Денежно-кредитная система и инструменты политики центрального банка. Центральный банк и его функции


Многие люди сейчас обращаются в коммерческие банки за разного рода услугами, такими как кредиты, вклады или операции с ценными бумагами и драгоценными металлами. Но есть еще такая организация как Центральный банк, который имеет несколько иные функции. И хотя все эти организации именуются банками, различия в них все же есть и они достаточно существенны для того, чтобы разделять их в разные категории организаций.

Определение

Центральный банк представляет собой государственный орган, призванный устанавливать и регулировать кредитную систему государства. В его ведении находится деятельность всех коммерческих банков страны, поскольку расчетные счета именно этих субъектов системы находятся в ведении Центрального банка. Он разрабатывает систему принципов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для всех кредитных организаций, а они в свою очередь обязаны им подчиняться. При необходимости этот государственный орган может выдавать кредиты коммерческим банкам для совершения ими финансово-хозяйственных операций. Кроме того, Центральный банк и только он уполномочен совершать эмиссию или выпуск денежных знаков.

Центральный банк РФ

Коммерческий банк – негосударственная организация, основной функцией которой является удовлетворение потребностей юридических и физических лиц страны с целью получения собственной выгоды. Они могут выдавать кредиты на разнообразные нужды и принимать вклады от населения под разные процентные ставки, вести расчетные счета компаний, совершать валютообменные операции и сделки с ценными бумагами и драгоценными металлами. Кроме того, коммерческие банки вправе обменивать испорченные денежные знаки на новые. Расчетный счет такой кредитной организации находится в Центральном банке, а при необходимости он может получить кредитные средства от ЦБ России.

Сравнение

Таким образом, можно сказать о том, что Центральный банк главенствует над всеми коммерческими банками, разрабатывает различные положения и принципы ведения банками своей деятельности, а также контролирует их работу, проводя разнообразные проверки и анализируя отчетность. В свою очередь деятельность коммерческих банков направлена на удовлетворение интересов населения и юридически оформленных хозяйствующих субъектов страны. Они могут выдавать кредиты, принимать вклады, обменивать валюту, продавать драгоценные металлы.

Выводы сайт

  1. Только Центральный банк имеет право выпускать денежные знаки государства;
  2. В Центральном банке содержатся расчетные счета коммерческих банков, а в коммерческих банках – счета юридических и физических лиц;
  3. Центральный банк разрабатывает положения по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в коммерческих банках;
  4. Центральный банк выдает кредиты только коммерческих банкам, а последние могут выдавать кредиты населению и юридическим лицам, а также осуществлять вклады и разнообразные операции с ценными вещами, например, валютой или металлами.

Банк является главным субъектом денежного оборота. В РФ законом устанавливается следующее определение такого термина: банк – кредитная организация, имеющая полномочия осуществлять денежные операции. К таким операциям можно отнести:

  1. Привлечение денег граждан и организаций во вклады.
  2. Открытие счетов граждан, организаций.
  3. Ведение счетов граждан, организаций.
  4. Предоставление кредитов.

Важные аспекты деятельности любого банка:

  1. Денежное хранилище.
  2. Орган экономического хозяйства.
  3. Агент на бирже.
  4. Организация (кредитная)

Виды

В современных странах банки делятся на 2 типа – это центральные и коммерческие. Главном банком страны является центральный банк (ЦБ) – это государственное кредитное учреждение, которое наделено полномочием по эмиссии денег и регулирует всю банковскую систему.

Коммерческий банк называют кредитным учреждением по аккумуляции денег , то есть их накоплению, мобилизации денег с последующим размещением их на рынке. В разных странах существует огромное количество коммерческих банков с отличными структурами и разным отношением собственности. Каждая страна по-своему трактует этот термин, но самое главное отличие есть везде, и, заключается оно в монопольном праве эмиссии банкнот.

Центральный банк – главный банк страны. ЦБ не имеет связи с физическими лицами. Для этого и были придуманы коммерческие банки, выполняющие роль посредников.

