Основные направления экономических реформ в современном китае. Китайское экономическое чудо


Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики

Реферат по предмету:

«История экономики»

Тема: «Экономические реформы в Китае»

Группа: ЭДВ – 91

Выполнил: Фокина О.А.

Проверил:

Новосибирск 2009

2. Введение;

3. Основная теоретическая часть;

4. Заключение;

5. Список использованной литературы

План

1. Факторы и динамика экономического развития Китая.

2. Реформы в аграрном секторе.

3. Реформы в промышленном секторе.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи.

5. Реформа налоговой системы.

Введение

Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий ХХ в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР – третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долларов. Китай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5 % промышленных предприятий и почти 19 % производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5 % ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млн. долларов). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд. долларов.

Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.

Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно Китай отстает и по уровню общественной производительности труда.

Основная теоретическая часть.

1. Факторы и динамика экономического развития Китая

Высокая динамика экономического роста Китая проявляется прежде всего в таком обобщающем экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г.

Общий подъем и устойчивый динамичный рост социально-экономических показателей Китая базируется на раскрепощении и активизации развития производительных сил деревни. Китайская деревня, где проживает абсолютное большинство жителей страны, стала той базой, с которой начинался взлет китайского экономического «дракона». Осуществление в ходе экономической реформы преобразований производственных отношений, переход к рыночной многоукладной экономике в деревне стимулировали интенсификацию труда, повышение его эффективности, ускорили процесс углубления общественного разделения труда и специализации. Основанное на них ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %).

Особую роль в экономике китайской деревни стала играть так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия волостей и поселков. В результате столь динамичного развития несельскохозяйственной сферы в деревне усиливается роль сельской экономики в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста. Эта тенденция усилилась в 90-е гг. Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет добавленной стоимости в экономике села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75 %. Важно подчеркнуть, что все успехи сельской экономики Китая достигнуты при весьма малых размерах централизованных государственных инвестиций в сельское хозяйство. Фактически государство осуществляет неэквивалентный обмен с деревней, обеспечивающей финансирование экономики города за свой счет. Государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции. С помощью «ножниц цен» государство изымает из деревни до 80 млрд юаней ежегодно.

Важным фактором динамичного роста китайской экономики, ее промышленности, стало бурное развитие мелкого, технически примитивного производства. Политика государства, открывшая шлюзы народной инициативе, способствовала бурному расширению мелкого производства в городе и на селе. За период 1981-1997 гг. валовая продукция промышленности выросла более, чем в 9 раз. При этом в государственной, то есть технически передовой, - только в 3,2 раза. На долю крупных и средних предприятий в 1995 г. приходилось 3,9 % их общего количества и около 50 % валовой продукции в сопоставимых ценах. Бурно развивалось промышленное производство на волостно-поселковых предприятиях, которые в своем большинстве представляют собой мелкие предприятия с низкой технической оснащенностью. Быстрые темпы промышленного роста при слабой технической базе, отсутствие современных технологий и недостаточной квалификации работников не могли не сопровождаться крупными масштабами выпуска некачественной и бракованной продукции. Основными производителями некачественной, бракованной продукции является главным образом сфера коллективного и частного хозяйства.

К числу важнейших стимулирующих факторов экономического роста следует отнести налоговую политику. Основную налоговую нагрузку несут государственные предприятия при том, что коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом получают по сравнению с ними заметные льготы и объемы производства там растут высокими темпами. Тяжесть обложения в сырьевых отраслях намного больше, чем в динамично развивающейся промышленности и сфере услуг. Вместе с тем, что несмотря на то, что рост объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в 90-е гг. был весьма существенным, издержки в предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам и иностранным инвесторам уже начали перевешивать стимулирующий эффект.

Весомым фактором, стимулирующим экономический рост, явилась система «подрядной ответственности», внедрявшаяся на предприятиях Китая с середины 80-х гг. При этой системе за государством закреплялась фиксированная в абсолютном выражении сумма налоговых отчислений, а тот прирост доходов, который образовывался в результате расширения производства, предприятие могло использовать по своему усмотрению. После заключения подрядных соглашений предприятиям также нередко предоставлялись индивидуальные налоговые льготы. В результате значительные суммы доходов не попадали под действие бюджетных механизмов перераспределения, оставаясь в распоряжении местных властей и предприятий. Это способствовало постоянному расширению инвестиционного спроса предприятий и потребительского спроса населения.

К существенным факторам, позволяющим длительное время поддерживать высокие темпы экономического роста в Китае, относится высокая норма накоплений. Традиционная склонность китайского населения к сбережению свободных средств при быстром увеличении доходов в годы реформ стала одним из важнейших источников инвестиционной политики государства, обеспечивающих наращивание темпов экономического роста.

Важную роль в обеспечении и поддержании высоких темпов экономического роста играет приток иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат в стране, растущая открытость экономики способствуют активности международных компаний в Китае, повышают роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

2. Реформы в аграрном секторе

Развитие аграрного сектора в Китае сопровождается появлением новых тенденций. Фактически осуществлен переход от монокультурной системы земледелия с преобладанием зернового производства к многоотраслевому растениеводству (зерно, технические, прочие культуры). Растениеводство стало составной частью «большого» сельского хозяйства, включающего также животноводство, лесное, рыбное хозяйство. Самое «большое» сельское хозяйство влилось в возникшую за годы реформ многоотраслевую структуру экономики деревни, включающую ряд несельскохозяйственных отраслей производства: промышленность, торговлю, транспорт, услуги и др. Удельный вес несельскохозяйственных отраслей резко возрос, достигнув к 1995 г. 80 %. Развиваясь рекордными темпами, несельскохозяйственная сфера производства превратилась в решающий фактор развития экономики китайской деревни и представлена в основном волостно-поселковыми предприятиями. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города; и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян.

Ныне «сельская промышленность Китая не только один из основных поставщиков потребительских товаров, но и энергоносителей, деталей, узлов для обрабатывающей промышленности, химических удобрений и ядохимикатов для сельского хозяйства. На ее долю приходится более 50 % производимых в стране изделий из шелка и трикотажа, 95 % кирпича, черепицы и мелких сельхозорудий, 35 % кожаной обуви, 40 % цемента и угля.

Волостные и поселковые предприятия обладают существенным экспортным потенциалом. Характерным примером их значимости может служить тот факт, что на долю этих предприятий приходится около 40 % выпуска обуви, которую носят жители всего мира. Только в США экспортируется ежегодно 700 млн. пар, что составляет больше половины импорта обуви США.

