От денежно кредитной политики зависит. Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать н


Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ста­вок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных ка­питалов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической по­литики. Ее главная задача - регулирование предложения де­нег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на об­щие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денеж­ных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных пока­зателей, конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулиро­вания, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики госу­дарства. Этим законодательным документом определяются важ­нейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государст­ва. В данном документе конкретизированы на планируемый пе­риод мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэконо­мической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом стра­ны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной поли­тики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанав­ливаются конечные цели денежно-кредитной политики в фор­ме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состо­яния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели де­нежно-кредитной политики в форме конкретных количествен­ных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших де­нежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относят­ся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Нацио­нального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию цен­трального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливае­мые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов де­нежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитно­го регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирова­ния выступают макроэкономические характеристики исполь­зования кредита, посредством которых центральный банк име­ет возможность воздействовать на экономику, текущее потреб­ление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономиче­ского эффекта центральный банк обеспечивает путем использо­вания рычагов экономического воздействия, корректируя эко­номические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

· по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

· по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

· по форме воздействия - прямые и косвенные;

· по числу объектов воздействия - общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулиро­вания банковских систем. В условиях слабо развитого внутри­государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на за­рубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру опера­ций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использова­ние не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регули­рования выделяют следующие основные группы:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

· переучет векселей;

· ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

· ломбардный кредитный аукцион;

· операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтраль­ную процентную политику (ставка значительно превышает уро­вень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Занижен­ный уровень процентной ставки центрального банка по сравне­нию с уровнем инфляции представляет собой форму внеэконо­мического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммер­ческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повы­шение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Та­ким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и од­новременно служит ограничителем верхнего предела их коле­баний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, централь­ный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требо­вания) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке долж­ны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следую­щие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), ста­билизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности бан­ков. Таким образом, резервные требования выступают инстру­ментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлечен­ных денежных средств в фонде обязательных резервов, разме­щаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовне-сенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспор­ного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненно­го выполнения резервных требований, что создает саморегули­руемую систему стабилизации объемов ликвидности банков­ской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматри­ваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резерв­ных требований кредитной организации (среднюю арифмети­ческую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уров­не по сравнению с установленной величиной резервных требо­ваний, при этом происходит автоматическое изъятие избыточ­ной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законо­дательном порядке и представляет собой процентное отноше­ние суммы минимальных резервов к абсолютным или относи­тельным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы об­щие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требо­ваний, центральный банк регулирует объемы, структуру и ди­намику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных ак­тивов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обя­зательного резервирования как инструмента денежно-кредит­ной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резерв­ных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие струк­турные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официаль­ные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осущест­вляется управление ими. Центральные банки регулируют обра­щение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и ре­жим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резиден­тов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил бир­жевой торговли иностранными валютами и драгоценными ме­таллами, определения порядка лицензирования биржевой дея­тельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представле­ния необходимой информации о валютных операциях в цен­тральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с упол­номоченными государственными органами устанавливает по­рядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осущест­влении банковских операций, иностранной и национальной ва­люты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функ­ции агентов валютного контроля, которые могут быть возложе­ны на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмис­сионным банком, состоят из операций покупки-продажи цен­ных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен­ных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным бан­ком ценных бумаг у кредитных организаций резервы послед­них увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет лик­видность как отдельных банков, так и банковской системы в це­лом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покуп­ки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздей­ствует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокраще­ние) кредитных вложений в реальный сектор экономики со сто­роны кредитных организаций. Таким образом операции эмис­сионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики приме­няется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, ре­же - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рын­ке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяют­ся стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние проце­дуры. При проведении операций на открытом рынке использу­ются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государствен­ными ценными бумагами могут влиять на изменение валютно­го курса, и потому используются центральным банком для воз­действия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной ос­нове. Например, продажа краткосрочных казначейских вексе­лей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции бо­лее многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валют­ном рынке, которые он проводит в целях реализации денеж­но-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегу­лярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию лик­видности банковской отрасли и процентных ставок на денеж­ном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в цен­тральном банке) осуществляется на основе ежедневного состав­ления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увели­чения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской сис­темы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты:

· постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕПО;

· доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

· дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъя­тия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рын­ке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъя­тие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществля­ется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные про­центные ставки; квотирование (прямые количественные огра­ничения на объемы путем установления индивидуальных ли­митов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индиви­дуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики цен­трального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебани­ях ликвидности, процентных ставок и других значимых пере­менах финансового рынка. Инструменты антикризисного ре­гулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депо­зитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контра­гентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 10 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 11 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 12 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 13 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 14 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 15 страница

  • План

    1.Общая информация о денежно-кредитной политике государства

    2. Виды монетарных политик

    3. Методы денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика государства

    Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

    Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

    Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

    Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

    Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

    Виды монетарных политик

    Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

    Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки.

    Различают виды монетарной политики:

    Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

    Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

    Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

    снижение нормы резервных требований

    снижение учетной ставки процента

    покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

    Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

    повышение нормы резервных требований

    повышение учетной ставки процента

    продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

    Методы денежно-кредитной политики

    Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

    Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

    Так же различают общие и селективные методы:

    Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

    Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

    Операции на открытых рынках.

    Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

    Изменение минимальной резервной нормы.

    Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

    Изменение учетной ставки.

    Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

    Политика дешёвых денег

    Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

    Политика дорогих денег

    Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

    Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

    Экономика государства развивается во многом за счет реализации финансовыми властями страны денежно-кредитной политики. В чем ее сущность? Какие из ее методов наиболее распространены?

    В чем заключается сущность денежно-кредитной политики?

    Термин «денежно-кредитная политика» обычно рассматривается в контексте деятельности Центрального банка государства или иной структуры, выполняющей те функции, которые соответствуют ЦБ. В частности, такие как:

    Регламентация деятельности субъектов финансовой рынка;

    Лицензирование коммерческих банков;

    Управление инфляцией;

    Реализация валютной политики;

    Содействие управлению бюджетным капиталом государства.

    Иное наименование рассматриваемого понятия - «монетарная политика». Деятельность ЦБ и аналогичных структур, которые ее проводят, имеет определенные цели. Рассмотрим то, в чем они могут заключаться.

    Цели монетарной политики

    Ключевые цели денежно-кредитной политики, в целом, соответствуют функциям ЦБ РФ, о которых мы сказали выше. Речь идет о таких целях, как:

    Сдерживание чрезмерной инфляции;

    Обеспечение социальной защиты граждан;

    Управление капитализацией ключевых отраслей экономики;

    Оптимизация платежного баланса — но за счет увеличения экспорта.

    От чего зависит выбор государством той или иной разновидности монетарной политики? Каким образом определяются приоритетные цели денежно-кредитной политики центрального банка?

    Как правило, это зависит от текущего уровня стабильности финансовой системы государства, а также динамики развития экономики страны в целом. Если национальное хозяйство относится к развивающимся, то для ЦБ может быть приемлемо выбирать либеральную стратегию: она, как правило, способствует активизации инвестиций, стимулирует деловую активность в условиях незанятых сегментов рынка.

    В случае, если в экономике возникнет кризисная ситуация, цели денежно-кредитной политики государства могут измениться. В этом случае может возникнуть потребность в снижении уровня инфляции. Как мы отметили выше, достижению данной цели способствует консервативная денежно-кредитная политика. Цели ее, таким образом, во многом отражают экономическую ситуацию в государстве. Если национальное хозяйство развивается динамично — монетарная политика может характеризоваться одними признаками, при кризисных тенденциях — иными.

    Еще один распространенный критерий классификации денежно-кредитной политики — масштабы. Так, выделяют тотальные и селективные методы регулирования экономики. Рассмотрим их особенности подробнее.