Общие черты

К общему между центральным и коммерческими банками можно отнести их основные признаки. Обладая особым видом деятельности любой банк правомочен осуществлять сделки определенного типа – банковские операции. Как участник денежной системы банк обладает властными полномочиями в отношении клиентов. Законодательством регламентирована вся деятельность каждого банка и устанавливается прямой запрет на занятие определенными видами деятельности. Все они призваны осуществлять денежно-экономическую политику страны.

Чем отличается центральный банк от коммерческих?

Как указывалось выше, главным отличием центрального банка – это его монопольное право на выпуск денежных знаков . Что же касается остальных функций, то тут тоже имеется масса различий. Имея общие признаки, эти банки значительно отличаются по наделённым полномочиям и своим статусом в денежно-кредитной системе. Коммерческие банки находятся под полным руководством центральных банков. Они могут их кредитовать, полностью контролировать их деятельность, проверять.

Центральный банк со всей своей сущностью верховенства достигает более важные и масштабные цели на уровне макроэкономики страны: осуществляет денежную политику страны, полностью обслуживает бюджет государства, хранит валютный и золотой запасы страны, регулирует экономическую сторону жизни общества.

Функции коммерческого банка определяет сфера его деятельности – работа с физическими лицами и организациями. Аккумулируя (накапливая) денежные средства за счет денег других экономических объектов, они открывают вклады на условиях выплаты процентов, предоставляют кредиты, обеспечивают бесперебойное функционирование платежной системы с помощью операций по переводу денег, создают платежные средства.

Еще одно отличие можно увидеть, проанализировав цели этих банков. Главной целью коммерческого банка всегда будет получение прибыли путем проведения денежных операций и удовлетворения потребностей общества. Центральный банк же обеспечивает укрепление банковской системы, ее развитие, обеспечивает эффективное развитие и функционирование платежной системы. Таким образом, перед ним не стоит основной задачи – извлечение прибыли от своей деятельности.

ЦБ имеет право на издание нормативных актов, обязательных для государственных органов. Размер уставного капитала центрального банка во много раз превышает капиталы коммерческих банков. Имеются существенные различия в структуре банков.

Центральный банк всегда обеспечен главным коллегиальным органом. В Российской Федерации, например, это Национальный банковский совет, состоящий из 12 членов. Они направляются Президентом РФ, Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ. Такой совет имеет своего председателя, избираемого из самих участников. ЦБ РФ имеет собственную печать с изображением герба и наименованием.

Вся отчетность коммерческих банков составляется на основании положений, разрабатываемых центральными банками. Они же ведут их расчетные счета

Чаще всего, центральные банки могут иметь двойственную природу с точки зрения права. С одной стороны ЦБ может являться государственным органом, имеющим специальные полномочия по управлению всей денежной политикой страны. С другой стороны – это простое юридическое лицо, которое занимается хозяйственной деятельностью, вступает в различные отношения с кредитными учреждениями.

Центральный банк в отличие от остальных обеспечивает укрепление и развитие банковской системы, нормальное функционирование и бесперебойную работу платежной системы, является последней инстанцией при кредитовании для коммерческих банков.

Возникновение центральных банков и их роль в развитии эк. На совр.этапе

Пути создания Цб : исторического закрепления функций ден. эмиссии за крупнейшей кредит. орг-ей; учреждения гос-вом эмиссион. банка. Факторы способствующие обособлению : монополизация и централизация ден. эмиссии (Цб появ. как ком. б наделенные правом выпуска банкнот в обмен на их готовность фин-ть дефицит гос. бюджета), удобство использования в ден. обращении одного типа банкнот, преимущество централизации упр-я и защ. гос. ЗВР, необходимость совершенствования сис. платежей, выгодность сеньоража (затраты на изготовление купюр), поиск банками безопас. и надеж. хранилища свих резервов и более сильного банка способного предоставить в нужный момент займ. Эволюция - зарождение (учреждены в XIX в.), национализация (произошла после великой депрессии и II мир. войны, когда произошло усиление позиций Цб в нац. эк-ках, ↔ фин. рынков, необходимость гос. регулир-я ден. кред. сферы), глобализация (Махстрихский дог-р 1. 05.93, Цб 12 гос-в отказались от использования нац. ден. ед. в пользу евро, Цб передали свои полномочия по разработке и реализ-и ДКП Европ.Цб).