Изменения в структуре сельскохозяйственного производства привели к появлению ряда проблем. Одна из них – падение прибыльности основных производств отрасли, особенно зернового. С изменением отраслевой структуры сельского хозяйства и развитием несельскохозяйственной сферы деятельности в деревне в условиях либерализации цен на значительную часть продукции, заметно расширились возможности выбора крестьянами более прибыльных видов производства, что стимулировало утечку ресурсов из земледелия в другие отрасли аграрной сферы, в том числе несельскохозяйственные, и даже в город.

Другой проблемой является обострение противоречий между изменившейся структурой общественного спроса на сельхозпродукты и существующей производственной структурой сельского хозяйства. (например, наметилась тенденция сокращения потребления низкосортных видов зерна и расширение спроса на высококачественное зерно – рис, пшеницу).

Дальнейшее развитие рыночных отношений в сельской экономике Китая ставит новые структурные проблемы и одновременно стихийно ломать сложившуюся производственную систему, осуществляя более рациональное размещение ее основных составляющих.

3. Реформы в промышленном секторе

В сфере промышленности в течение всего периода экономических реформ ведущее положение занимает государственный сектор. В собственности государства находится около 15,7 тыс. крупных и средних предприятий, что составляет менее 0,2 % всех предприятий, работающих в промышленности. Реформы в государственном секторе промышленности до середины 80-х гг. заключались главным образом в попытках увеличить хозяйственную самостоятельность предприятий. Им были предоставлены права на свободную реализацию внеплановой продукции; на более гибкое, чем раньше, установление отпускных цен; на автономный выбор поставщиков и потребителей. Теоретической основой такого подхода послужила концепция «отделения права собственности от права хозяйствования»: при формальном сохранении государственной собственности предприятия должны были получить относительную свободу во владении, пользовании и распоряжении государственным имуществом.

Основные направления реализации промышленной структурной политики в Китае в начале 80-х гг. осуществлялись:

Путем проведения политики «шести приоритетов», когда отраслям легкой промышленности в первую очередь поставлялось сырье, электроэнергия, капиталовложения, кредиты, импортное оборудование и научно-технические кадры;

Путем создания специального государственного фонда строительства важнейших объектов энергетики и транспорта;

Путем диверсификации форм собственности в промышленности и ее правового обеспечения как метода рационализации промышленной структуры.

Особое внимание уделяется развитию отраслей новой и высокой технологии. С этой целью реализуется специальная государственная программа. Не сбрасываются со счетов и «старые отрасли», например, черная металлургия. В 1996 году Китай вышел на первое место в мире по выплавке стали.

Необходимость быстрой и эффективной структурной перестройки промышленности диктуется и международной конъюнктурой. Китаю нужно не только вписаться в определяющие тенденции мирового экономического развития, но и обеспечить сохранение своих позиций на мировых рынках, а также попытаться отвоевать новые рубежи.

В этой связи важным механизмом международной экономической экспансии Китая должна стать перестройка организации промышленных предприятий. Примерно 2 тыс. государственных предприятий военно-промышленного комплекса, топливно-энергетических и других важных отраслей промышленности, на долю которых приходится около 25 % производства валовой продукции промышленности страны, будут превращены в корпорации при сохранении 100%-процентной государственной собственности. Фактически планируется организация и развитие государственных корпораций с перспективой их выхода на международные рынки и завоевания на них лидирующих позиций.

Экономические реформы в промышленности можно охарактеризовать следующими мероприятиями:

Городские предприятия могли избирать разные формы собственности;

Предприятиям разрешалось самим решать вопросы производства, снабжения, сбыта;

Допускалась самостоятельная кадровая политика, система зарплаты и премий;

Разрешалось в пределах, определенных государством, самим устанавливать цены.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи

Ускорение экономического развития сопровождается «перегревом» экономики, ростом цен, обострением проблемы инфляции. Для борьбы с явлением «перегрева» экономики китайские власти довольно часто используют «политику урегулирования» экономики, в основе которой лежат меры ограничительной финансовой политики. На какой-то период в результате таких мер удавалось добиваться приемлемых темпов экономического роста, а затем локомотив экономического развития вновь разгонялся. Исследования динамики развития экономики КНР свидетельствуют, что чередование периодов «ускорения» и «урегулирования» носит устойчивый характер и представляет собой определенную циклическую тенденцию.

К концу первого десятилетия проведения реформ 1988 г. – весна – лето 1989 г.), закончившийся известными событиями на площади Тяньаньмынь в Пекине. Вслед за этим была провозглашена политика «урегулирования» экономики.

Приоритетными целями ее были объявлены достижение баланса между совокупным спросом и предложением, преодоление «перегрева» экономики, диспропорций между основными отраслями, снижение инфляции. Влияние политики «урегулирования» расценивается в целом как положительное и стабилизирующее. Это, в частности, связано с действиями китайского правительства по увеличению эффективности экспорта, усилению контроля за внешнеэкономическими операциями, банковской деятельностью, по сокращению числа экспортно-импортных компаний. В рамках политики «урегулирования» в конце 1991 г. обнародавана концепция прав человека, подчеркивающая пориоритетность «права на существование» - жилье, одежду, питание. Гражданские свободы, по мнению руководителей Китая, играют подчиненную роль, и такой подход они обосновывают ссылками на традиционные ценности китайской цивилизации. Цели политики «урегулирования» были достигнуты в 1992 г., и Китай приступил к углублению экономических реформ и осуществлению открытой политики.

Составной частью нового этапа экономических реформ является территориальная открытость. Реализация этой политики началась с определения районов, в которых создавался льготный режим для иностранных инвестиций. Одной из первых была создана зона развития Пудун близ Шанхая. В 1991 г. был утвержден план организации зон высоких технологий (ЗТВ). В 1991 г. китайское правительство приступило к разработке тотальной стратегии по ускорению развития экономики и внешних связей с упором на освоение «четырех полос» ее территории. Под «четырьмя полосами» понимаются территории приморские, внутренние приграничные, вдоль реки Янзцы и железнодорожной магистрали от порта Ляньюньган (провинция Цзяньсу) до пограничного пункта Алашанькоу (Уйгурский автономный регион). С этого времени процесс территориальной открытости пошел особенно быстро. В 1992 г. на различных уровнях (от общегосударственного до уездного) было санкционировано создание около 2 тыс. новых преференциальных зон. Возникли новые формы открытости: зоны свободной торговли, приграничные открытые зоны. В комплексе с прежними преференциальными образованиями они составляют многоярусную, диверсифицированную структуру. Территориальная политика реформ предполагает перенесение «экономического центра тяжести» с Востока на Запад, то есть с наиболее развитого в индустриальном отношении приморского района, которому отведена роль форпоста технологической модернизации и структурной перестройки, на слаборазвитый «окраинный» западный пояс. Таким образом, импульсы ускоренного экономического роста, исходящие из преференциальных зон побережья, будут постепенно распространяться на внутренние районы.