    Масштабы денежно-кредитной политики

    Прежде всего, стоит отметить, что оба изученных выше типа монетарной политики, консервативная и либеральная, могут быть как тотальными, так и селективными. Разница между рассматриваемыми разновидностями финансовой системой предопределяется, таким образом, масштабами юрисдикции решений, которые принимаются Центробанком.

    Так, если ЦБ реализует тотальную монетарную политику, то его распоряжения распространяются на все кредитно-финансовые институты, функционирующие в государстве. Цели, методы денежно-кредитной политики могут быть в данном случае связаны с необходимостью стимулирования развития ключевых секторов в экономике, проведения модернизации банковской инфраструктуры государства.

    Селективная структур предполагает распространение юрисдикции решений, принимаемых ЦБ, на ограниченное количество кредитно-финансовых структур. Так, ЦБ, реализуя селективную политику, может:

    Устанавливать лимиты по расчетам;

    Определять нормы кредитования;

    Устанавливать отдельные критерии эффективности работы коммерческих финансовых организаций.

    В данном случае целью ЦБ может быть оптимизация конкретных элементов кредитной системы государства, улучшение платежной инфраструктуры, совершенствование стандартов, в соответствии с которыми проводятся различные платежные операции.

    На практике цели и задачи кредитно-денежной политики государства, то есть, Центрального банка или аналогичных ему институтов, довольно часто меняются. Это связано с постоянными изменениями в экономических процессах внутри государства и за его пределами, с влиянием социально-политических факторов, технологическим прогрессом. Таким образом, ЦБ может регулярно задействовать все отмеченные типы монетарной политики — причем, в разных сочетаниях и очередности.

    Безусловно, в отдельные достаточно длительные периоды государство может выбирать приоритетные методы управления экономическими процессами и в меньшей степени интенсивно задействовать альтернативные им. Но при существенном изменении внешней конъюнктуры, влиянии политических факторов ЦБ может пересмотреть собственные подходы к реализации монетарной политики.

    Полезно будет теперь рассмотреть конкретные инструменты, посредством которых Центробанк регулирует экономические процессы в стране.

    Инструменты монетарной политики государства

    Современные экономисты выделяют следующий перечень основных инструментов, о которых идет речь:

    Установление норм по резервам коммерческих банков;

    Участие ЦБ в сделках на фондовых биржах;

    Установление ключевой ставки;

    Регламентация деятельности коммерческих кредитных организаций.

    Изучим их подробнее.

    Резервные требования для коммерческих банков

    Первый инструмент из перечня, рассмотренного выше, рассматривается как один из ключевых, поскольку позволяет Центробанку оказать значительное влияние на соотношение спроса и предложения капитала в экономике государства. Дело в том, что объем собственных резервов коммерческого кредитно-финансового учреждения напрямую определяет возможности банка, выступающего субъектом кредитования. Если требования, установленные ЦБ для соответствующего ресурса, высоки, то активность банков в соответствующем сегменте финансового рынка снижается. Как следствие — уменьшается капитализация экономики в части реального сектора, однако, может повыситься с точки зрения капиталоемкости финансовой сферы, депозитов граждан.

    Ужесточение требований к резервам коммерческих банков может способствовать снижению инфляции и достижению иных требующих консервативного подхода целей денежно-кредитной политики. Является ли рассматриваемый инструмент эффективным с точки зрения решения стратегических задач в экономике?

    В среде экспертов мнения на этот счет разные. Некоторые аналитики считают, что изменение нормативов в части резервных требований должно быть временной мерой, другие полагают, что ЦБ РФ следует регулярно задействовать соответствующий инструмент — особенно часто в условиях кризиса и неопределенности различных процессов в национальном хозяйстве.