Место в эк-ке: содействие перераспред-ю кап-ла по сферам и отраслям эк-ки, снабжают эк-ку ден. массой в соотв. со спросом обеспеч эк. рост, способствует снижению издержек обращения (благодаря их деят. про-т ускорение оборота $ и разв. безналич. расчетов), проводник ДКП гос-ва, оказ. воздействие на ур-нь цен, динамику валют. курса, конъюнктуру фин. рынков… Цб - центр кредит. сис.

Основные функции ЦБ, их отличие от функций коммерч. Банка.

основные функции (от латинского слова «functio») – исполнение, деятельность, что в широком смысле слова означает обязанность, круг деятельности, назначение.

ЦБ выполняют следующие основные функции:

Эмиссия банкнот и монет; Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

Проведение денежно-кредитной политики; ДКП ЦБ осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

Является «банком банков» - служит расчетным центром банковской системы, предоставляет ей кредиты, в некоторых странах осуществляют надзор за деятельностью банков; Поскольку ЦБ не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. ЦБ устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

Рефинансирование кредитно-банковских институтов (в том числе с помощью установки ставки рефинансирования, ломбардной ставки и т. п.);

Управление официальными золотовалютными резервами;

Проведение валютной политики;

Денежно-кредитное регулирование экономики.;

ЦБ главенствует над всеми коммерческими банками, разрабатывает различные положения и принципы ведения банками своей деятельности, а также контролирует их работу, проводя разнообразные проверки и анализируя отчетность. В свою очередь деятельность коммерческих банков направлена на удовлетворение интересов населения и юридически оформленных хозяйствующих субъектов страны. Они могут выдавать кредиты, принимать вклады, обменивать валюту, продавать драгоценные металлы.

Разница между ЦБ и коммерческим банком

Только ЦБ имеет право выпускать денежные знаки государства;

ЦБ разрабатывает положения по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в коммерческих банках;

ЦБ выдает кредиты только коммерческих банкам, а последние могут выдавать кредиты населению и юридическим лицам, а также осуществлять вклады и разнообразные операции с ценными вещами, например, валютой или металлами.

Центральный банк РФ в отличие от коммерческих банков – федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государ

ственное управление в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой. Главной же задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойности денежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан в соответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главная цель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государства по разработке и осуществлению денежно – кредитной политики.

1.3. Функции Центрального банка

Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Деятельность Центрального банка любой страны, в том числе и Банка России, направлена на решение триединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:

Монопольная эмиссия банкнот;

- «банк банков»;

Банк правительства;

Регулирование денежно-кредитной системы;

Реализация валютной политики;

Организация платежно-расчетных отношений.

Главный расчетный центр страны.

Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

Эмиссия банкнот – эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого Центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с Центральными банками проводили эмиссию банкнот, то в процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих кредитных учреждений в Центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком – Центральным. Правда, право чеканки монет было частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.

Банкноты только Центрального банка являются неограниченно “законным платежным средством” и тем самым средством погашения долгов. Также Центральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах, могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областные управления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию – выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция, в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляется автоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

В настоящее время Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

В условиях золотого монометаллизма банкноты Центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.

«Банк банков». Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. Центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.

В периоды напряженного положения на денежном рынке Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.

В последнее время взаимоотношения Центрального банка с кредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения, что связано, прежде всего, с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов. Взаимоотношения Центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, Центральный банк является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.

Банк правительства. Центральный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль Центрального банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

За последние годы произошли глобальные изменения в банковских системах отдельных стран, в частности, России.

Формирование рыночных отношений в России и перспективные задачи развитии экономики страны предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы, в свою очередь, невозможно без решения вопросов управления банковской деятельностью и регулирования банковской ликвидностью. Однако особенности экономики России требуют дальнейшего изучения теории и практики мирового и российского денежно-кредитного регулирования в частности проработки некоторых малоисследованных вопросов, включая прикладные аспекты, требованиям, имеют определенные недостатки, или слишком сложны в применении.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии, Центральный банк Российской Федерации и др.