В каждом конкретном случае большое значение имеют так называемые стартовые условия роста. Например, в центральном поясе к таковым относятся либо богатые природные ресурсы, либо потенциал отдельных индустриальных районов, либо сравнительно развитая транспортная сеть.

Однако распространение «открытости» вглубь страны является не единственной функцией преференциальных зон. Другая их задача заключается в активизации связей с ближайшими соседями Китая. Например, в конце 80-х – начале 90 –х гг. были созданы зоны развития, специализирующиеся на привлечении инвестиций из конкретной страны. В 1989 г. в провинции Фуцзянь была создана зона Мавэй, ориентированная на тайваньские инвестиции; в 1993 г. достигнуто соглашение о создании в Тяньузине парка южнокорейских инвестиций и т.д. В Китае существуют и открытые зоны, выполняющие обе эти функции. Такие зоны, ориентированные на связи с Россией, в провинциях Хэйлунцзян, Цзиминь и автономном районе Внутренняя Монголия.

Еще одним аспектом открытости является отраслевой. Дело в том, что иностранные инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, если это обеспечивает заметную экономию в результате использования дешевой китайской рабочей силы. Поэтому самые высокие валютные доходы приносят, как правило, низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности и сфера услуг. Предприятия высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности с трудом добиваются валютной окупаемости, поскольку они создаются иностранными вкладчиками в основном для освоения внутреннего рынка КНР. А если национальные предприятия не всегда могут обеспечить им поставки сырья и компонентов нужного качества, то значительная часть валюты уходит на импорт материалов.

Открытая внешнеэкономическая политика Китая реализуется в разнообразных формах. Активное развитие внешней торговли дополняется привлечением иностранного капитала в форме прямых, отчасти портфельных инвестиций в в ссудной форме. Расширяется использование техники и технологии из-за рубежа, поощряется производственная кооперация и научно-техническое сотрудничество. Реализация открытой политики идет по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда, поиска в нем новых ниш.

Основным элементом внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля. За период экономических реформ она развивалась высокими темпами – в среднем около 16 % в год. По мере роста внешней торговли наблюдалось постепенное усиление роли внешнего фактора в национальной экономике. За годы реформ экспортная квота страны выросла до 20 %. Товарный экспорт Китая дает до 80 % всех валютных поступлений. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80 % в 1997 г. Зависимость китайской экономики от импорта также заметно выросла, до 19,6 % в 1992 г. Все эти показатели свидетельствуют о достаточно глубокой вовлеченности Китая в мирохозяйственные связи. Ведущими торговыми партнерами КНР являются Япония и США. Основное место в экспорте Китая в 90-е гг. занимают текстильные изделия и одежда, машинотехническая продукция. Доля готовой продукции в экспорте достигает 80 %. В импорте КНР преобладают машины, оборудование, транспортные средства, наукоемкая продукция. Углубление процессов регионализации и картелизации мировой экономики, усиление «нового» торгового протекционизма заставили Китай совершенствовать свою внешнеторговую политику. Во второй половине 90-х гг. он стремится сочетать элементы режима импортозамещения продукции новых для него отраслей промышленности (энергетика, транспорт, связь) со стратегией экспортной ориентации в текстильной, легкой, электронной промышленности. При этом поэтапно уменьшается государственный контроль над внешней торговлей, поощряется привлечение иностранных инвестиций.

5. Реформа налоговой системы

Заметные сдвиги происходили в финансовой системе управления. От системы отчислений от прибыли был совершен переход к налоговой системе. К 1991 г. сложилась система, действовавшая вплоть до 1994 г. В целом ее формировали около 40 видов налогов, обеспечивавших государству получение более 30 % всех финансовых доходов. Были представлены новые положения по шести видам налогов: на добавленную стоимость (НДС, взимаемый в сферах производства, оптовой и розничной торговли, а также при импортировании товаров и услуг. Базовая ставка НДС составляет 17 % для некоторых категорий товаров (основные продукты питания, электроэнергия, средства производства для сельского хозяйства) установлена льготная ставка в 13 %); на потребление, на хозяйственную деятельность, на доходы предприятий, на ресурсы, на добавленную к земле стоимость. Значительно сузилась сфера действия акцизного налога. Он теперь не взимается с импорта. Из числа подакцизных товаров были исключены сельскохозяйственные продукты, химическая, электротехническая и радиотехническая продукция (остались алкогольно-табачные изделия, машинные масла, предметы роскоши, автомобили и мотоциклы). В сфере услуг взимается налог на деловые операции. Был пересмотрен также закон о личном подоходном налоге.

Другим направлением реформы стало упорядочение межбюджетных отношений. Была отменена существовавшая с 1988 г. система территориального финансового подряда, в рамках которой доходы вышестоящих бюджетов должны были формироваться главным образом за счет отчислений из нижестоящих бюджетов. Она заменена двухканальной системой с четким разграничением источников доходов между бюджетами разных уровней. В общегосударственный бюджет должны перечисляться: подоходный налог с государственных предприятий центрального подчинения; налог на деловые операции, взимаемый на железнодорожном транспорте и финансовом секторе; акцизный налог; таможенные пошлины; НДС по импорту; 75 % суммы прочих поступлений от НДС; 75% поступлений от налога на добычу природных ресурсов; 50% поступлений от налога на операции с ценными бумагами. Зачислению в местные бюджеты подлежат: подоходный налог с государственных предприятий негосударственных секторов; подоходный налог с физических лиц; сельхозналог; налог на деловые операции во всех отраслях сферы услуг, кроме вышеперечисленных; налог на сделки с землей; гербовый сбор; 25 % поступлений от НДС и ресурсного налога и 50 % - от налога на операции с ценными бумагами.

