другое при неизменном уровне ставок налогов и трансфертных программ.

16. Процедура создания денег коммерческими банками. Денежная масса и денежная база. Денежный и депозитный мультипликатор. Коммерческие банки – являются основой кредитной системы. Они могут быть универсальными и специализированными. Первые выполняют все банковские операции (от 100 до 300 видов). Вторые могут обслуживать определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполнять небольшое число операций. Путем кредитования банки способны создавать новые деньги. Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет центральный банк. Он указывает, какой процент своих активов коммерческий банк должен иметь либо в виде вкладов в центральном банке, либо в виде кассовой наличности – этот процент является резервной нормой. Остальные денежные средства банк может использовать для приращения денег. Ком. Банки концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Коммерческие банки - это кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства.

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих различные связи и принадлежащих физическим и юридическим лицам и государству. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Денежная масса зависит от двух факторов: 1) количества денег и 2) скорости их оборота. Определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств, включаемых в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно, и цен на рынке товаров и услуг. Денежный агрегат – это группировка банковских счетов по степени быстроты превращения средств на этих счетах в наличные деньги. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежно-наличную форму, тем более ликвидным считается данный агрегат.

Денежная база – это сумма денег, выпущенных в обращение плюс счета банков в ЦБ РФ. Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозиты банков, размещенные в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в национальной валюте. Динамика денежной базы в широком определении характеризует изменение денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования.

При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского (кредитного, депозитного) мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков. Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации - то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации - деньги на депозитных счетах коммерческих банков (именно они увеличиваются в процессе мультипликации).

17. Спрос(трансакционный, спекулятивный, предупредительный) и предложение денег. Денежный механизм. Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги и предложение денег определяют на денежном рынке уровень процентных ставок, т.е. цену использования денег. Общее количество денег, которое домохозяйства, фирмы и правительство хотят иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он обусловлен рядом мотивов:1) Трансакционный мотив. В переводе этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами. В его основе лежит необходимость использования денег для платежей по текущим сделкам. Люди нуждаются в деньгах как средстве обращения, т.е. для приобретения товаров и услуг. Домашним хозяйствам нужны деньги, чтобы купить товары, заплатить долги, оплатить коммунальные услуги и т.д. Предприятиям нужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.п.

2) Спекулятивный мотив. В его основе лежит стремление сохранить стоимость. Он означает спрос на деньги как средство сохранения богатства, т.е. это enpQe на деньги со стороны активов. Спекулятивный спрос на деньги связан с их функцией сохранения стоимости, т.е. функцией средства сбережения. Держать свои финансовые активы можно в различных формах (в виде акций, облигаций или же в деньгах). Спрос на деньги для сбережений, или спекулятивный спрос, находится в обратной зависимости от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем охотнее люди будут держать деньги в запасах как самый ликвидный актив.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. В современной рыночной экономике предложение денег. Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых де­нежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь до­мохозяйства и фирмы. Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке и массе денег. Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением.

Денежный механизм – способ, посредством которого изменение объема денежной массы влияет на состояние остальной экономики. Главными факторами денежного механизма, определяющими спрос на деньги, являются уровень цен, процентная ставка и реальные доходы. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов.

18 .Процентные ставки и спрос на инвестиции. Номинальные и реальные процентные ставки. Факторы от которых зависят планируемые инвестиции.

1. Природа процентной ставки. Если предприниматель заимствует чужой капитал, то часть дохода от его использования он должен отдать собственнику в виде ссудного процента. Существуют различные методы расчета ссудного процента, которые принято называть финансовой математикой. Однако, в самом общем виде, если соотнести величину ссудного капитала и плату за его использование в виде процента, то можно получить процентную ставку: Процен.став= процент Х100%

Ссудный капитал

На процентную ставку помимо размера заемного капитала и уровня отдачи от его использования влияет рыночная конъюнктура, поэтому определяют величину процентной ставки на основе спроса и предложения: процентная ставка растет, если увеличивается спрос на капитал, и, наоборот, снижается при росте его предложения (рис. 29.1).

Следовательно, процентная ставка – это равновесная цена на рынке капитала.

В хозяйственной практике процентные ставки различаются по срокам предоставления, условиям займов, степени обеспечения и т. д.

Рис. 29.1. Равновесие на рынке капитала

D – спрос на капитал; S – предложение капитала; E – равновесие на рынке капитала.

2. Номинальная и реальная процентная ставка. В реальной экономике постоянно идет колебание цен с общей тенденцией увеличения: инфляция оказывает существенное влия ние на доходы как заемщиков, так и кредиторов.

Этот фактор обязательно учитывается при расчете процентной ставки. Номинальная процентная ставка – текущая рыночная ставка процента. Реальная процентная ставка – ставка процента за длительный период времени, учитывающая темп инфляции. Реальная процентная ставка = Номинальная процентная ставка – Темп инфляции. Это фактическая процентная ставка за вычетом текущего темпа инфляции (29.2)

3. Механизм формирования инвестиций. Инвестиции – это вложения (затраты) в производство и в его расширение. Источником инвестиций являются собственные и заемные средства. Среди собственных внутренних средств – личные сбережения владельцев фирм, займы у финансовых структур, выпуск ценных бумаг.