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе. Значение центрального банка состоит в том, что он несет ответственность за проведение денежной политики и стабильность банковской системы в целом. Для современной банковской системы характерны две фундаментальные особенности: во-первых, эта система - регулируемая (причем наряду с саморегулированием имеет место централизованное регулирование со стороны центрального банка), в во-вторых, рыночная (конечным результатом деятельности кредитных институтов является реализация банковских услуг на рынке в условиях усиливающейся конкуренции).

Деятельность центрального банка проявляется преимущественно на макроуровне экономических отношений. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития всего общества и отдельных его граждан.

Вместе с тем как юридическое лицо центральный банк осуществляет отдельные операции с конкретными другими экономическими субъектами. Микроуровень экономических отношений здесь проявляется в полной мере, однако центральный, в отличие от других банков, работает не на себя, а на экономику в целом. Отличия центрального банка от коммерческого банка представлены в таблице 1.


Таблица 1. Сравнение содержания и функций банка, реализующего государственные полномочия и коммерческих банков

Параметры отличия

Центральный банк

Коммерческий банк

Целевая ориентация

Получение прибыли не является целевым мотивом деятельности центрального банка

Главная цель - получение прибыли

Тип собственности

Капитал центрального банка, чаще всего принадлежит государству

Для коммерческих банков в рыноч-ной экономике наиболее характерна акционерная форма собственности на капитал

Численность и капитальная база

В каждой отдельной стране функционирует свой единый национальный центральный банк

Коммерческих банков в зависимости от национальных традиций, масштабов экономики и разме-ров территории могут быть десятки, сотни и даже тысячи

Направление деятельности

Является универсальным денежно-кредитным институтом, выполняющим широкий круг операций и услуг

Коммерческие банки, осуществляя определенный набор услуг, могут быть как универсальными, так и специализированными.

Отраслевая направленность

Деятельность Центрального банка обеспечивает общие народнохозяйственные потребности и не может быть отраслевой по своей природе

Часто коммерческие банки сосредоточиваются на обслуживании определенной отрасли хозяйства

Региональный признак

Центральный банк является национальным учреждением, обслуживающим экономические субъекты по всей территории страны

Ком-мерческие банки могут подразделяться на региональные
(местные), городские, межрегиональные, международные

Центральный банк не обслуживает непосредственно товаропроизводителей (за исключением случаев, когда в той или иной местности отсутствуют учреждения деловых банков), клиентами центрального банка выступают коммерческие банки

Клиентами коммерческих банков могут быть физические лица, финансовые организации, частные и государственные предприятия.

Законодательство

Деятельность центрального банка — это область применения публичного права

Деятельность ком-мерческого банка — область применения хозяйственного права, особых законов, регулирующих деятельность банков как коммерческих структур

Характер подчиненности

Центральный банк как субъект, представляющий государственную власть в денежной сфере, чаще всего подотчетны только законодательной власти (парламенту, Государственной думе и др.), перед которой периодически отчитываются по результатам своей деятельности.

Коммерческие банки подотчетны только своим акционерам, перед кото-рыми на годовом собрании оглашают итоги своей работы за отчетный период.

Правовое обеспечение начала деятельности

Начало деятельности центрального банка учреждается актом верховной государственной власти.

Начало деятельности коммерческого банка кладет получение им в Центральном банке лицензии.

Назначение высшего руководства

Центральный банк имеет национальную значимость и большая часть его капитала чаще комплектуется на государственной основе, руководитель центрального банка назначается и утверждается президентом и высшим законодательным органом страны

Руководитель коммерческого банка назначается его акционерами.

Надзор и контроль

Контроль за работой центрального банка осуществляется на государственном уровне. В РФ, например, для проверки деятельности Банка России назначается аудиторская организация с высокой профессиональной репутацией. По отдельным вопросам деятельности Банк России может проверяться Счетной палатой Российской Федерации.

Надзор и контроль за работой коммерческих банков могут осуществлять либо специально уполномоченные пра-вительственные учреждения, либо Центральный банк (как это, например, принято в РФ).