Постепенно складывалась рыночная система ценообразования. В ходе экономической реформы в Китае сформировалось несколько важнейших рынков:

Рынок потребительских товаров, получивший наибольшее развитие;

Рынок средств производства;

Рынок трудовых услуг;

Фондовый рынок;

Валютный рынок;

Рынок прав собственности на землю.

Ускорение экономического развития в Китае жестко сопрягалось с необходимостью подъема жизненного уровня народа. Проблема социальной платы за реформы рассматривается в рамках согласования и субординации трех составляющих: реформа – экономический рост – социально-политическая стабильность. Все они должны быть взаимосвязаны, скоординированы, сбалансированы. За двадцатилетний период реформ между этими векторами возникли заметные противоречия, но все же основной тенденцией экономической реформы была направленность на рост жизненного уровня населения, достижение которого обеспечивало социальную базу реформ.

Заключение.

Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики – постепенным осуществление реформ, асинхронностью экономических и политических преобразований, умелым их идеологическим обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе КНР в последние два десятилетия были достигнуты высокие темпы экономического роста.

При очень высоких среднегодовых показателях экономического роста в КНР тем не менее он весьма неравномерен. Динамике роста свойственны циклические тенденции, а именно – колебания между резкими ускорениями роста и вспышками инфляции, с одной стороны, и дефляционными замедлениями экономического роста – с другой. Причины такой цикличности связаны с незавершенностью институциональных преобразований в экономике, в частности, с сохранением среды «мягких бюджетных ограничений» в государственном секторе и связанных с ним хозяйственных укладах.

Характерной чертой преобразований в Китае является тесная взаимосвязь внутренних экономических реформ и мер по активизации внешнеэкономических связей. Процесс либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов носит постепенный характер. Привлечение иностранного капитала в китайскую экономику многовариантно: используются различные организационные формы совместных предприятий, разнообразные типы свободных экономических зон, дифференцированные методы налогового стимулирования инвестиций.

Российско-китайская торговля после бума 1992-1993 гг. вступила в стадию стагнации. Ее росту препятствует узость сложившейся товарной структуры. Преодоление такой ситуации возможно за счет развития двустороннего инвестиционного сотрудничества, в которое были бы вовлечены крупные предприятия двух стран.

Как уже отмечалось, среди множества проблем социально-экономического развития страны, которые предстоит решать в ближайшие годы китайским реформаторам, первоочередными являются две: модернизация сельского хозяйства и радикальное реформирование государственных промышленных предприятий. Решение этих двух ключевых взаимосвязанных проблем должно способствовать вхождению в систему рыночных механизмов, что, в свою очередь, даст мощный долговременный стимул росту промышленности и сельского хозяйства.

Список использованной литературы :

1. Булатов А.С. Мировая экономика. Москва 1999 год (страницы 613, 617, 620, 628, 640);

2. Колесов В.П., Осьмова М.Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Москва 2000 год. Издательство «Флинта» (страницы 335, 337-340, 343-344, 347-351);

3. Халевинская Е.Д. Мировая экономика. Москва 2000 год. (страницы 213-216, 218-219);

4. Статья Экономика Китая. Китай во внешнеэкономической деятельности. Раздел Мировая экономика и торговля (электронная версия);

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала подход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше - в 1978 г. - и имели постепенный и экспериментальный характер.

«Суть “китайской модели” достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения элементов рыночной экономики в условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что программа осуществления реформ базировалась не на абстракте “необходимости перехода к рынку в одно прекрасное утро”, а, предлагая поэтапное их осуществление, учитывала реалии Китая, его традиционную культуру, формы организации труда и особенности привлечения к планируемым преобразованиям всех составляющих элементов китайского социума» .

Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический аппарат, в частности коммунистическая партия, является помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали политическая реформа и демократизация. Напротив, Китай стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунистической партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к нескончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

Эта логика предопределила как основные приоритеты, так и степень радикализма предполагавшихся социально-экономических и политических реформ. В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с экономики деревни, где проживало более 80% населения. В 1984 г. эксперимент был распространен на города, и только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Китай защищал существование и развитие своих государственных предприятий и одновременно поощрял создание конкурирующих частных предприятий.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.

Смысл мероприятий, которые планировалось осуществить на начальном этапе реформ, диктовался самой жизнью: отказ от чрезмерной централизации управления со стороны государства и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления главным образом через административные органы и с помощью административных мер к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц.

Главное в этих преобразованиях заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности производственных и хозяйственных единиц и занятых непосредственно в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих льгот со стороны государства.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции и повышать ее качество. Лишь спустя длительное время - после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества - в Китае заговорили о рыночном хозяйстве.

Именно ориентация на отечественного производителя и отечественное производство при попутном решении задач привлечения иностранных капиталов, товаров и инвесторов заложили основу не только экономического роста, но и, что наиболее важно, привели к одобрению политики реформ большинством населения. Не приняло китайское руководство и так называемую “шоковую терапию”.

Логика его действий была иной - то, что надлежит сделать прежде всего, должно отвечать интересам развития отечественного производства и повышения уровня благосостояния народа, базироваться на созданных в предшествующий период социально-экономических и материально-психологических условиях и наличии соответствующей законодательной базы.

В Китае с самого начала осуществления преобразований поняли главное: стратегическая цель реформирования любого общества - не реформы ради самих реформ, а реформы, преследующие целью повышение уровня благосостояния населения. Причем не какой-то одной малочисленной его части, а большинства населения. Поняли и другое: в том случае, когда во главу угла ставится принцип “цель оправдывает средства” и не учитывается количество летящих при рубке леса щепок, за спиной реформатора остаются моря крови и слез, общество поляризуется. Чтобы избежать такого результата, необходимо заранее договориться о границах допускаемой цены, превышение которой является абсолютным и беспрекословным требованием смены курса.

И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался достаточно эффективно и прирастал за счет как внутренних, так и зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.

Государство должно нести свою долю ответственности. Одна из особенностей того “реального социализма”, который пережили мы в Советском Союзе и опыт которого в значительной мере был заимствован и КНР, заключается в высокой степени участия государства во всех экономических и общественно-политических процессах.

Отсюда - не только высокий уровень социальных ожиданий от деятельности государства и доминирование идеи так называемой “социальной защищенности”, но и весьма специфическое место чиновного аппарата во всей системе экономических и общественных отношений. Таким образом, важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентированность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ.

