Основные инструменты фискальной политики. Сущность виды и инструменты фискальной политики


Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Сокращение трансфертов.

Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. .

Налоги выполняют три основные функции :

фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на

реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

В зависимости от использования налоги делятся на:

общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

специальные налоги, имеющие целевое назначение

В зависимости от характера ставок различают налоги :

твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;

регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;

прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке 1.

Рис. 1

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику .

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки -во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы -- форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства .

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы выступают в форме:

Государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

Строительства за счет капитальных вложений;

Расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.

  • 6. Рынок, его назначение и функции, классификация рынка
  • 7. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы задания функции спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса.
  • 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
  • 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночный дефицит и излишек. Излишек покупателя и рента продавца.
  • 10. Вмешательство государства в рыночное равновесие: прямые и косвенные способы воздействия на рынок.
  • 11. Кардиналистский подход в теории потребительского выбора. Первый закон Госсена. Спрос и полезность. Закон равных предельных полезностей.
  • 12. Ординалистский подход в теории потребительского выбора. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия.
  • 13. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Парадоксы Гиффена и Веблена.
  • 14. Понятие фирмы и её цели. Классификация фирм: по основным целям, по размерам, по формам собственности.
  • 15. Продукт, доход и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Экономическая прибыль.
  • 16. Равновесие фирмы-конкурента в краткосрочном периоде (графич. Решение)
  • 17. Издержки производства. Внутренние и внешние издержки. Постоянные и переменные издержки. Нормальная прибыль.
  • 18. Общие, средние и предельные издержки. Правило минимизации издержек.
  • 19. Износ и амортизация основного капитала. Методы расчета амортизации.
  • 20. Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции.
  • 22. Рынок несовершенной конкуренции, его модели. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.
  • 23. Монополия, её характеристика. Естественная монополия. Оптимальный объем выпуска монополиста (графическое решение). Ценовая дискриминация.
  • 24. Антимонопольное регулирование: цели и методы воздействия. Индекс концентрации власти
  • 25. Монополистическая конкуренция: характеристика, дифференциация продукта, неценовая конкуренция.
  • 26. Олигополия: характеристика, стратегия поведения фирмы.
  • 27. Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение труда. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы.
  • 28. Рынок земли. Цена земли, земельная рента.
  • 29. Кривая Лоренца. Показатели изменения неравенства доходов
  • 30. Проблемы рыночной экономики. Фиаско рынка.
  • 31. Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  • 32. Система национальных счетов. Ввп. Способы измерения ввп в системе национальных счетов. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп.
  • 33. Совокупный спрос и факторы, определяющие изменение величины совокупного спроса. Детерминанты совокупного спроса.
  • 34. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Детерминанты совокупного предложения.
  • 35. Макроэкономическое равновесие. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 36. Экономический рост: способы графического задания, показатели, типы. Цикличность экономики. Фазы и виды циклов. Причины экономических циклов.
  • 37. Безработица: понятие, показатели и виды. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
  • 38. Инфляция, её показатели и виды. Последствия инфляции.
  • 39. Денежный рынок. Спрос на деньги. Функции денег. Денежные агрегаты.
  • 40. Предложение денег. Банковская система. Функции Центрального банка. Активы и пассивы цб.
  • 41. Коммерческие банки: цель, функции. Банковский мультипликатор.
  • 42. Сущность и цели монетарной политики. Её инструменты, виды.
  • 43. Налоговая система: классификация налогов, функции налогов. Кривая Лаффера.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.
  • 45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.
  • 46. Международные экономические отношения. Государственное регулирование международной торговли – политика протекционизма и фритредерства. Таможенные пошлины, квоты, лицензии, субсидии, демпинг.
  • 47. Валютные системы. История развития международных валютных систем. Основные черты современной (ямайской) валютной системы.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

      обеспечение стабильного экономического роста;

      обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;

      обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты (это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг).

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

      изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

      осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

      реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

      стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;

      сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.

    Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Доходы государственного бюджета:

      Налоги на доходы юридических и физических лиц

      Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

      Поступление косвенных налогов и акцизов

      Пошлины и неналоговые сборы

      Региональные и местные налоги

    Расходы государственного бюджета:

      Промышленность

      Социальная политика

      Сельское хозяйство

      Государственного управление

      Международная деятельность

    • Правоохранительная деятельность

      Здравоохранение

    Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета

    2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован

    3) когда доходыбюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Источники финансирования бюджетного дефицита

    Внутренее финансирование :

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование :

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств.

    Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов,скорректированную на величину бюджетных излишков.

    Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба видагосударственного долга были рассмотрены выше. Наличие значительногогосударственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплатудолга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора кгосударственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что вдолгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплатыдолга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

    Фискальная политика: цели, виды, инструменты. Дискреционная политика и встроенные стабилизаторы

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета . Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

    • обеспечение стабильного экономического роста;
    • обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;
    • обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

    • изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;
    • осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;
    • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

    • стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;
    • сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом .

    При изменении правительственных расходов получается цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб у фермера, фермер купил сапоги и т.д.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост валового национального продукта (ВНП) в результате приращения государственных расходов на единицу. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

    Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным уменьшение национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов, поскольку налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению. А в соответствии с основным психологическим законом Кейнса , если увеличиваются налоги, то сокращается не столько потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений).

    Таким образом, налоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы .

    Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

    Военные;

    Экономические;

    На социальные цели;

    На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

    Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

    Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

    Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.

    Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

    Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

    Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

    Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

    Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

    Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

    Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

    И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

    Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

    Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

    Административные задержки;

    Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры) менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

    В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:

    • - Фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции);
    • - Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами;
    • - Фискальная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов .

    Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

    Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен.

    Потребность в разработке и систематическом поведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста .

    Фискальная политика значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

    Фискальная политика обладает своими достоинствами и недостатками:

    К достоинствам фискальной политики следует отнести:

    • 1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
    • 2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
    • 3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

    К недостаткам фискальной политики следует отнести:

    • 1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.
    • 2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться.

    Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

    • 3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
      • - проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
      • - проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
    • 4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

    Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем .

    Цели фискальной политики:

    • - ликвидация безработицы;
    • - борьба с инфляцией;
    • - стабилизация экономического роста;
    • - стимулирование экономического роста;
    • - достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

    Важнейшая задача фискальной политики - это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику .

    Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства .

    В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.

    Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

    К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия.

    Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

    Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Конечно, эта программа занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

    Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов.

    На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики. При проведении этой политики учитываются следующие количественные зависимости между финансовыми переменными величинами:

    • 1) рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятости трудоспособного населения:
    • 2) показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств.

    В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

    Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относится прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.

    Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов .

    Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

    Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику.

    Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора.

    Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным.

    Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

    В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному.

    Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

    • - увеличение государственных закупок;
    • - снижение налогов;
    • - увеличение трансфертов.

    Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

    • - сокращение государственных закупок;
    • - увеличение налогов;
    • - сокращение трансфертов.

    Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

    К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

    Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей .

    Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

    Налоги выполняют три основные функции:

    • - фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
    • - экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
    • - социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

    В современной экономике существуют различные виды налогов.

    Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются:

    • - реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;
    • - личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

    Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

    В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

    В зависимости от использования налоги делятся на:

    • - общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
    • - специальные, имеющие целевое назначение

    В зависимости от характера ставок различают налоги:

    • - твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
    • - регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
    • - пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
    • - прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода .

    Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.

    В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что, несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства .

    Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

    Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

    Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

    Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

    Государственные расходы выступают в форме:

    • - государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
    • - строительства за счет капитальных вложений;
    • - расходов на оборону, управление и т.д.

    Основная часть государственных расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей .

    Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

    Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

    Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании.

    Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

    Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

    Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.

    Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12%.

    Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика .

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...