Таким образом, анализирую данную таблицу можно сказать о том, что Центральный банк главенствует над всеми коммерческими банками, разрабатывает различные положения и принципы ведения банками своей деятельности, а также контролирует их работу, проводя разнообразные проверки и анализируя отчетность. В свою очередь деятельность коммерческих банков направлена на удовлетворение интересов населения и юридически оформленных хозяйствующих субъектов страны. Они могут выдавать кредиты, принимать вклады, обменивать валюту, продавать драгоценные металлы.

Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Опыт функционирования Банка России в условиях рыночной экономики невелик и российское законодательство о ЦБ РФ пока еще очень молодо.

Независимость Банка России при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Приведенные конституционные нормы конкретизиро-ваны в Законе о Банке России, который четко обособляет статус Банка России, указывая, что он определен Конституцией РФ и действующим законодательством. Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Однако, не следует понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле.

К основным факторам независимости центрального банка можно отнести следующие:

  1. Собственность на капитал. Известны три варианта контро-ля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. В РФ имущество Банка России является федераль-ной собственностью. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб. Банк России владеет, пользуется и распоряжается иму-ществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обяза-тельствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  2. Наличие прибыли и её распределение. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Однако сам факт того, что ЦБ передает часть своей прибыли государству, ставит ЦБ в зави-симость от государства, постоянно нацелен-ного на сеньораж (в некоторых странах его конкретная сумма даже закладывается в го-сударственном бюджете).
  3. Характер назначения руководства. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Пред-седатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет.
  4. Законодательная регламентация возможности прямого или косвенного финансирования дефицита бюджета. Чем более ог-раничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем бо-лее он независим. В РФ закон запрещает прямое кредитование правительст-ва для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покуп-ку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете. Государство не отвечает по обязательствам Банка Рос-сии, а Банк России по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В любом случае между центральным банком и государством (правительством) обязательны тесные связи в силу того, что они действуют на одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществ-ляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. В долгосрочном плане политика центрального банка должна следовать приоритетам макроэкономического курса правительства.

С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на полити-ку центрального банка, предписывать ему какую-либо политику, потому что в этом случае центральный банк утратит свою самостоятельность и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него специфические функции и задачи. Следовательно, для эффективной деятельности центральному банку в любом случае необходима существенная степень независимости от исполнительной власти.

Не устанавливая конкретной организационно-правовой формы, федеральный закон о Центральном банке вместе с тем закрепляет, что Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответству-ющей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

В отечественной экономической литературе Центральному банку уделяется пристальное внимание. Ученые, экономисты и политики и в настоящее время дискутируют по вопросам статуса, целей, функций, подотчетности и независимости Центрального банка.

Отразим дискуссию по вопросу определения статуса Центрального банка.

В экономической литературе встречаются следующие точки зрения на определение статуса Центрального банка:

  1. учреждение;
  2. федеральная служба (министерство);
  3. федеральный банк (федеральный государственный банк);
  4. предприятие;
  5. денежная власть;
  6. орган государственной власти;
  7. государственная корпорация;
  8. федеральный орган государственной власти.

Рассмотрим подробнее данные трактовки определения статуса Банка России.

В научной литературе высказаны различные позиции относительно организационно-правовой формы Банка России. Как считает А. Бадтиев, особенностям правово-го положения Банка России соответствует такая организационно-правовая форма, как государственное учреждение. Учреждение в соответствии с учредительными документами может иметь право осуществлять деятельность, приносящую доход. По мнению А. В. Шестакова, в гражданском законодательстве РФ есть организационно-правовая форма, сходная по своему содержанию с «юридическим лицом публичного права», - это учреждение. «Одним из предназначений учреждения как некоммерческой орга-низации является осуществление управленческих функций в целях, направленных на достижение общественных благ». Однако, согласно ст. 120 ГК РФ, «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих... или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им пол-ностью или частично».. Статус учреждения не согла-суется с положениями Закона о ЦБ РФ, в частности ст. 2, исходя из которой Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Общеизвестно, что Центральный банк осуществляет финансирование своих расхо-дов за счет собственных доходов. Таким образом, Центральный банк не является, на наш взгляд, учреждением. Л. Ефимова относит Банк России к государственным унитарным предприятиям. Однако государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, а Банк России в силу ст. 3 Закона «О ЦБ РФ» выступает как некоммерческая организация.