«Менталитет членов социалистического общества предусматривает наличие “гарантированной государственной поддержки” и “социальной справедливости”, которые изначально находятся в противоречии с основными принципами рынка - экономической эффективностью и экономической целесообразностью» .

Поэтому степень радикализма осуществляемых социально-экономических реформ имеет свой предел, за порогом которого возникают социальные конфликты, атрофия социальных чувств и, как следствие, экономический и, возможно, политический крах.

Другими словами, на переходном этапе остро встает вопрос о продуманности социальной политики, призванной обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку и создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, а также обеспечения стабильности всей общественной системы. Если государство “сбрасывает” с себя ответственность за социальную сферу, то оно очень скоро лишается социальной поддержки, что в конечном итоге ведет его к гибели.

При попытке осуществления реформ, предполагающих внедрение новых элементов управления, чиновный аппарат либо накладывает на них жесточайшие ограничения, сводящие на нет все благие начинания, либо присваивает себе “право первой ночи” на рынке, быстрее других наживаясь спекуляцией и использованием общественных средств в личных целях.

В результате идея развития рынка дискредитируется и недовольство народа усиливается, а идеологическое и политическое господство бюрократии подкрепляется ее экономическим господством; степень участия масс в социально и экономически значимых мероприятиях снижается, и развитие общества происходит не на рыночной основе, а на коммунистической редакции принципов государственного монополизма.

Все эти явления - неизбежная плата за “прекрасное” социалистическое вчера, и сегодня их можно наблюдать практически во всех постсоветских странах. Следовательно, главной задачей реформатора является решение вопроса о “включенности” чиновного аппарата в реформы. Причем на условиях, обеспечивающих, с одной стороны, его заинтересованность в ходе реформ, а с другой - невозможность использования служебного положения для их дискредитации. Задача весьма сложная, но, как показывает опыт Китая, вполне разрешимая.

Решение проблем рынка за счет урезания прав бюрократии, лишения ее возможности вмешательства в хозяйственную деятельность, ужесточения наказания за экономические преступления и коррупцию, как показывает практика, малоэффективны. Как же их решать? Тут надо учесть два обстоятельства.

Во-первых, реформа требует не только большого числа квалифицированных специалистов, но и - что самое существенное - перестройки мышления кадров. Старый же аппарат, воспитанный в духе чинопочитания, обязательного наличия привилегий и постоянно склонный к использованию своего положения в корыстных целях, в своем большинстве не готов к этому и требует замены, несмотря на его заслуги. На практике это осуществить трудно, но стремиться к этому необходимо.

Во-вторых, необходимо снизить степень политизации аппарата, четко определив функции органов власти и управления, прекратить практику, при которой главенствующее положение занимает не управление на основе закона, а управление, основанное на воле отдельных лиц.

Наконец, требуется повышение уровня правосознания народа и на этой основе развивать демократические традиции в обществе. Последнее же возможно только при радикальном изменении экономических отношений, четком определении отношений собственности.

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев - поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

В любом переходном обществе, для которого характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким образом пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? При этом мы можем сколько угодно долго спорить о ненужности или нецелесообразности государственной идеологии, но заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его можно заполнить абстрактными идеями и мифами, цена которым в скором времени становится очевидной.

А можно - целостным пониманием того этапа развития, на котором находится общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить энергию самоорганизации, и те активные социальные силы, которые получили шанс реализовать свои возможности в новых условиях и готовы идти дальше при понимании и поддержке предлагаемых “правил игры”.

Решение этого вопроса должно включать в себя прежде всего задачу создания принципа обратной связи между национальным лидером, государством и обществом. При этом союз национального лидера и активной части общества в интересах всего государства должен развиваться в условиях доминанты Закона и Порядка во имя перспективы прогресса и взаимного процветания.

«Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что цементирующая общество ключевая идея дает национальному лидеру карт-бланш в его действиях и способствует мобилизации политической и экономической активности населения. Нельзя допускать ситуации, в которой в обществе начинает формироваться “дефицит определенности”. Нельзя, отобрав у большей части народа веру, ничего не дать ей взамен» .

В Китае к этому пониманию пришли еще до начала радикальных экономических и политических реформ. Идея “возрождения Великого Китая” объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом. Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом - один из главных уроков китайских реформ.

После смерти в сентябре 1976 года Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю.

Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет; связи с внешним миром были сведены к минимуму и даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

В декабре 1978 года Дэн Сяпоин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов,

Переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктрина коммунизма осталась неизменной.

В самом начале своих реформ Дэн Сяпоин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти «социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года.

Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяпоина решило в качестве эксперимента начать в одной из провинций, где была ликвидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями. За пять лет была решена продовольственная проблема и модернизировано с/х. Государство инвестировало средства в деревню. КНР стала экспортировать зерновые.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. В 1978 году 100 предприятий в провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет.


В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона. Развивался мелкий и крупный бизнес. В 87 году объявлялось, что Китай строит «рыночный социализм».

После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.

После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов. Но сохранялась руководящая роль государства и коммун партии.

Идеологическая основа

В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин объявил новую программу экономических реформ. Реформы направлены на устранение дисбалансов в развитии, накопленных в период высоких темпов роста: социальное неравенство, неэффективность государственного сектора, диспропорции в региональном развитии.

Идеологически комплекс реформ опирается на несколько стратегических концепций - «китайская мечта», «новая норма» и «один пояс, один путь».

Под «китайской мечтой » понимается «возрождение китайской нации» в два шага – к столетию КПК (2021 г.) завершить строительство общества «средней зажиточности» (формирование среднего класса, ликвидация нищеты и сокращение разрыва в доходах населения), а к столетию КНР (2049 г.) войти в число развитых государств мира (в том числе удвоение ВВП на душу населения по сравнению с показателем 2010 года - $8,4 тыс.).

Практические шаги на пути к достижению «китайской мечты» реализуются через концепцию «четырех всесторонних аспектов »: проведение курса на повышение жизненного уровня населения; продолжение реформ; установление власти закона; усиление партийной дисциплины.

Концепция подкреплена идеей «новой нормы », которая определила новый подход к экономическому росту – замедление количественных показателей с ориентацией на качественные показатели развития. То есть - изменение модели экономического роста, которая ранее базировалась преимущественно на стимулировании экспорта и инвестиций, к росту, базирующемся на внутреннем потреблении.