    Участие ЦБ в операциях на фондовых биржах

    Следующий распространенный инструмент монетарной политики ЦБ — регулирование сделок на фондовых биржах. Соответствующие финансовые учреждения являются площадками для открытых торгов. В том числе и тех, что предполагают сделки по купле-продаже ценных бумаг, эмитируемых государством, а также крупнейшими предприятиями, которые осуществляют деятельность в стране.

    ЦБ в данном случае может быть активным игроком рынка, покупая или продавая те или иные виды ценных бумаг. Как правило, Центробанк участвует в сделках, отражающих оборот государственных облигаций. В случае, если он их покупает, это свидетельствует о том, что реализуемая им денежно-кредитная политика цели преследует те, что характеризуют либеральный подход к регулированию экономики. То есть, государство или крупнейшие компании, получив капитал от ЦБ, могут направить его на инвестирование в новые проекты (бюджетные, коммерческие), осуществить стимулирование развития тех или иных отраслей.

    В свою очередь, продажа ценных бумаг может свидетельствовать о том, что цели денежно-кредитной политики ЦБ связаны с реализацией консервативного подхода к управлению экономическими процессами — поскольку в этом случае капитализация рынка снижается.

    Установление ключевой ставки

    Следующий инструмент ЦБ — установление ключевой ставки. Данный показатель, как мы отметили выше, предопределяет условия кредитования на рынке в целом.

    Так, высокая ключевая может говорить о том, что цели денежно-кредитной политики Банка России — снижение динамики капитализации отдельных отраслей экономики за счет заемных средств, а также уменьшение инфляции. Вместе с тем, высокая ключевая ставка Центробанка, как правило, стимулирует привлечение денежных средств граждан в банки в виде вкладов — под высокий процент. В результате растет капитализация, в свою очередь, кредитно-финансовой организации.

    Регламентация финансовых операций коммерческих банков

    Еще одно важнейшее направление монетарной политики государства — регламентация, установление стандартов работы коммерческих банков. Оно осуществляется в связи с тем, что финансовым властям необходимо обеспечивать стабильность функционирования банковской системы как одного из ключевых ресурсов для реализации монетарной политики.

    Коммерческие кредитные учреждения играют роль важнейших финансовых институтов государства. Они должны обладать устойчивой инфраструктурой и осуществлять деятельность в соответствии со строгими регламентами — так, чтобы их клиенты, граждане, предприятия и бюджетные структуры, имели возможность пользоваться защищенными и доступными услугами. Основные цели денежно-кредитной политики государства также предполагают самое активное задействование данной инфраструктуры. Задача ЦБ — обеспечить эффективное правовое регулирование ее выстраивания и модернизации.

    Денежно-кредитная политика Банка России: основные приоритеты

    Полезно будет рассмотреть то, каких приоритетов придерживается российский ЦБ в монетарной политике. Выше мы отметили, что Центробанк как главное кредитно-финансовое учреждение государства выбирает тот или иной подход в управлении экономическими процессами исходя из положения дел в национальном хозяйстве, реальных факторов, влияющих на развитие экономики. Соответствующий принцип характеризует и российский ЦБ.

    Данная кредитная организация, как показывает практика, реализует преимущественно консервативные стратегии в периоды рецессии и либеральные — при росте экономики государства. Так, в кризис 2008-2009 годов ключевая ставка ЦБ РФ была существенно увеличена: это замедлило рынок кредитования, существенно сократило капитализацию в экономике но, вместе с тем, во многом позволило сохранить инфляцию на приемлемом уровне. После преодоления кризиса ключевая ставка снизилась: ЦБ перешел к либеральной политике управления экономическими процессами.

    По причине падения цен на нефть и осложнения международных отношений России в экономике РФ в 2015 году вновь наступила рецессия. ЦБ повысил ключевую ставку и продолжает держать ее на достаточно высоком уровне. Уровень инфляции — если рассматривать его как основной критерий эффективности монетарной политики, как показывают статистические данные, находится в РФ на приемлемом уровне.