Капитал и имущество Банка России - это федеральная собственность, посредством своего имущественного комплекса правительство достигает определенных целей в денежно-кредитной сфере. Согласно ст. 114 Конституции РФ, «…Правительство РФ... обеспечивает проведение... единой финансовой, кредитной и денежной политики». Если сделать акцент на слове «единой», то подразумевается лишь координация денежно-кредитной политики с финансовой, находящейся целиком в ведении правительства. В ином случае получается, что прави-тельство проводит денежно-кредитную политику, делегируя эти полномочия своей службе (министерству). Однако в качестве контраргументов можно привести, во-первых, тот факт, что закрепление статуса федеральной службы нарушило бы принцип независи-мости Банка России и подчинило бы его правительству. Во-вторых, представляется невозможным проведение политики правительством и делегирование ее проведения независимому от него органу. В-третьих, Банк России не обладает полномочиями распорядительного характера по отношению к банкам и не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность.

Согласно ст. 2 Закона «О Центральном банке РФ», «… Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью», а ст. 114 Конституции РФ, «… Правительство РФ … осуществляет управление федеральной собственностью», что косвенно можно отнести в пользу версии федерального банка (федерального государственного банка). Однако напрямую в российском законодательстве Банк России не называется федеральным банком.

Наличие признаков юридического лица и факт осуществления своих расходов за счет собственных доходов (ст. 2 Закона «О Центральном банке РФ») косвенно указывают на определение статуса Банка России как предприятия. Однако, согласно ст. 132 ГК РФ, предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». А согласно ст. 3. Закона «О Центральном банке РФ», получение прибыли не является его целью деятельности.

Определение Конституционного суда РФ № 268-О от 14.12.2000 г. «О проверке конституционности части третьей ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» относит исключительное право на осуществление денежной эмиссии и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - к функциям государственной власти. Однако против определения Банка России как денежной власти свидетельствует тот факт, что не допускает передачу ее функций, ее государственных полномочий юридическому лицу, имеющему исключительно гражданско-правовой статус.

В п. 2 ст. 75 Конституции РФ содержится косвенная характеристика Банка России как одного из органов государственной власти, выполняющего свою основную функцию «независимо от других органов власти». Несмотря на это, Банк России не значится в перечне органов государственной власти.

Предлагается также рассматривать Банк России в качестве государственной корпорации. Согласно ст. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается создан-ная на основании федерального закона, не имеющая членства некоммерческая орга-низация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Некоторые авторы полагают, что Банк России - феде-ральный орган государственной власти с особым статусом. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что Банк Рос-сии наделен полномочиями по изданию нормативных актов, а также по применению юридических санкций. Такие пол-номочия характерны только для государственных органов. Кроме того, к аналогичному выводу приводит буквальное толкование Конституции РФ, в ч. 2 ст. 75 которой идет речь о независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти. При таком подходе наделение Банка России стату-сом юридического лица необходимо для его участия в иму-щественном обороте.

Многие экономисты считают, что конкретизация статуса Центрального банка России означает либо необходимость разрабатывать отрасль публичного права и делать Центральный банк публичной компанией, либо менять Конституцию и признавать Центральный банк органом государственной власти, то есть четвертой властью наряду с исполнительной, за-конодательной и судебной.

Предшествующий анализ показывает, что при всей важности данного вопроса статус Банка России не определен в полной мере. Автор считает, что статус Банка России можно определить как уникальное юридическое лицо, обладающее специфической правовой природой, особым конституционно-правовым статусом и полномочиями, характер и специфика которых прописаны только в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Роль центрального банка как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Познание и использование функций цент-рального банка позволяют четко определить направления его дея-тельности в экономике страны.

Для боль-шей ясности следует определить различие между понятия-ми «цели деятельности» и «функции» Банка России. Под целями деятельности следует понимать набор конкретных ключевых проблем, решение которых отнесено к ведению ЦБ РФ, а под функциями - постоянно осуществляемые виды деятельности, направленные на решение указанных проблем.

Раскрытие сущности Центрального банка будет наиболее полным при рассмотрении его функций. Отметим, что вопрос о функциях Центрального банка также дискуссионный.