Стратегический вектор развития КНР за рубежом был обозначен в программе «один пояс, один путь » (состоит из «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути»). Суть программы заключается в формировании транспортной и морской инфраструктуры для движения китайских товаров, получения доступа к новым рынкам сбыта и природным ресурсам, в первую очередь для развития экспортного потенциала западных провинций КНР, а также в комплексной поддержке увеличения присутствия китайского капитала и китайского влияния в Европе и Азии.

Основные направления экономических реформ можно агрегировать в 4 базовые направления: реформа государственной экономики и повышение роли рынка, финансовая реформа, реформы в социальной и экологических сферах, реформа деревни.

Механизмы реализации реформ

Для координации осуществления реформ были создана специальная руководящая группа ЦК КПК по всестороннему углублению реформ. Группу возглавляет лично Си Цзиньпин, в ее состав входят ключевые члены Правительства. Группа работает в тесной связке с возглавляемым Си Цзиньпином Советом по государственной безопасности. Группа в данной конструкции призвана направлять экономическую реформу, а СГБ – политическую.

Последнее связано с пониманием того, что рыночные процессы, последовательно разворачивающиеся в экономике КНР, самым непосредственным образом отражаются на политической жизни.

Задачей политических реформ является, с одной стороны, борьба с коррупцией и повышение эффективности работы бюрократического аппарата, а, с другой стороны, усиление позиций пришедшей с Си Цзиньпином команды.

По имеющимся оценкам в Китае в среднем около 100 чиновников в день попадают под расследование дисциплинарных органов за нерадивость и коррупцию.

Реформа государственного сектора экономики и повышение роли рынка

Правительство КНР в соответствии с задачей ориентации на рыночные принципы ведет работу по облегчению доступа частного капитала в экономику. В частности, три года подряд сокращается список отраслей экономики, для инвестирования в которые требуется обязательное одобрение Госсовета КНР. В 2013 году он был урезан на 416 пунктов, в 2014-м - на 246.

Проводится реформа государственных предприятий. Наряду с ротацией руководства госкомпаний в августе 2015 года было объявлено о сокращениях зарплат топ-менеджеров государственных компаний, вводятся опционные программы, стимулирующие материальную заинтересованность последних в результатах деятельности.

Создаются так называемые государственные инвестиционные холдинги с целью привлечения частных инвесторов на бирже или среди пула инвесторов. Создание подобных структур планируется в сферах добычи ресурсов, телекоммуникаций и инфраструктурного строительства.

Рыночные механизмы внедряются при образовании тарифов естественных монополий . Так, в энергетической сфере с 1 января 2015 действует пилотный проект по разделению сетей и сбыта в СЭЗ Шэньчжэнь: в результате реализации проекта тарифы на передачу и сбыт снизились на 8%. Реализуется инициатива по заключению прямых договоров на поставку электроэнергии (для крупных потребителей). Одновременно, постепенное дерегулирование ценообразования происходит в таких отраслях как ж/д перевозки, здравоохранение, телекоммуникации.

Постепенное дерегулирование происходит в отношении иностранных компаний при получении статуса квалифицированного иностранного инвестора (дает право инвестировать в активы в юанях). Особая процедура предусмотрена для инвесторов в новых зонах свободной торговли (с 2013 года). Опыт новой зоны свободной торговли в Шанхае был признан успешным, и подобный режим в декабре 2014 года был распространен на другие территории - Фуцзянь, Тяньцзинь и Гуандун. В зонах свободной торговли отменяются ограничения для иностранных инвестиций (доля участия иностранных компаний может достигать 100%) в отдельные сектора экономики, в том числе:

  • банковская сфера (иностранные финансовые организации, соответствующие предъявляемым требованиям, получают возможность создавать банки со 100% иностранным капиталом), а также совместные с китайскими финансовыми организациями кредитные учреждения;
  • медицинское страхование (разрешено создание компаний с иностранным капиталом, оказывающих услуги по добровольному медицинскому страхованию);
  • лизинг (отменяются ограничения к минимальному размеру уставного капитала для иностранных компаний);
  • морской транспорт (снижены требования к совместным паевым и совместным кооперационным предприятиям в данной сфере);
  • телекоммуникационные услуги (предприятиям с иностранным капиталом разрешено оказывать некоторые виды телекоммуникационных услуг);
  • бюро кредитных историй (разрешается создание предприятий с иностранным капиталом, занимающихся оценкой кредитоспособности китайских организаций и физических лиц);
  • кадровые агентства (разрешается создание совместных паевых предприятий китайского и иностранного капитала, которые занимаются подбором персонала. Правда, доля иностранного участия в таком предприятии не может превышать 70%);
  • инвестиционные компании (разрешается создание акционерных инвестиционных компаний с иностранным капиталом);
  • строительство и проектирование (разрешается создание предприятий с иностранным капиталом, которые будут оказывать услуги проектирования на территории зон свободной торговли);
  • образовательные услуги (разрешается создание совместных коммерческих образовательных учреждений и коммерческих учреждений по профессиональной подготовке);
  • медицинские услуги (разрешается создание медицинских учреждений со 100% иностранным капиталом).
Одновременно наблюдается тренд на стимулирование китайских инвестиций за рубежом . В 2014 году объем прямых инвестиций КНР за рубежом достиг $102,9 млрд. Для ряда приоритетных секторов был изменен порядок осуществления зарубежных инвестиций с разрешительного на уведомительный (инфраструктура, энергетика и инвестиции, связанные с добычей и обработкой природных ресурсов, а также наукоемким производством).

Финансовая реформа

Руководство КНР поэтапно стремится к либерализации финансовой системы страны . Проводится постепенное смягчение требований, связанных с движением капитала, что облегчает деятельность иностранных финансовых институтов на территории КНР.

В пилотном режиме запущены торги между Шанхайской и Гонконгской биржами. К концу года планируется подключить к ним Шэньчжэнскую биржу. В случае успеха такая «объединенная биржа» будет иметь капитализацию около $13 трлн. При этом фондовый рынок КНР характеризуется институциональной неразвитостью. Так, 89% его участников составляют неквалифицированные инвесторы (зачастую физические лица), на рынке отсутствуют сложные финансовые инструменты. Такая структура фондового рынка способствует развитию спекулятивных настроений и формированию финансовых пузырей.