    Опять же, отметим, что в среде экономистов есть разные оценки подходов ЦБ РФ к регулированию экономики: есть точка зрения, что ключевую ставку нужно снижать и стимулировать кредитование, как следствие — повышать уровень капитализации различных отраслей национального хозяйства.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели сущность, основные цели и инструменты денежно-кредитной политики государства, которая также именуется монетарной. Главный ее субъект — Центральный банк. В его ведении — регулирование инфляции, платежного баланса, ключевой ставки, регламентация деятельности коммерческих финансовых учреждений, которые также играют важнейшую роль в реализации монетарной политики государства. В зависимости от экономической ситуации внутри страны, за ее пределами, влияния социально-политических факторов ЦБ может выбирать ту или иную монетарную стратегию, а также конкретные инструменты для ее реализации. В общем случае они отражают один из 2 подходов: консервативный — предполагающий сокращение капитализации экономики или ключевых ее отраслей, или же либеральный — характеризующийся стремлением ЦБ стимулировать активный обмен капиталами участников рынка.

    При необходимости один подход может сменять другой. Например, при появлении факторов, способствующих экономической рецессии, цели денежно-кредитной политики России, как правило, отражают стремление финансовых властей к сокращению объемов капитализации экономики. Это выглядит как увеличение Центробанком ключевой ставки, в ряде случаев — изменение требований к резервам коммерческих кредитных учреждений. Но как только экономическая ситуация в государстве стабилизируется — ЦБ, как правило, снижает ключевую ставку.

    Введение

    1. Теоретические подходы к изучению денежно-кредитной политики

    1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в денежно-кредитной политике

    2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка в России

    2.1 Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России

    2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики

    2.3 Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России

    3 Основные недостатки по ведению денежно-кредитной политики и направления их решения

    3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

    3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложение 1 Структура денежного рынка России по налично-безналичному обращению

    Приложение 2 Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного фонда России на 2006–2015 г.г., млрд. долларов США


    Введение

    Прохождение российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций динамики денежного и кредитного секторов экономики.

    Бурное расширение видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов, использование ЭВМ диктуют новые условия развития кредитного рынка.

    Перераспределение денежных ресурсов на кредитном рынке между его участниками приводит к перераспределению денежной массы страны между отраслями экономики приоритетно с более высокой доходностью. Такое взаимодействие приводит к созданию базы для ускоренных расчетов, внедрению автоматизированных новых способов, появляется более широкие возможности для участников ссудного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

    В сфере денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Вследствие таких причин, от состояния наличного денежного рынка во многом зависят нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной способности.

    Во всех этих процессах немаловажную роль играют Центральные банки, которые служат центром денежно-кредитной системы любой страны.

    Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательской способности рубля и его валютного курса. Также благодаря действенной политике, проводимой Центробанком РФ, усиливается проникновение на отечественный кредитный рынок иностранных банков и увеличивается участие российских банков в западноевропейской экономике.

    Поэтому целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.

    Задачи исследования следующие:

    1. Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;

    2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;

    3. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

    4. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

    5. Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

    Методами исследования, использованные в данной курсовой работе, являются: экономико-математический, статистический, графический и другие.

    Также, в данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей, периодические издания.


    1. Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики

    1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики

    С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

    Целями денежно-кредитной политики являются:

    1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

    Регулирование темпов экономического роста;

    Увеличение ВВП;

    Смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

    Сдерживание инфляции;

    Стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;

    Достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

    2) Социальные задачи:

    Повысить уровень жизни населения;

    Сделать различные услуги более доступными и другие./7/

    Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

    Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

    Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);

    Изменение норм обязательных резервов банков;

    Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

    Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.)./1/

    Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

    Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

    Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.

    Учетная политика.

    В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство - Центральный Банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

    Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

    Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства».

    Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, особенности организации которого рассмотрим в следующей главе данной курсовой работы.

    1.2 Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике

    Возникновение Центральных Банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

    Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце XIX-начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком.