Противоречия наблюдаются даже на уровне законодательства РФ: п. 2 ст. 75 Конституции РФ гласит, что основной функцией Центрального банка РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Между тем, ст. 3 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» относит защиту и обеспечение рубля к целям деятельности Банка России.

Остается констатировать тот факт, что цели и функции Центрального банка часто смешиваются. Это связано с различным пониманием термина «функция» в экономической и юридической науке. С точки зрения банковского дела, функция - нечто специфическое, имеющее постоянный характер взаимодействия банка как целого с внешней средой. С точки зрения банковского права, функция выражает направления деятельности, поэтому функция Центрального банка - это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам, установленная законодательством и выполняемая банком для реализации поставленных перед ним целей.

Претерпев значительные изменения, цели деятельности современного Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» заключаются в следующем:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2. развитие и укрепление банковской системы РФ;
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

С точки зрения банковского права, Центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих функций. Следовательно, перечень функций полностью определяется федеральным законодательством и может меняться в зависимости от понимания законодателями целей, которые ставятся перед Центральным банком.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выделяется перечень из 19 функций.

В экономической литературе можно встретить различные классификации функций Банка России.

В зависимости от направле-ний его деятельности выделяются функция хозяйственной деятельно-сти и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обраще-нием) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кре-диторов).

По степени важности разделяются основные функции и дополнительные. К основным относят те, которые направлены на сохранение стабильности денежной единицы. Среди них выделяют регулирующую (управление совокупным денежным оборотом, регулирование денежно-кредитной сферы, регулирование спроса и предложения на кредит), контрольную (осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы, проведение валютного контроля) и обслуживающую (организация платежно-расчетных отношений банков, кредитование банков и правительства, финансовое обслуживание правительства) функции. Дополнительные функции в этом случае содей-ствуют реализации основных функций. К ним относят проведение аналитических исследований, ведение статистической базы данных, создание централизованных баз данных, выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулирования на территории страны, осуществление связей с небанковской клиентурой и предоставление общественных услуг, предоставление определенного набора услуг коллективного пользования.

В зависимости от экономических субъектов, интересы которых выражает деятельность Банка России, его функции разделяют на функции, выпол-няемые им:

  • от имени и в интересах государства;
  • от своего имени, но в интересах общества;
  • от своего имени и в своих интересах.

Очевидно, что данная классификация напоминает ха-рактер выполняемой центральным банком работы, учитывающей интересы экономических агентов, а не сами специализированные действия, осуществля-емые им и отличающиеся от действий других экономических институтов.

Также встречается разделение функций на внутренние и внешние. Внутренними считаются функции, которые Централь-ный банк выполняет с резидентами в пределах РФ, внешними - те, которые он осуществляет во взаимоотношениях с ино-странными субъектами. Скорее всего, рассматриваемые процессы выражают сферу деятельности центрального банка, подлинные его функции как особого денежно-кредитного института представлены здесь не в полном объёме.

В зависимости от специализированных видов управленческой деятельности выделяют функции Банка России, лежащие в сфере:

  1. денежно-кредитной политики;
  2. управления банковской системой;
  3. осуществление банковских операций.

Можно встретить также упоминание о функции осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения и функции организации взаимодействия с органами государственной власти и управления РФ, а также с кредитными организациями.

Для выполнения возложенных на него функций Банк России наделен полномочиями осуществлять нормотворческую деятельность. Он имеет право издавать норматив-ные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции фе-деральными законами. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и фи-зических лиц. Они не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы.

Банк России может быть ликвидирован только на осно-вании принятия соответствующего закона о поправках к Конституции РФ.

Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем. Обозначим их.

1) В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. Были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, однако никаких сведений об их деятельности нет, а по результатам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

2) Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки коммерческого банка законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения. Между тем при принятии решений о применении к коммерческим банкам тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на коммерческом банке, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность является гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

3) Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный орган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматическая конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и поэтому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

4) По своей природе банковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономических связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и другие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами международного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банковском надзоре над межгосударственными банками, созданными на территории Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков применимы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специальными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзоре.