Постепенно проводится рыночная реформа процентных ставок и ценообразования . Этот процесс, в частности, призван решить проблему «финансового пузыря», образовавшегося на рынке недвижимости и затронувшего фондовый рынок. Первым шагом было изменение принципа образования обменного курса юаня в сторону большего учета рыночных факторов при определении курса. Кроме того, в 2015 году Народный банк Китая, стремясь облегчить доступ мелкого и среднего бизнеса к кредитам, взял курс на смягчение кредитно-денежной политики. 1 марта 2015 года ставка рефинансирования была понижена до 5,25%, а банкам было разрешено варьировать кредитной ставкой в диапазоне 30% (прежде – 20%) от этого уровня.

В стране принимаются меры по повышению финансовой дисциплины (бюджетные расходы и налоговые сборы) местных правительств. Подобные меры призваны решить проблему чрезмерных долгов местных правительств , которые достигают 45% ВВП. Проблему планируется решить с помощью долгового рынка. Так, с января 2015 года местным правительствам разрешается привлекать дополнительное финансирование для погашения задолженности за счет размещения облигаций на китайском фондовом рынке по упрощенной процедуре. Иностранным ЦБ и международным банкам разрешается покупать подобные финансовые инструменты без предварительного получения соответствующей лицензии. Несмотря на это, проблема пока не решена. Дефицит региональных бюджетов вырос в 2014 г. на $16 млрд. (до $83,3 млрд).

Крупный пакет финансово-налоговых реформ адресован проблеме увеличивающегося теневого банковского сектора , который составляет порядка 50% ВВП КНР. Здесь контролирующие органы КНР проводят противоречивую политику. С одной стороны, теневой банковский сектор является источником дополнительных инвестиций. С другой, внутри сектора накапливаются «плохие кредиты», что создает риски для устойчивости банковской системы в целом. В этой связи регуляторы пока в основном ограничиваются административными мерами. Главная же причина развития теневых банков – занижение процентных ставок по депозитам со стороны Народного банка Китая – пока не решена.

Реформы в социальной и экологической сферах

В Китае в руках 1% населения сосредоточено более трети всех материальных благ, а беднейшая четверть населения довольствуется лишь 1%.

Активно реализуется кампания по искоренению нищеты . В 2014 году численность живущих за чертой бедности удалось сократить на 12,3 млн. человек. Несмотря на это, в Китае до сих пор насчитывается более 70 млн. малоимущих. В рамках данной программы в 2015 году на 10% (до $180-250 в зависимости от региона) был повышен размер пенсии (пенсионная система охватывает около 30% населения); за счет этого численность населения, живущего за чертой бедности, сократилась еще на 10 млн. человек.

В 2015 году правительство большое внимание уделяло проблеме занятости . Запланировано создание более 10 млн. новых рабочих мест. Планируется, что безработица не должна превысить 4,5%. Повышаются доходы рабочих и служащих. В 2014 году рост среднестатистической зарплаты по стране составил 8%. В целом же размер среднедушевых доходов китайцев в годовом исчислении после уплаты налогов и сборов по итогам 2014 года составил 20 167 юаней ($ 3250).

Развернута программа "доступное жилье " для малообеспеченных городских жителей: в ее рамках в 2015 году по экспертным оценкам будет построено 7,4 млн новых квартир (40% планируемых к постройке квартир).

Долгосрочной задачей этих мер является создание к 2020 году среднего класса численностью 600 млн. человек, что составит 40% населения страны. Доля бюджетных расходов на социальную сферу составила свыше 70% .

Отдельное внимание руководство Китая уделяет экологическим проблемам . В двух третях городов максимально допустимое загрязнение воздуха превышено в 5 раз. Около 80% тепловых электростанций Китая работают на угле (самом экологически вредном в плане выбросов СО2 топливе).

В этой связи руководство страны прилагает усилия по созданию системы экологической ответственности и новых природоохранных стандартов. Они касаются учета степени энергоэффективности, внедрения ресурсосберегающих технологий, безотходных производственных процессов, экологического зонирования всех территорий, четкого проведения «красной черты» - назначения пределов допустимой нагрузки на природные объекты, внесение экологических критериев в систему аттестации госслужащих всех уровней и т.д.

Среди конкретных шагов можно отметить внедрение системы субсидий и прямой поддержки инициатив в рамках вышеуказанных направлений. Так, только в двенадцатой пятилетке (2011‒2015) на экологические цели было выделено более $800 млрд., причем в 2015 г. объем расходов почти в два с половиной раза превысит уровень 2011 г. В результате в 2014 году снижение потребления угля на 66% сопровождалось увеличением потребления нефти (на 5,9%) и природного газа (на 8,6%). Потребление энергоресурсов в расчете на единицу ВВП сократилось на 4,8% – наилучший показатель за последние годы. На чистые источники энергии (ГЭС, АЭС, новые ВИЭ и природный газ) в 2014 г. в КНР пришлось 16,9% энергопотребления. Доля угля сократилась до 66% общего энергопотребления.

В пилотном режиме (7 крупных городов) реализуется программа по торговле выбросами. Система планируется к запуску на национальном уровне в 2016 году.

Реформа деревни

Инициативы касаются трех направлений.

Снижение потока мигрантов из деревень в города . Основным достижением последнего времени в этой области рассматривается фактическое появление частной собственности в деревне, когда крестьяне получили право распоряжаться землей, на которой они работают. Так, в начале 2015 года 77% крестьян получили сертификаты, подтверждающие их право распоряжаться своими земельными участками.

Стимулирование урбанизации в западных регионах страны . В рамках программы предусматривается прямое субсидирование рабочих мест и проектов в западных провинциях и городах. На данный момент программа охватывает 90 проектов с объемом государственных и региональных инвестиций более $170 млрд.

Корректировка политики «одна семья – один ребенок» и пересмотр системы прописок , которая привязывает жилье, медицинское обслуживание и образование граждан к их официальному месту жительства. При этом принятые изменения пока коснулись только небольших населенных пунктов с населением до 5 млн. человек. При этом в области миграции в средние и особенно большие города будет сохраняться жесткий государственный контроль, что позволит избежать разрастания бедных районов в мегаполисах. К 2030 году планируется, что программа охватит 390 миллионов человек и потребует расходов в $8,3 трлн.

Выводы для России

Китай последовательно реализует рыночные преобразования, допуская больше частной собственности и частной инициативы в экономике. Реализация реформ сочетается с активной борьбой с коррупцией и укреплением политической власти. Вместе с тем отсутствие опыта работы Правительства в условиях меньшего, чем прежде регулирования экономики и боязнь ответственности на фоне борьбы с коррупцией приводит к непрогнозируемым событиям, в частности - серьезной коррекции фондового рынка в августе 2015 года.