    В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система – это коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, второй уровень - Центральный Банк.Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность.

    Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.

    Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции:

    Монопольно выпускает деньги в обращение;

    Хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;

    Выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

    Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

    Монетарная, или денежно-кредитная, политика государства - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста.

    Кредитно-денежная политика - часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

    Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

    Основополагающими целями кредитно-денежная политика государства являются:

    • - устойчивые темпы роста национального производства;
    • - стабильные цены;
    • - высокий уровень занятости населения;
    • - равновесие платежного баланса.

    Эффективность кредитно-денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно-денежного регулирования.

    Основными общими инструментами кредитно-денежной политики являются: установление обязательной нормы резервирования; регулирование официальной учетной ставки; операции на открытом рынке; административные меры.

    Политика учетной ставки (дисконтная политика) выражается в регулировании ставки переучета в Центральном банке векселей (письменных обязательств должников уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте), поступивших от коммерческих банков. Те же, в свою очередь, получают векселя от промышленных, торговых и прочих компаний. При определении своего ссудного процента коммерческие банки ориентируются на учетную ставку Центрального Банка.

    Изменение величины учетной ставки зависит от состояния экономический конъюнктуры: в условиях спада ставка понижается и кредит расширяется, а при подъеме и угрозе перегрева экономики (то есть угрозы выхода производства за пределы платежеспособного спроса на рынке) ставка повышается, а объем кредитования сокращается.

    Согласно системе обязательных резервов, коммерческие банки обязаны хранить определенную часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах Центрального банка. Величина резервов устанавливается ЦБ в отношении депозитов коммерческих банков и колеблется от 5 до 20%. Как и учетная ставка, размер резервов регулируется в зависимости от экономической конъюнктуры. При экономическом подъеме рост нормы резервов ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и, следовательно, их кредитную экспансию. Снижение нормы резервов при экономическом спаде означает расширение кредитных ресурсов банков и объема их кредитных операций, главным объектом регулирования нормы обязательных резервов являются коммерческие банки, а другие институты обычно следуют процентной политике коммерческих банков.

    Регулирование денежной массы с помощью операций на открытом рынке выражается в купле-продаже государственных облигаций кредитно-банковскими учреждениями. Продавая облигации на открытом рынке, ЦБ таким образом уменьшает кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных институтов. Эти операции ЦБ уменьшают предложение кредита банками и, следовательно, способствуют повышению процентных ставок на рынке. И наоборот, скупая часть таких ценных бумаг, Центральный Банк расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и других кредитных учреждений.

    Прямое административное воздействие государства на кредитно-банковскую систему является одним из основных средств кредитно-денежного регулирования, осуществляемого Центральным банком. На практике оно находит выражение в прямых предписаниях кредитным учреждениям в форме различных директив, инструкций, а также применения санкций. Эти меры в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки.

    Центральный Банк контролирует деятельность коммерческих банков (особенно сомнительные операции), проводит регулярные ревизии кредитных учреждений. Большое значение в кредитном регулировании имеет законодательная и нормативная практика, осуществляемая органами государственной власти - парламентом, правительством, местной администрацией.

    С кредитным регулированием тесно связано регулирование налично-денежной массы в обращении, также осуществляемое Центральным Банком. Его политика в этой области тесно увязывается с вышеперечисленными четырьмя способами кредитного регулирования, а, следовательно, сферы обращения кредитных (депозитных) денег. Между кредитным регулированием и регулированием массы денег в обращении существуют сложные взаимосвязи. Например, если Центральный банк осуществляет активные операции по продаже ценных бумаг, то это действие приводит к сокращению предложения депозитных денег, и наоборот, покупка таких бумаг равносильна расширению депозитной части денежной массы в обращении. Аналогично влияние и процентной политики Центрального Банка, и системы обязательных резервов. Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению народным хозяйством, в том числе и в сфере денежно-кредитных отношений.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...