Международный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не попадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст. 15 Конституции РФ правила, установленные международным договором, имеют приоритет над правилами внутригосударственного законодательства. Одновременно с этим в п. 1 и п. 2 ст. 75 Конституции РФ записано: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Поэтому для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредитные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны.

5) Предметом банковского надзора, и в частности банковских проверок, является соблюдение коммерческим банком законодательства и правил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридических подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не заглядывает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные нарушения в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха.

6) Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских правил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говорилось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их доступности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

7) Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

  • кредитная организация как таковая;
  • системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

  • правовые отношения;
  • финансовые отношения;
  • бухгалтерский учет и отчетность.

К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банковская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями.

Системные связи между кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.

8) Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в коммерческом банке. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с правилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспектировании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правительстве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, например, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со стороны Банка России.

9) Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью коммерческого банка. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

В заключение отметим, что на наш взгляд, наряду с некоторыми проблемами банковского законодательства, дальнейшему развитию банковской деятельности во многом препятствуют высокие финансовые риски, сохраняющиеся до настоящего времени. Это кредитные риски, риски ликвидности. Влияет на ситуацию во многом и политическая ситуация, так как уровень развития российского банковского сектора отражает степень развития экономики, финансового рынка, уровень монетизации экономики, состояние финансовой сферы, системы налогообложения и правового регулирования.

Литература

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учебник. М.: Юриспруденция, 2003. 234 c.
  2. Банковское дело / Под ред. В.И.Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1995. 321 c.
  3. Денежное обращение и кредит при капитализме / Под ред. Л.Н.Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1989. 326 c.
  4. Федорова А.Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации: учеб. пособие / А.Е.Федорова; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2009. 136 c.
  5. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-ФЗ) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / А.Ю. Казак, М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева, Е.Г. Шатковская, О.А. Солодова, Т.Д. Сиколенко; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. М.С. Марамыгина. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2006. 688 c.
  8. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2000. 654 c.
  9. Финансы и кредит: Учебник / А.Ю. Казак и др.; Под ред. А.Ю. Казака. Екатеринбург: АОЗТ «Издательский дом «ЯВА», 1998. 640 c.
  10. Вьюгин О.В. Экономика и денежно-кредитная политика // Деньги и кредит. 2003. № 11. 25 c.

Bibliography

  1. Аbramova М.А., Аlexandrov L.S. Finance and credit: a course-book. М.: Jurisprudenciya, 2003. 234 p.
  2. Banking / Edited by V.I. Koesnikov, L.P. Krolivetskaya. М.: Financy i statistika, 1995. 321 p.
  3. Monetary circulation and credit under capitalism / Edited by L.N. Krasavina. М.: Financy i statistika, 1989. 326 p.
  4. Fedorova А.Е. The organization of the Central Bank of the Russian Federation: a course-book / A.E. Fedorova; edited by Prof. A.Yu. Kazak, Prof. M.S. Maramygin. Ekaterinburg: AMB Publishing, 2009. 136 p.
  5. The Constitution of the Russian Federation (as amended by the Presidential Decree № 20 of 09.01.1996, № 173 of 10.02.1996, № 679 of 09.06.2001, № 841 of 25.07.2003, by the Federal Constitutional Law of 25.03.2004 №1-FL) (adopted by popular vote on 12.12.1993) . Access from the reference-legal system “ConsultantPlus".
  6. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): the Federal Law of 27.06.2002 № 86-FL . Access from the reference-legal system "ConsultantPlus".
  7. Money, credit, banks: a textbook for universities / A.Yu. Kazak, M.S. Maramygin, E.N. Prokofieva, E.G. Shatkovskaya, O.A. Solodova, T.D. Sikolenko; edited by Prof. A.Yu. Kazak, Prof. M.S. Maramygin. Ekaterinburg: AMB Publishing, 2006. 688 p.
  8. Banking: a textbook / Edited by O.I. Lavrushin. M.: Financy i statistika, 2000. 654 p.
  9. Finance and credit: a course-book / A.Yu. Kazak et al.; Edited by A.Yu. Kazak. Ekaterinburg: «Publishing house «JAVA» CJSC, 1998. 640 p.
  10. Vjugin O.V. Economy and monetary-credit policy // Money and credit. 2003. № 11. 25 p.
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...