Инвестиции фирм подразделяются на чистые и валовые. Чистые инвестиции – это затраты на новое строительство, установку дополнительного оборудования, создание средств экономической процентная ставка защиты и др. Чистые инвестиции обеспечиваются как внешними, так и внутренними ресурсами, включая амортизацию.

Рис. 29.2. Инвестиционный рыночный спрос. DI – инвестиционный спрос.

Валовые инвестиции – это общие затраты на возмещение изношенного, устаревшего оборудования за счет амортизации и новое строительство. Они рассчитываются как сумма выбывшего из-за ветхости основного капитала и чистых инвестиций.

Привлечение инвестиций извне зависит от инвестиционного спроса, предъявляемого фирмами на рынке капитала. Этот инвестиционный спрос определяется двумя факторами – ожидаемой нормой прибыли и ставкой банковского процента.

Инвестиционный спрос находится в прямой зависимости от первого фактора и в обратной – от второго (рис. 29.2).

На инвестиционный спрос фирмы влияют и другие факторы, сдвигающие кривую инвестиционного спроса вправо или влево: инфляция, налоговая политика, трансакционные издержки и т. д.

19. Влияние стимулирующей и сдерживающей кредитно-денежной политики в периоды колебаний экономической активности. Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки. Стимулирующая денежно-кредитная политика - денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежной массы. Стимулирующая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении стимулирующей денежно-кредитной политики расширение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного предложения денег

С держивающая денежно-кредитная политика - денежно-кредитная политика, направленная на сокращение денежной массы. Сдерживающая кредитно-денежная политика имеет своим конечным результатом снижение объема производства, совокупного дохода и занятости. При проведении сдерживающей денежно-кредитной политики сокращение предложения денег центральным банком приведет к возникновению избыточного спроса на деньги. Стимулирующая политика приведет к пропорциональному росту уровня цен, сдерживающая политика - к пропорциональному их снижению.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Некоторые изменения в государственных расходах и налогах могут происходить автоматически путём встроенной стабильности.

Встроенная стабильность возникает в результате того, что реальная налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога (чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий – и в дальнейшем под термином «налоги» будут подразумеваться чистые налоги), который изменяется пропорционально величине ЧНП, доходов. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП, дохода и, наоборот, в случае падения доходов налоговые поступления будут также падать.

Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») изменяются прямо противоположно. Выплаты субсидий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам – все они сокращаются во время экономического подъёма и возрастают во время спада производства.

Действие механизма встроенной стабильности отображено на рис. 2.3.

Государственные расходы (G) в схеме (рис. 2.3) считаются заданными и независимыми от величины ЧНП, дохода (Y), они утверждаются правительством на постоянном фиксированном уровне. Правительство определяет величину налоговых ставок, но не определяет размер налоговых поступлений. Налоговые поступления затем колеблются в том же направлении, что и уровень Y, которого достигает экономика. Прямая связь налоговых поступлений и Y зафиксирована в поднимающей линии Т.

Налоговая система, изображённая на рис. 2.3, создаёт некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и спаду, и безработице.

Встроенный стабилизатор – это люба мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам, в частности, относятся: прогрессивные ставки налогов на доходы физических лиц, ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, акцизы на товары, система пособий по безработице и социальных выплат и др.

Обеспечиваемая налоговой системой встроенная стабильность смягчает тяжесть экономических колебаний. Однако встроенные стабилизаторы не способны скорректировать нежелательные изменения равновесного Y, они лишь ограничивают размах или глубину экономических колебаний. Поэтому для коррекции инфляции или спада сколько-нибудь значительных масштабов требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины расходов.

Встроенная стабильность делает рискованным использование данных о текущих (фактических) бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя оценки фискальных действий правительства. Так, рост дефицита государственного бюджета может быть вызван как стимулирующей дискреционной фискальной политикой правительства, так и снижением налоговых поступлений в результате падения Y в фазе спада экономического цикла. Таким образом, здесь нельзя сказать ничего существенного о фискальной деятельности правительства – т.е. правильно ли оно манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Каждый конкретный бюджетный излишек или дефицит состоит из двух частей. Величина одной определяется текущими решениями правительства о расходах и налогах, а величина другой – результатами деятельности встроенных стабилизаторов в зависимости от изменения Y (его отклонений от потенциального значения Y), в течение экономического цикла. В результате появилась проблема выделения в каждом текущем бюджетном излишке или дефиците доли влияния дискреционной фискальной политики и доли встроенных стабилизаторов.

Данная проблема была решена экономистами путём введения понятия бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы федеральные бюджетные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года. Федеральные бюджетные излишки или дефициты, которые были бы при функционировании экономики в условиях полной занятости на протяжении года, являются результатом дискреционной фискальной политики правительства и составляют её долю в текущих бюджетных дефицитах или излишках. Разница между текущими бюджетными излишками или дефицитами и излишками или дефицитами при бюджете полной занятости – результат действия встроенных стабилизаторов (недискреционной фискальной политики правительства) в зависимости от изменения объёма выпуска, дохода (Y) в течение экономического цикла и представляет их долю в текущих бюджетных излишках или дефицитах. Действие встроенных стабилизаторов представляет порождает циклический дефицит федерального бюджета, вызванный спадом деловой активности и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...