Российскому бизнесу стоит обратить внимание на отрасли китайской экономики, открытые для доступа иностранным компаниям в зонах свободной торговли (банковская сфера, медицинское страхование, лизинг, телекоммуникационные услуги, строительство и проектирование, образовательные услуги, медицинские услуги).

Многие иностранные инвесторы уже активно используют облегченные условия инвестирования в эти сектора и в обозримом будущем могут занять соответствующие ниши. В государственных предприятиях, претерпевающих реформирование, иностранные компании могут входить в акционерный капитал. Очевидно, что иностранным инвесторам будет особенно интересен сектор услуг, удельный вес которого в структуре китайского ВВП постоянно растет (к 2015 году он достиг 48,2%, обогнав промышленность и сельское хозяйство).

Снижение доли традиционных источников энергии в КНР сопровождается ростом использования газа и альтернативных источников энергии . Одновременно расширяется доля инновационной промышленности, базирующихся на зеленых технологиях. В среднесрочной перспективе этот сектор в экономике будет расти.

Постепенное снижение требований к движению капитала и либерализация фондового рынка предоставляет возможность доступа к дополнительным финансовым ресурсам . При этом стоит учитывать особую структуру финансового рынка страны и неразвитость существующих финансовых инструментов. Долговой рынок КНР здесь можно рассматривать в качестве альтернативы при диверсификации инвестиционных рисков.

Увеличение среднего класса при ограниченной территории потребует от КНР решения продовольственной проблемы. В условиях снижения обменного курса рубля российская сельскохозяйственная продукция становится все более конкурентной на китайском рынке, а следовательно российский сельскохозяйственный сектор становится привлекательным для китайских инвесторов.

Большой потенциал содержит в себе сотрудничество в рамках стратегической программы «Один пояс, один путь» в особенности «Экономического пояса Шелкового пути». Здесь в основном фокус сосредоточен на инфраструктурных проектах, добыче и разработке природных ресурсов, и проектах по производству наукоемкой и инновационной продукции. В этом смысле большое значение имеет возможность привлечения значительных инвестиционных ресурсов выделенных для реализации программы. В 2015 году созданы Фонд Шелкового пути ($40 млрд.), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций ($100 млрд.) и Новый банк развития БРИКС ($100 млрд.).

Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины.

История

Первые реформы конца 1970-х, начала 1980-х включали в себя открытие торговли с внешним миром, учреждение системы семейного подряда в сельском хозяйстве, в результате чего фермеры могли продавать излишки зерновых на открытом рынке, а так же основание Поселково-сельских предприятий (ПСП).

Процесс экономической реформы начался в раннем 1979 после того как китайские лидеры заключили, что действующая с 1950-х Советская система мало прогрессивна в улучшении уровня жизни китайского народа и провальная в закрытии экономической бреши между Китаем и индустриально-развитыми странами.

Реформы конца 1980-х и начала 1990-х фокусировались на создании системы калькуляции цен и уменьшении роли государства в распределении ресурсов. Реформы поздних 1990-х фокусировались на закрытии невыгодных предприятий и борьбе с банкротствами в банковской системе. После начала 21-го века, повышенное внимание было направлено на сужение бреши между богатыми и бедными в Китае.

Китайская экономическая реформа в отличие от Перестройки имела экономический успех, породив стремительный экономический рост на протяжении более двух десятилетий. Уровень жизни большинства китайцев с 1978 года заметно улучшился. Цель модернизации так же видится продвигающейся вперёд. На всём протяжении Китая можно засвидетельствовать ускоренную модернизацию инфраструктуры, включая новые автострады высшего класса, аэропорты и здания телесвязи.

Первая часть Китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, при помощи которых фермеры могли удерживать излишки посредством личных участков земли охотнее, чем работая на коллективном хозяйстве. Это сопровождалось основанием ПСП, которыми являлись принадлежащие посёлкам и сёлам различные отрасли промышленности. Была внедрена политика открытых дверей, согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Вторая фаза реформы совершилась в 1980-х и была направлена на создание рыночных введений и преобразования экономической системы из административно-управляемой командной экономики к управляемой ценами рыночной экономике. Эта трудная задача ценовой реформы была доведена до конца путём использования двухдорожной ценовой системы, в которой одни товары и услуги размещались по рыночным ценам, а другие – по ценам, контролируемым государством. Со временем количество товаров, размещённых по рыночным ценам, увеличивалось и к началу 1990-х они включали в себя почти все товары.

В конце 1980-х китайская экономика развивалась спокойно и стабильно по мере того, как она постепенно отдалялась от центрального планирования и мало-помалу заимствовала всё больше нововведений и механизмов рыночной экономики.

Первым значительным успехом экономической реформы было введение системы семейной ответственности за продукцию в сельском хозяйстве – нововведение, которое позволяло фермерским семьям работать на куске земли по договору и удерживать любую заработанную прибыль. К 1984 система семейного подряда заметно увеличила производство продовольствия, и правительство отменило народные коммуны – критерий китайского социализма на протяжении более чем 20 лет. В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская народная республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция – высочайший страх китайских потребителей – стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а так же западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60%) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30% стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков – групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте – больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий – на 11% выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 – намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет – выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Не смотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли – всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики чаще публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Китайские реформы" в других словарях:

    Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

    Слово «Китай» (кит. трад. 中國, упр. 中国) в упрощённой и традиционной записи Упрощение иероглифов (кит. 简化字, пиньинь jiǎnhuà zì) процесс разработки и внедрения новых норм письма в Китайской Народной Республике, а затем и в других странах,… … Википедия

    Традиционные (полные) китайские иероглифы наряду с упрощёнными, один из двух видов китайской иероглифики. Традиционные китайские иероглифы в современном начертании появилась во времена династии Хань, и более или менее стабилизировалось с V… … Википедия

    Традиционные (полные) китайские иероглифы наряду с упрощёнными, один из двух видов китайской иероглифики. Традиционные китайские иероглифы в современном начертании появилась во времена династии Хань, и более или менее стабилизировалось с V века… … Википедия

    И все-таки она вертится - И все таки она вертится! (На смерть Егора Тимуровича Гайдара) Я доволен своей судьбой. Я доволен тем, что довелось на практике сделать что то, что, мне кажется, было хотя и тяжелым, но важным и полезным для моей Родины. Е.Гайдар Для… … Экономико-математический словарь

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...